Литературный обзор. Возрастные особенности организма женщин зрелого возраста Распространенные психологические проблемы у женщин бальзаковского возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ульяновский государственный университет

Особенности возрастной адаптации женщин второго периода зрелости

Освяник О.А., Давидян Л.Ю.

Ульяновск

Средний возраст человека определяется не только физиологическими изменениями, которые происходят в его организме, но и психологическими новообразованиями, которые неминуемо возникают под влиянием, как внутренних процессов, так и внешних факторов. Поскольку происходящие в этом возрастном периоде процессы весьма специфичны, они зачастую требуют от человека умения быстро перестроиться и приспособиться к изменившимся условиям социального порядка.

Исходя из того, что второй период зрелости хронологически расположен между первой взрослостью и старостью, когда происходят кардинальные изменения на всех уровнях организации человека, он может рассматриваться как критический. Особенности возрастного развития в период поздней взрослости и субъективное переживание ожидания выхода на пенсию, способствует формированию психологической симптоматики предпенсионного кризиса. Переживание этого периода как кризиса проявляется в снижении уровня субъективного благополучия по отношению к различным аспектам жизнедеятельности. При этом повышение уровневых характеристик субъективного благополучия при продолжении профессиональной деятельности после наступления пенсионного возраста носит временный характер .

Критической точкой мотивационного кризиса в этот период, по мнению Э. Фромма , является потеря человеком центрального жизненного мотива - смысла жизни, преданного посвящения себя чему-то или кому-то .

Однако необходимо отметить, что каждый пол по-разному переживает этот возрастной период. В связи с этим важно рассматривать половые особенности возрастных изменений в возрасте 40-60 лет.

У женщин во втором периоде зрелости наступает климактерический период и вместе с социально-психологической адаптацией у нее наступает еще и физиологическая адаптация, что отягощает протекание первой. Резкие социальное или жизненное изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис женщины, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой. В то же время мотивационный кризис может быть обусловлен не только критическими событиями в жизни человека, но и ситуациями появившегося выбора в личной или профессиональной жизни .

С возрастом у женщин происходят изменения отношений к себе, жизни, ценностных ориентаций и других особенностей личности. Для оценки изменений социально-психологических особенностей женщин, происходящих с возрастом, мы провели лонгитюдное исследование социально-психологичеких особенностей женщин. Исследование проводилось на базе женской консультации МСЧ УАЗ г. Ульяновска. Первый замер был сделан в 1998 году и в нем принимало участие 97 женщин 30-39 лет. Повторное исследование проводилось в 2011 году, но в нем смогли принять участие лишь 87 женщин. Для чистоты исследования мы проводили сравнительный анализ ответов этих 87 женщин. Были использованы следующие методики: тест «Незаконченное предложение» Сакса-Леви и тест Ценностные ориентации Рокича.

В ходе диагностики по методике «Незаконченные предложения» (табл.1) выявилось, что у женщин не поменялись отношение по шкалам «отношение к подчиненным», «отношение к вышестоящим лицам». Скорее всего, то связно с незначительными изменениями в карьере женщин (все женщины продолжали работать на период повторного опроса). Отношение к отцу и матери стало терпимее и позитивнее, скорее всего это объясняется тем, что в данном возрасте женщины уже став матерями стали больше понимать поведение собственных родителей. Отношение к себе стало тоже менее критично, женщины стали принимать себя больше и чаще оправдывать свое поведение.

Отношение к будущему стало более реалистично, однако у многих женщин можно констатировать отсутствие мечты. У незамужних женщин мечты связаны с замужеством или устройств личной жизни (89%). Отношение к прошлому стало нейтральнее, женщины произвели переоценку ценностей и оценивают его с более толерантных позиций. Однако 13,8 % женщин не поменяли своего мнения по отношению к прошлому.

Нереализованные возможности стали прагматичнее и более материальные, чем было при первом замере. У женщин так же улучшилось и отношение к сотрудникам. Женщины стали более терпимы и позитивнее в высказываниях. Нейтральнее стали отношения с друзьями. Женщины стали более независимы и самодостаточны.

У женщин второго периода зрелости усиливается когнитивный компонент умозаключений Скорее всего это объясняется тем, что у женщин уже достаточно знаний о себе для своей объективной оценке. Эмоциональный компонент становится более сдержанным и свернута к категорическим характеристикам.

Таблица 1

Результаты лонгитюдного исследования по тесту «Незаконченные предложения» (n=87)

Группы предложений

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

p<0,05 показатель достоверности различия с контролем

Уменьшилось выраженность страхов и опасений, женщины стали более уверены в себе и терпимее к своим недостаткам. У 5,7% женщин страхи вообще кардинально поменялись.

Однако необходимо заметить, что у опрошенных женщин ухудшились отношения к лицам противоположного пола и сексуальные отношения, это может объясняться разочарованиями в личной жизни и разводами, которые произошли у 28,7% женщин за прошедший период. Причем ухудшение сексуальных отношений у 92% женщин, их которых лишь 31,5% женщин находились в разводе. Однако важно заметить, что не поменялось отношение к семье. Для большинства женщин семья это они и их дети, иногда их внуки, которых женщины уже ждут с нетерпением. Мы можем видеть как поменялись акценты в семейной жизни: с сексуальных отношений к материнству. возрастной переживание взрослость психологический

Муж характеризуется как необходимая часть семьи, семья без мужа воспринимается данной аудиторией как «неправильная», «неполноценная». Однако у женщин 40-60 лет муж редко занимает в жизни основное место. Опрошенные сами отмечают разницу между собственными семьями и воспринимаемыми «семьями прошлого» в отношении к мужчине: он утрачивает роль «опоры», «главы». При этом такое воспринимаемое изменение роли мужчины в семье оценивается негативно, вызывает сожаление.

Забота о пожилых родителях тоже выступает необходимостью, несмотря на то, что опрошенные предпочитают проживать отдельно от «старшего поколения». В своей заботе о родителях женщины видят возвращение когда-то полученной заботы, выполнение долга. Забота о состарившихся родителях важна и как пример для собственных детей, дает надежду на то, что и в собственной старости, они будут окружены заботой.

Ребенок для российской женщины - обязательная часть социальной самореализации, это своего рода экзамен на право быть полноценной женщиной и приниматься с уважением окружающими. Именно мать является носителем семейных отношений, главной распорядительницей быта, хранительницей очага. Дети сохраняют теплые отношения с родителями до глубокой зрелости, и вмешательство матери в дела взрослых детей не считается неделикатным.

Суть Я-концепции становится самоактуализация в пределах принятых нравственных норм и ценностей. Женщина становится более привержена традициям. Личностные конструкты прошли свою проверку реальностью и те, что выдержали эту проверку стали доминирующими. Однако у женщин присутствует некая напряженность «нереализованных возможностей» и тоска по «потерянному времени». Это в свою очередь нагнетает усилия женщины в направлении действий, противоречащих как общесоциальным правилам, так и концептуальным личностным нормам.

Женщина продолжает ориентироваться на тот Я-образ который она выделяла 10 лет назад. Однако число частных самооценок сокращается и самооценка приобретает обобщенный характер.

Однако позитивное или негативное отношение к себе может рассматриваться как результат соответствующего когнитивного программирования, отражающего мысли женщины о себе, ее установки на самовосприятие (особенно это касается внешности и веса). Эмоции могут выражаться здесь как результат эмпирической проверки личностных когниций.

Самооценка женщин ранней зрелости имеет преимущественно прагматическую направленность (все еще будет в будущем и только хорошее чаще), в то время как в зрелом возрасте она меняется и отражает актуальные самопроявления человека и выполняет корректирующую функцию («время собирать камни»). Спустя 12 лет женщина пересматривает свои личностные и профессиональные достижения, таким образом, происходит коррекция ее Я-кнцепции, ретроспективная самооценка меняется вместе с выводами о своем поведении и своей деятельности.

Таким образом, за 12 лет женщины стали толерантнее к себе, своему прошлому и будущему, своим страхам и опасениям, своим родителям, но более категоричны у них стали суждения о личной жизни и сексуальной неудовлетворенности. Для них меньше стал важен муж и более важны дети. Они стали вести более замкнутый образ жизни и меньше встречаться с друзьями. Часть женщин просто растеряли друзей и эту нишу заполнили родственники. Многие свои нереализованные возможности уже перестали быть ценными и женщины стали более прагматичными. Причем так же следует заметить, что 35,6% вообще не оказались заинтересованы в собственной динамике и отказались от сравнительной информации.

Проведя количественный сравнительный анализ мы можем видеть что наибольшие изменения у женщин произошли по шкалам: «сексуальное отношение» (6,69), «отношение к матери» (4,90), «отношение к отцу» (4,60), «отношение к себе» (4,43), «отношение к своему прошлому» (3,79), «страхи и опасения» (2,68), «чувство вины» (2,06), «отношение к сотрудникам» (1,78). Меньше всего произошли изменения по шкалам: «отношение к вышестоящим лицам» (0,2), «отношение к семье» (0,23), «отношение к подчиненным» (0,27).

Таблица 2

Динамика инструментальных ценностей у женщин (n=87)

Инструментальные ценности

Дина-мика

Аккуратность

Воспитанность

Высокие запросы

Жизнерадостность

Исполнительность

Независимость

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Образованность

Ответственность

Рационализм

Самоконтроль

Смелость в отстаивании своего мнения

Чуткость

Терпимость

Широта взглядов

Твердая воля

Честность

Эффективность в делах

p<0,05 показатель достоверности различия с контролем

Таким образом, мы можем констатировать как качественные, так и количественные изменения в показателях отношений женщин к выделенным параметрам.

Анализ инструментальных ценностей (таб. 2) так же показал возрастную динамику. В возрасте 30-39 лет для женщин были важны: высокие запросы, терпимость, жизнерадостность, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, то теперь этот список меняется: терпимость, жизнерадостность, рационализм, образование, чуткость. Если в молодом возрасте для женщин менее важно было: эффективность в делах, широта взглядов, твердая воля и чуткость, то во второй половине взрослости для женщины уже не важны: высокие запросы, непримиримость к себе и другим, смелость в отстаивании своих взглядов, честность и исполнительность.

Анализ оценок показывает, что наибольшие изменения произошли в ценностях: высокие запросы (ранг 17.8, прежний - 1.2), непримиримость к себе и другим(ранг 17.2, прежний - 5.4), эффективность в делах (ранг 6.6., прежний 17.7), исполнительность (ранг 13.4, прежний - 4.3), рационализм (ранг 3.8, прежний 2.1) и чуткость(ранг 13.6, прежний -5.7). Меньше всего изменениям подверглись такие ценности как терпимость (ранг 1.8, прежний - 2.1), самоконтроль (ранг 7.8, прежний - 8.3), жизнерадостность (ранг 2.6, прежний - 3.1) и твердая воля (ранг 12.8, прежний - 15.9).

При анализе терминальных ценностей (таб.3) мы можем видеть что если раньше для молодых женщин было важно: интересная работа, счастье других, жизненная мудрость и здоровье, то теперь наиболее ценными являются: здоровье, материально обеспеченная жизнь, познание, общественное признание и жизненная мудрость.

Если в молодости не уделялось внимание таким ценностям как материально обеспеченная жизнь, познание и развитие, то в зрелом возрасте уже не важны такие ценности как: удовольствие, свобода и счастье других.

Наибольшие изменения в терминальных ценностях произошли по таким ценностям как материальное обеспечение (ранг 1.9, прежний - 17.6), познание (ранг 2.1 - прежний 16.4), счастье других (ранг 14.2, прежний 2.4) и общественное признание (ранг 3.2, прежний -12.2).

Таблица 3

Динамика терминальных ценностей женщин (n=87)

Терминальные ценности

Динамика

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Общественное признание

Познание

Продуктивная жизнь

Развитие

Счастливая семейная жизнь

Счастье других

Творчество

Уверенность в себе

Удовольствия

p<0,05 показатель достоверности различия с контролем

Меньше всего изменилась значимость таких ценностей как продуктивная жизнь (ранг 11.4, прежний 11.2), красота природы и искусства (ранг 16.7, прежний 17.2), развитие (ранг 13.9, прежний 14.6), жизненная мудрость (ранг 4.1, прежний 3.5), счастливая семейная жизнь (ранг 6.9, прежний 7.7) и уверенность в себе (ранг 7.9, прежний 8.7).

Систематизируя группы ценностей по блокам (таб.3), мы можем видеть что максимальное изменения произошли в группе индивидуальных ценностей, а наименьше изменения в группе ценности общения и абстрактные ценности.

Суммарные изменения ценностных ориентация

Ценности

Входная диагностика

Выходная диагностика

Динамика

Этические ценности

Ценности общения

Ценности дела

Индивидуалистические ценности

Ценности принятия других людей

Конкретные ценности

Абстрактные ценности

Ценности профессиональной самореализации

Ценности личной жизни

У женщин второго периода взрослости на ведущие позиции вышли конкретные ценности и ценности общения, в отличии от их предпочтений в более молодом возрасте когда важными были ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Менее важными с возрастом стали такие группы как абстрактные ценности и ценности дела то время как в молодом возрасте для них не были важны индивидуалистические и этические ценности.

Таким образом, мы можем констатировать возрастные изменения женщин как в смыслосодержащей сфере, так и в сфере ценностей и отношений. Женщина становится мудрее, терпимее, толерантнее, переживает неудачи и обиды слабее и живет скорее в прошлое -настоящем чем в будущем. Для них менее важной становится групповая оценка и групповое признание. В возрасте 40-60 лет женщины более самодостаточны и относятся нейтрально к смене окружающей среды, но тяжело переживают расставания с семьей и родней. Они готовы к увеличению социально-ролевого репертуара, и совмещению работы с семьей, т.к. они не готовы полностью полагаться на супруга в экономическом благополучия семьи.

Литература

1. Скрыль В.Н. Особенности проявления нормативного кризиса развития женщин в период поздней взрослости. Автореф…к..псих.н., Санкт-Петербург, 2009.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.

3. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/ под. Ред. А.А.Реана. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.

4. Лучшие Психологические тесты для профориентации и профотбора. отв.ред. А.Ф.Кудряшова, Петразаводск, «Психея», 1992. 318 с.

5. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 - 29.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "жизненные перспективы личности" и характеристика психологических особенностей периода взрослости. Поиск путей самоактуализации. Обоснование методов и описание процедуры исследования предпенсионного возраста, анализ полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2010

    Периодизация возрастного развития. Период раннего и дошкольного возраста. Школьный и юношеский периоды. Акмеологический период развития – период взрослости. Геронтогенез. Потенциалы возрастного развития. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2008

    Характеристика психологической природы и структуры восприятия времени. Теоретические подходы к определению понятия "время". Анализ субъективного психологического восприятия времени в период средней и поздней взрослости как ресурса, имеющегося у человека.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2014

    Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения. Теоретический анализ проблемы тревожности и аддиктивного поведения в возрасте поздней зрелости. Влияние курения на психику, понятие болезни отмены. Поздний период в жизни человека.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Периодизация возрастного развития. Период раннего и дошкольного возраста. Школьный и юношеский периоды. Акмеологический период развития–период взрослости. Геронтогенез. Потенциалы возрастного развития. Френсис Гальтон: "наследственность гения".

    курсовая работа , добавлен 25.12.2007

    Развитие психических функций человека. Взрослость как психологический период. Психофизиологическая эволюция взрослого человека. Особенности возрастного изменения развития личности в период взрослости. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2012

    Характеристика развития личности взрослого человека. Психофизиологические изменения и проблемы периода средней взрослости. Психологические факторы кризиса. Эффект кумулятивности. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование личности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Теоретическое исследование психологических и физиологических изменений в организме пожилого человека. Изучение и анализ психологических особенностей и задач развития людей пожилого возраста. Состояние поздней взрослости и самосознание старого человека.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Основные психологические качества личности водителя. Причины и последствия автомобильной аварии личности в период взрослости. Разработка коррекционно-развивающей программы по снижению переживания ситуации автомобильной аварии, оценка её эффективности.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2017

    Проблема изучения материнства в отечественной и зарубежной психологии. Основные особенности ценностно-смысловой сферы, ценностно-смысловая сфера в период ранней взрослости. Исследование терминальных ценностей в экспериментальной группе по тесту Рокича.

Существуют предрассудки, что после достижения определенного возраста, не принято одеваться или вести себя так, как раньше. Возрастные стереотипы в основном направлены на девушек после 30 и 40 лет. Существуют тысячи табу для женщины определённого возраста: короткие шорты, тату, пирсинг, вызывающий макияж… Но что, если внешние данные позволяют выглядеть молодо и соответственно себя вести и одеваться?

Стереотипы для девушек после 30 лет

  1. Можно ли надевать молодежные вещи? Конечно, девушке в 30 лет не следует ходить в мини-юбке и коротких шортиках. Нежелательно носить короткие кофточки, открывающие область живота. Такую одежду можно надеть на природу. Бутафорные украшения тоже попали под запрет. В 30 лет девушке подойдет элегантный стиль, а не рваные джинсы с футболкой с ярким принтом.
  2. В 30 лет личная жизнь не под запретом. Но прилично ли быть незамужней в этом возрасте? В селах принято считать, что девушка к 30 годам уже обязательно должна познать семейный быт. И неважно, развелась ли она или все еще замужем. Хотя для городских девушек ничего подобного не придумано, они могут жить в своё удовольствие хоть до самой пенсии. То же касается и утверждений, на подобие » до 30 лет девушка обязательно должна родить». В 20 лет можно создать семью и разочароваться в своем выборе, сделанном по «глупой» молодости. Свою судьбу можно встретить и в 35 лет, быть счастливой и любимой женщиной, и только потом родить ребенка.
  3. Можно ли девушке после 30 лет надевать купальник с трусиками стринги? Скорее всего, в этом возрасте у женщины есть муж и ребенок. А попа является интимной частью. Да и фигура девушки уже не та, как в 20 лет – тело приобретает округлую форму, заметны признаки целлюлита, оно вам надо?
  4. Нельзя задерживаться на деловые встречи. Это портит репутацию в глазах деловых партнеров. Успешная женщина должна правильно распределять свое время. Отговорки, которые были уместны в 20 лет уже не подходят.

С девушками в 30 лет все понятно. А как дела обстоят с 40-летними женщинами? В этом возрастном периоде женщина уже должна знать как стать успешной и счастливой. И знания эти она должна получить не из книжек, а из жизненного опыта. Женщина в 40 лет способна сама решить свои проблемы. Она понимает психологию мужчины, находит логическое объяснение его поступкам. Они больше не «закрытая книга» для нее. Низкая самооценка нехарактерна сорокалетней женщине, она знает себе цену.

Стереотипы для женщин после 40 лет

  1. Длинные волосы неуместны, ведь короткая стрижка делает женщину моложе. Но выбор прически должен быть индивидуальным! Можно попросить совета у опытного парикмахера. А седина и вовсе делает вид женщины неухоженным, поэтому рекомендуется использовать краску для волос. Светлые оттенки делают женщину моложе, но главное подобрать подходящий для вас тон волос.
  2. Интимная жизнь после 40 лет невозможна. Зрелые женщины тоже имеют право на интимную жизнь, и нуждаются в ней ничуть не меньше «молодых». И в этом нет ничего постыдного.

Важно всегда понимать, что женщину характеризует не цифра в паспорте, а ее состояние души. Если вы жизнерадостны и в хорошей физической форме — никакие стереотипы не важны! Живите в своё удовольствие!

Общепризнанно и естественно, что одна из основных функций женского организма, которая по большому счету определяет роль женщины в любом обществе - это детородная функция, т.е. репродуктивная способность. И функция эта, как известно, ограничена возрастными рамками. Но перешагнув за определенный возрастной рубеж, женщина не перестает быть женщиной, и ей все так же жизненно необходима гармония душевного и физиологического начал в организме.

Как правило, культура нашего здоровья не простирается за рамки детородной функции и, исполнив свои «обязательства» по этому пункту, мы благополучно забываем о дальнейшем регулярном посещении женской консультации. А между тем, женское здоровье нуждается в заботе и внимании не только в фазе активного репродуктивного возраста, но всю жизнь.

Этот материал адресован всем женщинам и девушкам, не зависимо от возраста, но скорее всего более внимательно прочтут его женщины, которые вступили в то замечательное время, когда счастливые трудности вынашивания ребенка и родов уже давно позади и появляются мысли о естественном завершении своей мисси как продолжательницы рода.

В этой связи хочется поговорить об изменениях, особенностях женского организма в разные возрастные периоды - что ждать, на что обратить внимание, что считать нормой, а что посчитать поводом для визита к своему доктору.

В целом, в любом возрасте первое место в структуре гинекологических заболеваний занимают воспалительные заболевания(более 60 %), часто вызывающие не только нарушение трудоспособности женщины и нарушение ее детородной функции, но затрагивающие и другие функций женского организма. Тем не менее, большое значение в специфике заболеваний женской сферы имеют определенные периоды жизни женщины. Эта возрастная специфичность в основном определяется анатомо-физиологическими особенностями женского организма в отдельные периоды жизни. Давайте вместе разберемся, какие характерные особенностии изменения несут женскому организму эти временные периоды.

Итак, в жизни женщины принято различать:

1) период внутриутробного развития;

2) период детства (от момента рождения до 9—10 лет);

3) период полового созревания (с 9—10 лет до 13-14 лет);

4) подростковый период (от 14 до 18 лет);

5) период половой зрелости, или детородный (репродуктивный), возраст от 18 до 40 лет;

6) период переходный, или пременопаузы (от 41 года до 50 лет);

7) период старения, или постменопаузы (с момента стойкого прекращения менструальной функции).

Период половой зрелости является наиболее продолжительным в жизни женщины. Для репродуктивного возраста характерно формирование стойких взаимоотношений в гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системе ициклические изменения в организме женщины, наиболее выраженные в половой сфере.Организм женщины готов к оплодотворению, вынашиванию беременности и рождению ребенка, лактации. Регулярные циклические изменения во всем организме внешне проявляются стабильными менструациями - это и есть основной показатель благополучия женского организма.Конечно,не стоит ориентироваться исключительно на этот показатель, и тем не мене регулярность, стабильность, безболезненность цикла - это то, что принято считать нормой. Конечно, есть частные случаи, когдапоставленный тот или иной диагноз не является типичным для определенной возрастной группы, но, в общем и целом современная женщина должна ориентироваться в тех проявлениях и симптомах, которые могут ожидать ее и на которые необходимо обратить наиболее пристальное внимание.

Например, наиболее частыми жалобами и специфичными проблемами данного возрастного периода являются: воспалительные заболевания половых органов, нарушение менструального цикла различного происхождения, кисты, бесплодие.Ближе к 40 годам возрастает частота доброкачественных и злокачественных опухолей половых органов.

Вообще нужно понимать, что именно репродуктивный возрастявляется наиболее рискованным и критическим в отношении воздействия вредных факторов. К ним относятся: раннее начало половой жизни, большое число половых партнеров, инфицирование различными возбудителями инфекций, ранние беременности, в том числе и заканчивающиеся абортами.

Кроме уже описанных частых нарушений, можно сказать и о различныхпатологияхшейки матки.Шейка матки имеет свои клинические и функциональные особенности в различные возрастные периоды жизни женщины. В последние годы отмечается рост числа случаев заболеваний шейки матки у молодых женщин.По данным статистики,пик заболеваемости папилломо-вирусной инфекциейприходится так же на репродуктивный возраст женщин и именно за счет этогорастет заболеваемость раком шейки матки.

Ну и еще один «бич» репродуктивного периода, о котором стоит отдельно упомянуть - это миомы. Миома матки — это доброкачественная опухоль, которая развивается в миометрии — мышечной оболочке матки.Миома Увеличивается в размерах под действием женских половых гормонов — эстрогенов, и поэтому принято считать, что это заболевание носит гормонозависимый характер.У женщин с миомой матки удлиняется период функционирования яичников. Регулярные менструации могут сохраняться до 55 лет. С наступлением менопаузы (прекращение менструаций), отмечается регресс (обратное развитие) опухоли.Говорить о профилактике и предотвращении миом можнодостаточно условно. Но факторы риска развития миомы выявить необходимо. К ним относятся - наследственная предрасположенность (наличие миомы матки у прямых родственниц), нарушения менструальной функции, нарушение репродуктивной функции (бесплодие, невынашивание беременности), нарушение обмена веществ (ожирение, сахарный диабет).

Попытаемся привести наиболее распространенные проявления и симптомы у женщин данной возрастной группы, проявление которых может свидетельствовать о гинекологических заболеваниях: нерегулярные, болезненные менструации и нарушения цикла; изменение характера выделений;появление некомфортных ощущений; половые расстройства, дисгармония половых отношений; отсутствие беременности более 1 года при регулярной половой жизни; появление болей, объемных образований в области малого таза и брюшной полости.

Период пременопаузы характеризуется переходом от состояния половой зрелости к прекращению менструальной стабильности.В этот период у женщин нередко наступают нарушения центральных механизмов, регулирующих функцию половых органов, и как результат нарушение цикличности.Этот возрастной рубеж несколько смещает акценты - например реже встречаются воспалительные процессы половых органов, но значительно повышается частота опухолевых процессов и нарушений менструальных функций (климактерические кровотечения). Так же в этом возрасте происходит прогрессирующее истощение фолликулярного аппарата яичников. Ну и, наверное, основное, чем характерен этот период - это изменение гормонального фона, а именно прекращается выработка прогестерона и снижение секреции эстрогенов. Все это приводит к изменениям во внутренних органах и системах организма и при отсутствии своевременной коррекции значительно снижают качество жизни женщины.

У 40-60% женщин в период перименопаузы могут развиться симптомы климактерического синдрома, урогенитальные и сексуальные расстройства. Все это выражается в следующих неприятных ощущениях: приливы, потливость, повышение или понижение артериального давления, головная боль, нарушение сна, депрессия и раздражительность, учащенное мочеиспускание, как днем, так и ночью, подтекание мочи.

Очень многие женщины подходят к периоду менопаузы и имеющимися заболеваниями эндокринной системы, в частности с нарушениями работы щитовидной железы.Около 40% женщин имеют узловые образования и гипотиреоз. Менопауза у женщин с патологией щитовидной железы в отличие от женщин без оной наступает раньше

Следующий важный этап в жизни женщины - после 50 лет . Данный период характеризуется общим угасанием женской половой системы, при котором женский организм продолжает терять эстрогены. Поэтому в этом возрасте часто развиваются различные патологические состояния, а посему в этот период особенно необходимо наблюдаться у гинеколога для подбора индивидуальной коррекции возрастных изменений гормонального статуса. Что может насторожить или откровенно «портить жизнь»? Это быстрое старение и сухость кожи, частые головные боли и нарушение сна,снижение памяти и раздражительность,резкоеснижение или избыток веса. По сути- как это ни грустно - это фаза старения, которая вписывается в общий процесс старения всего женского организма.

В период постменопаузы чаще, чем раньше, встречаются опущения и выпадения половых органов, а также злокачественные опухоли. Постепенно происходит полное угасание функции яичников (отсутствие овуляции, циклических изменений в организме), а снижение уровня эстрогенов может привести к поздним обменным нарушениям - остеопорозу, атеросклерозу, кардиомиопатии.

Что же можно сделать? Как мы сами можем свести риски описанных возрастных нарушений к минимуму? Конечно же, это в первую очередь профилактика, которая исходит из правильно сформированной культуры здоровья (см. материал о Культуре женского здоровья на нашем сайте http://endometriozu.net/informaciya-o-zabolevanii ).

Ни в коем случае не стоит недооценивать важность профилактических осмотров в период, когда, казалось бы,выполнена детородная функция. Жизнь не просто продолжается. В этом период женщина, правильно настроенная на восприятие своего возраста поистине расцветает. И «помогать» своему организмубыть в форме - наша обязанность перед самими собой.

Кроме регулярных посещений своего доктора (стоит ли напоминать о том, что к зрелому возрасту этот врач должен быть априори?),профилактика воспалительных заболеваний внутренних половых органов заключается в тщательном соблюдении личной гигиены и культуры половых отношений, а также в своевременном выявлении и лечении воспалительных заболеваний других органов и систем. К слову сказать, что налицо тесная взаимосвязь заболеваний молочных желез и половых органов, которая подтверждается высокой частотой сочетания этих заболеваний, поэтому о своевременных визитах к маммологу тоже забывать не стоит.Ведь любой организм - это слаженный, взаимосвязанный механизм, где нет работающих отдельно взятых систем.

Так, например, уже говорилось о частоте нарушений в эндокринной системе. В этом случае мы можем помочь себе, отразивнеобходимость ранней диагностики и лечения различных дисфункций щитовидной железы.

Кроме того, одним из важных звеньев профилактики острых воспалительных заболеваний у женщин является своевременное выявление специфической инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.

Профилактика гинекологических заболеваний преследует основную цель - здоровье женщины во всех периодах ее жизни!И начинать ее нужно с детского возраста. После начала половой жизни рекомендуется проходить плановое обследование у гинеколога раз в год. Внеплановые осмотры необходимы при появлении каких-либо жалоб, либо при смене сексуального партнера. Ведь часто заболевания в гинекологии протекают без выраженных симптомов и в запущенном состоянии могут привести к онкологической патологии, бесплодию, внематочной беременности и другим неприятным последствиям.

Не нужно забывать, что в любом периоде жизни регулярная физическая нагрузка чрезвычайно полезна, а на подходе к климактерическим изменениям - особенно.Она снижает риск заболеваний сердца и остеопороза. Физическая активность стимулирует мозг, вызывая выделение эндорфинов, которые способствуют хорошему самочувствию. Уменьшается депрессия, облегчаются физические боли.

Об этом возрасте известно очень много и очень мало одновременно… Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки перестройки репродуктивной системы далеко не в лучшую сторону. В это время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания.

Переходный возраст - это очень короткий период жизни,
когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности действия и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели....

Физическое развитие. Характеризуемый как период «акме», возраст 30 лет является пиковым в физической деятельности. Достигнув вершины развития к 30 годам, физические возможности постепенно идут на убыль после этого возраста. Но этот спад (в промежутке от 30 до 40) не так резок. «До 40 лет уровень физических возможностей взрослых продолжает оставаться чрезвычайно высоким» .

Большую роль в этом возрастном периоде играет тот образ жизни, который велся человеком до достижения 35-40 лет. При ведении здорового образа жизни, регулярных занятий физическими упражнениями, физические навыки поддерживаются на функциональном уровне.

Несмотря на низкий уровень смертности в этой возрастной категории, именно в период ранней взрослости начинают развиваться многие наследственные (диабет, сердечные заболевания) или связанные со стрессами болезни (гипертония, язва, депрессии), хотя мы можем и не чувствовать их симптомов.

Что касаемо здоровья репродуктивного у женщин, то процесс дегенерации неоплодотворенных яйцеклеток между 28 и 35 годами стабилизируется, а после 38 лет овуляция идет на убыль, что влияет на способность женщины зачать ребенка. Репродуктивная функция у мужчин сохраняется на оптимальном уровне, хотя после 40-45 лет может пойти на убыль, что выражается в появлении импотенции.



Таким образом, возраст от 30 до 40 лет характеризуется максимальными физическими возможностями, т.е. примерно в 33-35 лет достигается пик физического развития взрослого человека.

Когнитивное развитие. Во взрослости очень трудно выделить определенные стадии когнитивного развития, но необходимо отметить, что в возрасте от 20 до 40 лет наблюдается пик познавательной деятельности взрослого.

Необходимо отметить, что в период взрослости на когнитивное развитие влияют образование и жизненный опыт. Какие именно навыки в когнитивной сфере развиваются во взрослости сказать трудно, и до сих пор нет полного согласия по этому вопросу. Но можно предполагать, что те навыки, которые используются чаще всего, сохраняются лучше (например, у архитекторов развитым остается пространственно-визуальное мышление).

При изучении вопроса о когнитивном развитии во взрослости теоретиками разрабатываются теории, в которых делаются попытки выделить стадии этого развития. Так, продолжая логику Пиаже относительно стадий когнитивного развития, Клаус Ригель, выделяет еще 5 стадию когнитивного развития. Это стадия диалектического мышления, «на которой человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует и интегрирует их» . Происходит интеграция идеального и реального, когда формально-операциональное мышление дилектически корректируется реальностью мира.

По мнению теоретика Лейбоуви-Виф, критерием когнитивной зрелости взрослых является «обязательность и ответственность», основанные на развитие саморегуляции при переходе к зрелости. Согласно ее взглядам, взрослый человек должен обладать навыками самостоятельного принятия решений.

Некоторые исследователи полагают, что все когнитивные навыки, необходимые человеку во взрослости, формируются в предыдущих возрастных периодах. А взрослый лишь использует то, что приобрел, чтобы развиваться дальше в карьере, жизни. Этот период, согласно Шайи, называется периодом достижения, главной особенностью которого является умение принимать личные решения касательно своей жизни.

Кеган же считает, что человек развивается на протяжении всей взрослой жизни, путем изменения и выработки смысловых систем, которые становятся уникальными, но имеют сходства «со смысловыми установками других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития» .

Таким образом, при трудности выделения стадий когнитивного развития, если таковые имеются, можно утверждать, что главным в развитии когнитивной сферы является умение находить для себя смыслы и принимать личные решения, способствующие укреплению позиций в профессии и семье.

Задачи развития.

Левинсоном были проведены исследования группы мужчин и женщин (возраст от 35 до 45 лет) на основе интервью.

Хотя первоначально Левинсона интересовал период от 35 до 45 лет, он обнаружил, что полноценное развитие и адаптация на этой стадии зависят в значительной степени от роста индивидуума в период начинаний (от 17до 33лет), поделенный на 3 подпериода.

Для мужчин в их жизни являются важными такие задачи, как определение мечты, обретение наставника, построение карьеры, установление близких отношений. Существенно обрести свою мечту, которая бы вдохновляла мужчину в деятельности. Для осуществления мечты необходима помощь наставника, вселяющего уверенность. Важно построить карьеру для того, чтобы самоопределиться во взрослости, заключить брак и построить крепкие семейные отношения. Необходимо отметить, что только лишь после 30 лет мужчина развивает способность к серьезным отношениям партнерства с женщиной.

Перед женщинами стоят те же задачи развития, но имеются существенные различия в том, как эти задачи выполняются.

Личность, семья и работа. Именно в этих трех взаимосвязанных сферах происходит развитие взрослого человека. Создание семьи (установление отношений близости с женой/ мужем и передача своего жизненного опыта детям посредством их воспитания) или же попытка продуктивно реализовать себя в профессии являются путями достижения генеративности, которая в теории Эриксона является главной задачей развития взрослых.

Семья – важный контекст развития взрослых. В 30 летнем «бальзаковском» возрасте женщина требует, чтобы мужчина питал к ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради него. Усложняются отношения с детьми, которые, как правило, вступают в подростковый возраст. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери. Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.). Это делает его не только более широким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами - проблемами защиты социальных прав своих близких от воздействия чужих людей . Необходимо научиться принимать новые роли и строить свое поведение в соответствии с этим, что требует терпения и мудрости. Для мужчин также важно при освоении родительской роли найти свое место в семейных отношениях и принимать на себя ответственность за разные проявления жизни семьи.

Помимо семьи, важным является профессиональное совершенствование. Считается, что в профессиональном пути, возрастной промежуток от 25-30 до 40-44 лет является этапом, когда совершенствуется профессиональное мастерство и происходит продвижение по служебной лестнице. Ближе к 40 годам человек стремится показать все, на что он способен в избранной профессии. Занимается прочное положение в профессиональной сфере деятельности, что приводит к стабильности.

По достижении задач развития, поставленных в возрастном промежутке от 30 до 40 лет, человек переходит на новый этап в своем жизненном пути, связанный с переходом в срединный путь жизни. Открывается этот промежуток кризисом 40 лет.

Таким образом, то, что было нажито и пройдено человеком до 40 лет, определяет течение его дальнейшей жизни и переживание последующих кризисов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002 – 992 с.

3. Порхачева Л.В. , Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.