«Мы разные, но мы — едины!» Сценарий праздника «День народного единства. День народного единства

Сценарий мероприятия

« В дружбе народов единство России »

(с показом слайдов)

Цели:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Показ фильма «День народного единства»

СЛАЙД 3

Ученик-ведущий: Добрый вечер! Мы приветствуем вас в этом зале.

Учитель: Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

Ученик-ведущий: С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

Учитель:

Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!

Ученик-ведущий:

В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!

Учитель:

Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими...
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

Учитель: Праздничное мероприятие, посвященное Дню народного единства объявляется открытым!

СЛАЙД 4

Звучит Гимн России (1 куплет + припев)

Слово предоставляется директору школы при Посольстве России в Мали Баранникову Михаилу Владимировичу.

СЛАЙД 5

Учитель:

У каждого народа есть своя малая Родина. В России живут народы разных национальностей: русские, ненцы, ханты, коми, татары, белорусы, украинцы, киргизы, грузины, армяне и многие другие.

Ученик-ведущий:

Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия. И для всех народов стал родным русский язык.

Ученики:

1-й: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

2-й: Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

СЛАЙД 6

Учитель:

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

СЛАЙД 7

Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков?

Давайте совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как это было.

СЛАЙД 8

Ученик:

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Ученик-ведущий:

Начало XVII века в истории нашего государства называют Смутным временем .

Страна, как единое государство, распалась, прекратила свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления московской династии Рюриковичей.

СЛАЙД 9

Учитель:

В 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; Через 3 года умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника.

СЛАЙД 10

Ученик-ведущий: В этом же году Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий – избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.

Учитель: В связи с этими событиями А.С. Пушкин написал стихотворение «Борис Годунов»

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать –

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна.

СЛАЙД 11

Ученик-ведущий:

Они любить умеют только мертвых –

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

СЛАЙД 12

Учитель:

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

СЛАЙД 13

Ученик-ведущий: Народным недовольством правления Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. прав а на российский престол предъявил беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Учитель:

Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался.

Ученик-ведущий:

И народ поверил Самозванцу (Григорию Отрепьеву). Лжедмитрий захватил царский престол. Бояре легко избавились от детей Бориса Годунова: Фёдор Годунов был убит, а Ксению заточили в монастырь.

СЛАЙД 14

Учитель:

В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

СЛАЙД 15

Ученик-ведущий:

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец, Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

Учитель:

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства! »

СЛАЙД 16

Ученик-ведущий:

Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая , в его состав входили Польша и Литва. Отсюда мы и говорим о польских и литовских интервентах.

Учитель:

Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Тогда и наступил конец терпению русского народа.

СЛАЙД 17

Ученик:

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

СЛАЙД 18

Ученик – ведущий:

Прокопий Ляпунов (из города Рязань) собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре - предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!»

СЛАЙД 19

Учитель: Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель, Прокопий Ляпунов, погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

СЛАЙД 20

Ученик-ведущий:

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

СЛАЙД 21

Учитель:

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

Ученик:

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

СЛАЙД 22

Учитель:

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай – город - исторический район Москвы .

СЛАЙД 23

Ученик-ведущий:

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Выходят шестеро детей и читают стихотворение:

«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской.

1. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

2. Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».

3. От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.

СЛАЙД 24


4.Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:

5.«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!

6. Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»

СЛАЙД 25

Ученик-ведущий :

Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских и литовских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Учитель:

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Сына патриарха Филарета - Фёдора Никитича Романова. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Сусанин.

Ученик-ведущий:

Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.

СЛАЙД 26

Учитель:

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!-
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти…

Ученик-ведущий:
…«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал

«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-
Убейте! Замучьте!- моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит».

Учитель:
«Злодей!- закричали враги, закипев,

- Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Ученик-ведущий:
«Умри же!- сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!-
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила,
Она для России спасла Михаила.

СЛАЙД 27

Учитель: Эти слова из поэмы декабриста Кондратия Рылеева «Жизнь за царя»

В г. Костроме установлен памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

Учитель: Ребята! Теперь вы знаете, какие события произошли 4 ноября 1612 года на русской земле. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы нашей викторины.

СЛАЙД 28 - СЛАЙД 35

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1. Как звали русского царя, правление которого сложилось неудачно? О нём же написал стихотворение А.С. Пушкин. Борис Годунов

2. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? Речь Посполитая (Польское королевство и Великое княжество Литовское)

3. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов

4. Какое историческое событие произошло 4 ноября 1612 года? Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай - город.

5. Как звали национального героя, который завел захватчиков в глухой лес? Иван Осипович Сусанин.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?

Лжедмитрия II

7. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова.

8. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства

Учитель:

А сейчас прозвучит песня «Россия – ты моя звезда» в исполнении Баранникова Александра и Гюнтер Ангелины.

СЛАЙД 36

Показ видеоролика «Хохлома» (во время песни)

СЛАЙД 37

Учитель:

Также 4 ноября христиане отмечают день Казанской иконы Божией Матери. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Ученик-ведущий:

Это дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

СЛАЙД 38

1 ученик:
По плечу нам молодым
Укреплять единства строй.

Коль в России ты родился,
Значит нам ты не чужой.

2 ученик:
Русские и белорусы,
Чукчи, ненцы и индусы,
Украинцы и армяне - нам друзья!
Все россияне!

СЛАЙД 39


3 ученик:
Честь России бережете?
Коль в России вы живете!
Мощь державы укрепляйте,
Вы Россию прославляйте!

Чтоб о нас повсюду знали,
Во всем мире уважали!

4 ученик:

Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.

СЛАЙД 40

5 ученик:

Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!

6 ученик:

Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!

СЛАЙД 41

Учитель:

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уж дом готов!

Ученик-ведущий: Соединяет людей и народы - дружба. Вместе они живут счастливо. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

СЛАЙД 42

Ученики:

1-й: В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

2-й: Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

3-й: Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель:

Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная страна. Она протягивает руку дружбы и раскрывает объятия всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно и союзно!

СЛАЙД 43

Учитель: Звучит песня «Живи, моя Россия»

Показ видеоролика «Живи, моя Россия» (во время песни)

СЛАЙД 44

Ученик-ведущий :

Как здорово понять, что мы - едины!

Что все мы вместе, оттого сильны!

И дружбой нашей мы непобедимы!

Ее крепить и множить мы должны!

Учитель:

И праздник - День народного единства -

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

На этом наше праздничное мероприятие закончено.

Спасибо за внимание!

Сценарий на День народного единства.

1. воспитать у учащихся патриотизм и любовь;

2. корректировать и исправлять речь детей.

1. расширить знания учащихся о государственной символике России: гимн герб флаг;

2. демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Оборудование:

картинки и слова (с ударением); компьютер, слайды, государственная символика (флаг и герб). На правой части задника сцены – экран для демонстрации компьютерных слайдов.

Ход занятия:

Входят двое ведущих.

Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.

Это праздник взаимопомощи и единения.

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ

В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

В Нижнем Новгороде жил в то время Косьма Минин. На площади сказал Минин народу: «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России». А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

4 ноября 1612 года ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.

На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!

Вся Россия благодарила Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.

Деревни, села, города.

С поклоном русскому народу.

Сегодня празднует свободу.

И День единства навсегда!

В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.

На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.

На концерт всех приглашаем. С праздником вас поздравляем!

Сейчас для вас выступает многонациональный коллектив нашей школы с красивым и веселым танцем «Божья коровка».

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!

ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.

РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.

А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всех врагов!

Для вас и для всех матерей исполняется песня «Мама» (примечание: все песни дети поют при помощи дактиля…жестовая песня).

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет.

На подвиг и на труд!

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев.

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Для вас исполняется вальс…встречаем.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России.

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей!

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.

Наша дружба, наша вера.

С нами будет навсегда,

Наша сила, наша воля.

Не погибнет никогда!

И пока на белом свете

Солнце светит нам в след,

Россиянам всем желаем,

Быть едиными навек!

Для вас исполняется прекрасный татарский танец.

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Только живя в мире счастливы народы. Для вас исполняется песня «Солнечный круг» (см. примечание).

Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же скорей,

О России, о Родине милой моей.

Для воспитанники исполнят русский народный танец «Во поле березка стояла»; калмыцкий танец, татарский танец и лезгинка.

Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства.

Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах. С праздником!

Сценарий праздника "Россия-Родина моя" для учащихся начальных классов на День народного единства

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню народного единства, для детей младшего школьного возраста

Фимина Екатерина Борисовна, воспитатель ГПД МОУ-СОШ с. Лебедёвка, Краснокутского района Саратовской области
Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.


О Флаге Российской Федерации
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи -
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.


Ведущий:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место (город, село) где родился каждый из нас.


Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.


Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.

На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский)

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 компенсирующего вида г. Челябинска

ПРОЕКТ

"ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

Разработала: старший воспитатель

Илюхина Юлия Владимировна

Пояснение

Название проекта

«День народного единства»

Тип

Педагогический

Вид

Информационно-творческий, коллективный

Участники проекта

Педагоги, дети, родители.

Целевая группа

Воспитанники 6-7 лет

Сроки реализации

Цель

Формирование патриотизма у детей.

Задачи

Расширять представления детей о национальных праздниках. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Ожидаемые результаты

  • Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.
  • Дети должны знать названия рек, городов, народов России.
  • - пословицы и поговорки о родной стране.
  • У родителей проявить интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми :

1. Познавательное развитие

Беседы с детьми об истории праздника «День народного единства», «Россия – Родина моя», «Какие народы живут в России».

Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому».

Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.

Поисково-исследовательская деятельность: «Как мы сделаем праздничную стенгазету?».

Коллективное изготовление стенгазеты «День народного единства».

2. Речевое развитие

Писатели и поэты о празднике «Родина моя» Т. Коти, заучивание стихов – «Лучше нет родного края» Воронько, «Родина» З.Александрова.

Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».

Книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С.Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок).

3. Социально-коммуникативное развитие

Посещение исторических музеев, выставок в библиотеке.

Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие по Челябинску».

Безопасность нашей страны, границ государства. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

- Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Российские воины»: аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением баталий, боёв, парада и т. п. (Игры-спутники: «Моряки», «Лётчики», «Пограничники»).

4. Художественно-эстетическое развитие

Рисование : «С чего начинается Родина?», «Мы идём на праздник с флагами и цветами», «Кукла в национальном костюме», «Город вечером».

Лепка : «Строительство дома».

Аппликация : «По горам, по долам».

Конструирование : «Старинная крепость», «Кремль».

Музыкальная деятельность:

Слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

5. Физическое развитие

Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».

Мероприятия по работе с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ. Выставка творчества детей – рисунки, аппликации.

Заключительный этап:

Выставка детского творчества: «День народного единства»;

Конкурс чтецов «Наша Родина» ;

Викторина «Мы – патриоты».

Используемая литература:

1. Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» Комарова, Веракса, Васильева.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России».

3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

5. Затулина « Занятия по развитию речи».

6. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная к школе группа».

Сценарий праздника ко Дню народного единства.

«Славься Русь – Отчизна моя!»

Для детей подготовительной группы.

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края.

Материал: Зал украшен воздушными шарами в цвета Российского флага, флагом России, по боковой стене мини- выставка кукол в национальных костюмах; ленты «Триколор» для танца, записи песен: «Гляжу в озёра синие», «Росиночка Россия», Клип «Москва, звонят колокола», гимн Российской Федерации; флажки для каждого ребёнка.

Ход мероприятия:

Дети в праздничной одежде заходят в зал и садятся полукругом на стульчики, лицом к центральной стене.

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 Ноября, вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

Ребята, как вы понимаете, что такое – единение?

Дети: Единение – это когда все люди вместе.

Ведущая: А кто такие патриоты?

Дети: Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.

Выходят двое детей и читают стихотворение «День народного единства» Н. Майданик.

1 ребёнок: С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперёд.

2 ребёнок: Врага он побеждает, встав, как один, на бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живём одной судьбой,

Сегодня День единства мы празднуем с тобой.

Ведущая: Послушайте, пожалуйста, какие красивые строки о России написала Юлия Друнина:

О, Россия!

С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не смогу…

Под песню «Гляжу в озёра синие» дети исполняют танец.

Ведущая . Ребята, любовь к России у каждого и нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь. Скажите, пожалуйста, как называется наша малая родина?

Дети: село Курумоч.

Воспитатель: В нашем селе есть достопримечательные места: музей боевой славы, библиотека, обелиск, есть в нашем селе и художник- писатель Цыбаев. На наши встречи к празднику 9 мая мы всегда приглашаем ветеранов ВОВ – защитников нашей Родины, разучивали песни и читали стихи.

Ребёнок: Если скажут слово «Родина» - сразу в памяти встаёт,

Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,

У реки – берёзка-скромница и ромашковый бугор.

Или степь от маков красная, золотая целина..

Родина бывает разная, но у всех она одна!

(3.Александрова)

Ведущая: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, главный город нашей страны, столицу России.

Дети: Москва.

Смотрят Клип «Москва, звонят колокола»

Ведущая: Какая красивая столица у нашей родины!

Как и все страны мира, существующие на земле, Россия имеет свои флаг и герб. (показывает)

1 ребёнок: Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

2 ребёнок: Герб страны - орёл двухглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил.

3 ребёнок: Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.

Воспитатель: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государства, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России!

Звучит гимн Российской Федерации.

Звучит в записи русская народная мелодия в зал заходят Алёна и Кузьма в русских народных костюмах.

Алёнка: Дети, давным давно жили на нашей земле русичи. Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришёл недобрый день и час и навалились на нашу землю русскую беды – несчастья- напали враги. Но, нашёлся на земле русской добрый молодец – Козьма Минин. Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества. Понял весь народ, что он крепко – накрепко связан одной бедой. Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вёл войско на врага.

Кузя: Выбрали воеводу князя Дмитрия Пожарского. Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить как полагается. долго ли, коротко ли, но изготовили Нижегородские мастера оружие и доспехи.

Показ слайдов про богатырские доспехи:

(Комментируют дети).

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Шлем – старинный металлический защитный воинский головной убор.

Меч – старинное холодное оружие с длинным прямым клинком.

Кузя: Тяжело было русским воинам, наконец обессилел враг и сдался. Победила русская рать врага. На собранные народом средства поставлен в нашей столице – Москве памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

Выходят три ребёнка и читают стихи.

Воспитатель: Не забудет наш народ доблесть наших воевод.

1 ребёнок: Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной.

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

2 ребёнок: Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому-

Благодарная Россия».

3 ребёнок: От сверженья власти царской,

Столько много лет подряд.

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Воспитатель: Вот нам гости и рассказали, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России.

Ведущая: Ребята, так кто же такой патриот?

Дети: Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.

Воспитатель: Кто прославил землю Нижегородскую?

Дети: Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

Воспитатель: Что помогло победить врага?

Дети: Единение народа.

Воспитатель: Так как же вы понимаете, что такое единение?

Ребёнок: Единение – это все вместе,

Это значит, что все как один.

Значит все мы для нашей России

Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.

И свободою вечно дышала -

Жить в согласии, мире должна!

Ведущая: А сейчас я предлагаю вам, Алёна и Кузьма, нашим гостям, всем ребятам встать и взяться крепко за руки. (Все встают и берутся за руки).

Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.

Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хором его «ключевые слова»

Главное – вместе,

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горячим в груди!

Нам равнодушных не нужно?

Не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Воспитатель: Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.

Хоровод «Росиночка-Россия».

Выходят трое детей и читают стихотворение «Я и Мы» В. Орлова.

1 ребёнок: Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

2 ребёнок: «Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

3 ребёнок: Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы.

Ведущая: На территории России проживают люди других национальностей. Мы с вами об этом уже говорили на занятиях, знакомились с их национальной одеждой, обычаями.

Ребёнок: Как повезло тебе и мне:

Мы родились в такой стране,

Где люди все – она семья:

Куда ни глянь – кругом друзья!

Ребёнок: Народы как одна семья,

Хотя язык их разный,

Все - дочери и сыновья

Своей страны прекрасной!

Ведущая: Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Россия является Родиной. Все мы – россияне.

Аленка: Берегите Россию -

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

Кузьма: Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.

Ведущая: Дорогие друзья! Наш праздник заканчивается.

Алёнка: Мы желаем вам мира, добра и благополучия.

Кузьма: Ещё раз с праздником вас – С Днём Народного единства!

Алёна и Кузьма вручают детям подарки (маленькие флажки – копии Российского флага).

Под песню «МОЯ РОССИЯ» дети уходят из зала.