Конспект режимных моментов второй завтрак. Показ режимного момента "Подготовка к завтраку" в группе раннего возраста

Организация и методика проведения

Режимных моментов в первой половине дня

«Подготовка к завтраку, завтрак»

Программное содержание:

1. Формировать элементарные навыки поведения за столом , навыки культурного поведения во время приема пищи.

2. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами, бумажной салфеткой.

3. Воспитывать самостоятельность при самообслуживании за столом. Расширить представления детей о пользе продуктов.

Ход режимного момента

После проведения утренней гимнастики дети садятся на стульчики. Младший воспитатель накрывает на столы.

Воспитатель : Ребята, пока нам с вами накрывают на столы, смотрите на меня и повторяйте за мной.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень смелых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшат их только кошки

Только кошки и коты!

Ребята, мы сейчас сделали гимнастику, для наших пальчиков. А зачем, как вы думаете ее делать?

(ответы детей)

Чтобы пальчики проснулись.

Чтобы наши пальчики крепко держали ложки и кружки.

Чтоб мы съели весь завтрак.

Воспитатель : А давайте посмотрим, чем же сегодня нас будут угощать!

Воспитатель проговаривает меню на завтрак.

Воспитатель : Сколько полезных продуктов содержится в этих блюдах. А давайте поиграем в игру «Полезное, неполезное» (если полезно хлопаем в ладоши, если неполезный продукт – топаем ножками). Например: мяч, каша, морковь, яблоко, машина…

Воспитатель : Ну что тогда пойдемте мыть руки. Сначала пойдут девочки, ставя стульчики за стол, а мальчики как настоящие джентльмены, пока подождут.

Все болезни у ребят

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

(Воспитатель смотрит, чтобы дети тщательно мыли руки с мылом, не обливались и не распрыскивали воду, чтобы насухо вытирали руки, вежливо и спокойно общались, проводит индивидуальную работу ).

Воспитатель : Ребята, все ровненько сели за столик, спинка прямая, ложку держим правильно в правой руке.

Приятного аппетита!

Ребята, вы знаете омлет очень полезный. В нем много витаминов.

А в батоне – есть витамин В, он нужен для правильной работы животиков.

Молоко – полезно для костей и зубов.

(Во время приема пищи воспитатель контролирует осанку детей, при необходимости показывает, как правильно нужно держать ложку, поощряет аккуратность и внимание к сверстникам во время еды, употребление в речи вежливых слов: пожалуйста, большое спасибо; проводит индивидуальную работу по формированию навыков культурного поведения за столом (Лиза, Елисей, Алёна)

Надо постараться скушать все, что приготовил повар. Потому что, у нас впереди длинный день, и нам понадобиться много сил и энергии.

Не забываем о том, когда вы покушали вытереть ротик салфеткой и положить ее на стол. Не забываем говорить спасибо за вкусный завтрак.

Консультация для родителей МДОУ Д/С 231

Тема: Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста

Ярославль, 2015

Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:

  • снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
  • снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений руки ног;
  • развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
  • укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем орга-низма;
  • ориентировка в пространстве;
  • формирование и закрепление двигательных умений;
  • получение удовольствия и создание хорошего настроения;
  • сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна.

Спецификой данного вида игр являются: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3-6 раз).

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Игры и игровые упражнения малой подвижности для младшей группы.

1. «Зайка»

Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты вставай и попляши,

Вот, морковку получи.

На последнюю фразу «зайка» берет морковку (это может быть нарисованная морковка, ленточка итд.) и исполняет танцевальные движения, все остальные хлопают. Затем «зайка» меняется.

2. «Найди игрушку»

Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушку и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

3. «Тишина».

Ход игры. Ходьба в колонне по одному в обход по залу, произносят следующее:

Тишина у пруда,

Не колышется трава.

Не шумите камыши,

Засыпайте малыши.

По окончанию стихотворения дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд педагог произносит: «Ква-ква- ква!»- и поясняет, что лягушки разбудили ребят, они проснулись, поднялись и потянулись. Игра начинается сначала.

4. «Пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся. Одновременно с этим все расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп».

5. «Ты медведя не буди!»

Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст. Как на горке снег, снег и под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.) А под елкой спит медведь. Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)

6. «Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся(выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх), Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

7. «Шел король по лесу»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Шел король по лесу, По лесу, по лесу. (Ходьба по кругу.) Нашел себе принцессу, Принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем. (Прыжки на двух ногах на месте.) И ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.) И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.) И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)

8. «Летает – не летает»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет различные предметы. Если это то, что летает, дети поднимают руки вверх или в стороны; если то, что не летает, опускают руки. Ведущий может сознательно ошибаться в движениях, многие, подражая ему, тоже могут ошибаться. Задача детей – удержаться и не допустить ошибки.

9. «Это я!»

Воспитатель показывает детям, как надо выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая взрослому. Это глазки. Вот! Вот! (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот! Вот! (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.) Это нос! Это рот! (Левой рукой показывают рот, правой нос.) Там спинка! Тут живот! (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.) Это ручки! Хлоп, хлоп! (Протягивают обе руки, два раза хлопают.) Это ножки! Топ, топ! (Кладут ладони на бедра, два раза топают.) Ой, устали! Вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу.)

10. «Жили-были зайчики»

Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения.

Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи ушки.)

На лесной опушке, (Разводят руками.)

Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.)

В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки.)

Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук.)

Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки. (Поочередно выставляют ноги на пяточки.)

11. «Повстречались»

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Гав-гав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога!

12. «Кошка выпускает коготки»

На счет «один» прижать подушечки пальцев к верхней части ладони и прошипеть, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!»

На счет «два» быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу!».

Повторить игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.

Игры и игровые упражнения малой подвижности для средней группы.

1.«Где постучали».

Дети стоят по кругу, руки у всех за спиной. Водящий выходит на середину и закрывает глаза. Педагог бесшумно обходит позади детей, останавливается возле кого-нибудь из ребят, 2 раза ударяет в барабан и кладет в руки ребенка платок, отходит в сторону говорит: « Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, у кого спрятан платок. Выбирается новый водящий, игра возобновляется.

2. «Зеваки»

Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

3.Игровое упражнение «Метелица».

Дети строятся в колонну по одному. Воспитатель – «Метелица» становится впереди колонны. Все берутся за руки и, не разрывая цепочки, в умеренном темпе передвигаются за воспитателем. «Метелица» ведет детей между игровыми постройками на участке, различными предметами. Через некоторое время все останавливаются и отдыхают; упражнение повторяется.

4. «Шарик».

Дети сидят в кругу на ковре (диаметр круга 2 м) и перекатывают через круг шарик (мячик). Стоящий на середине ребенок старается перехватить шарик. Если ему это удается, тот, кто неудачно прокатил шарик, идет вместо него на середину.

5. «Съедобное-несъедобное»

Дети стоят в кругу. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч одному из детей. Если задумано что-нибудь съестное (фрукты, овощи, сладости, молоко и др.), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает что-нибудь несъедобное, мяч ловить нельзя. Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, и игра повторяется.

6. «Давайте вместе с нами!»

Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и показывает движения. Давайте вместе с нами (поднимают руки в стороны) Потопаем ногами (топают ногами, стоя на месте), Похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши). Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх – в стороны.)

7. «Низко-высоко»

Дети стоят по кругу. Взрослый. Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу: высокие – поднимайте руки вверх; низкие – приседайте и руки опускайте; широкие – делайте круг шире; тонкие – делайте круг уже. Игра пойдет веселее, если взрослый будет стараться запутать детей.

8. «Делай наоборот!»

Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель показывает движения, дети должны повторить их, но в противоположную сторону. Например, воспитатель наклоняется вправо, дети – влево; воспитатель делает шаг вперед, дети – шаг назад и т.д.

9. «Овощи и фрукты»

Дети стоят шеренгой или врассыпную по залу. Педагог называет различные овощи (дети должны быстро присесть) и фрукты (поднять руки). Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают дети, сделавшие меньше ошибок.

10. «Флюгер»

Играющие встают шеренгой или врассыпную. Воспитатель называет стороны света, каждой соответствует определенное действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.

11. «Воздушный шар»

Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. С мамой в магазин ходили, Шар воздушный там купили. Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».)

Шар воздушный, надувайся! Шар воздушный, раздувайся! (Идут назад маленькими шагами – надувают шар.) Надувайся большой Да не лопайся! (Хлопают в ладоши.) Шар воздушный улетел, Да за дерево задел И… лопнул! Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

12. «Угадай, чей голосок» Играющие стоят по кругу; водящий выходит в середину, закрывает глаза. Дети идут по кругу, читая стихотворение: Мы составили всех в круг, повернемся разом вдруг. А как скажем: скок - скок - скок, угадай, чей голосок. Слова «скок - скок - скок» произносит, тот ребенок до которого дотронулся педагог. Если ребенок ошибается – снова закрывает глаза. Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы.

1.«Пропавшие ручки»

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

2.«Две подружки»

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их - это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

3.«Дерево, кустик, травка»

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» - разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)

На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».)

За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)

Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.)

«Тук-тук-тук - дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)

« Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

5.«Елочка»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Наша елочка - краса,

Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

6.«Капуста - редиска»

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» - хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения. Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» - прыжок на месте).

7.«Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Котик к печке подошел,

Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Горшок каши он нашел,

Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)

Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.)

Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

8.«Овощи и фрукты»

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт - поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед.

Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

9.«По дорожке»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ноги разминать.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.)

Мы похлопаем в ладошки,

Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.)

Стоп. Присядем - отдохнем. (Приседание.)

И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

10.«Ручки - ножки»

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Все захлопали в ладоши - (Хлопают в ладоши.)

Дружно, веселее! (Стучат ножками.)

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим - (Хлопают по коленкам.)

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем - (Медленно поднимают руки.)

Выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки, (Поворачивают кисти рук то вправо, то влево.)

Снова опустились. (Опускают руки.)

Покружились, покружились

И остановились. (Останавливаются.)

11.«Светофор»

Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) - красный, зеленый и желтый, - прикрепленные к палочкам.

Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый - встают, на зеленый - маршируют на месте.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

12.«Три медведя»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)

Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)

А сынок - малютка просто. (Ставят руки на пояс.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)

13.«Тук-тук»

Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:

Тук-тук-тук!

Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.)

Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.)

Рад всегда! (Три хлопка в ладоши.)

14.«У меня, у тебя»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня, (Показывают руками на себя.)

У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)

Блестящие глазки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя - чистые ушки. (Показывают ушки.)

(Хлопают в ладоши.)

(Прыгают на месте.)

У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя розовые щечки.

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

16.«У меня есть все»

Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.)

А у чайника - носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.)

А у тумбочки - ножки, (Садятся на корточки.)

А у кастрюли - ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.)

А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.)

Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.)

А у меня —

И ножки, (Показывают ножки.)

И ручки, (Показывают ручки.)

И носик, (Показывают носик.)

И спинка, (Показывают спинку.)

И вот еще что —

Очень голодный живот! (Показывают живот.)

Игры и игровые упражнения для подготовительной группы.

1. «Угадай, что делали» Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? Дети отвечают: Что мы видели – не скажем, А что делали – покажем. Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.

2. «Колечко» Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. В ладонях он держит колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей: ладошками, сложенными лодочкой, по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. Тот, кому досталось колечко, не должен выдать себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. Тогда игру продолжает прежний водящий.

4.«Ручки-ножки» Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения. Дети выполняют. Все захлопали в ладоши Дружнее, веселее! (Хлопают в ладоши.) Застучали наши ножки Громче и быстрее! (Стучат ногами.) По коленочкам ударим Тише, тише, тише! (Хлопают по коленкам.) Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше! (Медленно поднимают руки.) Завертелись наши ручки (поворачивают кисти вправо-влево), Снова опустились. Покружились, покружились И остановились (опускают руки).

5.«Запрещенное движение» Играющие образуют круг. Воспитатель заранее уславливается с ними, какое движение нельзя делать, например приседать, хлопать в ладоши, махать руками. Затем под музыку показывает различные движения, которые дети должны в точности повторить. Чем разнообразнее и забавнее эти движения, тем интереснее игра. Педагог может показать запрещенное движение – тот, кто по невнимательности повторит его, должен сплясать, спеть или прочесть стихотворение. Игру можно усложнить: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, дети должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед – два раза хлопнуть в ладоши.

6.«Три, тринадцать, тридцать» Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий – в середине круга. Когда игра проводится впервые, желательно, чтобы водящим был педагог. Педагог объясняет: «Если я скажу: три, все разводят руки в стороны; если тринадцать – ставят руки на пояс; если тридцать -поднимают руки» (можно выбрать любые движения). Педагог быстро называет то одно, то другое движение. Ребенок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда останутся один-два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.

7.«Вершки и корешки» Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребенок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель. 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись. «Ворота» Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «Ворота!» останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Игра продолжается.

8. «Стоп!» Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки. На противоположной стороне кружком (диаметр два-три шага) обозначается дом водящего, который стоит спиной к детям и говорит: «Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!». Пока он говорит, дети шагают вперед. Как только произнесет: «Стоп!» – останавливаются. Водящий смотрит: кто не успел замереть на месте и шевельнулся? Называет этих детей – они возвращаются на исходную линию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай!». Все продолжают шагать вперед, начиная с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Вернувшиеся на исходную линию двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор, пока кто- нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!». Тот, кому это удастся, становится водящим.

9.«Кто ушел?» Дети стоят кругом или полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

10. «Найди мяч!» Все играющие встают в круг вплотную друг к другу лицом к центру. Один ребенок (по выбору педагога) становится в центр -это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из них педагог дает в руки мяч. С этого момента дети начинают передавать его друг другу за спиной. Играющий, стоящий внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого показать свои руки, сказав ему: «Руки!». Ребенок мгновенно протягивает обе руки вперед ладонями кверху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в центр, а на его место идет водящий.

11.«Тик-так-тук!» Дети стоят врассыпную по залу. По сигналу «Тик!» все делают наклоны влево- вправо, по сигналу «Так!» останавливаются, а по сигналу «Тук!» подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

12.«Хлопки» Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два – присесть, на три – встать с поднятыми руками (допустимы любые другие варианты движений).

13. «Четыре стихии» Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: «Земля!» – руки вниз; «Вода!» -руки вперед, «Воздух!» – руки вверх; «Огонь!» – вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

14. «Как живёшь?»

Мы играем целый день. Цель день играть е лень. Ты смотри, не отставай. Всё за нами повторяй.

Как живёшь? Вот так!

Как идёшь! - маршировать на месте. Вот так!

Как бежишь? - бег на месте. Вот так!

Ночью спишь? - присесть, руки под щёку. Вот так!

Как в ладоши хлопаешь? Вот так!

Как ногами топаешь? Вот так!

Как скачешь на носочках? Вот так!

Руки ниже опусти И достанешь до земли, как? - гуськом. Вот так!

Шире рот откроем как? Вот так!

И гримасы все состроим как? Вот так!

Как скажу я 1, 2, 3, Все с гримасами замри Вот так!

Список используемой литературы:

1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений

2.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа.

3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.

5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа.

6. Степаненкова Э.Я. Сборник Подвижных игр.

Тема: «Каша – матушка наша»

Программное содержание: Учить детей самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой, насухо вытирать своим полотенцем и вешать на своё место.

Дать знание о полезных злаках, из которых варят каши (гречневую, рисовую, пшённую), о пользе для организма.

Закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки культурного поведения за столом во время приёма пищи. Формировать первичные представления о культуре питания; о пользе каши в рационе детского питания.

Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой), бумажной салфеткой (по мере необходимости), есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережёвывая пищу.

Воспитывать самостоятельность при самообслуживании за столом.

Ход режимного момента

Воспитатель : Ребята к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем.

Приветствуем всех, кто время нашел. И в дружную нашу группу пришел! Весна стучит в окно, А в группе у нас тепло и светло! Ребята послушайте меня. Слушайте внимательно.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают,

Ставят на плиту вариться,

И что тут может получиться?

Дети : каша.

Да, точно каша.

Воспитатель: Я так люблю кашу, она такая сладкая, вкусная, полезная. Вы любите кашу? (Да)

Я вам предлагаю сегодня самим сварить кашу. Хотите? (Хотим)

Ну, что пойдемте варить кашу! Я приглашаю вас на кухню (дети садятся на стульчики во круг стола в игровой зоне: « Кухня»). Садитесь пожалуйста.

Воспитатель: Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неё говорили: «Каша – матушка наша». Каша – любимое кушанье людей.

А вы знаете, из чего варят каши?

Каши варят из круп.

Кашу будем варить мы с вами в кастрюле!? Вот наша кастрюля.

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит.

Это - гречневая каша. (Ребёнок высыпает в кастрюлю гречневую крупу.) Она богата витаминами. Молодец.

Из нее готовят кашу для ума.

Умными хотите быть всегда?

Тогда вам нужна - пшенная каша. (Ребенок сыпет в кастрюлю пшённую крупу.) Умница.

Белая каша есть у меня,

Зернышки белые плавают в ней,

Станет вся кожа наша белей.

Это – рисовая каша. (Ребенок высыпай в кастрюлю рисовую крупу.) Хорошо.

Все крупы вы узнали и правильно назвали. Молодцы.

Ребята в кастрюле у меня три вида круп. Поэтому кашу нашу назовем «Дружба».

Ставим кастрюлю на плиту.

В каше много витаминов

Каша нам всегда нужна.

В каждом доме, в каждой кухне,

Каша быть всегда должна!

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Забегает сказочный герой котёнок с грязными лапками. Котёнок: Ой, как у вас вкусно пахнет! Что это у вас? (грязными лапами лезет в кастрюлю.)

Воспитатель : Усатый - полосатый, ты почему с нами не поздоровался? Котёнок: Простите меня. Мяу. Здравствуйте! Дети: здрав-ствуй-те! Котенок (снова лезет в кастрюлю.) Ой, это у вас что вариться и так вкусненько пахнет? Мяу.

Воспитатель: Мы с ребятами варим кашу «Дружбу». Всех за стол приглашаем, да только с грязными руками и лапами не пускаем. Правильно ребята? Дети: Да.

Воспитатель : Посмотри, какие у тебя лапки грязные. Ты на улице гулял, лапки сильно намарал.

Ребята выходите, научим котика, как нужно мыть ручки? (Да)

Только заходить будем друг за другом, не толкаясь по нескольку человек.

И ты котик с нами иди.

(По дороге с потешкой:)

Все болезни у ребят,

От микробов говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Воспитатель напоминаю правила поведения:
«Перед умыванием закатываем рукава, берем мыло, намыливаем руки».

Водичка, водичка! Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель в процессе мытья рук спрашивает детей:
«Дети, чем мы моем руки? (водой, мылом).
Какая льется водичка: теплая или холодная? (индивидуальные ответы детей)»

Напоминаю руки, вытираем своим полотенцем, вешаем на своё место.

Посмотрите крошки!

На свои ладошки!

Чистые ладошки!

Котенок, понял как надо мыть руки. (Да). Посмотри на свои ладошки они чистые? (Да)

Что-то наша каша долго вариться? Поможем ей побыстрее свариться и ты котик помогай.

Пальчиковая игра

«Варись каша» Варись, варись каша! Варись поскорее! (Водим одним указательным пальцем одной руки по другой ладони)

Будем кушать кашу, (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки) Станем мы сильнее. (Поднимаем руки вверх)

Угостим мы кашей (Выставляем ручки вперед по очереди)

Котика и Машу.

Вот и каша наша «Дружба» готова. Отдадим кашку нашу Татьяне Геннадиевне, она нам разложит по тарелочкам.

дети и присаживаемся за столы.

Воспитатель : Котик, присаживайся за стол с детками, отведай нашу кашу с пылу, с жару. Каша «Дружба» вкусная, сладкая, молочная.

Все ровненько сидят,

Ножки вместе стоят,

Глазки на тарелку глядят,

Локти убраны со стола,

Тихо кушает детвора.

Приятного аппетита! Дети: Спа-си-бо.

Воспитатель :

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Кушай кашку, подрастай, Всем на радость выростай!

Глава 2. Занимательный материал по развитию представлений о времени

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вторая младшая группа

Беседы о личном, конкретном опыте детей

(краткие примеры)

1). Воспитатель: Послушайте, ребятки, загадку:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

Кто готов отгадать? Правильно, Вова, это туфли.

А когда бывают туфли под кроватью?

(Ответ ребенка – ночью).

Послушайте стихотворение и скажите, когда это бывает?

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети – тоже.

Когда все спят, Коля? (Ночью). Правильно.

Есть хорошее стихотворение у А. Барто. Послушайте:

Жучка тявкнула во сне. В мягком кресле у окна

Хвостиком вильнула. Бабушка уснула.

Котик, серенький коток Мишка тоже стал зевать.

Спит у ножки стула. Не пора ли Маше спать?

2). Воспитатель: Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» что вы делаете утром?

Аня: Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в детский сад.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Глеб: Когда мама приведет утром. Когда все идут на работу.

Воспитатель: Что вы делаете утром в детском саду?

Дети: Играем, зарядку делаем, завтракаем.

Воспитатель: В детском саду мы каждый день делаем гимнастику, проводим игры в кругу, и садимся завтракать. Потом проводится занятие. Всё это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

3). У детей карточки с изображением временных отрезков времени (частей суток). Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Первый лучик солнышка

Заглянул в окошко.

И проснулся сразу же

Мальчуган Антошка.

Когда это бывает?

Затем предлагает сказать:

У кого на картинке это время суток, как называется оно и почему?

У кого на картинке вечер и почему?

А что вы делаете днем? Утром, когда приходите в детский сад?

Игра «День – ночь»

Цель: научить различать части суток: день, ночь.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня (например, ребенок обедает) и ночи (ребенок спит).

Ознакомление со временем лучше начинать с конкретных отрезков: день – ночь. Характеристика временного отрезка должна быть убедительной для каждого ребенка.

Рассмотрите первую картинку: ребенок спит. За окном темно, светит луна. Задайте вопросы: когда это бывает – днем или ночью? Что ты делаешь ночью? Что делает ночью бабушка? Брат? Сестра?

Рассмотрите вторую иллюстрацию: «скорая помощь» едет по ночному городу. Кто работает ночью? Врачи, медицинские сестры, водители.

На третьей картинке ребенок обедает. Что он делает? Когда обедают дети: днем или ночью? Что делаете вы днем? Что делает днем мама?

В конце работы с картинками загадайте загадки:

Звезды на небе зажглись, Солнце в небе ярко светит,

Спать ребята улеглись. На прогулку вышли дети.

Вечер, день умчались прочь. Когда это бывает?

Им пришла на смену …(ночь ). (Днем)

Если дети не смогут отгадать загадку, подскажите им.

Игра «Утро – вечер»

Цель: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением утра (например, «Петушок поет», мальчик умывается) и вечера (ребенок ложится спать).

Воспитатель предлагает посмотреть первую картинку, например, петушок поет:

Когда петушок всех будит: утром или вечером?

Когда ты встаешь?

Кто еще утром встает?

Показывает вторую картинку, на которой ребенок умывается.

После того как ребенок встал, что он еще делает утром?

Когда ребенок завтракает?

Что ты еще делаешь утром?

На третьей картинке ребенок смотрит по телевизору передачу «Спокойной ночи, малыши».

Когда идет эта передача, утром или вечером?

Что ты делаешь дома вечером?

Когда ты ложишься спать?

Загадайте загадки:

Когда петушок Стало за окном темнеть,

Раньше всех встает, Птицы стали тише петь.

Солнышко встречать зовет? Мама всех зовет на ужин.

(Утром) Когда это бывает? (Вечером)

Динамический этюд «Утреннее фото»

Цель: Обобщить знания детей о части суток - утро, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого:

Встань, как только солнце встанет

(тянут руки вверх)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет –

(тянут руки вперед)

Ты подставь скорей ладошку,

(подставляют ладошки к солнышку)

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

(проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром!»

ети хором повторяют: «С добрым утром!»)

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям,

Птицам…

(широко разводят руки в стороны)

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

(улыбаются друг другу)

Игра «Петрушка»

Цель: формировать временные отношения, развивать образное мышление.

Материалы и оборудование: игровой персонаж – Петрушка (кукла), картинки с изображением мальчика, дяди, дедушки; иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

Например, в гости приходит Петрушка.

Воспитатель беседует с детьми от лица игрового персонажа. Выясняют, что Петрушка очень грустный. Воспитатель спрашивает детей: «Почему?» (ответы детей).

Петрушке нужно помочь навести порядок, так как все картинки у него перемешались.

Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность расположения картинок.

Игра «Раньше – позже»

Цель: формировать временные представления о настоящем, прошлом, будущем.

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки: два младенца, два малыша – мальчик и девочка, школьник и школьница, юноша и девушка, мама и папа, дедушка и бабушка.

Воспитатель: Посмотрите, дети, на фланелеграфе находятся в беспорядке картинки. Нам нужно разобраться, какие мы были раньше, какие мы сейчас и какие будем потом, позже.

Дети раскладывают картинки так, чтобы было понятно, что было раньше, что потом.

Иллюстрации картинок с изображением постоянных видов деятельности

Части суток

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: формировать временные отношения и представления, умение соблюдать последовательность, развивать речь детей.

Материалы и оборудование: модели роста лука или карточки с изображением семечка, ростка, побега, бутона, цветка (плода); карточки посадки дерева и т.д.

Модели роста лука





1. Подготовка почвы, 2. Условия роста: вода, 3. Появление ростков и посадка лука тепло корешков


4. Зеленые ростки 5. Ростки еще длиннее 6. Пора срезать

длиннее, корешков и больше, корешки зеленые перышки

больше длинные и большие лука

На фланелеграфе воспитатель выставляет в беспорядке карточки или модели, которые можно упорядочивать по времени, например:

1. Дети несут саженец. 2. Копают землю. 3. Сажают дерево и поливают.

4. Дерево с маленькими листочками.

Дети должны разложить картинки в нужном порядке, объяснить, что

было сначала, а что потом. Составить небольшой рассказ.

Игра «Одежда для зимы (лета)

Цель: формировать временные представления о временах года.

Материалы и оборудование: наборы картинок летней и зимней одежды; иллюстрации пейзажей зимнего и летнего времен года (приложение 3).

Воспитатель: Дети, летом и зимой одежда одинаковая?

(ответы детей)

Давайте поиграем в игру:

С правой стороны стола – лето (иллюстрация летнего времени года), а

с левой – зима (положить иллюстрацию зимнего времени года).

Нужно разложить картинки с одеждой для лета в одну стопку,

картинки с одеждой для зимнего времени года – в другую.

Затем дети рассматривают, называют, объясняют свой выбор.

Словесная игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизировать словарь детей за счет слов – названий частей суток.

Воспитатель начинает игру:

«Мы завтракаем утром, а обедаем - …» (днем).

«Спим мы ночью, а делаем зарядку - …» (утром).

«Делаем зарядку мы утром, а выходим на прогулку - …» (днем).

«Солнышко светит днем, а луна - …» (ночью).

«В детский сад вас приводят утром, а забирают - …» (вечером).

«Ужинаем мы - …» (вечером).

(Дети дополняют пропущенное слово).

Игра «Распутай клубок»

Цель: формировать временные отношения, развивать речь,

мыслительные операции.

Материалы и оборудование: 3-4 картинки, объединенных единым сюжетом, которые следуют друг за другом в определенной последовательности (алгоритм посадки семян).

Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним

сюжетом, например:


  1. Бабушка вяжет, на полу лежит клубок. Рядом котенок.

  2. Бабушка спит. Котенок играет с клубком.

  3. Клубок стал заметно меньше.

  4. Бабушка проснулась. Котенок размотал весь клубок.
Можно использовать модели посадки семян (смотри ниже).

Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему,

по их мнению, порядок именно такой.





Игра «Путаница»

Цель: учить детей восстановлению последовательности событий с введением в активную речь слов «раньше», «позже», «сначала», « потом». Закреплять умение различать и называть последовательность времен года.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времен года.

Воспитатель: Дети, какие времена года вы знаете? (Ответы детей).

Читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Дима, как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Правильно, это стихотворение о весне. А вот наш Незнайка все времена года перепутал. (Прикрепляет на фланелеграф картинки с изображением времен года). Читает:

Перепутал все на свете

Наш Незнайка.

Говорит он:

- После лета (помещает картинку)

К нам придет зима (помещает картинку)

В шубу снежную одета,

Солнечным теплом согрета,

Дарит урожай она.

Зиму сменит осень, (помещает картинку)

Зашумит листва.

А на смену осени

Вновь придет весна. (помещает картинку)

Скажите, дети, прав ли Незнайка? Исправьте ошибки и перечислите еще раз времена года в правильной последовательности. (Дети перечисляют).

Воспитатель меняет расположение картин и при восстановлении последовательности использует слова «раньше», «позже», «сначала»,

«потом». Загадывает загадки:

Пусты поля, Снег на полях,

Молчит земля, Лед на реках,

День убывает. Вьюга гуляет…

Когда это бывает? Когда это бывает?

(Осень) (Зима)

Тает снежок, Солнце печет,

Ожил лужок, Липа цветет,

День прибывает, Золотится пшеница.

Когда это бывает? Рожь колосится,

(Весна) Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Лето)

Воспитатель вызывает четверых детей и просит отыскать картинку, изображающую определенное время года.

Вика, скажи, сколько всего времен года? (Ответ ребенка).

Игра «Сутки»

Цель: формировать понятие о частях суток.

Материалы и оборудование: фланелеграф, набор сюжетных картинок

(день, ночь, утро, вечер).

Воспитатель прикрепляет сюжетную картинку «Утро» и читает:

Утром петушок поет:

Солнце на небе встает!

Просыпайтесь, умывайтесь,

За работу принимайтесь.

Что мы делаем утром, дети? (Ответ)

Помещает картинку «Вечер» на фланелеграф:

Солнышко садится,

И смолкают птицы.

Вечер наступает,

Каждый отдыхает.

Кто догадался, что наступил вечер? (Ответ детей)

Затем воспитатель прикрепляет справа от картинки «Вечер» картинку «Ночь» и читает:

Скоро ночь зажжет все звезды,

Сны придут к тебе, ко мне.

И луны фонарик желтый

Засияет в тишине.

Дети, обратите внимание на расположение карточек:

Разве после утра настает вечер? (Ответ детей)

Что после утра наступает, Кирилл? (День)

Правильно, наступает день. (Помещает картинку)

А теперь, Вика, назови по порядку части суток. (Называет)

Молодец, Вика. Теперь я хочу узнать, все ли дети запомнили части суток. Давайте поиграем:

Я буду называть в произвольном порядке части суток, а вы выполняйте действия, характерные для указанных частей суток.

Например, утро: дети умываются, причесываются, делают зарядку, завтракают и т.д. День: дети читают, рассматривают картинки, рисуют. Вечер: дети смотрят телевизор, умываются и т.д. Ночь: дети спят.

Игра «Ищи и найдешь»

Цель: различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; умение ориентироваться во времени.

Материалы и оборудование: фланелеграф, набор картинок с изображением временных отрезков.

Дети рассматривают картинки, приставляют их друг к другу, в зависимости от того, что на них изображено: утро, день, вечер или ночь.

Помогите им вопросами:

После того как пройдет утро, что наступит?

А затем?

Сколько всего частей суток? И т.д.

Игра «Стрелка, покружись»

Цель: знакомить детей с цветовой моделью частей суток, упражнять в назывании частей суток, их последовательностью.

Материал и оборудование: цветная модель частей суток,

картинки с изображением частей суток на каждого.

Воспитатель показывает цветную модель частей суток и говорит:

Стрелка, стрелка, покружись!

Время суток, покажись!

Стрелкой – указкой воспитатель показывает на модель и говорит:

Это утро, это вечер, это день, это ночь. Дети повторяют.

Модели частей суток


НОЧЬ
ВЕЧЕР

Дети раскладывают картинки – изображения частей суток перед собой. Воспитатель стрелкой – указкой показывает на цветовое обозначение и загадывает загадку:

Мы завтракаем утром, а обедаем …?

Утром встаем, а ложимся …?

Дети дополняют пропущенное слово и поднимают картинку с изображением частей суток.

Игра «Когда это бывает»

Цель: умение различать части суток, развивать речь.

Материал и оборудование: набор картинок с изображением временных отрезков.

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо временного отрезка.

Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается; ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку; занимается, играет со сверстниками; слушает бабушкину сказку, смотрит телепередачи, за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели.

Выбрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Цель: формировать представления детей о промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь).

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов.

Дети совместно с воспитателем дают определение цветным крышкам (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер, черная – ночь) и называют их в определенной последовательности. И в этой же последовательности нанизывают их на цветной шнурок (или пирамидку). Между сутками нанизывается прокладка из картона.

1 Сутки

2 Сутки

И т.д.

Дети нанизывают цветные крышечки и строят модель частей суток

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Средняя группа

Беседы по картинкам

с широким содержанием

Цель: формировать представления детей о последовательности частей суток, закрепить названия частей суток, углубить и расширить представления об этих отрезках времени.

В средней группе используют картинки с более широким содержанием, где изображается следующая деятельность: что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

Примеры картинок с широким содержанием:

Школьники утром идут в школу;

Салют на фоне вечернего города;

Люди выходят вечером из театра;

Дети уходят с родителями из детского сада;

Ребенок наблюдает вечернюю улицу с балкона;

Взрослые в походе у костра;

Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели;

Сторож у будки на дежурстве.

Машина «Скорой помощи» едет по ночному городу. И т.д.

Словесные игры – путешествия

в утро, день, вечер, ночь

Цель: закрепить навыки в определении частей суток и свободного включения в речь их названий.

Воспитатель начинает игру такими словами:

«Сегодня мы с вами как будто, пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто, что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой асфальтные дорожки. Кто это рано утром убрал улицы?» И т.д.

Работа с моделями «Положение солнца»

Цель: формировать временные представления, умение соотносить части суток с природными явлениями, познакомить с моделями «Положение солнца».

Во время прогулок необходимо сосредоточить внимание детей на объективные показатели, которые символизируют время – это положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.

Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба иногда сохраняется длительное время, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.


  • Утро – бледно-голубое небо, виден солнечный круг (восход солнца) светло-желтого цвета;

  • День – светлое голубовато-желтое небо, в верхней части яркий светло-желтый круг солнца;

  • Вечер – темное небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей (закат);

  • Ночь – темно-синее небо с месяцем и звездами.




Предложить детям рассмотреть модели, найти отличия. Можно использовать модели при рассматривании иллюстраций из приложения 3 «Пейзажи времен года в разные части суток» . Отметить изменения в природе - цвет неба и положение солнца в разное время суток, в разное время года.

Игра «Мой день»

Цель: развивать умение соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени.

Материал и оборудование: картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав, фланелеграф, карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Мой день»:

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днем я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сям,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улегся в тишине…

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и все.

Спасибо мне!

Воспитатель: Дети, расскажите, как вы ведете себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать любое действие и рассказать, в какое время суток этим занимается.

Игра «Спать пора»

Цель: прививать детям положительные привычки и преодолевать дурные, воспитывать желание соблюдать режим дня.

Материал и оборудование: сюжетные картинки, кукла «Ванька-встанька».

Воспитатель рассказывает детям о мальчике Ване, который совершенно не умеет просыпаться утром. Мама будит его, а он вместо того, чтобы спокойно встать и одеться, прячется с головой под одеяло, упирается, кричит. Мама каждое утро переживает, расстраивается. Она пытается объяснить Ване, как нужно себя вести, но мальчик не слушает ее. Он говорит, что все дети не хотят вставать утром и ведут себя, как он.

Педагог обсуждает с детьми поведение этого мальчика, задавая вопросы:

Как вы считаете, правильно думает Ваня или нет?

Вот видите, Ваня не прав, он ошибается.

А как вы ведете себя по утрам? Почему вам иногда трудно просыпаться?

(Дети рассказывают).

Давайте пригласим Ваню к нам в группу и поможем ему.

Дети образуют круг и выполняют движения вместе с воспитателем:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка, (встают на носочки и возвращаются в исходное положение)

Приседай-ка, приседай-ка, (выполняют приседания)

Будь послушен, ишь какой! (грозят друг другу пальцем)

Нам не справиться с тобой.

После физкультминутки, педагог предлагает посоветовать Ване, как избавиться от лени, вставать по утрам. (Дети дают советы).

После беседы воспитатель предлагает послушать стихотворение

С. Михалкова «Не спать»:

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь –

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь – тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот доносится опять

Настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать!

Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь –

Я не спеша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!

Мне ясно слышен бой часов,

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час!

Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

Педагог: Правильно ли думает мальчик? Хорошая ли это привычка – не ложится вовремя спать? К чему она приводит? Любите ли вы слово «спать»?

Сон нужен всем – и людям, и животным. Когда мы спим, все наше тело отдыхает, набирается сил. Вспомните, как трудно играть, смотреть книги, когда не выспался. Некоторые дети, после того, как лягут в постель, очень долго не могут заснуть. Почему так получается? Чаще всего потому, что перед сном они делают то, чего нельзя: играют в веселые, шумные игры; смотрят страшные фильмы; читают страшные истории. Все это мешает хорошему засыпанию. Постарайтесь полюбить слово «сон», и тогда вам легко будет вставать утром.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию «Мы спим».

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

Воспитатель: Мы будем рассказывать по порядку о том, что делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, садится на последний стул, а остальные все передвигаются.

Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель: Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом? (Передает камешек кому-либо из играющих).

Ребенок: Мы делали гимнастику.

Воспитатель: А что было потом? (кладет камешек перед другим ребенком и т.д.)

Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут последнее – уход домой.

Игровое упражнение «Части суток»

Цель: формировать временные представления.

Материалы и оборудование: наборы картинок с изображением частей суток, иллюстрации из картотеки «Пейзажи времен года в разные части суток».

Воспитатель загадывает часть суток и называет характерные признаки.

Например, в это время все возвращаются домой, солнце прячется за горизонтом, на небе появляются звезды, по телевизору показывают передачу «Спокойной ночи, малыши» и т.д.

Дети находят картинку и показывают соответствующую часть суток, делают зарисовки в тетрадь.

Работа с моделями «Части суток»

Цветные знаки можно использовать как раздаточный материал.

Воспитатель показывает картинку или читает стих, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.

Модели частей суток:


  • Квадрат голубого цвета – утро;

  • Квадрат желтого цвета – день;

  • Квадрат серого цвета – вечер;

  • Квадрат черного цвета – ночь.
УТРО
ДЕНЬ
Игра «Назови соседей»

Цель: Закрепить знания о частях суток, умение устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета.

Материалы и оборудование: модели частей суток.

Ход игры:

Назови соседей утра.

У части суток – утро, соседи – ночь и день, потому что до наступления утра ночь, а после утра наступает день.

Назови соседей ночи.

Назови все части суток.

Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День – что дальше? (вечер, ночь, утро) и т.д.

Динамический этюд «Лето»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - лето, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Летней жаркою порой

Пойдем на речку мы с тобой!

(ходьба на месте)

Будем плавать, загорать.

(имитация плавания)

Землянику собирать.

(имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поет соловей,

(приставить правую ладонь к правому уху)

Как журчит прозрачный ручей,

(приставить левую ладонь к левому уху)

Наблюдать, как возле водицы

(присесть на корточки)

Стрекоза со стрекозой резвится.

(соединить в горизонтальном положении два кулака, развести в разные стороны указательный и средний пальцы левой и правой рук)

Динамический этюд «Осень»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - осень, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Оранжевый, желтый и красный,

(указательным пальцем махнуть влево, посередине и вправо)

Листья осенние, вы так прекрасны!

(развести руками в стороны)

Ветер вас в танце кружит,

(руки поднять вверх и покружиться)

Дождик с вами дружит,

(пожать руку рядом стоящему)

Жаль только, птицы на юг улетают.

(махи руками)

И как красива осень,

(развести руки в стороны)

Грач с ласточкой не знают.

(помахать головой)

Динамический этюд «Зима»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - зима, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

На улице зима,

(руки в стороны)

И стало холоднее.

(обнять себя руками)

Теперь одежда нам

(движение указательным пальцем)

Нужна теплее.

Чьи варежки?

(показать ладони)


Чья шапочка?

(ладони на голову)
Чей шарфик?

(ладони на шею)
Пойдем гулять скорей с тобой.

(ходьба на месте)

Чтобы ножки не замерзли –

Мы потопаем.

(топать ногами)

Чтобы ручки отогрелись –

Мы похлопаем.

(хлопать в ладоши)

А чтоб было веселее,

(имитация лепки снежков)

Мы снежки лепить начнем.

Будем весело играть,

(«кидать» снежки)

Хорошо зимой гулять!

(руки в стороны)

Динамический этюд «Весна»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - весна, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Солнце засветило,

(руки через середину поднимаются вверх)

Сугробы растопило.

(руки через середину опускаются вниз)

Теплую погоду

Принесла весна.

(руки в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И ёж (руки прижать к груди, голову опустить)

С медведем (руки поднять вверх, чуть в стороны)

(указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться,

(потянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев.

Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время, и что делают люди.

Например, - я скажу – и положу камешек Андрею, Андрей быстро вспомнит и скажет, что бывает весной? (Весной тает снег).

Передает камешек другому, тот вспоминает еще, что- нибудь о весне.

Когда дети усвоят все правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Игровое упражнение

«Закончи предложение»

Цель: освоение временных понятий (сегодня, вчера, завтра).

Материалы и оборудование: знаки-символы

(синий круг – вчера, желтый круг – сегодня, красный – завтра).


ЗАВТРА
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА

В углах комнаты ставятся стульчики, на спинках которых прикреплены знаки-символы. Воспитатель задает вопросы, дети, отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу. Дети дополняют предложения словами, подходящими по смыслу.

Например:

Сильный мороз не сегодня и не завтра, а … (вчера).

Мы играем в саду не завтра, не вчера, а … (сегодня).

Воскресенье не сегодня, а будет … (завтра).

Затем детям читают предложения, в которых допущена ошибка. Дети исправляют ответ, выбирают нужный знак-символ.

Например:

Вчера ты мне дашь свою куклу?

Завтра мы гуляли в парке? И т.д.

Игра «Прогноз погоды»

Цель: закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Материалы и оборудование: ширма в виде телевизора, картинки с погодными явлениями.

Воспитатель показывает детям волшебный телевизор и говорит, что звук у телевизора сломался, а изображение есть. Сейчас передают погоду, которая была вчера (которая будет завтра). Дети рассматривают картинки и определяют, какая погода была вчера (какая будет завтра). Потом детям предлагают самим придумать прогноз погоды на завтра и самостоятельно подобрать карточки.

Последний вопрос будет звучать так: «Какая погода сегодня?»


Облачно
Солнечный день

Молния


Гроза


Дождь
И т.д.

Игровое упражнение «Модель времени»

Цель: формировать у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней; месяц – 4 недели.

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов, прокладки из плотного картона, цветные шнурочки.

Дети самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер,

черная – ночь).

Между крышками – «сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель суток, недели, месяца.

Место проведения : группа

Инструктор по ФК : Анастасия Сергеевна

Задачи :

Оборудование: нет

Использование музыки: нет

Содержание Дозировка
1 вводная Построение. Ходьба. Бег. 2-3 круга 2-3 круга.
2 основная 5 раз. 5 раз. 5 раз.
3 Закл – я 2-3раза

Одевание детей на прогулку, возращение с прогулки.

Закрепить правильную последовательность при одевании.

Закреплять умение правильно обувать сапожки.

Формировать культурно-гигиенические навыки раздевания.

Сейчас все сходят в туалет, потом мы идём одевается на прогулку.

Дети идут в туалет, затем в раздевалку.

Дети начинают одеваться на прогулку я обращаю внимании на принцип последовательности: колготки, кофта, штаны, ботинки, шапку, куртку, варежки, шарф.

Помогаю детям при необходимости.

Дети становятся у двери и выходят вместе с воспитателем.

При в ходе в садик отряхиваемся от песка.

Заходим в садик, дети начинаются раздеваются. Помогаю при необходимости.

Смотря шкафчик.

Подготовка к обеду, обед.

Цель: напомнить культурно-гигиенические навыки еды.

Перед обедом прошу помыть руки с мылом. «идём мыть руки». Смотрю чтобы мыли руки с мылом.

Когда помыли говорю: «садимся на свои места.» «всем приятного аппетита!»

Во время еды слежу, чтобы дети сидели ровно, кушали молча.

Когда дети поели, говорю: «обед закончился. Встаём. Задвигаем стульчик. Что нужно сказать? Уносим чашки на поднос.»

Подготовка ко сну.

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки раздевания.

Сейчас все сходят в туалет, потом берут стульчики и идут в спальню.

Дети сходили в туалет, берут стульчики и дут в спальню. Когда дети раздеваются помогаю по необходимости. Дети идут ложатся на свои кровати. Я их укрываю одеялом.

Закрываем глазки.

Дети спят.

Вторник.

План дня: подготовка к полднику, полдник, приводим внешний вид в порядок, подготовка к ужину ужин.

Подготовка к полднику, полдник.

Цель: напомнить культурно-гигиенические навыки еды.

Перед полдником прошу сходить помыть руки: «Идём мыть руки.»

Когда дети помыли руки говорю: «Садимся на свои места.» «Всем приятного аппетита.»

Во время еды слежу, чтобы дети сидели ровно, кушали молча.

Когда дети поели, говорю: «полдник закончился. Встаём. Задвигаем стульчик. Что нужно сказать? Уносим чашки на поднос.»

Приводим внешний вид в порядок

Дети по очереди подходят ко мне. Я делаю им хвостики.

Подготовка к ужину, ужин.

Цель: напомнить культурно-гигиенические навыки еды.

Передужином прошу детей помыть руки: «Идём мыть руки.»

После того как дети помыли руки говорю: «Садимся на свои места.» «Всем приятного аппетита!»

Во время еды слежу, чтобы дети сидели ровно, кушали молча.

Когда дети поели, говорю: «ужин закончился. Встаём. Задвигаем стульчик. Что нужно сказать? Уносим чашки на поднос.».

Среда

План дня: утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, Одевание детей на прогулку, возвращение с прогулки, подвижная игра, подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну.

План – конспект

Утренней гимнастики во второй младшей группе.

Место проведения : группа

Инструктор по ФК : Анастасия Сергеевна

Задачи :

Оздоровительные: способствовать укреплению мышц.

Образовательные: продолжать учить чётко и правильно выполнять упрожнения.

Воспитательные: создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать интерес к физической культуре.

Оборудование: нет

Использование музыки: нет

Содержание Дозировка Организационно – методические рекомендации
1 вводная Построение. Ходьба. Бег. 2-3 круга 2-3 круга. Строимся на зарядку. Все поворачиваются за Лизой. Шагом марш! Бегом марш!
2 основная Комплекс ОРУ «Буратино» 1. Буратино радуется. И.п.: стоя, руки в сторону. 1 – хлопнуть перед грудью. 2 – отвести руки в стороны. 2. Буратино поворачивается к куклам. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- руки на плечи 2- поворот 3- руки прямые вынести. 4- руки на плечи. 3. Буратино завязывает шнурки. И. п.: сидя, ноги слегка раздвинуты. 1 – наклоняемся к правой ноге. 2- возвращаемся в и. п. 3- наклоняемся к левой ноге. 4- возвращаемся в и. п. 5 раз. 5 раз. 5 раз. Сейчас мы будем радоваться как Буратино. Руки в стороны и делаем хлопок. Счёт. Закончили. Теперь мы будем поворачиваться к куклам. Для этого положим руки к плечам и поворачиваемся. Когда поворачиваемся руки выпрямляем. И возвращаем руки на плечи. Счёт. Закончили. Садимся на пол. Ноги раздвигаем. Никому не мешаем. Наклоняемся и завязываем шнурки. Выпрямляемся и наклоняемся к другой ноге, завязываем шнурок. Ноги прямые. Счёт. Закончили.
3 Закл – я 4. Буратино прыгает. И. п.: стоя. 8 прыжков на двух ногах на месте с чередованием с ходьбой. 2-3раза Встаем. Теперь мы будем прыгать Идём на месте. А теперь прыгаем. Закончили.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Цель: напомнить культурно-гигиенические навыки еды.

Перед завтраком прошу детей помыть руки: «Идём мыть руки.»

После того как дети помыли руки говорю: «Садимся на свои места.» «Всем приятного аппетита!»

Во время еды слежу, чтобы дети сидели ровно, кушали молча.

Когда дети поели, говорю: «Завтрак закончился. Встаём. Задвигаем стульчик. Что нужно сказать? Уносим чашки на поднос.»