Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка. Консультация для родителей про игрушки консультация (средняя группа) на тему Консультация для родителей полезные игрушки дома

Психологи обратили внимание: чем больше дети играют с современными игрушками, тем меньше они общаются друг с другом. Эти игрушки (а равно и сюжеты, с ними связанные) не предполагают совместных игр, там есть в основном только один сюжет - "охотник и жертва". В результате дети все больше утрачивают то, что называется "человечностью". Они становятся все более выраженными индивидуалистами.
Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это прежде всего игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: "дочки-матери", "школа", "больница", и т.д. Для мальчиков - машинки и конструкторы.
Надеюсь, что предложенный материал поможет родителям в нелегком выборе игрушки для своего ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Вы, Ваш ребенок и игрушки»

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы, взрослые, подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии с взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, а именно:

  1. для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки …);
  2. для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  3. для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией);
  4. разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, различных по форме и т.д. (народные игрушки – матрешки, бочата; мозаика, палочки, геометрические формы различной величины, цвета);
  5. для развития самостоятельной игры подбор сюжетно – образных игрушек:
  6. куклы, машины, животные, предметы быта, наборы «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская», кукольная мебель …;
  7. игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребенок;
  8. музыкальные и заводные игрушки;
  9. для развития движений (мячи, скакалки, кегли, клюшки …)

Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Появление игрушек из бумаги, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию. Наблюдая за Вашей работой, ребенок будет задавать вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за работой, это все равно полезно для его развития.

Что же можно сделать вместе с ребенком:

  1. Вместе с дочкой можно сделать простые украшения: бусы, кольца, браслетики, нанизав на толстую нить или тонкую проволоку желуди, ягоды рябины или пеналы от киндер – сюрпризов, обертки от конфет, вафель и т.д.
  2. Дети любят пускать лодочки, кораблики. Сделать их можно из половинок скорлупок грецкого ореха, а мачту с парусом – из палочки и бумаги. Лодочки можно вырезать из пенопласта, пробки, придав им соответствующую форму.
  3. Налейте в таз воды, и пусть ребенок пускает лодочки. При этом он познает свойства воды. Предложите ему еще несколько разных предметов (резиновую игрушку, пластмассовый шарик, камешек, каштан, перышко, лист бумаги и т.д.). Играя с ними, он обнаружит их разные свойства, у него появится желание экспериментировать.
  4. Интересны для игры гремящие игрушки. Сделать их просто: в любую пустую пластмассовую емкость (например, пенал от киндер – сюрприза) следует насыпать горошины, желуди, мелкие камешки и т.д. Привлеките к этому процессу ребенка. Желательно сделать несколько различных «шумелок» с разными «наполнителями» - они будут издавать разные звуки, что будет способствовать развитию остроты слуха.
  5. Бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать прямо на прогулке. Играя с ними, ребенок будет много двигаться, наблюдать за их движением в воздухе, получая при этом положительные эмоции.
  6. Богатые возможности для пробуждения детской фантазии и игры дает природный материал: шишки, желуди, каштаны, семена и плоды деревьев… Смастерив вместе с ребенком забавную игрушку, можно в дальнейшем использовать ее в играх.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы они работали пальцами обеих рук. Развитие этих движений способствует развитию речи, а также готовит руку к письму.

Дети очень любят строить из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков. Часто родители сдерживают инициативу детей и запрещают им собирать разный «мусор». Но ведь палка для ребенка может быть удочкой и морковкой, рыбкой и градусником. Ведь природный и бросовый материал – замечательный материал для развития детской фантазии, мышления, речи. При сооружении различных построек из этих материалов дети ищут способы, как их поставить, как соединить детали и т.д. При этом у них развиваются наблюдательность, трудолюбие.

Обыгрывайте постройки, чтобы вызвать желание строить. Для обыгрывания предлагайте ребенку куклу, зверюшек, посуду, лоскутки … Вот тут и пригодятся поделки из различных материалов, которые ребенок с удовольствием будет использовать в своих постройках наряду с готовыми игрушками. На этой основе будут обогащаться и сюжетные игры.

Важно побуждать детей в различных играх выполнять разнообразные действия и с разнообразными предметами и игрушками. При этом следует помнить, что вначале ребенок действует с игрушками так, как ему позволяют его руки. После ознакомления со свойствами начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками. Затем в игре дети переходят к отражению смысловых связей, т.е. обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов.

Вся жизнь ребенка должна проходить с обязательным включением игры. При организации игры и выборе игрушек для нее всегда вспоминайте слова А.Макаренко, который говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Какие игрушки приобретать детям?

  1. Сюжетно – образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
  2. Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
  3. Строительные наборы.
  4. Дидактические: разборные башенки, пирамидки, настольно – печатные, мозаики.
  5. Игрушки – забавы.
  6. Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

Чтобы ребенок с желанием
убирал игрушки …

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Можно предложить ему помощь:

«Разреши, помогу!»

  1. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований:

«Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».

  1. Не должно быть обилия игрушек.
  2. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  3. Помочь ребенку: «Трудно тебе – я пришла на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Светлана Моргуненко
Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка»

Вы знаете, что все дети очень любят играть. «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом» . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир, в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире всё - это правда, а не выдумка.

Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту. Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки . Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.

Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка . Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители , которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку . Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения с взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре . Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру , подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка , является подбор игрушек по возрасту . Для малыша игрушка – центр игры , материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка , которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут , страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой . На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек , способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

«Что такое хорошая игрушка

Прежде всего - это игрушка безопасная , соответствующая возрасту ребёнка , должна быть похожа на "оригинал" и быть достаточно прочной.

Чем разнообразнее игрушки . Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Игрушки их дерева заметно отличаются от «обычных» игрушек . По сути обычные игрушки дают возможность ребенку организовать свой собственный мир. Здесь можно найти миниатюрную мебель, транспорт, кухонную утварь и оружие. Играя с такими игрушками , ребенок получает возможность примерить на себя роль взрослого. Благодаря таким играм ребенок учится исследовать окружающий мир и создавать собственную реальность.

В основном все игрушки , выполненные из дерева , развивающие. Это всевозможные строительные наборы, конструкторы , головоломки, тренажеры для развития моторики, заготовки для творчества и многое другое. Сегодня на рынке детских игрушек представлен довольно широкий ассортимент подобных изделий. Интернет-магазин игрушек “Мастер Деревяшкин ” имеет в ассортименте самые разнообразные и интересные игрушки детям разного возраста. Разобраться во всем этом многообразии непросто. Рассмотрим подробнее наиболее интересные и распространенные варианты.

1. Рамки-вкладыши. Игрушка выполнена в форме планшета из фанеры или дерева , на котором выточены пазы различного размера и формы. В эти пазы нужно вставлять «вкладыши» , которые по форме соответствуют очертаниям паза. Ребенок должен самостоятельно отыскать на планшете подходящее место для той или иной фигурки. Рамки-вкладыши прекрасно подходят для развития мелкой моторики и логического мышления.

2. Пирамидка – классическая игрушка . Ребенку нужно нанизывать на штырек колечки и другие фигуры. Играя с пирамидкой, ребенок изучает цвета, учится понимать размер и последовательность.

3. Стучалка – прекрасная игрушка для маленьких непосед. Такая игрушка помогает любому , даже самому активному малышу дать выход энергии. Забивать гвозди деревянным молоком или просто стучать во всю мощь очень полезное занятие, она развивает мышечную силу, координацию движений и ловкость.

4. Лабиринт – игрушка представляет собой деревянный планшет с вырезанным на нем лабиринтом, по которому можно перемещать деревянные фигурки . Игрушка позволяет тренировать координацию движение и развивает концентрацию внимания.

5. Шнуровка – существуют в нескольких вариантах. Большое распространение получили различные «дырявые» фигурки, в которые нужно последовательно продевать веревку.

6. Деревянные пазлы – сочетают в себе качества рамок-вкладышей и мозаики-пазла.

7. Музыкальные деревянные игрушки – это уже не просто обычные деревянные игрушки , это настоящие музыкальные инструменты : стукалки, трещотки, свистульки, колотушки, бубны и т. д. Такие игрушки смогут стать прекрасным пособием, позволяющим изучить азы музыкальной грамоты.

Богородская деревянная игрушка привьет в ваших детях любовь к родине , расскажет о культуре страны, в которой они живут, воспитает в них лучшее, доброе! Во-первых, сразу чувствуется натуральный материал – дерево . Как правило, это липа, которую выдерживают несколько лет, прежде чем отправить на фабрику.

Во-вторых, каждая Богородская игрушка хранит в себе тепло рук мастера. Деревянные изделия работники вручную вытачивают и расписывают. Это значит, что каждая Богородская игрушка уникальна сама по себе и по сути двух одинаковых изделий вы не найдете.

В-третьих, материалы, из которых сделаны деревянные игрушки , безопасны. В большинстве своем изделия не покрашены. Если и есть небольшой слой краски, то это, как правило, гуашь, которую сверху покрывают безвредным лаком.

В-четвертых, каждое деревянное изделие содержит оригинальный сюжет. Это не статичное изображение, а целая история в движении. Подвигайте немного изделие, и лошадка будет качаться, курочки клевать зерна, белочка-затейница ковать, рыбак ловить рыбу. Список можно продолжать, тем более, что современный ассортимент игрушек насчитывает более 130 изделий. Богородская игрушка вне времени . В нее играли наши предки, в нее играли мы и играют наши дети.

Консультация педагога-психолога

ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ:

ПОЛЬЗА И ВРЕД

Детские игрушки: вредные и полезные
Во все школы сейчас нужно, также как и в институт, сдавать вступительные экзамены (точнее, проходить тестирование). Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек.

Белая, пушистая, ужасная.
Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма - беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему мнению, они снабжали его сверх меры.

Если на ценнике указано „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких", то стоит хорошо подумать, прежде, чем покупать своему малышу «ЭТО». Мало того, что ребенок наглотается ворса,- так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Что вы покупаете своим детям – игрушку или антиигрушку?

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат - невроз. И у ребенка, у родителей.

Неестественный отбор.

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если… (будет хорошо есть, не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант - «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Ещё не так давно весь детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки - подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Типология.

Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.- это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Рассмотрим, например, деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. У одного мальчика вся семья погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе работы с психологом этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.

Что американцу хорошо - то русскому смерть?

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля. Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работают и с этой продукцией.
Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени - пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории от двух до пяти лет (60 - 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.

Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки у детей должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.
Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.

Думайте сами, решайте сами.

Главное при выборе игрушки - просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление - замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии - в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование - соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе - все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться - он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Развивающие игры.

(наиболее популярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений")

1. Кубики Никитина - «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные
геометрические фигуры.

2. Кубики Зайцева - пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста.

3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка.

4. Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) - планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать.

5. Магнитный конструктор «Супермак» (Италия).

6. Конструктор «Такеши» - мягкие пластиковые трубочки разной длины и цвета и специальные крепления.

7. Мозаика (Россия).

8. Мозаика Кверчетти (Италия).

9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) - объемная мозаика, состоящая из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений.

10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия).

Что еще необходимо учитывать при выборе детских игрушек:
Соответствует ли игрушка возрасту?

Соответствие возрасту - главный критерий при выборе игрушек. Все уважающие себя фирмы в обязательном порядке размещают подобную информацию на своей продукции. Только в том случае, если игрушка "подходит" малышу по возрасту, он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства.

Игрушка для маленьких детей не должна быть слишком простой (это вызывает скуку) или слишком сложной, что может вызвать раздражение.

Способствует ли игрушка развитию ребенка?

Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых.

Существуют игрушки, прямое назначение которых облегчать жизнь малышу (кольцо для прорезывания зубов или любая игрушка, которую можно взять в рот). Когда ребенок подрастет, вам потребуются игрушки, развивающие координацию движений, контроль над малой и основной моторикой, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, пространственные связи и т.д.

Является ли игрушка безопасной для ребенка?

Это самый важный вопрос, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения.

Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.

  • Прочность: игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать.
  • Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
  • Безопасная конструкция: игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.
  • Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий - серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.
  • Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.
  • Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка из-за риска повредить здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.
  • Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.

Одобряете ли вы смысловое значение игрушки?

При выборе игрушек для своего малыша обращайте внимание на их смысловую направленность. Поверьте, "агрессивная" игрушка вполне может стать причиной излишней агрессивности вашего чада. Стоит заранее предусмотреть, как та или иная игрушка будет влиять на становление мировоззрения вашего ребенка.

Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек.

В специализированных лабораториях товары для детей проходят строжайший контроль на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после того, как все составляющие продукции будут одобрены специалистами, производителю или фирме-импортеру выдаются удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Именно наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для здоровья игрушку или одежду для ребенка. Качество игрушек, не обеспеченных необходимыми документами, остается на совести продавцов.

В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции.

Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:

  • отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленный токсичными веществами горох и фасоль.
  • рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии.
  • травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
  • опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.


Консультация для родителей

на тему: « Игрушка в жизни ребенка»

Цель : помочь родителям открыть новые возможности игрового отражения мира.

Задачи:

    заинтересовать проблемой;

    дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

    вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их, в первую очередь в игре, которая является для него ведущей деятельностью. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Как сказал А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Именно в игре, свободной, ребенком самим создаваемой, или играх с правилами малыш ведет деятельную, увлекательную жизнь. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. (Слайд №1)

Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. А что же такое игрушка или игрушки? (Слайд№3) Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Для каждого из детей, игрушка представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер и обладает общечеловеческой ценностью. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно, чем игрушка.

Велика воспитательно-образовательная ценность игрушки. (Слайд№4)

(Сдайд№5) В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.

(Слайд №6) Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. (Слайд №7) Очень важно, чтобы в подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».

Предлагая ребенку игрушку важно помнить:

    При внесении моторных игрушек, необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.

    Представляя образную игрушку, проявите своё положительное отношение к ней, пробуждая такое же отношение у ребёнка. Дать имя, место, где будет жить. Любую игрушку нельзя отделить от игры. Дети осваивают игрушку в игре и принимают её в свой мир.

    Не должно быть игрушек, отображающих орудие насилия, жестокости, ужасов. Игрушка для ребёнка полна смысла.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители.

(Слайд №9)Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д. (Слайд № 8)

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку. В возрасте с 4 до 7 лет детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому мальчики выбирают машинки и конструктор (Слайд №9), а девочки кукол и всё, что с ними связано. (Слайд №10)

(Слайцд№11)Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото, у детей просыпается интерес к конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками. В играх детей кроме игрушек, купленных в магазине, участвуют и игрушки, сделанные родителями или самими детьми.Слайд №12)

Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи.

(Слайд №13)Воспитывайте бережное отношение к игрушке. Старайтесь постепенно приучать малыша поддерживать среди своих игрушек порядок - прежде всего на собственном примере. Начните уборку и попросите малыша вам помочь. Объясните, что у каждой игрушки должен быть свой собственный домик. Похвала подействует лучше, чем порицание: хвалите ребенка каждый раз, как он уберет игрушку на место. Удобные шкафчики, красивые коробочки - все это поможет привить ребенку любовь к порядку в детской, а позже - к порядку в доме. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Итак, с раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре и в игрушках и наша с вами задача, уважаемые родители, эту потребность удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям, поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. (Слайд №14)

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!(Слайд №15)

Консультация для родителей

«Игрушка в жизни ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.