Как 9 ребенку научиться быть уверенным. Как привить ребенку уверенность в себе и развить в нем это ценное качество: советы психологов

Вредная похвала

Психотерапевты советуют родителям избегать оценочных похвал. Казалось бы, где логика? Хочешь вселить в ребенка уверенность и говоришь: «Ты хороший мальчик», «Ты лучше всех знаешь математику», «Ты самая красивая», «У тебя все получится, стоит только захотеть» и т. д. Потом выясняется, что девочка не самая красивая, мальчик поступает отвратительно, по математике тройка, а простое задание не получается. Ребенок не соответствует заданной установке и начинает переживать, что он не такой хороший.

В чем опасность такого подхода? Оценочная похвала формирует представление ребенка о себе и формирует зависимость от ожиданий родителей. Желая соответствовать представлению старших, ребенок боится разрушить положительный образ и становится неуверенным - вдруг не получится? Более того, может возникнуть зависимость от одобрения. Иногда дети, сопротивляясь оценочной похвале, начинают защищаться. Например, ребенок не согласен с установкой и начинает вести себя плохо: «Вот, смотри, я не такой хороший, как ты сказала». Так он хочет удержать родителей от хвастовства, показывает, что он не заслужил похвалу или не согласен с ней.

Правильная похвала

Хаим Гиннот, автор бестселлера «Ребенок - родитель: мир отношений» пишет: «На самом деле чем больше ребенка хвалят, тем хуже он себя ведет - с целью продемонстрировать свою «настоящую суть»… Нередко хваленные за сообразительность и ум дети избегают участия в новых проектах, поскольку им не хочется рисковать своим высоким статусом. И наоборот, когда ребенка хвалят за активность и старание, он проявляет усердие и больший интерес именно к сложным заданиям». Хвалить нужно за поступок, результат, старание, но не за способности и черты характера. Если девочка вымыла посуду или мальчик навел порядок в комнате, нужно похвалить за усилия и помощь. Фраза «Какой ты у меня замечательный!» отношения к делу не имеет. Покажите, что вы тоже цените его труд, а не его самого.

Если постоянно хвалить ребенка в стиле «умный, добрый, скромный, чудесный», он начнет сомневаться в ваших умственных способностях. Если вы действительно так считаете, то вы совсем его не знаете или хотите его обмануть. Дети (как все нормальные люди) подозрительно относятся к похвале, затрагивающей их личность или внешность. Им, как всем нормальным людям, не нравится, когда их оценивают. Но они оценят себя сами, когда вы поблагодарите их и отметите старание - быстро пробежал, удачно поймал мяч, помог бабушке, сходил в магазин или нарисовал красивую картинку.

Критика и сравнение

Критика - это тоже оценка, оказывающая влияние на ребенка. Родители должны не влиять, а направлять. Если у человека что-то не получается, обсуждайте решение проблемы, а не его самого. Получил плохую оценку. Значит надо позаниматься, а не объявлять, что он бестолковый. Родителям сложно удержаться от негативных оценок, но по сути это самоутверждение за счет слабого. Разве вам не приходилось слышать: «Вот я в твои годы…». Ага, полком командовал. Какая разница, кого вы ставите в пример - себя или других детей, - все равно обидно и проблему не решает. Разлил ребенок сок. Хочется сказать «Вот растяпа». А нужно иначе: «Ой, сок пролился. Нужно вытереть. Вот, возьми тряпку». Если вы будете критиковать ребенка, то он ответит вам тем же и начнет радоваться вашим неудачам - тоже будете растяпа, неудачник и дурак. Зато понятно, в кого он такой уродился.

Мелочи житейские

Так говорил Карлсон, и нет оснований ему не верить. Сломанная игрушка, потерянная вещь, порванная или испачканная одежда, разбитая коленка - такое может случиться с каждым. Взрослых за это не ругают. Значит, детей тоже не обязательно за это ругать. Например, ребенок заболел. Родители недовольны, потому что нужно брать больничный. Уронил портфель и намокли учебники. Порвались колготки. Пошел в гости и разбил там тарелку. Все это называется: «Подумаешь, не повезло». Но многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

Допустим, ребенок неповоротливый и таки может уронить чашку или упасть на ровном месте. Скажете, что он увалень, и он будет избегать подвижных игр и уроков физкультуры. Кому же хочется выставить себя в дурном свете перед всем классом? В итоге он будет сторониться любого усилия. Детям нужно слышать о себе хорошие слова. Но родителям легче даются плохие. Помните: поощрение помогает ребенку верить в свои силы и действовать, а оскорбление отбивает всякую охоту что-то делать. Кажется, к взрослым это тоже относится.

Приказы и уважение

В отношении детей жизнь устроена несправедливо. В отличие от взрослых, ребенок должен послушно выполнять то, что ему говорят. Поэтому к взрослым вы обращаетесь с просьбой, а ребенку просто указываете, что ему делать. Сядь, встань, принеси, сложи, вымой руки, ложись спать. Даже просьбу («Пожалуйста, убери со стола») можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди. Возможно, родители командуют, чтобы уберечь ребенка (не играй со спичками - обожжешься, не бегай - упадешь), но их мотивы не понятны детям. Ребенок со своей стороны видит: он не может выбирать, значит, его мнение не имеет значения.

Делай сам

У ребенка есть право ошибаться и исправлять ошибки. Это называется опытом. Поговорку, что умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих, придумали трусы. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Тот, кто ничего не делает, упустит сотни шансов и проживет скучную жизнь. Можно сломать руку или завалить экзамен, но это не самое худшее в жизни. Отсутствие любого риска со временем принесет гораздо больше вреда. То, что сейчас вам кажется неудачей, для ребенка - приключение и новый опыт. Дети должны сами что-то решать и делать. Вы можете посоветовать, но оказывать на ребенка давление или манипулировать им - недопустимо. Вы может помочь действием, но не раньше, чем ребенок обратится к вам за помощью.

Если в четыре года ребенка кормят с ложечки, в десять родители собирают ему портфель, а в 12 выбирают ему одежду или друзей, то, скорее всего, самостоятельное решение окажется ему не по силам. Родители не должны делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Это не только домашние задания и уборка в своей комнате, но и дела, полезные для всех членов семьи. Он имеет право распоряжаться своими деньгами, покупать одежду, делать подарки, зарабатывать, иметь хобби, планировать время, помогать другим. Ваше дело - не критиковать поступки и не делать за него выводы.

Думай сам

Как показать ребенку, что вы уважаете его и его мнение? Интересуйтесь тем, что он думает. Обсуждайте разные темы, задавайте любые вопросы. Пусть он спорит, объясняет свою позицию, спрашивает. Считайтесь с его мнением на том простом основании, что это мнение другого человека. Проще говоря, дружите. Вас смущает, что вы большой, а он маленький? Родители тоже многому учатся у своих детей - доверять, радоваться, любить. Нередко дети легко находят выход из ситуации, которая вам кажется просто ужасной.

К сожалению, для многих родителей заставить ребенка проще, чем обсудить проблему. Потому что не все умеют общаться с детьми. Но этому можно научиться. Во-первых, научиться слушать. Во-вторых, научиться слышать. Первое означает, что ребенок может спокойно вам все рассказывать и не боится, что у вас случится истерика, если у него неприятности. Второе - что вы в состоянии учитывать его интересы и иногда в ущерб своим. В отношениях равных это называется взаимовыручкой. Общение с ребенком - это не повинность и не чтение морали. Это разговор без последствий. Разговаривайте, когда вместе что-то делаете, гуляете, играете, балуетесь.

Можно откупиться

Возможно, вы об этом догадывались: обладание модными вещами повышает самооценку. В исследовании, опубликованном в журнале Psychology and Marketing, есть такое описание LEGO: «Он прикольный, и я должен его иметь. Если он у меня будет, все дети захотят прийти ко мне домой и играть. Если у тебя нет конструктора, ты никому не понравишься». Дебора Редер из университета Миннесоты пригласила 250 детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и попросила их составить коллаж из слов и изображений на тему «Что делает меня счастливым?» Дети с более высокой самооценкой выбирали слова, представляющие нематериальные виды деятельности и достижения. А дети с низкой самооценкой выбирали предметы - новую одежду или iPod.

Маркетолог Мартин Линдстром утверждает, что существует прямая связь между низкой самооценкой подростка и его зависимостью от брендовых товаров. Чем меньше уверенность в себе, чем сильнее зависимость. В книге «Вынос мозга» он пишет: «Когда дети в возрасте от 8 до 12 лет просят родителей купить им джинсы Hollister или последнюю приставку Wii на Рождество, за этим скрывается нечто большее, чем желание иметь самый новый и модный товар - на самом деле они просят купить им дозу самоуважения». По мнению Линдстрома (это подтверждают исследования) любимые бренды помогают подросткам чувствовать себя современными, уверенными в себе, дружелюбными, умными и сексуальными - и им все равно, соответствует ли это действительности.

Дорогие вещи не обязательно признак низкой самооценки, но всегда придают уверенность в коллективе. Старайтесь это учитывать, если ребенок просит какую-то важную для него вещь. Одежда, техника, курсы, репетитор, поездки - дайте то, что ему нужно. Не ставьте условий и не делайте деньги средством для манипуляции. Ребенку нужно знать: если есть возможность, вы не пожалеете для него финансов. Не пожалеете времени и душевных усилий. Делитесь всем, что у вас есть, в том числе любовью и хорошим настроением.

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.


Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, .

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.


Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!

Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях. Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановится на том случае, когда ребенок растет неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены. Он моет вернутся к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное пониманию родителя поведения неуверенного в себе ребенка, выраженное в замкнутости, необщительности, стеснительности, робости.
Сразу же вспоминается самый известный американский сериал, название которого стало именем нарицательным – это «Санта Барбара». К чему я его вспомнила? Там показана жизнь другой нации и все что несвойственно нам, русским, резко бросается в глаза. Так вот в свое время меня поразило насколько герои умели быть уверенными в себе и своих чадах. Самая распространенная фраза – комплимент другу, жене, мужу, ребенку6 «Я горжусь тобой». Родила Иден Крузу дочку, он: «Я горжусь тобой». Описала новорожденная папашу, он счастливо улыбаясь: «Я горжусь тобой!» И так все и всем. Конечно, если не доводить дело до абсурда, то рациональное зерно в этом есть.

Родитель должен дать понять своей детке, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и взрослому.
Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Ребенок не ощущающий поддержки родителей страдает в первую очередь.

Итак, все что в жизни дано, от цвета волос, до походки и манеры поведения идет от родителей и из семьи.

Рассмотрите сквозь лупу и со стороны не детей а себя и своего супруга. А вы уверены в себе, в своих поступках и возможностях. А вы любите себя или корите и жалеете при любой неудаче?

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ее ребенку почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошел дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете право демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решение. Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку. Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Пример для подражания

Начните с того, что заострите внимание ребенка на том, что умеете делать вы, и умеете делать хорошо. Расскажите, на собственном примере, о своих достижениях. Если хватает фантазии и литературного таланта, постройте свою историю в виде занимательного рассказа. Тут тоже должен быть план, как, например, в написании интересной и захватывающей книги: как вы очень захотели, сначала не получалось, но потом герой (т.е. вы) справился со всеми трудностями и добился потрясающих результатов.

Маленькие дети любят сказки и любят отождествлять себя с героями, в этом плане русские народные сказки, а не современные рассказы очень хороши. Там всегда есть герой, встречающий на своем пути препятствия и побеждающий, в конце концов, страшное чудище или хитрую бабу Ягу. Итог этого можно выразить очень короткой фразой: «Я всех победю!»

Если ваш ребенок не прошел эту стадию, не побывал в образе Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, заставьте его примерить этот образ на себя, прочитали сказку – обсудите, сделайте выводы.

«Ну надо же, какая хорошая, добрая, прилежная, была девочка Белоснежка! Ты, заешь, в жизни тоже так бывает, случаются неприятности, попадаются нехорошие люди, но она какая молодец! Нашла друзей, не унывала, умела дружить и поэтому все закончилось хорошо, у нее все получилось!»

Задачи: от простого к сложному

В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы, самые простые с легким рисунком. Игра – с самого начального уровня.
Задачи всегда должны ставится соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

Важно:


  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:


  • Усложнять задачи, если ребенок к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Ребенок должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу.
  • Осуждать и ругать.

Уверенность в себе – основная черта характера человека, позволяющая ему процветать в социальной жизни. Это чувство дает нам веру в себя и неумолимо ведет к быстрой адаптации в социуме. Уверенность позволяет индивиду достигать целей, наполнять свою жизнь многочисленными победами. Именно поэтому психологи отводят этому свойству характера особое значение.

Уверенность формируется и развивается в раннем возрасте. Поэтому основная задача родителей научить ребенка быть уверенным в себе. Важно, чтобы чадо впитало это качество характера вместе с материнским молоком. Вы спросите: «Как можно сделать это, когда ребенок столь мал?». На самом деле в этот период для него самое главное материнская и отцовская любовь, забота и благоприятная обстановка в доме.

Но эти вещи настолько очевидны, что их даже не стоит доказывать. По мере своего взросления, малыш словно губка впитывает в себя всю информацию об атмосфере своего отчего дома. Его общение, начиная с рождения до 2-3 лет сводится в основном к взаимоотношениям с собственными родителями. Именно от них дети получают информацию об окружающем мире. Как научить ребенка быть уверенным в себе?

Даже если не сразу все удается, то не стоит показывать перед ребенком свои страхи и сомнения. Ведь ради блага своей семьи и будущего сына или дочери такое поведение просто необходимо.

Формирование характера ребенка приходится на 5-6 лет. Советуем обратить внимание: как вы реагируете на ситуации, когда ваш малыш выражает свое желание? Позволяете ли вы иметь ему собственное мнение? Насколько его поведение отличается при общении с вами и с бабушкой(дедушкой)?


Основные приемы воспитания

Специалисты в области психологии подчеркивают, что чрезмерный контроль и подавление малыша могут лишать его уверенности в себе. Поэтому пересмотрите свои методы воспитания, если наблюдаете, что ваши сын или дочь более раскрепощенно ведут себя с другими родственниками.

Самая распространенная ошибка родителей – это постоянное одергивание своего чада. Специалисты выделяют такое понятие, как «положительное подкрепление». То есть, любое поведение человека подкрепляется отрицательными или положительными эмоциями.

Например, если вы добиваетесь, чтобы ваш подрастающий ребенок приобретал такие черты, как настойчивость и упорство, то каждый раз радуйтесь с ним, когда он достигает этого.

Малыш вылепил из пластилина сложную фигурку животного? А до этого несколько подряд дней назад ему это не удавалось. Обязательно похвалите его за это! Не критикуйте, если произведение пока не имеет идеальных форм.

Главное – ребенок завершил работу, несмотря на то, что был готов уже сдаться. Таким образом, вы не только не отобьете желание у ребенка творить дальше, но и подтолкнете его к более сложным вариантам лепки из пластилина. Одна маленькая победа ведет к последующим. А это важные условия для того, чтобы стать уверенным!

Самостоятельность ведет к уверенности

Вероятно, многие знают, что бывают моменты, когда ребенок настаивает на своем. Но у вас другая позиция. Лишь единицы позволяют действовать малышу так, как он считает нужным.Возможно, он совершенно неправ, но дайте ему самому почувствовать это.

Например, мальчик 4-х лет при выходе на прогулку требует легкую куртку, когда на улице мороз. Во-первых, не стоит ему ничего доказывать, достаточно сказать: «Ты ошибаешься, в этой куртке сразу замерзнешь».


Во-вторых, пусть не смущает вас, что он продолжает упорствовать. Это поможет ему стать по жизни настойчивым. Дайте сыну ту куртку, которую он просит и отпустите во двор. Уверяем вас, что малыш не простудится за 10-15 минут.

Но вернется растерянный. Для чего нужна эта ситуация? Уверенность закладывается тогда, когда есть понимание, что близкий человек способен дать правильный совет, а выбор всегда будет за ребенком.

Не путайте этот вариант с вседозволенностью. Просто найдите золотую середину и разрешите ребенку принимать свои решения. Это поможет вырабатывать ему не только уверенность, но и научит признавать свои ошибки.

Некоторые моменты в воспитании

Выше мы уже упомянули, что собственное мнение и самостоятельность ребенка прекрасный фундамент для формирования уверенности в себе. Следует приучить подрастающее поколение, что некоторые вопросы он может решать самостоятельно. Но есть те, за которые отвечают взрослые. Например, вашему ребенку исполнилось 6-7 лет, в этом возрасте почти все умеют читать.

Возьмите плакатный лист и разделите его на три части. В первой части напишите или нарисуйте моменты, где принимаете решение вы и раскрасьте эту часть желтым цветом.

Во второй части обозначьте ситуации, где ребенок сам определяет, как ему быть. Например, в какие игры играть, где хранить игрушки. Возможность просить определенные подарки к значительным праздникам (День рождения, Новый год). Эту зону окрасьте в зеленый цвет.

Наконец, третью зону заполните желтой краской и оставьте свободной. Объясните ребенку, что это моменты, когда он сомневается в решении своего вопроса и может попросить совета у родителей. Что это может быть? Например, сын или дочь сомневаются – приглашать ли на свой День рождения соседа Сашу, какой рисунок нарисовать в садик/школу на определенную тему.

Заполняйте желтую зону рисунками и текстом по мере возникновения проблемы. В каком-то смысле такая тактика поведения поможет ребенку понимать те границы, когда он может действовать самостоятельно, а когда ему следует слушать родителей и подчиняться им.

Такая игровая форма приучит маленького человека к порядку и стабильности. А это немаловажные факторы для того, чтобы стать уверенным.

Уверенность в подростковом периоде


Не секрет, что большинство подростков в возрасте от 12-14 лет периодически испытывают эмоциональные качели. В этот период идет интенсивное физическое развитие и духовное. То, что волновало подростка ранее, теперь вызывает у него безразличие. Меняются вкусы, пристрастия, кумиры, приобретаются иные жизненные ценности.

В этот период большую роль играют его взаимоотношения с окружающими: со сверстниками и учителями. Многие подростки испытывают дискомфорт из-за изменений во внешности. Появление высыпаний на коже (акне), изменение голоса (у мальчиков), нескладность фигуры – все эти факторы способны ослабить уверенность в себе.

Не стоит отмахиваться от этого и думать, что это не так существенно, как описывают сын или дочь. Лучше помогите своему растущему ребенку привести себя в порядок. Если это не представляется пока возможным, достаньте свое фото и покажите, что в таком возрасте тоже так выглядели.

Но со временем из несуразного подростка превратились в личность с ладной фигурой. Если подросток до сих пор не задействован ни в одной спортивной секции – исправляйте ситуацию!

Физическая нагрузка в этом возрасте необходима. К тому же определенные занятия благотворно влияют на развитие организма и на формирование физических форм. Часто угловатые девочки и мальчики, благодаря спортивным секциям приобретают желанные округлые контуры тела.

Внешний вид оказывает немалое влияние на уверенность человека, и дети не исключение. Обратите внимание какой «вес» имеет в обществе подросток.Как относятся к нему окружающие?

Если вы успели заметить — чтобы помочь ребенку вырабатывать уверенность в себе и сохранять ее на должном уровне, важно доверие между вами. Если ребенок жалуется, что стал стесняться отвечать у доски или даже с места, стоит найти причину такой неуверенности.

Разностороннее воспитание


Прозвенит последний звонок. Уверенность нужна в первую очередь

Если вы внимательны к своему ребенку, то давно изучили его слабые и сильные стороны. Школа, это то место, где дети проводят большую часть времени. Очень важно, чтобы учеба не становилась для сына или дочери повинностью. Многие родители с первого класса внушают ребенку, что он должен учиться только на «пять».

Поверьте, что удерживать такую планку долго непросто. Этому должно способствовать не только желание и усидчивость ребенка, но и его природные способности. Поэтому, если ребенок неизбежно «катиться вниз» в учебе и его уверенность с каждым днем гаснет, то следует принять определенные меры.

Во-первых, ваше чрезмерное раздражение только оттолкнет ребенка, и он замкнется в себе. Поэтому, поговорите с ним спокойно. Выясните с какого момента он не понял тему по математике или русскому языку. Не жалейте денег на репетитора. Ведь сами вряд ли в состоянии помочь разобраться в материале.

Но если дополнительные занятия не дали должного эффекта, не пытайтесь давить на ребенка. Возможно, его потенциал невелик, чтобы осилить этот предмет и ему действительно тяжело.

Самое главное – избегайте возможности драться с ветряными мельницами. С каждой последующей неудачей, самооценка вашего ребенка будет падать и возродить уверенность будет нелегко.

Маленький человек как счет в банке: что вкладываешь, то и забираешь.

Как думаешь, в чем заключается уверенность ребенка в себе? В умении постоять за себя? Или чтоб дверь в кабинет директора ногой открывал? Уверенность в себе - это смелость в своих чувствах, мыслях и поступках.

В большинстве случаев неуверенный в себе ребенок - вина родителей. Да, так жестко. С детства его критикуют, им манипулируют, не считаются с ним. И фразы вроде: «Ты же обещал» - это тоже манипуляция!

Потом ребенок перетягивает эти шаблоны во взрослую жизнь. В отношения между мужчиной и женщиной и даже с работой.

Когда начинается?

3. Учи взаимодействовать с людьми. Да, прямо бери и рассказывай, как общаться в различных ситуациях со сверстниками, незнакомцами, взрослыми.

4. Хвали за достижения больше, чем ругаете за ошибки. Лучше 60/40, чтобы не переусердствовать. Многие родители привыкли воспринимать успехи детей как должное. И обязательно, что без них дети бы не справились.

5. Говори чаще, что любишь и всегда придешь на помощь. Я сейчас не о гиперопеке , а скорее . В любви тоже должен быть баланс.

Признаки уверенного в себе ребенка

Чтобы проанализировать шкалу уверенности, следи за социальным поведением вне дома. Понаблюдай за отпрыском со стороны. Ты заметишь, что:

  • он умеет говорить другим «нет»;
  • легко отстаивает свое мнение без «психов»;
  • без проблем общается с новыми людьми;
  • берется за новое дело с энтузиазмом.

Бинго! Малыш растет уверенным в своих силах.

За одобрением - ко взрослым

Для детей важно, чтобы мама и папа оценили - «Вот это круто. А вот здесь нужно доработать». Это одна из базовых детских потребностей. Если в ответ дети получают пренебрежение, насмешки или - они теряют уверенность.

Ребенок как яблоня. Если ее не окучивать, то вырастет дикая. У нее тоже случаются сладкие яблочки, но из них все равно варенья не сваришь.

Заметили сходство?

Искренне интересуйся делами или дочки, позволяй выговориться и учись говорить с детьми. Иначе во взрослой жизни им придется посещать не тренинги по развитию, а психиатра.

Кстати, агрессивность - это тоже неуверенность.

Если ребенок отлупил роутер за плохой вайфай , таким образом он выплескивает накопленные стрессовые

Если он нерешительный

Подбадривай. Маленькие, на ваш взгляд, проблемы для ребенка - целая вселенная.

Спрашивай. Позволь ему принимать решения самостоятельно. Начинай с «Чтобы ты хотел…?».

Не акцентируй внимание на его неуверенности или стеснительности. Особенно фразами «Он у нас такой стеснительный…».

Насмешки родителей воспринимают буквально и переводят в комплексы.

Если неуверенность и застенчивость в прогрессе - отведи ребенка в театральный кружок. Для начала идеально подойдет кукольный театр.

Кстати, многие звезды кино признавались, что именно так победили застенчивость и стали уверенными в себе.

Пусть ребенок играет с младшими детьми. Так он прокачает навыки ответственности и взросления. Иногда нужно поймать «среди овец я молодец».

Без самоутверждения

Соответственно, они ставят и достигают цели любого уровня. (Кстати, это касается и взрослых).

Обоим родителям как личностям, чтобы передать ребенку правильное отношение к успеху, и неудачам, к критике, к окружению. И говорите почаще, что любите.

Ксения Литвин,
психолог Фаза Роста.