Познание неживой природы путем экспериментирования. Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию, исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование,

по теме «Лесные радости» в подготовительной группе.

Цели: закрепить знания детей о птицах, их отличительных особенностях;

Закреплять знания детей о диких животных, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания;

Учить детей давать полные ответы на вопросы, воспитывать умения связано и последовательно пересказывать текст;

Развивать умения средствами речи выражать свои мысли и впечатления;

Развивать у детей понимание того, что лес это единый целостный организм и нарушать его нельзя.

Воспитывать заботливое и ответственное отношение к лесу и его жителям.

Материалы: ландшафтный рисунок «Лес», изображения птиц (соловей, кукушка, скворец, трясогузка), изображения животных (заяц, зайчата, еж, ежата, лиса, лисята, белка, бельчата), макет дерева, объявления от зверей, дидактические игры «Было, есть будет», «Какая птичка улетела из домика?», «Кого не стало?», «Цепь питания», «Накорми животных».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже узнали много интересного о лесе. Что растет в лесу, кто живет в лесу, как себя надо вести в лесу и почему.

А происходят ли в лесу радостные события? Какие они? Как вы думаете?

Дети: Радостно птичкам, когда у них рождаются птенчики. Весь лес радуется, когда наступает весна, когда солнечные дни, птицы звонко поют, значит, радуются, а звери радуются, когда хорошая охота.

Воспитатель: Да, правильно, а еще большая радость для птиц – вернуться к себе на родину. Кто знает, какие птицы возвращаются в наш лес весной?


В темной зелени ветвей

Трель выводит соловей.

Льются песни без конца.

Лучше нет в лесу певца!

Ребята, давайте опишем с вами, как выглядит соловей.(Сверху он окрашен в темно-каштановый цвет, с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пят­нышка нет в его оперении). Найдите его на картинке. Когда соловей прилетает в лес? (В мае). Какие звуки издает соловей? Щебечет, свистит, цокает. Есть пословица: «У соловья скромное оперение, да волшебное пение». Чем питается? (Муравьями, мухами. Жуками, гусеницами, пауками, семенами разных растений, ягод Когда улетает на юг? (В сентябре).

ТРИЗ-игра «Было, есть, будет»

Детям необходимо сложить пазл-рисунок, отображающий процесс развития птицы от яйца до взрослой птицы.

На лесной опушке

Слышится «ку-ку».

Так поет кукушка

Где-то наверху.

Воспитатель: Ребята, а кто что знает про кукушку? Как выглядит кукушка? (Она похожа и по размерам, и по окраске на ястреба и летает так же, как он, с буровато-серым оперением). Вьет ли кукушка гнездо? Чем питается? (Мохнатыми гусеницами). Когда улетает на юг? (Сентябрь)

ТРИЗ – игра «Разговор с кукушкой» (прокуковать правильный ответ необходимое количество раз).

Сколько глаз у птиц?

Сколько ног?

Сколько крыльев?

Сколько хвостов?

Сколько клювов?

Сколько перьев?

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют.

Как выглядит скворец?(Скворец — крупная, красивая птица с блестя­щим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый — у сам­ца. Клюв помогает скворцу добывать из земли чер­вяков.) Где скворцы строят гнезда? (В лесу, вдуплах). Как скворцы выманивают малышей из гнезда? (Скворчиха приносит в клюве аппетитного червя­ка, садится на жердочку около окошка и показы­вает лакомство скворчонку. Птенец тянет клювик за угощением, а мама отодвигается от него подаль­ше. Скворчонок, цепляясь лапками за оконце, высовывается, перевешивается и летит вниз. Он испуганно кричит, но в этот момент крылышки раскрываются, поддерживают птенца, и он при­земляется на лапки. Мать, чтобы подбодрить скворчонка, угощает его червяком.) Чем питается скворец? (Червяками, улитками, слизняками и насекомыми). Где зимуют? (В Африке).


Дидактическая игра «Какая птичка улетела из домика?»

Ребятам предлагаются домики с окошками, которые населяют птички. Но некоторые окна пустуют. Ребятам нужно догадаться, какие птички улетели из домика.

Трясогузка, трясогузка,

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись с моем лесу.

Как выглядит трясогузка? (Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, ук­рашенные по краям белыми перышками.) Чем питается? (мошкарой, бабочками, жуками, комарами). Когда прилетает в наши края? (Ранней весной). Где вьют гнезда? Почему? (Около ручейков, водоемов, здесь им легче раздобыть корм себе и птенцам). Когда улетают в теплые края? (В конце лета).

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Выставляются картинки изученных птиц. Ребята их рассматривают, а потом закрывают глаза. В это время воспитатель убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и определяют, какой картинки не хватает.

Физминутка «Я кукую - ты выполняй».

Выполнять движения из текста столько раз, сколько воспитатель прокукует.

Мы похлопаем в ладоши.

Постучали наши ножки.

Ку-ку, ку-ку!

По коленочкам ударим.

Ручки выше поднимаем.

Влево-вправо наклонились.

Ку-ку, ку-ку!

Приседайте, не ленитесь!

Воспитатель: К нам прилетают и другие птицы, кого вы знаете? (Журавли, лебеди, утки). Ребята, а вам радостно от того, что лес наполняется звуками пения птиц? Послушайте их, когда пойдете с родителями в лес. Постарайтесь узнать голоса птиц, и на душе станет радостно, тепло. Как вы думаете, а какие еще радостные события происходят в лесу? (Ответы детей).

У зайцев рождаются зайчата. Кто кормит маленьких зайчат?(Другая мама-зайчиха, молоком. Потом, оставшись одни и осмелев, питаются травой). Почему мама не сидит со своими детьми? (Идет подкрепиться свежей молодой травкой.) Как называются зайчата, родившиеся ранней весной? (Настовиками, т. к. родились зайчата тогда, когда землю покрывал снежный наст). А в конце лета? (Листопадничками, т. к. в это время начинают облетать листья – наступает пора «листопада»).

Дидактическая игра «Исправь предложение»

Заяц охотится за лисой. Зайцы питаются мясом крупных животных. Зайцы очень смелые животные. У зайчихи родились оленята.

Воспитатель: Ежи пробуждаются ото сна. Как выглядит ежик? Что помогает ему скрываться от врагов? Делает ли еж запасы на зиму? (Нет). Назовите любимые лакомства ежа? (Ядовитые змеи, лягушки, мышами, ящерицы, жуки, черви).

ТРИЗ –игра «Цепь питания»

Из имеющихся картинок детям необходимо выстроить всевозможные цепи питания.

Скачет белка там и тут.

Белкин хвост как парашют!

Управляет им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

Как выглядит белка? Чем питается? (Орехами, семенами хвойных деревьев, грибами, соцветиями цветков). Делает ли запасы на зиму? (Да).

Дидактическая игра «Накорми животных»

Ребятам нужно расставить еду-картинки по тени в нужную ячейку.

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она краса!

Плутовка – рыжая лиса!

Как выглядит лиса? Как называют лис? (Лиса – всему свету краса») Почему? Где она живет? (В лесных чащобах, в глубокой норе, на песчаном, заросшем густыми кустами склоне ручья или реки). Кто воспитывает маленьких лисят? (Оба родителя). Как лисы учат своих малышей ловить еду? (Лисята подражают маме, мама показывает как надо ловить кузнечиков; как на пружинках, подскакивает вслед за кузнечиком и щелкнув зубами, на лету ловит его).


ТРИЗ-игра «Волшебные превращения»

(на основе эмпатии и прямой аналогии по рассказу воспитателя).

Ребенок должен, отождествляя себя с животным, названной воспитателем, передать движением, жестами, позой ее отличительные особенности.

Белка - перепрыгивает с «ветки на ветку», грызет орех;

Заяц – дрожит, бежит быстро;

Медведь – переваливается, ревет, сосет лапу;

Лиса - ходить на цыпочках, крадется, виляет хвостиком;

Еж – фырчит, семенит ножками, вынюхивает что-то.

Дети: А еще птицы, звери и растения радуются, когда в лесу нет пожара и засухи.

Воспитатель: Когда полянка вся в цветах, она, наверное, тоже очень радуется. А мы с вами можем помочь лесу побольше радоваться? Как вы думаете, как? (Соблюдать правила леса и учить им взрослых).

Дети: Не надо мешать лесу жить своей жизнью.

Воспитатель: Да, ребята, вмешавшись в жизнь леса, мы можем помешать птицам, животным и растениям. Влесу надо быть очень осторожными, внимательными. А чтобы не делать ошибок, надо знать о лесе, как можно больше.

Посмотрите на наше дерево. На нем необычные листья, что вы на них видите? (Объявления). Давайте прочитаем их и узнаем, какие обитатели леса поделились своей радостью снами.

    Добрым и одиноким птицам помогу обрести семейное счастье! Воспитайте моих птенцов, материнских чувств у меня не было и не будет. Ку-ку! Прошу разбудить меня весной. Приходить с медом. Всем! Всем! Всем! У кого возникла надобность врогах, раз в год обращаться ко мне. Приходите ко мне в гости, адреса не имею, свой дом ношус собой. Друзья! Кому нужны иголки, обращайтесь ко мне! Учу всем наукам! Из птенцов в короткое время сделаю настоящих птиц. Занятия проходят в ночное время. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь вокруг пальца обведу, обману. Патрикеевной прошу не называть.

Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили? Каких птиц вспомнили? Особенности внешнего вида, повадках каких животных мы говорили? О чем необходимо помнить, находясь в лесу? Что больше всего понравилось на занятии?

Молодцы, вы хорошо сегодня поработали и доставили радость не только лесным жителям, но и мне.

Литература:

«Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты», 2014г. «Дошкольникам о природных сообществах»,

«Синичкин сарафан», 2002г. «Птицы. Какие они?», «Какие звери в лесу?», 2008г.

Надежда Баркина
Календарно-тематическое планирование. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

Месяц Кол-во Тема Программное содержание

Сентябрь 2 Диагностика

1 «Сбор грибов и ягод» Создание условий для ознакомления детей с разнообразием грибов и ягод. Соблюдение мер безопасности при их сборе.

1 «Что мы сажаем, сажая леса» Создание условий для развития познавательной активности через формирование представлений о значении леса для полноценной жизни человека и животных . Бережное отношение к лесу. Правила поведения в лесу.

Октябрь 1 «Подарки осени» Создание условий для закрепления представлений детей об овощах, произрастающих в нашей местности. Способствовать закреплению представлений детей об основных признаках осени, о растительном мире, уточнять, где что растет; показать детям многообразие красок осенью, развивать память, речь; воспитывать интерес к природе , наблюдательность.

1 «Планета Земля . Общий дом» Создание условий для развития познавательной активности детей через ознакомление с понятием «планета » , формирование представлений об уникальности нашей планеты , многообразии жизни и условий её существования.

1 «Лесное и садовое царство» Создание условий для ознакомления детей с садовыми и лесными ягодами. Уточнить условия произрастания и правила сбора.

1 «Грибными дорожками» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление детей с многообразием грибов. Создание условий для развития представлений о съедобных и ядовитых грибах.

Ноябрь 1 «Воздушный океан» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с понятием воздуха, его основными свойствами, его значением для жизни на Земле.

1 «Кто где живёт?» Создание условий для развития представлений об условиях жизни домашних животных , их основных отличиях от диких животных .

1 «Как звери к зиме приготовились» Создание условий для развития познавательной активности через формирование представлений о жизни диких животных зимой .

1 «Родной край» Создание условий для уточнения представлений о названии страны, республики, города, закрепления представлений о родном крае.

Декабрь 1 «Что мы сажаем, сажая леса» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление детей с лесом. Формировать представления о породах деревьев, их использование в промышленных целях (производство мебели) .

1 «Вечная слава воде» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление детей со свойствами воды, её значением для жизни на земле.

1 «Зимний парк» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с особенностями зимней природы .

1 «Зимушка-зима» Создание условий для закрепления представлений о зиме как времени года, о новогодних праздниках.

Январь 1 «Птицы рядом с нами» Создание условий для ознакомления детей с условиями жизни домашних птиц, их пользе для человека.

1 Жизнь птиц зимой. Создание образовательной ситуации для развития представлений о зимующих птицах, для воспитания заботливого отношения к птицам.

1 КВН «Мы – друзья природы » Создание условий для закрепления представлений о зимующих птицах, жизни животных зимой .

Февраль 1 «В гостях у морского царя» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с разнообразием морских обитателей.

1 «Кто такой лесник» Создание условий для развития представлений о деятельности лесника.

1 КВН «Природа вокруг нас » Создание условий для закрепления и обобщения представлений о природе родного края .

1 «Рада скатерть хлебушку- он на ней как солнышко» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через решение проблемы «Откуда появился хлеб в магазине» .

Март 1 «Лес весной» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с особенностями природы весной .

1 «В гостях у солнышка» Создание условий для развития представлений о значении солнца для жизни на Земле, о взаимосвязи с весенними изменениями в природе .

1 «Почему исчезают животные » Создание условий для развития познавательной активности через выяснения причины исчезновения животных . Дать понятие о Красной Книге.

Апрель 1 «Перелётные птицы» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через формирование представлений о перелётных птицах, их особенностей.

1 «Космос. Вселенная. Звёзды» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через формирование представлений о вселенной, космосе и звёздах.

1 «В гостях у пчёлки» Создание условий для развития представлений о пчелах, их особенностей, о пользе пчел для человека и природы .

1 «К первоцветам в гости» Создание условий для развития познавательной активности через ознакомление с первоцветами, формирование представлений об их отличиях от других цветов.

Май 1 «Дарьюшкины сказки» Создание образовательной ситуации для развития познавательной активности через сравнение реальных и сказочных животных и растений .

1 «Клумба на подоконнике» Создание условий для развития представлений о комнатных растениях, условиях их роста и цветения.

"Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род "

К.Д. Ушинский

Тема опыта: " Познание неживой природы путём экспериментирования".

Новиченко Надежда Михайловна, воспитатель

Условия возникновения опыта

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует. Оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Работая с детьми, мы обратили внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Обследуя эти навыки с помощью разработанных методик диагностики знаний и умений детей, получили следующие результаты: низкий уровень-45%, средний - 45%, высокий - 10%.

Актуальность опыта

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".

Задача воспитателя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.

Как правило, ведущая роль на занятии принадлежит взрослому, ребенок - ведомый, он исполняет какие-то замыслы педагога, его указания.

Ребенок находится в объектной позиции. Взрослый чаще всего оставляет дошкольнику роль наблюдателя, явно недостаточно доверяя ребенку "сделать что-то самому" - самому задуматься над вопросом, выдвинуть гипотезу, проверить ее в ходе опыта, овладеть тем или иным способом самостоятельной познавательной деятельности, инструментом поиска. Но ведь еще В.А. Сухомлинский утверждал, что "ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира". А исследователь - это человек, которого влечет неизвестное, который находится в постоянном поиске вопросов и ответов на них.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Существуют различные подходы в определении понятия "детское экспериментирование". В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: "Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой".

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Педагогическая идея опыта

· Расширить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

· Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Длительность работы над опытом

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно - образовательного процесса (занятия, игры, упражнения, опыты, эксперименты).

Теоретическая база опыта

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания ребёнка, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно - логическое познание, обращенное, в конечном счете, снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования дошкольников.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для дошкольников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:

темные тучи, яркие звезды, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.;

разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;

отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов;

воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели;

различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

· Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

· Задачи:

· 1) развитие мыслительных процессов;

· 2) развитие мыслительных операций;

· 3) освоение методов познания;

· 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

· Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

· Средства: язык, речь, поисковые действия

· Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

· Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

· Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по теме самообразования:

«Развитие познавательной инициативы через исследовательскую деятельность»

Составитель: Уваровская Т.В., воспитатель

высшей квалификации

МБДОУ д/с №167

Сентябрь

  1. Подбор и изучение литературы по теме самообразования:

Цель: повышение профессионально-педагогического уровня знаний. Учить детей наблюдать, думать, анализировать, делать простейшие умозаключения и выводы. Воспитывать самостоятельность. Развитие познавательной инициативы у детей.

  1. Приобретение электронного конструктора «Знаток».
  2. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, проблемные ситуации.
  3. Подготовить оборудование (пополнение мини-лаборатории).
  4. Написание планов на 2012-2013 учебный год.

Используемая литература:

  1. Тугушева Г.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Детство-Пресс,2007г.
  2. Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»,Вако, Москва, 2008г.
  3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» - опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, Речь, Москва, 2007
  4. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду»,Сфера, Москва, 2008г.
  5. Колос Г.Г «Сенсорная комната в ДОУ», Аркти, Москва,2007 г.
  6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»,Линка – Пресс, Москва, 2004
  7. Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа», 1998 год.
  8. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г.,
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г.
  10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005

Тема: «Волшебная бумага» (1 часть)

Цели:

  1. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка;
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
  3. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Тема: «Волшебная бумага» (2 часть)

Цели:

  1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
  2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  3. Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

Предварительная работа:

Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

Тема: «Человек»

Занятие: «Наши руки»

Цель:

  1. Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.
  2. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Занятие: «Что можно почувствовать кожей?»

Цель:

  1. Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности.
  2. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.
  3. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Беседа: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Цель:

  1. Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
  2. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

Цель:

  1. Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.
  2. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.
  3. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Тема: «В мире электричества»

Занятие: «Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка »

Цель:

  1. Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии.
  2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.
  3. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Занятие: «Электроприборы»

Цель:

  1. Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами.
  2. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).
  3. Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).
  4. Развивать любознательность.

Тема: «Вещество. Камни»

Занятие: «Какими бывают камни?»

Цель:

  1. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
  2. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.
  3. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.
  4. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Беседа: «Живые камни»

Цель:

  1. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

3.Строительные игры (строительство и украшение построек)

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Занятие: «Вода в природе и в быту».

Цель:

  1. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.
  2. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  3. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.

Беседа: «Вода – помощница »

Цель:

  1. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. В
  2. воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.

«Вода – источник жизни»

Цель:

  1. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
  2. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
  3. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Материалы : 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Литература: Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Опыт: «Вода – растворитель»

Цель:

  1. Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
  2. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.
  3. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Тема: «Магнитизм»

Занятие «Магнит – фокусник»

Цель:

  1. Познакомить детей с магнитом.
  2. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Тема: «Вещество.Песок и глина»

Занятие: «Песок и глина»

Цель:

  1. Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру.
  2. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
  3. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Опыты: «Сравнение свойств песка и глины»

Цель:

  1. Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.
  2. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Литератур а: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

Беседа: «Животные и песок»

Цель:

  1. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.
  2. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Продолжаем знакомство со свойствами воздуха »

Цель:

  1. Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
  2. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель:

  1. выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Цель:

  1. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду

Цель:

  1. Обнаружить, что воздух сжимается

Цель:

  1. Обнаружить атмосферное давление

Занятие: «Неизвестное – рядом»

Цель:

  1. Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.
  2. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.
  3. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты»

Цель:

  1. Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.
  2. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Занятие: «Этот загадочный космос»

Цель:

  1. Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству.
  2. Расширять представления о профессии космонавта.
  3. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?».

Цель:

  1. Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.
  2. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Опыт: «Волшебный круг».

Цель:

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.
  2. Развивать интерес к неживой природе.
  3. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Беседа: «Свет вокруг нас».

Цель:

  1. Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
  2. Закрепить умение работать в группе.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей.

Проект

«Экспериментирование с объектами живой и неживой природы».

Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с общеразвивающего вида №1

Черных Т.А.

Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. ирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско -творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое:

Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Декабрь

Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль

Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь

Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер для занятий по экспериментированию.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьм и.