Кто строил морской город на нефтяных камнях. Чудеса и тайны Азербайджана

О.БУЛАНОВА

Инженерам знакома техника строительства на искусственных островах и на сваях. Но вот чтобы целый город был построен на сваях, да еще и не просто город, а специальное поселение рабочих-нефтяников, добывающих нефть в открытом море за десятки километров от берега, – такого человечество не знало никогда.

Однако такое чудо было построено – в 1949 г. в 42 км от Баку в открытом море, и факт этот был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. Город получил название Нефтяные Камни. На это место обратили внимание еще в 30-х гг. Называлось оно Черные Камни. Это была небольшая гряда еле выступающих над поверхностью Каспия скал.

Название скал – Черные – возникло не просто так. Еще издревле мореходы замечали, что и скалы, и вода вокруг черная от сочащейся из глубины нефти. Молодой советской стране нефти было нужно все больше и больше, и появилось решение начать в этом месте ее добычу. Но в открытом море нефть еще никто никогда не добывал, хотя вопрос этот подымался еще в 1896 г.

Тогда идея был отклонена, но ровно через 50 лет о ней вспомнили и в 1946 г. на Черные Камни была организована большая экспедиция АН АзССР. Выяснилось, что разливы нефти там неслучайны – под морским дном располагается большой нефтеносный слой. Подготовительные работы были завершены и 14 ноября 1948 г. на Черные Камни с буксира «Победа» высадился первый десант азербайджанских нефтяников.

Интересно, что возглавлял десант Николай Байбаков, ставший буквально через месяц министром нефтяной промышленности СССР.

Поначалу все строили на вбитых в морское дно деревянных сваях, но такой подход значительно замедлял темпы освоения месторождения – людям попросту негде было развернуться, да и жить где-то надо было. Решение пришло полуфантастическое – создать «остров погибших кораблей», точнее – специально затопленных. Из Бакинской бухты пригнали отслужившее судно «Чванов» и притопили его – чтобы не уплыло. В его помещениях устроили спальные и рабочие места.

Летом 1949 г. к бурению первой скважины все было готово и 24 августа бригада Михаила Каверочкина приступила к работе. К празднику 7 ноября (в СССР все делалось к праздникам) скважина дала первую нефть с километровой глубины. Объем поражал: в сутки добывали 100 т. В честь такого важного события Черные Камни были переименованы в Нефтяные и уже под этим названием вошли в мировую историю.

Опыт с «Чвановым» оказался удачным, и перед бурением второй скважины к ней привели еще несколько списанных судов и превратили их в искусственный остров, условно называемый Островом семи кораблей. Именно с этого момента можно отсчитывать «сухопутную» историю Нефтяных Камней. Суда послужили фундаментом и начальной точкой насыпной дамбы с бетонной подушкой, создание которой позволило построить на Нефтяных Камнях многоэтажные дома. В числе этих кораблей был , построенный в 1887 г. по инициативе и чертежам Нобелей.

Скважина на Острове семи кораблей, вторая по счету, дала нефть в первой половине 1950-го, причем ее количество немногим уступало количеству из первой скважины. Стало ясно: ученые не ошиблись – ставка на морское дно оказалась верна. Было принято принципиальное решение – перевести Нефтяные Камни из стадии разведки в стадию промышленной добычи нефти.

Уже в феврале 1951 г. первый танкер, заполненный нефтью Нефтяных Камней, стал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта в Дюбенди. В том же году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

Два металлических искусственных острова из «погибших» кораблей было решено соединить эстакадой, возвышающейся над морем на деревянных сваях. Чуть позже на острова завезли полмиллиона кубометров скальных глыб и песка, вокруг соорудили волноломы и причалы.

Строительство эстакады началось в 1952 г. К концу 50-х Нефтяные Камни представляли собой уже довольно крупный рабочий поселок с двумя электростанциями, котельной, баней, медпунктом. Для рабочих были построены 16 двухэтажных деревянных бараков. Самый старый барак («первый дом») был сдан в эксплуатацию 3 марта 1949 г.

Чтобы доставлять рабочих на вахту, к максимально близкой точке на краю Абшерона – острову Пир-Аллахи – подвели железнодорожные пути и пустили по ним электричку из Баку (сам остров соединили с материком дамбой).

Чуть позже морское сообщение наладили прямо с морвокзала Баку, но все же плавание было крайне утомительным (8-9 часов), особенно в плохую погоду (12-13 часов). В шторм же оно вообще прекращалось. Поэтому на Нефтяные Камни был запущен вертолет.

Новый виток в развитии поселка пришелся на 60-е. В те времена Нефтяные Камни по праву считались гордостью СССР. Дело даже не в том, что это месторождение давало до 60% всей добытой в советских морях нефти, а в том, что это было поистине передовое достижение советской науки и техники.

К 70-м Нефтяные Камни обрели уже более-менее современный облик. Здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Разбили даже парк с деревьями. В 1981 г. построили 78-километровый трубопровод к Абшеронскому полуострову – чтобы нефть было удобнее доставлять на материк.

На Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

Также там впервые был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.


Во время экономического бума в СССР создавалось много интересных вещей. Реализовывались поистине масштабные и уникальные проекты. Одним из таких стал город Нефтяные камни, построенный посреди каспийского моря и ставший его формальной столицей.


В одном из своих творений известный американский промышленный дизайнер, инженер и футуролог Жак Фреско, основатель организации «Проект Венера», мечтал и размышлял о строительстве городов на воде, для последующего гармоничного сосуществования с окружающей средой. Пока у одних подобные идеи оставались не более, чем фантазиями и мечтами, в СССР действительно смогли построить настоящий город на воде. Создавался он, конечно не для умиротворенного сосуществования человека с природой, а для добычи «черного золота», но тем не менее, считают консультанты сайт.


Речь идет про поселение Нефтяные камни, который сегодня находится на территории Азербайджана. Лежит город в 42 км к востоку от Апшеронского полуострова, в Каспийском море. Расположен он на металлических эстакадах, которые стали появляться здесь с 1949 года в связи с началом добычи нефти в регионе. Здесь находятся буровые вышки, окруженными каменными рифами. На сегодняшний день поселение состоит из более чем 200 стационарных платформ.


Это действительно город на воде, ведь здесь есть все необходимое для жизни нефтяников. Суммарная протяженность улиц и переулков Нефтяных камней составляет 350 км. Сегодня здесь (в среднем) живет и трудиться по 2 тысячи человек. Не так давно была открыта еще одна платформа для бурения с 12 скважинами. Само собой, здесь работают не только геологи и добытчики «черного золота». Труятся на камнях и представители иных профессий. Все кто здесь работает, получают больше денег, чем их коллеги на материке.


Нефтяные камни считаются столицей Каспийского шельфа. В поселке есть несколько электростанций, несколько общежитий и жилых корпусов, хлебозавод, лимонадный цех, столовая, больница, установки питьевой воды и даже парк с деревьями! Есть еще много чего, касающегося по большей части транспортировки и обработки добытого сырья. Кстати, данный город был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая нефтяная платформа в мире.

В продолжение темы с интересной историей.

Нефтяные Камни (азерб.Neft daslar ) - крайняя восточная , сухопутная точка Азербайджанской Республики, посёлок городского типа, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на стальных эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), чуток выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, меж которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на коих размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни считается в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа.

Из истории


Памятник нефтяникам на Нефтяных Камнях

Нефтяные Камни - это неповторимое морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по размеру добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За небольшой срок в открытом море, на расстоянии до 100 км от берега были изготовлены огромные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни числятся столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Стройку поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, 2 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено стройку нефтесборных пт, 3-х 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, био установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром примерно приблизительно 350 милим. до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автоматических движение. Меж Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается систематическое пароходное и вертолетное сообщения.

Этимология

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - ещё задолго до открытия этого месторождения ученые узрели в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти горы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камешков начали учить уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: популярного исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, Мтр. Ф. Мир-Бабаева и практически всех других.

Добыча нефти


Буровые вышки Нефтяных Камешков

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который ещё 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К собственному прошению он приложил неповторимый для такового времени проект, в соответствии коему предполагалось выстроить сооружение особенного водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 мтр) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи.


Почтовая марка СССР 1971 года, посвящённая Нефтяным Камням

В случае фонтана предусматривалась особенная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря возле Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным способом выявить техно возможность добычи нефти и экономические условия такового способа эксплуатации.

1-ая практическая работа по исследованию геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в итоге коей были обнаружены совсем огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-й в мире скважины № 71, построенной в 1924 году на выполненных из дерева сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 годах, были построены ещё 2 основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. 1-ое основание, сооруженное на расстоянии 270 мтр от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 мтр, имело площадь 948 мтр и длину 55 мтр.

1-ый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе управляющего десанта Николая Байбакова, создателя идеи о морских залежах нефти, начальника изготовленного в 1947 году объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и спеца по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме такового, были профессионалы мастера строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, какие осуществляли в жизнь стройку первых производственных объектов на сваях.

Промышленная разработка Нефтяных Камешков

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для сотворения плацдарма бурения использовали отслуживший личный срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камешков и затопленный на данной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Миши Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября такового же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 мтр, а ее дневной дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого воздействия решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения 2-ой скважины, туда привели и наполовину затопили ещё 7 старых, буквально непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров 7 кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

2-ая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и 1-ая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камешков. В 1952 году 1-ый разов в мировой практике началось стройку эстакады, которая должна была соединить искусственные стальные острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой неповторимое явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из их действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи 1800-2000 т нефти, 50 % скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение соединено с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром примерно приблизительно 350 милим.. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Транспортировка нефти


Доки на Нефтяных Камнях

В феврале 1951 года 1-ый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камешков встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камешков, по коему в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

Новая история

В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 км. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд мтр попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из коих дает в среднем до 5 тонн нефти в день.

Непосредственно на Нефтяных Камнях 1-ый разов был основан абсолютный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали проф опыт и навыки в сложнейших морских аспектах. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях 1-ый разов в СССР был апробирован метод бурения с 1-го основания нескольких наклонно-направленных скважин. В грядущем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Хрущев и Нефтяные Камни


5-9 этажные дома для нефтяников-вахтовиков на Нефтяных Камнях

В 1960 году 1-ый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев посетил Нефтяные Камни и оперативно решил две серьёзные трудности месторождения:

  • 1) дал распоряжение доставлять вахты с берега на месторождение вертолетами; в тот период это были МИ-4, а позже МИ-8 (до этого обитателей нашей планеты, продукты, всевозможные продукты доставляли с берега только морским способом; и
  • 2) распорядился строить 5-9 этажные дома на насыпных основаниях (до его визита там строились 1-2 этажные дома на сваях). Таким образом, была решена важная неувязка жилья для нефтяников-вахтовиков: в 1-ое же время работы на Нефтяных Камнях нефтяники жили в каютах старых кораблей, затопленных около островков.

Новая история

В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 мтр, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 мтр. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С данной платформы планируется бурение 12 новейших скважин при средней глубине 1800 мтр.

Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» — это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем - они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни».

Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. .

Одно из самых невероятных поселений в мире находится далеко в Каспийском море, в ста километрах от азербайджанской столицы Баку. Это полностью функциональный город, где 3000 человек живут на множестве нефтяных платформ и искусственных островов, соединенных между собой 300 километрами эстакад. Речь идёт о городе под названием Нефтяные Камни, и он целиком расположен в самом крупном озере мира, на невероятном расстоянии в 55 километров от берега.

Азербайджан ещё с древних времён славится своими богатыми нефтяными ресурсами. Здесь были найдены свидетельства бурения нефтяных скважин и настоящей торговли нефтью ещё в 3 и 4-ом веках. Исторические рассказы о просачивании нефти и природного газа в этом регионе, можно найти в старых арабских и персидских рукописях, а также в трудах известных путешественников, таких как Марко Поло. Персы называли эту область «Землёй Огня».

Современная добыча нефти началась в 1870 году после того, как Россия завоевала эту территорию. К началу Первой мировой войны нефтяные скважины Азербайджана уже поставляли 175 миллионов баррелей сырой нефти в год, или 75 процентов всей добычи нефти в стране. После войны и во время поисков нефти в Каспийском море, советские инженеры нашли высококачественную нефть на глубине 1100 метров под поверхностью морского дна. Вскоре после этого, на этом месте была построена первая в мире морская нефтяная платформа и был основан город Нефтяные Камни.

Изначальной основой Нефтяных Камней были семь затонувших кораблей, включая первый в мире нефтяной танкер. За несколько десятилетий их количество выросло до 2000 буровых платформ, растянувшихся на 30 километров. Платформы соединялись между собой сетью мостов общей протяжённостью 300 километров. На этих платформах рабочие построили восьмиэтажные многоквартирные дома, завод по производству напитков, футбольное поле, библиотеку, пекарню, прачечную, 300-местный кинотеатр, баню, огород и даже усаженный деревьями парк, земля для которого была привезена с материка. В период расцвета, здесь проживало порядка 5000 рабочих.

Упадок Нефтяных Камней начался с момента распада Советского Союза и обнаружения нефтяных залежей по всей стране. Рабочая сила на этом участке была сокращена и многие платформы были заброшены. Запустение и отсутствие техобслуживания привели к тому, что многие из них обрушились в море. Другие находятся в процессе разрушения. Более чем из 300 километров дорог, на данный момент можно использовать лишь 45 километров и даже они постепенно разрушаются. Однако для правительства это место всё ещё остаётся предметом гордости и строго охраняемым секретом, которым оно было в советское время. Туда по-прежнему очень сложно попасть иностранцам. Это место даже нельзя увеличить на Google Maps.