Перспективный план занятий по лепке в средней группе (дети с ТНР). Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время Перспективный план по лепке в средней группе

Чернявская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование в средней группе по лепке и аппликации"
Дата публикации: 14.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планировании по лепке и аппликации средняя группа

количество

сентябрь

Лепка. Тема: «Яблоки и ягоды»

Программное содержание: учить передавать в лепке впечатления от окружающего;

закрепить

предметы

величины.

Воспитывать

положительное

отношение

результатам

деятельности,

доброжелательное

отношение

результатам

деятельности.

Воспитывать

творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.23

Аппликация. Тема: «Красивые флажки»

Программное содержание: учить детей работать ножницами: правильно держать их,

сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки

закреплять

аккуратного

наклеивания,

чередовать

изображения

Развивать

Вызывать

положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Т. С. Комарова, стр.25

Лепка. Тема: «Большие и маленькие морковки»

Программное

предметы

удлинённой

сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами; закрепить

маленькие

предметы,

упражнять

аккуратно

работать с пластилином. Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.24

Аппликация. Тема: «Нарежь полосочки и наклей из них, какие хочешь предметы»

Программное содержание: учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5

см.), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться; закреплять приёмы

аккуратного

пользования

воспитывать

самостоятельность

активность; развивать творчество и воображение.

Т. С. Комарова, стр.27

Лепка. Тема: «Огурец и свекла»

Программное содержание: познакомить детей с приёмами лепки предметов овальной

передавать

особенности

предмета;

продолжать

пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность; закрепить умение

катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и

кругообразными-при лепке предметов круглой формы; упражнять в аккуратности.

Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.26

октябрь

Аппликация. Тема: «Укрась салфеточку»

Программное

составлять

квадрате,

заполняя

элементами середину, углы, учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив

её; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими;

упражнять в умении аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство композиции.

Подводить к эстетической оценке работ.

Т. С. Комарова, стр.30

Лепка. Тема: Лепка по замыслу

Программное

определять

использовать в лепке знакомые приёмы. Формировать умение выбирать из созданных

наиболее интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать

воображение, творческие способности детей.

Т. С. Комарова, стр.28

Аппликация. Тема: «Корзина грибов»

Программное

квадрата,

закругляя

продолжать учить правильно держать ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать

части изображения в аппликации. Подводить к образному мышлению, образному

видению результатов работы, к их оценке.

Т. С. Комарова, стр.41

Лепка. Тема: «Грибы»

Программное

закреплять

знакомые

предметы,

используя усвоенные ранее приёмы лепки (раскатывание пластилина прямыми и

кругообразными

движениями,

сплющивание

ладонями,

пальцами)

уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Т. С. Комарова, стр.32

ноябрь

Аппликация. Тема: «Лодки плывут по реке»

Программное содержание: учить детей создавать изображение предметов, срезая углы

у прямоугольников; закреплять умение составлять красивую композицию, упражнять

в умении аккуратно наклеивать изображения. Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.35

Лепка. Тема: «Угощение для кукол»

Программное содержание: учить передавать в лепке выбранный объект, используя

усвоенные

развивать

образные

представления,

выбирать

изображения;

упражнять

работать

аккуратно.

Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять

результаты своей деятельности с работами сверстников.

Т. С. Комарова, стр.35

Аппликация. Тема: «Большой дом»

Программное

создавать

аппликации

большого

закрепить

составлять

изображение из частей; упражнять в аккуратном наклеивании; развивать чувство

пропорций, ритма.

Т. С. Комарова, стр.39

Лепка. Тема: «Рыбка»

Программное

обозначать

закрепить

оттягивания,

сплющивания

передаче

характерных

особенностей

упражнять

предметы

овальной

(раскатывание

движениями ладоней, лепка пальцами). Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр. 36

декабрь

Аппликация. Тема: «Украшение платочка»

Программное

выделять

квадрата;

преобразовывать

разрезая

треугольники,

полукруги;

закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы; упражнять в подборе

цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Т. С. Комарова, стр.34

Лепка. Тема: «Уточка»

Программное содержание: познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки,

птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы,

специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей

закрепить

примазывания,

сглаживания,

приплющивания

развивать эстетические чувства.

Т. С. Комарова, стр.43

Аппликация. Тема: «Бусы на ёлку»

Программное

продолжать

прямоугольников

квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; закрепить умение

чередовать бусинки разной формы; упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать

творческие способности детей.

Т.С. Комарова, стр.49

Лепка. Тема: «Птичка»

Программное содержание: учить детей лепить птичку, передавая овальную форму

закрепить

оттягивать

прищипывать

крылышки. Развивать воображение, творчество.

Т. С. Комарова, стр.51

Аппликация. Тема: «В магазин привезли красивые пирамидки»

Программное содержание: учить располагать круги от самого большого к самому

маленькому,

подбирать

закрепить

владения

ножницами;

упражнять в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём

плавного закругления углов. Развивать цветовое восприятие.

Т. С. Комарова, стр. 52

январь

Лепка. Тема: «Вылепи какое хочешь игрушечное животное»

Программное содержание: учить детей самостоятельно определять содержание своей

работы; закрепить умение лепить, используя разные приёмы лепки. Воспитывать

самостоятельность,

активность.

Развивать

воображение,

рассказывать

созданном образе.

Т. С. Комарова, стр.53

Аппликация. Тема: «Автобус»

Программное содержание: закрепить умение вырезать нужные части для создания

предмета;

прямоугольника

закругляя

автобуса),

разрезать

одинаковые

прямоугольники

автобуса).

Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Развивать эстетический

Т. С. Комарова, стр.54

Лепка. Тема: «Девочка в длинной шубке»

Программное содержание: учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая

соотношение частей по величине; закреплять умение раскатывать пластилин между

ладонями,

пальцами,

придавать

соединять

прижимая

сглаживать

скрепления.

Развивать

Т. С. Комарова, стр.55

февраль

Аппликация. Тема: «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Программное содержание: учить детей правильно составлять изображения из деталей,

находить место той или иной детали в общей работе, закрепить знание формы

(прямоугольник),

упражнять

аккуратном

наклеивании. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Т. С. Комарова, стр.60

Лепка. Тема: «Прилетели птички на кормушку и клюют зёрнышки» (коллективная

композиция)

Программное содержание: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон

головы и тела вниз; объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать

Закрепить

технические

Вызывать

положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Т. С. Комарова, стр.61

Аппликация. Тема: «Красивый цветок в подарок маме»

Программное содержание: учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать

закругления

составлять

красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные

представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

Т. С. Комарова, стр.63

март

Лепка. Тема: «По замыслу»

Программное содержание: закреплять приёмы лепки, умение аккуратно использовать

материал; продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

Т. С. Комарова, стр.63

Аппликация. Тема: «Матрёшки»

Программное содержание: учить детей работать с шаблонами, методом срезания

углов формировать овал; познакомить детей с нетрадиционным видом материала

конфетными фантиками; учить самостоятельно рисовать лицо матрёшкам. Закрепить

умение правильно пользоваться ножницами, Развивать чувство композиции,

аккуратность при наклеивании деталей, творческие способности детей. Воспитывать

интерес к истории русского народа, к русским национальным игрушкам.

конспект № 1

Лепка. Тема: «Козлёночек»

Программное содержание: учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело,

Закрепить

раскатывание

ладонями,

прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления,

прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.

Т. С. Комарова, стр.69

Аппликация. Тема: Аппликация. Тема: «Красная шапочка»

Программное

передавать

аппликации

Т. С. Комарова, стр.79

Лепка. Тема: «Зайчики на полянке»

Программное содержание: учить детей лепить животное; передавать овальную форму

туловища,

Закреплять

соединения

Упражнять

создавать

коллективную

композицию.

Развивать

образные

представления, воображение.

Т. С. Комарова, стр.70

апрель

Аппликация. Тема: «Загадки».

Программное

закреплять

соотносить

геометрические

предметов,

составлять

изображение

готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном

наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления,

воображение.

Т. С. Комарова, стр.73

Лепка. Тема: «Мисочки для трёх медведей»

Программное

предметы

одинаковой

величине;

отделять

соответствующие

величине

предметов. Закрепить приёмы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путём

вдавливания,

уравнивание

пальцами.

Упражнять

аккуратности.

Развивать

творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.73

Аппликация. Тема: «Вырежи и наклей что захочешь»

Программное содержание: учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу

последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части

предметов,

Упражнять

аккуратном

наклеивании.

Воспитывать

самостоятельность, творчество.

Т. С. Комарова, стр.75

Лепка. Тема: «Чашечка»

Программное

используя

раскатывания,

вдавливания

уравнивания

пальцами

закрепить

соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Упражнять

в аккуратности. Воспитывать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.76

Аппликация. Тема: «Красная шапочка»

Программное

передавать

аппликации

Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные

детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закрепить умение аккуратно

вырезать и наклеивать. Развивать творческое воображение, самостоятельность.

Т. С. Комарова, стр.79

Лепка. Тема: « Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка»

Программное содержание: закрепить умение лепить знакомые предметы, пользуясь

усвоенными ранее приёмами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение

частей, прижимая и сглаживая места скрепления). Развивать творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.78

Аппликация. Тема: «»Бабочки» (коллективная работа)

Программное содержание: закрепит умение создавать несложную композицию на

листе из геометрических фигур; закрепить самостоятельность детей в наклеивании

фигур, их сочетаниях. Воспитывать эстетический вкус.

конспект №2

Пояснительная записка.

Рабочая программа по лепке для детей средней группы - образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - составлена на основе авторского планирования «Изобразительная деятельность в детском саду», «Мозаика-Синтез», 2015г.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 4 до 5 лет. Программа рассчитана на 33 занятия в год, длительность одного занятия 20 минут.

Количество занятий, запланированных в рабочей программе и в календарном плане воспитательно-образовательной работы может быть изменено в связи с праздничными нерабочими всероссийскими днями, в связи с праздниками и развлечениями внутри сада и карантинными мероприятиями. При недостатке запланированных занятий берутся занятия на закрепление пройденного материала.

К концу среднего дошкольного возраста значительное развитие получает изобразительная деятельность. Восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.

Цель программы: научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Задачи программы:

· продолжать развивать интерес к лепке.

· закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием вверх краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей.

· Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

· Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.

· Познакомить с приёмами использования стеки.

· Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, дополнять изображение деталями по решению самого ребёнка.

· Закреплять приёмы аккуратной лепки.

2. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Целевые ориентиры

Методическое обеспечение

сентябрь

1. « Яблоки и ягоды»

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

Комарова. 23.

2. «Большие и маленькие морковки».

Учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

3. «Огурец и свекла»

Познакомить детей с приёмами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

4. Лепка по замыслу

Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приёмы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

5 .« Сливы и лимоны»

Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приёмы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

октябрь

1.« Грибы».

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

2. « Угощение для кукол».

Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приёмы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что – то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

3. « Рыбка»

Закреплять знание приёмов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приёмы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки; учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы.

4. « Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу(братишке, сестренке)».

Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение детей использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

ноябрь

1. «Разные рыбки».

Учить предавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приёмы лепки.

2. « Уточка».

(По дымковской игрушке).

Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки).

3. Лепка по замыслу « Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин».

Учить детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки. Развивать воображение.

декабрь

1. « Девочка в зимней одежде».

Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций.

2. « Утка с утятами». (коллективная композиция).

Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции.

3. Лепка по замыслу «Слепи то, что тебе хочется».

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображение по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки.

4.« Птичка»

Учить детей лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.

январь

1.«Вылепи какое хочешь игрушечное животное»

Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приёмы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе.

2. «Девочка в длинной шубке».

Учить передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления.

3. Лепка по замыслу

Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность. активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

февраль

1. «Хоровод».

Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие. Продолжать развивать образные представления. Познакомить с дымковской игрушкой.

2. « Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки» (Коллективная композиция).

Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приёмы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

3. « Мы слепили снеговиков».

Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приёмы лепки.

4.Лепка по замыслу.

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приёмы лепки, умение аккуратно использовать материал.

март

1.«Мисочка»

Учить детей лепить, используя уже знакомые приёмы (раскатывание шара, сплющивание) и новые – вдавливание и оттягивания краёв, уравнивание их пальцами.

2. «Козлёночек»

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т. д. Развивать сенсорномоторный опыт.

3. «Зайчики на полянке»

Учить лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приёмы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение.

4.Лепка по замыслу "Слепи то, что тебе нравиться"

Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы.

апрель

1. « Мисочки для трёх медведей».

Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приёмы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путём вдавливания, уравнивание краёв пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры – драматизации по сказке.

2. «Барашек»

Познакомит детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку.

3. «Чашечка»

Учить детей лепить посуду, используя приёмы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления.

4. «Посуда для кукол»

Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приёмы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

1. «Птичка клюёт зернышки из блюдечка».

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления).

2. « Как мы играли в подвижную игру « Прилёт птиц»

Продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приёмы лепки».

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.
В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.
Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).
При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.
Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.
В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.
В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.
Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Рисование
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Лепка
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
К концу года дети могут
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании
Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды»
(«Персики и абрикосы»)

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Занятие 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Занятие 3. Лепка «Большие и маленькие морковки»

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Занятие 4. Аппликация «Красивые флажки»

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Занятие 5. Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Занятие 6. Лепка «Огурец и свекла»

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Занятие 7. Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Занятие 8. Рисование «Красивые цветы»

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу
(Вариант. Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»)

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Занятие 10. Аппликация «Укрась салфеточку»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие 11. Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Октябрь

Занятие 12. Рисование «Золотая осень»

Программное содержание. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Занятие 13. Лепка «Грибы»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Занятие 14. Рисование «Сказочное дерево»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.

Занятие 15. Аппликация «Украшение платочка»

Программное содержание. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Занятие 16. Декоративное рисование «Украшение фартука»

Программное содержание. Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Занятие 17. Лепка «Угощение для кукол»

Программное содержание. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Занятие 18. Аппликация «Лодки плывут по реке»
(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

Программное содержание. Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 19. Лепка «Рыбка»

Программное содержание. Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы.

Занятие 20. Рисование красками «Яички простые и золотые»

Программное содержание. Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

Занятие 21. Лепка «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке)»

Программное содержание. Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

Ноябрь

Занятие 22. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение.

Занятие 23. Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

Программное содержание. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Занятие 24. Лепка «Сливы и лимоны»

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 25. Декоративное рисование «Украшение свитера»
(Вариант. Рисование «Укрась юбку дымковской барышни»)

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Занятие 26. Аппликация «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»
(Коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Перспективный план по лепке и аппликации в средний группе.

Лепка 1

«Чебурашка»

Совершенствовать умение лепить из пластилина. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, сплющивать шарики, скатывать небольшие горошины. Воспитывать мышление.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 45

Пластилин, дощечка.

Аппликация 2

«Красивые флажки»

Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 29

Лепка 3

«Яблоки и персики»

Закреплять умения детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Закреплять знания детей о фруктах. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками работ.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 27

Пластилин, доска, стека.

Аппликация 4

«Овощи на тарелке»

Учить детей располагать предметы по образцу. Продолжать знакомить детей пользоваться ножницами, вырезать из квадрата, прямоугольника овощи, плавно срезать углы, поворачивая деталь. Воспитывать аккуратность в работе.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 66

Цветная бумага красного, оранжевого, зеленого цвета, листы белой бумаги в форме тарелки, клей, ножницы.

Октябрь

Лепка 1

«Огурец и свекла»

Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 30

Огурец, свекла. Глина (пластилин, доски для лепки.

Аппликация 2

«Цветочная клумба»

Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Показать приемы оформления цветка: «берег» (край) надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке: наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка основы. Вызвать интерес к оформлению коллективной клумбы или поляны. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 24

Лепка 3

«Петушок-петушок, золотой гребешок»

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала; показывать варианты сочетания художественных материалов: туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала и наоборот. Развивать способность к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 32

Аппликация 4

«Поезд мчится «Тук-тук-тук»

Учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Вызывать интерес к созданию из нарезанных полосок «железной дороги». Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению инструмента.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 22

Ноябрь

Лепка 1

По замыслу

Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы. Развивать воображение, творческие способности детей.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 32

Глина, доски для лепки.

Аппликация 2

«Игрушечный мишка»

Учить детей собирать из деталей знакомую игрушку, наклеивая их в указанной последовательности; передавать движение лап.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 24 Заготовки для мишки.

Лепка 3

«Лепка овощей»

Познакомить детей прием вдавливания середины шара, сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 65

Пластилин.

Аппликация 4

«Укрась салфеточку»

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 34

Квадратный лист 16х16 см. полоски разных цветов 6х3 см, ножницы, клей, салфетки, клеенка, кисть.

Лепка 4

«Вылепи, какое хочешь игрушечное животное»

Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 57

Глина (

Декабрь

Аппликация 1

«Снегирь»

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Продолжать формировать умение располагать детали на листе в определенном порядке. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Лепка 2

«Девочка в зимней одежде»

Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка руки, передавать их с соблюдением пропорций.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 51

Куколка. Глина (пластилин, доски для лепки

Аппликация 3

«Бусы на елку»

Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; Чередование бусин разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Продолжать обучать детей технике безопасности при работе с ножницами, вызвать праздничное настроение, желание украсить елочку.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 53 Бусы, бумажные прямоугольники и квадратики разных цветов, ниточка, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Январь

Аппликация 1

«В магазин привезли красивые пирамидки».

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в расположении фигур по размеру в порядке уменьшения.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 56

Бумажные квадраты разных цветов и размеров, 1\2 альб. листа, ножницы, клей.

Лепка 2

«Снежная баба-франтиха»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 76

Аппликация 3

«Снеговик»

Учить детей аккуратно вырезать детали, собирать их вместе по образцу, ровно приклеивать. Пользоваться ножницами по инструкции.

Комплексные занятия средняя группа стр. 178

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, салфетки.

Лепка 4

«Прилетайте в гости». (Воробушки на кормушке).

Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 65

Пластилин, доска для лепки, стека.

Февраль

Аппликация 1

«Летящие самолеты»

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знания формы (прямоугольник, учить плавно, срезать его углы. Вызвать радость.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 64

Бумажные прямоугольники для корпуса, хвоста и крыльев, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Лепка 2

«Веселые вертолеты»

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет). Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. Вызвать желание порадовать пап своими поделками.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 96

Аппликация 3

Декоративная аппликация на квадрате

Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их (квадрат на 2 треугольника, прямоугольник на 2 квадрата). Закреплять приемы разрезания. Воспитывать самостоятельность.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 69

Белая бумага 18х18см, полоски цветной бумаги, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Лепка 4

«Цветы-сердечки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов элементами – сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: моделировать пальцами рук; вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. П-р – развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 104

Март

Аппликация 1

«Совенок»

Учить детей составлять предмет из деталей, аккуратно вырезать части аппликации, из круга -туловище, два полукруга - крылья, маленький треугольник – клюв, два маленьких круга – глаза, два треугольника – уши, два треугольника – лапы.

Комплексные занятия Стр. 247

Цветная бумага, клей, ножницы.

Лепка 2

«Слепи то, что тебе нравится»

Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели. Закреплять стремление создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 75

Аппликация 3

«Сосульки на крыше».

Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиции «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулировать длину разрезов. Показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство формы, цвета, ритма.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 116

Лепка 4

«Козленочек»

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывания и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 73

Глина, доска для лепки, стека.

Апрель

Аппликация 1

«Витаминная корзинка»

Учить детей располагать готовые формы в композиции «Витаминная корзина»;

развивать умение пользоваться клеем, развивать мелкую моторику; воспитывать у детей потребность употреблять полезные продукты, чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

«Корзинка для витаминных продуктов», заготовки овощей и фруктов из цветной бумаги, клей, салфетки, индивидуальные клеенки.

Лепка 2

«Ракета»

Развивать интерес к художественному творчеству, закрепить понятия: открытый космос, невесомость, притяжение, планеты, звёзды, спутники, метеоритный дождь, кометы, марсианин и т. д. Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.

Пластилин, дощечка, салфетки, контейнер от киндер-сюрприза.

Аппликация 3

«Вечный огонь»

Закрепить приемы аппликации в технике торцевания, закрепить знания по технике безопасности с ножницами. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Шаблоны Вечного огня, квадраты из гофрированной цветной бумаги (разных цветов, кисточка, простой карандаш, салфетка, клеёнка, ножницы, клей.

Лепка 4

Лепка божьей коровки из теста

Познакомить детей работать с тестом, оно эластичное. Передавать характерные черты их строения. Развивать мышление, внимание. Комплексные занятия стр. 253

Соленое тесто черного, красного, зеленого цвета.

Май

Аппликация 1

«Весенний цветок»

Учить детей вырезать приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей-кругов, полукругов и узкой полосы-изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 129

Материал, подготовленный воспитателем.

Лепка 2

«Лепка по замыслу»

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 67

Пластилин, доска для лепки, стека.

Аппликация 3

Красная шапочка»

Учить детей передавать в аппликации образ красной шапочки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног, характерные детали (шапочка, соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 83

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеенка.

Лепка 4

«Как мы играли в подвижную игру»

Продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 86

Пластилин, доска для лепки, стека.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 69-71

Аппликация 5

Итоговые «Волшебный сад»

Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закругляя углы квадрата, прямоугольника. Развивать восприятие.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 85

Цветная бумага, золотая и серебряная, большой лист, ножницы, клей, кисть, салфетки, клеенка.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Комарова Т. С

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада

Конспекты занятий

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).

При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.

В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.

В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.

Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Рисование

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Лепка

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т. д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрять проявление активности и творчества.

К концу года дети могут

Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.


В рисовании

Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке

Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.