Одежда и требования к ней. Общие гигиенические требования к одежде Потребительские требования предъявляемые к одежде

Одежда формирует внешний облик человека, поэтому в комплексе требований, предъявляемых к ней, эстетические требования занимают особое место. эстетический потребительский оценка качество

Эстетические требования к одежде заключаются в соответствии ее современным духовным потребностям человека и общества, выраженным в эстетических идеалах, сложившемся стилевом направлении и моде.

Эстетическая оценка реальных изделий выявляется при сопоставлении их с идеалом, т.е. представлением человека о прекрасном. Понятие "прекрасное" складывается в сознании человека под влиянием ряда факторов: уровня жизни общества, условий труда, уровня культуры и производства, климатических, национальных особенностей и др. Кроме того, на формирование эстетического идеала влияют индивидуальные особенности человека - возраст, образ жизни, род занятий, место жительства и др. У каждого человека свое представление о красивом, в соответствии с которым он формирует свой гардероб, украшает свой дом, отдает предпочтение тем или иным произведениям искусства. Общественное представление о прекрасном изменяется и совершенствуется под влиянием множества различных факторов, и в первую очередь в связи с развитием производительных сил общества, его культуры.

Одежда является объектом декоративно-прикладного искусства и в то же время предметом личного пользования человека. Поэтому она должна удовлетворять эстетическим требованиям как общества в целом, так и индивидуумов. Хотя эстетические вкусы и требования каждой личности и индивидуальны, у людей, живущих в одном обществе, в одно время и в одинаковых условиях, вырабатывается более или менее общее представление о прекрасном в одежде и предметах быта.

Понятие "прекрасное" как положительное выражение эстетического отношения человека к действительности означает не просто красоту формы, но и ее полезность, истинность, нравственность. Понятие "эстетическое" означает эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону, т.е. красоту, но и утилитарные свойства. Форма красивого изделия органически связана с содержанием, т.е. с его утилитарностью.

Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие на человека оказывают такие свойства одежды, как геометрическая форма, размеры, масса, цвет, свойства материалов (мягкость, шероховатость, туше и т.д.). Наиболее сильно воздействует на человека цвет изделия. Поэтому в первую очередь он воспринимает и оценивает ощущения от цветосветовых характеристик одежды и ее объемно-пространственной структуры, а потом - другие ее свойства, характеризующие внутреннее строение, содержание и назначение.

Условно форму одежды можно рассматривать в трех аспектах. Функциональная форма определяется назначением одежды, ее утилитарными функциями. Конструктивная форма характеризуется строением одежды - объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма удовлетворяет предъявляемое к изделию требование красоты и художественной выразительности. Речь о высокой эстетической ценности одежды может идти только в том случае, если изделие имеет единую форму, созданную с учетом комплекса важнейших требований: функциональных, эргономических, эстетических.

Эстетические требования к одежде в значительной степени зависят от стиля и моды. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности. Стилевое единство характерно для архитектуры, искусства, для предметов -трудa и быта, одежды и выражается в общей системе организации формы. Стиль охватывает продолжительный период развития общества. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий жизни общества, преобладающих в нем философских идей, эстетических идеалов, обычаев, природно-климатических и других факторов. Существенные изменения исторических условий предопределяют смену стилей и, следовательно, коренные изменения господствующих форм в искусстве, предметах быта, одежде и др. Так, в эпоху средневековья готический стиль в одежде выразился в предпочтении удлиненных форм. А в эпоху господства стилей барокко и рококо одежда изобиловала украшениями в виде бантов, складок, кружев и других отделок.

Мода в отличие от стиля - временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий. Возникновение моды в одежде как общественное явление связано с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий и приведении их в соответствие с меняющимися условиями жизни и вкусами. Человек не может всю жизнь носить одно и то же платье или костюм. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических и других условий. Большое влияние на моду оказывают социальные и экономические условия жизни общества.

Периодические изменения моды в одежде можно объяснить и психологическими причинами. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает его приобретать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых. Утверждается новая мода на одежду вначале робко и неуверенно, но постепенно количество ее поклонников увеличивается. К моменту наибольшего распространения модных форм одежды, когда мода становится господствующей, наступает психологическое утомление потребителей от однообразия и возникает желание обновить устоявшиеся формы. Происходит резкий, контрастный переход к новой моде, к новым формам одежды. Таким образом, осуществляется циклическое развитие моды. Каждый цикл существенного изменения моды имеет продолжительность от 3-4 до 7-15 лет. Необходимо отметить, что циклические изменения моды происходят по спирали. Это означает, что новая мода содержит элементы старой, но не повторяет их в точности. Например, мини-юбки в женской одежде господствовали в 70-х годах, затем они сменились макси-юбками, а в конце 80-х годов появились вновь, но уже других силуэтов.

Изменения моды обычно проявляются в отдельных элементах формы одежды - силуэте, высоте плеч, форме отдельных деталей, длине изделия, его ширине на различных уровнях (талии, низа и др.) и т.д.

Анализ развития моды показывает, что, несмотря на стихийность процесса смены ее, возможно прогнозирование и управление модой. Учитывая наиболее благоприятное соотношение (равенство) сроков морального и физического износа, можно установить оптимальную продолжительность цикла изменения моды.

Отношение к моде людей разного возраста неодинаково: молодежь активно принимает смелые предложения модельеров, а представители старшего поколения подходят к ним осторожно. Неодинаково принимают моду жители города и деревни, представители различных социальных групп.

Мода в современных условиях должна быть ориентирована на массового потребителя и на промышленное производство одежды.

Таким образом, одежда должна соответствовать довольно сложному комплексу эстетических требований: назначению, условиям эксплуатации, внешности, индивидуальным особенностям и вкусам потребителя, стилю и современному направлению моды, национальным традициям. При этом она должна быть оригинальной, выразительной, все ее элементы должны гармонировать друг с другом и выражать основную эстетическую идею.

Для реализации столь многосторонних эстетических требований одежда должна обладать соответствующими свойствами. Соответствие одежды ее функциональному назначению - комплексное свойство, для всесторонней оценки которого необходимо учитывать условия эксплуатации: климат, сезон, пол и возраст потребителей, целевое назначение (повседневная, выходная, для занятий спортом и отдыха и др.).

Одежда создается художниками в соответствии с законами гармонии. С помощью средств гармонизации ей придается не просто красота, а целостность формы, согласованность и соподчиненность отдельных ее элементов общей композиции изделия, уравновешенность и взаимосвязанность их друг с другом и окружающей средой. Благодаря соответствию законам общей гармонии одежда соответствует назначению, конкретным условиям деятельности человека.

Соответствие современному стилю и моде является важнейшим свойством одежды, от которого зависит потребительский спрос на нее. Социологические исследования показывают, что потребители при выборе одежды едва ли не самое главное внимание уделяют именно этим свойствам.

На эстетические свойства одежды непосредственно влияют ее геометрическая форма и свойства материалов. Геометрическая форма одежды оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека и воспринимается им как объем, масса изделия, его силуэт. Она может создавать впечатление массивности или легкости, стройности фигуры. Наряду с формой сильное эмоциональное воздействие на человека оказывают свойства.материалов. Используя материалы различного колористического оформления и свойств (жесткость, драпируемость, пластичность и др.), можно создавать изделия высокой эстетической ценности

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа­тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.


ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци­ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По­казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по­требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот­ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен­ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об­щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре­менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из­носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова­ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока­зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате­риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж­ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на­правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.



Швейные товары

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об­ласти декоративно-прикладного искусства.

Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство­вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако­выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак­теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле­нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо­связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв­ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза­имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле­ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк­ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из­делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло­ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот­ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190


жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек­стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок­нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази­тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ­циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк­ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив­ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ­ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ­ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие­ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер­ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри­ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ­ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж­ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре­бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими



Швейные товары

свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра­боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич­ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе­ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло­гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша­ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж­де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня­ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече­ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод­ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч­ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно­стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль­татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими­ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ


верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст­вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло­гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова­ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо­собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно­мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма­териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс­портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо­го времени или некоторой наработки. Например, это может быть

1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.



Швейные товары

число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе­риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми­нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо­дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер­жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз­меров одежды и т. п.

Классификация одежды

Современную одежду классифицируют по половозрастному признаку, по использованию в различных сферах деятельности человека (целевому назначению), по сезону и виду материала.

По половозрастному признаку одежда подразделяется на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек).

По использованию в системе костюма одежда подразделяется на бельё, платье, верхнюю одежду. Бельё надевается непосредственно на тело. Платье – понятие исторически сложившееся, обозначает одежду, надеваемую на бельё. Этот слой одежды может быть представлен как собственно платьем, так и двух-трёхчастным решением – костюмом (юбкой с блузкой, сарафаном с блузкой и т. д.). К верхней одежде относятся различные виды пальто, плащей, курток, пелерин и т. п., надеваемых в зависимости от сезона.

По использованию в различных сферах деятельности человека одежда подразделяется на бытовую, спортивную, производственную, форменную и зрелищную.

Бытовая одежда включает в себя повседневные костюмы для работы и различных занятий, нарядные костюмы для посещения культурных и зрелищных учреждений, костюмы для отдыха и работы дома. В повседневной одежде утвердился как наиболее необходимый тип делового костюма, который придаёт человеку характер спортивной подтянутости, собранности. Домашняя одежда подразделяется на одежду для отдыха, занятий и труда, располагает к свободному проявлению индивидуальности своего обладателя.

Наибольшим разнообразием конкретных решений характеризуется нарядная одежда.

Спортивная одежда включает в себя одежду для профессионального и любительского спорта. Одежда для профессионального спорта должна не только максимально удовлетворять потребности конкретного вида спорта, но и служить утилитарным функциям (практической, эргономической). Одежда для любительского спорта наряду с утилитарной функцией в значительной степени выполняет эстетические функции.

Производственная одежда подразделяется по видам производства и в одних случаях проектируется как специальная защитная одежда, а в других – как символическая (одежда для дорожных рабочих – оранжевые жилеты).

Форменная одежда подразделяется на военную, ведомственную, форменную одежду спортивных и общественных организаций, школьную форму.

Зрелищная одежда включает в себя самые разнообразные по форме и цвету костюмы для сольных и коллективных выступлений артистов в театре и на эстраде, массовых театрализованных шествий, карнавалов, фестивалей, народных праздников.

В различные времена года используется разная одежда. По сезону её делят на зимнюю, летнюю и демисезонную.

Одежда в зависимости от назначения и сезона изготовляется из разнообразных материалов. Она подразделяется на одежду из шерсти, хлопчатобумажных, шёлковых, льняных, полушерстяных, искусственных и синтетических материалов.

Требования к одежде

Требования к одежде вытекают из тех потребностей, которые она призвана удовлетворять. Основой для формирования требований, выявления номенклатуры показателей качества, а также оптимизации ассортимента является ситуация потребления.

Знание потребителей, условий их жизнедеятельности, потребностей и интересов, функций одежды позволяет рассматривать требования к одежде на уровне потребительских и естественных свойств материалов и конструкций изделий.

Типовая номенклатура показателей качества товаров установлена стандартом (ГОСТ 24886–81). В ней предусмотрены показатели социального и функционального назначения, надёжности и безопасности потребления, эргономические, эстетические и экологические.

Проанализировав, Склянников В. П. выделяет 3 класса потребительских свойств текстильных изделий: удовлетворяющие потребности материальные (утилитарные), нематериальные (эстетические и др.) и функционирование во времени (надёжность).

Коблякова Е. Б. рассматривает показатели качества одежды по пяти классам: функциональные (соответствие целевому назначению, размерной и половозрастной группе потребителей), социальные (конкурентоспособность и соответствие спросу), эстетические, эргономические и эксплуатационные (надёжность).

Семак Б. Д. и Дианич М. М. предлагают рассматривать требования к одежде в разрезе 2-х классов, учитывающих деление потребностей на биологические и социальные. Такое деление отражает уровень развития человека, его биологическую природу и социальную сущность. Биологические требования вытекают из законов естественного функционирования и развития организма человека. Они могут быть заданы относительно стабильными абсолютными параметрами. Социальные требования обусловлены общественным бытием и общественным сознанием, связанны с системой общественных отношений.

В классе биологических следует выделить требования антропометрические, функциональные и эргономические. Несоответствие изделий по этим признакам лишает смысла оценку по другим показателям.

В классе социальных требований можно выделить социально-психологические и социально-экономические /23/.

Социально-экономические характеризуют целесообразность и эффективность использования изделия. Социально-психологические связаны с общественным сознанием и проявляются в виде духовных потребностей. На основе потребностей возникают интересы, идеалы, вкусы, обычаи, привычки, мода и множество других социально-психологических преобразований.

Биологические требования

Эта группа требований направлена на обеспечение выполнения одеждой утилитарных функций. Защищая человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды одежда не должна препятствовать воздействию благоприятных факторов.

Широкое применение синтетических полимеров и других химических веществ при изготовлении одежды выдвигает задачу обеспечения её химической безопасности. Вредные для организма вещества могут выделяться из полимеров, клеев, аппретов и других материалов в результате их недостаточной стабильности и деструкции под воздействием факторов износа. Вредное влияние вредных веществ проявляется в кожно-раздражающем, аллергеном и других нежелательных явлениях. В связи с этим за применением полимерных материалов и изделий из них введён государственный стандартный надзор.

Недопустимо использование для аппретирования материалов бельевого назначения и всех видов детской одежды химически нестойких формальдегидсодержащих, стиролсодержащих, оказывающих вредное воздействие на организм. Из химических волокон наибольшую токсикологическую опасность представляют полиакрилнитрильные и полиамидные.

Санитарно-микробиологические требования состоят в том, что одежда не должна способствовать накоплению и развитию микрофлоры. При очистке от загрязнений одежда не полностью освобождается от микроорганизмов, поэтому она должна быть устойчива к различным видам санитарной обработки – стирке и глажению при высокой температуре, дезинфицирующим препаратам.

Воздухопроницаемость необходима для обмена воздуха в пододёжном пространстве с целью обеспечения кожного дыхания и удаления продуктов обмена.

Биомеханические требования заключаются в том, что одежда не должна препятствовать выполнению двигательных функций, вызывать излишний расход энергии и другие неудобства при её надевании, носке и снятии. Эти показатели имеют важное значение для детской одежды, так как свои двигательные ресурсы дети используют непроизвольно. Так энергозатраты при ходьбе у детей до трёхлетнего возраста в 3÷4 раза выше, чем у взрослых.

Летняя одежда должна обладать некоторой жесткостью, чтобы не прилипать к телу и обеспечивать лучшую вентиляцию пододёжного пространства.

Удобство надевания и снятия одежды, удерживаемость на теле зависит от её конструкции, надёжности и принципа действия удерживающих приспособлений. У детей ясельного и дошкольного возраста недостаточно развиты мышцы пальцев, отсутствуют требуемые навыки, а одеваться и снимать одежду они должны самостоятельно. Это нужно учитывать при проектировании одежды и обуви.

Одежда не должна вызывать неприятных ощущений в процессе восприятия её органами зрения, обоняния, слуха и прикосновения.

В момент прикосновения восприятие материала зависит от его воздействия на поверхность кожи. Гладкие, мягкие, шелковистые материалы воспринимаются как благоприятные, потому что не содержат потенциальной угрозы кожному покрову. Грубые, жесткие и шероховатые материалы, грубые швы, складки и бугры вызывают отрицательные эмоции, так как могут царапать, натирать кожу и оказывать другие неблагоприятные воздействия.

Органами слуха воспринимаются издаваемые при носке одежды и обуви звуки – шуршание, скрип, стук каблуков и т. п. Такие звуковые эффекты нежелательны.

Неприятные запахи одежды и обуви наиболее часто связаны с использованием химических препаратов для отделки, пропитки, склеивания и др. Наличие ощутимого специфического запаха свидетельствует о химической нестабильности материалов и даёт основание для отрицательной их оценки.

Воспринимаемые зрением цвет, блеск, фактура поверхности одежды также вызывают непроизвольные психические реакции. Резкий блеск может ассоциироваться с острыми предметами и восприниматься как угрожающий. Белизна одежды вызывает ощущение чистоты и безопасности, а пожелтение воспринимается как старение и загрязнение.

Цвет вызывает ощущение теплоты или холода (тёплые и холодные цвета), движения (видимость приближения предмета) или покоя, спокойствия (зелёный цвет), т.е. воспринимается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Зрительное восприятие фактуры материала тесно связано с осязательными ощущениями.

Социальные требования

Эта группа требований связана с удовлетворением духовных потребностей и интересов, характер и уровень которых формируется под воздействием разнообразных факторов социальной среды. Специфика их в том, что они имеют обобщенный характер по отношению к другим группам требований, отличаются сложностью структуры и динамичностью.

Важность этой группы требований постоянно возрастает, однако они недостаточно изучены, поэтому могут быть рассмотрены лишь схематично на основе предусмотренных стандартами эстетических показателей качества, которые включают информационную выразительность, рациональность формы, композиционную целостность, совершенство произведённого исполнения и стабильность товарного вида.

Информационная выразительность означает современность образного решения и оформление знаковых систем, выражающих характерные особенности одежды с учётом традиций и обычаев, пола и возраста потребителей, целевого назначения, сезона предметной среды и других условий использования; соответствие формы и декоративного оформления общественным и эстетическим идеалам, стилю и моде, индивидуальным вкусам; оригинальность художественного замысла, характеризуемую наличием совокупности признаков формы и её элементов, которые заметно выделяют данную модель среди аналогов; наглядность и выразительность средств графической информации и символики, её соответствие требованиям идейно-политического характера, нормам морали, психологическим особенностям потребителей в зависимости от возраста и пола.

Рациональность формы характеризует соответствие конструкции функциональному назначению изделия и её эргономическую целесообразность. Воспринимаемая эмоционально форма должна отражать:

* функциональное совершенство конструкции, подчёркивать высокий уровень функциональных свойств изделия, правильность выбора конструкции, материалов, способа изготовления и отделки для изделий данного назначения;

* эргономическое совершенство с точки зрения удобства пользования и уменьшения затрат мышечной энергии, целесообразность и выразительность размещения функциональной фурнитуры, простоту принципа её действия и способа обращения с нею.

Целостность композиции изделия характеризуется определённым комплексом внешних признаков – силуэта, формы, конструктивных и декоративных линий, цвета, рисунка, фактуры материала и др.

Совершенство производственного исполнения оценивается по ряду единичных и комплексных показателей, характеризующих качество выполнения технологических операций. Критерием оценки этих показателей служат типовые технологические нормативы.

Социально-экономическая эффективность эксплуатации одежды зависит от ряда показателей, однако наиболее изученным является надёжность. Одежда относится к такому классу продукции, которая в процессе использования постепенно расходует свой ресурс, в необходимых случаях может подвергаться ремонту, перелицовке и др.

Обычно при разработке и оценке изделий задача сводится к максимизации ресурса. При таком подходе распространены случаи, когда изменение потребностей происходит быстрее, чем израсходование ресурса.

Социально-экономическая эффективность заключается в основном в максимизации конечного результата потребления при минимизации затрат. Решение этой проблемы обеспечит благосостояние и более благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Бельё

Бельё, покрывая 80% поверхности тела человека, является тем слоем, который оказывает непосредственное влияние на температуру кожи и прилегающего к ней воздуха, а также на работу кожных покровов, угнетая или стимулируя эту работу. Поэтому к бельевым тканям предъявляются повышенные гигиенические требования.

Исследования показали, что по всей поверхности кожи расположено около 3 млн. потовых желез. Они выделяют пот, углекислоту. За день с поверхности кожи выделяется до 40 г кожного сала и от 0,5 до 1 литра пота. В жаркое время года выделение пота увеличивается до 5÷6 литров в сутки.

Бельё защищает тело от загрязнения и охлаждения, впитывает и очищает кожу от пота, кожного сала, слущивающегося эпителия (верхнего слоя кожи). В процессе носки бельё впитывает все эти выделения, загрязняется и его гигиенические свойства ухудшаются.

Пример: после носки белья в течение недели его воздухопроницаемость снижается на 20%, масса увеличивается на 5÷10%, толщина на 20÷30%.

Для обеспечения очистительной функции белья бельевые материалы должны быть гигроскопичными и влагоёмкими, они не должны препятствовать выделению и испарению пота, прилипать к коже во влажном состоянии. Влага, впитываемая бельём, должна легко удаляться во внешнюю среду.

При гигиенической оценке белья эталоном служит бельё из хлопка, обладающее хорошей способностью поглощать влагу с поверхности тела человека и отдавать её в окружающую среду.

Для повышения физической долговечности х/б белья целесообразно изготовлять его с добавлением оптимального, с гигиенической точки зрения, количества синтетических волокон.

Исследования Ионкиной показали, что бельевые материалы, содержащие химические волокна, имеют недостаточную химическую стабильность полимеров, текстильно-вспомогательных веществ и пропиток, повышенную электризуемость, низкие сорбционные свойства, высокую загрязняемость, низкую способность поглощать продукты метаболизма кожи, в то же время бельё из синтетических материалов характеризуется высокой физической долговечностью, стабильностью линейных размеров, формостойкостью.

Наиболее целесообразно использование в бельевых материалах смесей гидрофобных и гидрофильных волокон, позволяющих сочетать их положительные свойства. Соотношение волокон в бельевых материалах должно определяться характером выполняемых одеждой функций и условиями эксплуатации.

Ионкиной, Исаевой расчётным путём определено оптимальное содержание натуральных волокон в 2-х компонентных материалах:

* х/б – 50% + полиамид – 50%;

* х/б – 60% + полиамид – 40%;

* х/б – 90% + полиамид – 10%;

* вискоза – 95% + поливинилхлоридные – 5%.

Кайсина предложила волокнистый состав трикотажных бельевых полотен:

* х/б – 80% + полиамидные текстильные нити – 20%;

* х/б – 72% + триацетат – 18%.

Афанасьева Р. Ф., Кайсина рекомендуют для изготовления белья материалы из шерсти, хлопка, натурального шёлка; синтетические и ацетатные волокна допускаются в качестве добавки не более 30%. Исключается использование бельевых материалов с добавлением синтетических и ацетатных волокон в одежде для новорождённых, детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследования показали, что бельё, используемое в комплекте одежды для защиты от холода, должно быть изготовлено из материалов с малой теплопроводностью.

Бельё из шерсти обеспечивает более высокую теплоизоляцию по сравнению с бельём из других волокон.

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа­тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.


ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци­ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По­казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по­требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот­ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен­ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об­щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре­менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из­носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова­ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока­зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате­риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж­ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на­правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.



Швейные товары

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об­ласти декоративно-прикладного искусства.



Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство­вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако­выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак­теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле­нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо­связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв­ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза­имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле­ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк­ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из­делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло­ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот­ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190


жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек­стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок­нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази­тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ­циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк­ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив­ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ­ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ­ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие­ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер­ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри­ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ­ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж­ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре­бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими



Швейные товары

свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра­боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич­ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе­ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло­гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша­ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж­де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня­ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече­ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод­ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч­ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно­стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль­татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими­ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ


верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст­вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло­гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова­ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо­собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно­мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма­териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс­портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо­го времени или некоторой наработки. Например, это может быть

1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.



Швейные товары

число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе­риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми­нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо­дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер­жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз­меров одежды и т. п.

Тема урока: Одежда и требования к ней.

Цель урока:

Методы обучения

Тип урока: комбинированный

МТО урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

Отметить явку;

2. Изучение нового материала

Одежда - это изделие (несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях.

К бытовой одежде относятся:

Повседневная одежда;

Торжественная;

Домашняя;

Рабочая;

Спортивная;

Национальная одежда - отражение национальной культуры и быта народа.

Производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. Она подразделяется на специальную и санитарную.

эксплуатационные.

Ассортимент - это изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам: по назначению и материалам.

Но способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Плечевые изделия держатся на плечах: платья, блузки, халаты, жилеты и т. д. Все поясные изделия имеют пояс и держатся на талии, это юбки, шорты, брюки и т.д.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды — строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга — огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8—10 кг, Крайнего Севера — 14—16 кг.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие — сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов — коленкор, в карманах — долевики.

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85—90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем — рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

5. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«одежда и требования к ней.»

Тема урока: Одежда и требования к ней.

Цель урока:

Обеспечить усвоение учащимися знаний по снятию мерок для построения чертежа изделия.

Ознакомить с требованиями, предъявляемыми к одежде, тканям, изделиям, раскрыть особенности изготовления казахской национальной одежды.

Отработать навыки по снятию мерок, научить определять размер одежды, учитывать особенности телосложения, правильно пользоваться сантиметровой лентой.

Способствовать развитию пространственного представления о линиях, мысленно проведенных на фигуре человека через ориентирные точки по памяти.

Способствовать воспитанию внимательности, ответственности при выполнении работы, точности.

Методы обучения : наглядный; словесный; практический.

Тип урока: комбинированный

МТО урока : пособия и оборудование, конспект, интернет ресурсы

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

Отметить явку;

Озвучивание темы и цели урока.

2. Изучение нового материала

Одежда - это изделие (несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях.

К бытовой одежде относятся:

    повседневная одежда;

    торжественная;

    домашняя;

  • спортивная;

    национальная одежда - отражение национальной культуры и быта народа.

Производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. Она подразделяется на специальную и санитарную.

1.Специальная одежда предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов.

2.Санитарная одежда необходима для защиты человека от загрязнений.

Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных условий. Кроме того, она должна быть удобной, красивой, комфортной.

К различной по назначению одежде при ее проектировании предъявляются различные требования.

Элегантность, простота и удобство - вот требования, которые предъявляет к одежде современная мода.

К основным требованиям относятся: эстетические, гигиенические,экономические,

эксплуатационные.

Одежда не только защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, но имеет социальное, психологическое и эстетическое значение. Многообразие функций одежды привело к разнообразию ее ассортимента.

Ассортимент - это изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам: по назначению и материалам.

Но способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Плечевые изделия держатся на плечах: платья, блузки, халаты, жилеты и т. д. Все поясные изделия имеют пояс и держатся на талии, это юбки, шорты, брюки и т.д.

Эстетические требования к одежде

Эстетические свойства изделий определяются понятием красоты современного художественного стиля, они должны отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При создании моделей художники-модельеры должны стремиться к тому, чтобы изделия образно отображали действительность, отвечали подлинным потребностям общества, отличались красотой, удобством, завершенностью.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды - строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

При проектировании одежды передача различных эмоций, образности изделий выражается через композицию, т. е. через совокупность составных частей одежды (пропорции деталей, силуэт, линии, фактуру, цвет и рисунок ткани, внешнюю отделку изделий), необходимых для выражения и воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель. При этом следует учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека.

Гигиенические требования к одежде

Гигиенические требования предъявляются к одежде с целью обеспечения свободы дыхания и кровообращения. Гигиеничность одежды выражается в необходимой для определенных условий воздухопроницаемости, гигроскопичности, оптимальном весе, достаточных теплозащитных свойствах, влаго- и лучеотталкивании и т. д. Стоит отметить, что это может быть одежда для детей или для взрослых. Она разная.

Между одеждой и телом человека за счет воздушной прослойки создается искусственный микроклимат, который определяется температурой, относительной влажностью и содержанием углекислоты. Для того, чтобы создать благоприятный микроклимат, одежда в зависимости от назначения должна обладать перечисленными качествами.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга - огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8-10 кг, Крайнего Севера - 14-16 кг.

Кроме того, одежда должна обеспечивать свободу движений и кровообращения, быть несминаемой, легко надеваться, сниматься, чиститься, стираться, гладиться и т. д. Все предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются благодаря определенной конструкции и выбору материалов.

Эксплуатационные требования к одежде

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие - сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов - коленкор, в карманах - долевики.

В последнее время для лучшего сохранения первоначальной формы одежды и физико-механических свойств ее стали применять химические пропитки, используемые, например, для укрепления ткани в области локтей и колен в школьной форме, для сохранения устойчивости складок, плиссе, гофре на юбке.

Экономические требования к одежде

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85-90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем - рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

Большой экономический эффект дает унификация деталей и узлов швейных изделий, позволяющая применять одни и те же детали для различных моделей и видов одежды. При использовании унифицированных деталей возможна наиболее совершенная технология обработки изделий и максимальное использование совершенного оборудования. Это предполагает повышение производительности труда, расширение ассортимента изготовляемых изделий, а также улучшение качества и эксплуатационных свойств одежды.

3. Практическая работа в группах

Составить кроссворд по новой теме.

Отгадать кроссворд другой группы на оценку.

4. Закрепление нового материала

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

5. Домашнее задание

Охарактеризовать свой гардероб по видам одежды