Методы диагностики коммуникативных навыков дошкольников. Современные проблемы науки и образования

Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

воспитатель МДОУ детский сад № 38 «Искорка»,

Город Подольск

В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

  1. Доступность
  2. Надежность
  3. Однозначность
  4. Валидность

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

  1. Желание вступать в контакт
  2. Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

  1. Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.
  2. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
  3. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
  4. Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

  1. Нужно ли делиться игрушками с детьми?
  2. Ты всегда стараешься так поступать?
  3. Почему?
  4. Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
  5. Почему?
  1. Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
  2. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
  3. Как нужно попросить взрослого о помощи?
  4. Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

  1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

  1. Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»

п/п

Ф.И. ребенка

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Торлопова Н. В., Низовских Н. А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников // «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/170119.htm.

ДРТ 170119 УДК 159.9.072

Торлопова Наталия Васильевна,

студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный уни верситет», г. Киров [email protected]

Низовских Нина Аркадьевна,

доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]

Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников

Аннотация. В статье анализируется проблема коммуникативной компетентности старших дошкольников. Представлены результаты эмпирического исследования связи когнитивной сложности старших дошкольников в сфере межличностного восприятия с их социальной адаптацией, социометрическим статусом и характеристиками межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, старший дошкольный возраст, когнитивная сложность, социометрический статус, межличностные отношения. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Коммуникативная компетентность является одной из качественных характеристик личности, позволяющей реализовать потребность человека в признании, уважении, самоактуализации . Внимание к феномену коммуникативной компетентности, ее сущностным характеристикам и возможностям развития в последние годы существенно возрастает . Мы разделяем точку зрения В. И. Долговой с соавторами , которые считают одним из продуктивных подходов к определению понятия «коммуникативная компетентность» трактовку данного понятия Ю. М. Жуковым, Л. А. Петровской и П. В. Растянниковым, определяющим коммуникативную компетентность как способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, включающую в себя систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов.

Коммуникативные умения и навыки формируются с самого раннего детства, обеспечивая успешную адаптацию ребенка в социуме, определяя его социальный статус. Многие исследователи, работающие в рамках культурно-исторической теории, считают готовность ребенка к общению со взрослыми и сверстниками ключевым компонентом в структуре психологической готовности к обучению .

В современной образовательной практике развитию коммуникативных умений и навыков дошкольников в последние годы уделяется все больше внимания. Вместе с тем отношения со взрослыми и сверстниками часто формируются стихийно, без целенаправленного руководства. При этом практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста могут испытывать значительные трудности именно в сфере коммуникаций, что может проявляться в их повышенной тревожности, в неумении договариваться со сверстниками в игре и других видах деятельности, неоправданной агрессии ребенка по отношению даже к самым близким людям. Исследователи указывают на то, что некоторые дети уже в дошкольном возрасте реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером.

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

научно-методический электронный >курнал

Торлопова Н. В., Низовских Н. А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/170119.htm.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков и обогащения опыта ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. В разнообразных коммуникациях с окружающими ребёнок познаёт окружающий мир и самого себя, учится передавать свои мысли и чувства, строить скоординированный диалог в общении с другими людьми, развивается как личность.

Одним из условий успешного развития коммуникативной компетентности ребёнка выступает развитие его социально-когнитивных способностей. Ж. Пиаже в своих исследованиях исходил из того, что развитие социально-когнитивных способностей у детей связано с общим ходом когнитивного развития, в частности с развитием способности детей к децентрации и обобщениям. Социальное познание, во многом определяющееся особенностями взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, развивается при этом в двух направлениях: от учета внешних особенностей поведения к осознанию внутренних особенностей личности и от осознания отдельных сторон поведения к формированию целостного, согласованного представления об индивидуальности другого человека . Рождаясь, дети попадают в мир, где существует устоявшаяся система социальных представлений, разделяемых их родителями и другими взрослыми. В актах непосредственных коммуникаций дети усваивают социальные представления своего сообщества и становятся субъектами общения .

Социальный опыт является важным условием развития социального познания ребенка. Особое значение имеют социальные, прежде всего игровые, контакты со сверстниками, которые способствуют развитию навыков принятия той или иной социальной роли, улучшают понимание других людей. Развитию социальных представлений детей значительно способствует знакомство с художественной литературой. Одной из составляющих коммуникативной компетентности ребенка выступает когнитивная сложность его межличностного восприятия.

Концепция когнитивной сложности была разработана в 1955 г. Джеймсом Бьери в результате его обучения под началом Джорджа А. Келли . Понятие когнитивной сложности определялось Д. Бьери как тенденция истолковывать социальное поведение в многоаспектной (многомерной) манере .

В отечественной психологии понятие «когнитивная сложность» получило развитие в психосемантике В. Ф. Петренко . Когнитивная сложность определяется как психологическая характеристика когнитивной сферы человека, отражающая степень категориальной расчлененности сознания индивида . Сознание человека в различных содержательных областях может характеризоваться различной когнитивной сложностью. Например, у одного и того же человека когнитивная сложность может быть высокой в области спорта или политики и низкой - в сфере межличностного восприятия. Операциональным критерием когнитивной сложности сознания в той или иной сфере выступает размерность субъективного семантического пространства. Размерность (число независимых факторов) семантического пространства наряду с содержанием выделенных факторов зависит от знания субъектом той содержательной области, на материале которой проводится исследование . Для исследования когнитивной сложности межличностного восприятия детей В. Ф. Петренко разработал методику «Сказочный семантический дифференциал», позже был создан компьютерный вариант данной методики (автор В. Ф. Петренко, программное решение М. П. Гамбарян, компьютерный дизайн О. В. Митиной, художник О. Н. Андрусенко). Методика, предназначенная для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет выявлять и анализировать два показателя развития ребенка: когнитивную сложность его сознания как количество независимых факторов (категорий измерения), присущих ребенку на данный мо-

научно-методический электронный журнал

мент, и меру его социализации как показатель близости ментального пространства ребенка к нормативно-взрослому ментальному пространству при восприятии сказочных персонажей .

Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование когнитивной сложности межличностного восприятия дошкольников во взаимосвязи с социометрическим статусом и другими показателями сферы общения детей было проведено в феврале 2017 г. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (п = 62) одного из детских садов г. Кирова. Возраст респондентов 5-7 лет. Методики исследования: «Сказочный семантический дифференциал» В. Ф. Петренко; метод социометрии; методика «Фильм-тест» Р. Жиля, предназначенная для исследования социально-психологической приспособленности, некоторых поведенческих характеристик и черт личности ребенка .

Опираясь на работу В. Ф. Петренко и соавт. , дадим краткое описание процедуры проведения методики «Сказочный семантический дифференциал» В. Ф. Петренко. На предварительном этапе ребенку последовательно предъявляют изображения сказочных персонажей (Буратино, доктор Айболит, Карлсон, который живет на крыше, Снежная королева, Мальвина, Карабас-Барабас и т. п.) с тем, чтобы выяснить, знает ли ребенок этих сказочных героев. Далее ребенку последовательно предъявляют изображения сказочных персонажей, а также изображение ребенка, смотрящего в зеркало («Это - ты сам»). Детей просят оценить наличие или отсутствие у сказочного персонажа и у него самого некоторых личностных качеств. Его спрашивают: «Добрый Айболит или нет? А Карабас? А Мальвина? А Пьеро? <...> А ты сам добрый?» Всего предлагается 15 шкал-характеристик. Ребенку каждый раз нужно выбрать один из трех вариантов ответа: да; не знаю; нет. Ответы ребенка группируются в матрицу данных, которая обрабатывается с помощью факторного анализа. Число выделенных независимых факторов отражает когнитивную сложность ребенка в сфере межличностного восприятия, а характер набора личностных качеств, вошедших в один фактор, - специфику его личностных конструктов. Компьютерный вариант методики автоматически на основе выделенной факторной структуры строит семантические пространства, в которых сказочные персонажи и позиция самого ребенка обозначены координатными точками. Сопоставление семантического пространства ребенка с нормативным семантическим пространством взрослых позволяет оценивать «меру социализации» ребенка, под которой авторы-создатели методики понимают то, насколько оценки персонажей ребенком близки групповой позиции взрослого человека.

Результаты и их обсуждение

В результате эмпирического исследования с применением методики «Сказочный дифференциал» у старших дошкольников были выявлены четыре уровня когнитивной сложности в сфере межличностного восприятия (см. рисунок).

Высокий уровень когнитивной сложности соответствует уровню восприятия личностных черт взрослыми людьми. Дети с высоким уровнем когнитивной сложности знают больше сказочных персонажей, более глубоко понимают характеры героев, могут объяснить оценку их качеств, исходя из поступков персонажей. Дети с уровнем когнитивной сложности выше среднего также достаточно хорошо дифференцируют черты личности и способны анализировать характер людей и их поступки. В нашей выборке таких детей больше трети. Средний уровень когнитивной сложности, соответствующий возрастной норме, также представлен в нашей выборке. Более чем у трети исследуемых нами детей уровень когнитивной сложности ниже среднего. У этих детей возникают трудности с оценкой черт сказочных персонажей, им сложно объяснить, почему они считают того или иного героя смелым, воспитанным и т. д. Детей с

ISSN 2Э04-120Х

научно-методический электронный журнал

Торлопова Н. В., Низовских Н. А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170119.htm.

низким уровнем когнитивной сложности в нашей выборке не было выявлено. Можно говорить о том, что старшие дошкольники в большинстве своем способны воспринимать и различать особенности окружающих людей и самих себя.

■ высокий

■ выше сред.

■ средний

■ ниже сред.

Представленность уровней когнитивной сложности у старших дошкольников

В социометрическом исследовании детям было предложено ответить на вопросы о том, кого бы они пригласили на свой день рождения (три варианта), и кого из детей группы они попросили бы помочь при затруднении в деятельности (три варианта). Было выявлено, что наибольшее количество детей оказались в числе предпочитаемых и принятых как по эмоциональному (79%), так и по деловому критерию (72%). Отношения между опрошенными детьми в группах в целом благоприятные. Дети умеют налаживать и поддерживать дружеские отношения, сотрудничать друг с другом.

В структуре межличностных отношений старших дошкольников по результатам методики Р. Жиля были выявлены следующие особенности. Наиболее выраженным в нашей выборке оказался такой показатель, как «Стремление к общению в больших группах детей» (среднее значение процентной выраженности 69). Другим выраженным показателем является «Любознательность» (60). Высокие значения были получены также по критерию «Отношение к родителям» (37). В наименьшей степени у наших респондентов проявился такой показатель как «Конфликтность, агрессивность» (16).

Для выявления связей между когнитивной сложностью сознания с социометрическим статусом и различными показателями коммуникативной компетентности старших дошкольников был применен корреляционный анализ Спирмена.

Выявлена положительная корреляция когнитивной сложности межличностного восприятия с социометрическим статусом детей, определяемым по эмоциональному критерию (г = 0,364; р < 0,01). Данный факт указывает на связь когнитивной сложности межличностного восприятия (как умения более дифференцированно воспринимать личностные характеристики) с положением детей в группе детского сада: повышение показателей когнитивной сложности ведет к повышению социометрического статуса в группе сверстников. Интересен тот факт, что нами не было обнаружено связи когнитивной сложности с социометрическим статусом ребенка по деловому критерию. Можно предположительно утверждать, что когнитивная сложность межличностного восприятия ребёнка не влияет на то, как часто обращаются другие дети к нему за помощью в совместной деятельности, так как в этом случае выбор делается прежде всего в пользу того, кто всегда готов помочь, или того, кто наиболее успешен в этой деятельности.

научно-методический электронный журнал

Торлопова Н. В., Низовских Н. А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170119.htm.

Когнитивная сложность сознания межличностного восприятия опрошенных детей имеет сильные положительные корреляции с такими компонентами в структуре межличностных отношений старших дошкольников, как любознательность (r = 0,386; p < 0,01) и стремление к уединению (r = 0,346; p < 0,01). Можно предположить, что высокий уровень когнитивной сложности межличностного восприятия связан с общим активным интересом детей к познанию нового, приобретению знаний об окружающем мире, что обусловливает стремление к уединению.

Проведенное исследование показало, что когнитивная сложность межличностного восприятия связана с социометрическим статусом в группе детского сада, ведет к избирательности в социальных контактах: более развита когнитивная сложность межличностного восприятия у детей любознательных и стремящихся к уединению. Можно говорить о том, что когнитивная сложность выступает важным показателем коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Полученные результаты вписываются в общую картину развития детей старшего дошкольного возраста и обусловлены особенностями развития на данном возрастном этапе. К концу дошкольного возраста особую значимость приобретают совместные игры и общение со сверстниками, вместе с тем дети готовятся к школе. Общение со сверстниками выступает одним из ведущих факторов формирования коммуникативной компетентности, способствуя развитию навыков общения, умению взаимодействовать в игре или выполняя совместную деятельность, влияет на формирование самосознания. Качество общения определяет статус ребенка в группе детского сада и, следовательно, уровень его эмоционального комфорта в общении. Дети в старшем дошкольном возрасте проявляют активный интерес к познанию нового, приобретению знаний об окружающем мире, так что к концу дошкольного возраста у них при благоприятных условиях в достаточной степени сформирована познавательная мотивация, что является одним из основных показателей готовности к обучению в школе. Помимо общения со сверстниками в развитии коммуникативной компетентности старших дошкольников важную роль играет качество общения со взрослыми. Близкие, доверительные отношения с родителями, бабушками и дедушками, дядями и тетями и, конечно, с воспитателями детского сада способствуют развитию его коммуникативной компетентности. Требует осмысления тот факт, что в нашем исследовании не было выявлено связи когнитивной сложности сознания детей с показателями отношения к близким людям, равно как и с показателем стремления к общению в больших группах детей.

Когнитивная сложность межличностного восприятия как количество его независимых факторов (категорий), свойственных ребенку в данный момент, является важной составляющей коммуникативной компетентности ребенка. Проведенное исследование показало, что существует связь между когнитивной сложностью межличностного восприятия ребёнка и его статусом в группе сверстников, а также такими показателями сферы межличностных отношений, как любознательность и стремление к уединению. Полученные результаты дают возможность осмыслить проблему коммуникативной компетентности дошкольников с точки зрения когнитивной сложности межличностного восприятия ребёнка как одного из ее значимых факторов.

1. Буравлева Н. А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 3 (22). - С. 205-209.

2. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 31. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm.

Торлопова Н. В., Низовских Н. А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170119.htm.

4. Захарова Т. В., Басалаева Н. В., Казакова Т. В., Игнатьева Н. К., Киргизова Е. В., Бахор Т. А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20413.

5. Авдулова Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка // Психология обучения. - 2007. - № 5. - С. 41-47.

6. Barreiro А., Castorina J. A. Dialectical inferences in the ontogenesis of social representations // Theory & Psychology.. - 2017. - Vol. 27(1) - Р. 34-49.

7. James Bieri. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/James_Bieri.

8. Адамс-Уэббер Дж. Р. Когнитивная сложность // Корсини Р., Ауэрбах А. Краткая психологическая энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/359.

9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

10. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - С. 142.

11. Петренко В. Ф., Митина О. В., Гамбарян М. П., Менчук Т. И. Изучение и развитие уровня когнитивной сложности сознания и социального интеллекта у старших дошкольников: сказочный семантический дифференциал // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 148-161.

12. Там же.

13. Практическое руководство по применению методики «Фильм-тест» Рене Жиля: метод. указания для студ. психол. фак. / сост. Ю. Ю. Федотова // Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского. - Владивосток, 2004.

14. Петренко В. Ф., Митина О. В., Гамбарян М. П., Менчук Т. И. Изучение и развитие уровня когнитивной сложности сознания и социального интеллекта у старших дошкольников: сказочный семантический дифференциал // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 148-161.

Nataliya Torlopova,

Student, Vyatka State University, Kirov

[email protected]

Nina Nizovskikh,

Doctor of Psychology, Professor of Practical Psychology chair, Vyatka State University, Kirov [email protected]

Cognitive complexity of interpersonal perception as the index of communicative competence of the senior preschoolers

Abstract. The problem of communicative competence of senior preschoolers is analyzed in the article. It presents the results of empirical study of the cognitive complexity connection in the sphere of interpersonal perception among older preschool children with their social status and characteristics of interpersonal relations with other children and adults.

Key words: communicative competence, senior preschool age, cognitive complexity of consciousness, social

status, interpersonal relations.

1. Buravleva, N. A. (2015). "Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti obuchajushhihsja v hode obrazovatel"nogo processa", Vektor nauki TGU. Serija: Pedagogika, psihologija, № 3 (22), pp. 205-209 (in Russian).

2. Dolgova, V. I., Mel"nik, E. V. & Karahan, N. (2015). "Ponjatie kommunikativnoj kompetentnosti v psi-hologo-pedagogicheskih issledovanijah", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 31, pp. 81-85. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm (in Russian).

3. Zaharova, T. V., Basalaeva, N. V., Kazakova, T. V., Ignat"eva, N. K., Kirgizova, E. V. & Bahor, T. A. (2015). "Kommunikativnaja kompetentnost": ponjatie, harakteristiki , Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija", № 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (in Russian).

4. Avdulova, T. P. (2007). "Psihologicheskie osobennosti nravstvennogo razvitija rebenka", Psihologija obuchenija, № 5, pp. 41-47 (in Russian).

5. Barreiro, A. & Castorina, J. A. (2017). "Dialectical inferences in the ontogenesis of social representations", Theory & Psychology, vol. 27(1), pp. 34-49 (in English).

6. James Bieri. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/James_Bieri (in Russian).

7. Adams-Ujebber, Dzh. R. "Kognitivnaja slozhnost"", in Korsini, P.\ & Aujerbah, A. Kratkaja psiholog-icheskaja jenciklopedija. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/359 (in Russian).

8. Petrenko, V. F. (1988). Psihosemantika soznanija, Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Торлопова Н. В., Низовских Н. А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170119.htm.

9. Karpenko, L. A., Petrovsky, A. V. & Jaroshevsky, M. G. (1985). Kratkij psihologicheskij slovar", Moscow, p. 142 (in Russian).

10. Petrenko, V. F., Mitina, O. V., Gambarjan, M. P. & Menchuk, T. I. (2016). "Izuchenie i razvitie urovnja kognitivnoj slozhnosti soznanija i social"nogo intellekta u starshih doshkol"nikov: skazochnyj se-man-ticheskij differencial", Voprosypsihologii, № 4, pp. 148-161 (in Russian).

12. Fedotova, Ju. Ju. (2004). Prakticheskoe rukovodstvo po primeneniju metodiki "Fil"m-test" Rene Zhilja: metod. ukazanija dlja stud. psihol. fak., Morskoj gosudarstvennyj universitet im. adm. G. I. Nevel"skogo, Vladivostok (in Russian).

13. Petrenko, V. F., Mitina, O. V., Gambarjan, M. P. & Menchuk, T. I. (2016). "Izuchenie i razvitie urovnja kogni-tivnoj slozhnosti soznanija i social"nogo intellekta u starshih doshkol"nikov: skazochnyj se-man-ticheskij differencial", Voprosy psihologii, № 4, pp. 148-161 (in Russian).

научно-методический электронный журнал

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Назначение : в ходе обследования выявляется контактность, активность, общее звучание речи, общая осведомленность ребенка.
Источник:
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
Возраст : дошкольники.

1. Предварительная беседа для установления доверительных отношений с ребенком, выявление контактности, активности:

Как тебя зовут?
- С кем ты дружишь в группе? Почему?
- В какую игру ты любишь играть в детском саду?
- О чем ты любишь разговаривать с ребятами в группе?
- А с воспитателем?
- Какие мультфильмы любишь смотреть?
- Кто тебе читает книжки?
- Какая самая любимая твоя книжка?

2. Игровая ситуация (выявление интереса к общению, умения вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность):

- «Представь себе, что я пришла к вам в группу. Как ты меня встретишь? Что ты мне скажешь? Сначала ты поздороваешься, узнаешь, как меня зовут, покажешь игрушки. Ты скажешь: “Здравствуйте, проходите, пожалуйста…” (предлагается речевой образец)».
- «Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (Логопед берет игрушку или картинку с изображением зайчика. Раздается стук, «зайчик» спрашивает: «Можно к вам в гости?…)»

3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умения задавать вопросы (прием рекомендован В.И. Яшиной, 1998).

Инструкция: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить».

Оценка:

5 баллов – ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернуты, он свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать вопросы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям;

4 балла – ребенок достаточно контактен, однако в общении участвуют по инициативе других, речь понимает в полном объеме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развернутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов;

3 балла – ребенок контактен, не всегда, не всегда понимает речь в полном объеме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослыми, он часто перебивает собеседника, может соскальзывать на побочные темы, повторять одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, испытывает трудности при формулировании вопросов, чаще всего ограничивается вопросом «Что это?», требуется побуждение;

2 балла – ребенок контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение, так как ребенок малоактивен и малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Может наблюдаться избирательность общения, затрудняется сформулировать вопрос. Скован во время эксперимента;

1 балл – в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм.

Скачать готовый расчет по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

Наталья Золотова
Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Коммуникативные умения :

Умения слушать и слышать другого;

Умение участвовать в свободной беседе;

Умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

Умение понимать чувства и настроения другого;

Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

Методы диагностики :

Наблюдение за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности.

Беседы с детьми

Тест «Эмоциональные состояния» /с использованием пиктограмм/

Методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников

/разработана болгарским исследователем Ф. Г. Даскаловой.

Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста . – М., 1989./

Изучение коммуникативных умений детей проводится путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог , поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Критерии оценки коммуникативных умений :

Высокий уровень :

Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.

Средний уровень :

Ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.

Низкий уровень :

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

(создается таблица с перечнем умений )

Имя ребенка

Характер общения со сверстниками

Коммуникативные умения

Уровень коммуникативных умений ребенка

Вступать в диалог

Поддер-живать диалог

Слушать собесед-ника

Пони-мать собесе дника

Ясно выражать свои мысли

Пользоваться формами речевого этикета

Понимать настроения и чувства другого

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений «Веселое путешествие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №34».

Конспект НОД по формированию простейших коммуникативных умений в средней группе для детей с ОНР Тема занятия: «В гости к Солнышку» Программное содержание: Создать атмосферу доброжелательного, открытого взаимодействия педагогов и детей.

Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.

Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода) Задачи: формировать у детей представление о невербальных средствах общения развитие вербальных и невербальных средств общения; развитие.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогов становится формирование коммуникативных умений у дошкольников. Проблема.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Справка взаимопроверки «Развитие коммуникативных навыков и умений в продуктивной деятельности детей» Справка взаимопроверки в средней группе №1 у воспитателей Смоляровой Светланы Викторовны и Малаховой Екатерины Викторовны

В данной таблице наглядно представлены результаты каждого ребенка.

Высокий уровень развития коммуникативных умений составляет (21%) Аня Д. и Вика Я. на всех уровнях имеют высокие показатели: умеют без помощи взрослого различать эмоциональное состояние взрослого или ребёнка и рассказать о нём, получать информацию в общении и вести диалог, умеет выслушать другого, спокойно отстаивает своё мнение, соотносит свои желания с интересами других, умеет участвовать в коллективных делах, уважительно относится к окружающим людям, спокойно реагирует в конфликтных ситуациях.

Средний уровень развития коммуникативных умений составляет (60%). Лена. А. Леша. Д Гоша Д. Леша Л. Наташа Ф Наташа В. на всех уровнях имеют средние показатели. С большинством диагностических заданий дети справляются с помощью взрослого, при этом проявляют недостаточную инициативность. Саша О. испытывает большие затруднения в методики «Интервью» ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо. Не умеет вести диалог, и вступать в него. А во всех остальных методиках ребенок оценивается в среднем уровне. Маша. В. практически во всех методиках показывает средний уровень кроме методики « Помощники» Во время проведения методики помощники Маша показала высокий результат. Ребенок берет на себя функции организатора взаимодействия распределяет обязанности, проявляет умение выслушивать сверстника, Егор В. «Помощники» Во время проведения методики «Помощники» ребенок показал высокий результат. Ребенок берет на себя функции организатора взаимодействия распределяет обязанности, проявляет умение выслушивать сверстника. Катя Б. имеет средний уровень кроме методики « Отражение чувств» Во время проведения методики «Отражение чувств» ребенок показал высоки

результат. Ребенок самостоятельно, правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину, делает прогнозы дальнейшего развития ситуации.

Низкий уровень развития коммуникативных умений составляет (19%) Дима.В Таня.З. Алена.В . практически во всех методиках показали низкий уровень развития коммуникативных умений. Дети испытывали затруднение при выполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослого. А во время проведения диагностики « Помощники» Дима.В. Таня.З. Алена.В. показали средний уровень развития коммуникативных умений. Дети не достаточно инициативны, принимает предложение более активного сверстника, однако может возразить учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением, знаем нормы организованного взаимодействия, но может их нарушить

Полученные данные позволили определить процентные тестовые показатели по итогам диагностики на констатирующем этапе эксперимента

Заключение

Общение – решающий фактор общего психического развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве. Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребёнка. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – с взрослым и со сверстникам.

Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику.

Решающим фактором становления общения ребёнка психологи считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему как личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребёнком на данном этапе развития.

Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача. Однако развития коммуникативных умений и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов (воспитателей ДОУ), психологов, специалистов детского сада.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу по изучаемой нами проблеме, мы еще раз убедились в актуальности выбранной темы, сложности коррекционной работы, так как дети с низкими уровнем коммуникативных умений требуют большого внимания, помочь таким детям можно лишь работая с ними помогая преодолеть ту или иную проблему, а для этого надо знать теоретические основы данной проблемы и иметь представление о элементарных коррекционных работах.

Список литературы

1.Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

2.Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

3.Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

4.Громова Е.В. Развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

6..Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.

7.Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.

Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол. воспитание. - 1998. - 6. - C. 86-89. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учеб. пособие по развитию коммуникатив. способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 314 с.

Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.07/ С.В.Проняева; Шадрин. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 1999. – 27 с.

Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Автореф. дис.... канд. пед. наук: Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001. – 29 с. Суханова С.В.

Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности: [Из опыта работы школ. психолога]/ С.В. Суханова // Психолог в школе. - 2000. - 3-4. - C. 143-149.

Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. -1999. - 9. - C.10-29.

Приложение № 1

«Структура коммуникативных умений»

Компоненты коммуникативных умений Параметры, определяющиесущность компонента Эмпирически замеряемые показатели параметра
Информационно- коммуникативный 1.Умение принимать информацию. 2.Умениепередавать информацию 1. внимание к сообщениям воспитателя. 2.внимание к сообщениям товарища
Интерактивный 1.умениевзаимодействовать с партнером 2.готовностьквзаимодействию. 3.адаптированностьв коллективе. 1.совместное планирование предстоящего дела 2.ориентация на партнера (партнерство) 3.отсутствие конфликтов
Перцептивный 1.восприятие другого. 2..восприятие межличностных отношений. 1.понимание отношения другого к себе. 2.понимание эмоционального состояния другого 3.понимание эмоций

Приложение № 2.

Анкета для родителей


Похожая информация.