Какой должна быть полезная детская игрушка? Детские игрушки и требования к ним Аннотация к детской игрушке.

Ключевые слова

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРУШКА / ИГРОВАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы - Улитина Любовь Ивановна

В данной статье затрагивается проблема соответствия детской игрушки предъявляемым к ней требованиям. Подчеркивается необходимость контроля качества детских игрушек для детей дошкольного возраста. Даётся обобщенная характеристика значимости экспертизы детских игрушек. Рассматриваются психолого-педагогические критерии отбора детских игрушек для детей-дошкольников. Даётся анализ игрушек для детей дошкольного возраста с точки зрения их психолого-педагогической безопасности . С началом развития производства детских игрушек их ассортимент существенно увеличился. Игрушки нового поколения стали более разнообразными, технологичными и детализированными, значительно отличаясь от традиционных. В связи с этим возросли и требования, которые к ним предъявляются. Игрушки должны соответствовать санитарногигиеническим требованиям, прописанным в СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26). Данный документ содержит требования к материалам, из которых изготавливаются игрушки , требования непосредственно к игрушкам , а также к их использованию в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Поскольку игрушка это неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды, то и соответствие психолого-педагогическим требованиям должно быть обязательным. Но, к сожалению, в настоящее время единая комплексная система для оценки психологической безопасности игровых пособий отсутствует. Поэтому говорить о том, какими конкретными качествами должна обладать игрушка , чтобы она была полезна для ребенка, достаточно трудно. Следует признать, что среди большого количества современных детских игровых пособий есть и те, игры с которыми могут отрицательно повлиять на развитие детей. Поэтому при организации игровой среды ребенка как дома, так и в дошкольном образовательном учреждении, очень важно понимание и определение педагогического потенциала игрушек. Таким образом, вопрос об осуществлении психолого-педагогический экспертизы игрушек является весьма актуальным. В процессе проверки учитываются санитарно-гигиенические, эстетические свойства игрушек, а также их возможное влияние на развитие детей. Российские и зарубежные ученые активно занимаются исследованием детских игрушек, оценкой их качества. Но стоит отметить, что в разных странах у специалистов имеются заметные разногласия в отношении к экспертизе игровой продукции. Игрушки стали воспринимать не только как предмет для игр, но и как способ для самовыражения и развития ребенка. Необходимость контроля качества детских игровых пособий привела ученых к созданию экспертных центров. В настоящее время наиболее известными являются Московский центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ и общественный центр экспертизы игрушек «Spiel gut» в Германии. Характерной особенностью данных центров является их независимость от производителей и рынка товаров. Как уже говорилось ранее, игрушка должна соответствовать определенным требованиям. В данном исследовании мы использовали методические рекомендации, которые разработаны на базе Федерального института развития образования РАО. Учеными были сформулированы конкретные характеристики негативного воздействия и единые принципы отбора игровой продукции для детей дошкольного возраста. С данной точки зрения проанализируем некоторые игрушки из ассортимента интернет-магазина «Детский мир» : собака VIP IMC Toys Алекс из игрового комплекта «Vip Pets» и кукла MLP Equestria Girls рок-звезда Твайлайт Спаркл. Согласно критериям, игровая продукция не должна представлять физических, психологических и нравственных рисков для детей. Так, у игрушки из игрового набора «Vip Pets» отсутствуют ярко выраженные физические риски. Но присутствует психологический риск, заключающийся в непропорциональности игрушки . Игрушка в полной мере соответствует половозрастным характеристикам детей, росту, массе тела и размеру руки, что удовлетворяет анатомо-физиологические требования. Следует отметить, что она служит лишь предметом развлечения, не позволяя ребенку развиваться творчески и интеллектуально в процессе игры. Таким образом, данную игрушку нельзя считать полностью безопасной и необходимой для детей-дошкольников. Другая игрушка , взятая для анализа, является распространённым примером образной игрушки . Это кукла, произведенная по мотивам известного детям сериала «My Little Pony». У данной игрушки имеется видимый физический риск, который вызван резким мерцанием света, и психологический риск, обусловленный несвойственным для людей цветом кожи и волос. Итак, эта игрушка тоже не является полностью безопасной, так как в малой степени соответствует реальности. В настоящее время нелегко найти игрушки , представляющие пользу для детей, развивающие их всесторонне. Но всё же такие игрушки , конечно, существуют. Например, известный на весь мир конструктор LEGO, представляющий собой набор для творчества из целого ряда классических пластиковых кубиков, а также других специальных деталей. Другой пример развивающей игрушки напольный пазл. Это интересная и познавательная игра для детей, старше 2-х лет. Ценность такой игрушки состоит в том, что она помогает развивать сенсорные навыки, ассоциативное мышление и внимание детей. В заключение хотелось бы отметить, что все игрушки , предлагаемые детям, должны неоднократно проверяться на соответствие, выдвигаемым к ним требованиям. Это необходимо, поскольку наличие каких-либо отклонений от требований может отрицательно сказаться на здоровье и развитии детей.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье, автор научной работы - Улитина Любовь Ивановна

  • Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки?

    2016 / Коточигова Елена Вадимовна
  • Развивающая предметно-пространственная среда: мифы и реальность

    2016 / Каратаева Наталья Александровна, Крежевских Ольга Валерьевна
  • Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста

    2012 / Соколова Мария Владимировна
  • Сайт ДОУ, как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования

    2016 / Турилова Елена Константиновна, Завьялова Ольга Ивановна
  • Сюжетная игрушка: история и современность

    2011 / Доронов Сергей Геннадиевич
  • Развивающий потенциал динамических игрушек

    2017 / Абдулаева Елена Александровна
  • Особенности современной субкультуры детской игры

    2016 / Ханова Татьяна Геннадьевна, Вавилова Виктория Станиславовна
  • Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)

    2014 / Касаткина Е.И.
  • Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай

    2016 / Смирнова Елена Олеговна, Орлова Ирина Александровна, Соколова Мария Владимировна, Смирнова Светлана Юрьевна
  • Современная игрушка: бедствие или культурная реальность

    2016 / Счастная Тамара Николаевна, Денисенкова Наталья Сергеевна

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические требования к современной детской игрушке»

Психолого-педагогические требования к современной детской игрушке

Улитина Любовь Ивановна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.

Чернышевского,г.Саратов

Ключевые слова:

Игровая деятельность, игрушка, игровая среда, психолого-педагогическая безопасность Аннотация.

В данной статье затрагивается проблема соответствия детской игрушки предъявляемым к ней требованиям. Подчеркивается необходимость контроля качества детских игрушек для детей дошкольного возраста. Даётся обобщенная характеристика значимости экспертизы детских игрушек. Рассматриваются психолого-педагогические критерии отбора детских игрушек для детей-дошкольников. Даётся анализ игрушек для детей дошкольного возраста с точки зрения их психолого-педагогической безопасности.

С началом развития производства детских игрушек их ассортимент существенно увеличился. Игрушки нового поколения стали более разнообразными, технологичными и детализированными, значительно отличаясь от традиционных. В связи с этим возросли и требования, которые к ним предъявляются. Игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, прописанным в СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26). Данный документ содержит требования к материалам, из которых изготавливаются игрушки, требования непосредственно к игрушкам, а также к их использованию в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Поскольку игрушка - это неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды, то и соответствие психолого-педагогическим требованиям должно быть обязательным. Но, к сожалению, в настоящее время единая комплексная система для оценки психологической безопасности игровых пособий отсутствует. Поэтому говорить о том, какими конкретными качествами должна обладать игрушка, чтобы она была полезна для ребенка, достаточно трудно.

Следует признать, что среди большого количества современных детских игровых пособий есть и те, игры с которыми могут отрицательно повлиять на развитие детей. Поэтому при организации игровой среды ребенка как дома, так и в дошкольном образовательном учреждении, очень важно понимание и определение педагогического потенциала игрушек. Таким образом, вопрос об осуществлении психолого-педагогический экспертизы игрушек является весьма актуальным. В процессе проверки учитываются санитарно-гигиенические, эстетические свойства игрушек, а также их возможное влияние на развитие детей. Российские и зарубежные ученые активно занимаются исследованием детских игрушек, оценкой их качества. Но стоит отметить, что в разных странах у специалистов имеются заметные разногласия в отношении к экспертизе игровой продукции. Игрушки стали воспринимать не только как предмет для игр, но и как способ для самовыражения и развития ребенка.

Необходимость контроля качества детских игровых пособий привела ученых к созданию экспертных центров. В настоящее время наиболее известными являются Московский центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ и общественный центр экспертизы игрушек «Spiel gut» в Германии. Характерной особенностью данных центров является их независимость от производителей и рынка товаров.

Как уже говорилось ранее, игрушка должна соответствовать определенным требованиям. В данном исследовании мы использовали методические рекомендации, которые разработаны на базе Федерального института развития образования РАО. Учеными были сформулированы конкретные характеристики негативного воздействия и единые принципы отбора игровой продукции для детей дошкольного возраста.

С данной точки зрения проанализируем некоторые игрушки из ассортимента интернет-магазина «Детский мир» : собака VIP IMC Toys Алекс из игрового комплекта «Vip Pets» и кукла MLP Equestria Girls рок-звезда Твайлайт Спаркл. Согласно критериям, игровая продукция не должна представлять физических, психологических и нравственных рисков для детей. Так, у игрушки из игрового набора «Vip Pets» отсутствуют ярко выраженные физические риски. Но присутствует психологический риск, заключающийся в непропорциональности игрушки. Игрушка в полной мере соответствует половозрастным характеристикам детей, росту, массе тела и размеру руки, что удовлетворяет анатомо-физиологические требования. Следует отметить, что она служит лишь предметом развлечения, не позволяя ребенку развиваться творчески и интеллектуально в процессе игры. Таким образом, данную игрушку нельзя считать полностью безопасной и необходимой для детей-дошкольников.

Другая игрушка, взятая для анализа, является распространённым примером образной игрушки. Это кукла, произведенная по мотивам известного детям сериала «My Little Pony». У данной игрушки имеется видимый физический риск, который вызван резким мерцанием света, и психологический риск, обусловленный несвойственным для людей цветом кожи и волос. Итак, эта игрушка тоже не является полностью безопасной, так как в малой степени соответствует реальности.

В настоящее время нелегко найти игрушки, представляющие пользу для детей, развивающие их всесторонне. Но всё же такие игрушки, конечно, существуют. Например, известный на весь мир конструктор LEGO, представляющий собой набор для творчества из целого ряда классических пластиковых кубиков, а также других специальных деталей. Другой пример развивающей игрушки - напольный пазл. Это интересная и познавательная игра для детей, старше 2-х лет. Ценность такой игрушки состоит в том, что она помогает развивать сенсорные навыки, ассоциативное мышление и внимание детей. В заключение хотелось бы отметить, что все игрушки, предлагаемые детям, должны неоднократно проверяться на соответствие, выдвигаемым к ним требованиям. Это необходимо, поскольку наличие каких-либо отклонений от требований может отрицательно сказаться на здоровье и развитии детей.

Список литературы:

1. Горина Л.В. 2014. Развитие дошкольного образования в России на рубеже XX - XXI веков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. № 7. С. 47-53.

2. Карабанова O.A. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.: ФИРО, 2014. 96с.

3. Савенков А.И. 2015.Психолого-педагогическая экспертиза игрушки как условие когнитивно-личностного развития ребенка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. № 1 (31). С. 8-17.

4. Смирнова Е.О. 2010. Игрушки детей Европы // Психологическая наука и образование. № 5. С. 106-117.

Ни один из видов детской деятельности, особенно в раннем детстве, не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, поэтому значение детских игрушек трудно переоценить. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия и т. д. В современном разнообразии игрушек родителям часто тяжело сориентироваться, что полезно малышу, во что ребенок будет играть, какую игрушку купить и порадовать кроху. В этой статье мы постарались обобщить основные требования к детским игрушкам , которые необходимо знать при выборе игрушек для детей раннего возраста.

Требования к детским игрушкам

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:

  • CE — этот значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС, но он не является гарантией безопасности;
  • Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.

ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны — не переснятые ксерокопии, а четкое изображение. В противном случае стоит задуматься о качестве товара.

Приобретение некачественной игрушки, не соответствующей требованиям, грозит вашему ребенку:

  • Отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленные токсичными веществами горох и фасоль;
  • Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид.
  • Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
  • Опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2-3 в одной игрушке.

Если малышу нет еще трех лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важно. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

Покупая «страшные» детские игрушки, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу, даже если ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить малышу и покупая ему все новых и новых «забавных», с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3-4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали ее ребенку и научили играть с ней. Иначе скоро игрушка окажется в пыльном углу детской комнаты. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля зайками, конструкторами, железными дорогами, куклами — ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую игрушку. Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка убирать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушка снова будет ему интересна. А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так как играть трудно и трудно убирать их после игры.

У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Важно не пропустить этот благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка к аккуратности (учить убирать игрушки, класть на место свои вещи, соблюдать последовательность режимных моментов).

К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается детских игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.) понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения, различные развивающие игры с множеством деталей, книжки и т. д. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок.

Список необходимых детских игрушек для ребенка раннего возраста

1. Игрушки для развития предметной деятельности: совочки, лопаточки для копания; ложечки и тарелочки для кормления кукол; молоточки и колышки для забивания; удочки с магнитом для ловли рыбок; сачки для вылавливания игрушек. Динамические игрушки: игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок и др.); качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка); катящиеся (дорожка для катания шариков — кегельбан, мячи); лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат); шагающие игрушки (шагающие куклы).

2. Детские игрушки для сюжетных и подвижных игр: достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные куклы: тряпичные (высота — до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы овощей, фруктов. Игрушечные животные — маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Несколько машин, лучше грузовиков большого размера, чтобы в них можно было перевозить кубики, кукол и т. д. Наборы «Доктор», «Магазин».

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры требуются предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Важно помнить, что образные детские игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.

Интерактивные детские игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка!

3. Игрушки для игр, развивающих познавательную деятельность: набор «Строитель» деревянный (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины); средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета на четыре кольца; матрешка — 5 мест (средняя); игры-шнуровки из дерева и вспененной резины; рамки-вкладыши Монтессори — планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Машинки», «Рыбы» и пр.).

4. Детские игрушки для развития речи: картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные — мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы — стул, стол, чашка, ложка; игрушки — кукла, машинка, пирамидка и т. д.); сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т. д.); наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги. Лото, книжки с детскими стихами (например, А. Барто).

5. Игрушки для формирования продуктивных видов деятельности: для рисования — мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных карандашей, гуашь, кисти (крупные и средние); набор бумаги (можно использовать обои). Для лепки — пластилин, лучше чешский (тесто, глина), дощечка для работы, стека. Для аппликации — детские ножницы, набор цветной бумаги, карандашный клей.

6. Игрушки для игр, развивающих мелкую моторику рук: бусы, баночки с сыпучим материалом (горох, чечевица, фасоль и пр.).

7. Детские игрушки для развития навыков самообслуживания: полотенце, наборы (один для куклы, другой для ребенка — расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода — ложка, чашка, тарелка (для куклы); различные виды детской одежды с разными застежками: пуговицы, кнопки, липучки, молния.

Искренне надеемся, что разобранные в статье требования к детским игрушкам, а также список необходимых игрушек будут вам полезны и востребованы.

Статья

Какой должна быть детская игрушка?

Корнева Оксана Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №126
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга

В современном многообразии игрушек часто тяжело сориентироваться, что полезно дошкольнику, во что ему будет интересно играть, какой игрушкой можно порадовать малыша. В своей статье я постаралась обобщить основные требования к детским игрушкам , которые необходимо знать при их выборе для детей дошкольного возраста. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

Основное требование к игрушкам было определено ещё много лет назад Н.К. Крупской в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. Очевидно, что в подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Каждому малышу на этапе раннего возраста нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Появление в жизни каждого ребёнка новой игрушки всегда радостное событие. Но очень важно, чтобы взрослый сначала показал ее ребенку и научил играть с ней. Любая игрушка без участия взрослых в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Поэтому каждую новую игрушку необходимо обыгрывать определённым образом, привлекая к ней внимание детей. Иначе скоро игрушка окажется ненужной. В дальнейшем также следует при любой возможности обязательно показывать детям всевозможные способы игры с данной игрушкой. Предлагая детям новую игрушку, взрослый должен проявить своё положительное отношение к ней, вызывая такое же отношение у детей. Если игрушка хрупкая и требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир. Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания. Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, взрослый неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой куклой, необходимо использовать элементы игры: от имени куклы рассказывать, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Лишь вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, можно организовать игру с новой игрушкой.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию каждой игрушки. Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки просто недопустимы!

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Выбирая игрушку для ребёнка, следует всегда помнить слова известного педагога Е.А. Флериной «Чем больше возможностей представляет игрушка для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета.

В доступной и занимательной форме каждая игрушка должна побуждать ребенка к творческой игре, к совместным действиям, к дружеским взаимоотношениям. Кукла не должна раздражать своей позой или выражением лица. Пропорции ее не должны вызывать у ребенка желание изменить, сломать игрушку (например, согнуть слишком высокие и прямые ноги куклы, которая «не хочет сидеть»). Техническая игрушка должна по возможности разбираться или быть прозрачной (паровоз, часы), так как у детей восприятие еще во многом детальное и, ломая автомобиль, они просто хотят выяснить, из каких частей он состоит, а собрать его потом уже не могут. Игрушка может быть юмористична, но не уродлива. Одежда куклы должна быть удобной для переодевания и быть похожей на одежду ребенка (девочки или мальчика), прическа не должна копировать последнюю моду взрослых, она должна быть детской. Должны соблюдаться гигиенические требования к игрушке: безопасность использования, покрытие стойкими безвредными красками, прочность; лёгкость. Она должна легко подвергаться гигиенической обработке, в деталях игрушки не должно быть ничего, что ребенок мог бы проглотить, поранить себя или другого ребенка. Также игрушка должна быть эстетичной и не слишком шумной.

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итоги и сформулировать основные требования к детским игрушкам.

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:

- CE — этот значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС.

Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для какого возраста эта игрушка предназначена.

ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны — не переснятые ксерокопии, а четкое изображение. В противном случае стоит задуматься о качестве товара. Приобретение некачественной игрушки, не соответствующей требованиям, может грозить ребенку:

Отравлением токсичными веществами.

Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид.

Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

И главное - не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем предложить её детям. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье детей.

2. Детская игрушка должна быть доброй, от этого зависит психическое здоровье малыша. Если малышу нет еще пяти лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важно. В этом возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие как появление страшной игрушки или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки. Игрушки, пугающие ребёнка, тормозят и задерживают детское развитие, а порой и направляют это развитие в неведомое русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки попробуйте придумать минимум 3-4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело предлагайте её детям.

В заключение хочется напомнить еще одно правило, о котором взрослые часто забывают: игрушек у ребёнка не должно быть слишком много. Даже, если детская завалена бесконечными зайками, конструкторами, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем, что он хочет новую игрушку, а старые игрушки ему уже неинтересны. А, кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться, он хватается то за одно, то за другое, играть ему трудно и трудно убирать большое количество игрушек после игры. Поэтому часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка убирать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушка снова будет ему интересна.

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую "полезность" родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет. Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.

Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка. Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. О куклах хотелось бы поговорить подробнее.

Дело в том, что в последнее время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются куклы все более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Например, выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, Барби - учительница географии и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор и соответствующих аксессуаров (например, к собачке - поводок, мисочка, щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению. Вершина натурализма - кукла, ожидающая малыша: "дверца" в животе открывается, и оттуда достается ребенок-малыш со всеми анатомическими подробностями.

В самое последнее время Барби "успешно" дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами. К ним тоже почти всегда прилагается богатый набор всевозможных атрибутов: зеркало, помада, мобильник, карманный компьютер, гардероб в стиле унисекс, аксессуары и мебель бизнес-леди.

Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца (Baby born). Розовое тельце со складочками, перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию настоящего новорожденного. Они "умеют" кушать и справлять естественные надобности. Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. У них появляются растущие зубы, которые можно "задвинуть" обратно, раздувающееся (и затем уменьшающееся) тело. Особо впечатляют интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной команде или сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на него. "Вот кто станет твоим настоящим другом!" - написано в аннотации.

Совершенно шокируют так называемые наборы визажиста. Это женская голова (в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству. Разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже прилагаются. Хранятся они иногда внутри (!) головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.

И таких "новых кукол" появилось достаточно много. Это и разного рода трансформеры, и монстры, и покемоны и т. д. Все они обладают известной привлекательностью и для детей, и для взрослых, кажутся очень современными, поскольку хорошо оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внешний вид и соответствуют последним модным тенденциям. Как же относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Что они несут ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к существу кукольного вопроса и посмотреть - что такое кукла и для чего она нужна дошкольнику.

Кукла - это прежде всего образ человека. Эта игрушка больше всего вызывает и оживляет представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать как человек. Играя с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит с одной стороны, ребенок вкладывает в уста и "организм" куклы свои слова, мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его внутреннего мира. С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша моделью для уподобления, образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка "входят" представления о человеке и связанных с ним категориях (красивом и уродливом, хорошем и плохом, добром и злом).

Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии.

Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка. Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Дети воспроизводят именно тот характер поведения, который выражен в кукле. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку условных рефлексов: чтобы он засмеялся - нужно нажать на голову, чтобы начал танцевать - качнуть один раз, заплакал - качнуть три раза и т. п.

Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Вместе с тем дети быстро привыкают к таким красивым и "укомплектованным" игрушкам и просят их еще и еще. Ребенок, получающий все новые и новые игрушки подобного рода, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зависеть от того, что "заложено" в такой игрушке, и охотно подчиняется ее требованиям. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные действия.

В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть "магнетизм" этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной независимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные "правила игры".

Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Дело в том, что через игру с человеческими образами формируется модель поведения ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры. Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей в раннем и дошкольном возрасте. На этот феномен, к сожалению, обращается крайне мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен, поскольку непосредственно оказывает глубокое формирующее физиологическое воздействие на телесный облик ребенка.

Замечено, что дети воспроизводят выражение лица, позу и осанку любимой куклы. Иногда они потирают или почесывают поясницу или спину в том месте, где у любимой куклы штамп изготовителя. Поэтому "страшное", агрессивное или надменное выражение лица куклы, недостатки ее фигуры могут прилипнуть к вашему ребенку, буквально "впечататься" в него. Получается, что от вашего сознательного подхода к выбору куклы зависит как душевное, так и телесное здоровье собственных детей.

Развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как ребенок может делать с ней. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств игрушки. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое "разнообразие" дезориентирует малыша - он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он - телефон на колесах. Гораздо полезнее было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.

Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота игрушки, ее сложность, богатство деталей или же описанное в аннотации развивающее значение. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это возможность что-либо с ней делать.

С игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Игрушки, более простые в конструктивном решении и менее определенные в способах действия с ними, допускают широкий спектр игровых действий. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними.

И наконец, самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

Анна Трухова
Аннотация детской игрушки «LEGO DUPLO»

АННОТАЦИЯ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ «LEGO DUPLO ».

В наше время существует огромный выбор игрушек и как не странно бы это звучало , но родителям все сложнее выбрать что, же подарить ребенку, чтобы игрушка была не только эстетически привлекательной, но и развивающей. С такой же проблемой столкнулась и я.

Выбирая игрушку для дочери (Вика 3 г., мой выбор пал на детский конструктор «LEGO DUPLO ». В первую очередь я отталкивалась от ее предпочтения в играх, а затем, как и любой родитель на этико-эстетическую характеристику, операционально-техническую характеристику и ее развивающий потенциал в игре.

1. Этико-эстетическая характеристика

Компания Лего была основана Кирком Кристиансеном в Дании. В 1947 году была выпущена первая пластиковая игрушка Лего и с тех пор компания Лего зарекомендовала себя как качественного производителя детских игрушек .

Лего «Дупло» -эта серия Лего специально созданная для малышей она привлекает своей красочностью, качеством пластмасса, отсутствием мелких деталей способных принести вред ребенку. Лего «Дупло» включает в себя разных персонажей; людей, животных и так знакомых детям героев из мультфильмов, а также машин, паровозиков, самолетов и кукольных домиков и дополнительных элементов. Количество деталей позволит ребенку сооружать строения по прилагаемым схемам или сооружать постройки по своему замыслу. Все это поможет ребенку моделировать разные жизненные ситуации.

2. Операционально- технический характеристики

Лего «Дупло» имеет сертификат качества, а также экспертное заключение. На коробке указанно возрастное ограничение от 2 до 5.

Качество материала : Конструктор сделан из качественного пластмасса, не имеет запаха, не ломкий, при длительном контакте с кожей ребенка не оставляет следов от краски.

Качество исполнения : игрушку легко обрабатывать . Все элементы хорошо фиксируются при соединении, что позволяет ребенку сооружать высокие строения. Наклеенные картинки на детали выполнены в хорошем качестве, они яркие, с четкими изображениями и идеально приклеены, поверхность наклеек заламинированна.

Возрастные операциональные возможности : Конструктор отвечает заявленному возрасту от 2 до 5. Ребенок самостоятельно собирает конструкцию, опираясь на приложенные схемы. Все детали легкие, размер кубиков не большой, дочка хорошо удерживает детали в ладошке, нет сложности при их креплении, не требуется помощь взрослого.

3. Развивающий потенциал игрового действия

У конструктора Лего «Дупло» я вижу только плюсы.

Конструктор не требует большого места, как для игры, так и для его хранения. С этим конструктором у ребенка развивается усидчивость, воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, мыслительные операции. Так строя из кубиков дома, фермы, зоопарки и т. д., дочка с самого раннего возраста может научиться воплощать свои идеи, развивать воображение и применять ранее полученные знания. Проходя по улице можно привлечь ее внимание на сторонящееся здание, а затем применить увиденное в игре с конструктором. С учетом того, что в комплекте имеются персонажи, мы можем обыгрывать различные сюжеты для ролевых игр.

Цветовая гамма поможет изучать цвета, нанесенные наклейки с цифрами помогут освоить счет, все это конечно не без помощи взрослого.

Данный конструктор может увлечь не только ребенка, но и взрослого.

По моему мнению, данная игрушка отвечает всем психолого-педагогическим требованиям. Я бы рекомендовала его каждому родителю, имеющему ребенка младшего дошкольного возраста. Ребенок может играть как самостоятельно, так и совместно с родителями.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию LEGO в развитии ребенка с ОВЗ: конструирование, LEGO-мультипликация «LEGO – мультик, игра или помощник в развитии ребенка с ОВЗ» 1. Однажды, проходя мимо витрины с детскими игрушками, я заметила необычный.

Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с ТНР Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Аннотация к дополнительной программе художественной направленности «Волшебные ладошки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ладошки» составлена в соответствии Методическими рекомендациями.

Аннотация к основной образовательной программе в детском саду Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие.

Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы по реализации основной образовательной программы ДОУ Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы по реализации основной образовательной программы МБДОУ ДС №13 «Родничок».