Педиатрия, как наука. Этапы развития

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Пропедевтики Педиатрии №2

Педиатрия как наука, её место, этапы развития

Выполнил:

Студент 3 курса,

1 медицинского факультета,

Качан Б.Б.

Преподаватель: доцент Шмулич В.К.

Харьков – 2007

План:


  1. Педиатрия как наука

  2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
3. Выводы

4. Список литературы

1. Педиатрия как наука
Педиатрия (от греч. раis, род п paidos - дитя, iatreia - врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Поэтому ее можно определить как медицину периода рост, формирования и развития человече­ского организма, который является наиболее ответственным в жизни челове­ка. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека. Вот почему необычайно велики гуманизм этой специальности и ответствен­ность человека, избравшего своей профессией педиатрию

Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим пси­хологом и педагогом. Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное раз­витие, а в случае заболевания - на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. По­этому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Преподавание педиатрии на педиатрических факультетах медицинских ин­ститутов начинается с III курса, на котором изучается пропедевтика детских болезней. Это фактически первая кафедра, дающая студенту профессиональ­ную подготовку. Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ре­бенка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологи­ческие качества. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную ор­ганизацию среды и режима жизни, а также питания детей различных воз­растных периодов

На кафедре пропедевтики детских болезней также изучается семиотика основных поражений различных систем и организма в целом. Поскольку си­стематическое изложение нозоло1 ических форм детских болезней является предметом уже основного курса педиатрии, то при изучении пропедевтики во­просы диагностики рассматриваются в двух более общих аспектах. Во-первых, это симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и метода исследования и преследующая цель констатации наличия симптома патологии; во-вторых, это синдромодиагностика, т. е констатация патофи­зиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности (декомпенсации) данной фи­зиологической системы.

В задачу курса входит также овладение студентом техникой ухода за ре­бенком и медицинскими манипуляциями и процедурами в объеме умений ме­дицинской сестры.

На более старших курсах преподавание педиатрии будет проводиться не только на кафедрах педиатрии, но также и на специальных кафедрах (детских инфекций, детской хирургии, детской неврологии, детской отоларингологии, детской офтальмологии и др.)

Эффективность самообразования и последующий рост квалификации в значительной степени определяются тем, насколько прочно удалось овла­деть основными медико-биологическими дисциплинами на вузовском этапе обучения. Именно они и составляют фундамент для последующего клиниче­ского обучения и совершенствования. Возможности для самообразования вра­ча-педиатра велики и разнообразны. Это прежде всего постоянная работа над научной литературой и в первую очередь чтение научных педиатрических жур­налов, руководств и монографий. Очень большую роль в совершенствовании знаний педиатров играет их участие в работе местных филиалов Всесоюзного научного общества детских врачей, созданных во всех республиках, областях и крупных городах страны. Быть членом этого общества - дело профессио­нальной чести каждого советского врача-педиатра.

Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской на­уки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гар­моническою развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний. Рабочими местами педиатров являются детские учреждения (ясли, ясли-сады, сады, школы, дома ребенка, пионерские лагеря), детские по­ликлиники, детские больницы (общего профиля и специализированные), бри­гады педиатрической скорой помощи, детские палаты родильных домов, раз­личные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории.

2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей эры, к времени написания книги «О природе ребенка» отцом медицины Гиппокра­том. Следом за Гиппократом о детях, об уходе за ними и воспитании, пишут Цельс, Гален и Соран (I и II века). В последующие 15 столетий повторялось то, что было изложено у Галена и Сорана. Лечение детей в эти годы осущест­влялось по тем же принципам, как и взрослых, или не проводилось вообще. Только в XV-XVIII веках снова пробуждается интерес к лечению детей и его особенностям. Это связано с очень высокой детской смертностью, появле­нием благотворительных организаций и созданием в некоторых странах Европы воспитательных домов или приютов для подкидышей и беспризорных детей. Появляется большое количество трудов, посвященных воспитанию и выхаживанию детей. В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Ха-бержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руковод­ство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ пе­диатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для де­тей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа пе­диатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробио­логические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что проис­ходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпита­лей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их корми­лицам денежного жалованья». М. В. Ломоносов в своем письме «О раз­множении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставле­ний по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчи­вости и энергии И. И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специально­стей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми ста­ли читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С. Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в раз­витие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий и Н. А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831 -1847 1Г. он читал само­стоятельный курс детских болезней, в 1842 г открыл детские палаты в клини­ке акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г выпустил первый рус­ский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает ра­ботать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Фила­това), а еще через 2 года, в 1844 г, в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профес­сору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841 - 1906). Н. И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессо­рами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент ка­федры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким обра­зом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И. В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К. А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-пе­диатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундамен­тальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом евро­пейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н. И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической акаде­мии, ученик Н. А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860- 1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н. П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей цен­ности и до настоящего времени, - «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий.

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила дея­тельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н. А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова



^ С Ф Хотовицкии И И Быстрое


(1847-1902) Его эрудиция, врачебная логика и наблюдательность снискали глубокое уважение и собрали вокруг него десятки талантливых учеников. Он первым описал клинику скарлатинозной краснухи и железистую лихорадку (инфекционный мононуклеоз), а также ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки губ и полосги рта. Он один из первых понял значение ателектаза в возникновении пневмонии и описал поражения сердца при скарлатине у детей. Самой яркой памятью о деятельности этого выдаю­щегося клинициста остались его книги, читаемые и популярные до сих пор. Это «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции по острым дет­ским инфекциям». «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болез­ней». Все они были переведены на многие европейские языки и принесли до-



^ Н. А. Тотскии К. Л. Раухфус

До Великой Октябрьской социалистической революции в России отсут­ствовала какая-либо государственная забота о детях Первые более или менее точные данные о выживании детей на 1845 I свидетельствуют о том, что из 1000 родившихся детей до 15 лет доживали только 367, а по отдельным ре­гионам страны - еще меньше. Причинами детской смертности, по заключе­нию Боткинской комиссии 1886 г., явились «кишечные инфекции, недоброка­чественное, несообразное, несвоевременное кормление и полное отсутствие ухода за детьми»

Детская смертность (число умерших на 1000 родившихся детей в течение первого года) в 1913 г. достигала ужасающих размеров - 273 Известный дея­тель земской медицины П И. Куркин писал" «Едва ли можно оспаривать, что в стране, где мала ценность жизни вообще, не может высоко цениться. . и жизнь ребенка» На всю Россию имелось 23 детские консультации и те пре­имущественно находились в крупных городах (Москва, Петербург, Киев и др), а общий коечный фонд для детей за 80 лет существования детских больниц в России достиг к тому времени только 750 коек. Чрезвычайно высо­ка была смертность женщин в родах и матерей. Это ярко иллюстрирует пол­ную непричастность при царизме государства к охране здоровья детей и наро­да в целом

В проекте Программы Российской социал-демократической рабочей пар­тии, разработанной В. И. Лениным в 1894 г и принятой в 1903 г на II съезде РСДРП, были намечены основные положения охраны материнства и детства. Практическое же осуществление этих мероприятий началось после Великой Октябрьской социалистической революции В ноябре 1917 г. создается На­родный комиссариат государственного призрения, в составе которого образо­вана специальная коллегия, в обязанности которой входит разработка неот­ложных мероприятий по охране материнства и детства 31 января (13 февраля) 1918 г выходит соответствующее постановление, в разработке кото­рого принимали участие Н К Крупская и А М Коллонтай, а консультиро­вал и редактировал ею В. И Ленин. Оно гласило - «Все обслуживающие ре­бенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призре­ния, от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей, - все они со дня опубликования данного декрета сливаются в одну го­сударственную организацию и передаются в ведение отдела по охране мате­ринства и младенчества, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждения­ми, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них брую славу русской клинической мысли. В СССР учреждена премия за лучшие труды по педиатрии им Н. Ф. Филатова. В Москве установлен памят­ник Н. Ф. Филатову с надписью «Другу детей».

Детские клиники и педиатрические кафедры создавались постепенно во многих городах и краях России. В Казани кафедру педиатрии возглавил про­фессор Н. А. Толмачев, в Киеве - профессор В. Е. Чернов, в Харькове - про­фессор И. В Троицкий, в Одессе - профессор В. Ф. Якубович, в Юрьеве (ныне Тарту) - профессор В. П. Жуковский, в Саратове - профессор И. Н. Быстренин.

Важной особенностью педиатрии последнего предреволюционного деся­тилетия было нарастание интереса к самому младшему возрасту. В 1908 г. в Москве по инициативе Г. Н. Сперанского была открыта первая консульта­ция для детей грудного возраста, а в 1910 г.- первая лечебница для грудных детей, в 1913 г.- отделение для детей грудного возраста в Морозовской дет­ской больнице (теперь Детская клиническая больница № 1). С этого времени удельный вес детей раннего возраста во всех детских клиниках и больницах России существенно возрастает.

Таким образом, дореволюционный период развития педиатрии знамена­телен прежде всего теми именами выдающихся отечественных ученых и вра­чей, которые своим талантом обеспечили накопление знаний о возрастной фи­зиологии и заболеваниях детского возраста и завоевали русской науке мировое признание и приоритет по многим разделам педиатрии. В этот пе­риод возникли основные научные школы и вместе с тем определилось един­ство русской педиатрии, сформировалась ее социально-гуманистическая нрав­ственная платформа, нацеленность на решение широкого круга проблем охраны здоровья матери и ребенка. Своеобразным итогом развития педиа­трии в стране был состоявшийся в 1911 г. Первый Всероссийский съезд дет­ских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. Усилиями ведущих педиатров и общественных деятелей создавались раз­личные общества и движения благотворительного характера, целью которых было оказание помощи находящемуся в бедственном положении детскому на­селению страны. Так, в 1904 г. были созданы Петербургский союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. - Общество борьбы с детской смертностью в Москве, в 1913 г. - Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества.

С первых дней Советского государства была развернута целенаправлен­ная, огромного масштаба деятельность по созданию первой в мире государ­ственной системы помощи матерям и детям. Это происходило в обстановке гражданской войны и жесточайшей разрухи, когда правительству надо было решать тысячи, казалось бы, более важных проблем, от которых зависела са­ма судьба социалистической республики. На 6-й день установления Советской власти подписывается закон о социальном страховании, согласно которому женщинам гарантируется оплаченный отпуск по беременности и родам, а ма­терям предоставляется право отлучаться каждые три часа с работы для корм­ления детей грудью. В Программе партии, принятой VIII съездом РКП(б), были определены задачи по развитию охраны материнства и детства. Был провозглашен основной принцип развития советского здравоохранения - его профилактическая направленность В феврале 1919 г создается Совет защиты детей под руководством А. В. Луначарского, образуются специальные детские фонды, организуется бесплатное питание детей в школах и детских учрежде­ниях Стремительно развивается сеть детских учреждений, расширяется сеть детских больниц.

VIII Чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936 г. принял Конституцию СССР, в которой содержался ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению, в частности к охране интересов матери и ребенка. В годы Великой Отечественной войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Ма­теринская слава» и медали «Медаль материнства» В 1960 г. ЦК КПСС и Со­вет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР». В принятой на XXII съезде КПСС Программе партии получила даль­нейшее развитие забота о здоровье всего населения

Большим событием явилось принятие сессией Верховного Совета СССР 19 декабря 1969 г. закона Союза Советских Социалистических Республик «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» В течение 1970-1971 гг законодательство союзных рес­публик было приведено в соответствие с этим законом Это был очередной этап совершенствования законодательства. В законе V раздел его посвящен охране материнства и детства.

В принятой в 1977 г новой Конституции дело охраны здоровья народа получило дальнейшее развитие, в том числе правовая, материальная и мо­ральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачи­ваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям

Проявлением заботы Партии и Правительства явилось постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» от 15.10.77 г. Учрежде­но почетное звание «Народный врач СССР». Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков служит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) Введен частично оплачиваемый дополнительный от­пуск матерям с сохранением места работы до достижения ребенком возраста

1 Постановление Народною комиссариата государственного призрения РСФСР об охране младенчества в стране - В сб Становление и развитие здравоохранения в первые годы Совет­ской власти - М Медицина, 1966.
3. Выводы
В настоящее время в нашей стране имееюя много научно-исследователь­ских институтов и много педиатрических кафедр в медицинских институтах, в которых работает большое число докторов и кандидатов медицинских наук, научных сотрудников.

Большое значение для интенсификации педиатрических исследований в на­шей стране имеет открытие в Москве Всесоюзного центра по охране здоровья матери и ребенка.

Педиатрия последних десятилетий является исключительно динамической областью знания; рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходят с нара­стающей скоростью. Это связано прежде всего как с быстрым развитием фун­даментальных теоретических наук медицинского профиля (физиология, био­химия, генетика, иммунология), так и с развитием сугубо клиниче­ских представлений, накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта.

Список литературы:


  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - Медицина, 1985 – 432 с

  2. Н.П. Шабалов «Детские болезни» учебник 5-е издание в двух томах. «Питер» - 2002 г. – 832 с

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.

Уход за детьми, особенно за новорожденными, лечение и их посильное предупреждение - один из древнейших видов медицинской деятельности. Педиатрия исторически развивалась как раздел акушерства и лишь позднее стала отпочковываться от нее. Лишь в конце прошлого столетия завершился этот процесс, и педиатрические клиники отделились от акушерских в качестве самостоятельных.

Тяжелейшие условия жизни народа в царской России явились следствием того, что детская смертность была крайне высокой. Это очень волновало передовых людей России, особенно ученых. Так, большое место в постановке и разработке вопросов охраны здоровья детей, в борьбе с детской заболеваемостью и смертностью принадлежит М. В. Ломоносову. Среди своих многообразных занятий и интересов не прошел мимо основных вопросов охраны народного здоровья. Особое внимание в своих работах он уделял детям. Проблему борьбы с огромной детской смертностью он выдвинул как важнейшую государственную задачу. Именно этой проблеме и посвящена большая часть одного из писем М. В. Ломоносова графу Шувалову.

И. И. Шувалов - фаворит императрицы Елизаветы, меценат, покровитель наук и искусств. В день рождения Шувалова, 1 ноября 1761 г., М. В. Ломоносов написал ему специальное послание по основным государственным вопросам - улучшения земледелия, торговли, обороны страны. На первое место среди этих проблем - это весьма примечательно! - он выдвинул широко разработанную проблему сохранения детских жизней, которую назвал «О размножении и сохранении российского народа».

«...Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит могущество и богатство всего государства...» Среди предлагаемых Ломоносовым мероприятий на первое место выдвигаются:

1) меры к увеличению количества рождающихся,
2) меры к сохранению рождающихся.

М. В. Ломоносов первый обобщил причины, связанные с высокой смертностью населения России, особенно детского, он объединил их как вопросы, решающие единую проблему. Великий русский ученый не только разработал рациональные мероприятия по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью и подвел под них научное обоснование, но и пропагандировал их с пылом подлинного просветителя XVIII в.

На протяжении многих последующих лет мы видим, как свои знания и талант вкладывали в борьбу за снижение детской смертности видные врачи России: Н. М. Амбодик, который первый в России стал преподавать акушерство на русском языке, К. Грум, выпустивший трехтомное «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (1841 - 1846 гг.) - первое серьезное научно-популярное русское издание по охране здоровья детей; И. Р. Лихтенштедт, получивший первую премию на конкурсе Вольноэкономического общества за книгу «О причинах большой смертности детей на первом году их жизни и мерах к ее отвращению» (1840 г.); С. Ф. Хотовицкий, издавший в 1847 г. руководство по педиатрии под названием «Педиятрика».

Высокая детская смертность в России тревожила и великого русского хирурга Н. И. Пирогова. В 1879 г. в «Дневнике старого врача», написанном «не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой», Н. И. Пирогов выразился так: «Цифра смертности малолетних кошек разве немногим чем ниже смертности детей, даже в те периоды времени, когда они свободны от дифтерита».

Передовые деятели медицины понимали, что борьба за снижение детской смертности в России - сложная задача, которую можно решить, лишь объединив усилия не только врачей, но и общественных и государственных организаций. В 1906 г. Обществом русских врачей в Москве была учреждена Комиссия по борьбе с детской смертностью, которая в своей работе руководствовалась выработанными Обществом планом изучения и способами борьбы за снижение детской смертности. По инициативе Комиссии при Обществе русских врачей в Москве на X Пироговском съезде была создана специальная секция по борьбе с детской смертностью. Вот что было сказано на торжественном заседании соединенных обществ, устроенном правлением Пироговского общества председателем комиссии Д. Е. Гороховым (главным врачом Софийской детской больницы):
«Комиссия по борьбе с детской смертностью, состоящая при Обществе русских врачей в Москве, преклоняется перед памятью Н. И. Пирогова, лучшего гражданина земли русской, гиганта в науке и величайшего общественного деятеля, борца за освобождение Родины, за жизнь человека!..

В мрачную эпоху невежества он ратовал за свободу совести, слова, печати...

25 лет тому назад он сошел в могилу, но душа его, идеалы его - живы, будут жить вечно, они бессмертны. Верный в них путь - в труде, науке и неразрывной с ними жизни общественной на пользу страждущего человека, измученной страны, беспомощных, гибнущих в массе детей...

Да послужит нам колоссальная энергия, неиссякаемая любовь к человечеству этого величайшего русского врача, имя которого мы благоговейно произносим, благородным образцом в работах по борьбе с таким тяжким общественным недугом, каким является детская смертность у нас в России! Мы все давно уже знаем, что борьба с детской смертностью должна вестись всеми творческими силами страны на почве социальных реформ. Доблестный борец за жизнь человека вдохновляет нас на неослабную, упорную борьбу...»

Активное внимание ученых к проблеме детской смертности не пропало даром. Одним из выражений на практике повышенного внимания к вопросам охраны здоровья детей явилось создание в 1834 г. специальной Николаевской земской больницы в Петербурге - первой детской больницы в России, третьей в Европе (первая детская больница в Европе была создана в 1769 г. при диспансере Амстронга в Лондоне, вторая - в 1802 г. в Париже).

Вслед за открытием первой - Николаевской - детской больницы в Петербурге, первым директором которой был К. Раухфус, создаются детские больницы в Москве - Софийская (ныне детская больница № 13 им. Н. Ф. Филатова) в 1842 г., Владимирская (ныне детская больница № 2 им. Русакова).

Московская школа клинической педиатрии связана с именем крупнейшего отечественного педиатра Нила Федоровича Филатова (1847 -1902). В тот период наша отечественная педиатрия благодаря Н. Ф. Филатову и его ближайшим ученикам занимает видное место в мировой педиатрии.

Проработав несколько лет за границей и являясь учеником лучших европейских педиатрических школ, Филатов затем, в свою очередь, влиял на европейскую педиатрическую мысль. В широком понимании слова Н. Ф. Филатов был учителем для многих русских педиатров конца XIX в. и первой четверти XX в.

Что же касается советского - наиболее яркого и плодотворного периода становления и роста отечественной педиатрии, то с ним вы ознакомитесь в специальной рубрике «Из родословной...»

Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее известными являются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящего в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786); А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814). В конце XVIII и начале XIX веков в России издано несколько переводных книг по педиатрии, наиболее ценными из них были; «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна (1764, перевод -- 1794 г.) и «Руководство к познанию и лечению детских болезней» А. Генке (1809, перевод-1827 г., под редакцией и с добавлениями Е. `О. Мухина). Стоит подчеркнуть, что уже в момент зарождения педиатрии в России была четко осознана необходимость медицинского образования населения, популяризации медицинских знаний. Примерами могут служить изданные Вольным экономическим обществом обстоятельные книги для родителей Кондратия Ивановича Грума: «Наставление по лечению важнейших детских болезней такими лекарствами и средствами, которые доступны и для не врачей» (1839), «Друг матерей» (1840), «Руководство по уходу, воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (три тома, 1841 -- 1846).

Система организации медицинской помощи детям. Исторически так сложилось, что первые ростки организации медицинской помощи детям связаны с призрением подкинутых детей и относятся к XVIII в. В 1706 г. новгородский митрополит Иов организовал «Дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1764 и 1771 гг, по инициативе крупного государственного деятеля того времени Ивана Ивановича Бецкого (1704 -- 1795) открыты крупные воспитательные дома для «несчастно рожденных» детей (подкинутых и сирот) в Москве и Петербурге. Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещений для детей, маленького лазарета и родильного госпиталя. Позднее в их структуре появились оспенные дома, больницы для детей и служащих (1799). В конце XVIII в., помимо Московского и Петербургского, было еще 25 воспитательных домов в разных городах России. Хотя воспитательные дома и характеризовались огромной заболеваемостью и смертностью (выживало не более 20 -- 25%, а с 1764 по 1797 г. лишь 11% поступивших детей), попытки совершенствовать их работу и снизить высокую смертность можно считать первыми усилиями осмыслить принципы организации помощи детям. Многие основоположники начал русской педиатрии получали свой первый врачебный педиатрической опыт в воспитательных домах (Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий, К. A. Раухфус и др.).

Первая в мире детская больница была открыта в Париже (1802). Первые детские койки (палата на 6 кроватей) в России были учреждены в Санкт-Петербурге в открытой 8 февраля 1806 г. 30-коечной терапевтической клинике первого ректора Медико-хирургической академии (МХА) Иоганна Питера (Ивана Петровича) Франка, но через 3 года по решению следующего руководителя МХА Я. В. Виллие (писал: «солдаты не беременеют и не родят») детские койки были ликвидированы. Первая детская больница в России была открыта в 1834 г. в Петербурге -- Николаевская больница позднее детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница учреждена в Москве в 1842 г. на Малой Бронной улице (в настоящее время она находится на Садово-Кудринской и также носит имя Н. Ф. Филатова). В том же году 10-коечная детская клиника для детей до 3 лет была открыта в составе женской и акушерской клиники МХА. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в 1844 г. (Елизаветинская больница для малолетник детей, в дальнейшем -- детская больница имени Л. Пастера). Все перечисленные больницы размещались в приспособленных помещениях и в дальнейшем неоднократно перемещались или закрывались.

Первой детской больницей в России, построенной по специальной программе, составленной К. А. Раухфусом, была больница принца П. Г. Ольденбургского, открытая в Петербурге 30 сентября 1869 г. К. А. Раухфус был с момента открытия до 1908 г. ае главным врачом и в настоящее время больница носит его имя (детская больница М 19 имени К. А. Раухфуса). По его же проекту построена детская больница св. Владимира в Москве, открытая 15 июля 1876 г. (ныне Владимирская детская больница). Во второй половине XIX века это были лучшие детские больницы Европы. К началу ХХ века в России было 25 детских больниц на 2646 коек. Из общего коечного фонда 77% было сосредоточено в Петербурге и Москве.В 1998 г. число детских коек в больницах составило 170 981 (59,4 на 10 000 детского населения).

Амбулаторно-поликлиническая помощь детям. Поликлиническую помощь детям до революции оказывали в амбулаториях при больницах и клиниках. В течение первого года работы Николаевской больницы через «залу оказания помощи приносимым детям» прошло 922 ребенка (в 1904 г.-- 46 650 посещений в год). С 1836 г. амбулаторный прием больных детей вели и в Военно-Медицинской Академии (тогда МХА). В 1902 г. в Петербурге начали открывать городские лечебницы для приходящих больных, где принимали (в том числе и больных детей) думские врачи. В 1901 г. Русское общество охранения народного здравия в Петербурге открыло первое в России учреждение «Капля молока», которое по существу представляло примитивную молочную кухню, где, кроме выдачи простых молочных смесей, давали врачебные советы матерям, проводили санитарно-просветительные беседы. В 1908 г. Г. Н. Сперанский организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми при Абрикосовском родильном доме в Москве. После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей и развернута широкая сеть яслей, молочных кухонь, домов матери и ребенка, консультаций детей грудного и раннего возраста, детских профилактических амбулаторий и поликлиник. Если в 1918 г. в РСФСР насчитывалось всего 28 учреждений по охране материнства и детства, то к 1927 г. -- 2475 [Абросимова М. Ю. и соавт., 2000]. После Великой Отечественной войны (в 1949 г.) консультации для грудных детей и поликлиники объединены в детские поликлиники (не объединенные и объединенные со стационаром). В 1998 г. в России имелось 491 детская поликлиника.

Педиатрия как раздел медицинской науки, система педиатрического образования. Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специальности тесно связано с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения -- МХА (ныне Российская Военно-Медицинская Академия), основанной в Петербурге в декабре 1798 г. по указу императора Павла 1 и медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия имени И. М. Сеченова и Российский государственный медицинский университет).

Петербургская школа педиатров

Предтечей отечественной педиатрии (также как и основоположником отечественного акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика Нестора Максимовича (1744 -- 1812), который в 1784 -- 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». Пятая часть этого труда, «…содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно -- касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела; 1) о новорожденных младенцах, их качествах, природных свойствах, содержании, попечении и воспитании; 2) о причинах, препятствующих выражению и воспитанию младенцев; 3) о болезнях младенческих вообще.

В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной медицины и педиатрии в частности. Это: Профилактическая направленность. Это видно уже из заглавия пятой части, но приведем и некоторые цитаты -- «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особенно в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют детей от многих болезней». И далее: «Неумеренная теплота, духота ослабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело», то есть речь идет, как бы мы сейчас сказали, о закаливании. Вероятно, труды Нестора Максимовича были одним из корней, на котором выросла мысль Н. И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Медицинское образование народа и этика. Н. М. Максимович-Амбодик пишет о важности знания женщиной особенностей питания, поведения, одежды во время беременности -- «беременная жена, как скоро почувствует, что она в своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески соблюдать добропорядочную жизнь и благоповедение во всем ее состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробногоплода».

Нестор Максимович категорически возражал против физического наказания детей и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью». Он считал, что «Полезно приучать детей к сношению боли… Внедрять в них ласковость, жалость, человеколюбие, вкоренять в их нежное сердце все, что есть доброго и похвального, не допускать детей мучить и убивать неповинную тварь, птичек, бабочек, портить вещи, поступать худо с презрением с рабами».

Безопасное (нетравматичное) акушерство. Н. М. Максимович-Амбодик, являясь отцом русского акушерства, в то же время писал: «Поистине счастливы жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Он страстно боролся против предрассудков, суеверий, невежеств в акушерстве, понимая, какой большой вред с далеко идущими последствиями может причинить неумелое акушерское пособие.

Естественное вскармливание. «Материнское молоко -- полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание» -- писал Н. М. Максимович-Амбодик, считая, что прикорм в виде кашки из сухарей или крупы следует давать лишь после пяти месяцев и вводить всякую новую пищу осторожно, постепенно, избегая резких перемен. К сожалению, в середине прошлого века педиатры отошли от этих рекомендаций, но лишь в 80 -- 90-х годах к ним вернулись.

Рациональная фармакотерапия. Два века тому назад Н. М. Максимович-Амбодик пришел к заключению: «Чем проще, чем короче будут врачебные предписания, чем менее много сложны будут аптекарские составы и чем больше с природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы ожидать можно… Ко врачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нечего добавить, и в них заложены основы клинической фармакологии.

Любовь к больному -- как необходимое условие врачебной профессии.

Гражданственность. А. Ф. Тур (1967) писал о Н. М. Максимовиче-Амбодике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский ученый и практический врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдерживал нелегкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую науку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практически создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к вышеназванному основному труду своей жизни поставил следующую мысль: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорожденных детей, чем продажей и населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами». Разве в настоящее время эта мысль не актуальна в России?

Хотовицкий Степан Фомич (1796 -- 1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе

России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.

Лекционный курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).

Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также -- цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрина» (СПб., 1847, 858 с.), где он сначала выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии:

Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий, как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

Органические и функциональные особенности ребенка не неизменны: напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остается в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития.

Вместе с тем «по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего». Эта целостность организма подчеркнута С. Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «я держу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их изолированно».

В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Поэтому изучение и знание органических и динамических (т. е. функциональных) свойств детского организма, его реакции, семиотики и учет всех этих отличий необходимы при профилактике, распознавании и лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребенка, большая значимость для детского организма внешних влияний и легкость возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное заболевание.

Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учет всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

В 1836 г. при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания -- единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного. С. Ф. Хотовицкий впервые вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»).

До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал С. Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали в течение 1 -- 2 лет Александр Моисеевич Хоменко, Евгений Венцеславович Пеликан (впоследствии видный судебный медик), Иван Михайлович Балинский (впоследствии известный психиатр и невролог), Антон Яковлевич Крассовский (крупный акушер-гинеколог). К сожалению, все эти ученые вели лишь лекционный курс.

С февраля 1861 г. детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятиями студентов было поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835 -- 1904), который в том же году после успешной защиты диссертации («Патология катарального воспаления легких у новорожденных и грудных детей») был избран приват-доцентом, то есть в 1861 г. была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.

С весны 1862 г. преподавание педиатрии в МХА было передано приват-доценту Зеленскому Михаилу Самуиловичу (1829 -- 1890), который начинал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и его количественными и качественными изменениями в зависимости от различных физиологических и патологических состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М. С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.

Флоринский Василий Маркович (1834 -- 1899), профессор МХА (акушер-гинеколог), с сентября 1865 г. приступил к чтению систематического курса педиатрии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем, что в 1865 г. в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год в отечественной литературе считают годом основания первой в России кафедры детских болезней.

Быстров Николай Иванович (1841 -- 1906), первый в России профессор-педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защитил 11 января 1869 г. Осенью 1870 г. Н. И. Быстров после возвращения из заграничной командировки по поручению Конференции Академии приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В 1874 г. кафедра детских болезней МХА получила постоянную базу (где и размещается по настоящее время) и официальный статус. Заслугой Н. И. Быстрова является и то, что он впервые в России вводит в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ».

В ноябре 1879 г. по инициативе Н. И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням.

В 1885 г. по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.

Раухфус Карл Андреевич (1835 -- 1915) выдающийся отечественный педиатр, ибо он был:

  • 1) первым в России детским патологоанатомом (за 10 лет работы в Воспитательном доме вскрыл трупы более 1000 детей);
  • 2) первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии, описал отек гортани, связок и подсвязочного пространства как следствие инфекционного ларингита, и др.);
  • 3) выдающимся реформатором и знатоком строительства детских больниц, и созданная по его проекту больница принца Ольденбургского, открытая в 1869 г. и бывшая на то время лучшей детской больницей в Европе (что закреплено золотой медалью, полученной в 1878 г.

На выставке в Париже), носит в настоящее время его имя (главн м врачом этой больницы он был в течение 38 лет и впервые в России выделил в ней карантинное отделение, дезкамеру, клиническую и биохимическую лаборатории и др.);

  • 4)первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, а в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца;
  • 5)наблюдательным и вдумчивым клиницистом, описавшим, в частности, укорочение перкуторного тона на стороне здорового легкого при выпотном плеврите (треугольник Раухфуса);
  • 6) одним из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров, в том числе и профессоров (В. Е. Чернов, А. А. Кисель, П. М. Аргутинский, А.А. Русов, И. И. Лебединский, Н. И. Лунин и др.).

Гундобин Николай Петрович (1860 -- 1907) -- ученик Н. А. Тольского и Н. И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней ВМА. Н. П. Гундобина по праву считают основоположников русской научной педиатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских болезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в капитальном труде «Особенности детского возраста», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1906 г., книге, которая сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и являлась настольным руководством для педиатров на протяжении десятилетий. Сознавая важную роль аппаратных и лабораторных методов диагностики, Н. П. Гундобин все же говорил в своих лекциях: «Только клиническое наблюдение у постели больного научит Вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание… Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста». Н. П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900 г.). Николай Петрович писал: «Молодое поколение -- это надежда и будущность нации. Правильное развитие и воспитание детей -- залог роста и развития всей страны». Н. П. Гундобин -- автор неоднократно переиздававшегося фундаментального труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб., 1896, 1900, 1906) и пользовавшейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913).

В день 200-летия ВМедА (1998 г.) ее начальник, в дальнейшем министр здравоохранения РФ, академик РАМН Ю. Л. Шевченко напомнил слова Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и селах, в народе и в войсках. Они должны служить, и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины… Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к человечеству нет врача».

Шкарин Александр Николаевич.(1876 -- 1921), профессор, в 1909 -- 1921 гг.-- начальник кафедры детских болезней ВМедА, внес весомый вклад в изучение особенностей различного вида обмена веществ, диететики больного и здорового ребенка, аномалии конституции. В начале прошлого века ежегодно он читал курсантам 8 лекций по диететике и издал их в виде книги: «О кормлении здорового и больного ребенка» (СПб., 1909, 1912). Кроме того, А. Н. Шкарин в 1910 -- 1913 гг. впервые в истории педиатрических русских клиник организовал молочную кухню, отделение и амбулаторные приемы для грудных детей.

Лечение детских болезней издавна было связано с родовспоможением, врачеванием женских болезней и развитием представлений о заразных заболеваниях. Выдающиеся врачи Древнего мира в своих трудах дали классическое описание оспы, кори и некоторых других заболеваний. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться лишь в конце 15 начале 16 века.

Большой вклад в изучение детских болезней внес английский врач Томас Сиденгам. Он описал скарлатину, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу, рахит. Кроме того, Сиденгам сделал попытку систематизировать описанные заболевания и подразделил их на острые (от бога) и хронические (от нас самих). Большая заслуга Сиденгама заключалась в том, что он расценивал болезнь как “...усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился к изучению целительных сил самого организма.

В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей принадлежат Н.М.Максимович-Амбодику. Он написал знаменитый труд “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле”, пятая книга которого целиком посвящена детским заболеваниям, уходу и вскармливанию новорожденных.

В 19 веке, после Великой французской революции, педиатрия стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина, главным образом, благодаря трудам французских врачей. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины 19 века по подготовке специалистов в области детских болезней. Французскими врачами были изучены дифтерия и круп у детей, разработана техника операции трахеотомии, был создан первый атлас патологической анатомии детских болезней.

В первой половине 19 века французские педиатры внесли большой вклад в изучение диететики детского возраста, заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных форм пневмонии, туберкулезного менингита, врожденного сифилиса, приобретенных пороков сердца и других болезней.

В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г. организовано научное общество детских врачей.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в 1834 г. в Санкт-Петербурге. А в 1842 г. в Москве открылась первая в мире больница для детей раннего возраста на 100 коек. Обе больницы содержались на благотворительные средства.

Особенно бурное развитие педиатрия получила в середине 19 века. В разных странах Европы стали открываться детские больницы, были изданы ориги
нальные работы и учебники, организованы новые научные центры. Начали выходить первые педиатрические журналы.

Основоположником научной педиатрии в России был Степан Фомич Хотовицкий. Он первым начал читать отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал их под названием “Педиятрика”. Это было первое в России руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, изменяющихся в процессе развития.

Во второй половине 19 начале 20 века педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первоначально преподавание велось при кафедрах акушерства и женских болезней, затем стали образовываться самостоятельные кафедры. В Европе первая кафедра детских болезней была организована в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии. В России самостоятельная кафедра педиатрии была создана в 1870 г. в Петербургской медико-хирургической академии, а в
1885 г. начало свою работу первое российское научное общество детских врачей.

В Московском университете самостоятельная кафедра детских болезней была организована в 1888 г. Руководил ею один из основоположников российской педиатрии и создатель крупной научной школы Нил Федорович Филатов. Он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и скарлатинозная краснуха, открыл ранний признак кори, получивший название пятен Филатова-Бельского, организовал в Москве общество детских врачей и много лет был его председателем. Кроме того, Н.Ф.Филатов издал несколько трудов по педиатрии, которые выдержали множество изданий.

Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. В 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, которая в то время была очень высокой, а в 1911 г. в Таллине состоялся Первый Международный Конгресс по охране младенчества. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.