Конспект занятия «Познание» в старшей группе «Удивительные камни». Конспект нод "удивительные камни" Занятие камни в детском саду

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят шкатулку)

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

Чем они занимаются?

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы

Но с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы?

(Предположения детей)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах гномы изобразили то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки.

А теперь посмотрите на них через лупу?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели?

Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру » С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,
Речку - каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Гномов о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Горную страну

А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Алла Кошелева
Конспект занятия «Эти удивительные камни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 28 «Елочка» .

ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145

тел. 8- (48336) 5-09-78,

ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность

по теме : «Эти удивительные камни » .

Воспитатель :

Кошелева А. В.

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность по теме :

«Эти удивительные камни » .

Старшая группа.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Цель : Познакомить детей со свойствами камней , расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления

о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

3. Расшрять знания о том, как и для чего человек использует камни , применив презентацию «Мир камней » (использование ИКТ) и игровые приемы для подачи образовательного материала.

4. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней : твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней , умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.

6. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

7. Актуализировать формы педагогического партнерства в процессе работы с дошкольниками.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое» .

Оборудование и материалы : «коробка ощущений» , наборы камней на каждый стол , деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, гравий, салфетки, большой камень, молоточек, схема-помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня , шапки бакалавров, фонограмма «Маг-недоучка» , презентация «Мир камней » .

Организация детей : подгруппа.

I Введение в тему : воспитатель.

Воспитатель приглашает детей в зал, здороваются со всеми гостями.

Воспитатель :-Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим кто будет мне помогать (Считалочка)

Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста, (Коля) посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений» .

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы :

Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Верно, это камень…показываем детям…

Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

II Основная часть ООД. Воспитатель.

Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый- Воспитатель 2.

Выходит к детям.

Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней .

Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями , возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

-Камни одинаковые или разные?

Чем ваши камни ребята отличаются ?. (Они большие и маленькие)

Какого цвета камни у вас ?.

А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание) .

Как вы думаете на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета) . Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

Что вы можете рассказать о своём камне ? (Камень показать всем-ответы детей)

Верно, камни разные потому что… . ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер,форма.

-Ответе мне на вопрос : Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

Что с камнем произошло ?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость .

Иди (Сабина) подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь) .Верно эта картинка означает твёрдость.

Продолжим разговор о камнях…

Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей) .

А почему вы так думаете (рассуждения детей)

Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности,а камень опустился на дно.)

Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий) .

А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня… .

-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов) .

Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде .

Но есть огромные горы, которые состоят из камней .

Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место) .

Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

А как мы сможем проверить?. (пробуют : стать на камень, ударить камень о камень)

Попробуем стукнуть по камню молотком…

Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать,тем кто не проверял прочность камня )

Какой можно сделать вывод? (камни прочные , он не крошится, не ломается)

Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня )

Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни , пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 –Камни служили украшением , оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные .

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней . (показ коллекции) .

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях .

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит) занавес закрывается.

III Заключительная часть ООД.

Выходит воспитатель 1.

Вот и мои ребята! Вы мне не хотите ничего рассказать?

А что у вас в руках?

Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?

А что интересное с вами происходило?

Расскажите мне о схеме, что она означает?

Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности

Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Пакскина Галина Владимировна
«Волшебные камешки» (для детей подготовительной группы)
Длительность: 30-35 минут.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация»,«Здоровье»,"Художественная деятельность".
Задачи:
- формирование исследовательских навыков детей через объект неживой природы – камни;
- классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;
- поддерживать интерес к исследовательской работе, видеть красоту природы.
- развивать воображение и творчество.
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
- воспитать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Материалы: различные камни, дорожка из камешков, краски, вода, кисточки, мешочек, фартуки. Воспитатель: Сегодня Катя принесла в группу мешочек с разными камешками.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию и быть исследователями.
Достаю из мешочка камешки и выкладываю на подносы. Дети их рассматривают.
Воспитатель: Возьмите их. Чем камни отличаются друг от друга?
Опыт 1 . Предлагаю потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий или шершавый?
Ответы детей: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель: Поднимите руку с камешком вверх, у кого гладкий камешек, протяните руку с камешком перед собой, у кого шероховатый.
Действия детей: поднимают руки с камешком вверх или протягивают перед собой.
Вопрос: какими камни бывают по цвету, форме, размеру?
Ответы детей: камни бывают разные: серые, коричневые, белые, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Опыт 2. Демонстрирую теплые камешки (нагрела на батарее отопления).
Воспитатель: Потрогайте разные камни: которые у вас на столе и которые я вам раздала, Что можно сказать?
Ответы детей: один камень теплый другой холодный
Воспитатель: Какой приятнее держать в руке? Зажмите холодный камешек в кулаке, и подуйте на него, стал ли он теплее?

Дыхательная гимнастика:
Дети берут холодный камешек, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот и дуют на камешек, держа его в руке (3 раза).
Воспитатель: Что теперь вы скажите?
Ответы: камешек стал теплым от нашего воздуха. Мы его нагрели.
Вывод: камни могут быть теплыми от нагрева и холодными.
Опыт 3 : «Тонет- не тонет».
Воспитатель: Я предлагаю камешки положить в воду. Скажите, что будет? Он плывет? На дно упал? Какого цвета стали камешки? Ответ: Камешки поменяли цвет, утонули по воде и по воде пошли круги.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, поменяли цвет и стали более яркими.

Воспитатель: Камнями в наше время даже лечатся!
Слайды1-4
Воспитатель: Я сейчас вам скажу пословицу: «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
Вот очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это хождение по камешкам.
Воспитатель: предлагаю выложить камешки на полу в ряд и пройти по ним. Когда вы ходите по камешкам: Что чувствуете? Какие камешки?
Ответы детей: камешки твердые и гладкие, наступать надо осторожно, чтобы не было больно.
Получается специальный массаж ступней, можно избежать плоскостопия. Посмотрите, у меня есть специальное полотно для ходьбы по камням.


Физминутка : Дети ходят по дорожке из камешков.
Топают ноги
По прямой дороге.
И поскачут ноги
По прямой дороге.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
По узенькой дороге
Пойдут тихонько ноги
Друг за дружкой побежали
И не сколько не устали.
Воспитатель: Наши предки ходили босиком по земле и были здоровыми. Сегодня о ходьбе босиком даже по траве мы забываем, да и нет для этого условий. Мы боимся поранить ноги. А кто скажет, где все же можно походить босиком?
Ответы детей: в лесу, на поляне, у себя на даче, где нет мусора, стекол.
Воспитатель: посмотрим на экран. В руках умелых людей, мастеров камни превращаются в замечательные предметы и украшения.
Слайд о камнях 5-7(изделия из полудрагоценных камней)
После просмотра. Продуктивная деятельность детей под музыку.
Воспитатель: Давайте и мы «оживим» свои камешки. На выбор предлагаю нарисовать красками на гладких камнях узор.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память. Скажем Кате большое спасибо за удивительные камешки.


Понравилось ли участвовать в исследовании? Что расскажите родителям?
Дети отвечают на вопросы.
Прошу детей навести порядок на столах, помогаю им. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесная сила камня»

Цель : продолжать формировать основы естественно-научных и экологических понятий на примере изучения камня .

Образовательные задачи :

Дать детям в процессе экспериментирования реальное представление о различных свойствах камня (прочный, твердый, шероховатый и т. д.) ;

Учить давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Учить выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от гипотезы, если она не подтвердилась.

Развивающие задачи :

Обогащать память детей;

Активизировать мыслительные процессы (операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) ;

Развивать речь, мелкую моторику рук;

Развивать сенсорное восприятие;

Развивать любопытство;

Развивать ориентировку в пространстве;

Развитие эмоциональной сферы детей (способности удивляться, сомневаться, радоваться полученным результатам)

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, ловкость;

Воспитывать интерес к деятельности;

Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма.

Предшествующая работа :

Создание коллекции камней ;

Чтение «Сказки о полезных ископаемых» , «Сказок минерального царства» (по Ф. Кривину, «Данило-мастер» (по мотивам сказок П. Бажова) ;

Ресурсное обеспечение мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта- план групповой комнаты с условным обозначениям места, где спрятано «месторождение» камня (на каждого ребёнка, «чудесные мешочки » (на каждого ребёнка, рюкзаки, оборудование для опытов с камнями : таблицы для занесения результатов исследования свойств камня (на каждого ребёнка, фломастеры, подносы, бумажные салфетки, миски, подносы, ёмкость с горячей водой, лёд, ножи с закруглёнными концами, молотки, пёрышки, ведро, коллекция камней и изделий из камня , предметные картинки с изображением изделий из камня , дерева, металла и стекла.

Оформление группы : Вдоль одной из боковых стен групповой комнаты установлен экран, мультимедийный проектор и компьютер, напротив - стулья для детей. В углу, на полках шкафа, размещена коллекция камней и декоративных изделий из камня . На столах размещены необходимые инструменты и материалы для проведения опытов с камнями . На стенах по периметру комнаты развешаны картинки с изображением изделий из камня , дерева, металла и стекла.

Ход деятельности:

1. Педагог приглашает детей в группу и предлагает послушать одну историю. Рассказ сопровождается демонстрацией

соответствующих слайдов на экране.

Возле леса на опушке,

Где могучий дуб растёт,

Жили три весёлых братца Без печали и забот.

Лето, осень пролетели.

Оглянуться не успели Как зима катит в глаза.

Братцы дружно тут решили :

«Нам без дома жить нельзя!»

Младший братец был ленив - Из соломы дом воздвиг.

Средний - труд не уважал

И из прутьев дом создал.

Старший братец ж всех умней Дом построил из камней .

Почему ж старший брат Хвалит дом свой всем подряд?

Чтоб ответ нам точный знать Всё о камне нужно знать .

2. Игра «Юные геологи» .

Воспитатель : А вы хотите знать всё о камне ?

Дети : Хотим!

Воспитатель : Тогда сейчас я превращу вас в геологов. Кто такие геологи? Дети : Это люди, которые профессионально занимаются поиском новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшим исследованием. Превращение детей в геологов, воспитатель вручает каждому рюкзак. Воспитатель : Явам раздаю карты - планы помещения нашей группы , на которой красными крестиками обозначены места, где спрятаны «месторождения камней » . Каждый из вас получает свою карту и находит свой собственный камешек.

3. «Научная лаборатория» .

Воспитатель :Сейчас мы, геологи, возьмем по камешку, который вы отыскали, и пойдем за столы, в нашу «научную лабораторию» , будем, как настоящие геологи, их исследовать.

Дети рассаживаются за столами, на которых заранее приготовлено всё необходимое для опытов.

Воспитатель : Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований нужно заносить в таблицу (образец таблицы в приложении 1) .

Опыт 1. Воспитатель : Если мы аккуратно постучим молоточками по камню , что произойдёт? (ответы детей) . Давайте проверим. Что произошло? Значит, камень какой? Хрупкий и легко раскалывается на части ила прочный, то есть, чтобы его разбить, нужно приложить много усилий? Отметьте в таблице галочкой.

Дети отмечают свойство камня в таблице цветными карандашами.

Опыт 2. Воспитатель : Опустите в чашку с водой сначала пёрышко. Что происходит? Оно тонет или нет? Почему? Оно плавает, значит, оно лёгкое. Достаём перышко, кладём на салфетку. Теперь опустите в воду камень. Что с ним происходит? Он тонет в воде, значит, он тяжёлый. Достаньте камень и промокните его салфеткой. Воду из чашек выливаем в ведёрко. .Отметьте в нужной графе галочкой. Опыт 3. Воспитатель : А теперь наливаем в чашку горячую воду и опускаем в неё наш камешек. Немного ждём, затем аккуратно его достаём, промокаем салфеткой. Какой он стал - холодный или горячий? (Обращает внимание детей на таблицу) .Отметьте в таблице в нужной графе галочкой. Опыт 4. Воспитатель : Для следующего нашего опыта я заранее вынесла камни на улицу . (Заносит камни , раздаёт каждому по одному) . Какой камень на ощупь - холодный или горячий? Отметьте результат в таблице.

Опыт 6. Воспитатель. Ребята, что будет, если мы попытаемся разрезать камень ножом? У нас получится это сделать? Почему? Отметьте результат в таблице.

Воспитатель : Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу. Мой камень прочный, так как его очень трудно разбить молотком, его температура зависит от температуры окружающей среды (нагревается в горячей воде (или под солнцем, остывает, если температура на улице низкая, тяжёлый (потому что тонет в воде) . Составление рассказов детьми.

Воспитатель : А теперь, Володя, расскажи о своем камне . (Рассказ) .Оля, расскажи. (Рассказ) .

4. Чудесный мешочек :

(определяем камень по поверхности) .

Воспитатель : Посмотрите, что у меня есть (показывает «чудесные мешочки » ). Это не простые мешочки, а волшебные, в них спрятано ещё одно интересное свойство камня (шероховатость) . Определить его можно на ощупь. Дети выполняют задание.

5. «Каменных дел мастера» .

Воспитатель берёт в руки красивый камень и читает стихотворение : «Камешек волшебный,

Помоги в пути,

Всех своих друзей

Помоги найти!»

Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите среди них те, на которых изображены изделия из камня .

Дети отыскивают и приносят нужные картинки.

6. «Завершающий момент» (анализ занятия ) .

Воспитатель : Вот мы и завершили наше исследование. Кем вам удалось сегодня побывать? Что показалось вам сегодня необычным? Самым интересным? Самым трудным? Самым простым? Благодарю за работу!

Публикации по теме:

Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе «Поиски философского камня» Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе. Тема: «Поиски философского камня» Цель: Поддержание интереса к ФЭМП на основе.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Поиски философского камня» Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе. Тема: Поиски философского камня. Цель: Поддержание интереса к ФЭМП на основе сказочного.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода». Разработала: Хрусталева.

Цель: развитие исследовательской деятельности. Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать бережное отношение к природе.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила» Цель: Развитие познавательной активности.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Чудесная варежка. Народный чувашский узор» Конспект занятия для детей подготовительной группы «Чудесная варежка» (народный чувашский узор) Программное содержание. Формировать умение.

Конспект занятия по музыкальному творчеству для детей подготовительной группы «Волшебная сила пятицветика» ЗАДАЧИ 1. Обучающие Слушать и чувствовать начало и конец музыкального произведения; Слышать и различать приемы.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила воды» Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. Сформировать у детей знания.

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка» Цель занятия: Закрепить знания у детей о.

Библиотека изображений:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад «Зёрнышко» с.Новопесчаное

Конспект интегрированного занятия

по экспериментальной деятельности

Тема: "Удивительные камни"

старшая группа от 5 до 6 лет

Воспитатель: Алексеева И.М.

2016 г

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

    Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

    Камни на каждого ребенка.

    Лупы.

    Стакан с водой, ложка.

    Большие подносы.

    Салфетки маленькие.

    Салфетки большие.

    Деревянные брусочки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.

1 Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень. Рядом с коробкой конверт с названием группы.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге, ненужным лежит,

Меняет он фору, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети. Это камень .

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).

Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места.

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т.д.

Какой же цвет у камней может быть?

Ответы детей: разноцветные.

Вывод : камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней,что мы можем сказать Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

Ответы детей: разная.

Вывод : камни имею разную форму .

Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бывают камни?

Ответы детей: разного.

Вывод : камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Для 3 Опыта нам понадобятся весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Опыт № 4. Возьмите в руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже.Что мы можем сказать? Камни бывают гладкие и шершавые

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Гладкие Шершавые

Опыт №5.Твердость

Воспитатель : Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Воспитатель : Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Опыта № 6

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

Ответы детей:

Вывод : Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

. Где используются камни.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение)

Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.

Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.

Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.

Гранит - в строительном дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.

Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве, из него изготавливают памятники. (Показывает иллюстрации.)

Остались еще камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?

Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.

Воспитатель. А что из них делают?

Дети. Украшения.

Воспитатель . Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.

Воспитатель : Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо написано в рисунках и схемах.

Кто хочет сделать рассказать о свойствах камней?

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Как вы думаете, нужны ли камни человеку?

Использует ли человек для своих нужд камень? Как?

Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшений станций метро. (

Воспитатель : Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем сделать эскиз пещеры короля. Пусть горному королю станет стыдно, что он такой сердитый.

Воспитатель : как вы думаете, выглядит пещера изнутри? Сегодня мы с вами будем рисовать методом примакивания губкой.

Дети выполняют работу.

Я думаю, что Горному королю понравится и он станет добрым другом для гномов.

Воспитатель: Всё что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго

Всё готово к работе.

Сравниваем камни по форме и цвету.

Камни отличаются по весу



Рассмотрим камни через лупу

Сожмём в одной руке пластилин,а в другой камень.

Опустим в стакан с водой камень и деревянный брусочек.

Украсим пещеру для Горного короля.