Когда припадает пасха в. Когда праздновать католическую и православную пасху

Несмотря на то, какого числа будет праздноваться Пасха в 2017 году, нужно отметить, что это древнейший и самый почитаемый праздник христианского вероисповедания. Его ежегодно отмечают верующие по всему свету, поэтому событие обросло большим количеством различных традиций.

Дата и число православной Пасхи 2017

В 2017 году праздноваться православная Пасха будет 16 апреля . Этот праздник не имеет фиксированной даты, и он ежегодно разнится в различное количество дней с католической Пасхой. Вычисляется дата празднования православной Пасхи по таблице, носящей название Григорианской или Александрийской пасхалии в зависимости от того, о каком календаре идёт речь. В обе пасхалии совпадают, а это означает что дата Пасхи 2017 , как православной, так и католической приходится на один день -16 апреля. Такое бывает нечасто, обычно совпадение дат празднования Пасхи двух упомянутых религиозных конфессий происходит лишь в 30% всех случаев.

Пасха олицетворяет собой главное природное и божественное чудо, которому поклонялись люди с древнейших времён. Сейчас православная Пасха – это праздник воскрешения Иисуса Христа, отдавшего свою жизнь служению человечеству и принявшего мученическую смерть во искупление людских грехов. У славян был подобный праздник , приходившийся также на весенний период – наши предки чествовали природных духов, зимой умирающих, а весной снова приходящих в мир живыми. Победа над смертью – главная идейная составляющая этого весеннего праздника (см. перед Пасхой).

Традиции празднования Пасхи

Начинается празднование православной Пасхи накануне с праздничного богослужения в церкви. Главные храмы страны принимают больше всего народа, который может собственными глазами увидеть одно из главных чудес Пасхи – схождение Благодатного огня. Считается, что он опускается с небес на землю и обладает особенными исцеляющими, очищающими свойствами. От него зажигают свечи, воск которых способен исцелять не только физические, но и душевные недуги.

Не только Благодатный огонь стал символом Пасхи . Ещё одним важным составляющим праздника является вода, которую олицетворяют пасхальные ручьи, приносящие с собой обновление. Рождение, продолжение и воскресение жизни олицетворяют собой пасхальные блюда – мясные из крольчатины, куличи, яйца.

Традиционные блюда на Пасху

Приготовление пасхального кулича – устоявшаяся традиция праздника. После освещения в церкви, куличи дарят друг другу, раздают нищим и едят сами. Крашеные освещённые куриные яйца так же являются традиционным блюдом на Пасху. Также они становятся главным атрибутом в пасхальной забаве, в которой следует выбрать себе яйцо и с помощью него разбить как можно больше яиц тех, кто принимает участие в этой игре. Однако пасхальные яйца несут в себе весьма глубокий контекст. Окрашенное яйцо относит нас к событиям далёкого прошлого, о котором говорится в Священном Писании. Некогда император Тиберий усомнился в том, что мёртвые могут воскреснуть. Он произнёс, что этого не может произойти так же, как и белое яйцо не может стать красным. И в этот миг яйцо в его руках покраснело.

День Воскресения Христова – один из самых светлых христианских праздников и важнейший в богослужебном году. Его «плавающие» из года в год даты наталкивают на вопрос: какого числа Пасха в 2017 году у православных.

Какие приготовления нужны Пасхой в 2017

Традиционно она отмечается в воскресенье, а перед Пасхой в 2017 году идет Страстная суббота. В этот день подходит к концу Великий пост, который в 2017 длился 48 дней, и заканчиваются все приготовления к празднику. Другое ее название – Тихая суббота. Человек должен провести ее в воздержании от веселья и развлечений, но также и ссор – брань и сквернословие в этот день приравниваются к греху.

Также в субботу занимаются подготовкой крашенок, поэтому ее еще величают Красильной, и пекут куличи. Однако есть блюда, которые готовятся на стол, еще нельзя. Тот, кто постится, может кушать только хлеб, овощи и фрукты в сыром виде, а пьют только воду . Отвечаем на популярный вопрос, когда на Пасху собирается пасхальная корзина – в субботу. Семья сама выбирает, какие продукты она считает нужным освятить, однако обязательно в ней должны быть крашенки и куличи. История праздника и его символизм возрождения жизни также требует приукрасить дом веточками молодых деревцев и цветами.

Вечером верующие отправляются на службу, где в полночь начинается крестный ход. По возвращению домой, они могут отведать пасок и после лечь спать. В 2017 в России Пасха начинается только поздним воскресным утром. Запреты, связанные со Страстной субботой в 2017, связаны напрямую с ее символизмом и теми традициями, которые действуют при подготовке или праздновании религиозных торжеств.

Полный список запретов в Великую субботу в 2017 году:

  • термически обработанная пища;
  • спиртные напитки, однако позволяется пригубить немного красного вина тем, кто ранее сидел только хлебе и воде;
  • танцы и пение;
  • интимная близость;
  • рыбалка и охота;
  • уборка, стирка и глажка;
  • садовые и огородные работы;
  • купание;
  • рукоделие.

Дата Пасхи в 2017 году и почему она «плавает» каждый год

Вопрос, на какое число приходится православная Пасха, не теряет актуальности из года в год. В 2015 она праздновалась 12 апреля, в 2016 году передвинулась на 1 мая, а дата Пасхи в 2017 году снова вернулась в апрель, остановившись на 16 числе . Мы знаем, что отмечается она всегда в воскресенье, однако ее дата вычисляется по формуле на основании солнечно-лунного календаря.

Установлено это было в 325 г. на первом Вселенском соборе, когда решили, что Пасха будет отмечаться в первое воскресенье, которое следует за полнолунием после 21 марта (день весеннего равноденствия). Таким образом, ее дата следует после еврейской Пасхи, которая приходится с 14 на 15 число первого лунного месяца Авива, как раз на полнолуние. Лунный и солнечный календарь не совпадают, что приводит к появлению «плавающей» Пасхи.

Однако совпадение чисел происходит не часто, поскольку в том же 325 г. Никейским собором была выбрана своя система вычисления пасхального дня. Согласно ее алгоритму, после весеннего равноденствия – 21 марта, нужно дождаться полнолуния и в следующее после него воскресенье и будет Пасха.

Пасхальный корзина

С 22 марта по 24 апреля - в эти даты всегда отмечается Воскресение Христово, расхождение в днях в 45% случаев не больше семи, реже (в 30%) – числа совпадают, как в 2017 году, и примерно в 20%, разделяются на пять недель и еще в 5% - на четыре.

Какие традиции связаны с празднованием Пасхи в 2017

У православных Пасха в 2017 году отмечается 16 апреля, что совпадает с ее празднованием католиками. Мы подробнее расскажем о традициях, которые действуют для обоих учений

Православие в России получило большую поддержку и Пасха здесь отмечается с должным самому главному празднику в богослужебном году размахом. С утра принято ходить в церковь, освящая собранную предварительно пасхальную корзину. По возвращению домой нужно накрыть стол, начиная праздничный обед, в первую очередь, с пасхального яйца, а после – кулича. Только по завершению ритуала можно приступать к другим блюдам.

Принято дарить друг другу яйца, а битва яиц считается давней забавой. Также в этот день принято христоваться – при встрече со знакомым нужно поцеловать его, проговорив «Христос Воскресе!», а в ответ услышав «Воистину Воскресе!». Православная Пасха 2017 – это чистый и светлый праздник, который не должен омрачаться ссорами и работой (исключение – забота о больных). Она не предназначена для панихид по усопшим и посещения кладбища – для этого есть отдельный день.

Особенности празднования пасхального воскресенья у католиков в 2017

Традиции католической Пасхи 2017 года схожи с православными. Здесь главным символом также выступают крашеные яйца – они украшаются предварительно различными рисованными цветными орнаментами. А семейный обед с выпечкой, мясными блюдами и характерным для этого дня декором является неотъемлемой частью праздника.

Правда куличи здесь заменяет Пасхальный заяц – именно он, по старому поверью, раскладывает по домам угощения в пасхальные корзины. Он является как в виде сувениров, сделанных из глины, пластика, ткани, так и в качестве съедобного образа, помещаемого на конфетах и выпечке.


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Все люди любят праздники, ведь это время, когда они могут собраться дружной семьей за праздничным богатым застольем, встретиться с друзьями и приготовить друг другу оригинальные и интересные подарки. Но есть особенные праздники, во время которых не только веселятся, но и отмечают важные и значимые события в истории человечества. Таким праздником, несомненно, является и Пасха, день, когда спаситель Иисус Христос сумел побороть смерть и воскрес из мертвых. Какого числа католическая Пасха в 2018 году, когда возникла традиция ее отмечать и какие обряды сопровождают этот светлый и великий праздник?

В отличие от другого светлого праздника, Рождества Христова, который католики всегда отмечают в один и тот же день – 25 декабря, празднование Пасхи в каждом году происходит в разное время. Это связано с тем, что праздник принято отмечать первого воскресенья первого весеннего новолуния. Празднуют этот светлый день исключительно в воскресенье, чтобы подчеркнуть значимость и святость события.

Совпадает ли с православной

Православные и католики, как правило, отмечают Пасху по разным числам, а иногда даже в разные месяцы. Так происходит потому, что Римским Папой Григорием XIII в конце шестнадцатого столетия юлианский календарь, по которому исчисляла время вся Европа, был заменен на григорианский календарь.

С тех пор даты празднования Пасхи у католиков и православных значительно отличаются, хотя в редких случаях и совпадают. В 2018 году православная церковь будет отмечать этот праздник на неделю позже, 8 апреля.

История возникновения праздника

Как возникла традиция отмечать Пасху, и почему все христиане считают этот праздник одним из самых важных в своей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться на несколько столетий назад и окунуться в гущу событий, описанных в священной Библии.

Само слово «Пасха» христиане позаимствовали у древних евреев, которые тоже отмечают похожий праздник, именуемый у них «Песах». Только в иудейских верованиях он символизирует не воскрешение Христа, а выход евреев из Египта, после многих лет рабства и страданий.

Согласно Библии, богоизбранный еврейский народ в течении десятков лет томился в рабстве у жестоких египетских фараонов, терпя лишения и унижения. По поверьям евреи даже строили знаменитые на весь мир египетские усыпальницы – пирамиды.

Только Моисей смог бросить вызов жестокому правителю и вывести свой народ из Египта. Чтобы всегда помнить это знаменательное событие и передать его своим потомкам евреи начали каждый год отмечать Песах, что переводиться, как освобождение или переход.

У христиан Пасха также является символом освобождения, так как сын Божий Иисус принял мученическую смерть во имя спасения всех верующих от грехов, но милостью Божией воскрес на третий день. В христианском мире принято отмечать день воскрешения Христа, как символ победы Божьего сына над смертью и страданиями.

Традиции и обряды празднества

Предшествующая Пасхе неделя в христианском мире называется страстной. Это время все верующие посвящают подготовке к светлому и великому празднику.

Обряды, проводимые в последнюю неделю перед Пасхой

  • Всю предшествующую Пасхе неделю, кроме пятницы и субботы, верующие украшают свои дома яркими декоративными элементами из бумажных лент, салфеток и живых цветов.
  • В Святой или Чистый четверг католики готовят свои дома к празднованию, занимаясь уборкой и мытьем полов. Также в этот день принято совершать ритуальное омовение тела, чтобы быть чистым, как телесно, так и духовно.
  • Пятницу последней недели называют Страстной, так как именно в этот день римляне распяли Иисуса на кресте. В пятницу у христиан нерабочий день, запрещена не только уборка, но и готовка пищи. Это время верующие посвящают воспоминанием о страданиях спасителя и воздают ему почести.
  • В субботнее утро, непосредственно перед самой Пасхой во всех католических церквях и храмах священники проводят главную литургию года – Навечерие Пасхи. Перед дверью храма зажигают большой костер, священник берет из этого костра огонь для главной свечи – Пасхала и торжественно вносит ее в храм. От Пасхала все прихожане зажигают свои свечи.
  • Вечер субботы все католики проводят в семейном кругу за столом, поминая Христа скромным ужином.

Множество традиций у прихожан католической церкви связано и с самой Пасхой.

Традиции католиков в Пасхальное Воскресенье

  • Есть совпадение одной традиции у католиков и православных. В обоих верованиях принято в этот праздник красить яйца. Но есть и отличия в этом обряде: католики используют не натуральные яйца, а изделия, изготовленные из искусственных материалов, например, дерева, воска или пластмассы. Популярны у них и съедобные шоколадные яйца.
  • Символ Пасхи у католиков не жертвенный ягненок, а пасхальный кролик. Люди, исповедующие католицизм, пекут пироги в форме этого животного, украшают его фигурками дом и дарят игрушечных кроликов знакомым и друзьям.
  • В католических странах дети начинают воскресное утро с поисков подарков, которые по поверью спрятал пасхальный кролик.
  • Католики также освящают корзинки с едой в храмах, но могут сделать это и у себя дома. К каждому желающему приходит священник, освятить пасхальную корзинку.
  • Важным аспектом праздника является пасхальный обед, который собирает всех родственников за одним столом.

Традиционные кушанья католической Пасхи

Блюда, традиционно подаваемые на пасхальный стол, имеют особое значение, так как каждое кушанье является определенным символом этого праздника.

  • Неизменным атрибутом праздничного застолья в этот день являются яйца, которые являются символом зарождающейся жизни. Именно освященное яйцо хозяин дома делит между членами семьи и его первым пробуют на Пасху.
  • Много на столе присутствует и мясных блюда, как символ жертвенного ягненка. Традиционно подают различные виды колбасы, и запеченное мясо. Часто католики на Пасху готовят и блюда из утки или индейки.
  • Очень много в этот день подают на праздничное застолье и выпечки. Пироги могут быть, как с мясной и рыбной начинкой, так и сладкие, с фруктами или кремом.
  • Хозяйки выпекают много пасхальных куличей, иногда в форме кроликов, ягнят или птиц.

Пост перед Пасхой у католиков: каковы условия и запреты

Великий Пост, предшествующий Пасхе, длиться сорок дней. Почему именно столько? Это число связано с количеством дней, которые провел Иисус в жаркой пустыне в посте, молитвах и покаянии.

Начинается Великий Пост за сорок шесть дней до праздника. Верующим запрещается употреблять в пищу мясо. Полноценно поесть можно только один раз в день, как правило, в обед, а утром и вечером разрешается только легкий перекус. Исключение составляет воскресенья, ведь даже во время Поста, католики в этот день могут есть все, что пожелают.

Придерживаться Поста должны все верующие, достигшие четырнадцатилетнего возраста. Людям старше шестидесяти лет поститься необязательно.

Также священники призывают прихожан использовать этот период, как время для молитв и покаяния и попытку избавиться от вредных привычек (курения, употребления спиртного или наркотиков).

Придерживаться всех традиций, обрядов и церковных предписаний, готовясь к светлому и чистому празднику Пасхи, или нет – личный выбор каждого. Ведь главное – это встретить праздник с чистыми помыслами и искренней душой, и тогда он привнесет в жизнь человека гармонию, мир, счастье и благополучие!

День святой Пасхи — праздник Воскресения Иисуса Христа по православному календарю — в 2017 году отмечается 16 апреляГлавный праздник православных христиан - Светлое Христово Воскресение, Пасха -празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния - между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю.

В 2017 году православная Пасха празднуется 16 апреля. В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте. Пасха - венец Великого поста Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной. © Sputnik / Игорь РуссакВеликий пост 2017: когда начинается и как соблюдать Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия. Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!». Крашеные яйца, кулич и творожная пасха Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха. Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос - символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» - образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима - города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, «Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец». Богослужение и Крестный ход Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!». Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!». В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб - артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома. История празднования Пасхи Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») - в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю». В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем - от земли к небу. Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа - и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования - Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения. © Sputnik / Виталий БелоусовХрам Гроба Господня в Иерусалиме Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос. В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март - апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.