На участок монтировки изделие попадает после. Блестящий выход: шлифовка, галтовка, полировка

Качество готовых изделий на предприятиях ювелирной промышленности проверяют отделы технического контроля (ОТК). Изделия, которые нельзя исправить, отправляют в переплавку, а изделия, которые можно исправить, возвращают мас-геру-исполнителю. Ювелир определяет причину дефекта и находит оптимальный вариант его устранения.

Виды брака после монтировки ювелирных изделий - несоответствие заданному размеру, поры и непропаи в местах паяных соединений, нарушение симметричности изделия при сборке, несоответствие цвета припоя данному изделию, непарность спаренных изделий (серег), недостаточная плотность неразъемных подвижных соединений, люфт (болтанка) при работе застежных устройств, недостаточная чистота обработки изделия.

Дефекты, обнаруживаемые после закрепки камней: криво закреплен камень, неодинаково обработаны крапаны, недостаточно четко нанесена гризантная насечка, нечисто сделана подрезка вокруг камня, неровно обжат камень, шатание камня в касте, недостаточно чисто выполнена фадан-гризантная разделка, сколы камней по рундисту на углах, на ребрах.

Несоответствие заданному размеру распространяется в основном на кольца. Причиной этого может быть неправильный расчет заготовки на шинку, нарушение длины заготовки при припасовке шинки. Для исправления дефекта меняют размер кольца в большую или меньшую сторону. Уменьшая размер колец переменного сечения или с кастом, верхушкой, напаянными элементами, из середины шинки вырезают участок. Вырезанный участок должен включать фугу, чтобы не образовывать еще одного места пайки.

Уменьшая размер обручальных колец, предварительно отожженное кольцо подвергают двустороннему обжатию в про-колотке или анке. Увеличить кольцо до одного размера можно путем вытяжки шинки (расколачивания на ригеле). Кольца одного сечения увеличивают на специальном рычажном приспособлении - разжимном ригеле. Для увеличения колец на 1,5 мм и больше впаивают вставку нужного размера из металла той же пробы и цвета.

Главная причина появления пор в местах паяных соединений - неплотная припасовка деталей или, что бывает реже, несоответствие припоя данному сплаву. Для устранения пористости места соединения деталей прорезают и после плотной припасовки пропаивают заново, проверив пригодность (соответствие) припоя. При невозможности соединить расчлененные участки фуговкой в зазор впасовы-вают вставки.

Непропаи получаются, когда в результате загрязнения или окисления подготовленного для пайки участка, припой заполняет его не полностью. Причин для не-пропаев много: загрязнен или неправильно приготовлен флюс; недостаточно офлюсованы место пайки и припой, перегрелись во время пайки изделия или неплотно припасованы детали. Устранить дефект можно путем вторичной пайки после соответствующей подготовки изделия. Изделие должно быть прогрето с флюсом и тщательно отбелено (флюс для этого лучше сделать заново). Хорошо офлюсованное изделие заново пропаивают с соблюдением температурного режима.

Нарушением симметричности изделия следует считать смещение в процессе сборки смежных деталей, а также искривление деталей. Примерами могут служить: кольца со смещенным относительно шинки кастом, смещенной относительно центральной оси кольца шинкой; кольцо, внутри которого шинка не образует правильной окружности совместно с кастом (кольцо сделано не по ригелю);

Кольца, накладки у которых находятся на разном уровне или горизонтально смещены; кольца с искривленной в сторону шин-кой; серьги, имеющие смещение навесного или замкового крючка относительно других смежных деталей; броши с нарушенной параллельностью основания и застежной иглы; кулоны, у которых подвесное ушко не имеет общей оси с подвеской.

Смещение каста может быть вызвано неровно сделанными на касте всечками, неровно запиленными концами шинки, смещением шинки во время нагрева при пайке. В большинстве случаев дефект исправляют перепайкой одного из концов шинки. Для этого конец шинки отрезают от каста и после выравнивания каста по осям симметрии припаивают заново.

Шинка может сместиться относительно оси (центральной) кольца, если: концы

Шинки припаяны к касту на разном уровне; при опиливании кольца изнутри каст оказался опиленным неровно; нагартован-ную шинку во время нагрева при пайке увело в сторону. Для исправления небольшого смещения каст изнутри кольца опиливают, выравнивают по ригелю, и кольцо в отожженном состоянии правят. При большом смещении один из концов шинки отрезают от каста и припаивают заново на соответствующем уровне. В кольцах с верхушками демонтируют (отсоединяют) всю шинку и, заправив прежнее место пайки и припасовав шинку, снова припаивают.

Смещение каста у колец, сделанных не по ригелю, происходит по двум причинам: каст изнутри кольца выбран (опилен) не тем радиусом, что окружность шинки, и кольцо плохо правлено на ригеле. Определяется этот дефект по ригелю: каст, выбранный с меньшим радиусом, будет образовывать зазор между ригелем и кас-том, в середине каста. Каст, выбранный с большим радиусом, будет плотно прилегать к ригелю серединой, но края его и концы шинки могут не доставать до ригеля. Эти дефекты устраняются опиливанием кольца изнутри и последующей правкой на ригеле.

Накладки колец находятся на разных уровнях в результате неправильной их припасовки или неаккуратной пайки. Чтобы кольцо приобрело нормальный вид, одну из накладок перепаивают по уровню другой.

Искривленность шинки может произойти из-за неправильного нагрева во время пайки и односторонней правки кольца на ригеле. В первом случае полностью разбирают шинку с кастом, а затем собирают вновь. Во втором случае достаточно выправить кольцо на ригеле с той стороны, в которую наклонена шинка.

Смещение крючков серег и швенз относительно кастов может быть результатом неправильного определения места пайки крючка или швензы или неправильной установки изделия во время пайки. Легкое смещение крючка можно устранить, механически изменив его направление. При сильных смещениях сместившуюся деталь (в нагретом состоянии) снимают и припаивают вновь.

Непарность серег может быть вызвана ошибочным спариванием двух серег при изготовлении нескольких пар, а также ошибками при переносе размеров в процессе изготовления деталей серег. Непарность забракованной пары исправляется по одной серьге, размеры и формы которой приводят в полное соответствие с другой. Непарность серег может выражаться и в другом, например в разнице в высоте или длине замковых крючков, длине швенз или навесных крючков, в форме загиба навесных крючков, в углах загиба замковых крючков или швенз и т. д. В зависимости от характера дефекта находят и способы его устранения. Так, форму и углы загиба крючков, длину швенз и крючков подгоняют механически - соответственно подгибая, подпиливая или обрезая. В некоторых случаях серьгу подвергают частичной разборке и после исправления несоответствующей детали вновь собирают.

Недостаточная плотность неразъемных подвижных соединений объясняется неправильной припасовкой деталей подвижного соединения. В большинстве случаев для устранения зазоров соединения весь узел изготовляют заново.

Причины люфта при работе застежных устройств различны. В серьгах люфт может быть вызван недостаточной упругостью замкового крючка, несоответствием сечения штифта диаметру отверстия штифтового соединения швензы, смещением швензы в процессе сборки, неправильным выбором опорного угла стойки. В брошках - неплотностью шарнирного соединения иглы, недостаточной подгонкой упора иглы или деталей замка между собой. Дефект устраняют, установив его причину. При недостаточной упругости замкового крючка уменьшают угол его загиба; при несоответствии сечения штифта диаметру отверстия штифтового соединения заменяют штифт; при смещении швензы во время сборки ее перепаивают; при неправильном выборе опорного угла стойки ее заменяют; при неплотности шарнирного соединения застежной иглы броши переделывают шарнир; при недостаточной подгонке упора его удлиняют при неплотной подгонке деталей замка - замок поджимают или заменяют одну из деталей.

Параллельность иглы с основанием броши нарушается при недостаточной подгонке упора шарнирного соединения иглы и различного уровня шарнирного соединения иглы и замка броши относительно основания броши. Для устранения брака в первом случае проверяют правильность подгонки упора и, если надо, подпиливают его, во втором - один из узлов полностью разбирают и уровень высоты подгоняют по другому, проверяя его иглой.

Причина несоответствия осей подвесного ушка и подвески кулона - в неправильно выбранном месте для соединительного ушка. Чтобы исправить дефект, находят место для соединительного ушка по центру тяжести подвески и ставят туда заново сделанное ушко.

Несоответствие цвета припоя цвету изделия распространяется в основном на золотые изделия. Дефектом считается, когда цвет паяного шва. выделяется на фоне изделия. Причинами этого дефекта могут быть: неправильный выбор припоя по цвету, большой зазор (неплотная припасовка) при пайке или растекание припоя по поверхности изделия. В любом случае соединение, подготовленное для пайки, должно быть плотным, тогда небольшая разница в оттенках металла после пайки будет незаметна. Для исправления дефекта в первых двух случаях паяный участок вырезают и после плотной припасовки припаивают снова припоем соответствующих цвета и температуры плавления. В случае растекания припоя по поверхности образуется «зелень», которую удаляют опиливанием этого участка.

Недостаточная чистота обработки изделий проявляется в плохой заправке припоя в местах спайки, волнистости и ступенчатости, в следах царапин, оставленных шабером. Причиной недоделок во всех случаях является невнимательность мастера при обработке изделия и плохая заправка шабера. Доработкой изделия считается дополнительная заправка его хорошо подготовленным инструментом.

Дефекты, допущенные в процессе закрепки камней, порой влекут за собой более серьезные исправления, чем при монтировке. Кроме того, выкрепление камня всегда связано с риском подколоть его. Причиной криво закрепленного камня может быть неровно выбранное (вырезанное) гнездо или неравномерное обжатие камня. Исправляя кривизну посаженного в крапановый каст камня, достаточно отогнуть крапаны, мешающие встать камню прямо, и, развернув камень, равномерно обжать его крапанами. Камни, закрепленные в глухие касты, должны быть выкраплены полностью, для чего закрепочный поясок слегка подрезают в месте обжатия и специальным давчиком отгибают его стенки. Вся операция должна проделываться с предельной аккуратностью, чтобы не повредить каст. После соответствующих поправок камень снова обжимают стенками каста и обрабатывают.

Результатом неодинаково обработанных крапанов в изделиях с закрепленным камнем является разная длина или впечатление различной ширины крапанов. Причина этого - невнимательность мастера во время обработки изделия. Для устранения дефекта более длинные крапаны подпиливают надфилем или обрезают штихелем. Боковая подрезка крапана создает впечатление уменьшения его ширины. Общее впечатление о ширине крапанов зависит и от устойчивости угла подрезки всех крапанов.

Недостаточно четкой гризантная насечка может быть по многим причинам, в частности из-за неправильно подрезанного ребра для нанесения гризанта, неправильно выбранного номера корнезера или накатки для подрезанного ребра и величины камня, использования сработанного инструмента (корнезера, накатки) и др. Чтобы исправить нечеткость гризантной насечки, старый гризант срезают, оставляя необходимое ребро. К подрезанному ребру подбирают соответствующий величине камня номер корнезера (или накатки) и им наносят гризант заново.

Нечисто сделанная подрезка вокруг камня - результат плохой заправки или неправильно выбранного для данной операции штихеля. При выполнении повторной чистовой подрезки особое внимание уделяют заправке штихеля. Профиль его выбирают в соответствии с величиной камня, угла и площади подрезки.

Неровное обжатие камня стенками каста может оказаться при непропорционально толстых стенках каста и неровно вырезанном гнезде для камня. Выравнивают обжатие по-разному: при толстых стенках каста закрепочный поясок опиливают надфилем, при нормальных по толщине стенках каста выравнивают давчиком, а в допустимых случаях - закрепочным молоточком, и только если ни один из вариантов не дает нужных результатов, камень перекрепляют.

Шатание камня в касте объясняется неплотным его обжатием стенками каста или крапанами, несоответствием вырезанного гнезда размерам камня, несоответствием каста размерам камня (каст больше). В каждом случае устранение дефектов протекает по-своему. При неплотном обжатии камень обжимают повторно, в двух других случаях камень выкрепляют из каста. Если гнездо больше камня и высота каста позволяет посадить камень глубже, то выбирают новое гнездо, немного ниже прежнего. Если высота каста не позволяет посадить камень глубже или если каст не соответствует размерам камня, каст уменьшают до нужного размера, а затем снова закрепляют камень.

Недостаточно чисто выполненная фа-дан-гризантная разделка выражается в нечисто (матово) срезанном фадане, плохо обработанных корнерах, нечетком гризан-те. Причиной этих дефектов является плохая подготовка инструмента (заправка штихелей) или неверно выбранный для операции инструмент. При исправлении этих дефектов следует все отобранные штихели хорошо заправить и использовать строго по назначению. Корновертки выбирают соответствующих корнеру номеров, предварительно убеждаются в их пригодности. Аналогично выбирают и кор-незеры. Исправление происходит в той же последовательности, что и в первоначальный процесс разделки.

Сколы камней имеются в виду только те, которые допущены в процессе закрепки камней. Наряду с другими, причиной сколов и царапин на камне может оказаться незнание характеристики данного камня. Сколы по рундисту камня в большинстве случаев бывают у камней с тонким рундистом. Причинами этого дефекта могут быть: излишне толстая стенка каста, неровно вырезанное гнездо, неравномерное обжатие. Более часты сколы углов у камней прямоугольной и других форм, имеющих острые углы. Причиной скола могут быть плохо впасованный камень, несоблюдение обжатия угловатых камней, неравномерное обжатие камня. Сколы на ребрах камня образуются, как правило, оттого, что в процессе обжатия камня давчиком или в процессе обработки крапанов или закрепочного пояса закрепленного каста надфилем задеваются ребра камня. Исправление подобных дефектов во всех случаях связано с выкреплением камней и заменой их новыми.

Контрольные вопросы

1. По каким признакам классифицируются ювелирные изделия?

2. Какие виды кастов существуют и чем они отличаются друг от друга?

3. Как рассчитывается длина заготовки для круглого каста?

4. Что влияет на высоту каста?

5. Какие существуют способы изготовления верхушек и какой из них наиболее трудоемкий?

6. Из каких основных деталей состоит кольцо?

7. По какой формуле рассчитывается размер шинки для кольца с кастом?

8. Какую роль выполняют восковые модели при литье изделия?

9. Какими свойствами должны обладать сплавы для литья ювелирных изделий?

10. Какими способами производят набор филиграни?

11. Какие требования предъявляются к филигранному припою и как он готовится к пайке?

12. Как определяют глубину посадки камня в касты?

13. Назовите основные виды дефектов колец.

Монтировкой в ювелирном производстве считается изготовление ювелирного изделия до его полировки и закрепки в него камней. В монтировку входят операции, которые в процессе изготовления ювелирного изделия могут повторяться в различной последовательности. Это - разметка, сверление, выпиливание, пайка, отбеливание, опиливание, шабрение. На большинстве ювелирных предприятий все монтировочные операции, кроме сверления и отбеливания, "выполняются ювелиром на рабочем месте (за верстаком), оснащение которого обеспечивает качественное их выполнение.

§ 22. Рабочее место ювелира

Правильная организация рабочего места - одно из важнейших условий роста производительности труда, повышения качества продукции, сокращения безвозвратных потерь драгоценных металлов и облегчения условий работы. Рабочим местом ювелира является верстак. Ювелирный верстак представляет собой стол на одно или несколько мест, состоящий из верхней плиты (крышки), подверстачных труб, фартука для сбора отходов, осветительной лампы и других вспомогательных устройств. Одноместный верстак имеет одну рабочую ячейку (сегментный вырез в столе). Число ячеек в многоместных верстаках определяется количеством рабочих мест. Каждое рабочее место снабжено регулируемым по высоте стулом (креслом). Высота верстака 95 - 100 см, ширина крышки 55 - 60 см; длина верстака зависит от количества рабочих мест.
Верхняя плита (крышка) верстака, ровная и гладкая, полностью исключает возможность образования щелей и трещин. В крышке есть сегментный вырез (рабочая ячейка) радиусом 30 - 35 см, отступающий от лицевого края крышки вглубь на 20 - 25 см. Расстояние между ячейками многоместного верстака должно быть около 50 см. По контуру крышки проходит бортик высотой 4 - 5 мм, роль которого - задерживать опилки, попавшие на крышку верстака. Бортик прерывается на середине ячейки для сметания опилок в фартук. Поверхность крышки покрывается линолеумом или жаростойким пластиком. Средняя часть ячейки (в интервале прерванного бортика) как с торца, так и с поверхности крышки обита жестью для предохранения крышки верстака от пламени горелки во время пайки. В последнее время ювелирные предприятия стали переходить на монтировку изделий в отдельном цехе для пайки. В этом случае верстаки оборудуются паяльными аппаратами только в паяльном цехе.
В центре рабочей ячейки к торцу крышки крепится финагель (рис. 28), служащий упором при выпиливании лобзиком, опиливании и шабрении. Финагель имеет клинообразную форму. Его длина (расстояние выступа от торца крышки) 80-90 мм, ширина 70-75 мм, угол подъема 30°. В зависимости от характера работы размеры финагеля и его положение (горизонтальная часть снизу или сверху) могут быть изменены.

Финагели изготовляют из твердых пород дерева.
Подверстачные тумбы служат основанием верхней плиты и шкафами для ящиков с инструментом. Шкафы расположены справа от ячеек и имеют 3 - 4 средних по глубине выдвижных ящика. Одноместный верстак устанавливается на двух тумбах, многоместный имеет количество тумб по числу рабочих мест.
Фартук (кожаный) для сброса отходов крепится к нижней части крышки под ячейкой таким образом, чтобы в свободно провисшем состоянии край фартука выходил за пределы лицевого края верстака на 15 - 20 см. Фартук должен провисать до колен сидящего ювелира, а центр его находиться под финагелем. Правильно прикрепленная кожа не должна иметь складок. Морщин, затрудняющих сбор отходов из кожи, должно быть как можно меньше, и они должны быть направлены к центру кожи. Состояние кожи проверяют ежедневно с целью выявления сквозных прожогов, трещин и липких пятен от пролитого флюса.
Сбор отходов из фартука производится многократным выметанием их волосяной щеткой. Фартук должен иметь застежку, с помощью которой ювелир, вставая с рабочего места, закрывает рабочую ячейку. Но у кожаного фартука есть и недостатки: случайно упавшее в него горячее изделие портит участок кожи, пролитый раствор буры или другой жидкости делает кожу жесткой, с течением времени от выметания из кожи опилок щеткой поверхность ее становится шершавой.
Нашли применение верстаки, у которых вместо фартуков жестяные коробы. Глубина коробов делается различной - от 10 до 30 мм. Углубление с лицевой стороны, напоминающее вырез рабочей ячейки, позволяет ювелиру плотно сесть к верстаку и в то же время обеспечивает попадание всех отходов металла в короб. Жестяной короб несравненно дешевле кожаного фартука, значительно дольше он и служит. Кроме того, выметать отходы из короба гораздо удобнее, чем из фартука.
Над каждым финагелем устанавливаются осветительные лампы. Лампа должна излучать мягкий, ровный дневной свет. Подвижные устройства позволяют регулировать их положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях, чтобы свет равномерно освещал финагель, не попадая в глаза.
Ювелирные верстаки на предприятиях, работающих с газом, должны иметь параллельную газовоздушную подводку к каждому рабочему месту для подключения паяльных аппаратов.
Для хранения драгоценных металлов и камней каждый рабочий имеет ящичек (гофт). Исходя из размеров гофта, ювелиры подбирают коробочки или одну многосекционную коробку для хранения изделий, полуфабрикатов, припоев и плотно закрывающуюся баночку для сбора и хранения опилок и других отходов.
Во время работы на столе должен находиться только тот инструмент, который необходим для данной операции. У левого края ячейки располагается инструмент, который держат в левой руке, у правого края - в правой руке. Изделия всегда находятся в средней части стола. Выполняя любую операцию, под рукой необходимо иметь щетку для обметания рук и инструмента. Руки и инструмент обметаются в фартук (короб).
Уборка рабочего места по окончании работы производится в следующем порядке. Убрав изделия, обметают жесткой щеткой каждый инструмент в отдельности. С особой тщательностью обметают напильники и надфили. Затем опилки и другие отходы с поверхности верстака сметают в фартук. Тщательно обметают руки, и после этого все отходы из фартука (короба) выметают в специальную баночку (фартук обметают в несколько приемов).

После приобретения земли под застройку часто оказывается, что рельеф и геология местности не вполне пригодны для долговременного использования и ведения сельскохозяйственной деятельности. Мы расскажем о поднятии и выравнивании грунта, начиная от разметки и заканчивая защитным озеленением.

Когда имеет смысл поднимать участок

Одной из худших геоморфологических обстановок считается поднятие УГВ выше глубины промерзания грунта. На таких участках пучение выражено особенно сильно, из-за чего возникает потребность в сложных типах фундаментов, например, в свайно-ростверковом. Малозаглубленные фундаменты в таких условиях не работают, а полноценное заглубление требует опоры на слой грунта в 2,5-3 метрах от поверхности, выше фундамент остаётся неустойчивым и может подвергаться осадкам из-за высокой влажности грунта.

Нельзя сказать, что геодезическое планирование участка — это дешёвый метод избавиться от проблем с грунтом. Однако полезность такого решения может быть выражена экономически в пользу застройщика, в случае если поднятие грунта избавило от проблем с гидроизоляцией, утеплением и стабилизацией фундамента и вызванных этим затрат. Обычно так и есть: планирование позволяет дешевле, а главное — быстрее решить проблему плохой геоморфологии, существенно сокращая в итоге срок усадки основания. Особенно показано такое решение при строительстве сруба или монтаже сборных фундаментов.

Но поднятие уровня на участке не всегда решает проблему. При большом уклоне (более 5-7%) следует выполнять террасирование , а не поднятие грунта, а это уже совсем другая технология. На таких уклонах даже привлечение спецтехники для заливки буронабивных свай обходится меньшей кровью, а ведь среди фундаментов этот — один из сложнейших. В местности может также попросту не оказаться достаточно плотного слоя грунта, чтобы опереть на него постройку нужной массы. Поднятие участка в такой обстановке вообще ничего не даст, в любом случае придётся делать фундамент плавающим.

Нужен ли дренаж

Дренажные системы показаны для искусственно выровненных участков со значительным перепадам высот, где обычным поднятием, как мы знаем, проблему не решить. Однако явления эрозии и вымывания могут быть выражены даже на небольших уклонах, поэтому минимальную отсыпку и поверхностный дренаж придётся сделать.

По обоим границам участка, расположенным вдоль уклона, нужно отрыть дождевые траншеи , одна из которых (нижняя) принимает воду из поперечного разреза, устроенного по верхней границе участка. Дно траншей отсыпают щебнем, по уклонам высаживают кустарник. Периодически траншеи придётся чистить, обычно на долю владельца участка приходится та, что выше по уровню. По глубине траншеи должны доходить до верхнего водоупора и немного разрезать его — около 20-30 cм. Чтобы меньше нарушать рельеф местности, глубину траншей можно корректировать гигроскопичным материалом — тем же щебнем или строительным боем.

Если направление уклона и траншеи расходятся более чем на 15º, следует быть готовым к усиленному поступлению воды. Дно верхней траншеи следует вымостить кирпичом, ещё лучше — лотками. На таких участках имеет смысл выравнивать грунт локально исключительно под постройки. В таком случае участок под огород просто защищается от эрозии траншеей поперёк уклона, по верхнему склону которой высажен ивняк или несколько берёз. Дно траншеи и её верхний откос рекомендуется отсыпать щебнем, чтобы упредить заиливание.

Нет никакого смысла выстилать чернозёмом весь слой насыпи, как и нету смысла набрасывать глину поверх плодородного слоя. Верхний слой придётся снять до чистой глины, а затем вернуть на место. Если выравниванию подлежит только часть участка, излишек грунта просто отбрасывается на прилегающую территорию. Если участок планируется полностью, работы проводят в два этапа.

Выемка грунта проводится с целью устранить пластичную вымываемую прослойку между двумя плотными слоями, ибо так велика вероятность сползания насыпи под собственным весом. Единственное исключение — когда участок расположен просто в низине без уклона на 20-30 см ниже прилегающей территории. Здесь разумно ограничиться увеличением толщины плодородного слоя.

После оголения плотного пласта проводится серия геодезических замеров. Зная конфигурацию верхнего водоупора, можно определить необходимый объём грунта и начать его завоз. Параллельно вычисляют объёмы щебня для подсыпки и планируют устройство дренажной системы .

Чем отсыпать возвышенность

Для создания насыпи используется тугопластичная глина в набухшем состоянии, суглинок или супесь. Способность подсыпки пропускать воду определяется геоморфологией: если при обилии воды плотно утрамбованную террасу отсыпать не получается или подсыпка ведётся поверх пористой прослойки — насыпь должна ограниченно пропускать воду. Оптимально, если по несущей способности глина соответствует нижележащему слою, так что не поленитесь взять пробы.

В местах, где план участка возвышается над прилегающими территориями более 30-40 см, необходимо выполнить подпорную отсыпку дорожным щебнем фракции 70-90 см. Его же используют и в поверхностном дренаже. Щебень сваливают сразу после выемки грунта под образованный борт. Ширина отсыпки в нижней части должна быть не менее половины высоты щебенчатого вала. По сторонам участка вдоль уклона щебнем можно сразу формировать дно дренажных траншей.

Подпоры высотой более метра накрывают геотекстилем, который сразу придавливается небольшим слоем глины. После этого заводится и распределяется по участку привозной грунт. Самый простой маршрут прокладки — начиная с вала, проложенного от места въезда техники до противоположной точки, а затем в отвал в обе стороны.

За один раз не рекомендуется насыпать более 0,7-0,8 метров насыпи из глины. При необходимости поднять больше следует дождаться обильного дождя или дать насыпи время на зимовку. Но с применением трамбовочной и экскаваторной техники можно быстро насыпать и более внушительные отвалы.

Нужно ли трамбование или укатка

Оптимально, если привозная глина последовательно сгружается полностью на верхнем уровне отвала, а затем сталкивается ковшом на незаполненные участки. Так происходит качественное уплотнение, при котором окончательная усадка проходит за одно-два смачивания.

Трамбовка применяется при потребности в высокой скорости выполнения работ, например, когда оптимальное время для выполнения насыпи ограничено сезонно или погодой. С поочерёдным трамбованием можно отсыпать слои чистой глины по 0,6-1,0 один за другим без предварительного смачивания. Отметим ещё раз, что для трамбования подходит лишь набухшая глина, сухая не примет водоупорных свойств до набухания и последующего уплотнения.

Слои по 30-40 см можно трамбовать укатыванием, но колёсная техника для этих целей подходит плохо. Гусеничный экскаватор незаменим, если поднятие участка выполняется на высоту более метра, в остальных случаях разумнее прибегнуть к ручной развозке и выравниванию, а уплотнение доверить осадкам.

Учтите, что зачастую не нужно вручную делать разуклонку участка. Под действием движения поверхностных вод свежая насыпь со временем примет естественный уклон. При обильном поступлении воды иногда требуется даже немного приподнимать заранее насыпь в нижней части склона.

Если поторопиться и завезти чернозём до окончательного уплотнения глины, эрозия быстро окажет своё губительное воздействие и участок сильно потеряет в плодородности. К сожалению, от такого явления спасает только перепахивание почвы весной и осенью, да и то отчасти.

Чернозём или плодородный слой лучше насыпать сухим и не укатывать его, предпочтительно ручное распределение и выравнивание грунта. Техника должна завозить чернозём в обратном порядке, чем тот, в котором насыпалась глина. Заполняется участок от краёв до центральной . В окончании засыпки заполняется и она.

Это наиболее трудоёмкий этап поднятия участка: помимо того, что нужно выровнять грунт не только в одной плоскости, но ещё и с равномерным уплотнением, верхний насыпной слой может не быть однородным. Обычно перед выгрузкой чернозёма монтируют опалубку, отливают и гидроизолируют фундамент, затем обсыпают щебнем. Насыпи поверхностного подпора также устраивают до формирования плодородного слоя.

Защита от размывания, укрепление насыпи на склоне

Помимо подпорных отсыпок и дренажа имеются и другие способы предотвратить размывание почвы. Из них наиболее известный и достаточно действенный — высадка по верхней и нижней границам планируемого участка растений с развитой корневой системой, а в верхней части — активно поглощающих воду.

Кустарники высаживают по уклонам дренажных траншей, чтобы укрепить их стенки. Здесь годятся растения от ежевики и шиповника до камыша: они не создают много тени и при этом хорошо выкачивают воду из почвы. Из высшего яруса помимо березы и ивы можно использовать низкорослые бузину и облепиху. На крутых уклонах насыпь рекомендуется укреплять георешётками и подземной дренажной сетью.

Но при небольшой разнице в уровне грунта отсыпки и защитного озеленения будет вполне достаточно.

Прежде чем попасть в витрину магазина, украшения должны пройти через множество этапов производства. Сегодня мы расскажем вам о том, куда попадают изделия после литейного участка.

Шлифовка

Отлитые в металле украшения вряд ли можно назвать безупречными. Именно для этого они отправляются на участок шлифовки, где умелые руки ювелиров ещё на один шаг приближают изделие к совершенству.

Шлифование нужно для того, чтобы придать поверхности металла определённую чистоту и точные размеры. Так, мастера равняют место обрезанного литника́, которым изделие прикреплялось к восковому стержню ёлки, или убирают обло́й - то есть излишки металла, которые могли образоваться в процессе литья.


Для этого используется специальный станок со шлифовальным кругом, состоящим из мелких карборундовых кристаллов. Шлифовщик подносит изделие к кругу, «снимая» лишний металл. Для проработки мельчайших деталей используется ручной инструмент - бормашина со множеством насадок, отличающихся размером и твёрдостью, или напильник.

Только после ручной шлифовки изделие проходит на участок галтовки.




Этот участок ювелирного производства напоминает огромную кухню, где в каждой «кастрюле» что-то готовится под чутким руководством опытного шеф-повара. Правда, вместо «кухонной утвари» в галтовке огромные вращающиеся барабаны, а в роли шеф-повара - ювелиры.

На самом деле галтование - это процесс очистки ювелирных изделий, который совмещает шлифование и полирование. Изделия помещаются в крутящиеся барабаны со специальными полирующими средствами или реагентами. Обычно галтование включает два этапа: сырую шлифовку и сухую полировку - но для некоторых изделий достаточно только сухой обработки.


Сначала украшения помещаются во вращающийся барабан, в который заливается буферный раствор с реагентами. В качестве реагентов могут выступать моющие и полирующие средства, а также раствор едкого натра, гашённой извести, кальцинированной соды и некоторых других веществ, которые ускоряют процесс очистки. Вместе с этим в барабан помещаются специальные стальные шарики небольшого размера.

По прошествии определённого времени содержимое барабанов выливается в ёмкость, похожую на огромное сито. Всё, что не нужно, уходит, а очищенные украшения остаются.


Второй этап - сухая полировка. Принцип галтования такой же, только вместо растворов в барабаны засыпаются сухие абразивы: керамика, фарфор, пластик, корунд и даже скорлупа грецкого ореха, которую, по словам ювелиров-галтовщиков, не сравнить ни с каким синтетическим материалом. Засыпанные фигурки имеют форму пирамиды, конуса, цилиндра или шара.




Специалисты не только загружают и вынимают изделия, но и следят за временем: важно правильно выставить параметры работы оборудования, не повредить металл и элементы дизайна украшений.

Полировка

Для «наведения блеска» изделие отправляется к полировщикам.

С помощью полировочного станка или вручную, бормашинкой со специальными насадками, ювелиры делают украшения невероятно гладкими и блестящими.


В противоположность шлифованию при полировании не применяются жёсткие абразивы, а используются исключительно гладкие или мягкие материалы, такие как войлок, фетр или шерсть. Перед началом работы изделие должно быть обезжирено. Чтобы уменьшить трение и отвести возможные тончайшие стружки, применяется так называемая полировальная вода (мыльный раствор с нашатырным спиртом).



Сначала изделие обрабатывается с внутренней стороны (если это необходимо), а затем снаружи. Полировщик как бы проводит по поверхности металла штрихи, сначала в одном направлении, а потом «поперёк», чтобы не было полос.

Только после этого украшение приобретает блеск, достойный драгоценного металла. Нужно сказать, что некоторые изделия полируются не только на этом этапе производства, но и позднее, после закрепки камней.


В коментариях к предыдущей статье меня просили сделать репортаж с производства. Получилось следующее:

История ювелирных изделий начинается с появления эскиза в карандаше, передающего идею художника. Для детальной проработки и создания технического рисунка, важного для последующих этапов производства, эскиз переносится на компьютер и с помощью планшета и пера доводится до совершенства.

Созданный художниками технический рисунок попадает в руки к 3D-дизайнерам, которые проявляют немалое творчество, создавая объемную модель украшения в специализированной компьютерной программе. Специалисты по компьютерному моделированию работают в контакте с художниками, чтобы полностью передать их замысел.


Разработанный 3D-дизайнерами компьютерный файл передается для прототипирования изделия. Будущее ювелирное украшение «выращивается» на специальном 3D-принтере из полимера или воска. Созданная на оборудовании модель дорабатывается модельером для последующей отливки.



Независимо от того, из какого металла украшение было задумано художником, впервые оно появляется в серебре. Множество прототипов различных изделий надеваются на восковые стержни и отливаются в серебре. Этот образец после финальной доработки модельером становится мастер-моделью — прообразом будущего тиража украшений.




Мастер-модель используется ювелирами для получения пресс-формы. Прототип погружают в специальную пластичную массу, формуют и отправляют в печь, где при высокой температуре напоминающая пластилин масса затвердевает до состояния резины. Пресс-форма аккуратно разрезается и мастер-модель вынимается.


Модельщики выплавляемых моделей плотно зажимают пресс-форму, в которую под давлением впрыскивается расплавленный воск, мгновенно твердеющий. Прототипы будущих украшений надевают на восковой стержень, получая напоминающую елку заготовку для отливки.



Восковую елку помещают в специальное приспособление для литья — опоку. Она заполняется формовочной массой и отправляется в печь на несколько часов, где гипс застывает, а восковые модели расплавляются. Опока вынимается, ей дают остыть, затем заполняют подготовленным ювелирным сплавом. После литья твердую формомассу смывают, и появляется золотая елка, изделия с которой срезаются и отправляются на дальнейшую проработку.


Только что отлитые изделия матовые и лишены блеска. Будущие украшения опускают в специальные движущие барабаны, где изделия шлифуются в специальной массе, состоящей из мелких частиц. На полировке же украшение приобретает блеск, достойный благородного металла.




Сложные ювелирные изделия, состоящие из составных частей, отправляются на участок монтировки. На нем, например, соединяются декоративная часть и замок у серег, надевают колечки для надевания подвески на цепь, собирают сложные браслеты и производят многие другие операции. Прочность сборки в обязательном порядке проверяется контролем качества.



Закрепка ювелирных камней — один из самых трудоемких и ответственных этапов ювелирного производства. Опытные специалисты работают под микроскопом, аккуратно размещая вставки — от фианитов до бриллиантов — в специальные площадки и закрепляя их. На этом этапе работают профессионалы с многолетним опытом, гарантирующие прочность и надежность крепления.



Для придания яркого благородного блеска, украшения из белого металла покрывают родием — металлом платиновой группы, более ценным, чем само золото. Изделия опускаются в гальваническую ванну, где в результате химической реакции покрываются ровным слоем металла. На изделия из красного золота родий наносится специальным карандашом, как правило — в местах крепления вставок.






Вот такой цикл проходят украшения(про ОТК уж не пишу) перед попаданием на прилавки.