Конспект комплексного логопедического занятия в старшей группе “Как Весне мы помогали”. Фронтальное логопедическое занятие

Пушкарева Л.М., учитель-логопед,

Быковская О.С., воспитатель,

г. Вологда.

Тема “Ранняя весна”

Программные задачи:

Совершенствование лексико-грамматических навыков у детей: практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”.

Развитие зрительного, слухового, вербального внимания памяти, логического мышления, просодии, мелких, общих движений, артикуляционной моторики, координации речи с движением речевого дыхания.

Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение оречевлять результаты продуктивной деятельности.

Прививать у детей интерес к малым формам фольклора, воспитывать добрые чувства друг к другу, к родной природе, развивать воображение, поэтическое видение живой и неживой природы.

Оборудование:

“Проталинки – ручеек – лужи - солнышко”, аудиозапись, сюжетная картина “Весна”, предметные картинки с изображением всех сезонов года, “сугроб”, “ручейки”, “солнышки” - призы.

Для для рисования: заготовки – пазлы для коллективной работы “Весна”, гуашь, ватные палочки, печатки из картофеля, поролон, свеча, кисти, салфетки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие просодии, закрепление понимания детьми слов-антонимов, лингвистического чутья.

Входят дети.

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро!?

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед: А вы, какие сегодня?

– сердитые или (добрые), шумные или (спокойные), грустные или (веселые), больные или (здоровые), равнодушные или (отзывчивые), безучастные или (любознательные).

Что значит “любознательные”? “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь! (фотографирование).

2. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Логопед: Если вы любознательные, то, наверное, ответите, какой сезон в природе называют “утром года”? (Это весна). Как понимаете эти слова? (Мир как будто пробуждается, просыпается от сна).

Какое же сейчас время года? (Весна).

Подойдите поближе к столу, перед вами картина “Весна”. Внимательно посмотрите и уберите “лишние” картинки, оставьте те, которые относятся к весне. Называйте, что убрали. (Клубника поспевает летом. Грибы растут осенью. На санках катаются зимой…) А сейчас назовите, что осталось. (Сосульки плачут. Грустный снеговик. Грачи прилетели.)

Да “Грач на горе – весна на дворе”, грач – птица весенняя.

Ответьте, грустный снеговик - это хорошо или плохо? Сосульки плачут – это хорошо или плохо? (ответы детей).

3. Развитие просодии, слухового, речевого, зрительного внимания, лингвистического чутья, диалогической формы речи.

Логопед: А теперь подойдем к окну и посмотрим, такая ли весна, как на картине у нас в Вологде. Какие весенние приметы вы увидели? (Ответы детей).

Давайте ласково позовем Весну:

Ау! Ау! – аукаем,

Весну приаукиваем!

Логопед: Вот глянула Весна на природу и загрустила: все кругом пусто и голо… Сколько же ей придется поработать, чтобы всё вокруг приодеть и принарядить! Как же ей одной с этим справиться? Ещё больше загрустила Весна: без помощников ей не обойтись… Но кто же ей поможет?

Логопед: Специальные весенние задания выполняют три месяца:

март – зимобор, апрель – снегогон и май - цветень.

Что обозначают названия месяцев? (Ответы детей).

Логопед: На дворе март, о нем и поговорим:

а) Март-зимобор зиму поборол? (Март одолел зимнюю тьму, настала Весна света).

б) Март–капельник мы видели? (Ответы).

в) А еще в народе март называют протальником и солнечником. Много солнечных дней было в марте? (Нет. Март, то солнцем греет, то снегом сеет).

А еще примета есть: длинные сосульки – к затяжной, долгой весне. Грустно.

Что же может сделать Весну счастливой? (Ответы детей)

Логопед: Будем тоже выполнять специальные весенние задания, помогать Весне.

Вы готовы?

4. Развитие общих движений, слухового внимания. Согласование “числительное + существительное” (счет до 5).

Логопед: Предлагаю вам пройти на весеннюю звуковую полянку. Встанем друг за другом. Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам и будем их считать, затем ручеек (… перепрыгнем), а лужи (…перешагнем).

Все дошли?

Сколько же было проталинок? А луж? (5 проталинок и 5 луж).

Логопед: А теперь прислушайтесь! (аудиозапись). Что за звуки были слышны? (Звук капели, шум ручья, крики воробья и грачей). Какие это звуки? (Это весенние звуки).

5. Артикуляционная гимнастика.

а). Так мы Весне помогаем, покажем, как сосульки тают. /Чередование положений широкого – узкого языка).

б). Скоро апрель – так звенит капель: /тдд – тдд - тдд/.

в). Нет больше стужи, на дорогах лужи / положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево - вправо/

г). Совсем не много дней пройдет и на реке начнется ледоход. /Двигать нижней челюстью влево – вправо/.

6. Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, мелкой моторики пальцев.

Логопед: А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему погрозим:

Полно, беленький снежок,

На талой земле лежать,

Время, беленький снежок,

Время таять пропадать!

Поможем Весне пустить ручейки! (Дети распускают связанные из голубой пряжи “ручейки”, дергая за концы нитей).

Логопед: И вот в роще, разбуженной криком грачей,

Из-под холодной ладошки сугроба

Выполз, как ящерка, робкий ручей!

Много ручейков … Спасибо. Вижу, вы устали присядьте на пенёчки, и я расскажу вам что-то интересное. Итак, дразнилка! Когда я была маленькой, такой как вы, с друзьями прогоняла зиму дразнилкой. Хотите – научу? Тогда я говорю, а вы – эхо – повторяйте, договорились?

Ва – во - ву! (сердито)

Ва – во – ву! – У – хо – ди!

Логопед: Молодцы, кажется, у нас получилось. Вдруг зима послушается нас!?

Но как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть ветер,

Всё равно весною пахнет!

Сделаем глубокий вдох и вберём в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра!

Чем же Весна пахнет? / Тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой/.

7. Подбор признаков и действий к предмету, развитие языкового чутья (родственные слова).

Логопед: Как интересно: тает – тающий – оттаявшая – талая – проталинка…

Вы ничего не заметили? (Это похожие слова, семейка весенних родных слов).

Весне будет приятно, что вы знаете еще много весенних слов. Я буду их называть, а вы догадайтесь, о чем я говорю:

а) Голубое – ясное – чистое – высокое (небо).

б) Лучистое – теплое – ласковое – ясное (солнце).

в) Говорливый – холодный – звонкий – студеный – веселый (ручей).

Логопед: А теперь сложнее:

а) Капель (какая?) (холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая).

б) Почки на дереве (какие?) (ожившие, набухшие, пахучие).

в) Снег (какой?) (потемневший, рыхлый, грязный, старый, грустный, мокрый).

а) Солнце из-за тучи (Что делает?) (выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает).

б) Лед на речке (что делает?) (тает, ломается, трещит, плывет, исчезает).

в) Первые проталины (что делают?) (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают).

Спасибо, молодцы!

8. Развитие интонационной выразительности речи с движением. Игры на координацию речи с движением. Развитие воображения, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.

Логопед: Но где же главный помощник Весны, Солнышко? Позовем его!

(У окна): - Приди, приди, солнышко,

Под наше оконышко,

Засвети щедрее,

Нас согрей скорее!

Солнышко, выгляни,

Красное, посвети

На кудрявую березку,

На холодную водицу,

Покажись скорее,

Будь к нам подобрее! /появляется “солнце”/

Логопед: Люди добрые! Солнцу красному, лику ясному улыбнитеся распрекрасному! /Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”/.

Логопед + дети: Солнышко яркое в небе сияет,

Лучами своими нас согревает.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

/ пальцы в “замок”, перекатывающие движения/

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

/ руки вверху волнообразные движения/

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

/руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью/

Логопед: А март? – Бродит месяц март по лужам

Медвежонком неуклюжим.

Смотрит солнце из-за тучи,

Речка льдинку плавать учит.

Март присел на солнцепёке,

Нарумянил себе щеки

И взглянул из-под руки,

Провожает ручейки…

Логопед: Тает снег! Тает лед!

Ура! Ура! Весна идет!

/ Входит Весна/

9. Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Весна: Вот я и пришла. Я Весна – красна. Какие вы замечательные, добрые ребята! Вы мне очень помогли. Спасибо! Своими делами вы достали очень много радости. Вы и зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали. Как хорошо, что у меня есть такие отзывчивые, добрые помощники. А забот, хлопот у меня очень много. Надо каждую травинку, каждое деревце, кустик разбудить от зимнего сна. Украсить лес, оживить всю природу.

Я буду рада, ну просто счастлива, если вы выполните ещё одно моё задание. Ребята, вы согласны? (Да!)

Весна: Я принесла вам рисунки, только дорисовать их не успела. Давайте, все вместе раскрасим их яркими красками по-своему, по-весеннему. А потом соберем все в одну большую картину.

/Дети берут части большой сюжетной картины и рисуют: солнышко и облака – тампонами из поролона, капель – печаткой из сырой картошки, набухшие почки на деревьях и кустах – ватными палочками, льдины на речке натирают свечой, проталины и воду - кистью/.

Весна: Какая яркая, весенняя получилась картина! Спасибо, молодцы!

В: На дворе – Весна-красна!

Чем Весна-красна ясна?

Солнцем жарким,

В: Светом ярким,

В: Клейкою почкой,

В: Первым листочком,

В: Небом ясным,

В: Солнцем красным,

В: Весна уже пришла, весна,

Капель на улице слышна.

Кап – кап, кра – кра и чик – чирик –

Весенний шум и гам, и крик!

Весна: Ребята, пусть на нашу картину прилетят грачи!

/Дети раскладывают фигурки птиц, проговаривая: “Грач сел на ветку”. “ А мой грач ходит под деревом”…/

Весна: Пусть на проталинках проснуться первые подснежники!

/Дети украшают рисунки вырезанными цветами/.

Весна: Я очень благодарна вам, поэтому каждому из вас я дарю по “солнышку”.

Пусть мой подарок согревает вас своими маленькими лучиками.

Уважаемые педагоги детских садов, предлагаю Вашему вниманию

НОД «Формирование лексико-грамматических категорий по теме: «Весна» у детей старшего дошкольного возраста»


Цель: создание условий для развития речевой активности у детей.
Задачи:
формировать лексический словарь по теме;
учить грамматически правильно выстраивать слова в предложениях;
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
совершенствовать фонематическое восприятие;
формировать навыки артикуляции, звукоподражания;
развивать мелкую моторику, внимание, мышление;
продолжать формировать временные представления;
развивать координацию речи с движением.
Оборудование: картина-полотно «весенний пейзаж», практическое задание, музыкальное сопровождение.

Под музыку Чайковского «Март» логопед читает:
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап - звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Весны первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам пришла…
Дети: Весна!
Логопед : Позвольте мне сегодня побыть Весной и узнать ваши знания обо мне.
Весна:
Давайте вспомним как мы ждали встречи с весной, как приветствовали её весенними закличками:
Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Закличка: «Веснянка»:
А уж ясно солнышко высоко-высоко (медленно поднимают руки вверх)
А уж ясно солнышко припекло горячо (потирают ладони и прикладывают к щекам)
Ручейками вёснушка растопила лёд (плавные движения руками вперёд)
И кораблик весело побежал вперёд (поворачиваются друг за другом и бегут на носочках)
Вот и стайка скворушек к нам летит (меняют направление движения, взмахи руками)
Занимать скворечники поспешит (останавливаются поднимают руки вверх образуя круг)
Радуется весело детвора (хлопки руками)
Все весну приветствуют: УРА! УРА! УРА!

Дети присаживаются.
Весна : Все рады весне. А почему?
Ответы детей: (Весной просыпается природа, становится красиво от цветущих лужков.
Весной можно подольше гулять на улице, кататься на самокате, велосипеде.
Весной распускаются цветы, солнышко сильнее греет, поют птицы. И т.д.)
Логопед : Мне очень понравились ваши ответы. А давайте похвалим весну.
Упражнение «Подбери словечко».
Весна (какая?)… (ласковая, тёплая, дружная, добрая, лучистая, яркая)
Погода (какая?)… (тёплая, весенняя, радостная, ясная, солнечная)
Небо (какое?)…(светлое, синее, голубое, безоблачное)
Ручей (какой?)… (шумный, быстрый, прозрачный, чистый, звонкий)
Птицы (какие?)….(суетливые, крикливые, заботливые, проворные)
Весна: Молодцы, ребята. Каждое время года имеет свою музыку, свою мелодию, голоса, шум. Давайте прислушаемся к звукам природы и попробуем отгадать что звучит.
Игра: «Песенки Весны».
За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:
Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;
Дятел- стук молоточка;
Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;
Игра на свистульке - пение птиц.
Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», - куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» - отвечали им скворцы.
Заслушался язычок - упр. «Лопатка».
«СССССС……»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна: Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Весна : Ребята, какие вы молодцы. У вас получились замечательные предложения. На следующем занятии мы научимся составлять рассказ о весне.
А сейчас хочу предложить вам выполнить такое задание.
(Детям раздаётся практическое задание)


После выполнения весна раздаёт детям сюрпризы (наклейки, медальки, по выбору педагога)

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить представления о весне; учить устанавливать последовательность весенних явлений; развивать умение подбирать слова-признаки к заданным словам; подбирать слова, обозначающие предметы; упражнять в звуковом анализе слова; пересказывать рассказ по заданному образцу; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинки с изображением примет весны; конверты с синими, зелёными и красными квадратиками для звукового анализа слов.

Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание картин с изображением ранней и поздней весны, чтение стихотворений: Ф. И. Тютчев «Весна», С.Я. Маршак «Весенняя песенка», С.А. Есенин «Черёмуха», А.Н. Плещеев «Весна».

1.Логопед: Стало солнце пригревать,

Стали птицы прилетать,

Лёд и снег – всё тает.

Когда это бывает?

Дети: Весной!

Логопед: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Когда наступает весна? (После зимы). Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). Какие вы знаете приметы весны? (Пригревает солнышко, тает снег, набухают почки на деревьях, начинается ледоход, появляются первые подснежники, прилетают перелётные птицы). Как вы думаете какая примета самая важная? (Пригревает солнышко).

2. Логопед: А вы знаете, ребята, что весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас, я буду вам показывать картинки с приметами весны, а вы будете отвечать, когда это бывает? (Вешает картинки на доску).

Тает снег - … (ранней весной).

Порхают бабочки - … (поздней весной).

Цветёт яблоня - … (поздней весной).

На реке ледоход - … (ранней весной).

Первая гроза - … (поздней весной).

Распускается подснежник - … (ранней весной).

Распустились листья на деревьях - … (поздней весной).

Тают сосульки - … (ранней весной).

Набухли почки - … (ранней весной).

Щебечут ласточки - … (поздней весной).

Прилетают грачи - … (ранней весной).

Зацвела сирень - … (поздней весной).

3. Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Назови что это».

Светит, греет… (солнце).

Тает, темнеет… (снег).

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Капают, тают… (сосульки).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Набухают, лопаются… (почки).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Чирикают, прыгают… (воробьи).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

Физ. Минутка.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

(руки через стороны вверх)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

(приседания)

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

(прыжки на месте)

Первые проталинки,

Первая трава.

(хлопки в ладоши).

Логопед: А теперь, давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ВЕСНА.

Сколько букв в этом слове? (Пять). Сколько в нем звуков? (Шесть). Почему? (Потому, что звук [Е] состоит из двух звуков [Й] [Э]). Сколько согласных звуков? (Три). Назовите согласные мягкие звуки. ([В"]) Какие согласные твёрдые звуки в этом слове? ([С], [Н]) Сколько гласных? (Два- [Е] [А]). Выложите с помощью зеленых, синих и красных квадратиков звуковой анализ этого слова. (Самостоятельная работа детей).

Логопед: А теперь, давайте вместе придумаем рассказ о весне. Наступила … (весна). Стало пригревать …(солнышко). Снег начал …(таять). На проталинах появились первые …(подснежники). На деревьях набухли …(почки). Скоро вернутся в родные края перелётные … (птицы).

Дети повторяют рассказ.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
  • Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушка "Солнечный зайчик"; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.

Ход занятия

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Д. "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)".

Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

Л. Солнце, какое?

- Д . весеннее, яркое, теплое

Небо, какое? - голубое, высокое, чистое.

Ветер - свежий, весенний, теплый.

Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег - темный, мягкий, талый.

Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.

Д. Солнце - свети, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

Л. Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)

Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)

Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)

Зимой день короткий, а весной (Длинный)

Л. Как ласково можно назвать

Солнце? (Солнышко)

Ручей? (Ручеёк)

Снег? (Снежок)

Ветер? (Ветерок)

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Д. Прилетают птицы.

Просыпаются медведи.

Появляется трава и первые цветы.

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Л. "Заботливое солнышко"

Л. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.

Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Л. Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

"Строители"

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичка дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это - черненький скворец!

Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Д. Скворечник

Л. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

Скворец вылетел из скворечника

Скворец облетел вокруг скворечника

Скворец взлетел на крышу скворечника

Скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.

Л. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна.

Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Тема: « Весна пришла»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Цели :- расширение словарного запаса по данной лексической теме;

Образование уменьшительно-ласкательной

формы существительных и согласование их с глаголами;

Согласование числительных с существительными;

Согласование существительных с прилагательными;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие чувства ритма.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Игра «Добавлялки».

Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).

Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….(марте).

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

2.Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

После какого времени года наступает весна?

Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

1)Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?

2)Игра «Хлопни в ладоши».

Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

Пригревает листопад тает вьюга

Журчит теплое ярче холодно

Набухают прилетают застыл проталины

Ледоход метель солнышко сосулька

3) Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

3.Физминутка.

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова

4. Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки ):

солнце- птица- день-

цветок- проталина сосулька-

Объяснить значение слова ПРОТАЛИНА.

5.Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе со словами из задания №4.

Весенний…. Весенняя…. Весеннее….

О чем еще можно так сказать?

5. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую

Пригревает…. (солнышко), появляются ….(проталинки), распускаются…, распускаются…, прилетают….., капают…. .

6. Посчитай «1-5»

Сосулька, проталина.

7. Работа над рассказом.

Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-графи-

ческому плану.

Весна.

Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются проталины. На проталинах вырастает зелёная травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.

8 .Отгадай загадку и раскрась отгадку (работа в тетради с перекрещивающимся изображением):

Висит за окошком кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной.

9.Итог занятия.

Игра «Чего не бывает весной?»

-Весной не бывает листопада, снегопада, вьюги, мороза, …

Игра «Четвёртый лишний»

мороз, снегопад, проталина, вьюга

прилетают, сосульки, листопад, ледоход