Косая черта и обратная косая черта. Что такое слэш и в каких случаях используется? Что означает символ наклонная черта влево

Согласно § 114 новых «Правил», знак «косая черта» применяется в научной и деловой речи.

Он употребляется в следующих функциях:

  1. В функции, близкой к союзам и и или , как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия, напр.: категория одушевлённости/неодушевлённости , проблема слитных/раздельных написаний
    В этой функции может употребляться не только косая черта, но и дефис.
  2. Для обозначения отношения каких-либо величин, параметров (в том числе в математическом смысле), напр.: По параметрам - цена/качество, удобство в работе, простота в обращении - модель заняла лидирующее положение в своём классе множительной техники
    В той же функции употребляется косая черта в сокращённых обозначениях составных единиц измерения, напр.: ц/га (центнер на гектар), об/мин (оборот в минуту)…

Согласно § 210 тех же «Правил», косая черта используется также в графических сокращениях.

Косолинейные сокращения употребляются вместо словосочетаний, реже - сложных слов, напр.: а/я (абонентный ящик), к/т (кинотеатр), х/б (хлопчатобумажный), об/мин (оборот в минуту), р/с и р/сч (расчетный счет); в этих случаях после сокращённых элементов слов точки не ставятся…

Служебный типографский знак

1. Косая черта используется при точном (с указанием разбиения на строки) цитировании источника, если только он не воспроизводится строка в строку. Чаще всего это касается стихотворных цитат , но косая черта применяется (наряду с вертикальной чертой) и при публикации древних документов и т. п.:

Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты (Пушкин).

Для указания границ более крупных единиц текста (строф, страниц и под.) косая черта удваивается.

2. В библиографических описаниях косая черта является одним из условных разделительных знаков .

  • Одиночная косая черта отделяет заглавие от сведений об ответственности (о редакторе или составителе, о нескольких авторах, об организации и т. п.):
Пятьсот лет после Гутенберга, 1468-1968: Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е. С. Лихтенштейна, А. А. Сидорова. - М.: Наука, 1968. Кулагина О. С. Об автоматическом синтаксическом анализе русских текстов. - Препринт / ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР. - М., 1990. - № 3.
  • Двойная косая черта отделяет сведения о статье от названия периодического издания или сборника, в котором статья помещена:
Яблонский С. В. Об алгоритмических трудностях синтеза минимальных контактных схем // Проблемы кибернетики. Вып. 2. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 75-121.

3. Косая черта используется в обозначениях дат: 9/V 1945, 9/5/1945 и др. Подобные обозначения могут различаться в разных странах; в русской типографике они считаются устаревшими и нежелательными.

4. Через косую черту записываются годы, отличные от обычных календарных (разнообразные учебные, финансовые, бюджетные и т. п. годы, начало и конец которых не совпадает с календарным; театральные и спортивные сезоны и т. п.): 2006/7 уч. г. Эта же запись применяется при пересчёте дат из календарей с другим началом года: В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци .

5. Через косую черту записываются номера угловых зданий (одновременно входящих в нумерацию двух пересекающихся улиц), многоквартирных домов, построенных на месте нескольких снесенных зданий, или корпусов: Застава Ильича, 8/1 ; в этом случае знак читается как «дробь»: В доме восемь дробь один (С. В. Михалков).

Применение в других языках

Применение косой черты берёт начало в Древнем Риме и проходит сквозь раннее Новое время , когда этот знак использовался в фрактуре , разновидности готического письма, заменяя знак запятой .

В английском языке

Будучи более привычной в английском тексте, чем в русском, косая черта, помимо стандартного употребления в роли замены союза или (male/female - мужчина/женщина или мужской/женский [пол]) и для сокращений (n/a - not avaliable - недоступно), применяется вместо дефиса или короткого тире , чтобы создать ясное, прочное соединение слов или фраз, как во фразе the Hemingway/Faulkner generation (поколение Хемингуэя/Фолкнера).

Как и в русском, используется для указания мест переноса строки в стихотворных цитатах (в таком случае она называется virgule ).

При употреблении знака косой черты между одиночными словами его обычно не отбивают пробелами. Авторитетное «Чикагское руководство по стилю» (англ. ) (в п. 6.104) указывает на возможность такой отбивки, когда одна из разделяемых им частей уже содержит пробел (Our New Zealand / Western Australia trip - наше путешествие по Австралии / Новой Зеландии).

Математика

Обычно косая черта используется как обозначение математической операции деления (наряду с двоеточием и горизонтальной чертой), отделяя делимое от делителя. В частности, через косую черту обычно пишутся обыкновенные дроби . Примеры:

3/ 8 (три восьмых); x = a / b (x равно a , делённому на b ).

В англоязычной типографике принято отличать знак, употребляемый для дробей, от косой черты и называть данный знак солидусом . Юникод этого символа: U+2044 ⁄ fraction slash (HTML: ⁄ ⁄) , а для слеша (косой черты): U+002F /

Программирование и вычислительная техника

Используется в следующих ситуациях:

  • в большинстве языков программирования / служит операцией деления;
    • в сочетании со знаком равенства в языках /C++ и нек. др. используется в операторах вида a /= b; со значением «разделить a на b и записать результат в a »;
  • в сочетании со звёздочкой ограничивает комментарии в языках /C++ , Java , SQL и нек. др.. Такое комментирование называется блочное, так как можно комментировать не строку, а определенный блок:
/* текст комментария */
  • удвоенная косая черта (// ) в языках C99 , C/C++, Java, Delphi и нек. др. указывает начало комментария, продолжающегося до конца строки;
  • в языках разметки (HTML , XML и т. п., а также в вики-разметке) используется в начале закрывающих тегов : например, в HTML тег означает начало выделения жирным шрифтом, а парный ему - конец такового выделения (возврат к исходному шрифту);
  • в UNIX-подобных системах и в URL используется для указания иерархических путей к файлу : pictures/ image.jpg ru.wikipedia.org/ wiki/ Косая_черта
    • косая черта в самом начале пути к файлу в UNIX-подобных системах обозначает, что путь задан относительно корневого , а не текущего каталога . Про такой способ записи пути говорят «абсолютный путь»:
    / home/user/pictures/image.jpg
    • в URL двойная черта после двоеточия, отделяющего имя протокола от текста запроса, указывает, что запрос является адресным:
    http:// www.w3c.org/ Ср. неадресный запрос на создание чистого письма с указанным адресом получателя: mailto:[email protected]
  • в операционных системах наподобие RSX-11M , MS-DOS или Windows косая черта отличает параметры команд (так называемые «ключи» или «опции») от аргументов команд: dir / s *.txt
  • в IRC и большинстве встроенных в компьютерные игры чатов косая черта предваряет текст команд (таких, как вход в комнату/канал, обозначение действия от первого лица, отправка скрытого сообщения и других): /join #services (вход на IRC-канал «#services»); /me (поёт песенки).
  • в названиях некоторых составных сущностей - соединяет названия компонентов:
    • TCP/IP - стек протоколов на основе TCP и ;
    • GNU/Linux - операционная система на основе GNU и Linux ;
    • Ogg/Vorbis - формат файла на основе медиаконтейнера Ogg и аудиокодека Vorbis .

Запись денежных сумм

До перевода денежной системы в Великобритании на десятичную систему исчисления символ / использовался для отделения значений фунтов стерлингов , шиллингов и пенсов . Тире означало «ноль».

В настоящее время похожая система записи используется в Танзании : 10/- или 10/= - это 10 танзанийских шиллингов .

Церковное пение

В современном церковном пении косая черта используется для разделения колен в гласовых песнопениях, две косые черты - для отделения заключительного колена (при наборе текста так называемым «гражданским шрифтом»).

См. также

Примечания

Напишите отзыв о статье "Косая черта"

Примечания

Отрывок, характеризующий Косая черта

– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.

Или косая - символ в виде тонкой прямой линии, с наклоном вправо (то есть вперед при европейском направлении письма).

Символ обратной черты обычно изображается несколько выступающим вверх и вниз за линию прописных букв и цифр шрифта.

Другие названия:

Применение в русском языке

Небуквенный орфографический знак

До самого недавнего времени применение косой черты в русском тексте вне формул и условных обозначений не допускалось, употребление этого знака ограничивалось машинописью:

  • дешёвые модели пишущих машин могли не иметь скобок , а потому вместо скобок использовалась косая черта;
  • суррогатные косолинейные сокращения (вроде ж/д вместо правильных [ ] ж. д. «железная дорога» и ж.-д. «железнодорожный») применялись для экономии места, так как требовали меньшего числа позиций: в приведённом примере всего трёх вместо четырёх-пяти.

Согласно § 114 новых «Правил», знак «косая черта» применяется в научной и деловой речи.

Он употребляется в следующих функциях:

  1. В функции, близкой к союзам и и или , как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия, напр.: категория одушевлённости/неодушевлённости , проблема слитных/раздельных написаний
    В этой функции может употребляться не только косая черта, но и дефис.
  2. Для обозначения отношения каких-либо величин, параметров (в том числе в математическом смысле), напр.: По параметрам - цена/качество, удобство в работе, простота в обращении - модель заняла лидирующее положение в своём классе множительной техники
    В той же функции употребляется косая черта в сокращённых обозначениях составных единиц измерения, напр.: ц/га (центнер на гектар), об/мин (оборот в минуту)…

Согласно § 210 тех же «Правил», косая черта используется также в графических сокращениях.

Косолинейные сокращения употребляются вместо словосочетаний, реже - сложных слов, напр.: а/я (абонентный ящик), к/т (кинотеатр), х/б (хлопчатобумажный), об/мин (оборот в минуту), р/с и р/сч (расчетный счет); в этих случаях после сокращённых элементов слов точки не ставятся…

Служебный типографский знак

1. Косая черта используется при точном (с указанием разбиения на строки) цитировании источника, если только он не воспроизводится строка в строку. Чаще всего это касается стихотворных цитат , но косая черта применяется (наряду с вертикальной чертой) и при публикации древних документов и т. п.:

Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты (Пушкин).

Для указания границ более крупных единиц текста (строф, страниц и под.) косая черта удваивается.

2. В библиографических описаниях косая черта является одним из условных разделительных знаков .

  • Одиночная косая черта отделяет заглавие от сведений об ответственности (о редакторе или составителе, о нескольких авторах, об организации и т. п.):
Пятьсот лет после Гутенберга, 1468-1968: Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е. С. Лихтенштейна, А. А. Сидорова. - М.: Наука, 1968. Кулагина О. С. Об автоматическом синтаксическом анализе русских текстов. - Препринт / ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР. - М., 1990. - № 3.
  • Двойная косая черта отделяет сведения о статье от названия периодического издания или сборника, в котором статья помещена:
Яблонский С. В. Об алгоритмических трудностях синтеза минимальных контактных схем // Проблемы кибернетики. Вып. 2. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 75-121.

3. Косая черта используется в обозначениях дат: 9/V 1945, 9/5/1945 и др. Подобные обозначения могут различаться в разных странах; в русской типографике они считаются устаревшими и нежелательными.

4. Через косую черту записываются годы, отличные от обычных календарных (разнообразные учебные, финансовые, бюджетные и т. п. годы, начало и конец которых не совпадает с календарным; театральные и спортивные сезоны и т. п.): 2006/7 уч. г. Эта же запись применяется при пересчёте дат из календарей с другим началом года: В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци .

5. Через косую черту записываются номера угловых зданий (одновременно входящих в нумерацию двух пересекающихся улиц), многоквартирных домов, построенных на месте нескольких снесенных зданий, или корпусов: Застава Ильича, 8/1 ; в этом случае знак читается как «дробь»: В доме восемь дробь один (С. В. Михалков).

Применение в других языках

Применение косой черты берёт начало в Древнем Риме и проходит сквозь раннее Новое время , когда этот знак использовался в фрактуре , разновидности готического письма, заменяя знак запятой .

В английском языке

Будучи более привычной в английском тексте, чем в русском, косая черта, помимо стандартного употребления в роли замены союза или (male/female - мужчина/женщина или мужской/женский [пол]) и для сокращений (n/a - not available - недоступно), применяется вместо дефиса или короткого тире , чтобы создать ясное, прочное соединение слов или фраз, как во фразе the Hemingway/Faulkner generation (поколение Хемингуэя/Фолкнера).

Как и в русском, используется для указания мест переноса строки в стихотворных цитатах (в таком случае она называется virgule ).

При употреблении знака косой черты между одиночными словами его обычно не отбивают пробелами. Авторитетное «Чикагское руководство по стилю» (англ. ) (в п. 6.104) указывает на возможность такой отбивки, когда одна из разделяемых им частей уже содержит пробел (Our New Zealand / Western Australia trip - наше путешествие по Австралии / Новой Зеландии).

В немецком языке

Правила немецкого языка указывают на использование косой черты в трёх различных ситуациях:

Кроме указанных случаев косая черта является одним из употребляемых вариантов гендерно -нейтрального обращения в коллективных описаниях (наряду со скобками, гендерной звёздочкой и гендергэпом) для указания как на мужской, так и на женский род одновременно: ein/e Lehrer/in (= ein Lehrer oder eine Lehrerin), ein/e Schüler/in (= ein Schüler oder eine Schülerin), Bürger/-innen (= Bürger und Bürgerinnen) и т. д. Однако такое употребление не регламентировано правилами.

Что такое слэш и в каких случаях он используется?

Ответ на этот вопрос приведен в материале ниже.

Определение

Слэш – это машинописный символ в виде косой черты, направленной слева направо или справа налево.

Изображается, обычно, слегка выше, чем остальные прописные буквы, верхней частью выходит за линию строки.

Напечатать этот символ можно с помощью клавиши, расположенной под кнопкой Backspace.

При русской раскладке клавиатуры можно напечатать знак «\», не зажимая кнопки Shift, или знак «/», зажимая ее.

Клавиша для печати знака «/» также расположена в верхней части блока с цифрами.

А кроме того, такой символ можно напечатать с помощью кнопки «.» при английской раскладке клавиатуры и без зажатия Shift.

Виды

Существует два вида слэшей. Печатаются они с помощью разных клавиш и имеют разное значение в печати и сферы применения.

  1. Прямой слэш обозначается значком «/» и используется гораздо чаще, чем второй тип;
  2. Обратный слэш обозначается знаком «\»/

Оба символа имеют широкое распространение и используются в самых разных сферах. Могут, в зависимости от цели, встречаться как отдельно, так и совместно, и ставиться как по одному (/), так и по два (//).

Тройные слэши, прямые или обратные, не используются почти никогда.

<Рис. 2 Прямой слэш>

Сфера применения

Где же применяется данный символ. Он мало распространен в русском языке и встречается в русскоязычном тексте гораздо реже, чем в англоязычном.

Однако иногда может использоваться для оформления некоторых документов.

Где еще встречается слэш?

  • Как обратные, так и прямые слэши часто встречаются в текстах ссылок на интернет-сайты, отделяя одну часть ссылки, от другой (сайт/страница/раздел и т.д.);
  • В русскоязычном тексте этот символ (в прямом виде) служит как показатель вариативности, то есть может заменять слово «или», а иногда также «и» (например, цена/качество);
  • Символ часто используется для создания смайликов;
  • Чаще всего он применяется при создании скриптов страниц, прописывании вручную кодов приложений и элементов, при верстке веб-ресурса и т. д. В этом случае он носит функцию отделения одной части кода от другой;
  • В математике может заменять знак деления;
  • Также активно используется как знак дроби при написании индексов, номеров и т. п.;
  • Встречается в устаревших или некорректных сокращениях, вроде ж/д (вместо ж. д.);
  • На старых печатных машинках могло не иметься клавиш со знаком скобок. Потому до широкого распространения компьютеров и классической клавиатуры, такой символ нередко заменял круглые скобки;
  • При приведении стихотворных цитат символ ставится в том месте, где заканчивается строка (когда стихотворение пишется в строчку, а не в столбик);
  • Также символ ставится в библиографических данных для отделения заголовка книги от информации об ее авторе или составителе;
  • Двойной слэш «//» ставится в таком же случае, но когда речь идет о периодическом издании и нужно отделить название статьи от названия самой периодики;
  • Так помечаются года, отличные от календарных по длительности (например, 2010/11 учебный год);
  • Иногда применяется при обозначении дат (например, 02/12/17), но больше такой подход распространен в США, в России же считается устаревшим и нежелательным;
  • Встречается в номерах угловых домов.

До недавнего времени символ применялся крайне редко. Его использование в тексте почти не допускалось.

Добрый день, есть ли необходимость отбивать пробелами символ / при двуязычном тексте Пример: Обязательства/ Obligations

Пробелы не нужны, если косая ч ерта разделяет слова, а не словосочетания.

Вопрос № 290546

Добрый день! В ответе на вопрос № 284497 (Скажите, пожалуйста, а в сокращении руб/м2 не ставятся точки (руб.)?) Вы пишете, что "Если сокращение обозначается косой чертой, после сокращенных элементов слов точки НЕ СТАВЯТСЯ (чтобы не показывать графически сокращение дважды)". В вопросе № 241958 (Подскажите, нужны ли точки в следующем сокращении: Руб/мес?) ответ справочной службы русского языка: точки после графических сокращений НУЖНЫ. Могли бы Вы полнее осветить этот вопрос, и как быть в случае написания "тел(.)/факс"? (Ваш ответ на Вопрос № 206268 указывает на написание с точкой). Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Начнем с последнего примера. В сочетании тел./факс косая ч ерта не является знаком сокращения, она используется в функции, близкой к союзам и и или , поэтому сокращение тел . здесь уместно.

Ответ на вопрос о сокращении руб/м 2 дан в соответствии с рекомендацией в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой. Ср. сокращение об/мин (оборот в минуту), зафиксированное в «Русском орфографическом словаре» РАН (4-е изд. М., 2012). Ответ на вопрос № 241958 исправлен.

Я ранее задавала вопрос. 1. Как правильно биодепиляция или биоэпиляция? (речь о восковой депиляции) 2. Обследование женского/мужского здоровья - так нельзя писать? тут есть ошибка? Или такое написание возможно.

Ответ справочной службы русского языка

1. «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (см. сервис «Проверка слова») фиксирует слова эпиляция и депиляция как синонимичные. Соответственно, возможно как биоэпиляция , так и биодепиляция .

2. Знак / (косая ч ерта) допускается использовать в функции, близкой к союзам и и или, в научной и деловой речи.

Вопрос № 283653

Здравствуйте! "Журнал регистрации въезда-выезда транспортных средств": дефис или тире между въезд и выезд?

Ответ справочной службы русского языка

Между словами въезд и выезд возможны дефис или косая ч ерта: въезда-выезда, въезда/выезда.

Вопрос № 282400
Здравствуйте, скажите, пожалуйста.
Согласно справочнику Мильчина точка как знак сокращения НЕ ставится при графическом обозначении сокращения косой чертой (чтобы не показывать графически сокращение дважды); напр.: п/п, н/Д.
Меня вот что интресует: а как быть с сокращением руб/мин?
В информационном буклете одной телефонной компании написано в таблице "3 руб/мин", имеется в виду, что плата за услугу составляет 3 рубля за минуту. Требуется ли здесь сокращение с точкой? Следуя логике Мильчина - нет, так как есть косая ч ерта (руб/мин).
Прошу поскорее ответить. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В соответствии с процитированным Вами правилом (оно приведено также в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации») сокращение руб/мин пишется без точек.

Вопрос № 281199
Добрый день! Ставится ли точка в сокращениях перед /?

Ответ справочной службы русского языка

Если в графическом сокращении используется знак косая ч ерта, точки после сокращенных элементов слов не ставятся, например: а/я, об/мин, р/сч и т. д.

Вопрос № 277816
Подскажите, пожалуйста, ставится ли точки в сокращениях - г/в (вод выпуска), у/п (улучшенной планировки)? И если да, то где именно?

Ответ справочной службы русского языка

Косая ч ерта как знак сокращения используется в двух случаях: 1) если усечен предлог (на, под, по и т. д.): км/ч, п/п ; 2) если сокращены до одной буквы составные части слова, пишущегося через дефис. В Ваших примерах использование косой черты неоправданно.

Вопрос № 275998
В словаре «Русское словесное ударение» на вашем сайте есть опечатки по слову «сданный»: в форме множественного числа не поставлено ударение, перед этой формой нет пробела и после неё поставлена ненужная косая ч ерта.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо, исправим!

Вопрос № 275822
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно произносить слово slash (косая ч ерта):
«слэш» или «слеш»? Почему?

С увжаением, Джеффри Онил.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 275733
Добрый день. Нужно ли отбивать пробелами с двух сторон косую черту в строке из перечня:
люди, совершившие целевое действие/люди, пришедшие с источника трафика

Ответ справочной службы русского языка

Если косая ч ерта заменяет слова и, или , то пробелы по обе стороны от нее обычно не ставятся.

Вопрос № 240502
Как называется вот этот знак - "/"

Ответ справочной службы русского языка

Косая ч ерта.

Вопрос № 235278
Каково грамотное, профессиональное название знаку / , например в сочетании киломерт/час?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно _косая ч ерта_.
Вопрос № 223222
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение слова "слеш" и что оно означает. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Слеш_ -- от английского slash "косая ч ерта (символ или математический знак)".
Вопрос № 217039
Нужны ли пробелы до и после косой черточки? Иванов / Фотоагентство такое-то

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет об Иванове из фотоагентства такого-то, то вместо косой черты лучше поставить запятую. Если косая ч ерта заменяет слова _и, или_, то пробелы по обе стороны от нее обычно не ставятся.
Slash
Возникновение слеша относят к временам Римской империи. На ранних стадиях современности, во Фрактуре , которая была широко распространена по всей Европе в средневековье, слеш (/) использовался вместо запятой, в то время как двойной слеш (//) использовался вместо тире. Двойной слеш, в конечном счете, превратился в символ похожий на знак равенства (=), а позже был еще больше упрощен до тире или дефиса .
Backslash
Боб Бемер ввел обратный слеш (\) в набор символов ASCII, 18 сентября 1961 года, как результат изучения частоты использования символов встречающихся в частности в программах на ALGOL’е. Тогда же вместе с обратным слешем в стандарт были включены и квадратные скобки.
В частности \ был введен, чтобы булевы операторы ALGOL’a AND и OR могли быть представлены с помощью ASCII символов как "/\" и "\/" соответственно [ , ].
Как же вышло, что исторически православный слеш заменился на свое зеркальное отображение, введенное как вспомогательный символ специально для уже мертвого языка?

Русскоязычная Википедия по этому говорит вот что:
В операционных системах DOS и Windows фирмы Microsoft и их аналогах других разработчиков, обратная косая используется для разделений имён директорий (каталогов) при указании пути к файлу. Прямая косая, применяемая для этого в Unix не могла быть использована в MS-DOS, потому что уже была задействована для указания ключей командной строки (оставшегося в наследство от СР/M, где MS-DOS команда «dir /w» писалась как «dir/w») .

Так как такое объяснение меня не слишком удовлетворило, пришлось найти статью «Why is the DOS path character "\"? » , которая вполне утолила моё любопытство. Вольный перевод избранных частей в моем исполнении:
То что символ "/" конфликтовал с разделителем пути другой относительно популярной ОС не был связан напрямую с разработчиками – в конце концов, DOS не поддерживал директорий, просто файлы в одном корневом каталоге.
Для MS-DOS 2.0 (в котором появился поддержка каталогов), дизайнеры DOSа выбрали гибридную версию – у них уже были имена дисков в наследство от DOS 1.0, поэтому разработчикам пришлось их использовать. И в дополнение к именам дисков они решили использовать *nix-style метод определения иерархии каталогов - вместо использования каталога в имени файла (как это было сделано в VMS и DEC-20), они просто сделали каталог и имя файла неотъемлемыми частями пути. Но с этим была проблема. Невозможно было использовать разделитель пути *nix (/), по той причине что слэш уже использовался как разделитель ключей.
Что им было делать? Они конечно могли использовать "." как в DEC, но точка уже использовалась как разделитель между именем файла и расширением. Поэтому они выбрали наилучший вариант из оставшихся - символ "\", который был визуально похож на "/".Таким вот образом и был выбран символ "\" для разделения путей в DOS.
Кстати есть небольшой секрет про MS-DOS. Разработчики DOS не были довольны таким положением дел – они использовали Xenix для почты и прочих вещей, поэтому они были знакомы со структурой *nix команд. Поэтому они добавили в ОС возможность принимать в качестве разделителя путей как "/" так и "\" (это работает и сегодня, кстати – попробуйте выполнить «notepad c:/boot.ini» под XP (если ваш пользователь имеет права админа)). Дальше - больше. Они добавили недокументированный системный вызов, чтобы изменить символ разделителя ключей. И обновили утилиты, чтобы те поддерживали этот флаг. Они даже добавили в config.sys параметр, SWITCHAR, который позволит пользователю установить разделитель ключей на "-". Таким образом можно было превратить MS-DOS в *nix-style ОС, используя "-switch", и пути с разделителем "/".

Собственно к чему это все?

Меня побудила разобраться в этой теме следующая ситуация.
Была поставлена задача - наладить систему отчетов для автоматизированных тестов. Тесты у нас используются двух видов – Selenium (функциональные) и Jmeter (нагрузочные). Собственно в этом не было ничего сложного - для этих целей существует вполне себе open-source проект под названием logging selenium и plugin для maven - chronos . Настроив всё и протестировав отчеты локально, принялся за интеграцию с нашей CI - TeamCity. Вот тут-то меня и ждала та самая неожиданность, которая стала поводом для написания этой статьи.
После выполнения всех тестов отчет о Selenium-тестах имел следующий вид:

Всё отлично отображалось, и никаких отличий от локальной версии не было.
Но вот отчет, который отобразился для Jmeter-тестов, воодушевления не вызывал:


Напрочь отсутствовали все изображения на странице.
После просмотра исходного кода страницы стало понятно, что во всем виноват backslash. Ссылки на изображения были указаны в таком формате:


Справедливости ради стоит заметить, что изображения отсутствовали в Firefox, но прекрасно отображались в IE. Хотя если бы IE не отображал ресурсы в URI которых встречается обратный слеш, как разделитель пути для Windows, то в, и не без того подпорченной, репутации индийских программистов образовалась бы еще одна брешь.

В общем, после недолгих раздумий стало понятно, что где-то внутри chronos"a используется File.separator, который и повинен в появлении обратного слеша в путях ресурсов и проблемах с отображением графиков в отчетах. Скачивание исходников плагина и исправление соответствующей строки, в которой формировался URL, решило проблему и дало возможность насладится прекрасными графиками, которые генерируются на основе результатов выполнения JMeter-тестов.



В заключении хотелось бы предостеречь от бездумного использования нативного File.separator – это не всегда приводит к кроссплатформенности, а в некоторых случаях даже может стать причиной появления новых багов. Обычный же слеш работает в Windows (зачастую), работает в *nix, Java и наконец его стоит уважать хотя бы по праву старшинства, так как он на полторы тысячи лет старше своего зазеркального брата.

P.S.: Спасибо хабраюзеру