Педагогический совет «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении. Доклад "театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника" Создание условий для театрально игровой деятельности дошкольников

- 290.00 Кб

Введение 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности 6

1.2 История возникновения игры 11

1.3 Виды и классификации игр 15

1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников 21

Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ 31

2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36

Заключение 50

Список литературы 53

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, компьютеры, телевидение не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цель курсовой работы: выявление педагогических условий по организации и проведении театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Объект исследования: театрально-игровая деятельность

Предмет исследования: театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Исходя из объекта и предмета исследования, можно сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность игровой деятельности;

2. Изучить историю возникновения игры;

3. Рассмотреть виды и классификацию игр;

3. Рассмотреть особенности театрально-игровой деятельности дошкольников;

5. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

6. Выявить роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

Наблюдение

Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлений, ориентация между людьми, первоначальные навыки коопераций (А.В Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б Эльконин и др).

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К Крупская. Отмечая значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них- труд, игра для них – серьезная форма воспитания» Игра для дошкольников – способ познания окружающего. По убеждению Н.К Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединить их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал Макаренко. Высоко оценивая игру детей, А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре.

К. Д Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. « Не надо забывать, - пишет К.Д Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка». Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

Я. А Коменский рассматривал игру как естественную потребность ребенка двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребенку просто необходимо двигаться. « Чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровья и свежести тела и мысли приобретает: но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было»

Игры согласно Я.А Коменскому, укрепляют здоровье ребенка, воспитывают его чувства, совершенствуют движение, ловкость, духовную свежесть и зоркость.

«Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мыслить чем -нибудь занята и часто шлифуется».

Коменский понимал игру и как естественное воспитание воли, черт характера и всей личности ребенка.

С. Л Рубинштейн первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. О том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н Леонтьев. «Специфическое отличие игры преддошкольника, - пишет Леонтьев, - от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, составляя основу сознания ребенком мира, человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»

П.П Блонский полагает, что игра общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, которой подходил бы под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка все же серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» 2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы

Галина Гнидина
Консультация для педагогов «Организация театрально-игровой деятельности в группах дошкольного образовательного учреждения»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций» , поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос : «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается .

Воспитательные возможности театрализовано-игровой деятельности широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализация развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог , академик В. М. Теплов (1896-1965,- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом , театрализовано-игровая деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрально-игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей : «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом , театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми . Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств : это и художественное слово, и наглядный образ , и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок . Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра .

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных . Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

Театрально-игровая деятельность в первой младшей группе “ Театральные ступеньки” .

Занимаясь с детьми театром , мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Мы проводим различные театрализованные представления : театр игрушек , театр картинок и пальчиковый театр . Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение .

Вопрос : а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?

Ответ : ребёнка нельзя принуждать к игре, когда у него нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.

Пример. Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков) .

Мышка плохо лапки мыла :

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась

Полотенце в чёрных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тёплою водой

руки мыть перед едой.

Театрально-игровая деятельность во второй младшей группе “Малыши и театр”

Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр , показывая действия героев.

Фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед : Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка :

Прожила я лет немало, но такого не видала.

Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!

Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку.

Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей . После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться , предоставляем место для развёртывания творческой игры.

Театрально-игровая деятельность в средней группе .

В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра . При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности , закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.

Пример : Демонстрация пальчиковой гимнастики.

В результате наши куклы оживают.

Театрально-игровая деятельность в группе старшего дошкольного возраста .

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа .

Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям . Знают правила поведения в театре . Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга детям очень нравится организовывать весёлые концерты .

Театрально – игровая деятельность в семье . “Домашний театр”

В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству : подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают : игрушку сломал. Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это – начало “Домашнего театра” . Надо помочь этот театр организовать , это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный Театр во главе с куклой - петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра . И самое главное : весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………

1.1. Значение театрализованных игр в разностороннем развитии дошкольников…………………………………………………………..

1.2. Характеристика театрализованных игр…………………………

1.3. Классификация игр театрально-игровой деятельности………

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ………………………….

2.1. Особенности организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………

2.2. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников………………….

2.3. Игры и игровые упражнения, на развитие эмпатиии и других театральных способностей…………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..

АННОТАЦИЯ

В работе рассматривается значение театрально-игровой деятельности для разностороннего развития ребенка. Особое внимание уделено развитию творческого и познавательного потонциала ребенка. Автор приводит примеры из практики работы по развитию творческих способностей (эмпатии, эмоционального мышления) воспитанников.

Работа включает две главы. В первой главе автор рассматривает место и роль театрально-игровой деятельности в образовательном процессе учреждения дошкольногообразоания. Во второй главе описаны практические аспекты разностороннего развития воспитанников старшей группы в театрально- игровой деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерен поиск и внедрение новых технологий обучения и воспитания детей, основанных на деятельностном подходе, а так же создание условий для включения воспитанников в различные виды социально значимой деятельности.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и разностороннего развития воспитанников, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Л.С. Выготский, проявлявший глубокий интерес к театру, психологии искусства, не без основания утверждал, что наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества, очень близкий ребенку. Это объясняется по его мнению, двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемая самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживание. Другой причиной является связь всякой драматизации с игрой- корнем всякого детского творчества.

Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. .

Для такой игры характерен ряд особенностей: в отличие от более ранних игр, она не отражает обобщенных действий изображаемого героя, типичное для него. Здесь непосредственное подражание сменяется произвольным творческим построением; для ребенка становится важной не только та роль, которую он на себя берет (кого изображает), но и то насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в конкретной роли. Все это дает основание считать игру- драматизацию одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей (А.Н. Леонтьев).

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Вместе с тем в учреждениях дошкольного образования развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! .

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Следует, в практике работы дошкольного образования театрализованным играм уделяется недостаточное внимание, проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).

В связи с этим цель моей работы: развитие творческого и познавательного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста в театральной деятельности.

  • изучить учебно - методическую, психолого - педагогическую литературу, периодические печатные издания;
  • обозначить особенности организации театрально- игровой деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста;
  • определить условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх;
  • подобрать и апробировать игры и игровые упражнения, нацеленные на развитие у воспитанников старшего дошкольного возраста эмпатиии и других театральных способностей.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Значение театрализованных игр в разностороннем развитии дошкольников.

Одним из эффективных средств разностороннего развития и воспитания ребенка в старшем дошкольном возрасте являются театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного об-раза на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для де-тей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психо-логии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мыш-ление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус де-тей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное твор-чество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопозна-нию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усили-вая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализован-ных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, заклады-вающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истол-кования действий, из которых складываются нравственные основы, пред-ставления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.

Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравст-венного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает бла-гоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмо-циональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, ос-ваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и само-реализации ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необ-ходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогиче-ская речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека - еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации.

Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем, выполнение роли не исключает творчество. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.

Перевоплощение в театрализованных играх всегда иллюстрируется материально - переодеванием или использованием куклы. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации повышает степень его социальной и когнитивной компетентности (О.А.Карабанова).

Взаимосвязь этих двух видов художественно-эстетической деятельности в педагогическом процессе обеспечивает:

  • усвоение детьми литературного текста как первоосновы игры-драматизации и сюжетного изображения;
  • накопление и углубление знаний и представленией об окружающей действительности, и формирование умений создать образы в процессе художественной деятельности, появление новой продукции - сюжетного рисунка и персонажа драматизации (Е. Л.Трусова);
  • формирование в художественной деятельности чувства формы, ритма, цвета, композиции, выразительной речи, движений;
  • развитие у детей художественно-творческого образа проходит следующие этапы: первичное формирование образа на основе литературного произведения, обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме, понятной для окружающих, взаимообогащение его благодаря перенесению выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой (Е. Е. Кравцова, С. И.Мерзлякова)

1.2 Характеристика театрализованных игр

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).

Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».

«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д. В. Менджерицкая).

1.3 Классификация игр театрально- игровой деятельности

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские .

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

2.1. Особенно сти организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе воспитатель дошкольного образования продолжает знакомить воспитанников с различными видами театров и театральных кукол (марионетками, куклами с «живой рукой»). Знакомит с белорусским театром- «батлейкой». Педагог предоставляет детям возможность рассмотреть персонажей театра, изучить особенности внешнего вида и специфику управления ими. Педагог совместно с родителями продолжает расширять представления детей о театральном искусстве, разных видах театра(кукольного, драматического театра, оперы, балета, оперетты и др.). Этому способствует непосредственное знакомство детей с профессиональным театром (посещение доступных им спектаклей). С целью обогащения театральной культуры взрослые знакомят их с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства: спектакль (кукольный, драматический), сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты и др. Следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к театру, развитие художественного восприятия детей.

Необходимо стремиться развивать в детях эмоциональность восприятия театральных спектаклей, стимулировать эмоциональный отклик на воспринятое, сопереживание персонажам кукольного театра, драматизации, содействовать чувства радости от спектакля. Педагог содействует все более глубокому и адекватному восприятию театральных спектаклей, его героев, развитию эмоционально- оценочного отношения к воспринятому в кукольном театре, дифференцированному отношению не только к героям спектаклей, но и видам театра и т.п. Воспитатель содействует как закреплению уже имеющихся навыков детей в этой области, так и приобретению новых, в том числе- новых приемов кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой» и др. Педагог способствует тому, чтобы навыки, приобретенные детьми, позволили им объединить в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем(настольный, верховые, перчаточные куклы, марионетки). Он содействует тому, чтобы, накопив определенный театральный опыт воспитанники пытались самостоятельно участвовать в спектаклях. Театральные игры воспитаннокв старших групп отличаются воплощение более сложных характеров героев, мизансцен, наиболее сложным в управлении куклами. На этом этапе педагог знакомит воспитанников с тростевыми и большими напольными куклами, обучает способам управления большими напольными куклами системы «куклы- люди». Куклы - люди обладают большими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет огромную, радость, так как куклой становиться сам ребенок.

В старшей группе педагог продолжает работу по совершенствованию художественно образных исполнительских умений. Для обучения средствами речевой выразительности используются более сложные упражнения. Педагог содействует совершенствованию ранее приобретенных умений произносить фразы от лица персонажей спектакля, согласовывать действия с партнерами; формированию умения исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между героями произведениями. Воспитатель содействует развитию способности воспитанников исполнять по ролям законченные сценки и пьесы, находить адекватные характеру героя интонацию, темп, силу голоса, мимику, изменять их в соответствии с развитием сюжете, воплощенного в театральной деятельности произведения, эмоциональным состояние героя. Педагог побуждает детей произносить одни и те же слово, фразу грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно и т.д.

Воспитатель содействует нахождению детьми целесообразных, выразительных действий персонажей в игровом пространстве, развитию умения слышать своего партнера, своевременно вступать в общий ход действия, распределять роли и обязанности при подготовке к спектакля.

Важным направлением в русле театрально- художественной деятельности в дошкольном возрасте является развитие творческих способностей. Педагог стимулирует детей к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образа, поощрять воспитанников к импровизации монологов, диалогов, действий в соответствии с замыслом спектакля, к проявлению творческого воображения, способности действовать в условных обстоятельствах. Педагог побуждает у дошкольников проявлению эмпатии в играх с театральными и музыкальными куклами, изображении с помощью позы, мимики, движении знакомых образов.

Подготовленность старшего дошкольника к роли ребенка-актера в театрализованной игре может быть представлена следующими показателями:

  • способностью к эстетическому восприятию и оценке художественного произведения, включающими умения вслушиваться о текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов; анализировать поступки героев и оценивать их; понимать идею произведения; представлять героя произведения; его переживания и конкретную обстановку, в которой развиваются события;
  • владением средствами сценической выразительности; мимикой, пантомимикой (жест, поза, походка), интонационной выразительностью речи и навыками кукловождеиия.

Нельзя не отметить то, что в театрализованной деятельности, кроме роли «ребенок-актер», старший дошкольник способен выступать и в других ролях: «ребенок-музыкант», «ребенок-художник», «ребенок-драматург», «ребенок-зритель» и т.д. В этом заключается многофункциональность театрализованной игры, дающая возможность каждому ребенку, исходя из своих склонностей и интересов, попробовать себя в разных ролях. Это создает благоприятные возможности для индивидуального развития творческих способностей детей, использования личностно-ориентированного подхода к их воспитанию и обучению.

Исходя из этого, можно выделить основные направления развития театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте, которые состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

2.2. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников

В театральном искусстве творчество - это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.

По мнению Л.С. Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».

Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность - процессы, исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусства определяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия).

Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. Солнцевой):

Педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

Театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.

У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды.

2.3. Игры и игровые упражнения, на развитие эмпатиии и других театральных способностей.

С целью развития общего эмоционального отношения к театру, интереса и увлеченности, восприимчивости к театральному искусству и осознания основных его особенностей с детьми 5-6-летнего возраста были организованы беседы «Здравствуй, театр!», «Первый раз в театре», «Что такое театр?» и др. Для расширения и уточнения знаний о театре с детьми обсуждали вопросы: «Зачем люди создали театр?», «Что делают в театре?», «Кто играет в спектакле?», «Кто руководит артистами?», «Что помогает зрителю узнать, где происходит действие?», «Кто рисует декорации и шьет костюмы?» и др.

Для включения детей в театрализованную деятельность, в группе был оборудован театральный центр, представленный разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). Стены группы украсили красочными вязаными панно, выполненными руками педагогов по сюжетам любимых детских сказок, цикл картин «цирк «Шапито», цикл картин из соленого теста «Времена года», композиция объемных картинок из соленого теста по стихам А. Л. Барто.

Особое внимание уделялось развитию актерских умений и навыков. Для снятия мышечного напряжения использовались следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Для развития дикции применялись скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для обучения детей средствам речевой выразительности использовалась артикуляционная гимнастика: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Для развития умений детей передавать характер и эмоциональное состояние героев, используя выразительные возможности речи, были разработаны игровые интонационные упражнения: «Скажи звук (а, у, о,), изображая зубную боль, неожиданный испуг, тихую радость и т.п.»; « Скажи фразу так, чтобы все узнали, что это говорит дедушка, мальчик, мужчина и т.п.»; «Скажи шепотом, чтобы тебя услышали в конце зала»; «Найди звук изображающий шум дождя»; «Будь дождем, ветром и т.д.».

Для более яркого создания образа и овладения средствами выразительности детям предлагались следующие игровые упражнения: « Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору» « От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», « Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному». При выполнении этих упражнений детьми, мы следили за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Особенно понравились детям упражнения для развития выразительной мимики: « Солёный чай», « Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла и зажглась», « Грязная бумажка», «Тепло - холодно», « Рассердились на драчуна», « Обиделись», « Мне грустно», «Показать, как кошка выпрашивает колбасу».

Своеобразным переходным мостиком к развертыванию самостоятельной театрализованной деятельности детьми выступали импровизационные этюды, эпизоды, реплики, репризы, постановка мини-спектаклей. Распределив роли между собой, надев элементы костюмов, дети разыгрывали отдельные эпизоды знакомых сказок» например: встреча Лисы и Колобка, Машеньки и Медведя, и др. В дальнейшем импровизация стала основой разыгрывания различных ситуаций, а музыка стала сопровождать действия героев.

Так, «актеры» просили «музыкантов» подобрать на детских музыкальных инструментах медленную, «тяжелую», громкую музыку для Медведя; веселую, легкую, подвижную для Колобка.

У детей появилось желание увеличить количество персонажей, т.е. играть не отрывки из пьесы, а весь спектакль. Возник ряд вопросов: как лучше сыграть пьесу, как построить мизансцены, какие использовать декорации, какую подобрать музыку, костюмы и др. В постановке таких спектаклей воспитатель стал брать на себя роль режиссера, помощником был один из активных детей.

Впоследствии стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекались родители воспитанников. Проводились выступления детей группы перед малышами. Наблюдения за дошкольниками показали, что дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевалась боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, когда каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Детям очень понравилась новая форма организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Каждую пятницу детей в группе встречали сказочные герои и на протяжении всего дня играли с детьми.

Наличие актерских умений у всех детей определило возможность построения коллективной игры, в которой нет «главных» и «второстепенных», где каждый выполняет определенную роль, без которой театрализованная деятельность распадается. Это позволило разрушить зависимость доли участия в сценическом действе от спонтанного таланта ребенка, его эмоциональности и характерных особенностей. У детей появились умения воплощаться в образ. Делать его легко узнаваемым с помощью поз, жестов, пантомимики. Чтобы воспроизвести тот или иной образ, дети не ограничивались нахождением только одного, наиболее яркого движения, жеста, мимического вы-ражения, который делал бы образ легко узнаваемым, а использовали комплекс средств образной выразительности.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация театрально- игровой деятельности способствует развитию творческого и познавательного потенциала ребенка.

Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и служит прекрасным средством коррекции застенчивости, неуверенности, тревожности воспитанников, гуманизации их межличностных отношений.

Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предшествующих группах, а именно:

1. Дети продолжают осваивать технические приемы работы с кукольным материалом.

2. Знакомятся и упражняются с приемами вождения персонажей театра би-ба-бо (театра Петрушек, театра пяти пальцев) и его основной атрибутикой, теневым театром, где на экранной плоскости ширмы при специальном подсвете дается плоскостное линейно-контурное изображение всех картин развертываемого действия. Дети улавливают причину появления теней на ширме и понимают особенности вождения плоскостных фигурок.

Этот вид театрализации требует со стороны воспитателя постоянного контроля и руководства. (Техника инсценирования - при помощи контурных персонажей подробно изложена в книге Г.В.Генова “Театр для малышей”).

Доводятся до уровня самостоятельного пользования - приемы работы (вождения и постановки) с куклами театра игрушек, плоскостного, пальчикового, перчаточного.

3. Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческого воображения, фантазии, критического, образного мышления.

Например, детям предлагается;

— самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состояний, движения через позу, походку, мимику. Окружающие должны по предложенной пантомиме догадаться кого ребенок представляет;

— представить и показать, как увидели впервые цветы (ягоды, мяч) сказочные героя: медвежонок, котенок, зайчик, и т.п.

— как делают зарядку Шустрик и Лежебока. (Двое детей договариваются между собой, кто кем будет);

— как хвалят (пугают, успокаивают) заяц, лиса, волк плачущую девочку; - как обращается голодный (сытый, веселый, грустный) заяц к Колобку;

Исполнить песенку (стихотворение), проговорить фразу голосом капризного (возмущенного, удивленного и т.п.) героя;

— представить и изобразить, как идет семейство медведей на прогулке. (Для этого дети должны самостоятельно объединиться, распределить между собой роди, обсудить и симпровизировать перед товарищами эту сценку).

4. Дети учатся быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, художника-декоратора».

В старшей группе дети активно осваивают под руководством взрослого основные закономерности постановка спектакля: выбор хорошо знакомого детям сюжета, разбор (распределение) ролей, обсуждение каждого действующего лица, упражнения в возможных диалогах, решается вопрос о ведущем, подробно уточняются возможные атрибуты, костюмы, декорации, наконец, при помощи каких кукольных персонажей он будет поставлен.

При самостоятельной постановке детьми театрального представления взрослый является консультантом. Он незаметно для них, не снижая самостоятельности, творческой мысли детей, направляет их деятельность.

В этой группе дети учатся быть ведущими, рассказчиками. Для этого на занятиях по родному языку они упражняются в рассказывании повествовательных сюжетов, учатся говорить не торопясь, спокойно, с паузами.

Чуть позже дети старшей группы учатся быть режиссерами: предлагают варианты решения каждой сцены, самостоятельно распределяют роли, помогают “актеру” найти наиболее выразительные способы передачи образа, ведут обсуждение декораций, костюмов, реквизита.

5. Формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки и проведения театрализованных представлений. В книге Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр дошкольникам”, Г.В.Генова “Театр для малышей” представлены разнообразные виды кукольного театра и показана специфика каждого вида, дана упражнения для освоения техники кукловождения, легкие, небольшие сценки для работы с ними в более сложные пьесы для последующей работы, рассказывается о том, как работать над некоторыми спектаклями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Логопедическая группа «МОТЫЛЕК»

2012-2013

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

Психо-гимнастика

  1. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.
  1. Тренинг мышечного расслабления с фиксацией на осознании состояния покоя, не напряжённости.
  1. Формирование эмоциональной сферы (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера).
  1. Развитие коммуникативных умений (этюды, обучающие умению выразить и понять состояние другого человека: игры, способствующие взаимодействию, сплочённости группы детей).
  1. Формирование волевой сферы (игры и упражнения на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов).

ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По формированию произвольности психических процессов

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

Развитие произ-вольности психичес-ких процессов

  1. Развитие произвольного внимания:

а) устойчивости внимания;

б) распределения внимания;

в) переключения внимания;

г) расширение объёма внимания.

  1. Развитие произвольной памяти:

а) механической (зрительной и слуховой)

б) опосредованной

  1. Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилам.
  1. Формирование функций планирования.
  1. Формирование функции самоконтроля и самооценки.

ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По коррекции и развитию познавательных процессов

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

  1. Развитие внимания

1.Развитие произвольности внимания

2.Развитие распределения внимания

3.Развитие объема внимания

  1. Развитие восприятия

1.Развитие целостности и активности восприятия

  1. Развитие памяти

1.Развите зрительной памяти

2.Развитие слуховой памяти

3.Развитие логической памяти

  1. Развитие мышления

1.Узнавание предметов по заданным признакам.

2.Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

3.Классификация предметов и явлений:

а) словесная характеристика класса;

б)деление на классы по заданному основанию;

в) отнесение объекта к классу;

4.Установление логической последовательности и закономерности:

а) на наглядном уровне;

б) на словесно – логическом уровне.

ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По формированию коммуникативных умений

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

1. Диагностика

1.Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей; социометрическое обследование группы.

2. «Язык общения» (формирование навыков общения с внешним миром)

1.Восприятие мира (развитие у детей умения видеть взаимозависимость человека и природы, показать значимость органов чувств в общении).

2.Формирование умения владеть выразительными движениями и жестами.

3.Тайна моего «Я»

(формирование умения осознавать и понимать себя. Позитивация «образа Я»)

1.Язык чувств (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций).

2.«Я и мое тело» (упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности,

Двигательное раскрепощение, произвольное расслабление).

1.«Я и я» (игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям).

2.«Мое настроение» (развитие умения осознать, выразить и изменить свое настроение).

3.«Я хороший» (создание и поддержание позитивного представления о себе, повышения самоуважения и самооценки)

4.Фор-ние коммуникатив. компетент-ности

1.«Умей слушать других!»

2.«Умей вступать в контакт!»

3.«Умей сотрудничать!» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности, чувства принадлежности к группе).

4.Игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей, доверия к людям.

5.Решение проблем и конфликтов (навыки поведения в трудных ситуациях).

6.«Дружба» (формировать принципы дружеских отношений).

ИТОГО:

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Фамилия

имя

ребёнка

Структурные компоненты игры-драматизации

Ведущий мотов игры

ЗАМЫСЕЛ

РОЛЬ

ВОСПРИЯТИЕ

интерпретация

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

воспроизведение впечатлений

Первая часть

Цель наблюдения : изучение актёрских, режиссёрских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+» и «-», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребёнка в процессе игровой деятельности.

Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссёрского» типа.

Замысел проявляется в наличии таких умений, как:

  • интерпретация ребёнком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
  • комбинирование замысла - соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
  • планирование игры - организация спектакля.

Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:

  • принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
  • передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
  • возможна импровизация.

Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:

  • внимание - ребёнок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
  • сопереживание - ребёнок сочувствует, сопереживает героям спектакля и эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
  • воспроизведение впечатлений - выражает своё эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).

«Ведущий мотив игры-драматизации». Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок - «режиссёр», если из-за роли, то ребенок - «актер», если ведущий мотив - восприятие, то ребенок скорее «зритель».

Возможно комбинирование позиций.


«Замысел» и «Роль». Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник-оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:

  • интерпретация ребёнком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное 0 детских рисунках;
  • комбинирование замысла - создание декораций спектакля;
  • передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребёнок в играх-драматизациях.

Вторая часть

Цель: вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребёнка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

Этюды и упражнения на выявление актёрских умений:
1. Ребёнку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
Чудо остров!
Наша Таня громко плачет...
Карабас-Барабас пообедает сейчас!
Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно):

«Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята:
сладко спят;
просыпаются, лапкой умываются;
зовут маму;
пытаются утащить сосиску;
боятся собаки;
охотятся.

Покажи:
как танцует добрая фея на балу у Золушки;
как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
как удивляется черепашка-ниндзя;
как здоровается Снежная Королева;
как обижается Винни-Пух;
как радуется Бэтман.


4. Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)
5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
6. Проговаривание скороговорок.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина измазалась в грязи.
7. Ритмическое упражнение.

Простучать, прохлопать, протопать своё имя:

«Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения под музыку.

Вивальди «Времена года», «В пещере горного короля», «Марш оловянных солдатиков» и т.д.

9.Этюды и упражнения на выявление режиссёрских умений:
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
2. Моделирование ребёнком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки дошкольником.
10.Этюды и упражнения на выявление умений декоратора:
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
2. Обсуждение замысла, идеи постановки в контексте предлагаемых им декораций.
11.Беседа-игра на выявление зрительских умений:
После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:
О чем рассказал спектакль? Что ты понял?

Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)
Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
Кто тебе больше всех понравился из актёров спектакля? Почему?

Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

Анализ знаний и умения детей в соответствии с критериями .


Актёрские умения - понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики;

Характер выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;

В мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений;

В речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские умения:

Понимание мотивов поступков героев;

Следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий);

Распределение ролей, подготовка игровой среды;

Умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские умения:

Художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля;

Адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;

Подготовка, создание, обсуждение, воплощение игровой среды.

Зрительские умения:

Умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения;

Наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актёров.

Третья часть

Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребёнка при выборе игровых позиций.

Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей.

Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет». Утверждения:

ДА

НЕТ

1. Чаще ребёнок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.

2. Чаше ребёнок реагирует на героев литературного произведения

3. Чаше ребёнок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения

4. Ребёнок целостно воспринимает литературное произведение

5. Ребёнок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы

6. Ребёнок любит задавать вопросы о прочитанном произведении

7. Ребёнок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге

8. Ребёнок может организовать игру с другими детьми

9. Ребёнку легче оценить игру другого, чем играть самому

10. Ребёнок легко создаёт образы литературных персонажей с помощью декларирования, мимики и пантомимики

11. Ребёнок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации

12. Ребёнок может выразить своё мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах

13. У ребёнка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям

14. Ребёнок обладает лидерскими качествами

15. Ребёнок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью

16. Ребёнок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации

17. Ребёнок умеет сопереживать игровым персонажам

18. Ребёнку присущи качества - настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать неудачи, решать конфликты

19. У ребёнка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)

20. У ребёнка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности


Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл.

Баллы суммируются по каждой позиции (актёр, режиссёр, зритель):
позиция «режиссер» - ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
позиция «декоратор» - ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
позиция «актер» - ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
позиция «зритель» - ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребёнок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребёнком.