Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста. Организация работы с родителями с детьми раннего возраста Работа воспитателя группы раннего возраста с родителями

Сибирцева Валентина Иосифовна

п. Айхал, Мирнинского района, Республика Саха - Якутия

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей№47 «Лесная сказка» - филиал АН ДОО «Алмазик»

Воспитатель детского сада;

Программа «Детство»;

тема «Перспективный план работы с родителями на 2013 – 14 г.

Группа №1 «Заинька»»

Перспективный план работы с родителями на 2013 – 14 г.

Группа №1 «Заинька»

Цель : объединение усилий семьи и детского сада для воспитания

и развития дошкольника.

Задачи :

1.Распространять педагогические знания среди родителей;

2.Оказать практическую помощь в воспитании детей;

3.Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.

Консультации для родителей.

Сентябрь.

«Игры в адаптационный период с детьми»

«Памятка для родителей третьего года жизни»

«Чудесное свойство улыбки»

«Начинаем утро с зарядки»

Воспитатели группы

Октябрь

«Развитие мелкой моторики рук у детей»

«Роль отца в воспитании ребенка»

«Чем занять ребенка дома?»

Воспитатели группы

Ноябрь

«Учим ребенка общаться»

«Счастье, когда тебя понимают»

«Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

«Развитие речи детей раннего возраста»

Воспитатели группы

Декабрь

«Ребенок кусается»

«Активные дети»

«Пальчиковый театр»

«Если ребенок не говорит?»

«Скоро праздник елки»

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель.

Январь

«Как научить малыша одеваться»

«Кризис 3 х. лет»

Воспитатели группы

Февраль

«Игры, которые лечат»

«Аппликация для малышей. Волшебная бумага»

«Начинайте с колыбели»

« Как отказать ребёнку, когда он хочет ВСЁ купить »

Воспитатели группы

Март

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

"Сладкий" пальчик, или почему дети сосут пальцы

«Агрессивность»

Воспитатели группы

Апрель

«Как научить ребенка различать цвета»

«Характер ребенка зависит от Вас»

«Игры по дороге в детский сад»

«15 золотых правил для умных родителей

Воспитатели группы

Май

«Лето и безопасность наших детей.»

«Значение пальчиковой гимнастики для ребенка»

«Как с пользой использовать летний отдых».

Воспитатели группы

Включение родителей в деятельность группы и детского сада.

мероприятие

дата проведения

ответственные

Групповое родительское собрание №1:

«Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду»

Совместное оформление центров в группе.

Задачи: способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

октябрь

Заведующий детского сада.

Ст. медсестра.

Воспитатели группы

Совместное создание предметно-развивающей среды.

Задачи: способствовать осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду

Общее родительское собрание №1 «Организация образовательного процесса по ФГТ. Роль семьи в выполнении государственных требований к воспитанию и развитию детей»

Анкетирование, «Какое место занимает физическая культура в вашей семье»

Тематическая выставка «Стать сильными и смелыми поможет детям спорт. Всем вырастит здоровыми – вот главный наш рекорд»

ноябрь

Воспитатели группы

Заведующий

С тарший воспитатель

председатель РК

Ст. воспитатель

Воспитатели и

Родители группы

Приобщение родителей к проведению новогодних праздников

Круглый стол : «Организация эффективного сотрудничества детского сада и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни

Выставка поделок «Встречаем Новый год»

декабрь

музыкальный руководитель

воспитатели

воспитатели

старший воспитатель

Групповое родительское собрание №2: « Здоровый, крепкий и развитый ребёнок

Цель: распространять педагогические знания среди родителей.

Консультация «Точечный самомассаж: «Профилактика простудных заболеваний» - практическое занятие.

январь

воспитатели

группы

ст. медсестра

Общее родительское собрание №2 «Организация воспитательно - образовательного процесса по ФГТ. Роль семьи в выполнении государственных требований к воспитанию и развитию детей»

Тематическая выставка «Театр – творчество – дети»»

Цель: Формировать первичные ценностные представления о семье . оптимизация детско-родительских отношений.

март

заведующий

ст. воспитатель

родительский

Воспитатели и родители группы

Выставка: « Весенняя капель»

Задачи выставки: создание позитивного настроения; формирование в группе атмосферы взаимной поддержки; оптимизация детско-родительских отношений ; приобщать родителей и детей к совместному творчеству с детьми.

Анкетирование родителей «Ваше мнение о работе дошкольного учреждения»

апрель

воспитатели

группы

Старший воспитатель

Совместное составление фотоколлажа «Наши малыши»

Задачи: создание позитивного настроения; развитие чувства доверия участников друг к другу; формирование в группе атмосферы взаимной поддержки; оптимизация детско-родительских отношений.

Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.

Групповое родительское собрание №3

«Летний отдых с детьми»

май

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего, это родители, искренне любящие своего малыша, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для их осуществления. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие.

Но часто современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи – полная абстракция.

Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей – трудное дело, требующее от родителей не только любви к детям, но и большой ответственности, выдержки, терпения.

Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и детский сад – это воспитательный тандем, который создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.

Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, воспитателей, всех близких к нему людей. Дети раннего возраста готовы воспринимать и учиться, но без помощи им это не под силу.

Контакты с родителями детей раннего возраста в нашем детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, дет­ские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения.

Всю работу с родителями детей раннего возраста мы разделили на несколько блоков, в которые включены различные формы деятельности:

1. Здоровье:

  • Просвещение родителей о возрастных и физиологических особенностях детей.
  • Организация консультаций специалистов детского сада по вопросам психического и физического здоровья детей.

2. Обучение, развитие и общение:

  • Педагогическое просвещение родителей (наглядные формы работы с родителями, семейные клубы и т.п.)
  • Включение родителей в деятельность детского сада.
  • Индивидуальный маршрут и определение задач по развитию каждого ребенка.
  • Индивидуальная работа с родителями по вопросам воспитания и обучения.
  • Выработка совместных требований к ребенку.
  • Организация консультаций специалистов детского сада.

3. Досуг:

  • Выявление интересов родителей и детей.
  • Определение традиций семьи и детского сада.
  • Привлечение родителей к организации досуга детей.
  • Организация совместных мероприятий.

Самыми популярными формами работы с родителями детей раннего возраста в нашем детском саду стали: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации. Конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организации клубов.

Осуществляя педагогическую пропаганду, мы используем сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Очень много дают родителям открытые просмотры (дни открытых дверей, тематические вечера): они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у воспитателей приемы обучения и воспитательных воздействий.

В своей работе мы серьезно относимся к педагогической пропаганде, т.к. осознаем роль педагогического просвещения родителей, тщательно продумываем содержание, художественное оформление папок, считаем, что сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания в раннем возрасте.

Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шубина З.А., Комиссарова Т.В. Тольяттинские августовские Педагогические чтения « От компетентного учителя к компетентному ученику». – Тольятти « Ресурсный центр», 2009.

2. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.

3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006.

4. Лисицына И. А., Молева И. Б. « Взаимодействие с родителями детей раннего возраста» статья г. Москва

воспитатель первой категории

АНО ДО «Планета детства «Лада»,

ДС №182 Золотой ключик

г.о. Тольятти Самарской области

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Татьяна Евгеньевна Храмова
План работы с родителями в группе раннего возраста от 1 до 3 лет

СЕНТЯБРЬ

Формы работы

Цель Время проведения

1 «День знаний» Познакомить родителей с праздником «День знаний» . Приобщить к празднику через стихи.

Папка-передвижка «Что воспитывает детский сад»

Привлечение родителей к нужной и полезной информации 12.09 - 16.09

3 Консультация для родителей «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

Повышение педагогической грамотности родителей .

4 Организационное родительское собрание «Будем знакомы» .

Ознакомление родителей с воспитателями ;

формирование доброжелательных отношений между родителями и воспитателями ; выбор родительского комитета

5 Памятка «Показатели адаптационного периода»

Способствовать созданию положительных эмоций 26.09 - 30.09

Формы работы Цель

Время проведения

1 Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников

2 Педагогический всеобуч «Что должен уметь ребенок в 2 года» .

Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей 3.10-7.10

3 Памятка

«Родительские заповеди » Развитие взаимодействия между родителями и детьми

4 Папка-передвижка «Как развивать бытовые навыки и самообслуживание детей младшего возраста »

родителей

5 Заочная встреча с психологом «Я – не жадина!» Решение проблем совместного воспитания ребенка дома и в детском саду

Формы работы

Цель Время проведения

1 Педагогический всеобуч «Капризы и упрямство малыша» Обогащение педагогических знаний родителей .

2 Спортивный праздник : “Папа, мама, я – спортивная семья»

Вовлекать родителей к участию в совместных мероприятиях, дать положительные эмоции всем участникам этого мероприятия 7.11

3 Памятка

«Правила общения в семье»

4 Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания» .

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

5 Шпаргалка для родителей

по вопросу питания Привлечение внимания родителей к информации родительского уголка

Формы работы

Цель Время проведения

1 Папка - передвижка «Зима и зимние приметы» .

Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима» .

2 Конкурс поделок «Чудеса своими руками!»

Приобщить родителей к совместной групповой деятельности , дать возможность всем семьям проявить творчество.

3 Консультация «Растим здорового ребенка

Теоретическая помощь родителям в воспитании здорового ребенка 19.12 – 23.12

4 Памятка для родителей по ПДД Профилактика дорожно-транспортного травматизма

5 Праздничное мероприятие «Здравствуй, Новый год!»

Способствовать созданию атмосферы ожидания праздника, развивать творческое взаимодействие родителей и детей 26 .12

Формы работы

Цель Время проведения

1 Консультация «Воспитание добротой» Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей

2 Информация «Как правильно одевать ребенка» Довести информацию до родителей о том , как не допустить обморожения ребенка в холодное время

3 Трудовой десант Расчистка групповой прогулочной территории

В течение месяца

4 Организационное родительское собрание «Переход на другой график работы учреждения »

Ознакомление родителей с переходом ДО на другой график работы

5 Информационный буклет «Родителям о ФГОС дошкольного образования» Продолжать знакомить родителей с ФГОС ДО

Формы работы Цель

Время проведения

1 Папка-передвижка «Гендерное воспитание девочек и мальчиков»

Формирование у родителей гендерной компетентности 1.02 – 10.02

2 Консультация «Учим ребенка убирать за собой игрушки»

Познакомить родителей с принципами , которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек

3 Круглый стол «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии личности ребенка

Выработать единые правила поведения между родителями и педагогами 22 .02

4 «Мой папа самый, самый…» Фотостенд

Воспитывать уважение и любовь к папам

5 Советы психолога «Истерики» Психолого-педагогическое просвещение родителей

Формы работы Цель

Время проведения

1 «Весна – Красна снова в гости к нам пришла»

Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

Привлечь внимание родителей к изменённой в родительском уголке информации , заинтересовывать событиями, происходящими в группе . 1.03 – 3.03

2 «Цветы для мамы»

Тематическая выставка детских работ .

Вовлекать в совместное творчество с детьми при изготовлении работ на выставку и при подготовке к праздничному утреннику.

Показать своё уважительное отношение к женщинам.

3 «Очень маму я люблю»

Утренник

Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать положительные эмоции 6.03

5 Почтовый ящик «Спрашивайте - ответим»

Создание условий для возникновения доверительных отношений между родителями и педагогами

Формы работы

Цель Время проведения

Акция «Подари книгу»

Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду

Папка – передвижка «День космонавтики»

Привлечение родителей к информации родительского уголка детского сада.

Анкетирование родителей по теме : «Какой ты родитель

Сбор материала к родительскому собранию

4 Фотовыставка : «Вот мы какие!»

Способствовать созданию положительных эмоций всех членов семей воспитанников

5 Индивидуальные беседы по теме «Создайте условия для здорового сна

Дать родителям необходимые знания о здоровом сне ребенка

В течение месяца

Формы работы Цель Время проведения

1 «День Победы!»

Папка – передвижка Развивать патриотические чувства, как детей, так и родителей

2 Трудовой десант «Благоустройство групповой прогулочной территории»

Привлечение родителей к благоустройству прогулочной территории 15.05 – 19.05

Консультация «Пора самим одеваться и раздеваться»

Распространение педагогических знаний среди родителей 22 .-5 – 26.05

Памятка «10 заповедей для родителей » Формировать позитивный контакт между родителями и детьми 29 .05 – 31.05

Родительская гостиная «Расстаемся, друзья» Демонстрация уважительного отношения детского сада и воспитателей к родителям и детям , которые выпускаются из группы 30 .05

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация - это изменение того, что уже существует.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык под-держки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комп-лимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально- положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимо-отношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из--за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, дет-ские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Новая форма проведения родительского собрания

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что--нибудь к чаю. И всегда находится чья--либо бабушка или мама, которая печет пироги.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

Проведение дней открытых дверей

Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашем детском саду внесены инновации и в данную сферу деятельности. На протяжении многих лет дни открытых дверей начинают проводить уже в ноябре, то есть когда у большинства детей прошел адаптационный период. Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что их маленькие воспитанники, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.

Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Если кто--то из родителей не смог прийти на встречу, то есть возможность показать запись дня открытых дверей на видео, так как в группе всегда найдется родитель, имеющий видеокамеру. Это можно сделать, но с тем условием, чтобы в равной мере снимать всех детей. Кроме того, такая съемка дает возможность воспитателям сделать видеоархив. Когда ребята через год переходят во вторую младшую группу, воспитатели дарят родителям видеокассету «Какие мы есть!».

Во время выпуска детей из детского сада родители благодарят педагогов за то, что создан видеоархив жизни их детей с первых дней пребывания в ДОУ, они сравнивают своих детей: какими они были пять лет назад и какими стали, да и сами дети с большим удовольствием смотрят на себя маленьких. Это очень сближает родителей и педагогов, а дети не смогут забыть своих воспитателей, с любовью ухаживавших за ними.

Посещение педагогами семей воспитанников

Такая форма взаимодействия, как посещение воспитателями семей воспитанников, чаще всего не пользуется популярностью ни среди педагогов, ни среди родителей. Современные родители живут в своем обособленном мире и не всегда впускают в него посторонних. Но именно родители подсказали, как можно изменить ситуацию. Родителям всегда хочется, чтобы с Новым годом их детей поздравил Дед Мороз и Снегурочка. Но часто малыши при виде незнакомых взрослых начинают плакать, поэтому было решено, что готовить поздравления Деда Мороза и Снегурочки будут воспитатели.

Знакомый ребенку педагог приходит к нему в гости, играет с ним, затем приходят Дед Мороз и Снегурочка, в роли которых выступают воспитатели. Встреча протекает спокойно, игра продолжается без слез и нервных срывов. Конечно, старший воспитатель, будучи профессиональным педагогом, не только играет с ребенком, но и наблюдает поведение малыша в домашней, привычной для него обстановке, что помогает ему в дальнейшей работе.

После этого родители стали приглашать воспитателей на дни рождения детей за праздничный стол. Такие посещения предоставляют возможность показать, какие развлечения доступны ребенку, изучить семью изнутри, почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер межличностных отношений между членами семьи и т. д. Положительные и отрицательные проявления имеют особую ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается маленький человек. Безусловно, все, что увидят и узнают в семье воспитатели, - строго конфиденциально.

Посещение семьи должно сподвигнуть воспитателя не к обсуждению или осуждению того, как живет та или иная семья, а к оказанию ей необходимой помощи. Кроме того, это может стать знакомством с успешным опытом семейного воспитания, семейными традициями. Полученная информация используется в индивидуальных консультациях для родителей. С этого момента многие проблемы в развитии и воспитании детей родители с педагогом решают сообща. Кроме того, в процессе доверительного общения воспитателей с семьями родителям легче преодолеть сомнение и недоверие к воспитанию их детей чужими людьми.

Совместные посещения культурно--развлекательных мероприятий

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов являются также совместные посещения детских театров. Ничто так не определяет будущее человека, как незабываемые впечатления детства, этот своеобразный фундамент сознательной жизни. Своевременно начатое приобщение детей к наследию мировой художественной культуры приводит к формированию и развитию эстетических чувств.

Несмотря на то что дети еще очень малы, воспитатели, посоветовавшись с родителями, решили приобщать их к посещению театров. Родители заранее узнают репертуар детских театров (цирков, театров кукол, теней, животных), вместе с воспитателями обсуждают, на какой спектакль лучше пойти, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, покупают билеты. Представление становится настоящим праздником для всех: воспитателей, родителей и детей. Многие до совместного посещения театра считают, что еще рано водить детей на такие мероприятия, но после меняют свое мнение.

Таким образом, в процессе поисков и экспериментов постепенно сложился определенный план работы с родителями в группе детей раннего возраста (приложение). Разработанная модель качественно отличается от существовавших ранее моделей. Ее особенности заключаются в следующем:

  • создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей
  • родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия
  • родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, - претворяют их в жизнь.

Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность - показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качест-венно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.

Приложение

Перспективный план взаимодействия с родителями детей раннего возраста

Месяц

Форма взаимодействия

Пути осуществления
взаимодействия с родителями

Апрель - май

Личное знакомство воспитателя с родителями и детьми

Беседа, анкетирование, изучение специфики семьи

Июнь - август

«Знакомьтесь: группа КАРАПУЗ!»

Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой

Вечер вопросов и ответов

Первое родительское собрание с ответами на инте-ресующие вопросы

Помощь в подготовке группы к новому учебному году

Коллективная уборка группы: совместный труд - сближение родителей и воспи-тателей

Сентябрь

Устный журнал по адаптации детей в группе раннего возраста

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ»

За круглым столом

Общение за чаепитием. Разговор о проблемах.
Встреча с педагогом--психологом

День открытых дверей

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физкультурном и музыкальном залах

Журнал «Здоровье»

Консультации типа «Расти здоровым, малыш!»

Посещение воспитателем семей воспитанников

Дед Мороз со Снегурочкой в гостях у ребят

Совместное чаепитие в группе

Праздник новогодней елки в детском саду

Посещение театра
«Вместе с мамой, вместе с папой».

Родительское собрание

Совместная поездка в театр родителей, воспитателей и детей.

Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервно--психического развития и усвоения программы детьми, обмен опытом

Спортивный досуг «Вырасту, как папа».

«Полезные советы»

Игры - развлечения вместе с папами

Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю»

Посещение театра

Цирк, «Театр кошек Ю. Куклачева», «Уголок дедушки Дурова»

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду»

День открытых дверей

Родители готовят фотографии детей в детском саду

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физ-культурном зале, с музыкальным руководителем

День добрых дел

Кафе «Лакомка»

Семейный клуб - родительское собрание

Субботник на территории детского сада и в группе

Чаепитие

Просмотр видеоархива, обсуждение планов -на будущее

Семейный отдых, пикник

Выезд на природу или в парк

Посещение зоопарка

Совместная поездка в зоопарк всей группой

Тётя Мотя
(группа раннего возраста)

Перспективный план работы с родителями

Группа раннего возраста

Воспитатель

Алексеева Е. Н.

2013-2014 уч. год

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

«Адаптация ребёнка в детском саду»

«Особенности адаптационного периода»

Анкетирование «Давайте познакомимся», индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей.

1. Познакомить с условиями воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов в детском саду.

2. Показать оснащение и оборудование группы. Установить контакт с родителями.

3. Изучение специфики семьи

Октябрь

«Я сам». Консультация о привитии КГН и навыков самообслуживания.

Фотовыставка «Первые дни в детском саду»

«Какой вы родитель?». Тест для родителей.

1. Познакомить родителей с основными показателями развития детей раннего возраста

2. Расширить знания родителей о возрастных особенностях дошкольников.

3. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, обучать их приемам взаимодействия с малышом.

Ноябрь

«Где моя большая ложка». Консультация о значении рационального питания в жизни детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей «Одежда в зимнее время года» 1. Познакомить родителей с перечнем продуктов, необходимых для гармоничного физического и нервно-психического развития малышей.

2. Помочь родителям как способствовать развитию личности ребёнка в отношениях с окружающим миром

Декабрь

«Развитие самостоятельности детей раннего возраста»

«Сначала было слово». Консультация по развитию речи детей раннего возраста. Изготовление памятки.

Участие родителей в оформлении группы и участка к Новому году 1. Ознакомить родителей с приемами развития у детей звуковой культуры речи.

2. Формировать заинтересованность и желание совместной деятельности

Январь

«Я играю целый день, мне играть совсем не лень». Консультация по руководству игровой деятельностью детей.

Ширма «Игры – развлечения с детьми дома», «Игра и её значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка в семье»

1. Выявление условий правильного воспитания в игре, оказание конкретной помощи семье.

2. Повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью, научить создавать обстановку в которой он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно, находил бы отклик своим интересам и возможностям.

Февраль

«Когда и как начинать изучать с ребёнком цвета», «Игры сенсорного развития детей раннего возраста»

2. Расширить знания родителей по совершенствованию у ребенка речи

Март

«Этот пальчик – я». Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте «Достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку» – анкетирование родителей 1. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

2. Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

3. Учить родителей методам и приемам, обеспечивающим оптимальное физическое развитие малышей, формировать точные двигательные навыки и движения.

Апрель

«Хочу все знать». Консультация по развитию у детей познавательных способностей Опросник по познавательному развитию детей раннего возраста.

1. Ознакомить родителей со способами организации условий для формирования у детей познавательных способностей.

2. Показать родителям как, взаимодействуя с ребенком и используя бытовые предметы, можно развивать память, мышление, восприятие, воображение и др.

3. Вовлечь родителей в творческий процесс, повысить интерес к развитию познавательной деятельности малышей

«Мы подросли» Подведение итогов. .

«Почтовый ящик». Собрать банк данных о проблемах детского развития, интересующих родителей

1. Дать возможность анонимно задавать вопросы на волнующую родителей тему.

2. Установление доверительно-делового контакта с родителями.

3. Подвести итоги за этот год и показать результат своей работы

Июнь

«Солнце, воздух и вода наши дружные друзья!»

Облагораживание территории детского сада

Июль

«Если ребёнка ужалила пчела»

Конкурс из поделок природного материала для участка

Дать возможность родителям вместе проявить своё творчество

Август

«Профилактика кишечных заболеваний» Изготовление панно из растительного материала «Лес»

Дать возможность родителям вместе проявить своё творчество