Пенсионные реформы в РФ. История вопроса

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. - Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г . стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г . начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

Пенсионная реформа 2013

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов.

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях. Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения. В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

Рефо́рма госуда́рственных акаде́мий нау́к в Росси́и - начатые летом 2013 года по инициативе Правительства России организационные преобразования, направленные на разделение исполнителей чисто исследовательских и административно-хозяйственных функций академий наук . Мероприятия касаются в первую очередь РАН , из-за чего нередко говорят о «реформе РАН» . Согласно замыслу, реформа должна была способствовать развитию науки в стране и усилению её позиций на международном уровне, росту эффективности и наукометрических показателей работы учёных, избавлению от злоупотреблений в околонаучной сфере.

Среди важнейших событий:

  • Присоединение двух отраслевых академий - РАМН и РАСХН - к Российской академии наук (РАН).
  • Учреждение нового органа исполнительной власти - Федерального агентства научных организаций (ФАНО) - в ведение которого перешли недвижимость и имущество «расширенной» РАН.
  • Формирование корпуса экспертов РАН для научного обеспечения работы органов власти и экспертизы важных государственных научно-технических проектов.
  • Проведение масштабного аудита имущества академических институтов и оценки успешности их деятельности для принятия решения о сохранении, ликвидации или реструктуризации.

Нормативной базой реформы стал закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За принятием закона (27 сентября 2013 года) и начальным этапом реорганизации (конец 2013) последовало дальнейшее реформирование научной деятельности (с 2014).

Большинство представителей научного сообщества негативно относились к реформе и к функционированию ФАНО . Высказываются мнения, что преобразования явились попросту новой стадией передела собственности в России, а также что оценка работы академических институтов силами ФАНО не была и не могла быть объективной. Тем не менее, учёные и избранный в 2017 году президент РАН А. М. Сергеев настроены на конструктивный диалог с властью .

В марте 2018 года А. М. Сергеев заявил о завершении реформирования РАН , хотя преобразования, в том числе изменения законодательной базы в сфере науки, будут продолжены. В мае того же года было принято решение о расформировании ФАНО и передаче его полномочий созданному Министерству науки и высшего образования .

Старт реформы академий наук

Изначальные идеи реформаторов

В конце июня 2013 года правительство России в лице Министерства образования и науки Российской Федерации инициировало процесс реорганизации РАН.

Изначально, предложения инициаторов реформы сводились к тому, чтобы ликвидировать три государственные академии - Российскую академию наук, Российскую академию медицинских наук и Российскую академию сельскохозяйственных наук - и создать вместо них одну общественно-государственную организацию под названием «Российская академия наук», передав её имущество в ведение федерального агентства, которое выступало бы в роли учредителя объединённой академии. Также предполагалась передача других отраслевых государственных академий наук - РАО , РААСН и РАХ - в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по примеру Российской академии ракетных и артиллерийских наук , которая с момента своего образования находилась в ведении Министерства обороны . В части академических званий предполагалось заменить двухступенчатую систему членства одноступенчатой и допустить возможность лишения звания «академик» его обладателя .

Согласно проекту закона, внесённому в Государственную думу 28 июня, предлагавшиеся на первом этапе реформирования меры имели характер административно-имущественной реорганизации и не предусматривали существенных изменений, касающихся регулирования научной деятельности государственных академий и подведомственных им организаций. Тем не менее, внесение в Думу такого законопроекта нарушало действующее законодательство, согласно которому должно проводиться общественное обсуждение вопросов подобного уровня важности .

Министр образования и науки Д. В. Ливанов заявил, что работающие в академических институтах учёные не заметят проводимых на данном этапе преобразований, а финансирование науки останется на прежнем уровне , но подчеркнул, что внесённый в Госдуму законопроект является лишь первым этапом коренных реформ российской академической науки. За этим последует «целая цепочка различных решений, которые должны определить, как организовать финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных. Будет определена система научных конкурсов, грантов , соотношение базового и проектного финансирования. Также будет поднят вопрос, как устроить кадровую систему в науке, системы окладов, предельный возраст для нахождения на административных позициях, порядок выборов или назначения директоров институтов» .

Аргументы сторонников реформы

В чисто научной плоскости, одним из аргументов в пользу реформы была низкая, по наукометрическим показателям, эффективность работы академии - и надежда за счёт реформы повысить общее число публикаций и индексы цитируемости .

Принятие закона № 253-ФЗ (2013) о реформе академий наук

Предложенный правительством законопроект о реорганизации Российской академии наук вызвал негативную реакцию со стороны научного сообщества . Тем не менее, 3 июля 2013 года законопроект был в спешном порядке принят Государственной думой в первом чтении , а 5 июля - во втором чтении с незначительными поправками.

Третье чтение, вопреки ранее объявленному плану, было отложено на осень . 18 сентября 2013 года закон о реорганизации Российской академии наук и других государственных академий был принят Думой . Фракцией КПРФ была предпринята попытка снятия законопроекта с рассмотрения, однако предложение коммунистов не нашло поддержки депутатов других фракций . 25 сентября окончательный проект закона был одобрен Советом Федерации и 27 сентября подписан президентом России .

По сравнению с первоначальным вариантом, под давлением научной общественности были внесены следующие изменения :

  • положения о ликвидации академий наук и создании некоей новой академии в форме полугосударственной организации заменены словами о реорганизации РАН путем объединения с РАМН и РАСХН;
  • основная цель РАН сформулирована как «проведение фундаментальных и прикладных исследований»;
  • полномочия между РАН и создаваемым Агентством (позднее названным Федеральным агентством научных организаций - ФАНО) разделены так, чтобы за ФАНО была закреплена только функция управления имуществом РАН;
  • возвращён статус юридических лиц существующим трём региональным отделениям РАН - Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному;
  • сохранена двухступенчатая система званий членов-корреспондентов и академиков, а право решения, как и когда избирать новых членов РАН, оставлено за РАН.

Вместе с тем, идея создания федерального агентства по управлению собственностью РАН и её научными институтами была оставлена в силе. Роль этого агентства, несмотря на модификации текста, осталась сформулированной нечётко, что открывало возможность передачи учредителю права управлять не только имуществом, но также организационной и научной деятельностью научных организаций академии.

Введённый в действие закон Российской Федерации № 253-ФЗ от 27 сентября 2013 года определил организационно-правовую форму Российской академии наук как некоммерческой организации, учреждённой Российской Федерацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения; установил цели академии в рамках государственной научно-технической политики; наделил академию особыми полномочиями, правами и обязательствами перед государством, а также оговорил особые условия государственного регулирования и участия государства в различных аспектах деятельности РАН, включая её реорганизацию, финансирование и отчётность перед главой государства и правительством страны .

Ход реформы академий наук

Административно-имущественная реорганизация (конец 2013)

В соответствии с № 253-ФЗ (2013), Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук были упразднены путём объединения с РАН. Как впоследствии констатировал академик В. Е. Фортов , объединение академий прошло бесконфликтно . Другие отраслевые государственные академии наук были сохранены, однако, в отличие от РАРАН , они были не переданы в ведение отраслевых федеральных исполнительных органов, а, так же, как РАН, подчинены напрямую правительству России.

Одновременно с № 253-ФЗ вышел Указ Президента РФ «О федеральном агентстве научных организаций » (ФАНО).

Реально, только после этого началась разработка положения о принципах работы ФАНО и его полномочиях. При этом для деятельности ФАНО не было сформулировано ни целей, ни задач, однако все ключевые вопросы, связанные с финансированием, имуществом институтов, социальной сферой, закупкой оборудования и реактивов, стали его прерогативой. В то же время полномочия исполнительных органов власти объявлялись ограниченными и не распространяющимися на научную деятельность РАН и её научных организаций .

Таким образом, планирование научной деятельности не было целиком передано ФАНО, но роль РАН стала второстепенной. В окончательный список из 1007 организаций, передаваемых в ФАНО, вошли все организации государственных академий, от научных институтов до ведомственных поликлиник и детских садов .

Этап реформирования научной деятельности (2014-2018 годы)

Фактически сразу обнаружилось два крупных упущения в законе о реформе: недооценка угрозы непродуманных сделок с недвижимостью академий после перехода её в распоряжение ФАНО, а также нечёткость разграничения правового статуса ФАНО и РАН.

Для предотвращения злоупотреблений с недвижимостью, президент РФ В. В. Путин - после контактов с главой РАН (на тот момент) В. Е. Фортовым - поручил правительству ввести на 2014 год жёсткий мораторий на решения по имуществу академии , который затем был продлён ещё на два года . Мораторий спас институты от немедленного растаскивания, но затем проблемы снова встали во весь рост.

В целях регулирования правил взаимодействия РАН и ФАНО в 2015 году правительством было подписало соответствующее постановление , которое В. Е. Фортов неформально назвал «принципом двух ключей » : ученые должны заниматься наукой, чиновники - административно-хозяйственной деятельностью. По факту, однако, оказалось, что ФАНО отказывается делиться полномочиями, вмешиваясь и в научное управление.

Летом 2014 года, в связи со значительными изменениями в статусе академии, включая присоединение РАМН и РАСХН , был принят новый устав Российской академии наук .

ФАНО наметило приблизительно один раз в пять лет проводить оценку эффективности деятельности подведомственных организаций , разделяя их на три группы: лидеров, стабильно работающих и отстающих. В отношении последних может быть принято решение «о реорганизации или ликвидации, а в отдельных случаях - о замене руководителя». В марте 2018 года из 454 прошедших проверку научных организаций к первой категории (лидеры в своих областях) было отнесено 142, ко второй - 205, к третьей - 107 . Чуть ранее, в конце 2017 года, приводились несколько иные данные , но после апелляции категорию некоторых институтов повысили или отменили результат их проверки.

ФАНО также начало, при поддержке правительства, масштабную реструктуризацию сети подведомственных учреждений . В рамках реструктуризации планируется оптимизировать их структуры, объединив ряд институтов в крупные исследовательские центры по отдельным большим научным направлениям . По состоянию на март 2017 года общий портфель комплексных центров, создаваемых на базе академических институтов, насчитывал 74 интеграционных проекта. Участие в них принимало 327 научных учреждений . В конце 2017 года около 400 учёных в открытом письме президенту РФ оценили реструктуризацию как «бессмысленную». Одновременно с «укрупнением» возникают центры коллективного пользования ФАНО (в конце 2017 года прошла конференция по данной проблеме), решаются вопросы систематизации доступа в подобные центры .

Приняв под свою юрисдикцию академические учреждения, ФАНО стало инстанцией, ответственной за осуществление планов правительства и президента РФ в научно-исследовательской сфере. Важнейшие из таких планов были изложены в Майских (2012 года) указах Президента - в первую очередь, в указе № 597 (п. 5) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» - и предполагали повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. В апреле 2018 года глава ФАНО доложил о выполнении задачи по увеличению зарплат учёным РАН ; оно, однако, вызвало межрегиональные диспропорции в оплате труда , а в некоторых случаях сопровождалось принудительным переводом сотрудников на часть ставки . Другим намерением было постепенное повышение роли грантового финансирования научных исследований . Начиная с 2014 года заработал созданный ранее Российский научный фонд (РНФ), выделяющий исследователям более крупные гранты, чем до того существовавшие фонды, например РФФИ .

Был взят курс на омоложение состава РАН и руководства институтов . Так, например, при выборах в Академию в 2016 году ряд вакансий был объявлен с возрастным ограничением. Как следствие, средний возраст академиков после выборов снизился до 73,7 года (перед выборами он был 76 лет), а членов-корреспондентов - до 66,7 года (70,4). Средний возраст директоров подведомственных учреждений уменьшился примерно на пять лет, составив около 59 (все данные - по состоянию на 2016 год ). Создан и уже несколько лет функционирует корпус сравнительно молодых профессоров РАН ; одна из рабочих групп в сообществе профессоров занималась вопросами реформы академий наук .

Повысилась роль РАН в системе государственной научной экспертизы . Эксперты РАН участвовали в подготовке проекта Стратегии научно-технологического развития России и плана ее реализации. В 2015-2016 годах проведена экспертиза более 50 программ и проектов: федеральных целевых программ «Русский язык», «Развитие образования на 2016-2020 годы», «Развитие транспортной системы России» и других.

Объявление о завершении реформы (2018 год)

На общем собрании РАН в конце марта 2018 года её президент А. М. Сергеев публично заявил , что «…этап реформирования академического сектора науки завершился», и что РАН «перешла в постреформенный период». Какого-либо знакового итога именно в этот момент подведено не было. По мнению «Независимой газеты », «академия окончательно приобрела узаконенный вид» : РАН превратилась в «некий корпус академических экспертов с неопределёнными полномочиями». Противостояние учёных со своим формальным начальством из ФАНО по-прежнему наблюдалось на каждой конференции научных работников , вплоть до момента расформирования ФАНО.

Несмотря на высказывания об окончании реформы, преобразования (в том числе в законодательной сфере) планируется продолжить. При этом, как отмечает А. М. Сергеев, постепенно удаётся находить «консенсус между РАН и властью». Примером успешного взаимодействия с органами власти Сергеев считает поддержанные руководством страны поправки к закону о РАН, повышающие статус Академии наук. В феврале 2018 года В. В. Путин внёс эти поправки на рассмотрение Госдумы ; уже 27 марта соответствующий законопроект о расширении полномочий РАН был принят Думой в первом чтении , а 10 июля - окончательно .

Реакция, оценки реформы

Протесты стартового периода (2013)

Внезапность, спешка, изолированность научного сообщества от процесса обсуждения предлагаемых чиновниками изменений и, вследствие этого, отсутствие консенсуса научных работников и чиновников относительно содержания, целей, задач и ожидаемых результатов реформирования российской академической науки вызвали ожесточённое сопротивление и критику со стороны российских и зарубежных учёных, в том числе членов РАН, сотрудников научных учреждений академии, членов совещательных учреждений при федеральных органах власти .

В совместном заявлении Совета по науке (председатель - академик А. Р. Хохлов) и Общественного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, выпущенном 30 июня 2013 года, члены этих органов признали давно назревшую необходимость изменения архаичной структуры организации науки в России и повышения эффективности работы государственных академий наук, однако выразили опасение, что принятие внесённого в правительство закона о реорганизации государственных академий наук «без обсуждения с научным сообществом… создаст системные проблемы, которые пагубно отразятся на состоянии российской науки». В частности, предложение о передаче управления научными организациями чиновникам и профессиональным управленцам было названо главной системной проблемой законопроекта, которая может привести к массовому падению результативности научной деятельности научных организаций и отдельных учёных. В заявлении подход правительства страны к реформированию академической науки сравнивался с шоковой терапией , а реализации навязываемых научному сообществу реформ в условиях нежелания правительства страны «считаться с сообществом, которое должно будет эти реформы проводить» предрекался провал.

Большое количество недоработок и сырых мест в проекте закона о реформе РАН особенно очевидны были членам Академии, профессионально занимающимся вопросами государства и права. На официальном сайте РАН были опубликованы замечания к проекту закона о реформе известного юриста-международника, академика А. Г. Лисицына-Светланова .

В знак протеста против предполагаемой реорганизации РАН ряд её членов 1 июля 2013 года подписали письмо об отказе войти в новую академию наук, послужившее формированию Клуба 1 июля . В дни обсуждения законопроекта в Госдуме в июле 2013 года в Москве, Иркутске, Перми, Новосибирске, Владивостоке и Санкт-Петербурге прошли митинги и другие акции протеста учёных, в которых участвовали сотрудники подведомственных РАН научных организаций. В некоторых протестных акциях, по оценкам их организаторов, приняли участие сотни человек . Активистами протестов было начато общественное движение «Сохраним науку вместе», под эгидой которого запущен сайт для распространения информации о протестных акциях и событиях, связанных с реорганизацией академии . По инициативе противников правительственной реформы, в конце августа 2013 года была созвана Конференция научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук» , в которой приняли участие более 2 тысяч представителей академической науки - членов РАН и сотрудников её научных учреждений и учебных заведений - и обсуждены вопросы реформирования академии. Конференция выразила несогласие с законопроектом и предложила свои поправки к нему. Поправки к законопроекту были также предложены президиумом РАН .

4 сентября 2013 года президент России В. В. Путин объявил о своём согласии с предложениями руководства РАН, однако поправки администрации президента к законопроекту, поступившие в Госдуму 13 сентября, были расценены частью учёных как обман со стороны Путина .

Протестное движение учёных продолжилось после введения закона о реорганизации РАН и других государственных академий наук. Профсоюз работников РАН собрал более 124 тысяч подписей против нового закона, которые были переданы в администрацию президента России, и организовал 13 октября 2013 года митинг на Площади Революции в Москве, собравший по подсчётам организаторов более 2 тысяч. человек .

Существовали подозрения, что за законопроектом о реорганизации РАН стоял член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук . Ряд изданий сообщал, что Ковальчук, которого несколько раз не избирали академиком, а в мае 2013 года не утвердили на посту директора , воспользовался дружбой своего брата с Владимиром Путиным и затеял эту реформу из-за личной обиды . По словам академика В. Е. Захарова , реформа РАН инициирована «ради того, чтобы пересадить человека [Михаила Ковальчука] из членкора в академики» ; подобную точку зрения публично высказывали и другие учёные . Сам Михаил Ковальчук неоднократно высказывался за реформирование РАН, а в одном из интервью заявил, что «Академия должна неминуемо погибнуть, как Римская империя» .

Звучали и иные точки зрения, а именно что эти реформы, как и реформы в системе образования, являются частью более крупного плана, направленного на превращение РФ в страну с низким уровнем науки и образования, и соответственно - низким уровнем развития технологий, поставщика недорогого сырья и потребителя дорогой высокотехнологичной продукции . Проводимая реформа соответствует такой цели и согласуется с результатами экономических реформ в РФ (после распада СССР в 1991 г.).

Критика учёными текущих (2014-2018 годы) результатов

К концу 2013 года массовые протестные акции учёных, выступающих за отмену закона о реорганизации РАН, прекратились. Однако в течение всех последующих лет на разных уровнях - от рядовых сотрудников до высшего руководства РАН - высказывались крайне отрицательные мнения о деятельности ФАНО и о реформе в целом.

Господствует точка зрения, что «во главе ФАНО оказались люди, не имеющие ни малейшего представления о том, как работает наука, просто по причине отсутствия какого-либо научного образования. За единичными исключениями это пресловутые “управленцы” - продукт перепроизводства юристов и экономистов в последние десятилетия» .

Особенно жёсткой критике подвергалось так и не конкретизированное разделение полномочий между ФАНО и РАН. Весной 2015 года член президиума РАН В. А. Черешнев высказался так : «Опыт полутора лет [реформы] показал: институты надо возвращать в академию, Государство должно иметь мужество исправлять свои ошибки, и делать это быстро!». Примерно через год президент РАН В. Е. Фортов говорил о «проблеме двух ключей - разграничении полномочий академии и ФАНО. Если раньше сторонам как-то удавалось находить общий язык, то чем дальше, тем конфликтных ситуаций возникает всё больше» . Тот же Фортов, в 2017 году, рассказал «Интерфаксу» об отторжении академиками реформы: «Сегодня уже ясно, что цели и методы реализации реформы оказались далеки от реальных нужд и потребностей и науки, и учёных. Почти 80 процентов учёных не понимают и не поддерживают реформу» . В начале 2018 года академик Н. Н. Казанский отмечал, что «роль Академии в науке оказывается сведённой к нулю, а всем управляет структура, которая по замыслу правительства должна была заниматься только хозяйственными делами» .

В ряде случаев возмущение учёных вызвало необоснованное объединение институтов : например, была попытка слияния нескольких институтов широкого диапазона «от космофизических исследований до малочисленных народов Севера» .

Одним из отмеченных промежуточных отрицательных результатов реформы стало усиление оттока молодых специалистов за рубеж . Как отмечалось в январе 2014 года (ещё до резкого изменения валютного курса, произошедшего во второй половине того же года), «реформа РАН была воспринята молодыми учёными негативно. 72,5% относятся к ней «отрицательно» или «скорее отрицательно» и не ждут ничего хорошего от её результатов… возможности эмиграции в случае ухудшения ситуации не исключают более половины опрошенных» . Ситуация не изменилась и к 2017 году, как отметил в докладе главный учёный секретарь Президиума РАН М. А. Пальцев .

Институтам РАН пришлось также столкнуться со значительным ростом документооборота и отчётности, нередко бессмысленной.

В конце 2017 года группа из примерно 400 академиков и видных учёных опубликовала открытое письмо президенту России с призывом о «срочном изменении статуса РАН… и возвращении институтов под руководство РАН». Реакция на это письмо, как и на более раннее обращение примерно с тем же содержанием, была минимальной.

О положительных моментах реформы

Отдельные мероприятия и намерения, связанные с реформой (при негативной её оценке в целом), вызывают понимание и, частично, поддержку научной общественности.

Многие учёные считают, что РАН уже давно нуждалась в реформировании - это отмечалось и в опросах на рубеже 2013-2014 годов и в последующих публикациях, в том числе даже критических. Например, директор Института географии РАН полагает , что «…многим стало ясно, что в сфере организации науки в России действительно надо было что-то делать - и чтобы преодолеть растущее отставание российской науки во многих областях знаний, и чтобы в институты пришла молодежь, и чтобы преодолеть разрыв между наукой и высшим образованием, и чтобы более справедливо и рационально распределять ресурсы. К сожалению, те перемены, которые произошли, эти задачи ни в какой степени не решили».

Как положительный новый момент оценивается учреждение Российского научного фонда , причём выигравшие гранты этого фонда отмечают существенное улучшение материального положения участников поддержанных проектов, в отличие от небольших грантов МОН или РФФИ в прошлом.

Проведённое омоложение руководства некоторых академических институтов, а также избрание сравнительно молодых, по академическим меркам, учёных в «основной состав» РАН и профессорами РАН также воспринимается как разумная инициатива организаторов реформы.

Объявленная задача поднятия уровня цитируемости работ российских авторов, несмотря на её формальность, также не вызывает непонимания. «То, что у нас есть проблемы с цитируемостью в ведущих западных топ-журналах - это является фактом. Думаю, что при достаточной поддержке учёных, при создании условий для них, мы эту проблему решим в ближайшее время. Да, поднять индекс - такая цель поставлена, и это одна из задач при реформе академии», - прокомментировал проблему ректор МГУ академик Виктор Садовничий .

Возможные перспективы

До мая 2018 года оставалась актуальной проблема чёткого разграничения полномочий ФАНО и РАН, но после упразднения ФАНО она перешла в плоскость налаживания отношений РАН с Министерством науки и высшего образования . Это министерство было образовано в результате разделения функционировавшего в 2004-2018 годах Минобрнауки России на два отдельных ведомства и, по замыслу, должно перенять управленческую роль теперь уже бывшего ФАНО. Первая реакция учёных и экспертов на данные преобразования была сдержанно-оптимистической .

Избранный в 2017 году новый президент РАН А. М. Сергеев при всех обстоятельствах нацелен на конструктивный диалог с властью и с новосозданным министерством .

См. также

Примечания

  1. И. Буранов. Дмитрий Медведев реформирует РАН (неопр.) . Коммерсантъ (27 июня 2013). - «Важно дать возможность ученым заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственной функции управления имуществом и коммунальным хозяйством»
  2. Реформа РАН (информационная подборка «Российской газеты») (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 1 октября 2017.
  3. Реорганизация Российской академии наук 2013: хронология, мнения, протесты, наука в РАН (прошедшие акции протеста) (неопр.) . Дата обращения 1 октября 2017.
  4. Р. Садыкова. (неопр.) . Московский комсомолец (23 февраля 2017). Дата обращения 5 октября 2017.
  5. П. Звездина. Новый президент РАН выступил против закрытия ФАНО (неопр.) . РБК (28 сентября 2017). - ««…в той ситуации… когда есть РАН и ФАНО, мы можем… конструктивно выстроить свои отношения. Но это должно происходить в рамках корректировки правового поля», - подчеркнул Сергеев ». Дата обращения 1 октября 2017.
  6. Президент РАН заявил о завершении реформирования академии (неопр.) . ТАСС (29 марта 2018). Дата обращения 30 марта 2018.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Дата обращения 16 мая 2018.
  8. Путин предложил поправки к закону о реформе РАН // Lenta.ru , 04.07.2013
  9. И. Дежина. Реформа РАН: попытки и итоги (неопр.) . Polit.ru (3 августа 2014). Дата обращения 22 января 2018.
  10. В России грядёт реформа РАН (рус.) // Финам. - 2013-06-27.
  11. Дмитрий Ливанов: «Поведение Фортова - просто лицемерие» (рус.) // Известия: офиц. интернет-ресурс газеты. - 2013-07-05.
  12. РЕН-ТВ: РАН перестала заниматься наукой
  13. Мамонты уходят за бугор // Новая газета
  14. Закулисье РАН // Независимая газета , 10.09.2013
  15. Бизнес по науке
  16. Эксперты: В президиуме РАН обнаружили мафию
  17. Эксперты: коррупция в РАН беспрецедентна
  18. Скандал: должна ли РАН «торговать» квартирами и ледоколами // Собеседник
  19. Строительство жилого комплекса на землях РАН отменено
  20. Волчкова Н. Как делается кино
  21. Штерн Б. Грязевая артиллерия // Троицкий вариант - Наука , 10.09.2013
  22. Веденеева Н. Вице-президент Академии наук подал заявление в прокуратуру на авторов фильма «Диагностика РАН» // Московский комсомолец , 12.09.2013
  23. Депутаты проголосовали за реформу РАН Lenta.ru , 03.07.2013
  24. Госдума приняла во втором чтении законопроект о реформе РАН
  25. Госдума проявила академический подход (рус.) // Новая политика: интернет-журнал. - 2013-09-11.
  26. Семушкин С. Учёным выделили в три раза больше денег на науку, а управлять имуществом Академии будут чиновники // Комсомольская правда
  27. Воронов А. Учёные остались без имущества: принят закон о реформе РАН // Коммерсантъ , 18.09.2013
  28. У Госдумы прошла несанкционированная акция против реорганизации РАН , Грани.ру: ежедн. интернет-газета , Грани.ру (17 сентября 2013). Дата обращения 29 марта 2014.
  29. Совет Федерации одобрил закон о реформе РАН // Газета.Ru , 25.09.2013
  30. Подписан закон о реформе Российской академии наук // Kremlin.ru , 27.09.2013
  31. Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (неопр.) . Российская газета (30 сентября 2013). Дата обращения 29 января 2018.
  32. Н. Волчкова. Гладко на бумаге. Полномочия РАН и ФАНО еще предстоит разделить (неопр.) . Газета «Поиск» (17 июня 2016). Дата обращения 24 января 2018.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 735 «О Федеральном агентстве научных организаций» (неопр.) . Российская газета (30 сентября 2017). Дата обращения 22 января 2018.
  34. Госдума окончательно приняла закон о реформе РАН (рус.) // Новая политика: интернет-журнал. - 2013-09-18.
  35. Путин поручил правительству обеспечить годовой мораторий на распоряжение имуществом РАН (неопр.) . ТАСС (15 января 2014). Дата обращения 23 января 2018.
  36. Путин заявил о продлении моратория на имущество РАН (неопр.) . Газета.ru (21 января 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  37. Об утверждении правил координации деятельности ФАНО России и Российской академии наук (неопр.) . Сайт правительства России (29 мая 2015). Дата обращения 23 января 2018.
  38. Два ключа от РАН (неопр.) . Российская газета (31 мая 2015). Дата обращения 23 января 2018.
  39. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2014 г. No. 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"» (неопр.) . Сайт правительства России. Дата обращения 23 января 2018.
  40. Особенности ведомственной оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России (неопр.) . Сайт ФАНО. Дата обращения 23 января 2018.
  41. Приказ ФАНО России от 30 марта 2018 г. № 157 «Об отнесении научных организаций… к соответствующей категории…» (список) (неопр.) . Сайт ФАНО (30 марта 2018). Дата обращения 4 апреля 2018.
  42. Ю. Медведев. (неопр.) . Российская газета (3 апреля 2018). Дата обращения 4 апреля 2018.
  43. Н. Волчкова. Маловато лидеров? Выводы оценочной комиссии подпортили ученым праздник (неопр.) . Газета «Поиск» (29 декабря 2017). Дата обращения 23 января 2018.
  44. Путин поручил ускорить реструктуризацию сети научных организаций (неопр.) . РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  45. (неопр.) . Сайт ФАНО (14 марта 2017). Дата обращения 23 января 2018.
  46. ФАНО систематизирует доступ в центры коллективного пользования (неопр.) . Сайт «Новости сибирской науки» (4 мая 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  47. Правительство РФ . Указ президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» . - 2012. - 7 мая.
  48. Глава ФАНО доложил Медведеву о выполнении задачи по увеличению зарплат ученым РАН (неопр.) . ТАСС (4 апреля 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  49. Н. Волчкова. Могут повторить. Профсоюз РАН готов к новым акциям протеста (неопр.) . Газета «Поиск» (23 февраля 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  50. Н. Веденеева. Ученым удваивают зарплату путем перевода их на полставки (неопр.) . Московский комсомолец (18 января 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  51. Депутат: переход на грантовую систему в науке – позитивный тренд (неопр.) . РИА Новости (16 января 2014). Дата обращения 23 января 2018.

Обсуждение пенсионной реформы 2013-2014 годов в России с каждым новым днём набирает обороты. В Правительстве страны, Министерстве труда, Министерстве финансов, в Пенсионном фонде и Госдуме в начале сентября текущего 2013 года проходят ожесточённые споры о судьбе пенсионных выплат.

Пенсионная реформа 2014 года необходима в первую очередь самим гражданам

До 2002 года в РФ пенсии гражданам обеспечивались, главным образом, отчислениями всех работодателей в соответствующие фонды, а также взносами работающих граждан. Такая система была возможна в экономических условиях, характерных для советского периода, то есть до перехода к рынку. Но Рубикон был пройден. Кроме того, на фоне ухудшения демографической ситуации – резкое снижение рождаемости с 1990 года по 2000 год — возникла серьезная угроза дефицита бюджетных средств в Пенсионном фонде страны. Это означает, что количество работающих граждан будет неуклонно сокращаться, а численность пенсионеров увеличиваться.

Исходя из такой пессимистичной перспективы, правительство еще в 2002 году преступило к проведению в стране пенсионной реформы. Сейчас установлен и действует новый механизм образования и функционирования Пенсионного фонда, а также другой порядок исчисления пенсий гражданам. На сегодняшний день мы имеем следующую картину:

Будущая пенсия любого гражданина России состоит из двух частей, страховая же часть находится в прямой корреляции (или зависимости) от размера заработной платы сотрудника и формируется из взносов, выплаченных работодателями в Пенсионный фонд на протяжении всей трудовой деятельности. Средства этой части будущей пенсии можно назвать «виртуальными», поскольку они фактически используются для выплат пенсий нынешним пенсионерам.

  1. Страховая часть выплачиваемой пенсии текущим пенсионерам индексируется государством соизмеримо с величиной инфляции и ростом заработной платы в стране. Понятно, что при постепенном уменьшении числа работающих граждан государству будет всё труднее пополнять её.
  2. Накопительная часть будущей пенсии тоже формируется за счёт средств работодателей.

Работодатель перечисляет страховой взнос, равный 22% от фонда оплаты труда своего сотрудника. Эти средства делятся на солидарную (16%) и накопительную(6%) части.

Накопительной частью будущей пенсии человек может распоряжаться по своему усмотрению:

  • отдать её в управление Пенсионному фонду;
  • отдать в распоряжение управляющей компании;
  • направить в негосударственные пенсионные фонды.

Размер накопительной части может быть увеличен за счёт дополнительного дохода от инвестирования.

Новая пенсионная формула

Вице-премьер Правительства страны Ольга Голодец 11 сентября 2013 года высказалась о том, что Правительство РФ приняло решение одобрить новый механизм вычисления пенсий – или «расчётную формулу» как ее еще иногда называют. Ключевым моментом нововведения является тот факт, что страховая часть теперь будет измеряться уже не в абсолютных величинах (то есть рублях) как было ранее, а в пенсионных коэффициентах – тех, которые были накоплены гражданином за период всей трудовой деятельности.

Теперь будущая пенсия будет состоять из страховой части, но уже с учётом пенсионных добавок с расчетом индивидуального коэффициента в сумме с фиксированными платежами, плюс также из накопительной части, которая уже и была ранее.

По мнению разработчиков нового расчёта, такой подход к начислению пенсии будет стимулировать человека трудиться дольше, чтобы уровень пенсии был выше. В настоящее время идёт активное и острое обсуждение этого проекта пенсионной реформы, нацеленной на пополнение Пенсионного фонда, при этом, не повышая пенсионный возраст для будущих пенсионеров и не урезая выплаты нынешним пенсионерам.

Депутаты Государственной Думы будут голосовать против пункта проекта, внесённого Министерством финансов, касающегося работающих пенсионеров. Они должны получать пенсию в полном объёме как и неработающие пенсионеры, а не её часть, как предложено в документе. Заметим, что председатель комитета, занимающийся делами по труду, соц. Политике, а также делам ветеранов – А. Исаев справедливо отметил, что: пенсионеры в стране работают не потому, что им, как может показаться, делать нечего, а чтобы сформировать более приемлемый жизненный уровень.

  • Остаётся открытым и обсуждается вопрос о ежегодном пересчёте пенсий для работающих пенсионеров. В проекте предлагается отказаться от пересчёта.
  • Идут жаркие споры и нет единого мнения в вопросе льготного стажа для выхода на заслуженный отдых для учителей и врачей. Министерство финансов выступает за поэтапную отмену льгот. Напомним, льготный стаж в настоящее время дает право врачам и учителям выходить на раньше, чем среднестатистический гражданин за соответствующую выслугу лет (для учителей необходимый стаж составляет 25 лет работы, а для медицинских сотрудников – 27).
  • Остаётся открытым вопрос о предложении Министерством труда продлить программу государственного софинансирования, заключающаяся в увеличении накопительной части пенсий граждан за счет добровольных взносов с учетом, что государство также будет производить доплату в соответствующем размере (пропорционально вкладу гражданина). Однако, Министерство финансов дало отрицательный ответ на это предложение, хотя обсуждение вопроса все еще продолжается.
  • Следующий момент, по которому пока не выработано единого решения и идут споры – это оплата нестрахового периода — времени, когда женщина, ранее работавшая, теперь находится в вынужденном отпуске для ухода за своим ребёнком, возраст которого составляет до полутора лет.
  • Кто будет утверждать каждый год стоимость пенсионного коэффициента, используемого в формуле пересчёта пенсий? В проекте – Правительство постановлением. Депутаты считают, что законом, утверждённым парламентом стран.
  • Непростая судьба и у накопительной части. Гражданам, родившимся после 1967 года, предложено или сохранить её в объёме 6%, или сократить до 2% в сторону увеличения страховой части. О своём выборе будущие пенсионеры должны сообщить (заявить) до конца 2013 года. Если заявления не последовало, то накопительная часть будет принудительно уменьшена до 2%.

От введения новой пенсионной формулы расчёта выиграют те граждане, кому выплачивается «белая» зарплата, а также те, кто проработает больше необходимого трудового стажа. Заметно проиграют высокооплачиваемые работники, поскольку изменения предполагают ограничение размеров заработной платы, с которой будут взиматься взносы, до 47 333 рублей.

Предполагается ввести дополнительный коэффициент стажа, увеличивающий пенсионные выплаты, для женщин, трудовой период которых составил от 30 до 40 лет; и для мужчин, трудовой стаж которых находится в интервале от 35 до 45 лет. Если гражданин добровольно принимает решение о том, что будет выходить на заслуженный ими отдых в несколько более пожилом возрасте, величина его будущей пенсии существенно возрастёт.

Мнения экспертов

Некоторые эксперты считают, что новая пенсионная расчётная формула – не что иное, как завуалированное весьма аккуратно повышение пенсионного возраста граждан: вышедший на заслуженный отдых гражданин будет вынужден либо довольствоваться небольшой пенсией, либо продолжать работать какое-то время для увеличения ее размера.

Устройство пенсионной системы РФ

Российская Федерация получила в наследство от СССР практически не функционирующую пенсионную систему, которая абсолютно не вписывалась в реалии рыночной экономики. В связи с чем, правительством было принято решение разработать новую систему, отвечающую современным реалиям.

Полностью отказаться от распределительной системы не удалось – ее 30-летняя деятельность прочно «засела» в умах граждан, в момент «превратившихся» из советских в российских. Кроме того, распределительная система начислений продолжала действовать в большинстве цивилизованных стран и, поскольку Россия «переметнулась» в капиталистический лагерь, вместо отказа от системы ее решили дополнить. Результатом стала распределительно-накопительная система, запуск которой произошел в начале 2002 года.

Согласно системе, пенсионные начисления теперь складывались из трех составляющих:

  1. Базовой части
  2. Страховой части
  3. Накопительной части

Базовая часть пенсии представляет собой фиксированную сумму, размер которой зависит от правительственных решений (в 2002 – 450 р., в 2013 – 3610 р).

Страховая часть пенсии рассчитывается индивидуально, на основе таких параметров как:

  • Трудовой стаж;
  • Размер зарплаты;
  • Количество отчислений в ПФР.

Здесь стоит отметить, что после распада СССР был создан самостоятельный орган ПФР (Пенсионный Фонд России), занимающийся решением пенсионных вопросов.

Накопительная часть пенсии стала особенностью новой системы – влияние рыночных взаимоотношений. Данная часть предполагает хранение и накопление средств на личном счете. Естественно, размер накопительной части зависит напрямую от заработной платы, если не брать во внимание возможность самостоятельного пополнения накопительного счета. Из 22 процентов, которые платит в ПФР работодатель, лишь 6% идут в «копилку» на личном счете.

Таким образом, размер будущей пенсии зависит от суммы трех частей (базовой, страховой, накопительной). При расчетах будущей пенсии в основном принимают во внимание лишь страховую и накопительную части, поскольку размеры базовой части, как правило, ниже прожиточного минимума.

Схожесть российской модели и советской заключается в том, что по-прежнему работник не производит выплат из зарплаты на свой пенсионный счет. Вместо него платит работодатель. С 2002-2010 годы работодатель выплачивал Единый Социальный Налог (ЕСН), часть которого (в зависимости от значений на данный момент) шла на личный пенсионный счет работника. Высчитывался налог исходя из значения годовой зарплаты работника, от которого брался определенный государством процент (20-40%).

С 2010 года ЕСН отменили, но вместо него ввели другой налог – Страховой взнос. Из важных изменений стоит отметить смену адресата - если раньше ЕСН направлялся в федеральный бюджет, то с приходом страхового взноса отчисления направляются в пенсионный фонд (ПФР).

Пенсионная реформа 2012-2013 гг.

При создании пенсионного фонда (ПФР) предполагалась полная самодостаточность органа, способного, исходя из поступающих налогов, в полном объеме выплачивать пенсии населению. Однако справится с поставленной задачей фонд не в состоянии до сих пор. Из государственного бюджета по-прежнему выделяются средства на погашение фондом задолженности перед населением. Цифры дадут более ясное представление о проблеме – ежегодное «спонсирование» ПФР составляет 600 миллиардов в год. Эти деньги берутся из налогов, которые выплачивают уже не работодатели, а работающее население. Таким образом, здесь уже можно говорить о модели солидарности поколений, которая в полную силу заработала не в советское время, а в эпоху рыночных отношений.

В связи с наличием ярко выраженных проблем, государством была предпринята попытка по преобразованию системы. В 2012 году пенсионная реформа пережила новый виток развития, который вылился в ряд существенных дополнений.

В первую очередь видоизменилась страховая часть пенсии. Она теперь рассчитывается на основе коэффициентов (своеобразных баллов), которые учитывают такие параметры как:

  • продолжительность службы в армии;
  • количество детей;
  • время, отведенное на уход за ребенком;
  • трудовой стаж;
  • продолжительность работы после наступления пенсионного возраста.

За каждый параметр будет начислено определенное количество баллов. Когда подойдет время пенсионных начислений, правительство определит стоимость одного балла, которая будет исходить не из средней заработной платы (как сейчас), а основываясь на показателе инфляции +2%.

Из вышеперечисленных параметров внимание стоит уделить продолжению рабочей деятельности после наступления пенсионного возраста - на государственном уровне решили стимулировать поздний выход на пенсию. К примеру, если мужчина обратится за пенсией в 70 лет, то пенсионные выплаты увеличатся в 1.5 раза, если в 75, то увеличение произойдет в 2 раза. Однако не стоит забывать о данных по средней продолжительности жизни в России (мужчин – 62, женщин - 73).

Стоит отметить и изменения, коснувшиеся накопительной части пенсии. Сейчас размер накопительных отчислений составляет 6% от страхового взноса, однако, с начала 2015 года планируется снизить значение до 2%. Это снижение грозит «личной копилке» потерей в 4%, которые пойдут на страховую часть пенсии, а значит, подпадают под балльную систему. Сколько будет стоить один балл в будущем, не известно никому.

Двухпроцентный «ограничитель» будет устанавливаться по умолчанию. Поэтому, если есть желание оставить накопительную часть на уровне 6-и процентов, следует подать соответствующее заявление в ПФР или заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Если государственный пенсионный фонд не получит от человека заявление о сохранении 6-и процентного порога, то размер накопительной части автоматически переводится на уровень в 2%.

Большинство независимых экспертов, консультируя граждан по пенсионному вопросу, дают советы, заключающиеся в одной фразе «Помоги себе сам». Практические советы сводятся к самостоятельному накоплению средств, предварительно инвестированных в какое-либо дело или недвижимость. Некоторые советуют доверить свою пенсию негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Расчетная формула, представленная на портале Пенсионного фонда РФ, выглядит слишком сложной и запутанной. Цель нашей пошаговой инструкции – упростить расчет пенсионных начислений.

Внимание! При расчете использованы параметры, которые действительны на 2013 год. Данный расчет носит ознакомительный характер и может отличаться от реального размера пенсионных выплат в будущем.

Следуйте пронумерованным подсказкам:

Необходимые действия Пример
1. Умножьте Вашу зарплату на 12. 20 000 х 12 = 240 000
2. Поделите полученное число на 100. 240 000/100 = 2400
3. Умножьте полученное число на 22. 2400х 22 = 52 800
4. Поделите полученное число на 100.

52 800/100 = 528

«Y» .

5. Умножьте полученное число на 14. 528 х 14 = 7 392
6. Умножьте полученное число на 6 7 392 х 6 = 44 352
7. Разделите полученное число на 12

44 352 / 12 = 3696

Запомните получившееся число.Обозначим число как «Х» .

8. Умножьте число Y на 2.

Запомните получившееся число.Обозначим число как «Z» .

9. К числу Xприбавьте число Z, затем прибавьте 3650.

Полученное значение будет являться Вашей пенсией.

3696 + 1056 + 3650 = 8402

Ваша пенсия!

(Расчет носит ознакомительный характер)