Как проводить время с 8 месячным ребенком. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев

Последнее обновление статьи: 19.04.2018 г.

Дети на 8 месяце жизни разные. Кто-то уже сидит и учится ползать, кто-то быстро осваивает навыки мелкой моторики и собирает соринки с ковра, а иные малыши пытаются сказать первые слова. Развитие младенцев на этом этапе идет неравномерно: что уже умеет один, то ещё не умеет другой. Эти первые несколько месяцев второго полугодия жизни именно такие. Все те навыки, что приобрёл ребёнок до 6 - 7 месяцев, сейчас синтезируются, переплетаются, взаимодействуют между собой, давая у отдельно взятого малыша различные результаты. Но это не насовсем. Всё относительно сравняется к году.

Врач-педиатр

  1. Самое главное — ребёнок в 8 месяцев уже должен сидеть. Возможно, несколько неуверенно и всего несколько минут, но этот навык обязателен.
  2. Сам садится. Малыш может сделать это из положения лежа на спине, перекатываясь бочком и немного помогая ручкой. Иногда ребёнок садится из положения лежа на животе. В этом случае он будет отталкиваться, приподниматься на ручках, перемещая тело, пока не сядет.
  3. Некоторые малыши встают на ножки, опираясь, например, на диван или спинку кроватки.
  4. Активно учатся ползать или уже неплохо умеют это делать.
  5. Особо подвижные младенцы могут сделать несколько шагов, держась за мамину или папину руку.
  6. С игрушками ребёнок 8 месяцев уже играет самостоятельно минут 10. Детям всех возрастов, а восьмимесячным и подавно, очень нравятся различного рода коробочки, сумочки, которые полны всякой мелочи. Очень любят малыши все эти предметы доставать.
  7. Учитывая, что малыш в восемь месяцев сидит и ползает, основное поле его деятельности перемещается на пол.

Родителям необходимо обезопасить всё пространство вокруг ребёнка. На полу не должно быть мелких предметов, которые малыш может взять в рот, проглотить или поперхнуться ими. Все шкафчики с небезопасным для младенца содержимым необходимо крепко закрыть с помощью специальных приспособлений. Все розетки, доступные ребёнку, следует закрыть заглушками, а выступающие углы мебели следует прикрыть покрывалами или каким-либо другим способом «смягчить».

Ребёнку будет очень интересно перекатывать, переставлять различные предметы и игрушки, сидя на полу. Также немаловажно, что ему откроется более просторный полигон для действий и изучения.

Особенности поведения

Не надо ограничивать малыша пределами манежа. Не запирайте его, ссылаясь на свою занятость и невозможность постоянно присматривать из-за своих взрослых дел. И на полу можно устроить «островок безопасности». Познавая пространство вокруг себя во всем объёме, ребёнку впоследствии будет проще ориентироваться в окружающем мире и управлять своим телом.

  • в своих играх с предметами дети подражают взрослым. Так, видя как папа катает мяч, малыш будет стремиться сделать то же самое. Если показать младенцу, как можно стучать по полу надувным молоточком, он с удовольствием повторит это действие;
  • узнавая пространство вокруг и населяющие его предметы, на вопрос «где?» малыш с лёгкостью поворотом головы или пальчиком укажет на хорошо знакомые предметы. Причём узнавать он их будет из совершенно различных ракурсов, что говорит о развитии пространственного мышления;
  • развитие ребёнка в 8 месяцев уже позволяет ему выполнять простейшие команды родителей. Малыш по просьбе подает руку, демонстрирует игру «ладушки», показывает, как сорока варит кашку;
  • формируется «щипковый захват». Детки любят большим и указательным пальчиками поднимать малейшие крошечки с пола, своего столика или с других горизонтальных поверхностей. Всё, что они заполучают таким способом, потом очень нелегко забрать. Малыш будет отвоёвывать найденное с небывалым усердием;
  • некоторые малыши узнают свое имя и по зову оборачиваются или крутят головой в поисках зовущего;
  • в речевом развитии также происходят закономерные изменения. Младенцы произносят весь набор звуков, повторяют множество слогов и пытаются сложить первые слова. Произносится это всё громко и чётко;
  • появляются первые навыки самообслуживания. Дети с удовольствием кушают печенье или корочку хлеба, крепко держа её в руках. Чашку ещё надо придерживать;
  • видя себя в зеркале, младенцы искренне радуются. Трогают пальчиками своё отражение, целуют;
  • усиливается связь с мамой. Для ребёнка 8 месяцев очень важно находится рядом с ней. Малыш может начать бояться оставаться в одиночестве или перестаёт идти на руки к ранее знакомым людям, например, к дяде или тёте.

Объясняется это тем, что в это время появляются «страхи восьмого месяца». Дети боятся новых людей, новых мест и постоянно ищут защиты у мамы. Родителям надо про это знать, чтобы не ругать ребёнка, а понять его поведение и обеспечить вниманием и защитой.

В это понятие входят масса тела и рост малыша, а также объёмы его головы, грудной клетки и других частей тела.

Остановимся на основных показателях.

Прибавки во втором полугодии уже не такие впечатляющие, как в первом. За восьмой месяц дети в среднем прибавляют чуть более 500 граммов и вырастают на один — полтора сантиметра. Масса тела ребёнка в 8 месяцев — 7,5 — 9 килограммов. Более точная цифра зависит от исходных данных. Рост в среднем составляет 66 — 74 сантиметра. Естественно, мальчик будет крупнее, чем девочка.

Нельзя не упомянуть и про зубы. Для многих родителей восьмимесячных младенцев это будет животрепещущая тема. Именно в этот период дети активно обзаводятся зубами. Первыми по обыкновению прорезаются центральные резцы снизу.

За ними показываются резцы сверху. Весь этап прорезывания часто сопровождается подъёмами температуры и послаблением стула. Почаще поите ребёнка, не вводите новых продуктов, не делайте никаких прививок в это время.

На фоне сниженного местного иммунитета и того, что чадо всё тянет в рот, на его слизистой и на языке часто появляются или белые пятнышки. Это стоматит. Его происхождение может быть и вирусным (афтозный стоматит) и грибковым (молочница). Заниматься самолечением не надо. Обратитесь к педиатру.

Кушает малыш 5 раз в день. Прикорм из педагогического становится энергетическим, ведь ребёнок много двигается и сжигает больше калорий.

Завтрак и обед уже вполне взрослые. Утром младенец кушает кашу с маслом, на обед получает измельчённое с мясом.

Вторым завтраком может выступать фрукт или фруктовое пюре. В качестве напитков подходят домашние компоты, морсы, слабенькие чаи. Соками, особенно покупными, злоупотреблять не стоит.

Это наносит ощутимый ущерб эмали только прорезавшихся зубиков. И каши, и пюре уже могут быть поликомпонентными, включая в себя ранее испробованное.

Восьмой месяц подходит для начала введения в рацион творога и .

Родителям аллергичных деток необходимо быть осторожными в этом вопросе. Если ребёнок страдает аллергией к белку коровьего молока или непереносимостью лактозы, перед введением молочных продуктов необходима консультация врача.

Как грудничок, так и младенец на смеси в оставшиеся приёмы пищи будут кушать мамино молочко или его заменители. Полдник можно разнообразить специальным детским печеньем. Оно просто тает во рту, полностью растворяется в молоке. Малыш им не подавится. Но знайте меру. Избыток простых углеводов чреват нарушением обмена и ожирением.

Спит ребёнок по-прежнему большую часть суток. На ночной сон приходится 10 — 11 часов. Оставшееся время распределяется между двумя дневными.

Игры с ребёнком в 8 месяцев

В последнее десятилетие просто заполонили умы родителей и рынок детских магазинов. Вопрос в том, полезные это игрушки или очередной маркетинговый ход. Какие игрушки нужны малышу для его развития? Для ребёнка 8 месяцев важны те предметы и игры, которые стимулируют его фантазию, развивают моторные навыки, слух.

Обязательны разные музыкальные инструменты – маракасы, барабаны, дудки, гусли. Для подвижных занятий просто необходимы мячи различных размеров и цветов. Не надо проводить занятия с ребёнком 8 месяцев в специализированных центрах развития.

Достаточно быть с ребёнком, разговаривать с ним, объяснять, показывать окружающие явления и предметы, читать сказки, петь песни, давать малышу участвовать в повседневных делах семьи и сидеть за общим столом. Развитие младенца идет комплексно и постоянно. И самые лучшие воспитатели – личный пример родителей и среда.

Каждая мама хочет, чтобы её малыш был любознательным, активным и смышлёным. Чтобы помочь детям в изучении окружающего мира, существует несколько способов, важнейший из которых - игра. Прочитав нашу статью, вы узнаете, какие развивающие игры для детей 8 месяцев можно придумать дома, чтобы с пользой занять ребёнка.

Восьмимесячный малыш активно растёт, двигается и познаёт окружающий его мир. И родители могут направить его энергию в нужное русло, зная особенности развития ребёнка в 8 месяцев.

Игры являются важнейшим способом взаимодействия с ним, так как именно в игре малыш учится познавать мир, изучает основные свойства предметов, развивает мелкую моторику, речевые навыки.

Причём придумать занятия для такого крохи на самом деле очень просто. Даже попытки закрыть обычную кастрюлю крышкой могут привести малыша в восторг.

В этой статье мы расскажем, как играть с ребёнком в 8 месяцев и какие игры понравятся вашим детям больше всего.

  1. Игры на развитие мелкой моторики. Для этого вы можете приобрести в магазине специальные игрушки: шнуровки, лабиринты, развивающие кубы и игрушки в виде животных и других предметов (выполненные из разных материалов, включающие в себя шнурки, молнии, липучки). Однако подобные вещи можно сделать дома самому. Например, можно сшить кубик, гранями которого будут являться разные по фактуре и цвету ткани. Пришейте к нему молнии, верёвочки, бусины, липучки, шуршащие и звенящие предметы - и ваш малыш будет в восторге. Кроме того, для развития мелкой моторики прекрасно подойдут бусы, чётки, мешочки с камешками, крупой, горохом, крупные пуговицы.
  2. Игры с музыкальными предметами, ассортимент которых сейчас очень велик. Восьмимесячный малыш уже способен понимать, что при нажатии на кнопки раздаются звуки и мелодии. Такие занятия развивают слух малыша, логические навыки и моторику рук.
  3. Игра в кубики из разных материалов (пластиковые, мякиши, деревянные и картонные), из которых можно строить небольшие башни. Ребёнок с упоением будет рушить их, а вы научите его говорить «бах» и соотносить слова с действиями.
  4. Игры со стаканчиками-вкладышами. Обычно это универсальные недорогие игрушки, из которых можно строить башни или учить ребёнка вкладывать один предмет в другой. Для игры вы можете также использовать обычные картонные или пластиковые стаканчики.
  5. Разбирайте и собирайте небольшие пирамидки, вкладывайте предметы в сортёры с крупными отверстиями.
  6. Играйте в яркие мячи из разных материалов: малыш уже может не только кидать мяч, но и осмысленно катать его при совместной игре. Правда, не всегда попадая в цель.
  7. Игры типа «Ладушки» и «Сорока-белобока» по-прежнему не утрачивают своей актуальности.
  8. Игры с бытовыми предметами: кастрюлями, жестяными банками, ложками. Положите в коробку различные мелочи типа ключей, бигуди, флаконов с кремами и т.п. Малышу будет очень интересно доставать новые предметы из коробки и разглядывать их, а затем бросать. Вместо бытовых мелочей можно использовать и уже знакомые погремушки, положив их в кастрюлю или банку.
  9. Игры на развитие физических навыков. Для ползающего малыша можно соорудить полосу препятствий. Поставьте небольшой стол и покажите, что под ним нужно проползти. Какие-то предметы малышу придётся обогнуть, а другие - переползти, например подушку. На финише малыша пусть ожидает приятный приз в виде желанной игрушки или лакомства. Если ребёнок уже встаёт у опоры, выложите несколько любимых игрушек на диван на небольшом расстоянии от ребёнка. Пускай он попробует сделать несколько шагов, чтобы достать их. Помните, что для 8-месячного крохи даже самое обыденное занятие может стать увлекательной игрой.

Практические советы

Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный "кабинет" с разными баночками, кастрюльками и ложками. А "личный" ящик в шкафчике ванной займет внимание "владельца", когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.

У вашего малыша должна быть своя "библиотечка". Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книжки, как "Погладь кролика" или "Телефон", но хорошо, если в детской "библиотеке" будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными "героями", и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.
Время игр

Новые открытия

Гости! Гости! Гости! Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, "поговорить" и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей.

Игры с телефоном: Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее.

Внимание к разным звукам Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Звуки, которые малыш слышит во время прогулки: Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу "объект" и назовите его. "Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?" Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать.

Поиграйте со шляпой: Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало - собственное отражение вызовет у него восторг.

Разные "языки": У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?"

Форма для пирога с овсяной крупой: В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.

Как улучшить координацию движений: Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку:
На лужайке прыгал зайка.
Вместе с ним барсук играл.
Тигр, нежась на лужайке,
Никого не обижал.
Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка из стороны в сторону, вверх-вниз.

Прогулка "тележкой": когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки и приподнимите на 5-10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенок попробует пройти немножко на руках.

Игра "в прятки": Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.

Как пробраться над, под и через: Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает, что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Ему хочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можно дотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает о размерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашего малыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек.

Качающийся ребенок: Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается "верхом" вверх-вниз. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинает контролировать свои движения.

Заберись и достань игрушку: Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их для того, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницы или на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить их забираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малыш будет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенок должен быть под постоянным наблюдением взрослых.
Решение проблем

"Делай, как я": Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш повторяет ваши движения.

Ложка - инструмент: Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть "битию": плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от объекта.

Разрушаем "башню": Постройте "башню" из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. "Башня" рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: "Ох, все обвалилось!" Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.

Чашка вверх дном: Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы.

Положите игрушку на салфетку: Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему.

Игрушка под одеялом: На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет неописуемый восторг.

Кастрюльки и сковородки: Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой "сюрприз". Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку.

Сделайте коробку для игрушек: Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картонную коробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу.

Игрушки в вазе: Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.

Формочка для кексов: Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые сможет получить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углубление положите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет их обратно.

Прозрачные и непрозрачные барьеры: Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?

Как высыпать кукурузные хлопья: Положите в пластмассовую бутылку немного кукурузных хлопьев. Понаблюдайте, сможет ли малыш перевернуть бутылку и поесть вкусненького.

Как найти картинку: Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку в вертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку.

Игра с пасхальными яйцами: Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.

Повседневные дела

Время кормления

Для малыша, у которого растут зубки: Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуют специальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет с удовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки. Некоторым детям нравятся замороженные бананы.

Покатать машинку можно и в ресторане: Если вам пришлось взять малыша в ресторан, усадите его там на высокий детский стульчик со столиком и покажите, как можно поиграть с машинкой и покатать ее туда-сюда по поверхности детского столика.

Время купания и обтирания

Пойте песенку во время купания: Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте ему какую-нибудь простенькую песенку.

Положите в ванночку лодочку: Превратите коробочку из-под масла в банную игрушку - коробочка станет лодочкой, и, положив в нее маленький резиновый мячик, опустите в воду. Сначала малыш будет с удовольствием разглядывать мячик "в лодочке", а потом постарается его схватить.

Охота за своим пальчиком: Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будет увлеченно возиться, стараясь снять ленточку.

Самообслуживание: Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делать попытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки.

Время отдыха

"Осязательные" картинки: Сделайте "осязательные" картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика - все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном "почитает" свою осязательную "книжку".

Части тела: Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разными частями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками или животиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можно поиграть в новую игру типа "пряток". Когда малыш поднимает ту или другую занавесочку, называйте открывшуюся "часть тела". Со временем ребенок начнет сам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно.

Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.

Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):

1. Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • (чтобы прочитать подробное описание игры, переходите по ссылке)

Пример матрешки (Лабиринт , My-shop , KoroBoom )

  • (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

  • (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);

Пример стучалки (Ozon , My-shop , KoroBoom )


  • (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

2.

  • Рассказываем малышу ;

  • Разучиваем ;

  • (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, );

  • (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  • , повторяя вместе с малышом простые слоги

3.

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

4. Просмотр или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

5.

6.

В это время заканчивается вторая четверть младенчества. Ребенок с интересом стремится узнавать окружающие его предметы и лица. Он уже может самостоятельно передвигаться в окружающем пространстве: переворачиваться, ползать, дотягиваться до предметов и брать их в руку. Малыш из положения лежа может сам, без маминой помощи, сесть.

Ребенок уже научился манипулировать своими игрушками и перекладывать их из руки в руку и из одного места в другое. Благодаря более развитой моторике пальцев, он научился самостоятельно откручивать и закручивать крышки, открывать коробочки и брать понравившиеся предметы. Кроха начинает понимать речь мамы и папы. Ребенок быстро реагирует на просьбы «вытяни ручку», «дай куклу» и другие и старается их исполнить. Уже в это время родители начинают задумываться об организации игровой деятельности ребенка. И первый вопрос, который встает перед ними: «Как и во что поиграть с ребенком 8 месяцев?» Более подробно об этом поговорим в статье.


Как играть с 8-месячным малышом?

В этом возрасте ребенок, как губка, впитывает в себя все новое и незнакомое: кваканье лягушки, шум колес проезжающего грузовика, капля воды на ладошке и многие другие предметы и явления. Именно поэтому в столь юном возрасте уже необходимо приступать к развитию речи и мыслительной деятельности.

Во-первых, сейчас малыш уже умеет самостоятельно передвигаться , и он горит желанием изучить окружающий его мир. Задача родителей — максимально обезопасить это исследование и сделать его познавательным и интересным. Например, в кухне можно соорудить небольшой личный кабинет для вашей крохи с разными ложками, баночками, крупами и кастрюльками. Здесь он сможет закручивать крышки и перебирать крупы, тем самым тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику рук. В таком «личном кабинете» можно даже устроить концерт, взять деревянные ложки и стучать ими по предметам. Так ребенок осознает разницу в звуках от разных предметов и научится воспринимать ритм.


В спальне малыша на потолке можно повесить надувной мячик, так, чтобы он мог до него доставать. Кроха будет с удовольствием дотягиваться до игрушки и наблюдать за тем, как она раскачивается, тренируя координацию движения и мышцы.

Во-вторых, при общении с малышом говорите с ним короткими, но знакомыми и понятными для него предложениями . Когда вы переодеваете, кормите или купаете ребенка, старайтесь постоянно комментировать происходящее вокруг, называя действия (кушать, мыть руки), напевая короткие песенки или потешки.

В-третьих , уже в 8 месяцев у ребенка должна быть своя библиотека. Удивительно, но в таком возрасте кроха уже проявляет интерес к книге. Особенной популярностью у детей пользуются книжки «Погладь собачку» или «Телефон», которые можно не только смотреть, но и гладить. Визуальное и тактильное восприятие истории, происходящей в книге, сделает эту сказку наиболее доступной и интересной для малыша, одновременно развивая сенсорное восприятие предметов.

Не забывайте, что детская библиотека должна быть разнообразной. В ней должны быть и книги, в которых на всю страницу изображен главный герой или предмет; такая картинка поможет вам научить ребенка новым словам и фразам. В других книгах вы найдете изображения с большим количеством деталей, множеством действующих лиц и героев. В этом случае малыш может выбрать ту книжку, которая ему больше понравится. Также есть книги для 8 месячных малышей с красочными изображениями и короткими стишками.


В-четвертых, во время ползания, ребенок активно тренирует свои мышцы , тем самым готовя их к новому этапу — переходу от ползания к хождению на ногах. Многие малыши могут передвигаться самостоятельно и, ухватившись за какую-либо опору, постепенно подняться. В 8 месяцев врачи не советуют использовать для игр и развития опорно-двигательного аппарата ходунки, т. к. такая нагрузка на неокрепшую мышечную систему ребенка — недопустима.


Какие игрушки нужны в 8 месяцев

  1. Для восьмимесячного ребенка нужно подобрать игрушки, направленные на развитие умственных, физических и эмоциональных детских способностей, т. е. малышу необходимы развивающие игры для 8-месячного ребенка. Это могут быть деревянные кубики, игрушечные молоточки, игрушки-пищалки, куклы, которые ходят и говорят, мячи и многое другое. Также в развитии малыша помогают игрушки-животные: прыгающие заводные лягушки и кудахчущие курочки. Вашему ребенку понравятся мягкие игрушки, которые поют веселые песни. Важно помнить о том, что маленький ребенок в этом возрасте стремится взять игрушку, прощупать все ее содержимое, попробовать и облизать ее. Поэтому покупайте детские игрушки, изготовленные только из экологически чистых материалов, которые безопасны для ребенка и легко поддаются мытью.
  2. В этом возрасте малыш может уже некоторое время играть самостоятельно. Покажите ему, что шарик можно катать, машину толкать, а мячик — бросать. Все эти действия, простые на первый взгляд, способствуют развитию детского мышления и умения совершать простые действия без помощи родителей и вполне осмысленно.
  3. Не покупайте малышу слишком дорогие или сложные развлечения, не подходящие ему по возрасту. Гораздо полезней для ребенка, если он станет использовать одну и ту же игрушку в разных целях. Это развивает детскую фантазию, навыки и мышление. Игрушек не должно быть много, время от времени их нужно обновлять (например, мяч убрать, а новую пирамидку показать крохе), чтобы поддерживать интерес к игровой деятельности. Никогда не ругайте детей за сломанные игрушки. Это его вещь, и он сам может решать, как ее исследовать и что с ней делать.


Ролевые игры

Когда вы играете с ребенком, обращайте его внимание на окружающие предметы, на вещи, лежащие рядом, разные звуки и формы. Показывайте, как звонит телефон, лает щенок, гудит вертолет или мяукает кошка. Такие развлечения влияют на формирование речи. В 8 месяцев кроха уже может играть в несложные ролевые игры и запоминать их. Вот несколько примеров:

  1. Игра «В какой руке?». Мама или папа прячет в руке маленькую игрушку, открывает ладонь, показывает ее ребенку и быстро закрывает ладонь. Пусть малыш поищет спрятанный предмет. Такое развлечение показывает детям, что если вещи не видны, то это не означает, что они исчезают. Когда ребенок найдет то, что искал, похлопайте в ладоши.
  2. Игра «Делай, как я». Научите малыша копировать действия других людей. Попросите его повторять за вами. Хлопайте в ладоши, дирижируйте, двигайтесь или танцуйте, пускай ваша кроха попробует повторить ваши движения.