Конспект занятия по развитию связной речи объявление. Конспект занятия по развитию связной речи

Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»

Конспект занятия по развитию связной речи

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;

Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.

I. Организационный момент

Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!

Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: — Весна.

Логопед : — Какое время года было до весны?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какое время года будет после весны?

Дети: — Лето.

Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).

Весной небо высокое (чистое, голубое).

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной на крышах появляются сосульки.

Весной земля мягкая (рыхлая).

Весной облака пушистые.

Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Проходите на свои места.

II. Основная часть

Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).

Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать ? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед: — Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

— Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

— Кто прилетел на шум?

— Что защебетал Жаворонок?

— Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

— Как птицы встречали весну?

Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило. (присесть)

Теплую погоду (встать)

Принесла весна. (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться, (потянуться)

Весною любоваться. (похлопать в ладоши)

Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа.

Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пересказы детей

Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети: — Посылка (бандероль).

Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.

III. Итог

Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»

Картинный материал

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).

Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.

Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.

В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.

При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,

составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,

составление рассказа с включением (исключением) объектов,

составление рассказа по комплекту игрушек,

рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,

придумывание рассказа про знакомого героя,

составление рассказа по его названию,

придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью

усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия

Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия

Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий

Творческое рассказывание - 2 занятия

Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.

В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.

При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Последующие 2 этапа - составление рассказа по серии картин и одной картине - лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.

Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания - не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.

Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:

обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);

установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.

Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.

Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.

Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):

В чем Петя захотел признаться маме? - О чем мальчик поспешил рассказать маме? - Почему Петя рассказал маме о своем поступке? - За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.

Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.

С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:

Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или:

Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват. И т. д.

Мы рекомендуем добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.

Очень важно то, с каким настроем логопед слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.

Ниже приведем несколько конспектов занятий, в которых отражен каждый из шести этапов обучения детей связному рассказыванию в подготовительной к школе группе. Более подробно все занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим ее недоразвитием планируется осветить в соответствующей «Логопедической тетради».

Цель:

Обучение детей связной речи по теме: «Домашние животные».

Инсценировка сказки.

Программное содержание:

Коррекционные:

1. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.

2. Развитие речевого дыхания, общей и пальчиковой моторики.

3. Обогащение и активизация глагольного словаря детей.

Образовательные:

1.Уточнение знаний детей о домашних животных и их характерных признаках.

2. Развитие связной речи. Обучение инсценированию сказки.

3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.

Оборудование:

1. Маски животных.

2. Предметные картинки с изображением домашних животных для детей.

3. Игрушка щенок.

4. Кукла Таня.

5. Демонстрационные картинки с изображением домашних животных для логопеда.

6. Массажный мячик.

7. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних животных.

3. Изготовление масок для инсценировки.

4. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

5. Подбор музыкального сопровождения.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Дидактическая игра «Вспомни и назови».

3. Загадки.

4. Физминутка «Кошка».

5. Вводная беседа.

6. Чтение сказки.

7. Вопросы к детям после чтения сказки.

8. Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие».

9. Повторное чтение сказки.

10. Инсценировка сказки.

11. Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент .

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

(Звучит негромкая лирическая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название домашнего животного. Слушайте внимательно.

ЖИРАФ, ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА.

Георгий, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название домашнего животного.)

1. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - уточнять знания детей по теме «Домашние животные».

Каких еще домашних животных вы знаете? (Перечисление.)

(КОРОВА, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КРОЛИК, КОЗА, ОВЦА.)

2. Загадки – упражнять детей в составлении описательных загадок, активизация глагольного словаря детей по теме, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев.

Чтобы вспомнить всех домашних животных, давайте будем загадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки буду не я, а вы друг другу. У каждого из вас на столах лежат картинки с изображением домашнего животного. Один из вас, кого я назову, должен будет взять свою картинку, встать и рассказать нам, что умеет делать животное, изображенное на вашей картинке, а остальные дети должны внимательно слушать и стараться отгадать. Например: это домашнее животное умеет бегать, мяукать, лакать, прыгать, царапаться. Кто это? (Кошка.)

(Один ребенок загадывает загадку, а остальные отгадывают, логопед на правильный ответ выставляет картинку + пальчиковая гимнастика.)

  • Собака + изображение собаки из пальцев: ладонь вытянута влево, все пальцы прямые, кроме указательного пальца – он согнут.
  • Корова + изображение коровы из пальцев: большой палец и мизинчик прямые, остальные пальцы согнуты в кулак.
  • Лошадь + изображение лошади из пальцев: указательный и средний пальцы прямые бегают по столу, остальные собраны в кулак.
  • Свинья + изображение свиньи из пальцев: поочередное соединение большого пальца со всеми пальцами по порядку, образуя круг.
  • Овца + изображение овцы из пальцев: изображение спирали каждым пальцем по очереди.
  • Кролик + изображение кролика из пальцев: ушки над головой двумя руками и одной.
  • Кошка + изображение кошки из пальцев: упражнение «коготки».

3. Физминутка «Кошка» - координация речи с движением, развитие обей моторики.

Осторожно, словно кошка

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

4. Вводная беседа – ввести детей в тему занятия.

- Ребята, давайте вспомним, для чего человек заводит домашних животных? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно сказали. А как вы думаете, какое домашнее животное, по вашему мнению, самое нужное и почему? (Ответы детей.) Каждый из вас высказал свое мнение и все ваши ответы можно считать абсолютно правильными. Но, чтобы узнать точный ответ на этот непростой вопрос, я предлагаю вам послушать небольшую сказку.

5. Чтение сказки.

6 . Вопросы к детям после чтения сказки – уточнить полученные знания детей.

О чем эта сказка? (Ответы детей.) Да, правильно, эта сказка рассказывает нам о споре домашних животных, которые никак не могли решить, какое же домашнее животное самое нужное. Кто приехал к бабушке в деревню? Какое животное Таня увидела первым во дворе? (Собака.) Почему собака считала себя самым нужным домашним животным? Что собака сказала? (Я – самое нужное домашнее животное.) Кто затем вступил в спор? (Кошка.) Кошка тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кто следующий вступил в спор? (Корова.) А почему же корова считала себя самым нужным домашним животным? Кто еще считал себя самым нужным домашним животным? (Коза.) Почему коза считала именно себя самым нужным домашним животным? Кто затем вступил в спор? (Кролик.) Почему он считал себя самым нужным домашним животным? Кто еще вступил в спор? (Овца.) Овца тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кого еще мы не назвали? (Свинья.) А почему же свинья считала себя самым нужным домашним животным? Кто же разрешил спор домашних животных? (Конь.) Что он сказал животным? Как вы думаете, конь прав? Животные с ним согласились?

Понравилась вам эта сказка? А хотите стать главными героями этой сказки и показать небольшой спектакль для наших гостей?

Георгий, у тебя будет роль коня. Кем ты будешь? (Конем.)

Лиза, у тебя будет роль кошки. Кем ты будешь? (Кошкой.)

Маша, у тебя будет роль собаки. Кем ты будешь? (Собакой.)

Максим, у тебя будет роль кролика. Кем ты будешь? (Кроликом.)

Антон, у тебя будет роль овцы. Кем ты будешь? (Овцой.)

Владик, у тебя будет роль козы. Кем ты будешь? (Козой.)

Маша, у тебя будет роль коровы. Кем ты будешь? (Коровой.)

Таня, у тебя будет роль свиньи. Кем ты будешь? (Свиньей.)

7.Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие»: дети стоят с закрытыми глазами, логопед называет домашних животных. Если логопед назвал взрослое домашнее животное – дети встают на носочки, руки вверх. Если логопед назвал детеныша - дети приседают. (Сначала ведущий – логопед, затем один из детей.)

Запомнили, кем вы будете? Я предлагаю каждому из вас взять маску своего героя и снова сесть на места.

8. Повторное чтение сказки.

А сейчас вновь послушайте внимательно сказку и запоминайте слова, которые вы должны будете сказать, как главные герои этой сказки.

(Повторное чтение сказки.)

9. Инсценировка сказки.

- Выготовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу. Я буду сказительницей, а вы не забывайте вовремя вступать.

Уважаемые зрители! Перед вами выступают актеры подготовительной компенсирующей группы «Непоседы», предлагая вашему вниманию «Сказку про домашних животных».

(Инсценирование.)

10 . Итог.

Что интересного вы узнали? Понравилось ли вам выступать в роли актеров? Ответьте на вопрос: кто же самое нужное домашнее животное? Спасибо, нашим гостям за внимание и терпение. Спасибо актерам за замечательный спектакль. Большое всем спасибо. Занятие закончено.

Сказка про домашних животных.

Летом Таня поехала к бабушке в деревню. Однажды утром она выглянула из окна. И вот что она увидела и услышала.

Около будки сидела собака и говорила своему щенку:

Я иду на работу, а ты будь послушным и некуда не уходи от дома.

А какая у тебя работа? – спросил щенок.

Самая важная, - ответила собака. – Я охраняю дом, двор, хозяйку и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы плохие мальчишки не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Ничего подобного, - не согласилась кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока, сливок, творога, сметаны и маслица? Я – самое нужное домашнее животное.

Между прочим, мое молоко и полезнее и жирнее. А еще и шерсть я даю и козий пух, - возмутилась коза. - Я – самое нужное домашнее животное.

Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. - А еще я даю мясо, и из моих шкурок шьют шубы и шапки. Я – самое нужное домашнее животное.

Я тоже даю шкуру и много шерсти, – заблеяла овца. – И мясо у меня жирное и вкусное. Я – самое нужное домашнее животное.

Какое свинство, - послышалось хрюканье из свинарника. – Я даю больше всех и мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел конь.

Ну, что скажешь, что ты самое нужное животное? – спросила кошка.

Нет, я думаю, что все мы нужны людям, мы все приносим пользу. За это люди и держат нас, и кормят, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, а маленький щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.
  2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

Конспект занятия

по развитию связной речи

для подготовительной к школе группы на тему:

"Составление описательного рассказа с использованием схемы".

Составила:

Рязанова Н. В.,

Воспитатель МКДОУ «д/с №26»,

г. Еманжелинск

2016 г

Цель: Формировать навыки связной речи у детей.

Задачи:

· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.

· Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.

· схема для составления описательных рассказов; мяч.

Предшествующая работа:

· Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта».

· Чтение В.Маяковский «Кем быть?».

· Игра «Загадки о профессиях».

· Игра « Кто, что, для кого?».

· Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия .

Воспитатель:

Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка. Я со своими друзьями живу в Цветочном городе. У моих друзей разные профессии и у них получился спор, чья профессия лучше и важней. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. В письмо я вложил картинки с профессиями и заданиями».

1. Игра «Отгадай названия профессии».

По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.

  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
  • Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
  • Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
  • Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
  • Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер ).
  • Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
  • Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
  • Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

2. Игра «Исправь ошибку».

(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)

· Повар лечит, а врач готовит.

· Строитель стрижет, а парикмахер строит.

· Полицейский тушит, а пожарный арестовывает.

· Маляр рисует, а художник красит.

· Космонавт ездит, а шофёр летает.

Воспитатель: Молодцы!!!

Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.

3. Игра с мячом «Кто, где работает?».

Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.

Воспитатель: Молодцы, проходим на стульчики.

4. Игра «Кому, что нужно для работы?».

(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).

– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;

– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;

– повару нужно половник, кастрюля, ножик;

– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.

Физкультминутка.

Много профессий
на свете у нас!

Руки на поясе – повороты туловища вправо-
влево.

О них поговорим сейчас:

Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,

Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,

«Мешаем» поварешкой.

Самолет ведет пилот -

Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.

Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы

Скрестить ук. пальцы над головой.
Движения: ладонь – кулак.

И охранник есть у школы.

Руки – согнуты в локтях «силовой жест»

Каменщик кладет кирпич,

Попеременно кладет кисти рук одна на другую
сверху – вниз.

А охотник ловит дичь

Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,

Загибают пальцы, перечисляя профессии

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь

Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).

Хорошо дружок учись!

Погрозить пальчиком.

И, конечно, не ленись!

Отрицательное движение указательным пальцем.

5. Игра «Кем ты будешь?». Дети отвечают предложением:

– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.

– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

· Название профессии.

· Место работы.

· Что делает человек данной профессии.

· Спецодежда. Головной убор.

· Что нужно ему для работы.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.

(Самостоятельные рассказы детей).

7. Итог занятия.

Какие профессии вы сегодня узнали?

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая лучшая и нужная?


Неганова Светлана Фаритовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: р.п. Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Структура занятия по развитию связной речи"
Дата публикации: 22.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 "Алёнушка" р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СООБЩЕНИЕ

на тему:

Структура занятия по развитию связной речи.

Выполнила:

учитель - логопед

Неганова С.Ф.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

"Развитие

связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С.

Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)

Овладение связной устной речью –

важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Основной формой логопедических занятий по развитию связной речи являются

фронтальные, которые проводятся один раз в неделю. Фронтальное занятие по

развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с

воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме.

Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность

детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и

трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный

материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки,

опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Виды занятий по развитию речи

1 – составление пересказа текста

2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного

художника

составление рассказа по серии сюжетных картин

4 - составление описательного рассказа

5 – составление пересказа с элементами драматизации

6 – составление творческого рассказа

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному

высказыванию.

Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных

или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах

деятельности.

Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые

должны быть четко сформулированы.

Так же следует:

отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели

занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к

речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается

ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и

взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного

закрепления нового материала;

Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические

упражнения;

Предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном

подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную

деятельность;

Включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием

речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой

Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В.

Структура фронтальных занятий включает три базовые части.

I. Оргмомент

Эта часть фронтального занятия помогает логопеду настроить детей на работу,

активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно

предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях

речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных

упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:

Ритуальные приветствия.

Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение

коллектива.

Эмоциональный настрой.

Речевые игры с мячом.

Психогимнастика.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно

выделить следующие:

Введение в тему.

Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность

при помощи проблемной или игровой ситуации. Учитель-логопед подводит детей к

цели занятия: Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе

в гости. В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок

о персонажах. А также включить упражнения Например: При пересказа детьми

рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост?, чья голова?".

Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же

Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин.

Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию

текста . Моделирование связного рассказа.

Эта подчасть является самой информативной. Логопед знакомит детей с

небольшими текстами литературных произведений (различных русских

народных сказок или сказок и рассказов детских писателей), предлагает детям

рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем -

просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста

или картины. Логопед должен постепенно приучать детей давать полные

ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса.

На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета с

помощью условно-наглядной схемы.

Глухов В.П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки-

квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа.

Ткаченко Т.А. в своей методике использует опорные сигналы, это

схематические картинки.

Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать

мнемотаблицы и мнемодорожки.

Словарная работа.

Учитель-логопед обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте,

объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования

слова. (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого,

Физкультурная минутка.

Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под

влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных

психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с

удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в

соответствии с текстом, который зачитывает педагог.

Актуализация знаний

Логопед читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное

составление наглядной схемы; Обращает внимание детей на последовательность

рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных

рассказов.

Составление устного связного монологического высказывания детьми.

Логопед предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии

картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.

Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ

по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием

различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому

ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему

выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением логопед

слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и

отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему

воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога

могут парализовать выступление самого способного ребенка.

III. Подведение итогов занятия

После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе

с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота,

последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту,

картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное

использование средств образной выразительности, проявление элементов

творчества.

В заключении дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности,

которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы:

интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» Также

необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.