Какую роль в становлении личности может играть семья? Значение семьи в жизни человека. Дети в семье

ПУТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и и личности в целом.
Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них- это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Второй- школьник, активно не желающий учиться.
Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ- и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Возможны и дефекты.
В психологии существует такое понятие- сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким- то дефектом. («Маугли» пример, случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем вновь попадали в человеческое общество (Амбала и Камал из Индии.) Но, увы, нормальными людьми никто из детей так и не смог стать. Слишком многие функции приходилось у них формировать у них после того, как сензитивный период был везвозвратно упущен. Знания сензитивных периодов позволяет нам говорить какую психическую особенность или функцию следует развивать на данном периоде. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее.
«Готовь сани летом, а телегу зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне приемлимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Я сейчас выделю только те моменты, которые наиболее часто приводят детей к дефектам в учебной деятельности(т.е. несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности.(т.е. нежеланию учиться)
Во- первых, это общее развитие. Общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь и общий запас знаний и представлений об окружающей действительности., умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. (например выражение в 2-3 действия не могут выполнять).
Во- вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. Трудность сосредоточения на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. Делать то, что совсем не хочется.
-1-
В-третьих, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе- большие или маленькие- неизбежно встречаются у каждого.
Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому. Как развивается их сынишка или дочка. Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодками. Правильно поступают те взрослые- которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают книги, вместе рисуют, разъясняют явления природы. Дома можно проговаривать то, что видели на прогулке- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но взрослые при этом должны проявить заинтересованность. В вашем возрасте это совместное выполнение домашних заданий, поиск интересного материала в энциклопедиях, в интернете, из личного опыта. Все это способствует расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности. На данном возрастном периоде дети очень привязаны к своим родителям. Дети очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на это. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Н-р, дети не хотят читать. Что же делать в этом случае? Совет для всех один: начинайте читать вслух вместе с ребенком. скажем, страницу- он, страницу- вы. Постепенно увеличивайте норму чтения. Этот простой прием очень эффективный и срабатывает почти всегда. Конечно книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Сама по себе интересная книжка не стимулирует ребенка к чтению. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть.
Для развития внутреннего плана действия т.е. умение действовать в уме, полезны разные настольные игры: шашки, лото- для произвольного внимания, бильярд-для моторики.
Еще раз хочу сказать, что постоянное общение с родителями совершенно необходимо для общего развития.
Когда же происходит отставание в общем развитии, то учиться этим детям трудно с самого начала. Из дести предложенных им слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократном повторении. Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могут запомнить условие. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение превращается в самую настоящую муку и для них самих, и для учителей. Задержка общего развития у ребенка- настоящая беда и для него самого, и для всей семьи в целом. Не надо беззаботно относиться к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает, - ничего, мол, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образуется. Если же сензитивный период упущен и родители сразу не обратили внимание на ребенка должного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающим нарастанием.
-2-
Если конкретно рассматривать, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии, то будет служить указанием, чего должна остерегаться семья, если она хочет предупредить задержку общего развития.
Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. (родовые травмы, гипоксии, нарушения кровообращения, которые бывают различными по степени тяжести) в нормальной семье, где старшие занимаются ребенком так, как я уже говорила выше, такое заболевание проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты?
На первое место должен быть поставлен дефицит общения. Когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, формально спросить. Ит. д., что купить) объясняют усталостью после работы, массы всяких домашних дел. Я не собираюсь оспаривать обычно перечисляемые причины- сами по себе они вполне реальны: все мы устаем после трудового дня, после уборки, стирки и других дел. Важно понять, что общение с ребенком, нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из самых первых мест ваших семейных обязанностей.
Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимися на их развитии, являются конфликтные отношения в семье. В большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.
Следующим моментом, тяжело сказывающимся на общем развитии является неполноценность общения, качественной стороне общения. Если в доме нет книг, никто их не читает, если семья не выписывает ни газет, ни журналов. Выходные проводятся около телевизора, взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием костей соседям- значит в семье низок общий интеллектуальный уровень. И уже в силу этого трудно ожидать интелеллектуального полноценного общения с ребенком. Следствие- бедный словарный запас, не умение употреблять слова в переносном значении, страдает эмоциональная окраска слова.
С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений.
Таковы основные неблагоприятные факторы, приводящие к отставанию в развитии: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения.
Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось?
Отставание в развитии преодолимы. От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего ребенка. Трудно другое- перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить
-3-
время: где-то сократить время, проводимое у телевизора, разговоры по телефону. Но это необходимо сделать. (значительных результатов добиваются родители которые постоянно занимаются своими детьми: проводят регулярное лечение, делают массаж, дети посещают разные кружки, следят учебой, возят отдыхать, находятся в постоянном контакте с учителем. В жизни их детей нет «пустот», дети постоянно чем-то заняты. Если у ребенка есть пустота, то она обязательно чем-то заполниться.) Перейдем ко второй теме- произвольно управлять своим поведением. К сожалению, во многих семьях ребенку разрешается делать все, что ему хочется. Он не приучен ни к каким запретам. Для него не существует «нет» и «нельзя». Учеба с самого начала окажется для него мучительным преодолением себя, а он этого делать не умеет. Вероятно, что он сразу же возненавидит учебу, расценивая ее только как способ доставить ему мучения. И будет всячески уклоняться от нее, как мы взрослые, стараемся избегать всего того, что причиняет нам травму. Будет стремиться пропустить школу при всяком удобном случае, начнет врать учителям и домашним или встанет в позу этакого героя, бравирующего своими двойками.
Поэтому необходимым элементом учебы должна стать выработка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.
Что можно и чего нельзя, ребенок усваивает довольно быстро, если взрослые всякий раз незамедлительно и однозначно реагируют на его поступки. И тут не надо бояться прибегнуть к наказанию. В нормальной семье в распоряжении родителей всегда есть целый набор самых разных наказаний. В общем они сводятся к каким-то ограничениям или лишению ребенка чего-то привычного или ожидаемого им. Можно не разрешать смотреть передачу по телевизору, играть на комьютере, отказаться от беседы перед сном. Но все подобные варианты наказания можно использовать, только если в семье действительно сложились нормальные отношения. Дети обычно оказываются очень чувствительны даже к интонациям взрослых. Но если в семье все постоянно раздражены, все постоянно разговаривают друг с другом на повышенных тонах, то ребенок через некоторое время усваивает эту норму. Как может быть для него повышение голоса наказанием или выражением неодобрения, если все вокруг так и разговаривают. Если папа, придя с работы садиться за комьютер, мама- исчезает на кухне и гонит ребенка, чтобы он не мешал, то как эти родители могут наказать ребенка лишением общения? Как они могут лишить его того, чего ему никогда не давали? Поэтому помните: чем больше вы уделяете внимания своему ребенку, чем больше вы проводите вместе с ним времени, играете, читаете, учите уроки, занимаетесь общими делами, чем больший душевный контакт у вас с ребенком, тем больше возможностей для выражения неодобрения у вас в распоряжении. Если же такого контакта нет, ребенок мешает и раздражает вас. Если вы привыкли срывать на нем ваше плохое настроение, если разговор на повышенных тонах, переходящий в крик, стал обычным делом, то не посетуйте: очень скоро ремень действительно сделается единственным языком вашего общения с ребенком.
Другой вопрос: как же добиться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять указания старших? Тоже проведением в жизнь определенной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Например: вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку». Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. -4-
То ли еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется- отдать мишку или закапризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхватывает мишку из рук ребенка. мама спешит. Казалось бы все в порядке – цель достигнута: игрушка у ребенка отобрана и можно идти ужинать. А вместе с тем упущена еще одна возможность -потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать, но не успел его выполнить. Мама выполнила его сама.
Чтобы у ребенка не возникало такого феномена, как нежелание учиться, нужно выработать у ребенка навык управления своим поведением- делать то,что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка с усвоения ребенком системы запретов- что можно и что нельзя делать. Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших и завершается усвоением норм старших как собственных норм поведения.
Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой.
Поговорим теперь о третьем важном моменте- о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы.
У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. Помимо познавательной (желание узнать для себя нечто новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Сейчас рассматриваем только познавательную мотивацию. Во –первых, потому что среди других видов мотивации она остается главной. Во-вторых младший школьный возраст особо благоприятен для его формирования. Школьное обучение- это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе.
Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать что-то новое, поддерживают желание спрашивать. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы- они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное. Образовавшаяся привычка со временем станет потребностью. Став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка- и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций. Ну а в школе она поддерживает учебную работу. Они уже не попадут в число тех, кто активно не желает учиться.
Необходимо создать в семье соответствующую обстановку. В которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. Даже то же самое совместное чтение- это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возникает духовная близость. Желательно, чтобы совместное
-5-
чтение, как и просмотр кинофильмов, телепередач дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Расширению кругозора, эстетическому развитию должно служить приобщение к культурным ценностям. Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, походы должны заполнять досуг семьи. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирование познавательных мотивов. Известно, что многие писатели, художники, композиторы росли в семьях, где царила обстановка живого интереса к искусству. Очень хороший результат в плане развития познавательной потребности дают усилия, направленные на то, чтобы пробудить любознательность, вызвать чувство удивления, особенно перед каким –то знакомым явлением, показать в нем неизвестную сторону.
Не зря я начала свое выступление с сензитивного периода. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 11-13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родным по духу людьми.
.

Семья с точки зрения социологии, семья - одна из наиболее важных и интересных для изучения моделей социального взаимодействия внутри группы людей.

Понятие семья может иметь две трактовки:

  1. Группа людей, не связанных родственными узами, но проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство.
  2. Группа людей, которые связаны кровными узами родства.

Многие люди сейчас пренебрегают связью с родственниками, не стремятся заводить собственные семьи и всячески отрицают значение института семьи. В этой статье мы поговорим о том, что дает семья и какую роль данное понятие играет в обществе.

Роль семьи в жизни человека

С детства нам внушают, что семья - это ячейка общества. Но никто не объясняет, чем эта ячейка важна и что человеку дает семья в социальном, экономическом и моральном плане.

Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.

Семья и ребенок

О том, что семья дает ребенку в период его становления, написано ниже:

  • Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. Если в глубоком детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы, то впоследствии, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д. Все это откладывается в нашем подсознании и в определенный момент косвенно влияет на принятие нами определенных решений.
  • Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.
  • Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно, поэтому все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе - что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.

Семья и родители

Если говорить о том, что дает семья родителям, то здесь встает вопрос о том, зачем люди заводят детей. Что дает семья человеку, понятно. Семья - это тихая гавань, в которой тебя поймут, помогут и выслушают. Именно ради этого большинство людей женятся и заводят семьи. Но зачем заводить детей? Если не брать во внимание тот факт, что размножение - это естественный процесс, который свойственен всем живым существам и является основой развития и существования вида, то можно сказать, что рождение детей служит нескольким целям:

  • это символ любви двух влюбленных, которые видят ее воплощение в детях;
  • это способ сплотить семью и примерить на себя новые социальные роли и функции;
  • дети, как бы корыстно и себялюбиво это не звучало, часто служат для воплощения идей, желаний и стремлений родителей, которые сами они не сумели реализовать.

Роль семьи в жизни общества

Семья - это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. С тем, что дает семья обществу, вы можете ознакомиться ниже:

  • В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и преумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
  • Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть хорошая база для дальнейшего развития, а значит, они вряд ли станут когда-либо социально-опасными. Если ребенка правильно воспитать, он, напротив, будет стремиться к тому, чтобы быть общественно полезным и уважать себя, окружающих и существующие законы.
ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
ПЛАН:

Введение


1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.
1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». 1 Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей . В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». 2 Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях , и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» 3 , где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга , т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». 4 Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе . Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая). 5

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками». 6

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь. 7

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы. 8

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении». 9

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные , коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД. 10

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

  2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

  3. Комисаренко А. Семья. Матрица... – // http://lito.ru//read.php?id=60132 . – 04.05.07.

  4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

  5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

  6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

Крутяк! 8

Семья в нашей жизни имеет огромное значение. Для каждого человека это понятие индивидуально. Кто-то считает, что семья – это те люди, в окружении которых ты вырос – родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Для некоторых же семья – это то, что создаешь сам – муж, жена и дети. Я хочу рассказать о том, что такое семья для меня.

Считаю, что оба этих определения правильные, просто их нужно совместить. Безусловно, семья для каждого человека – это его близкие люди. Родители подарили нам жизнь, бабушки и дедушки активно принимали участие в воспитании, дядя и тети с детства баловали нас, а с братьями и сестрами мы делились самым сокровенным. В более зрелом возрасте почти каждый из нас находит человека, с которым ему хочется идти по жизни, с которым он хочет воспитывать детей. И это будет уже семья, которую люди выбирают сами. Мы влюбляемся, женимся, становимся родителями, и таким образом создаем уже собственную ячейку общества. Для меня семья – это и та, в которой ты родился и та, которую ты создал.

Семья для каждого человека является опорой и поддержкой. Мы должны ценить каждый момент, проведенный с нашими близкими, ведь роднее них у нас нет никого. В книге «Путешествие Гектора или поиски счастья» Франсуа Лелорд рассказывал историю женщины, которая была больна раком. Главный герой произведения спросил у нее, что для нее является самым большим и настоящим счастьем. Она ответила: «Счастье моего сына». Она не сказала, что важнее всего для нее вылечиться от рака, для нее приоритетнее счастье ее сына. Я считаю, что настоящая семья – это тогда, когда для тебя важнее счастье твоего близкого, нежели твое собственное. Каким бы богатым человеком я не был, каким бы крепким здоровьем не обладал, я никогда не смогу быть счастлив, если кто-то из моих близких несчастлив.

Разумеется, что в жизни важен баланс. Желательно было бы, если мы жили в достатке, никогда не болели и наши семьи были крепкими. Но если необходимо расставлять приоритеты, то для меня нет ничего важнее семьи. Мы можем бесконечно работать для того, чтобы купить шикарную квартиру в центре города, престижную машину и кучу дорогущей одежды, но неужели это все важнее улыбки близкого человека?

Если честно, мне сложно понять людей, которые посвящают свою жизнь карьере. Некоторые из них даже не заводят собственных семей, настолько они погрязают в этих серых буднях, и у них в жизни только две цели – карьерный рост и деньги. Мне всегда было интересно, как эти люди чувствуют себя, когда возвращаются домой в пустую квартиру?

Семья в моей жизни занимает первое место. Я обожаю своих родителей. Безумно благодарен им за то, что они уделяют мне много своего времени. Я рад, что отношения у нас и с мамой, и с папой очень доверительные. Семья в определенной степени мотивирует меня. Мне очень хочется хорошо учиться, чтобы мои родители могли мною гордиться. И разумеется, я хочу создать свою собственную семью. Хочу приходить с работы в уютный дом, где меня будут ждать любимая супруга и радостные дети. Хочу делать их счастливыми. И это для меня смысл.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль семьи в жизни человека


  1. Зачем нужна семья?
    Самые главные люди в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. Семья в первую очередь формирует мировоззрение нового человека. Ведь семья – это модель мира в пределах квартиры. Здесь начинается формирование личности. Мы следим за отношениями родителей, за их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребёнок. В неблагополучных семьях дети ищут понимание не в стенах дома, а на улице у чужих людей. Мир очень жесток. А хорошая семья – защита от жестокости. Как часто уже взрослыми, имея свои семьи, в суматохе дней мы забываем позвонить родителям, побеспокоиться о здоровье, навестить! А они как будто всё понимают и прощают нас за невнимательность.
    Создать семью несложно. Чтобы принять решение двоим людям жить под одной крышей, достаточно признания в любви. Конечно, в семье должна царить любовь друг к другу. Но нужно ещё и понимание, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь. Нужно быть готовым пожертвовать ради семьи своим временем, желаниями. Необходимо чувствовать ответственность перед близкими, дарить им своё внимание.
    Семья может стать по-настоящему крепкой, когда проходит испытание временем. Жизнь не бывает безоблачной. Радости сменяются печалями, надежды иногда оправдываются, но зачастую заканчиваются разочарованиями. И каждая семья проходит испытания на прочность. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Тот дом, где живёт искренность, верность, единодушие, где чувствуется сильное плечо, прочен и надёжен. Время только укрепляет его.
    Кроме семьи есть и другие ценности, которые заполняют нашу жизнь: работа, друзья, увлечения, политика. Но мне кажется, ничто не может заменить семьи. Время, проведённое в кругу близких людей, неоценимо.
    В русской классической литературе над темой семьи много работал Л. Н. Толстой. Одной из главных она является в романе-эпопее «Война и мир». Рисуя мирную жизнь, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. Здесь открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье. По мысли Толстого, именно женщина создает семейный очаг. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Идеал такой женщины для писателя является Наташа Ростова.
    Проблемам семьи и брака посвящён роман «Анна Каренина». Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.
    Таким образом, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам бескорыстную любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества, не принесут истинного счастья.
  2. «Семья» - это слово мы слышим каждый день, с самого раннего детства. Большинству детей повезло родиться именно в семье, где есть мама и папа. Кто-то воспитывался лишь с одним родителем – мамой или папой, в «неполной» семье. Кто-то из детей, увы, семьи был лишен полностью, родителей ему заменили воспитатели и нянечки детского дома…
    Почему происходит так, что дети оказываются брошенными собственными родителями? Почему очень часты разводы между молодыми людьми? Почему слово «семья» не имеет в современном обществе большой значимости, ценности? Люди настолько забыли о том, что они могут быть детьми и родителями, о том, что нужно продолжать человеческий род, что это стало государственной, общенациональной проблемой. Недаром В. Путин объявил 2008 год годом Семьи.
    Что же обозначает это понятие – «семья»? В Толковом словаре мы находим определение: «Семья: группа живущих вместе близких родственников». Кроме того, там есть еще и такое определение: «объединение людей, сплоченных общими интересами». Итак, «семья» - это близкие родственники, которые живут вместе и которых объединяют общие интересы. Какие это интересы? Только лишь материальные? Я думаю, что нет. Вернее, в первую очередь, нет, если речь идет о настоящей семье.
    В «настоящей» семье самым главным объединяющим началом является любовь, любовь людей друг к другу. А если люди любят друг друга, то они принимают своих родственников такими, какие они есть, принимают и желают им добра. В настоящей семье всегда примут и выслушают, всегда простят и попытаются понять.
    Настоящая семья – это твой истинный дом, куда ты всегда можешь вернуться, после любой неудачи, любого потрясения, любого горя. И только здесь, Дома, ты сможешь полностью восстановиться, вновь поверить в людей и в доброжелательный мир. И это случится благодаря твоей семье, которая будет любить тебя, несмотря ни на что.
    Примером настоящей семьи в русской литературе для меня является семья Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Вообще, во всех своих произведениях этот писатель рассказывал о своей семье, о взаимоотношениях между своими родственниками.
    Интересно, психологи считают, что обстановка «толстовской» семьи является идеальной. Такую «идеальную» семью писатель воплотил в образе семьи Ростовых. Вспомним хотя бы эпизод, в котором старый граф отдает деньги Николаю Ростову, проигравшему большую сумму. И это несмотря на то, что семья была в больших долгах и старый Ростов жертвовал чуть ли не последним. Но такова была сила любви графа к своему непутевому сыну, что он беспрекословно спасает сына от бесчестия и долговой ямы, ничего не говоря старой графине, чтобы не выдавать сына и не расстраивать жену.
    К сожалению, ценность крепкой настоящей семьи сейчас отодвигается на второй план. Я думаю, что где-то в подсознании семья все еще является очень важной, особенно для женщин. Но другие, более материальные, ценности - деньги, карьера, успех – не позволяют полностью сосредоточиться на семье. Ее часто откладывают на потом. Хорошо, когда уже зрелые люди все же решают пожениться, завести детей. Тогда они уже сознательно и ответственно подходят к этому вопросу, и велика вероятность, что их семья будет счастливой и гармоничной.
    Но бывает и так, что в погоне за материальным и внешним, люди забывают о чем-то очень важном. И под конец жизни они понимают, что это важное было их семьей, детьми. Они осознают, что лишились своего продолжения, лишились возможности дать новую жизнь и, тем самым, продлить жизнь самим себе. А это страшно, тем более, тогда, когда осознание приходит слишком поздно.
    Кроме того, сейчас, как мне кажется, молодые люди боятся или просто не хотят брать на себя ответственность. Ведь заводя семью, официально вступая с кем-то в брак, ты берешь ответственность на себя и за другого человека. А это зачастую бывает тяжело, неприятно, страшно, в конце концов. Не говорит ли такой страх об инфантильности современных молодых людей? Я думаю, во многом это именно так.
    Сейчас на смену официальному браку приходит так называемый брак «гражданский». То есть люди живут вместе, ведут совместное хозяйство, но перед лицом государства они не являются мужем и женой. Считается, что при таких условиях легче разойтись, если вдруг «не сошлись характерами», так меньше обязательств перед другим человеком. Не знаю, насколько это правильно. Знаю лишь то, что дети, живущие в такой «гражданской» семье, чувствуют себя неуверенно и тревожно. Им не хватает ощущения стабильности, они не уверены в том, что папа с мамой всегда будут рядом, как это свойственно детям из «официальных» семей.
    Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «стыд перед людьми». И хотя этот аргумент становится сейчас все менее значимым, для некоторых людей он весом. Конечно, в 19 веке мнение общества, в котором ты вращался, было очень важным, если не сказать, определяющим. Именно оно, во многом, сделало невыносимой жизнь Анны Карениной после того, как она ушла из семьи к Вронскому. Вы скажете, что решающим фактором в самоубийстве героини стал ее внутренний кризис, стыд, ощущение своей греховности. Но оно, на мой взгляд, было во многом навязано извне, внушено обществом.
    Хорошо это или плохо? Конечно, не стоит заводить семью лишь под давлением общественных устоев. Но прислушаться к тому, что передавали твои предки как вечную ценность поколения в поколение, я думаю, все же стоит.
    Лично я считаю семью незыблемой ценностью. Меняются времена, эпохи, правители, эталоны и идеалы. Лишь семья всегда остается непререкаемой ценностью, потому что это продолжение рода, «родная кровь», безоговорочная поддержка и принятие, любовь. Семья – это корни, это основа, это Дом, без которого немыслима жизнь ни одного человека, в какой бы эпохе он ни существовал.
  3. Что мы обычно понимаем под словом семья? Когда мы произносим «семья», в сознании возникают образы дорогих и близких сердцу людей, помогающих в трудный момент, заботящихся о тебе. Почему семья так важна для человека? Почему он чувствует потерянность и боль, когда теряет семью? Он лишается не просто опоры и поддержки, но теряет
Краткое описание

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.