Нитяной кракелюр. Одношаговый кракелюр


В этой статье я постараюсь помочь вам систематизировать те знания о применении кракелюрных составов, которыеу вас уже есть, а именно:

Где, когда и какой стоитделать кракелюр;

Какие бывают кракелюрные составы и как с ними работать;

Чем затирать трещины;

И дать несколько советов,проверенных на собственном опыте.

Где, когда и какой стоитделать кракелюр.

Посмотрите на работыопытных мастеров. Несмотря на то,что кракелюр на их работах безупречен,применяют его не так часто. И дело не в том, что его сложно делать.Поверьте, что для опытной декупажницы сделатькачественный кракелюр не составит труда.Так в чём же дело?А всё довольно просто.Ни одна, даже очень искусно выполненная вещь не доставит эстетического удовольствия, если в ней чувствуется фальшь.И эту фальшь бессознательно почувствует любой человек, даже не имеющий никакого художественного образования.

Поэтому, собираясь делатькракелюр,прежде всего,решите,уместен ли он будет на вашей работе.А для этого давайте вспомним,что же такое кракелюр.Для этого достаточнозаглянуть в Википедию- «Кракелюр (фр craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи».Причёмдля образования таких трещин произведение живописи должно прожить довольно долгую жизнь. Вариант, когдасовременный художник пользовался некачественными красками, потрескавшимися на второй день - рассматривать не будем.

Из вышесказанного следует, что кракелюрная сеткавсегда будет смотретьсянеестественно на фотографиях, карандашных и акварельныхрисунках. И, конечно же,на картинках,с современной тематикой.

Но и тут есть свои тонкости и исключения.При применении разных кракелюрных составов, кракелюрная сетка так же получается разная. Да иманипулируя одним и тем же составом можно получить различный кракелюр.

Для себя я, например, кракелюр делю на две группы - имитирующий и декоративный.Желая придать поверхности состаренный вид - предварительно просмотрите побольше фотографий антикварных или просто достаточно старых предметов и произведений искусства.И я уверена, вы очень быстро поймёте какой кракелюр надо стараться сделать.Например, если используемая в декупаже картинка является репродукцией какой либо картины, то и кракелюрная сетка должнабыть похожа на ту, что появляется на подлинных произведениях искусства. Вид такой сетки можетиметь довольно значительные различия, т.к. зависит от качества краски, толщины её наложения и ещё ряда не менее важных причин. Начинающим декупажницам иногдабывает сложно определитьсякакая кракелюрная сетка будет более уместной на их работе.Для начала ябы посоветовала нарепродукциях картин делать кракелюр, которыйоднозначно может покрыватьнастоящие картины. Вот, например, сравните как выглядит кракелюрная сетка на картине нидерландского живописца15 века Яна ванЭйка и кракелюр сделанный на моей работе. Практически нет разницы.

Конечно, кракелюрная сетка на картинах может быть и мельче и крупнее. Трещины более тонкими и более широкими.Но согласитесь, что на репродукции картины, вот такой кракелюр будет выглядеть совершенно неестественно. А ведь это тоже кракелюр и очень хороший, и интересный. Только вот в том определение кракелюра из Википедии, которое было приведено выше, последнее слово в «живописи» не совсем уместно. Не исключаю, что произведение живописи может покрыться такой кракелюрной сеткой, но только у очень неумелого художника. Вот именно такой кракелюр я и отношу к группе декоративных. Если для состаривания работы на мой взгляд, он не очень подходит, то как декоративный фон его можно использовать с большим успехом.

Эта работа, найденная мною в сети наиболее ярко это иллюстрирует.Кракелюр великолепный, но это не состаривание, а просто очень интересный и красивый фон.

А вот такие трещины на поверхности, имитирующей фарфор или керамику, предадут работе состаренный вид.

Какие бывают кракелюрные составы.

Кракелюрных составов (лаков) в настоящее время существует огромное множество.Но все они делятся на две группы - однокомпонентные и двухкомпонентные. Более привычное, но менее правильное название одношаговые и двух шаговые.

При применении однокомпонентного состава, на подготовленную поверхность наносится краска основа, которая будет просматриваться сквозь трещины.После полного высыхания краски, нужно нанести кракелюрный лак.При загустении, водный лак можно слегка, не более 5% от объёма, развести водой.Чем толще слой лака, тем крупнее трещины.После высыхания лака,сверху наносится краска, контрастная по цвету первому слою краски. Краска наносится отдельными мазками. Повторно по одному и тому же месту мазки делать нельзя.
По мере высыхания она будет покрываться трещинками, через которые видно первый слой краски. Поэтомуникакого применения затирок не требуется. Для получения хаотичных трещин, краску можно наносить спонжем.

Когда второй слой краски полностью высохнет, его надо покрытьакриловым лаком инаклеить выбранную картинку. Есликлеитьсветлую салфетку, то трещинки будут хорошо через неё видны.

Одношаговый кракелюр можно делать как при прямом, так и при обратном декупаже. При обратном декупаже порядок работы несколько другой. На поверхность сначала наклеиваетсякартинка. Затем, свободная поверхность покрывается кракелюрным лаком.После его высыхания, наносится первый слой краски, который будет основным фоном и на котором образуются трещинки.На моей тарелочке это чёрная краска. Когдапервый слой краски полностью высохнет, наносится второй слой, который и будет видно сквозь трещины первого слоя.

Все одношаговые лаки мало чем отличаются друг от друга и принцип работы с ними один и тот же.

А вот кракелюрный составКреал Кракле,хотя и состоит из двух компонентов, но может при желании использоваться и как одношаговый.

К однокомпонентным кракелюрным составамтак же относятся фацетные лаки и различныеструктурные пасты с эффектом кракле. Они бывают различных цветов и наносятся на поверхностьмастихином. После высыхания создают рельефную поверхность, покрытую кракелюрной сеткой. Величина трещин зависит от толщинынакладываемого слоя.

Двухкомпонентные кракелюрные составы.

Если в случае однокомпонентных кракелюрных составов происходит растрескивание красочного слоя, топри использовании двух компонентного- растрескиваетсялак, применяемый, как второй шаг. Это позволяет сделать кракелюр непосредственно на картинке. Невозможно в одной статье подробно рассказать обо всех кракелюрных составах, да думаю инет такой необходимости. Вообще купив какой-то новый незнакомый для вас состав, прежде чем приступатьк работе с ним, внимательно изучите инструкцию на бутылочках, если она есть.Но даже в этом случае найдите всети хотя бы пару рекомендаций по работе с этим составом. Причём как я уже не раз писала,это должна быть информация, размещённая на серьёзных декупажных сайтах и исходящая от опытных декупажниц. И обязательно читайте комментарии к таким сообщениям.

Хотя в работе с каждой кракелюрной парой есть некоторые отличия, есть ряд правил общих для многих кракелюрных составов. Чем лучше подготовлена поверхность(нанесено достаточное число слоёв лака с промежуточной шлифовкой), тем лучше получится кракелюр. На подготовленную поверхность наноситсяпервый шаг. В некоторых случаях, как например, с парой шеллак+гуммиарабик, наносится несколько слоёв первого компонента, с промежуточной просушкой.

Обычно на бутылочках указано время сушки. Но не советуюруководствоваться этой информацией.На время сушки значительно влияет температура и влажность воздуха в помещении. Асостояние первого слоя на момент нанесения второго, является определяющим условием для получения хорошего кракелюра. Второй слой надо наносить, когдапервый слой остаётся ещё слегка липким, но от прикосновения к нему пальцем не остаётся следов.

Толщину трещин и размер кракелюрной сетки можно значительно регулировать, как толщинойнаносимых слоёв, так и температуройсушки.

Трещины иногда начинают образовываться буквально через 10-15 мин. Иногда для их образования нужно определённое время. Когда трещиныстанут такими, как вы хотели - их можно затирать. Как и чем затирать я расскажу ниже.

Для ряда кракелюрных составов, после затирки, второй шаг лучше смыть. Почему-то именноэто действие вызывает у начинающих декупажницстрах.Конечно, можно не смывать, а покрыть работу финишным не водным лаком. Но я рекомендую смыть второй шаг. Это совсем не сложно, а работа станет намного аккуратнее.

Смывать надо под несильной струёй проточной воды, комнатной температуры.Почему-то обычноне рекомендуют прикасаться руками к работе. Я же всегдасмываювторой шагслегкапомогая пальцами.Тереть,конечно, нельзя, но поглаживающие движения только помогут смытьвторой слой быстрее. Да ипроводя по работе пальцами,вы можете быть уверены, чтолак смылся полностью. Главное не бойтесь. Мне, например,ни разу не удалось испортитьработу, смывая второй слой. Затем работу можно промокнуть мягкой тканью или дать высохнуть естественным образом.Сухую работу покрываетелюбым акриловым лаком.

Чем затирать трещины.

Казалось бы простой вопрос.Но, тем не менее, именноиз-за неправильной затирки можно испортить работу.Полностью согласна с авторами, которые пишут, что затирать можно не масляной пастелью, битумом, масляной краской, различными металлизированными порошками. Но, дело в том, что для разных кракелюрных составов необходимо использовать разные затирки. Затирка должна не смыться,когда вы будете покрывать работу финишным лаком или смыватьвторой шаг. А также, не должна испортить вашу работу,повредив лаковый слой.

Таккак же определить какая затирка нужна в каждом конкретном случае?

Затирать трещинкинепосредственно пастельюили металлической пудройможно при использовании кракелюрных пар у которых первый шаг остаётся липким, на момент затирки. Пастель или пудраприлипнув к нему, и не смоются. Если первый шаг высыхает полностью затирать ими трещинки нельзя. В ся затирка смоется вместе со вторым слоем или при покрытии финишным лаком. Поэтому в этом случае уместнееиспользовать битум. Но только не битум на водной основе.Если вода легко смываетлаки, наносимые в качестве второго шага, тои битум на водной основене затрёт трещины, а просто размажет лак. А вот битумным лаком на смолах - затирайте спокойно.Нони в коем случае не стирайте излишки битумавлажной тряпкой. А если надозатереть трещины на тёмном фоне?Битум тёмный,а ни пастель, ни порошок не подходят.Я делаю следующим образом- еслидля затирки беру пастель, то предварительно затираю трещины льняным маслом, а затем пастелью.Если затирать собираюсь металлизированными порошками, то предварительно затираю битумом, а уже порошком поверх него.В таком сочетании и пастель и пудра хорошо фиксируются.

Если же для затиркибудете использовать масляные краски, то после затирки работе обязательно надо дать просохнуть не менее 12 часов.

Купив кракелюрный состав, которым вы ещё не пользовались, обязательно напробнике проверьте, какая затиркаиз перечисленных вышек немубольше подходит.

Хочу посоветовать - не пытайтесь запомнить кучу информации по работе с разными кракелюрными составами, а поймите общие

Доброго всем времени! Этот мастер-класс делала, чтобы помочь одной мастерице в освоении пары шеллак- гуммиарабик. Думаю, что он пригодится начинающим мастерам, а знающие люди не закидают меня гнилыми помидорами.

Нам потребуется: кракелюрная пара шеллак- гуммиарабик, средства для затирки трещин (ниже будет ясно-какие) , лак акриловый (аква), НЕводный лак.

Перед нанесением кракелюра покройте приклеенный мотив как минимум 2-мя слоями акрилового лака. Это защитит картинку, если кракле не получится, а также выровняет поверхность. Нам нужны плоская синтетическая кисть для шеллака, желательно круглая мягкая кисть для гуммиарабика, рюмашка спирта (или водки) для отмывания кисти от шеллака.

Я наношу равномерно тонким слоем шеллак первый слой. Даю просохнуть мин.5-7, лучше подождать подольше, чтобы подлежащий слой хорошо схватился.

На правой верхней тарелке видно желтое пятно: этот ляпсус оттого, что нижний слой не просох, начала наносить второй и он потащил за собой первый. Я пронумеровала тарелки, чтобы было понятно, насколько зависит величина трещин от количества слоев. На первой-1 слой, на второй -2, на третьей-3.

Когда последний слой слегка подсохнет, не будет размазываться, но будет немного прилипать к пальцу, обильно наносим гуммиарабик.

Немного помассируем его пальцами, чувствуя сцепление с нижним слоем. На вертикальных поверхностях это делать обязательно, чтобы не образовались подтеки. Оставляем сушиться минимум часа на 3-4, а лучше на ночь.

Этап второй- затирка трещин. Здесь несколько вариантов.
ПЕРВЫЙ. Сухую пастель натереть ножом.

Немного разлохматить ватную палочку, и ей натереть поверхность.

10.

Излишки пастели снимаю ватным диском.

11.
12.

Ничего НЕ СМЫВАЯ зафиксировать пастель в трещинах НЕВОДНЫМ лаком, мне больше нравится автомобильный аэрозоль, хотя можно и цапоном, и алкидным (только ждать высыхания придется дольше)

13.

ВТОРОЙ вариант
Сухие пигменты (на втором фото вверху слева). Бронзовая пудра, пигменты металлик и т.д. действуем также, как и с пастелью.

14.
15.
16.

Готовый результат.

17.

ТРЕТИЙ вариант
Я использую строительный битумный лак (0,5 л- 26 руб.) Он разводится по необходимости уайт-спиритом, им же и оттирается с рук и при необходимости смыть кракле. Специализированные битумы можно использовать только НЕ ВОДНЫЕ.

18.

Ватным диском намазываю битум, даю высохнуть.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть .

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье .

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.


В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.


Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.





Двухшаговый

Использование двухшагового вида потребует больше времени и усилий.

  1. В первую очередь декорируемую поверхность нужно покрыть шеллаком в 2-3 слоя. Каждый последующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий.
  2. Следующий шаг – нанесение собственно кракелюра.
  3. Как только лак высохнет, трещины нужно затереть. Для этого используется масляная краска, пастель или что-либо другое.
  4. Далее наносится изображение.
  5. Напоследок вся поверхность покрывается слоем шеллака для закрепления результата.

Чем хорош именно двухшаговый кракелюр, так это тем, что его можно наносить на заранее подготовленное, приклеенное изображение. Он создаст эффект старинности, не перекрывая самой картинки.

При этом необходимо, чтобы заготовка, на которую будет наноситься кракелюр, была полностью готовой, с нанесенным и залакированным (в несколько слоев) рисунком.





В набор для двухфазного кракелюра входит 2 средства – первый и второй слой. Наносятся они поочередно.

Но прежде чем приступать к нанесению второго состава, нужно немного подсушить слой первого средства.

После того как оба состава высохнут, и появятся трещинки – можно приступать к следующим стадиям работы.


Нанесение краски тоже требует соблюдения определенных правил. Не нужно наносить краску 2 раза на одно и то же место – может получиться неравномерное покрытие.

Кроме того, важно, чтобы второй слой краски с первого раза лег ровно, полностью закрывая первый. Это нужно для того, чтобы в результате получилось равномерное, красивое покрытие, без «проплешин» и смешивания слоев.

Нужно обратить внимание и на консистенцию краски – она должна быть не очень жидкой, но и не густой.


Чтобы трещины получились тонкими и длинными – краску наносят тонким слоем при помощи кисточки. Мелкие, напоминающие чешую трещинки получаются при нанесении краски губкой. Вообще, на то, как именно растрескается лак, влияет ряд факторов:

  1. собственно состав кракелюра;
  2. насколько толстым слоем наносится лак;
  3. как хорошо он просох;
  4. густота краски, толщина и нанесение первого слоя тоже имеет значение.

Важно правильно выбрать тип краски. Некоторые из них – например, металлик – не трескаются, вообще. Да и в целом составы с очень высокой плотностью довольно сложно «заставить» потрескаться.



Просушивать изделие нужно в естественных условиях в помещениях с низкой или средней влажностью.

Кроме того, целесообразно вести своеобразный «дневник», куда записываются следующие показатели:

  1. какой толщиной и во сколько слоев наносится первый слой;
  2. сколько времени занимает просушка лака;
  3. в каких условиях она проходит;
  4. какой именно кракелюрный лак использовался;
  5. полученный результат.

Эти записи позволят не только подобрать оптимальный состав кракелюра и условия работы, но и помогут в дальнейшем получать требуемый результат – просто «играя» с толщиной слоев, временем просушки и другими характеристиками.


Мастер-класс для начинающих

Чтобы лучше понять принцип работы с кракелюром, нужно применить его на практике. В этом хорошо поможет мастер-класс по созданию стаканчика для кисточек и карандашей. Кроме кракелюра, здесь используется декупаж по дереву – это работа в смешанной технике. Она наглядно показывает, как и в какой последовательности нужно использовать кракелюрный лак.

  • Итак, прежде всего поверхность стаканчика ошкуривается и грунтуется в 1-2 слоя. При нанесении грунта используется плоская синтетическая кисточка. Каждому слою нужно дать просохнуть в течение получаса.