Познавательное развитие старшая группа январь. Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе
Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
2.Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий;
3.Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, комму-никация.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары.
Организационный момент:
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.
Ход совместной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а еще растениям и животным. Сегодня мы с вами узнаем много нового о воздухе.
Опыт № 1. «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом).
- А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Опыт № 2. «Почувствуй воздух»
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
А теперь возьмите листочек бумаги и подуйте на него. Что с ним происходит? (шевелится, колышется). Как будто от ветра.
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки.
-Что вы видите в стаканчиках? – вода
-Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
.
Опыт № 4. «Воздух есть в любых предметах»
А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы
Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть –(сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть.(раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
Опыт № 5. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты.
Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.
Опыт № 6. «Увидеть воздух»
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? (о воздухе)
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий, нужный для жизни)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовила сюрприз – воздушные шарики. Надуйте их. И поиграйте.
Людмила Харченко
Цель : расширять нравственные знания детей о жизненных ситуациях, способствовать эмоциональному переживанию полученных знаний; повышать статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими; воспитывать этическую культуру детей, уважение, доброжелательность .
Задачи :
- Образовательная : Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова . Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 5-6 лет. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.
- Развивающие : Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, расширить представления о доброте .
- Воспитательные : Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.
- Речевые : Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад почтальон вручил мне письмо, от Доброго волшебника . Давайте его откроем и посмотрим что,же пишет нам Добрый волшебник . Ребята, это стихотворение.
Послушайте!
Доброта нужна всем людям ,
Пусть побольше добрых будет .
Говорят не зря при встрече
«Добрый день » и «Добрый вечер » .
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час » .
Доброта - она от века
Украшенье человека…
Воспитатель : - Дети, сегодня мы с вами поговорим о добрых делах ,о том что мы можем хорошего совершить для своих друзей или близких взрослых.
Давайте встанем все вместе в круг и скажем :
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками)
Воспитатель : Мы поздоровались, а значит, пожелали здоровья, проявили доброжелательность , уважение, вежливость к себе и своим друзьям.
Доброта - это слово особенное. Ведь в давние времена, это слово произносили мягко доброта . Это добро тебе , добро от тебя . А как это верно!
Ребята, вы произносили слово «добрый » , то вы о ком или о чем подумали? (о человеке, поступке, вечере, дне)
А если добрый человек , значит, он какой? (заботливый, внимательный, добродушный .)
А недобрый человек , значит, он какой? (злой, грубый, равнодушный.)
Воспитатель :
А как вы думаете, доброту можно потрогать ? (ответы)
- Доброта имеет ли запах , вкус? (ответы)
А как можно доброту увидеть ? И где? (в поступках, чувствах, действиях, делах.)
А сейчас я попрошу вас сесть в круг, - это наш круг общения. Сейчас мы с вами покажем, как мы умеем общаться, т. е. красиво сидеть и спокойно разговаривать. Послушайте рассказ о доброте .
«Добрый поступок » .
Жил-был беспокойный утенок. Однажды он спросил у своей мамы : «А что такое доброта ?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но утенок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь. По дороге он встретил девочку. Она пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Утенок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» , - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал утенок, - я хочу поскорее узнать, что такое доброта ». «А я знаю, что такое доброта . Мне мама часто рассказывает про добрых людей » - ответила девочка. «Расскажи мне тоже» - попросил утенок. «Сначала достань шарик» - сказала девочка. Утенок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело . Это и есть доброта ». «Так просто?» - удивился утенок.
А как думаете вы, что такое доброта ? (это добрые дела и поступки , забота о благе других)
Расскажите, как поступают добрые люди ? (ответы детей)
Твой папа пришел уставший с работы. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)
-Старенькая бабушка попросила помочь ей. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)
Мальчик бросает в собаку камнями. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)
Друг упал и поранил ногу. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)
Птичкам голодно и холодно. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)
Молодцы ребята.
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Вежливо – невежливо» . Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны!
Поздороваться при встрече – (вежливо)
Толкнуть, не извинившись – (невежливо)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …
Сказать спасибо и пожалуйста - …
Повернуться к собеседнику спиной - …
Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …
Сказать ласковое, доброе слово - …
Пожелать доброго пути - …
Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать? (поливать цветы, вытирать пыль с игрушек, завязывать друг другу шарфы, сервировать стол)
Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю : «Доброе слово , что ясный день» . Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее , становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы (дети передают мяч и называют пословицы) .
1. Доброму слову – добрый ответ .
2. Добрый человек придет , словно свет принесет.
3. Не одежда красит человека, а его добрые дела .
4. Худо тому, кто добра не делает никому .
5. Добро не умирает , а зло пропадает.
6. Доброе дело веками помнится.
7. Добро помни , а зло забывай.
А что вам подсказывает обратить внимание и сделать доброе дело ? (Сердце подсказывает) .
Значит у вас доброе сердце .
Воспитатель :
Наше занятие подходит к концу . Но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть еще в одну игру.
Игра «Похвали не себя, а своего соседа» . Только сначала подумайте, за что его можно похвалить, а потом поднимите руку, а вы похвалите его (дети хвалят своего соседа) .
Воспитатель :
А теперь ребята, давайте с вами вспомним. О чем мы с вами говорили?
Легко ли быть добрым ?
Как можно проявить доброту ?
Воспитатель :
Молодцы! Какие вы дружные и добрые ребята : не про себя говорили, а смогли увидеть хорошие качества друг друга и оценить их.
А в заключении послушайте стихотворение :
Добрые люди , ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем , и мир добрее будет ,
Добрыми будем , и будет жизнь добрей !
Воспитатель :
На память о нашем занятии получите «Сердечки» (воспитатель дарит сердечки детям) .
Публикации по теме:
Задачи: 1. Способствовать формированию представлений о семье, родственных отношениях; о семье, как о людях, которые живут вместе 2. Уточнить.
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий развитие творческой активности. Приоритетные образовательные.
Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.
Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: - расширять и углублять.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Есть в мире места волшебные» Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, правильно и красиво (дети говорят «здравствуйте») - А.
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «В мире комнатных растений» Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях. Программное содержание: -Познакомить детей с понятием «комнатное растение» -Познакомить.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.
Цель: продолжать знакомить детей с народными играми, песнями, за кличками. Вызывать у детей интерес к фольклору. Практическое применение.
Конспект занятия для 2 младшей группы на тему: «Домашние животные» (с использованием ИКТ). 1. Образовательные цели: знакомить детей с домашними.
ООД в старшей группе на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Программные задачи: формировать представления детей о отличительных.
Библиотека изображений:
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Что дает познавательная деятельность
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Что такое ФГОС
Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.
Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.
Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.
Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.
Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.
Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.
Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
Познавательное развитие в ДОУ по возрастам
С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.
Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.
В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.
А как же малыши?
Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.
Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.
Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.
Средняя группа
Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.
Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.
Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.
Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.
В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.
Не забываем об эксперименте
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.
При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.
Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.
Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе детского сада «Тайны птичьего мира» с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ
Программные задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Материалы:
Музей Птиц. В музее представлены макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки, кайры и гагары; у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Заколки, броши, боа, постельные принадлежности. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт», энциклопедии. Ёмкость с водой, прищепка, щипцы для белья, лист бумаги, кусочек жира. Репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.
Раздаточный материал:
Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Закрепление знаний о видах птиц
Воспитатель:
Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:
Перелётные и зимующие.
Воспитатель:
Почему птицы улетают на юг?
Дети:
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:
Каких представителей перелётных птиц вы знаете?
Дети:
Перелётные – утки, журавли, ласточки.
Воспитатель:
Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:
Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель:
Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель:
Каких представителей зимующих птиц вы знаете?
Дети:
Зимующие – дятел, синица, воробей.
Воспитатель:
Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:
Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети:
Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
4. Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети:
У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.
Воспитатель:
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:
У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:
Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.
Дети:
У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:
А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду
Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?
Дети:
Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.
Воспитатель:
Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?
Дети:
Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.
Воспитатель:
Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?
Дети:
Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.
Воспитатель:
Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.
5. Игра «У кого кто?»
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»
Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.
6. Просмотр слайд-презентации
7. Игра-перевоплащение
Воспитатель:
Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?
Дети:
Утки, ласточки, чайки,клеста.
8. Игра «Чей дом?»
В нашем музее есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.
9. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц
Воспитатель:
Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?
Дети:
(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.
10. Рассматривание видов перьев
Воспитатель:
Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в нашем музее.
Дети:
Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.
11. Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель:
Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.
Воспитатель:
Как человек использует птиц в своей жизни?
Дети:
Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.
Воспитатель:
Какую пользу приносят птицы в природе?
Дети:
Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
Воспитатель:
А какой вред?
Дети:
Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.
Воспитатель:
Кого можно назвать врагами птиц?
Дети:
Диких животных, хищных птиц.
Викторина
Воспитатель:
Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель:
Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети:
Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?
Дети:
Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.
Воспитатель:
Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.
Тема: Что такое время?
Цель: дать представление о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».
Ход занятия
Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)
Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.
А что, разве нельзя было прийти позже?
Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе - расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.
Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, - думает командир. - Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, - говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, - говорит он, - улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.
- Отгадайте загадки:
Оно весь век бежит вперед
И никогда не устает. (время)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут).
Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.
Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.
А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)
- Отгадайте загадку:
Гляжу в окошко -
Ходит черная кошка. (ночь)
Поутру оживает,
К вечеру умирает. (день)
Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)
Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)
Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.
Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день - ночь, утро - вечер, утро - день, вечер - ночь)
- Отгадайте еще одну загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний. (дни недели)
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (дни недели)
Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.
Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».
В понедельник я стирала.
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)
Отгадайте следующую загадку:
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (месяцы)
Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году? (12.) Какие вы знаете месяцы?
Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.
Времена года
Придумала Мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют леса
А Лето пришло - все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)
Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?
Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)
А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.