Педсовет на тему «Художественно эстетическое развитее дошкольников». Презентация педсовета "развитие художественно-творческих способностей дошкольников в разных видах детского конструирования" Педсовет развитие художественно творческих способностей дошкол

Педагогический совет

«Развитие творческих способностей дошкольников»


План проведения педсовета

  • 1. Утверждение повестки дня заседания Совета педагогов
  • 2. Анализ выполнения решения предыдущего Совета педагогов №2 от 11 декабря 2013г
  • 3. Итоги конкурса детских работ «Зимушка-зима»
  • 4.Вступительное слово заведующего по теме педсовета
  • Заведующий О.П.Егорова
  • 5. Деловая игра
  • 6. Обсуждение и принятие решения Совета Педагогов №3

Проект решения педагогического совета

1. Упорядочить предметно-развивающую среду по художественно-творческому развитию детей в группах в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендациями реализуемой программы «Детство».

Ответственные: Воспитатели групп

Срок: в течение года

2. Развивать воображение – основу детского творчества во всех видах образовательной деятельности.

Срок: постоянно

3. Изучать и внедрять в практику работы новые современные методы и способы развития творческой деятельности, современные игровые материалы и оборудование.

Ответственные: Ст.воспитатель, Педагоги

Срок: в течение года

4.Ежемесячно планировать работу с родителями по формированию семейной художественно-творческой деятельности, привлекать родителей воспитанников к участию внутрисадовских и городских мероприятий.

Ответственные: Ст.воспитатель, Педагоги

Срок: постоянно


Что такое творчество?

«Творчество –

это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Лев Семёнович Выготский


1 станция Цветоград

2 станция Мозговой штурм

3 станция Искусствоведение

4 станция Растим таланты

5 станция Словотворческая

6 станция Вообразилия


Что такое искусство?

Это понятие является для каждого своим,

и каждый его понимает по-своему.

Это способ самовыражения,

способ выплескивать свои чувства и эмоции.

Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины,

а кто-то вышивает крестиком. Каждый выбирает свой путь.

Понятие искусство очень растяжимое,

это способ отражения того, что видит человек, что он воспринимает.

Это мастерство, которое удовлетворяет нужды человека,

которое доставляет ему удовольствие.


Что такое искусство?

Искусство многогранно, это душа человека.

Искусство - это богатейший мир разнообразных образов,

это полет фантазии, это желание понять смысл жизни

и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

Искусство – это радость.

Порой творчество ребенка – это на первый взгляд

хаотичные линии (это мы так видим взрослые),

но ребенок вложил свою идею, а не технику.

И он видит в своем рисунке, например прекрасный город

или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать,

насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.




Ирина Кулакова
Педагогический совет на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников». - заведующий

2. Сообщение с использованием презентации «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» - муз. руководитель

3. Сообщение «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» - воспитатель по изо.

4. Сообщение из опыта работы «Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»- воспитатель подготовительной к школе группы.

5. Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы) - педагог-психолог.

6. Итоги взаимопроверки ПРС по художественно-эстетическому воспитанию в разных возрастных группах. - воспитатели групп

7. Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». - ст. воспитатель.

8. Деловая игра – «Педагогический пробег» с использованием презентации. - ст. воспитатель.

9. Представление мини - конспекта НОД в игровой форме «Знакомство с творчеством художника, писателя, композитора», «Знакомство с народной игрушкой» - воспитатели групп, муз. руководители

10. Обсуждение проекта решения.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (– презентация).

Заведующий начинает встречу с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Ключевая роль детского сада (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Природа

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания (слайд)

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

О развитии у дошкольников музыкально-творческих способностей рассказывает музыкальный руководитель (презентация).

О развитии у дошкольников художественно-творческих способностей посредством дидактических игр и упражнений, расскажет воспитатель по изодеятельности.

Опытом организации работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников поделится воспитатель подготовительной группы «Вишенка».

Итоги диагностики творческих способностей детей старших, подготовительных групп озвучит педагог-психолог, даст рекомендации по развитию этих способностей и проведет блиц-диагностику ваших творческих способностей.

Педагоги рассказывают об итогах взаимопроверки предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию.

Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету, подводит старший воспитатель. затем проводит педагогический пробег по теме педсовета (презентация).

Педагоги представляют мини – конспект НОД с использованием игровых приемов

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся во внеклассной работе по математике. (Учитель: Дульцева Л.П.) Мое выступление на педсовете. 28марта 2012г

Задача учителя – организовать процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки; уметь делать обобщения, творчески применять знания в новых ситуациях. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний. Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления: 1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии; 2) высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления, формированию и развитию творческих способностей учащихся. Выполнению этой задачи помогает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изученным материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников, а ее инструментами должны стать: Ø математические игры; Ø кружки; Ø олимпиады; Ø математические вечера; Ø неделя математики; Ø различные занимательные задачи: задачи-головоломки, на соображение и догадку, нестандартные задачи и др. Остановлюсь подробнее на каждом из них. Игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за товарища по команде и т.д. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно, играючи. Лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок, на дидактические игры. Приобщение к творческой деятельности может проходить через математические бои, КВН, математическое лото, аукцион, брейн-ринги и т. д. Игра дает учителю возможность увидеть творческий потенциал ученика, раскрыть и развивать его творческие способности, игра создает условия для развития этих способностей. В своей педагогической деятельности я практикую проведение внеклассных мероприятий в форме игр, таких как брейн-ринг, «Слабое звено», « О, счастливчик!», «Звёздный час по математике» и др. Очень богатый материал по проведению таких игр можно подобрать в газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»). ПОКАЗАТЬ - Книга «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах».

Кружок. На занятиях кружка учащиеся учатся решать задачи (задачи-головоломки, на сообразительность и догадку, олимпиадные, практические, нестандартные задачи и др.). Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагая учащимся занимательные задачи, учитель формирует у них способность выполнять анализ сравнений, обобщений, установление связей, умозаключений и одновременно развивают особый вид творчества - смекалку. На занятиях кружка дети более раскованы, лучше фантазируют.

Олимпиада. Ежегодное проведение олимпиад позволяет проявить свои творческие математические способности у ребят, увлеченных математикой. Учителю при подготовке к олимпиаде приходится много работать: разнообразие методов решения, изучение дополнительного материала и т.д. Иногда учащиеся разрабатывают методы сами и знакомят остальных. Материал для подготовки учащихся к олимпиадам беру из журнала « Математика в школе», газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»), книг. В связи с информатизацией учебного процесса при подготовке к олимпиадам предлагаю ребятам имеющим дома компьютер компьютерные диски. Сказать о компьютерных логических играх, они позволяют выявить учащихся, с математическим складом мышления.

Математическая неделя. В последние годы во многих школах традиционно проходит Неделя математики. О начале Недели математики возвещает выпуск газеты, в котором указывается план проведения Недели. В последующие дни в классах проходят различные конкурсы, КВН, математические игры, турниры смекалистых и т.д. Завершается Неделя математики школьной математической олимпиадой, в которой могут принять участие все желающие. ПРИВЕСТИ ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ. (Помимо того, что в классе у меня оформлен сменный стенд « Прояви смекалку», во время проведения Недели я ежедневно на магнитной доске вывешиваю занимательные, логические задачи, ребусы. Иногда использую шуточные приемы: вы войдете или выйдете из класса ответив на мои вопросы (вопросы на мышление). В этом году ребятам было дано творческое задание – выпуск математической газеты, позволившей ребятам узнать для себя новые факты, потому что для подборки материала необходимо было перелистать немало математической литературы, выступить в роли редакторов, показать свои способности. В ходе проведения недели учащиеся сами приносят интересные занимательные задачи найденные ими самостоятельно в различных книгах. Выполняют творческие задания по различным темам геометрии: координатная плоскость, осевая и центральная симметрия, поворот; сочиняют «научные сказки» (О четырехугольниках). В рамках проведения недели учащиеся готовят доклады об истории математики, великих ученых. С введением в школах профильного обучения у учащихся появилась возможность расширить и углубить свои знания через посещение элективных курсов. В заключении хочу сказать: если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.

Повестка дня:
1. Короткий отчет по выполнению ранее принятого решения.
2. Итог тематического контроля.
3. Деловая игра: "Чему учить?"
4. Конкурсы:
1) "Понимайка"
2) "Собирайка"

5. Выступление из опыта работы "Развитие логического мышления через использование геометрического материала". (воспитатель)

6. Конкурс "Волшебные круги"

2 этапа "Игры-думалки" -работа с планами "Соображалки"
Подведение итогов конкурсов.
Решение педсовета.

Итоги тематического контроля. С 17 по 22 марта проводился тематический контроль "Развитие умственных и творческих способностей средствами математических и логических игр". Целью проверки было определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами математических и логических игр; путем всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию творческих способностей дошкольников , их интеллектуальных способностей. Определение интеллектуального уровня развития детей проводился оценкой работ и в процессе наблюдений специалистов: педагога-психолога, старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования. Воспитанники в основном имеют средний уровень способностей - 65%, с уровнем выше среднего - 25%, высокий уровень развития - 10%. Анализ образовательных планов позволил обобщить представления о системе проводимых игр в группах, их направленности и интеграции с другими видами деятельности. Так в раннем возрасте проводятся игры, направленные на сенсорное развитие, используются методики М.Монтессори. С младшего возраста дети начинают овладевать мыслительными операциями, связанными с сенсорным развитием. У малышей этот период называется: "А что там?" Воспитатели планируют игры Воскобовича, игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Начиная со средней группы, воспитатели побуждают детей к познавательной активности и инициативе. Дети начинают овладевать системой действий для установления причинно-следственных связей. Проводятся игры, обогащающие детское развитие: шашки, шахматы, игры на обобщение, ассоциации, игры с экспериментированием. В старшем дошкольном возрасте расширяется кругозор ребёнка, и усовершенствуются умения ориентироваться в окружающей жизни. Развиваются самостоятельность, навыки планирования и прогнозирования результата. Все это в работе учитывается воспитателями. Дети старшей группы, играя, учатся строить проекты, выдвигают гипотезы и проверяют их истинность. В собеседовании с педагогами было выявлено: ·Достаточные знания современных требований к умственному развитию и развитию литературных способностей у дошкольников ; ·Использование традиционных технологий в системе работы с детьми; Однако, игры на развитие интеллекта в основном используются в форме организованной деятельности с педагогом. Вследствие проверки организации предметно-развивающей среды в группах обнаружено:

  • Наличие оборудования (во всех группах имеются игротеки с набором развивающих игр, согласно возрасту)
  • Имеются методические рекомендации по их использованию
  • Игры размещены в зоне свободного доступа.

Однако, ещё в недостаточном количестве наличие конструктивного материала как строительного, так и для творчества.
В процессе тематического контроля изучалась система работы педагогов с родителями. Во всех группах оформлены стенды для работы с родителями и имеется консультативный материал данной направленности. Для организации детско-родительских проектов в группах старшего дошкольного возраста имеются дополнительные магнитные экраны для общения и выставок работ. Воспитатели принимают участие в школе родительской компетентности, глее поднимают вопрос об умственном развитии ребёнка. Свои материалы педагоги размещают на сайте учреждения. Всё это приводит к системе проводимой работы с детьми по интеллектуальному развитию.

  1. 1. Распределение по командам.
  2. Выбор названия команды.
  3. Деловая игра

"Чему учить?" - В детском возрасте существуют сензитивные периоды развития. Согласно этим периодам планируется работа по разным направлениям в развитии ребёнка. - Какие задачи ставит перед собой каждый из вас по развитию интеллектуально-творческих способностей? Просьба записать в бланке ответа. (воспитатели пользуются программой) - Способность мыслить, творить есть у каждого человека - именно этом он отличается от животного. Чему нужно учить детей точно определено. Вопрос - как учить?

Конкурсы: "Понимайка!" (словесный метод) Выходят по одному человеку от команды и становятся напротив друг друга. Сзади появляются слова, значение которых следует объяснить. (варенье, самолёт, педагог, заноза, детский сад, проект, родители, карантин, прогулка, хохлома)
" Собирайка!" (собрать по схеме) приём оригами. -Записать, что можно развивать при помощи данной работы. Чья команда напишет больше задач.
"Волшебные круги" Раскладываются карточки-символы с заданиями. Используется правило: стоп игра! 1 этап- Выложить в 3 круга блоки по признакам: размер, цвет, форма. (затем каждый объясняет)

2 этап- с бросовым материалом. "Игры - думалки" Задание командам: назвать как можно больше игр на развитие интеллектуальных способностей.
"Соображалки" Проигрывание игр с элементами ТРИЗ. Задание 1 команде: Найди чем связаны (кукла) - стул, пластмассовый (если кукла резиновая, то резиновый) предмет, игрушка, поющую или звукопроизносящую игрушку, один пустой круг - его надо заполнить. Задание 2 команде: машина- велосипед, таблетка, колокольчик, заводная игрушка, один круг свободный.