Исследовательская работа на тему «Идеал женской красоты в русских сказках. Идеальные женские образы в средневековой Руси XI-XV века

Невероятные факты

О красоте русской женщины слагают легенды.

Русская красавица - предмет восхищения и вожделения мужчин из разных стран мира.

Новое видео, покорившее интернет, демонстрирует, как менялись тенденции женской красоты в России на протяжении прошлого века.

Видео модель Аня Зайцева в тандеме с визажистами, стилистами и парикмахерами смогли показать изменения, происходившие во внешнем облике русской красавицы в течение 20 века.

Образ девушки меняется каждые несколько секунд.

Таким образом, Анна демонстрирует, что было характерно для женского стиля в каждом из десятилетий 20 века.

Как менялась русская женщина

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов . К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн , актуальный для начала 20-го века.


Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века . Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.


В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология . Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.

Образ русской красавицы


1940-е годы были отмечены трагичными событиями Второй мировой войны. Конечно же, ситуация в мире не могла не отразиться на моде и стиле прекрасной половины. Около 800000 представительниц слабого пола воевало на фронтах и в тылу.

В видео на Зайцевой известный предмет гардероба того времени, так называемая советская "пилотка".


В послевоенные 1950-е и 60-е годы в Россию возвращается жизнерадостность, вследствие чего в одежде начинают солировать смелые краски и яркие цветы. В моде крупные формы, определяющие стиль этих десятилетий.

Приверженцев одного из самого популярного в моде направления, приписываемого 50-х годам, называли "стилягами".


В то время модные тенденции в стране в значительной степени находились под влиянием американской моды и образа жизни, которому следовали некоторые представители советской молодежи, активно пропагандируя его среди своих сверстников.


Чтобы показать модные тенденции в 1970-х годах , Зайцева надела знаменитую кубанку - круглую шляпу с плоским верхом из мягкой каракулевой породы овцы.

Достаточно вспомнить российскую новогоднюю комедию под названием "Ирония судьбы" и главную героиню фильма Надю, чтобы представить себе, как выглядела типичная русская женщина в те времена.


Образ 1980-х годов складывался под влиянием многих знаменитостей. Для тех лет характерными особенностями стали огромные лакированные челки. Буйство причесок, пожалуй, отличительная черта образа женщины в эпоху перестройки.

Стиль 80-х, казалось, предвещал распад Советского Союза и предстоящие изменения в стране.


Для 90-х и начала 2000-х годов характерна натуральность во внешнем виде, несмотря на яркий акцент на губах в 90-х и на глазах в 2000-х.


Особенные изменения претерпели прически. В моду входит естественность. Чёлки, имитирующие гнёзда птиц уходят в небытие.


Концовка видео совершенно неожиданная: создатели ролика дают ссылку на бунтарские настроения в обществе. Имитируя скандальную группу, Аня Зайцева надевает на голову так называемую балаклаву, проделывает отверстия для глаз и бросает свирепый взгляд в камеру.

Красота русской женщины

Ане Зайцевой удалось наглядно показать, как под влиянием внешних и внутренних факторов в стране, а также происходящих в мире событий, менялась русская красавица .

Именно мода и стиль являются отражателями того, что происходит в стране.

Видео может стать неплохим пособием для иностранцев, интересующихся русской культурой и образом русской женщины.

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.

С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.

Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.

Завидная невеста

Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).

У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.

У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.

В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.

Лицом бела и румяна

Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.

При этом личико девушки могло быть округлым. Никаких впалых щек и выступающих скул быть не должно. Лишние килограммы и жирок на боках также были вполне приемлемыми. К тонкости талии русский народ никогда не был особо придирчив. Именно поэтому женщины на Руси носили удобную одежду без пояса – сарафан.

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.

С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.

Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.

Завидная невеста

Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).

У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.

У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.

В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.

Лицом бела и румяна

Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.

6 415

Рассказ о том, какие представления о женской красоте были в нашей стране в разные эпохи, и о том, как они трансформировались.

Древняя Русь

Для человека каменного века женская красота была напрямую связана с весом - чем он выше, тем лучше.

Полная женщина с широкими бедрами и большой грудью имела больше шансов выносить, родить и вскормить здорового ребенка. Для мужчин Древней Руси привлекательной казались не тучные, но упитанные барышни - как говорится, кровь с молоком.

Об идеалах красоты лица мы также можем судить по русским сказкам. Сказочная красавица всегда белокожая, но при этом румяная. Девушки пудрились жутко вредными свинцовыми белилами и рисовали румянец свекольным соком. Еще на Руси обожали густые брови - поэтому их подкрашивали разными средствами. Интересно, что признаком красоты считались черные, разъеденные кариесом зубы - показатель того, что девушка богата и может позволить себе есть много дорогого сахара. Поэтому девушки чернили себе зубы. Черты лица предпочитали правильные: длинный прямой нос, полные губы, высокий лоб, а волосы - густые.

В поведении на Руси ценили скромность, неторопливость и женственность. Также в большом почете на Руси всегда был женский ум.

Статная, высокая, сильная девушка с округлыми формами и здоровым румянцем на щеках, с неспешной походкой, робким взором, но при этом умная - вот она, средневековая русская красавица.

Новое Время

Если до Петра стандарты красоты были одинаковыми и для русской знати, и для простого народа, то потом все кардинально изменилось. С инновациями в армии и государственном управлении, Петр привез из Европы еще и модные веяния. Но они влияли только на аристократию и горожан, а для крестьянского большинства ничего не изменилось. Красота знати начала становиться искусственной. Аристократки красились на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, выщипывали брови, делали сложные прически. Петр «прорубил окно» в самом расцвете эпохи рококо. Идеал женщины этого стиля - фарфоровая бледность, легкость и хрупкость, воздушность и игривость. При этом в фаворе оставались упитанные дамы.

Интересно, что в России первой половины XVIII века к стандартам рококо добавился спрос на чернявость. Можно вспомнить известную красавицу, последнюю любовь Петра I Марину Кантемир. В этой женщине будто бы воедино слились русская и европейская традиции восприятия женской красоты.

Похожий типаж мы находим и у любимицы двора Екатерины II Марии Нарышкиной, и у роковой актрисы Прасковьи Жемчуговой. В XIX веке эта темноволосая и черноглазая «жгучесть» уходит из моды, становятся востребованы более светлые девушки с большими грустными глазами. Это тренд появился благодаря ставшей жутко модной Англии. Например, Наталья Пушкина, жена великого русского поэта, которая считалась первой красавицей Москвы.

В XIX веке полнота перестает быть обязательным атрибутом красавицы. При этом в моду возвращается естественность. Если для XVIII века были характерны тонны пудры и нарисованные брови, то в XIX веке девушки стали стремиться не рисовать себе новое лицо, а подчеркнуть достоинства своих натуральных черт.

XX век

В конце XIX века Россию начали покорять стройные девушки, а полнота почти полностью выходит из моды. Естественная красота изящных черт хрупких и изысканных девушек - вот что ценилось в России на рубеже веков. Отличный пример - Зинаида Юсупова, утонченная аристократка, которую считали красивейшей женщиной многие люди при дворе Николая II.

Однако прямо перед революцией эта традиция сменяется другой, тоже принесенной из Европы. Мир захватывает немое кино, джаз и раскрепощение. Это сказывается и на России - неестественно-бледные, полнощекие женщины с короткими стрижками и с огромными бездонными глазами становятся иконами красоты как в Нью-Йорке, так и в Воронеже. Например, Вера Холодная - безумно популярная русская актриса немного кино, ради фильмов которой мужчины дрались в очередях.

В первые годы советской власти этот типаж тоже имел большую популярность. Но вскоре страна оборвала все культурные связи с Западом и спрос на полноту вернулся. Иконой красоты в Советском Союзе была прекрасная в своей простоте колхозница. Изнеженность и аристократическая бледность сменяются силой и пролетарским румянцем.

Однако были и исключения. Например, Любовь Орлова, внешность которой обожали в СССР, но которая бы наверняка пришлась по вкусу придворным Александра III.

Почти все время существования СССР стандартом красоты была румяная колхозница. Только ближе к Перестройке в моду стала возвращаться стройность и легкость. Можно проследить очень явную закономерность: чем тяжелее времена, тем больше спрос на полных женщин.

Хасан ибн Саббах повелитель Ассасинов...

Страстная пятница - Страсти Христовы. Примет...

Маковский К. Боярышня за прялкой

В те стародавние времена понятие «красивая» обозначалось словом «славутная», «славная». Именно славутная девушка могла удачно выйти замуж, потому эту самую славутность воспитывали в девочках с малолетства. Попробуем разобраться, что же значит эта самая славутность, за которой так гнались наши предки.

Ф. Будкин Девушка перед зеркалом

Прежде всего надо понимать, что изначальная красота женщины – это не шаблоны для лучшего восприятия фото и видео камеры (что необходимо сегодня), а те параметры, которые идеально подходят для дальнейшего деторождения и вынашивания здорового потомства. Эти «каноны красоты» интуитивно определяет мозг мужчины, выделяя части тела и лица женщины, а также элементы движения и цвет кожи. И именно из этих древних инстинктов складывалось понятие славутности.

Похоже, что славутность была предтечей сегодняшней элегантности. Внешний облик славутной девушки должен был быть следующим: крепкое телосложение, высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса.

В. Васнецов Боярышня

Крепкое телосложение временами переходило в полное, ценилась так называемая дородность. Девушек на выданье вообще сажали на «свадебную диету», откармливая жирным и сладким для придания женскому телу пышности и нежности. Худые женщины считались больными, изможденными. В крестьянском дворе изможденная жена была негодной, ведь такая женщина не сможет выполнять все обилие крестьянской работы в поле и по дому. В теремах худобу не приветствовали, т.к. такое телосложение было признаком нищеты, а значит позорило весь род.

Высокая грудь и крутые бедра заставляли мужа думать о будущем потомстве. В дополнение к таким параметрам должна была наличествовать стать: прямая спина, поднятая голова, - что тоже говорит о здоровье женщины и способности к воспроизведению потомства. Девушек обязательно учили правильной, заманчивой походке: «частым шажкам» - мелким шагам с плавным покачиванием бедрами при колыхающейся груди. Именно про такую походку говорили «выступает, будто пава».

Длинная толстая коса – обязательный атрибут славутницы. И сегодня генетики подтверждают правильность тех древних понятий, ведь густые здоровые волосы говорят о наличии хорошей генетики у будущей жены. Крепкая коса – залог будущего жизнестойкого потомства.

Кожа славутницы должна была быть белой. Загар говорил о частой работе в поле, а следственно, усталости и плохом здоровье. Именно поэтому женщины всех сословий большое внимание уделяли гигиене тела и лица. Обязательным для всех было утреннее омовение с отваром шиповника (розовой водой) или отваром ромашки («водою, в которой парена есть романова трава»). Лечили кожу в банях, нанося на нее мед и при этом поливая горячие камни отварами трав и домашним пивом.

Иван Егорович Забелин, русский археолог и историк 19 века, специалист по истории города Москвы, в своем труде «Быт русских царей» приводит такое лирическое описание русской красавицы:

Одно слово – барышня «кровь с молоком». И для усиления подобного образа жительницы городов допетровской эпохи активно пользовались косметикой. Вот что писал о модных тенденциях тех времен путешественник Адам Олеарий - преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского:

В. Нагорнов Русская красавица

В городах выходить на улицу без макияжа: сурьмы, белил, румян – было неприлично. Особенно злоупотребляли краской женщины боярского сословия, тем самым показывая свою состоятельность. Дороговизну косметики подчеркивала упаковка: белила с румянами хранились в коробочках, обшитых серебром и золотом, украшенных драгоценными камнями, жемчугом и финифтью. Зачем женщины пользовались такой активной косметикой – ученые-историки до сих пор не могут понять. Одно из предположений: яркий цвет женской одежды и богатое убранство «съедали» природную красоту лица, заставляя красавицу выделять свои прелести агрессивным макияжем.

Интересно, что внешности недостаточно было для того, чтобы прослыть первой красавицей. Славутница обязательно обладала умнотой – умением себя правильно вести. В девушке ценилась доброжелательность, вежливость, учтивость, послушность. Чрезмерная скромность считалась таким же недостатком, как и излишняя раскованность. Славутницей могла прослыть веселая, остроумная, умеющая петь и плясать девушка. И конечно, при этом важно было соблюсти репутацию – в этом тонком балансе и заключалась «умнота» женщины.

А. Саврасов Хоровод на селе

Вот такие они были – русские красавицы. Ведь красота женщине на Руси была нужна исключительно для выполнения её основной задачи: замужества и рождения детей. Из книг И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле». Возможно, сегодня тоже стоит прислушаться к этому правилу предков в первую очередь, и уже во вторую – к новомодным тенденциям.