Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду Психолого педагогическое сопровождение психолога доу

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ

Решетникова Л.А.

Г. Балашов,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655), в которой говорится, что задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье»,«Безопасность»,«Социализация»,«Труд»,«Познание»,«Коммуникация»,«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

ФГТ определяют не только структуру одного из основных документов ДОУ, но и те принципы, по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу с дошкольниками(принципы развивающего образования, комплексно-тематический, интеграции и др.). Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами системы дошкольного образования, в том числе и психологом ДОУ, поскольку ему принадлежит большая роль в решении проблем развития, обучения и воспитания детей.

На современном этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, так как достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным.

Деятельность психолога в образовательном процессе в условиях внедрения ФГТ направлена на обеспечение контроля за развитием детей; оценивание комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; проведение психологического проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, проведение профилактической работы; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса.

Виды работ и содержание деятельности по психологическому сопровождению воспитанников ДОУ: профилактика, диагностика, индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), составление индивидуального образовательного маршрута, коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование детей и взрослых

Однако, анализ деятельности практических психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Просвещение родителей и педагогов осуществляется, в основном, во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком. Психопрофилактическая работа часто ограничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обучению. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Их решение весьма затруднительно в отрыве от той образовательной программы, которая реализуется в детском саду, без психологического обоснования ее содержания, положений и принципов, положенных в основу, без психологического сопровождения самого образовательного процесса.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая охватывает всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.


Разделы: Работа с дошкольниками

Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  3. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  4. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

Работая в данном учреждении в течении продолжительного времени, я обратила внимание на то, что существенно выделяются следующие проблемы:

  • разорванность в требованиях;
  • решение собственных проблем педагога за счет детского коллектива;
  • неспособность детей глубоко понимать, чувствовать, переживать.

Чтобы приступить к решению этих проблем я изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в мир общения”, “Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К. Фопель “Как научить детей сотрудничать”, В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и проанализировав литературу, пришла к выводу, пересмотреть и изменить содержаниесвоей работы. Создала творческую группу, в которой вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно работаем в этом направлении. Меня не может не радовать тот факт, что перестраиваются и другие сотрудники детского сада. Из собственного опыта работы я понимала, что нельзя заниматься сопровождением детей и быть изолированным от семейвоспитанников. Поэтому я задумалась о том, как мне приобщить родителей? Простое агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я решила расширить свое поле деятельности.

Четко определила цель и задачи.

Цель: Способствовать созданию благоприятных условий для взаимодействия ребенка и взрослого.

  • развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

Определила основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы детям было уютно, комфортно, я разработала собственную структуру ведения занятий, подобрала, систематизировала серию игр, упражнений. В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Они оказывают благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых детей.

Так, например, Маша С. Испытывала трудности в общении, была замкнута, робка, неуверенна, не могла обратиться к сверстникам, не умела поддержать разговор. В процессе организованного взаимодействия со сверстниками у Маши нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры помогли. Маше самореализоваться, самораскрыться. Через год она играла в спектаклях ведущие роли.

Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации, Паша учился принимать решения сам. У него чаще стали проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. На следующим этапе взаимодействия мальчика со сверстниками, более широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему приходилось делать добрые поступки.

Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы были в особенностях поведения ребенка. Он никогда громко не смеялся, играл только там, где не было других людей. После продолжительного времени занятий в состоянии мальчика отметила положительную динамику: у Димы появился интерес к совместной игре, умение работать сообща, улучшилось взаимодействие “ребенок – взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У него появился эмоциональный тонус. Он впервые громко засмеялся во время игры.

Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю максимальные условия для самореализации, самораскрытия, не только личностных, но интеллектуальных, творческих возможностей детей.

Определенным навыкам ребенок обязательно научиться. А вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее; когда сформированы подобные умения, в учебной деятельности ребенок также становиться успешнее, активнее развиваются познавательные психические процессы, ярче результат.

Способствуя созданию наиболее благоприятных условий развивающей среды, я обращаю особое внимание на тесное сотрудничество с педагогами.

С активной группой коллег я провела ряд теоретических семинаров, где обсуждались вопросы по данной проблеме. В результате обсуждения мы пришли к единому мнению: очень важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.

С целью создания объективных предпосылок необходимо:

  • весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
  • центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями.

Крайне важен и рост профессионального мастерства всех субъектов, влияющих на развитие дошкольника. В частности, педагогу необходимо:

  • уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
  • уметь сотрудничать с другими членами коллектива

Анализируя работу теоретических семинаров, я разработала схему взаимодействия всех педагогов детского сада.

Итогом деятельности активной группы является создание модели психолого – педагогического сопровождения и разработка схемы личностно – ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.

Переработка, обсуждение карт индивидуального развития ребенка, которые используем на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он проходит два раза в год. Основная задача консилиума – наметить маршрут индивидуального развития детей, и помочь пройти его.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Проводимые занятия в форме психологического тренинга дали возможность развить у педагогов эмптатию, т.е. способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и собственно действовать, самореализовываться, самораскрываться. Тренинг “Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я” участники говорили о личностных качеств друг друга. Один педагог услышал некоторые прямые высказывания в свой адрес. Она приняла их без излишних обид, но после этого у педагога произошли некоторые изменения не только во взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с детским коллективом.

Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с широким кругозором, внедряющий инновационные технологии, испытывала трудности в тренинговых играх. На нескольких занятиях я предложила ей быть наблюдателем а затем она стала участником. Проблема ее была в неумении устанавливать контакт с другими людьми. Через некоторое время педагог высказала свое мнение: “Ни за что не поверила бы, что тренинг может так сблизить”.

Таким образом, вся работа способствовала созданию профессиональной общности педагогов, ориентировала на дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества, и тесного взаимодействия педагогов друг с другом, например, в практике театральной студии.

Мною были даны рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку, участвующему в спектакле, на основе изучения личностных особенностей. Руководитель театральной студии чутко и внимательно прислушалась к моим советам при распределении ролей и отработке их содержания. Воспитатель этой группы оказывала эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали общую доброжелательную атмосферу.

Организованная и систематическая работа с педагогами дала возможность ближе понимать внутренний мир ребенка и его проблемы

Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения я выяснила, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Я понимала, что моя работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

Возникли новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, клуб “Молодая семья”, адаптационная группа “Мать и дитя” и т.д.

Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Хорошо зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять лет он плодотворно работает. Это не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, – это заинтересованный диалог двух сторон.

Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., мы решаем те проблемы и находим ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволила нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.

На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания. Эта работа освещает ежегодно в местной газете.

Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще и общаются друг с другом.

Я, как психолог, считаю очень важным моментом вхождения ребенка в новые социальные условия, т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и явилось главной идеей в организации группы кратковременного пребывания. Пять лет эта группа функционирует в нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3 раза в неделю дошкольное учреждение. В работе используется разработанная схема “Адаптация к условиям детского сада”.

Продолжением этой идеи было открытие в этом году адаптационной группы ясельного возраста “Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению позволила обеспечить успешное решение поставленных задач. Руководитель детского сада, все педагоги активно поддерживали и развивали идеи сотрудничества в своей деятельности. На педагогических совещаниях, семинарах, психолого-медико-педагогических консилиумах живо обсуждались возникающие проблемы и коллегиально вырабатывались конструктивные решения.

На родительских собраниях, конференциях, семейных клубах рассматривались проблемы гармоничного взаимодействия с детьми.

Анализ полученных данных позволяет сделать выводы, что такие методы и приемы работы позитивно изменили:

  • уровень личностного, интеллектуального развития детей, посещающих детский сад;
  • количество родителей, заинтересованных быть активными партнерами в реализации задач ДОУ;
  • профессиональный уровень педагогического коллектива;
  • сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Методические обобщения личного опыта доказывают благоприятное воздействие на ребенка и взрослых разработанных мероприятий, представленных в данной работе.

Считаю, что изложенные материалы достаточно актуальны и их можно использовать в типовых, специальных детских учреждениях по психолого-педагогическому сопровождению.


Основные принципы сопровождения развития ребенка: рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;




Непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;


Мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов; автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.






Консультативно-проективный этап (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения, определения сроков исполнения и возможности корректировки планов);




Рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности по решению проблемы, он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы; или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении).




Социальной ситуацией развития каждого конкретного ребенка, т.е. специфическим сочетанием внешних социальных условий и его внутренних процессов развития (например, особенностями семейной микросреды, условиями жизни, спецификой воспитания и обучения в образовательном учреждении);


























Модель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.




Задачи сопровождения развития ребенка раннего возраста: стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;


Обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим;обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим; содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях.содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях..




Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.






Новые условия, характеризующие ДОУ, можно условно разделить на три группы: 1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым.1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым. 2.Условия, связанные с новой организацией среды.2.Условия, связанные с новой организацией среды. 3. Условия взаимодействия с ровесниками.3. Условия взаимодействия с ровесниками.




Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.


Принципы организации взаимодействия с ребенком: педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; используются естественные, повседневно возникающие ситуации;используются естественные, повседневно возникающие ситуации;


Приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; усвоение правил протекает в игровой форме;усвоение правил протекает в игровой форме;


Обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.














Задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач;задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач; знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;




За единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;за единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;




При повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.


Требования к организации образовательного пространства: определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;









Каждая методика изложена по схеме: название, в котором отражается ее цель;название, в котором отражается ее цель; алгоритм ее проведения;алгоритм ее проведения; обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов;обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов; диагностики;диагностики;














Список используемой литературы: 1). Афонькина Ю.А. Психолого- педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста. – М.: АРКТИ, – 80 с. 2).Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, – 188 с.


3).Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», – 80 с. 4).Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 392 с.


5).Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник (Методические рекомендации). – М.: МГПУ, – 140 с. Автор фотоматериалов: Ефимова С. Н.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

1) Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях (письмо департамента образования Ярославской области N 1551/01-10 от 22.06.2007). Назначение психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ)

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение . Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка .

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Основные функции:

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

2) Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения Е.С. Зайцева

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Материалы X студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Архангельск,2003

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека (5). Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.

Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (её) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (по М.Р. Битяновой)

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Однако, прежде чем подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы.

Можно говорить, на наш взгляд, о трех основных идеях, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве образовательным процессом в ДОУ. Это «чужая» для психолога практика. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательногопроцесса, однако в любом случае это цели «чужой» практики, другого профессионального восприятия мира (прежде всего - ребенка), которое часто плохо совместимо с психологическим миропониманием.

Идея вторая: смысл деятельности психолога в ДОУ - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. За пределы помощи выпадают благополучные в психологическом отношении воспитанники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту прежде всего только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения. Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань образовательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.

Задача психолога - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития.

2. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений.

2.1. Психодиагностика

Диагностическая работа - исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

Первое - соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

Второе - результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

Третье - прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое - высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое - экономичность процедуры.

2.2. Психокоррекционная и развивающая работа.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная - на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

2.3. Консультирование и просвещение

Консультирование и просвещение педагогов

Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

Организовать эффективный образовательный процесс и с содержательной, и с методической точек зрения;

Построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками взаимодействий.

Консультирование и просвещение родителей.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям - и просвещения, и консультирования - видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе развития.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о проблемах развития ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

2.4. Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность психолога ДОУ направлена на получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога. Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в ДОУ является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) народного образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос. Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога должен быть по крайней мере банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.

Когда психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности? Во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей. Во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому. В третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей. Психолог же является одним из его участников.

Однако деятельность психолога и в описанных выше случаях не ограничивается «переадресовкой проблемы». Она предполагает последовательное решение следующих задач:

Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения

Поиск специалиста, способного оказать помощь

Содействие в установлении контакта с клиентом

Подготовка необходимой сопроводительной документации

Отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом

Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

В обязанности психолога ДОУ по-прежнему входит сопровождение развития ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.

Литература

1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.

2. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4. Волков, Б.С.Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие./ Б.С.Волков, Н.В.Волкова – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – 192 с.

5. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с.

6. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

7. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И.Давыдова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8. Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с.

9. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

10. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 с.

11. Коноваленко, С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет / С.В.Коноваленко.– М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 240 с.

12. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005.

13. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.

14. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе / Т.Л.Павлова.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие:с прил.альбом:а «Нагляд. материал для обследования детей». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

16. Саранская, О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» / О.Н.Саранская. – М.: Книголюб, 2008. – 64 с.

17. Севостьянова, Е.О. Программа адаптации детей к ДОУ / Е.О.Севостьянова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

18. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений / Е.О.Смирнова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

19. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А.Соколова.– СПб.: КАРО, 2003. – 288 с.

20. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

Материал подготовлен Л.Ю. Колтыревой

ассистентом кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ