Микроклимат в санпин для детских дошкольных учреждений. Требования к микроклимату помещений в доу

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений.Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней. Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении. Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

  • температура воздуха во внутренних помещениях детских садов;
  • влажность воздуха;
  • свежесть воздуха.

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Еще по теме Микроклимат дошкольных учреждений.:

  1. Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям
  2. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений
  3. Гигиенические требования к оборудованию помещений дошкольных учреждений
  4. В целях предупреждения пищевых отравлений в дошкольных учреждениях предлагается:
  5. Гигиенические требования к цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений
  6. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольных учреждениях

Здравствуйте! Обращаюсь к Вам как к специалисту. Подскажите, пожалуйста, как можно создать благоприятный микроклимат в группе детского сада ? Заранее благодарю!!!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ну, если отвечать так же коротко, как задан вопрос – радуйтесь! Полноценная, чистая радость гарантированно обеспечивает прекрасный и устойчивый микроклимат в любом коллективе и любом месте.

Вопрос в том, как ее достичь. Для этого попробуйте спросить себя: что Вам мешает радоваться, когда Вы находитесь в группе? Какие чувства у Вас возникают вместо радости? Что нужно изменить, чтобы вы испытывали радость?

Когда человек в хорошем настроении, у него все получается как бы само собой. Он в нужное время оказывается в нужном месте, его занятия – по душе, и делает он свою работу с удовольствием. И людям вокруг него тоже как-то светлее становится.
А малыши в садике еще более чувствительные, чем взрослые. Они Вашу радость за километр учуют. Вот какая у Вас большая и важная роль в группе. Следовательно, Ваша задача – не удивляйтесь – заботиться прежде всего о себе, о своем душевном комфорте. Посмотрите внимательно, что бы Вам хотелось изменить в группе. Возможно, Вы найдете новые занятия и игры для малышни, или захотите заняться кем-то из детей более плотно, а к кому-то быть построже. Может быть, некоторые занятия с детьми Вам не по душе? Найдите способ заменить их тем, что интересно не только детям, но и Вам. Вы не машина и не автомат по воспитанию детей, а живой человек, и потому заслуживаете таких условий работы, которые Вам приятны и комфортны. А поскольку Вы же сами эти условия и создаете, Вам и карты в руки.

Если у Вас обнаруживаются признаки неуверенности в себе как в воспитателе, например, боязнь не справиться с отдельным ребенком или с дисциплиной в группе в целом, можно почитать литературу, посоветоваться с опытными воспитателями или родителями, наконец, просто написать на сайт письмо с конкретным вопросом. Обычно дети сами подсказывают взрослым, что поменять, чтобы всем было лучше. Прислушивайтесь к тому, что говорят эти маленькие мудрецы, особенно, если они часто повторяют Вам или родителям одно и то же.

Дети очень динамичны, они шустрее большинства взрослых, им быстро надоедает однообразие, они жаждут новых впечатлений и знаний. У деток большая потребность испытывать разные эмоции, они смело экспериментируют с реальностью, и каждый объект, одушевленный и неодушевленный, который попадает в зону их интереса, становится их игрушкой. Дети не боятся ошибиться, и это позволяет им творить, фантазировать свободно и раскованно. Отсюда их экстравагантные выдумки – думаю, Вам-то уж не нужно рассказывать, что дети придумывают, Вы сами это видите ежедневно. Будьте вместе с ними в этих экспериментах, то есть играх, ведите их, позволяя им брать инициативу, и следя за тем, чтобы эта инициатива не выходила за безопасные рамки. Так и малышам, и Вам будет интересно, а значит, дело пойдет на лад, и микроклимат сложится хороший.

Пару слов о дисциплине. Напрасно ожидать, что дети в саду будут вести себя как заводные куклы: воспитатель сказал, чтобы все сели на стульчики, и все дружно сели и сидят до команды «встать». И слава Богу, что не куклы. Чтобы отладить дисциплину, необходим индивидуальный подход к детям, нужно учитывать их личные потребности, ведь у каждого они разные. Удовлетворенный в основных потребностях ребенок (впрочем, как и взрослый) спокойно воспринимает необходимые обоснованные (но не чрезмерные) ограничения. От Вас требуется спокойствие, понимание и обязательно уважительное отношение к личности ребенка, ведь каждый малыш – это неповторимая, яркая, самобытная индивидуальность. А еще – повторюсь – требуется понимание себя, своих потребностей, и уважение к себе – Вы тоже неповторимы и уникальны.

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращает внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

18-24°C - в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе;

17-20°C - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских;

20-24°C - спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната;

20-22°C - медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала;

19-21°C - санитарных узлах и комнатах личной гигиены.

Учебные помещения следует проветривать во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

22-24°C - приемные, игровые ясельных групповых ячеек;

21-23°C - приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек;

19-20°C - спальни всех групповых ячеек;

22-24°C - помещения медицинского назначения;

25-26°C - раздевалка с душевой бассейна.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю будут приняты меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.

Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

2363

Комментариев: 1

Наконец-то.подняли эту,очень актуальную, тему.Сейчас в детских садах и школах не мерзнут дети(что,конечно, хорошо), а находятся в тепличных условиях(жара в помещениях),особенно в отопительный период.