Макет атласного переплетения. Коврик из полосок бумаги

Ткань – это текстильное полотно, произведенное с использованием ткацких станков методом переплетения нитей. Они могут быть двух видов – основные (вдоль материи) и уточные (нить утка). Расположение нитей относительно друг друга перпендикулярное. Именно от того, как сосредоточены они, зависит внешний вид изнаночной и лицевой стороны. Также от типа переплета нитей зависят такие характеристики полотна, как прочность, толщина, растяжимость.

Простые переплеты

Простой переплет может иметь следующую классификацию:

  • полотняный;
  • саржевый;
  • атласный;
  • сатиновый.

Для простого переплета характерно следующее: основная пересекается с уточной всего лишь 1 раз. Для полотняного переплета характерно чередование основано и уточной нити через одну. А на внешней стороне материала выходит то основная, то уточная нить.

Для материй полотняного переплета свойственна ровная, матовая поверхность, которая ничем не отличается от изнаночной или наружной стороны. Полотно имеет максимальную прочность и плотность.

В результате полотняного переплета удается получить следующие виды материалов:

  • мадаполам,
  • майя,
  • батист,
  • ситец.

Материи саржевого переплетения характеризуются наличием рубчика на наружной стороне. Он рассоложен снизу вверх и справа налево. При последующей выкладке ткацкий станок смещается на одну нить. Саржевой переплет может быть основным и уточным. Для первого типа характерно, когда на наружной стороне материала больше основных нитей, а для уточного – больше уточных. Используя саржевое переплетение, получают такие виды материалов: полушелковые, полушерстяные ткани.

Материал, полученный способом саржевого переплета, отличается от остальных эластичностью. Полотно имеет малые показатели плотности, а также повышенную растяжимость по диагонали.

Полотна сатиновых и атласных переплетений можно отличить по блестящей и гладкой поверхности. На наружной стороне сатина имеются уточные нити, а на лицевой части атласа – основные.

При помощи сатинового и атласного переплета можно получить следующие варианты тканей:

  • сатин (смотрите ),
  • ластик,
  • шелк,
  • корсетные,
  • штапельные ткани для пижам (по ссылке описан ).

К минусам представленных тканей можно отнести сыпучесть и скольжение при настиле и пошиве.

Мелкоузорчатые

этот вариант переплета можно поделить на две подгруппы: производственные и комбинированные. Первый вариант получают методом изменения или усложнения простых переплетений. А вот комбинированные – это материи, полученные методом чередования и совмещения простых переплетений.

Производные переплетения подразделяются на репсовые и рогожку. Репсовое переплетение получается в результате удлинения основных и уточных переплетений . Поперечный репс – это когда, направление каждой основной наблюдается через 2-3 и более уточных нитей. Таким способом можно получить фланель и репс.

Рогожка представляет собой двойное или тройное переплетение. В нем симметричное увеличение в основе и утке основные и уточных нитей. Таким образом, можно получить хлопчатобумажную, шелковую и шерстяную материю. описание ткани саржа.

Саржа может быть ломаной и обратной. Суть ее в том, что имеет елочное переплетение, а направление саржевой полосы меняется под наклоном 90 градусов.

Отличие обратной саржи от ломанной состоит в том, что на участке излома наблюдается сдвиг саржевой полоски. Задействуют ее при получении тканей для платья и пальто.

К производным сатинового переплетения стоит отнести усиленный сатин. Он включает в себя в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия, которые чередуются с шестью уточными. Таким способом, можно получить следующие материи: молескин, хлопчатобумажное сукно, замш, вельветон.

Сложные

Процесс образования сложных переплетений осуществляется из 3 и более систем нитей. В эту категорию можно отнести:

  • двухлицевые,
  • двухслойные,
  • ворсовые,
  • петельные,
  • перевивочные.

Двухлицевые – это результат образования 3 систем нитей, которые имеют плотное переплетение относительно друг друга. Таким образом, получают сатин, байку и сукно. Двухслойные – это результат соединения 4 или 5 систем, соединенных между собой одной из составляющих 4 системы или вспомогательной 5 системой. В таких полотнах наружная и изнаночная части могут существенно различаться. При этом наружная будет гладкоокрашенная, а вот изнаночная – пестротканая. Пике является сложным переплетением . В отличие от сложного пике имеет вспомогательную систему нитей. Лицевая поверхность пике получается полотняным переплетом, а вот благодаря наличию вспомогательной системы оно стягивается, формируя выпуклый узор.

Полотна ворсовых переплетений на наружной части оснащены разрезным, вертикальным ворсом . Он формируется из 3 систем нитей: основной и 2 коренными. Могут быть полотняного или саржевого.

Ворсовое переплетение может быть двух видов: махровое и первичное. Для махрового характерен ворс в виде петель. Такие материи задействуют при производстве купальных полотенец и определенных декоративных деталей.

Для первичного (ажурное) переплетения характерно наличие прозрачных ячеек. Структура его представлена из 3 систем нитей: 2 основы и один уток. Отличить ажурное можно по наличию большой прозрачности. Используют материю при получении хлопчатобумажных, блузочных, шелковых и платьевых материй.

Крупноузорчатые

Этот вариант переплетения формируется путем комбинации различных простых переплетений нити утка и основы. А вот размеры и форма орнамента могут абсолютно различные. Крупноузорчатые переплетения подразделяют на два вида: простые и сложные.

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей. Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов. Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

Базовые термины

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.


Типы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.


Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.


Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается .
  • При преобладании нитей утка ткань называется .

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.


Мелкоузорчатые производные схемы

Большое количество схем переплетений производится усложнением простых видов плетений. Вариантов получения тканей с мелкими узорами при минимальном количестве изменений в алгоритме плетения множество.

Репс

Схема переплетений репса очень похожа на полотняную. Особенность заключается в удлинении какого-либо перекрытия:

  • Если удлинены перекрытия основы, на ткани формируется поперечный рубчик.
  • При удлинении перекрытий уточных нитей образующийся рубчик сориентирован в продольном направлении.

Рогожка

Этот вид переплетения также очень похож на полотняное. Только удлинение составляет 2 или 3 нити. Основные и уточные «шаги» симметричны друг другу.

  • Раппорт чаще представляет собой квадрат 2×2.
  • Иногда его делают крупнее, 4×4.

Рисунок получается ярким, рельефным; подходит для многих типов сырья.

Производные варианты саржевого вида

Существует несколько вариантов усиления саржевого типа плетения. Во всех из них перекрытия удлинены. В результате образуются широкие и четко выраженные диагонали. Удлинения могут быть равносторонними либо с преобладанием основных (уточных) нитей. В зависимости от разновидности примененной схемы формируется тот или иной внешний вид лицевой части ткани.

  1. Сложная саржа имеет на поверхности лицевой части диагонали разной ширины. В дроби, обозначающей раппорт, в числителе и знаменателе указывают несколько цифр. Они отображают количество нитей и величину смешения в узоре каждого вида тканей. Схема плетения иногда называется многорубчиковой.
  2. Ломаная саржа – оригинальный вариант с повторяющимся изломом диагональной полосы под прямым углом. В результате рисунок напоминает елочку. Иногда его так и называют плетением «в елочку».
  3. У обратной саржи в месте излома диагонали выполнен сдвиг. Узор получается еще более необычным.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

В производных вариантах исполнения обеих схем имеется дополнительное перекрывание нитей. Поэтому они называются усиленными. Например, в усиленном сатиновом переплетении из восьми нитей в каждом ряду утка присутствует два перекрытия основы и шесть утка.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы


Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть , сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.


Существует множество видов материй: натуральные - шёлк, шерсть, хлопок, искусственные - вискоза, синтетические и различные смеси. Разнообразие тканей обусловлено не только сырьём. Вид переплетения нитей основы и утка определяет прочность, рельефность, рисунок и другие свойства готовой материи. Сатиновое переплетение - одно из базовых. Существуют и производные от сатинового типы плетения, которые обогащают тканевый рынок.

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с . В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.


Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.


У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус - это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются - сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.


Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как . В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке - креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке - матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина - для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань - драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество - их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, . Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.


Как ухаживать за сатином

Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.

Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.

Время чтения: 5 минут

Атласное (сатиновое) переплетение - еще один вид простых ткацких переплетений (наряду с полотняным и саржевым). Главным отличием от других переплетений является наличие длинных перекрытий нитей, за счет чего лицевая сторона ткани получается гладкой и блестящей. «Атласный» происходит от арабского aṭlas - «гладкий».

Особенности

Нити основы, идущие параллельно друг другу вдоль полотна, через значительный интервал попадают под нитку утка (она идет перпендикулярно основе), то есть, преобладают. Обычно в атласном переплетении четыре и более основных нити перекрывают одну уточную. За счет этого плотность укладки нитей становится высокой, а лицевая сторона получается гладкой, блестящей и скользящей, и, следовательно, повышается износостойкость и долговечность изделия из такой ткани.

Часто атлас путают с сатином, а все потому что тип переплетения у сатина такой же, с той разницей, что на лицевой поверхности преобладают уточные нити над основными.

Сырьем для атласных тканей является шелк и полушелк, для производства сатина обычно используют крученый хлопок или синтетические волокна. Чем больше крутка у хлопчатобумажных нитей, тем больше ткань блестит.

История производства

Первые атласные ткани появились в Китае более двух тысяч лет назад. Производились они из шелкового сырья, технология сохранялась в секрете в течение многих столетий. Популярность материала росла, она распространилась по всей Южной Азии, затем в Древнюю Грецию. В средние века атлас стал известным в Европе.

Так как сырье (натуральный шелк) был очень дорогим, из атласа шили дорогую одежду для императоров, священнослужителей и монархов. Лишь ближе к середине XX века, когда появилось синтетическое волокно, он стал доступен всем. Сейчас из атласа шьют женские вечерние наряды, блузки, платья, домашний текстиль.

Шелковый сатин начали ткать также в Китае, в XII веке. А в 1890 году был запатентован материал сатинового переплетения из хлопчатобумажного волокна. Хлопок сначала подвергают процессу мерсеризации: по очереди опускают в раствор щелочи и кислоты. От этого он становится более прочным и блестящим, а дополнительный атласный блеск хлопковому сатину придает крутка нитей: чем плотнее они скручены, тем сильнее будет блестеть материал и тем больше он будет весить. Применяется преимущественно для производства постельного белья, домашнего текстиля и летней одежды.

Свойства

Ткани, выработанные таким образом, обладают массой достоинств:

  • прочность и долговечность. При правильном уходе достаточно износостойкие и долго не теряют первоначальный внешний вид;
  • гигроскопичность (натуральные разновидности);
  • воздухопроницаемость. Позволяют коже дышать;
  • мягкость. Очень приятны к телу, не вызывают раздражений, поэтому часто используются в качестве подкладки;
  • непрозрачность. Даже самый тонкий атлас и сатин мало пропускают свет, поэтому они широко используются для пошива штор;
  • имеют способность драпироваться. Образуют красивые складки, мягко струятся и переливаются, отражая свет;
  • не электризуются. Натуральный шелк и хлопок не накапливают статическое электричество;
  • не дают усадку после стирки.

Также к шелку и хлопку может добавляться некоторый процент эластичных нитей (эластан, лайкра, спандекс), которые придают материалу растяжимость. Процент эластана может составлять от 1 до 30. Обычно его добавляют и в уток, и в основу, тогда получается полотно, тянущееся в длину и в ширину (би-стрейч). Если же эластан добавлен только в основу или в уток, то полотно будет тянуться либо вдоль, либо поперек (моно-стрейч).

Разновидности

Атласное полотно может быть гладким и с узором. К гладким видам относятся:

  • креп-сатин. Мягкая двусторонняя ткань. При производстве используют гладкие основные нити и крученые уточные;
  • дюшес. Очень плотный и жесткий материал с мерцающим блеском. Используется для пошива свадебных нарядов;
  • обувной атлас. Используется для изготовления нарядной женской обуви.

Для многих материалов гладкий атлас служит фоном. Дополняется он узором различных способов нанесения:

  • жаккард - рисунок получается при помощи цветных нитей или других способов ткацкого переплетения;
  • печать - рисунок наносят печатными валами;
  • тиснение - узор выдавливается термовалом;
  • вышивка - рисунок вышивают на готовой атласной ткани.

По видам узоров различают следующие виды атласов:

  • Хан-атлас, Маргиланский шелк или Ханский шелк изготавливают из нитей натурального шелка разного цвета. Получаются плавные мерцающие переходы. Используется такой материал для пошива национальных костюмов в восточных странах. Одно из названий происходит от города в Узбекистане - Маргилан - один из древних центров производства шелка.
  • Помпадур - с золотистой или серебристой вышивкой, обычно темных оттенков, напоминает парчу. Назван в честь фаворитки Людовика XV.
  • Ментенон - с цветами, вышитыми на темном или светлом фоне, назван в честь фаворитки Людовика XIV.
  • Трианон - атлас с контрастным растительным орнаментом в виде крупных листьев, гроздей, букетов. Назван в честь дворцов, расположенных на территории французской деревни Трианон.


Сатины также можно разделить на виды:

  • шелк-сатин - плотный материал, особенностью которого является наличие двух сторон: изнаночная хлопковая, а лицевая - шелковая;
  • мако-сатин - 100 % хлопчатобумажная ткань без добавления иных волокон. Производится из тонких нитей с обязательным соотношением поперечных и продольных нитей - 31 к 50;
  • жаккард-сатин - ткань с рисунком с лицевой и изнаночной стороны. Рисунок получается именно благодаря ткацкому переплетению. Разновидностью является страйп-сатин с рисунком в виде полос;
  • купонный сатин - материал с нанесенным рисунком определенного размера под конкретное изделие. Например, постельное белье: пододеяльники и наволочки имеют завершенные композиции, а не просто повторяющийся узор.

Особенности ухода

  • Рекомендуется ручная стирка с помощью средств для деликатных тканей.
  • Можно предварительно замочить изделия на 5 минут.
  • Нельзя сильно выкручивать и тереть.
  • Стирка должна производиться отдельно от изделий из грубой ткани.
  • При полоскании в воду можно добавить ложку столового уксуса, это поможет освежить цвет.
  • Гладить нужно с изнаночной стороны на режиме, который соответствует составу сырья.

Ткани атласного переплетения всегда смотрятся нарядно и дорого и имеют много положительных свойств. Из множества типов, различающихся по составу волокон и расцветке, вы всегда сможете выбрать ткань, подходящую именно вам.

Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

Графическое изображение простых переплетений

Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че-тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно-узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

Главные ткацкие переплетения:

1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на-право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно-го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы-рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах-ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе-ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.