Круглый стол семейные традиции. Круглый стол «Семейные традиции — праздник «Наурыз

Консультация для родителей
"Семейные традиции"
(Круглый стол)

Цели: — способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
- обмен опытом семейного воспитания и традиций;
- повышение педагогической культуры родителей;
- поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Беседа «Семейные традиции»
Воспитатель.Как вы думаете, что означает слово «семья»?(Ответы)
(родители приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми»
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы - заканчивайте.
В гостях хорошо, а…(дома лучше)
Не красна изба углами, а…(красна пирогами)
Каково на дому, таково и…(самому)
Дети не в тягость, а…(радость)
Когда семья вместе, и…(сердце на месте)
Всякой матери свое…(дитя мило)
На свете все найдешь, кроме…(отца и матери)
Мать кормит детей, как…(земля людей)
Нет дороже…(отца с матерью)
Семья - это …(семь Я)
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец»
Чешский психолог З. Матейчек отметил: «Семья это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня…»
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным - сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка - но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью. -А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду?(Ответы родителей)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка»(Закон РФ «Об образовании»)
Уважаемые родители! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня мать», «что мне показал отец».
Семья дает ребенку - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?(ответы)
Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:
…Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе - семья.
О. Высотская

1.Мини-анкеты
Воспитатель.Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»
- Что по вашему, входит в понятие «семейные традиции?»
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2.Ознакомление с традициями семей.
Родители рассказывают о своих семейных традициях.
Семейные традиции- это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать музеи, выставки. Это и совместные игры. Поздравления родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Воспитатель. В наших с вами руках - вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте. О. Высотская
Предлагаем родителям взять с собой «Чудесную сумку» и положить в нее то, что хотели бы взять с собой родители из приобретенных сегодня знаний в будущее.

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

  • Не красна изба углами, а …(красна пирогами).
  • Каково на дому, таково и …(самому).
  • Дети не в тягость, а …(в радость).
  • Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (И.А.Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (З. Матейчек).

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье». (И.В. Шаламова).

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты.

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети.

(Итоги опроса детей)

Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол».

Цель теста: проверить отношения ребенка к членам семьи (итоги тестирования) – воспитатель Г.Ф.Непомнящих.

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украшать елку во дворе. Это традиция вместе с ребенком выезжать в кинотеатры, театры, парк развлечений, зоопарк и т. д. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы родителей).

Воспитатель: Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский.

Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель: Как ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадает ему при игре или по фанту.

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребенка.

Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушайте, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается время 5минут).

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое Вы носите?

Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающую образованность от дикости» (А. Пушкин).

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда Вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминания.

Скажите, у кого из Вас в семье есть традиции выезжать на отдых в лес?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей в лес, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», - предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатством.

Кто из Вас постоянно выезжает с детьми в музеи, кинотеатры, цирк, парк отдыха, зоопарк?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие – либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучении – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.

Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком?

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра – должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее яблоко» и т. д.

В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.

Предложения круглого стола.

Подумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

  1. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

Мини – анкета «В каждом доме свои традиции».

  1. Что, по – вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
  2. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
  1. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
  1. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

Раиса Маркс
Семейные традиции. Круглый стол для родителей

Круглый стол

«Семейные традиции как способ гармонизации

детско - родительских взаимоотношений в семье»

“Счастлив тот, кто счастлив

у себя дома”.

Л. Н. Толстой.

Здравствуйте, уважаемые родители . Я рада вас приветствовать.

Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень значимую тему. «Семейные традиции » .

И мне хотелось бы начать наше общение с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать существительные, которые у вас ассоциируются с этим словом. Для разминки предлагаю вам слово «СЕМЬЯ» (родители приводят свои слова-ассоциации с этим словом)

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода» . Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? (Ответы родителей )

Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или соблюдение семейных традиций ? А что Вы понимаете под значением определения слова «семейные традиции » (слайд 3?

Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей и их взаимоотношений. Семейные традиции и праздники дают малышу чувство стабильности окружающего мира.

Взрослые и дети остро нуждаются в том, чтобы чувствовать свою принадлежность к группе. В детстве такой группой выступает семья. А традиции , ритуалы, праздники служат своеобразным «цементом» , скрепляющим членов семьи, они дарят чувство единения и общности (слайд 4)

Для дошкольника очень важно понимание, чем его семья отличается от других, и чем он отличается от других детей. Поэтому семейные праздники – это возможность проявить индивидуальность каждого домочадца и передать «дух» конкретной семьи.

Раньше на Руси было много традиций , передававшихся из поколения в поколение. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех её членов. Они были своего рода кодексом, сводом правил семейной жизни . Сейчас большинство семейных традиций утеряно и вряд ли многие из нас могут похвастаться, что какая-то семейная традиция передается на протяжении 3-4 поколений (слайд 5)

Хотя некоторые традиции мы соблюдаем до сих пор : например, практически все семьи празднуют Новый год и красят на Пасху яйца, пекут куличи. Очень любимыми всеми становятся те традиции , которые основаны на национальных, народных ритуалах. В сочельник ставить свечу на окно, варить и есть сочиво после первой звезды, на Рождество – наряжать ёлку звёздами и ангелочками и искать под ней подарки от Деда Мороза, писать письмо Деду Морозу (слайд 6, на святки – петь колядки. На Масленицу – печь блины. Чтобы задуманное вошло в традицию , без которой ваши близкие уже не смогли бы обходиться, нужна регулярность (слайд 7) .

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми. Семья – это самые близкие люди, и важно установить в семье счастливые традиции , которые помогут становлению личности ребенка и будут согревать его своим теплом всю жизнь.

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. И это не только любовь, поддержка, взаимопонимание. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством интимных мелочей, ритуалов, традиций , понятных только им одним. Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений . Семейные традиции - это фактор , способствующий сохранению отношений, укрепляющий отношения в семье.

Составление родословной своей семьи. (Слайд 8) Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии : было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства» . Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи . Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям , равно как и постоянная забота о престарелых родителях .

Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена » ). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии , которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом .

Простая семейная традиция – отмечать день рождения, как самый лучший праздник в году. Пусть с детства кроха осознает свою значимость, а заодно и учится принимать гостей. И пусть лучшим подарком для него будет сам этот день, который будет означать веселый шумный праздник с гостями, которых он сам пригласит (слайд 9) .

А еще лучше создать обычай, который будет сопровождать каждый день рождения вашего ребенка : можно завести альбом, на каждой страничке которого обводить ножку или ручку малыша, а можно создавать ежегодный коллаж из фотографий, хорошо в день рождения ребёнка сфотографировать его одного.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребёнка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки : мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики - карандаши, пластилин, лего. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Главное, чтобы это приносило радость всем членам семьи.

В каждой семье есть свои устоявшиеся, привычные действия : пришел муж с работы - поцеловал детей и жену, наступила суббота - вся семья идет на обед к любимой бабушке, папе на каждый день рождения дарят «модельки» , потому что он их коллекционирует, каждый вечер все собираются вместе за обеденным столом и обсуждают события , произошедшие с каждым за день и т. п. (слайд 10) .

Важно, чтобы семейные традиции устанавливались естественно и приносили радость и чувство защищенности, поддерживались годами. Зачастую, семейные традиции устанавливаются стихийно : например, сходили однажды семьей в баню - понравилось, решили сходить и в следующую субботу. Так постепенно это переросло в привычку и превратилось в семейную традицию .

Каждая семья - индивидуальна. Поэтому и традиции в семьях бывают разные.

Если семейные обычаи несут радость и удовольствие, это дает детям крепкое чувство семьи, укрепляет в них уверенность в будущем. Именно в детском возрасте приобретается тот заряд оптимизма и внутреннего тепла, который каждый из нас затем несет в себе всю жизнь (слайд 11) .

Семейный альбом - это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное.

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями . Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Расскажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город , на дачу вместе с ребенком (слайд 13?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, даёт возможность хорошего общения с ребёнком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок, хорошо прочитать подходящие к месту стихотворные строки, Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе : убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией , то ребёнок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе. Приучайте детей правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес, который является народным богатством.

Традицией во многих семьях является поездка на отдых всей семьёй. Это должно быть лето, время летних каникул (слайд 14) . Это не только приятное времяпровождение, но и возможность узнать много нового о том месте, где вы отдыхаете. Если у семьи есть возможность отправиться за границу всем вместе, то обязательно стоит попробовать.

Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком (слайд 15? Мы с уверенностью можем сказать : детство ~ это игра, игра - это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нём начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра ~ это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра - должна стать традиционной в каждой семье . Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры : настольные , подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото» , «Домино» , «Шахматы» . Советуем Вам обязательно играть с ребёнком и в игры с природным и бросовым материалом, мастерить различные поделки. Важно, чтобы оба родителя принимали участие в воспитании детей, играли с ними (лайд 16) .

Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребёнка (слайд 17) .

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания (слайд 18) . При этом оно не только обогащает детей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта, Даже если день родителей расписан по минутам , необходимо вечером найти хотя бы полчаса посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, почитать книгу (слайд 19) .

Традицией должно стать семейное посещение театров , музеев, выставок. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры (слайд 20?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции . Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Наша задача - помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребёнка с родителями , совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Коллекционирование – одна из семейных традиций (слайд 21) . Очень хорошо если в семье есть такая традиция , если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребёнка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребёнка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников. А бывает так, что родители сами давно что-либо коллекционируют и ребёнок принимает в этом посильное участие.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье , тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни (слайд 23) . Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками, чтение перед сном, свежевыпеченный пирог по воскресеньям - всё это создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения . Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание , уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев. В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей , знали свою родословную.

Если вы решили создать новую традицию для своей семьи , помните о главных правилах :

Обычай должен быть ярким, легко запоминающимся малышу и позитивным; - обычай должен соблюдаться всегда, а не от случая к случаю;

Создайте семейную традицию уже сегодня - и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях

своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Какие семейные традиции существуют в Ваших семьях? (Обмен опытом)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола . Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

План-конспект круглого стола для родителей на тему: «Семейные традиции в современном мире»

Подготовила и провела:

воспитатель МАДОУ «Берёзка»

Климина А.А.

г.Когалым

2017 г.

Семейные традиции в современном мире

Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции»;
  • определить роль семьи в формировании ценностей дошкольника;
  • воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;
  • формировать повышение статуса семьи в нашем обществе;
  • способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений.

План-конспект:

I часть Вступительное слово воспитателя:

Добрый день, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень актуальной проблеме – проблеме семейных традиций в современном мире.

Какова современная семья? Считаем ли мы – современные родители – традиции важнейшим средством воспитания в семье?

Прежде чем начать наш разговор, я предлагаю вам интересную разминку.

Игра . Из давних времен до нас дошли сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, а вы – заканчиваете. Итак, начнем:

  • В гостях хорошо, а (дома лучше);
  • Не красит изба углами, а (красит пирогами);
  • Каково на дому, таково и (самому);
  • Дети не в тягость, а (в радость);
  • Когда семья вместе и (сердце на месте);
  • Всякой матери свое (дитя мило);
  • На свете все найдешь кроме (матери и отца);
  • Мать кормит детей, как (земля людей);
  • Нет для человека добрее (отца с матерью);
  • Нет дороже (отца с матерью);
  • Семья это (семь я).

Многие ученые говорят сегодня, что в современной семье традиции практически утеряны, что негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Готовясь к этому мероприятию, я провела с воспитанниками беседу на тему: «Наши семейные традиции». Выяснилось, что наши дети не знают, что у них есть семейные традиции и в каждой семье свои. Можно сделать вывод, что родители в своё время не донесли до своих детей значение слов «СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ». А ведь это очень важно для ребёнка! Если в семье царят свои традиции, то ребенок будет чувствовать себя в этой жизни уверенным, защищённым.

Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово «традиция» (высказывания родителей). На слайде перед вами – определение данного понятия, найденное в словаре. Прочтите и проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.

Определение из словаря Даля: Традиция - передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.

А сейчас у меня к вам просьба к тем, кто считает, что сохранение и передача семейных традиций необходима для воспитания подрастающего поколения, поднять руку.… А кто считает, что сегодня вполне можно обойтись и без этого? Попробуйте, пожалуйста, аргументировать свою позицию.

II часть Выступление воспитателя:

Что же это такое - «Семейные традиции»?

Это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

Проводится игра «Солнечные лучи».

Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.

Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.

Традиция 1. Семейные праздники

Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете? (ответы)

Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник - это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.

А вы устраиваете детские праздники в семье? Как вы это делаете? (ответы)

Нужно запомнить, праздник не для взрослого, а для ребенка. Часто можно наблюдать такую картину: малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) или наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не заставляйте ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, рассказать стихотворение.

Как вы считаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего это нужно? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

Все любят, когда им дарят подарки, а особенно дети.

Вы дарите своим детям подарки? Какие? (ответы родителей).

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать память, мышление, внимание ребенка. Развивать физически: мячи, скакалки, обручи. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом необходимо обратить внимание на то, с каким настроением ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо если вы будете фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Также продумайте программу для развлечений, приобретите для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2. Родословная

А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

« Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений.

Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.

В качестве примера предлагаю родословную семьи, обратите внимание на слайд. Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).

Кто придумал для Вас имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя для Вашего ребенка?

Будет очень здорово, если вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, о которой можно просто и доходчиво рассказать детям.

Традиция 3. Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.

Конечно же - семейный альбом.

Традиция 4. Семейный альбом

Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?

Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. Семейный отдых на природе

У кого из вас есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок

А теперь узнаем, кто же из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)

Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем, каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи.

Традиция 7. Коллекционирование

Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Одна из важнейших наших задач – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять там достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 8. Совместные игры с ребенком

Какие игры вам нравились в детстве?

А в какие игры вы играете со своим ребенком?

Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать «Детство – игра, игра – это детство».

Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует внимательно подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Очень хороши игры такого типа: лото, домино, шашки, шахматы. Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого дерева фрукт?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на апельсин».

В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

III часть Подведение итогов:

В заключение нашего общения, предлагаю использовать прием «Волшебная копилка». Участникам круглого стола предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний.

Давайте подведём итоги этой встречи. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи.

Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»