Методы закаливания в детском возрасте. Закаливание дошкольников

По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста - одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы - это непосредственно закаливающие мероприятия.

    Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

    переодевание ребёнка;

    утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;

    сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);

    сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;

    поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);

    ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день - в летнее время.

Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.

Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.

Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.

Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.

Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.

    Закаливание солнцем

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи - довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции - от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Самое благоприятное время для солнечных ванн - с 8 до 11 часов утра. После образования загара длительность пребывания на солнце увеличивается до 8-10 минут 2-3 раза за прогулку.

Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).

Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.

    Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.

Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.

Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.

По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

    Обтирание

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С - зимой и 22°С - летом. Продолжительность процедуры - до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.

Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой - рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.

После обтирания можно переходить к обливаниям.

    Обливание

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Специалисты считают: «Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк».

Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.

При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей - каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.

Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно - не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Можно применять и контрастные обливания. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (38-36°С), затем 28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст (38 - 18°С).

Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.

Контрастные обливания можно заменить ножными ваннами. В один таз наливается теплая вода (38-36°С), а другой - прохладная (в начале закаливания 28°С). Каждые 4-6 дней температура воды во втором тазу снижается на 1°С и постепенно доводится до 22-20°С.

Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.

Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года - в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.

Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.

Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет - 5-8 минут, 6-7 лет - 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.

Как определить, не «перекупался» ли ребенок? Существенный показатель - реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа «гусиная», то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.

В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевaние (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.

Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.

Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.

Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:

    воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья» и умывание холодной водой;

    обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер;

    обливание всего тела холодной водой;

    подготовка к выходу на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег.

Вот так, не спеша, постепенно можно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в принципе интенсивности. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Методы закаливания детей дошкольного возраста

Закаливание - существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов

Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:

    Рациональный выбор процедур

    Систематичность их проведения

    Постепенность и увеличение силы воздействия

    Непрерывность

    Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы

Одним из наиболее доступных и простых методов закаливания является воздушное закаливание.

Основное условие его эффективности - постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20-21 градусов по Цельсию; влажностью воздуха в пределах 60% при отсутствии бактериальной загрязненности. Закаливание воздухом не требует проведения специальных процедур. Оно осуществляется и во время пребывания детей на прогулке. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т.п.

Закаливание солнечными лучами происходит во время разнообразных игр на прогулке. Пребывание детей на солнце увеличивается постепенно. Также постепенно открывают участки поверхности тела детей ---сначала дети остаются в трусах и в майках, а затем в одних трусах. На голове должна быть хлопчатобумажная панама

Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Закаливание водой

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Начинать закаливание водой надо с наименее резких воздействий - местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна, мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом, мытье ног перед сном, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.

Умывание - самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Обтирание - наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.


Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется, прежде всего большей площадью холодового воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы.

Обливание - прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30-32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22-20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° - для 6-7-летних В теплые дни процедуру проводят на воздухе, в холодные, сырые или ветреные - в помещении. Для обливания можно использовать душ, садовую лейку или кувшин. Ребенок становится на деревянную решетку (чтобы не пачкать подошвы ног после обливания). Сначала он обмывает под струей воды руки (с мылом), лицо, слегка смачивая влажной рукой голову. Затем струю воды с высоты 40-50 сантиметров направляют ему на шею, минуя голову. Ребенок поворачивается, поочередно подставляя спину, бок, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п.

Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Ребенка следует приучать мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что летом ребенок должен вымыть ноги, перед тем как лечь в постель или обуться. Это элементарное правило гигиены. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. К тому же ребенку легче овладеть навыком самостоятельно мыть ноги, потому что он не опасается замочить пол. Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать.

Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет - горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Жесткую кожу смазывают вазелином, кремом, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.А.СОЛОВЬЁВА

Факультет "Авиатехнологический"

Кафедра: "ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ и ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"

по дисциплине "Физкультура"

на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста"

Студент группы ВТ-09: Нефёдов В.В.

Руководитель: Шитиков А.В.

Рыбинск 2014г.

Введение………………………..……………………………………………….3

Принципы закаливания детей дошкольного возраста……………………….5

Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста ………….…9

Заключение………………………………………………………………...…..17

Введение

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

При действии различных факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Многие дошкольники часто страдают простудными заболеваниями. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две противоположные тенденции. Одна - предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок не страдает простудными заболеваниями лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться, чтобы не вспотел, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

Другим способом предупреждения простудных заболеваний является закаливание, которое помогает повысить иммунную защиту организма.

Закаливание - важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям окружающей среды.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится методично и систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Не поздно начать закалять свой организм в любом возрасте.

Закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

Закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода.

При охлаждении тела или частей тела желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связано с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода. Продолжение охлаждения вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Растирание кожи и выполнение физических упражнений после воздействия холодной водой повышает температуру кожи, сокращает время действия охлаждения и растягивает процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления и использование физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное и резкое действие холода, а медленное и слабое охлаждение части кожной поверхности. Короткие, но резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка.

Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако, еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» поддерживается химической терморегуляцией. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде не может приводить к переохлаждению «сердцевины».

Для выработки оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить с возможно более широким диапазоном перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека.

В настоящее время наука - физиология, гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, можно выделить ряд правил, без соблюдения которых закаливающие процедуры не только не принесут пользы, но и могут навредить.

Перечислим основные принципы закаливания:

    Регулярность. Без регулярности проведения любое закаливание неэффективно, а достигнутые результаты снижаются. Лучше всего проводить ежедневные занятия в одно и то же время суток;

    Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка;

    Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма;

    Сочетаемость общих и местных охлаждений. Например, при обливании стоп, тело остается не закаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма возникает при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница);

    Комплексность. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно. Это означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Ведение здорового образа жизни увеличивает эффективность закаливающих процедур;

    Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции. Ощущения должны оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья;

    Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

Закаливание детей дошкольного возраста – одно из самых действенных способов профилактики заболеваний. Оно имеет положительное влияние на механизмы адаптации к холоду и жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменения в погоде. Закаливание повышает стойкость к вирусным и бактериальным заражениям, к простудным заболеваниям и тем самым значительно продолжает активную творческую жизнь человека. В данной статье рассмотрены основные положения методики закаливания и его схема, соответственно выбранным процедурам

Организация закаливания детей дошкольного возраста должна быть продолжением оздоровительных процедур с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Важно всегда тщательно контролировать самочувствие, изменяя формы и методы применения в зависимости от возраста, придерживаясь основных принципов закаливания детей:

  • Постепенность.
  • Систематичность.
  • Отсутствие болезней на момент начала выполнения закаливающих процедур.
  • Комбинированное использование всех природных факторов.

Методы закаливания

Закалять следует, прежде всего, те части тела, охлаждение которых чаще всего приводит к возникновению простудных заболеваний горла и ног. Согласно методике закаливания детей дошкольного возраста, после перенесенного заболевания или вакцинации режим закаливания целесообразно смягчить (например, обливание более теплой водой), вернуться к прежнему режиму можно только через 1-1,5 месяца.

Начинать закаливающие процедуры более удобно летом.

Процедуры должны нравиться ребенку. Нужно, чтобы кроха воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. Желательно, чтобы родители вместе с ребенком занимались закаливанием, придавая ему характер игры. Для младших дошкольников уместными будут стихи про закаливание.

Основными и самыми действенными средствами оздоровления признана природная стихия: воздух, вода и солнце. Доступность данных ресурсов в том, что их легче всего применять. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов. Далее рассмотрим основные виды закаливания детей дошкольного возраста и методы их применения.

Воздушные ванны рассматривают как самые нежные и безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуют начинать систематическое закаливание всего организма.

Влияние воздушных потоков на организм человека разнообразный. Это воздействие температуры воздуха, его влажности, скорости движения и наличия аэрозолей — твердых и жидких веществ, которые находятся в разреженном состоянии. Основной фактор, который влияет на человека, — температура воздуха. Воздушная ванна может быть общей, когда процедуре закаливания поддается вся поверхность тела, или частичной, когда оголяется только определенная его часть (туловище, шея, руки, ноги). Закаливающее действие воздушных потоков связано в первую очередь с разницей температур между ними и поверхностью кожи.

Положительное влияние воздушных ванн: человек становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбужденность, улучшается сон, появляется бодрость и жизнерадостное настроение, нормализуется артериальное давление и улучшается работа сердца.

Воздушные ванны для детей

Летом детям целесообразно принимать их преимущественно утром в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, где нет сильного потока воздуха. Зимой воздушные ванны дети принимают в хорошо проветренном помещении при температуре +14 – 16 °С. Закаливание голышом стоит проводить постепенно (сначала руки и ноги, потом туловище), увеличивая время (начинать нужно с 15 минут ). Летом есть возможность увеличить время пребывания на воздухе без одежды до 1,5-2 часов. Если погода прохладная, можно не одевать слишком тепло ребенка, стоит, лишь побеспокоиться о том, чтобы малыш много двигался. Но нельзя допускать переохлаждения, когда появляется «гусиная кожа», синюшность. Полезным является дневной сон летом на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной комнате при температуре +15 – 16 °С. Эффективный способ закаливания органов дыхания – ночной сон в постоянно проветриваемом помещении или на свежем воздухе. В летний период при температуре воздуха не ниже +14 – 18 °С.

Через 10-15 дней можно начинать объединять воздушные ванны с локальным закаливанием – хождением босиком по полу на протяжении 3 минут, каждый день, увеличивая его продолжительность на 1 минуту, достигнув 1,5-2 часов. Дошкольникам сначала нужно ходить по полу в тонких носочках и только потом – босиком. После таких действий стоит вымыть ноги теплой водой (+36 – 37 °С), а потом вытереть насухо. По истечению 7-10 дней ноги можно не вытирать, а дать им обсохнуть на воздухе.

Как повысить устойчивость организма к быстрым и резким охлаждениям?

Утром, если температура воздуха не выше +17 – 20 °С, можно предложить чаду выйти на балкон в купальнике, трусиках и майке или без нее. С появлением «гусиной кожи» начинать делать гимнастические упражнения. При понижении температуры до 15 °С необходимо перейти в помещение.

После закаливания детей воздухом уместно переходить к водным процедурам.

Закаливание водой

Вода имеет высокую эффективность влияния на организм человека потому, что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем теплоемкость воздуха. Воздух при температуре +13 °С кажется прохладным, а вода, при той же температуре, холодной. В воде организм теряет почти в 30 раз больше тепла, чем на воздухе, при одинаковой температуре. Вода имеет механическое влияние. Сильное действие оказывают минеральные соли, газы и другие вещества. Главное преимущество воды как закаливающего средства заключается в температурном факторе. Водные процедуры по температуре делятся на горячие (выше +40 °С), теплые (+36 – 40 °С), нейтральные (+34 – 35 °С), прохладные (+20 – 33 °С) и холодные (ниже +20 °С).

Закаливание детей водой начинают с мягких процедур – умывания, обтирания, обливания, потом переходят к более энергичным – душу, купанию и т.д. Систематическое использование водных мероприятий – надежный профилактический способ против случайных охлаждений тела. Водные процедуры улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу всех систем организма.

Водные процедуры для детей

Закаливание детей с помощью воды целесообразно начинать с умывания водой, температуру которой постепенно снижают от +28 °С вначале до +18 °С летом или +20 °С зимой к концу года закаливания. Дети, старше двух лет, моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех – верхнюю часть грудной клетки и руки выше локтя. Начальная температура воды для детей, старше трех лет, – тоже +28 °С, а минимальная летом – +16 °С, зимой +18 °С.

Полезным является полоскание рта (для детей 2-4-х лет), горла (для детей, старше 4-х лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настойки ромашки или шалфея два раза: утром и вечером. На каждое полоскание используют примерно ⅓ стакана воды.

Обтирание – своеобразная подготовка к более сильным закаляющим процедурам, таким как обливание и душ. Обтирание следует проводить после утренней гимнастики. Рукавичкой с жесткой ткани, грубым полотенцем (они должны быть смочены в воде и выкручены) ребенок сам (либо с помощью взрослого) быстро обтирает себя в такой последовательности: шея, руки, грудь, живот, спина, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого энергично растирает сухим полотенцем от кисти к плечу, от стопы к бедру; живот, грудь, спину растирает кругообразными движениями справа налево. Растирать нужно до тех пор, пока кожа не покраснеет и не начнет чувствоваться приятное тепло.

Температура в помещении, где проводят обтирание (или температура воздуха на улице летом), не должна быть ниже +15 °С. Воду для обтирания сначала берут +33 °С, постепенно снижая ее к +18 °С (через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса). Длительность обтирания по мере снижения температуры воды следует постепенно уменьшать с 1,5-2 минут до 0,5 минут.

Эффективность обтирания будет больше, если в воду добавить кухонную соль (1 чайная ложка на стакан воды).

После того, как малыш привык к обтиранию (через 1,5 месяца), можно переходить к более сильной по воздействию процедуре – обливанию . Температура воды для обливания должна быть немного выше за ту, с которой начинали обтирание. Постепенно она снижается до +20 – 19 °С. Обливание водой желательно начинать летом. Лейку, кувшин или ведро наполнить водой, температура которой +36 – 37 °С, и на протяжении 1,5-2 минут последовательно обливать все части тела, начиная с головы. Температуру воды и длительность процедур регулируют так же, как и при обтирании. Если при обливании появляется «гусиная кожа», необходимо растереть ребенка полотенцем или сделать с ним несколько гимнастических упражнений.

Довольно эффективным средством закаливания является контрастное обливание ног стопы и нижней трети голеней водой, температура которой +38 °С, потом +28 °С и опять +38 °С (перед дневным сном). Летом можно изменить эту процедуру обливания ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 °С) снижением температуры воды с +28 °С до +18 °С, а дошкольникам, старше трех лет – до +16 °С.

Душ – еще более действенная процедура закаливания, что объединяет в себе температурное и механическое влияние.

Перед тем, как приступить к закаливанию душем, важно посоветоваться с участковым врачом.

Начинать уместно с теплого душа (температура воды +36–34 °С) на протяжении 1,5-2 минут, потом постепенно снижать температуру воды на 1–2 °С, дойдя до +20–12 °С, а длительностью – до 0,5-1 минут.

Полезными для здоровья являются контрастные (чередование холодной и горячей воды) обливания и душ. Для первой процедуры температура теплой воды должна быть +36–34 °С, а прохладной — +30–28 °С. На протяжении 20-30 секунд следует обливаться теплой водой, потом столько же времени прохладной и повторить это 3-5 раз. Спустя три дня можно повысить температуру горячей воды до +36–38 °С, а холодной – снизить до +28–26 °С. Постепенно довести температуру горячей воды до +40–41 °С, а холодной – до +18–20 °С.

Зимой необходимо заканчивать контрастные обливания и душ холодной водой, а летом – горячей.

Крохи дополняют его закаливание. Важно также придерживаться постепенности и осторожности. Вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до +22 °С. Продолжительность первого купания должна быть не дольше 2-4 минут. Через несколько дней чадо может плавать или играть в воде до 10 минут. Такие водные процедуры повышают устойчивость организма к коротким и резким воздействиям холода, хорошо тонизируют организм. Поэтому их разумно выполнять утром.

Закаливание солнцем

Солнечный свет владеет удивительными лечебными свойствами. Лучи солнца, в первую очередь ультрафиолетовые, воздействуют на нервно-рецепторный аппарат кожи и приводят к сложным химическим изменениям. Облучение способствует повышению жизнедеятельности ЦНС (центральной нервной системы), нормализации обмена веществ, улучшению состава крови, активизации работы желез внутренней секреции. Данные факторы положительно отражаются на общем самочувствии человека. Солнечный свет пагубно действует на патогенные микробы. Датский физиотерапевт Н.Финзен в 1903 г. применял солнечные лучи с целью лечения туберкулеза кожи.
Лучеиспускание солнца — это непрерывный фактор внешней среды, который вплотную взаимосвязан с деятельностью организма человека. Лишение человека солнечного света ведет к расстройству физиологических функций в организме. При таких обстоятельствах возникает световое голодание. Проявляется оно в понижении тонуса центральной нервной системы и защитных сил организма, сбое обменных процессов. У детей световое голодание порождает возникновение рахита. У взрослых в данном случае падает работоспособность, увеличивается вероятность простудных заболеваний, понижается самочувствие, ухудшается сон.

Солнечные ванны для детей

Принимать солнечные ванны полезнее для здоровья утром, когда воздух особенно чистый и солнце не слишком жгучее, а также ближе к вечеру, когда солнце близится к закату. В это время уместно находиться на берегу реки или иного водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнечных ванн должны быть довольно открытыми для солнца и природного движения воздуха. Самое оптимальное время для загара: в средней полосе между 9 и 12 часами, 16 и 18 часами; на юге – между 8 и 11 часами, 17 и 19 часами.

Перед тем, как начинать закаливание солнцем, нужно посидеть с ребенком несколько минут под тентом или под тенистой кроной дерева. Первые солнечные ванны необходимо принимать при температуре воздуха, не ниже +18 °С. Их длительность не должна превышать 5 минут. Через каждые два дня можно увеличивать ее на 5-10 минут и довести до 1-2 часов в день, но обязательно во время длительных ванн следует делать перерывы на отдых в тени на 10-15 минут.

Во время приема воздушных и солнечных ванн нельзя спать! Надо ложиться ногами к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после приема пищи. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи.

Чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Очень осторожно их назначают детям от 1 года до 3 лет. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендовано проводить солнечно-воздушные ванны при температуре воздуха +22 °С и выше для грудных малышей и при +20 °С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха +30 °С.

Во время проведения ванн ребенок должен быть активным. После солнечных ванн, а не перед ними, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть кроху, даже при высокой температуре воздуха, ведь если влажная кожа, происходит переохлаждение детского организма.

Нетрадиционные (интенсивные) методы закаливания

Выше были рассмотрены традиционные методы закаливание детей. Такие методы рекомендованы педиатрами для тех, кто не имеет каких-либо противопоказаний. А вот нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста большинство детских врачей не рекомендуют использовать. Такие методы отличаются кардинальной сменой температуры. В дошкольный период у малышей не сформированы физиологические процессы, и организм крохи не способен справится с такой нагрузкой. В итоге нетрадиционные методы чаще не укрепляют иммунитет, а снижает его.

Нетрадиционные методы закаливания включают в себя:

  • хождение по снегу босиком;
  • обтирание снегом;
  • обливание ледяной водой;
  • моржевание.

Если вы принимаете решение к проведению экстремального закаливания вашего дошкольника, то лучше начинать с хождения по снегу. Во время первого контакта со снегом, снимите один ботинок и дайте ребенку прикоснуться стопой к снегу, далее хорошо разотрите ножку малыша, чтобы она согрелась. Также поступите со второй ступней. С каждым разом длительность процедуры можно увеличивать, доводя до 3-4 минут.

Остальные методы интенсивного закаливания стоит проводить после дошкольного возраста и довольно осторожно.

Известный детский врач Евгений Комаровский рассматривает закаливание детей, как вспомогательные методы укрепления иммунитета. Главным, по его мнению, является образ жизни крохи. Важно уделять достаточно времени прогулкам на свежем воздухе. Находить возможность для выхода на природу, к реке, озеру. В своем видео доктор более подробно расскажет о закаливании детей.

В чем заключается рижский метод закаливания?

Данный метод перенят из Прибалтики. Он заключается в босохождении по песку и прохладной воде.

В домашних условиях либо в детском саду используют три вида дорожек из грубой ткани (мешковина, ковролин, дерюга). Одну дорожку смачивают в 10% растворе морской соли (1 кг соли растворить в ведре воды). Вторую дорожку смочить в обычной воде, а третью оставить сухой. Расстелить подготовленные дорожки в следующей последовательности: соленая, мокрая, сухая. Предложить крохе пройтись «шаркающими» движениями по соленой, мокрой и в конце по сухой дорожках. Повторить 5 раз. Если стопы уже довольно разогреты после двух раза, можно этим ограничиться для начала.

Такая методика способствует предупреждению плоскостопия, если сухая дорожка оснащена массажными иголочками (в домашних условиях можно пришить бусины, пуговицы, главное чтобы они придавали рельеф и не кололи малышу).

Противопоказания к проведению закаливающих процедур

В соответствии с основными положениями методики закаливания, его не выполняют, если:

  • нарушен сон;
  • ухудшился аппетит.

Временными противопоказаниями являются заболевания, которые сопровождаются повышением температуры, гипертонические кризы, приступы бронхиальной астмы, почечные и печеночные колики, тяжелые травмы, пищевые токсикоинфекции. Как только заболевание или его обострение ликвидировано, можно приступать к процедурам, что закаляют, сначала локальных, потом общих.

Если перерыв превысил 14 дней — все нужно начинать сначала.

Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля. Не стоит перегружать ребенка процедурами, если ему это в тягость.

Польза и значение всех способов закаливания организма детей

Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями и правильным образом жизни способствуют укреплению иммунитета ребенка. Организм малыша становится более стойким к простудным заболеваниям, либо легче их переносит. Чтобы закаливание приносило пользу, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Постепенно увеличивайте продолжительность закаляющих воздействий. Резкие непривычные охлаждения могут привести к заболеваниям.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности организма. При нарушении деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки, прежде чем начинать закаляться, стоит проконсультироваться с врачом.
  3. Закаляйтесь систематически, на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв сводит на нет весь эффект закаливающих мероприятий, которые проводились длительное время.
  4. Приучайте себя и ребенка к любым видам переохлаждения: сильным, средним, слабым. Проводите воздушные и солнечные ванны во время прогулок, спортивных игр, занятий гимнастикой. Это повысит эффективность закаливания.
  5. Чередуйте локальные процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.д.) с общими, потому что закаливание лишь отдельных частей тела не повышает общей устойчивости организма.

Направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой обучения в ДОУ. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

1.1 Физиологические механизмы закаливания организма

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов детского организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.

Что же такое закаливание?

Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

В-четвертых, специальное закаливающее действие, например обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

При охлаждении тела или частей тела, например рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия . При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Ребенок при этом не ощущает действия холода.

Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10-15С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.

Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.

Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1 С в течение одной недели.

Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного ребенка в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1 С составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.

Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8 С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25-30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.

Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.

Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5-37,5С) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного ребенка теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.

П.К. Иванов в своей системе оздоровления указывает, что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?

В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека , то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое обоснование системы закаливания по П.К. Иванову, мы подчеркиваем, что все вышеприведенные крупные исследования и открытия в науке осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления русского самородка П.К. Иванова.

Здоровье - это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.

Таким образом, в настоящее время наука - физиология, гигиена, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

1.2. Принципы и методы закаливания

В результате применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность . Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме . Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность . Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

Принцип третий - интенсивность . Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый – не растираться после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой - комплексность . Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций . Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.

Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается скожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как

закаливающего средства является то, что они доступны людям различного

возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и

страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний

эти процедурыназначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение укрепления здоровья имеют прогулки.Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонусанервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаютсяпроцессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой идыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в нейповышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание насвежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние наэмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексноговоздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления искорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человекаоказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями,содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17-21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние нарецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодныевоздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладныевоздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурамвнешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающихтерморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередьтренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитногобарьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают

положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна

оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От

относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с

поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит

значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха