Полезно ли собирать пазлы взрослым. Пазлы – развивающая игра для будущих гениев

Пазлы детям: в чем их польза

На прилавках детских магазинов ты видела большое количество пазлов и составных картинок. Эту игрушку можно отнести к развивающим играм. Ребенок должен решить своеобразную головоломку: собрать изображение из отдельных частичек.

Чем полезен пазл?

Пазл – это образовательная игра, которая развивает усидчивость, аккуратность, терпение и внимательность. Когда малыш собирает картинку, он узнает, как устанавливаются связи между частицей и целым. Ребенок развивает логику, мышление, мелкую моторику рук. Для того, чтобы у ребенка получилось собрать сложный пазл, у него должно быть хорошо развито воображение. Он должен уметь переворачивать картинку в уме, находить нужный фрагмент.

Развивающая игра

Польза пазлов для детей состоит в том, что они: Развивающая игра

  • Развивают мелкую моторику рук и координацию движений. Пазл состоит из очень мелких деталей. Ребенку приходится соотносить части предметов. Он должен уметь удерживать маленькие частицы картинки в руках и правильно их вставлять. Движения ребенка становятся точными, а затем и осмысленными. Развитая таким образом ориентация в пространстве и точная координация рук даст возможность ребенку быстро овладеть письмом. У него не будет проблем с речью и почерком.
  • Тренируют способность увидеть задание с разных сторон, принимать сложные решения.
  • Развивает логическое мышление. Чтобы собрать пазл, ребенок должен одновременно учесть: форму элементов, общее изображение, последовательность, в которой нужно собирать части, конечный результат работы. Это первые навыки выработки стратегии решения любой задачи.
  • Развивает воображение.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Развивает фантазию.
  • Развивает внимание.
  • Развивает память. Ребенок образно представляет то, что должно получиться. Во время сборки пазла он постоянно удерживает этот образ в своей памяти.
  • Учит самостоятельно принимать решения, искать ответ без помощи взрослых. Полная свобода действий помогает поверить ребенка в свои силы, развивает самостоятельность. В будущем ребенку будет легче принимать решения самостоятельно.

Первые пазлы

Первые пазлыПервые пазлы твоего малыша должны быть очень простыми. Состоять из 2-4 деталей. Легко будет справиться малышу и с пазлами, которые имеют крепление в виде рамки. Потом эту картинку можно повесить на стенку. Важно начинать с простого, чтобы ребенок понял сам принцип игры. У него должно получиться, и дальше он не будет бояться складывать более сложные пазлы.

Детский пазл должен состоять из деталей, которые хорошо состыковываться. Рисунок должен быть очень крупным и ярким. Дальше нужно усложнять малышу задачу. Если ребенок будет регулярно складывать эти головоломки, то к 3 годам сможет собрать пазл из 24 элементов. Увеличив количество деталей, ты увеличиваешь и сложность рисунка. Для детей до трех лет подойдет яркие, знакомые им предметы на рисунке. Если твой кроха легко с ними справляется, можно купить картинку с простым сюжетом, например, из мультика. Пазл – очень полезная развивающая детская игра. С их помощью ребенок научится логически мыслить. Он станет аккуратным, усидчивым и терпеливым. Веселой вам игры!

Пазл – это разновидность головоломки, хотя сначала (в XVIII в.) он использовался как обучающий материал. Обычно пазлы рекомендуются детям от 3 лет, но самые простые пазлы может разгадать уже ребенок 1,5 лет. Для этого сначала покажите, как его складываете вы. Потом вытащите 2 фрагмента пазла и предложите ребенку выбрать подходящий.

Не знаете, зачем так рано или зачем вообще давать ребенку пазлы? Ответ прост! Пазлы:

1. развивают наглядно-образное мышление;

2. учить формы, размеры, цвета;

3. развивают логическое мышление;

4. развивают пространственное восприятие;

5. развивают координацию движений, мелкую моторику, сенсорное восприятие;

6. развивают воображение;

7. развивают усидчивость.

Существуют также специальные развивающие пазлы. На них может изображаться алфавит, порядок чисел, карта мира, карты материков с животными, астрономическая карта и т.п. Включен метод пазлов и в развивающие игры, например, в которых нужно подобрать один элемент к другому.

Как выбрать пазл?

Производители сегодня предлагают широкий выбор пазлов. Они могут быть:

1. картонные;

2. поролоновые;

3. деревянные;

4. резиновые;

5. книги-пазлы;

6. шарики-пазлы.

При выборе пазла учитывайте:

1. количество, размер пазлов (для возраста малыша);

2. качество материала и красок (толщину, запах, нестираемость красок и т.п.);
3. интерес ребенка к изображению;

4. безопасность (без зазубрин, шершавости стыков).

Соотнесите возраст ребенка и количество элементов в пазле:

1. в 1,5-2,5 года – 2-4 элемента, максимум – 6;

2. в 2,5-3 года (с опытом разгадывания пазлов до этого) – 24 элемента и более.

Если верить историкам, то первые пазлы появились в XVIII веке. На сегодняшний день собирание пазлов – развлечение не только для детей, взрослые также неравнодушны к этому занятию. Разнообразие пазлов настолько велико, что можно подобрать пазлы как для самых маленьких малышей, так и для требовательных взрослых которым требуется divan-lux.com.ua .

Пазлы отличаются не только количеством элементов, картинкой, но и фактурой, объемами. Можно встретить даже трехмерные пазлы, из которых можно собрать все что угодно, как простую игрушку, так и сложный корабль, который впоследствии может стать необыкновенным элементом интерьера.

Для ребенка польза от собирания пазлов очевидна. Это занятие воспитывает усидчивость, внимательность, развивает внимание и память. Также у ребенка развивается мелкая моторика руки, включается воображение и логическое мышление. Ребенок учится правильно различать понятие части и целого.

Для самых маленьких существуют простые пазлы с маленьким числом составляющих. В возрасте от года до двух ребенок уже может собрать предмет, состоящий из четырех частей. Главное, чтобы составляющие не были слишком маленького размера и сделаны из качественных материалов, одним словом, были безопасны для малыша. Такие занятия с ребенком способствуют изучению окружающего мира и развитию речи.

Детки постарше могут собирать более сложные картинки. Изображением могут служить любимые герои мультфильмов либо просто интересные персонажи. Собранные картинки можно оформить в рамки и использовать для украшения детской комнаты. Также на детском празднике можно предложить в качестве развлечения собрать пазлы. Многие дети с большим удовольствием погрузятся в это увлекательное занятие.

Для детей пазлы – отличное и полезное занятие, а взрослым – возможность устроить тренировку своему мозгу и отвлечься от повседневных забот, возможность расслабиться.

Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.

На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:

· количество элементов

· размеры элементов

· степень подробности картинки и цветовая дифференциация

· опыт ребенка в складывании пазлов

· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)

· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.

С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.

Пазлы - это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

От 12 месяцев до 18 месяцев.

Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.

После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму - основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права - половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.

Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.

Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.

От 18 месяцев до 36 месяцев .

В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую - немного труднее.

Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.

От 4 лет до 8 лет .

Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.

У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания - по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.

От 10 лет .

Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.

Длительное время люди, философы разрабатывали психологические игры (квесты), которые требовали упорства, терпения и работы логики. Подобная умственная деятельность была широко распространена в большинстве исторических цивилизаций, создавая примитивные типы пазлов. Основной формой этих ранних форм пазлов был лабиринт, делавшийся в натуральную величину. Обычные пазлы, которые мы знаем сегодня, наиболее похожи на те, что использовались в преподавании географии в 18 веке. После них пришли пазлы в виде кроссвордов, которые появились в газетах в 20 веке ради развлечения читателей. Так в течение времени создавалось все больше пазлов в самых разных вариациях.

В конце концов, даже ученые подключились к исследованию пазлов и их влияния на человеческий разум. И, как выяснилось, пазлы действительно имеют сильное влияние на интеллектуальную деятельность человека. Как бы то ни было, польза пазлов зависит от различных факторов, которые включают в себя: способность к психологической выносливости, степень желания разгадать пазл и хочет ли конкретный индивид все более и более сложных задач. Более того, ученые выяснили, что регулярное (ежедневное) решение пазлов (мы говорим вообще о любых головоломках) приводит к наиболее хорошим результатам. Хотя головоломки дают нечто большее, чем психологическую пользу, почти все остальные выгоды, как, например, последующее улучшение продуктивности в работе, так или иначе связаны с одним или несколькими психологическими преимуществами головоломок.

Улучшение памяти

Решение пазлов укрепляет существующие связи между клетками мозга и увеличивает генерацию новых связей. И то, и другое значительно улучшают психические процессы и скорость мышления. Доказанный факт: пазлы полезны для любого возраста, несмотря на то, что молодые люди обладают очень податливым умом, в то время как взрослые и пожилые люди более склонны к решению сложных задач. Обычные пазлы, где нужно собрать картинку из множества мелких кусочков, особенно полезны для кратковременной памяти, в основном потому, что требуют соединения форм и размеров плюс воображение для видения всей картины в целом, чтобы определить, какие части подходят друг другу.

Развитие изобретательности

Головоломки для взрослых дадут возможность поиска решения в совершенно разных подходах, и даже когда пришедшая мысль не является решением головоломки, это все равно приводит к развитию альтернативного мышления, это выход за пределы обычного и простого. Головоломки тренируют разум, чтобы эффективно работать в самых разных направлениях. Они, как правило, требуют метода проб и ошибок наряду с использованием системного подхода. Через формулировку теорий и их проверок мы получаем пользу в виде сочетания творческого подхода с эмпирическими исследованиями, и этот тип воображения обычно ведет к инновационным, прекогнитивным и эффективным способам решения задач в самых разных областях, что является весьма полезным навыком.

Поддержка всего мыслительного процесса

Пазлы и головоломки для взрослых требуют способности распознавать разные части плюс целую картину задачи, что требует логического суждения и изобретательности. По мере того, как различные части нашего мозга функционируют в целом, чтобы достигнуть наиболее удовлетворительных результатов, продолжительные исследования выявляют, что для таких предметов, как геометрия и арифметика, лучше всего познаются и понимаются, когда все функции мозга работают в унисоне в поиске решения задач. С другой стороны, изолированные части мозга в основном способны заниматься лишь специфическими аспектами какой-либо задачи. Педагоги сегодня уже осознали, что подход задействования всего мозга в целом является более деятельным для глубокого и устойчивого понимания, в результате чего мощность мозга значительно увеличивается.

Выработка допамина

Наш мозг генерирует нейротрансмиттеры, которые "ассистируют" в связи мозга с нервной системой. Это нужно для подачи телу сигналов о том, когда и как совершить специфические функции. Пазлы и головоломки существенно помогают мозгу в выработке допамина, нейротрансмиттера. Когда мозг начинает работать над решением задачи, именно выработка допамина позволяет это делать. Эти нейротрансмиттеры улучшают моторные навыки, силу концентрации, оптимизм, уверенность и сосредоточенность. В добавок допамин коррелирует с пониманием: это означает, что увеличение уровня допамина помогает мозгу усилить понимание. Разгадка пазлов позволяет разуму естественным образом вырабатывать самую благоприятную и соответствующую задаче химию. Повышенный уровень допамина в дальнейшем позволяет проще решать головоломки. Вот почему многие часто испытывают сильное желание продолжать разгадывать головоломку, даже когда она невероятно трудна.

Медитация

С одной стороны, пазлы развивают и активируют мозговую активность, а с другой - помогают расслабиться психологически. Последние исследования показали, что просто решение головоломок с поиском решений значительно помогает расслабиться, ведь мозг фактически входит в медитативное состояние. А медитация помогает достичь хорошего настроя и спокойствия. В дальнейшем это ведет к развитым навыкам управления стрессом и улучшением продуктивности в целом. Позитивный настрой и спокойствие к тому же ведут к улучшению самооценки.

Заключение

Важность пазлов и головоломок напрямую связана с их сложностью, несмотря на то, что все люди уникальны по-своему и используют различные подходы к решению задач. Статистика дополнительно показывает, что для каждого возраста лучше подходят определенные типы головоломок. Это означает, что взрослые должны быть особенно внимательны к сложности головоломок. С мозгом пазлы творят чудеса, будь то ребенок, подросток, взрослый или пожилой человек - все получают пользу в виде улучшенной памяти, развития мозга, творческого подхода и спокойствия.