Использование технологии триз в деятельности доу как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Триз в детском саду

Спиридонова Вера Николаевна

Организация - МБДОУ ДС №44 «Золушка», м - он Ольминского13

г. Старый Оскол, Белгородская область;

Должность - воспитатель.

Эффективность использования технологии ТРИЗ в умственном развитии дошкольников

Невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе без целенаправленной работы по развитию творческой личности. Творчество это синоним оригинального склада мышления. В работе с дошкольниками использую задания на развитие воображения, образного мышления. Для формирования творческого подхода к «строгой математике», при знакомстве с геометрическими фигурами предлагаю детям самим придумать «имя» геометрической фигуре. Сравниваем придуманное и общепринятое имя. Дети с удовольствием составляют изображения домика, клоуна. Решают задачи в игре «Преврати фигуру», придумать свою «треугольную», «круглую» или «квадратную» сказку или целые истории про жизнь этих человечков и животных.

Владеют приемами фантазирования, таким как дробление - объединение в играх Никитиных «Дроби», «Сложи квадрат», увеличение - уменьшение («Колобок - великан»). Подготавливаю детей к системному анализу в играх: «Похоже - непохоже», «Перепутанница».

При знакомстве с количеством и счетом отгадываем загадки цифр, в игре «Похоже - непохоже». Использую пословицы, куда входят числительные. Изображаем их, угадываем, какую пословицу нарисовали. Помогает в работе системный оператор, например: число, цифра. Для получения необычных цифр использую метод фокальных объектов.

Объект: цифра. Идеальный конечный результат (ИКР): цифра - (должна быть) - огромной и толстой, но в то же время легкой.

Предлагаю детям необычный счет:

  • счет девочек, мальчиков. Кого больше? На сколько? Как проверить?

Стать парами. Сколько осталось?

  • затем другой необычный счет, например, когда 1+1=2 и когда 1 да 1неравно 2, если число «11»; 1+1=1, (если слепить вмести два кусочка пластилина). Или необычное вычитание: дом - стена - беседка.

При знакомстве с величиной использую игру «Наоборот», которая помогает увидеть и сформировать противоречивые свойства предметов:

  • назвать наоборот: длинный - короткий;
  • подобрать наоборот: большой круг - маленький квадрат;
  • найти, что бывает: большим и маленьким (воздушный шарик);
  • как карлику стать великаном?
  • Как на маленьком листе нарисовать большую птицу.

Интересный метод - М.М.Ч. при измерении длинны предмета, при знакомстве с понятиями: больше - меньше; столько же; легче - тяжелее; образование числа (каждое число, состоящее из разного количества человечков. Например: 1 кофе,1 лимонад, 1 молоко,1компот, а всего 4 жидких человечков). Метод синектики помогает формировать ассоциативное мышление. Ребенок размышляет, проводит параллели.

С детьми играли в аналогию:

  • по форме, игра «Перевертыши». Затем перешла к моделированию знакомых сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка»;
  • аналогия по цвету, величине - игра «Найди родню»;
  • личная аналогия (эмпатия). Я - круг (мои чувства, мысли);
  • фантастическая аналогия.

Таким образом, итогам всей работы стало выполнение следующих основных задач:

  • Ø развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • Ø формирование нестандартного мышления;
  • Ø развитие ассоциативной памяти, внимания;
  • Ø развитие коммуникативных качеств речи;
  • Ø развитие координации и мелкой моторике.

Все это составит дальнейшую базу не только для начала систематического обучения в школе, но и для становления ребенка как творческой гармоничной личности.

Библиографический список

1.Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать/ Ю. Г. Тамберг. - Ростов - на Дону: Феникс, 2007. - 88, 126,227.

2. Альтшулер, Г. С., Злотин, Б. Л., Зустан, А. В. Теория и практика решения изобретательских задач/ Методические рекомендации. - Кишинев, 1989. - с. 10 - 20.

3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду/ С. И. Гин. - Минск: «ИВЦ Минфина»,2007. - с.3 - 6.

Алёна Сагалбекова
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР »

Сагалбекова Алёна Владимировна

Реформирование казахстанской системы дошкольного образования и воспитания предполагает создание условий, обеспечивающих развитие способностей каждого ребенка . В Законе Республики Казахстан «Об образовании» указано, что одной из задач системы образования является развитие и обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности .

Современная система образования в ДОУ во многом сохраняет традиционный подход в обучении детей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий сводит к минимуму интерес к обучению . Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к интеллектуальному развитию . Выходом из сложившихся противоречий между усложняющимся содержанием образования и старыми методами его реализации является переход к инновационным методам, в большей степени ориентированным на развитие ребёнка , формирования его творческого потенциала. Что обуславливает необходимость приобщение к ТРИЗ детей старшего дошкольного возраста . Цель работы - обосновать и апробировать основные пути использования ТРИЗ- технологии в ДОУ , как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников .

Объект исследования – процесс развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ .

Предмет исследования – использование ТРИЗ- технологии , как одного из ведущих факторов развития (мышления и воображения) старших дошкольников .

Неоценимый вклад в исследование психологических основ , творческого процесса внесли видные учёные нашей Республики К. Б. Жарыкбаев, М. А. Кудайкулов, М. М. Муканов, Т. Т. Тажибаев, и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам интеллектуальных способностей , которые провели казахстанские ученые Б. Ш. Байжуманова, Б. А. Тургунбаева, Л. Г. Дирксен, Т. У. Оспанова и другие.

ТРИЗ -теория решения изобретательских задач - была разработана учёным, писателем-фантастом Г. С. Альтшуллером. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова («Умка» , М. Шустерман и др.

В 1982 г. была создана Международная ассоциация ТРИЗ , которая в конце 1989 г. начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. ТРИЗ впервые применили в детском саду в 1987 г. в г. Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки". Знакомство с неживой природой (лед, пар, снег, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний. Они начали строить крепости, летать, плавать. Обстановка занятий непривычная : общение происходит свободно, можно сомневаться отвечая на вопросы, поправляться, угадывать, размышлять и совершать "открытия". ТРИЗ это технология , с помощью которой педагог формирует у детей качества творческой личности. Основными средствами работы с дошкольниками является педагогический поиск. Обучая детей, педагог идет от его природы, т. е. использует принцип природосообразности. Правило тризовцев : каждый индивид талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы достигнуть максимального эффекта.

Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа , призванная преодолевать психологическую инерцию, как детей, так и педагогов.

Главная цель, которую ставит ТРИЗ – педагог это формирование у ребёнка творческого мышления, т. е. воспитание креативной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности . Это требует подготовки педагога, его желания находить новое, творить, искать нетрадиционное в обыкновенном.

Была разработана модель , как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста .

Опытно–экспериментальная работа подтвердила, что в данную модель необходимо включить следующие компоненты :

Целевой блок (постановка цели исследования) ;

Мотивационный блок (система поощрений, стимулирования познавательных интересов , формирование потребности в интеллектуальной деятельности );

Инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ– технологии ) ;

Диагностический блок (диагностики развития мышления , воображения и интеллекта );

Результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы по исследованию) .

Из 5 областей дошкольного образования , наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество» .

Чтобы стимулировать умственную активность детей и устранить отрицательное воздействие новизны используемых методов и элементов , применяемых в решении изобретательских задач, нами были опробированны более 20 методик и приёмов ТРИЗ .

По результатам опросов воспитателей детского сада, были выявлены основные критерии эффективного использования методов , элементов и приемов ТРИЗ в деятельности дошкольного учреждения :

Возможность быстро организовать учебный процесс;

Формирование интеллектуальных навыков ;

Предварительная подготовка;

Практико - ориентированность.

В результате, полученных данных были определенны наиболее эффективные методы и приёмы теории решения изобретательских задач.

Приемы фантазирования : уменьшить - увеличить используются для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. В старшем дошкольном возрасте математические представления только формируются, поэтому использования этого приёма способствует развитию этих представлений . Дети с интересом измеряют размер , вес на занятиях ФЭМП.

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ , позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот приём для детей старшего дошкольного возраста является актуальным, т. к. они ещё познают окружающий мир. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками в игре «Наоборот» . С детьми на занятие «Знакомство с окружающим миром» проигрываем упражнение «Наоборот» .

Методы творческих заданий :

Идеальный конечный результат (ИКР) . Суть метода заключается в том, что решать задачу начинают с конца. Определяют конечный результат - ответ.

ИКР - решение, которое мы хотели бы видеть в своих мечтах и которое выполняется существами или средствами (волшебные слова, волшебная палочка, шапка невидимка и т. д.) . С детьми использую постоянно данный метод, потому что это вызывает у них восторг и радостные ощущения. Отрывок занятия : «Ребята, сегодня нас ожидает интересное путешествие в страну «Умняшек» . Но для этой поездки нам нужен особый транспорт, который мы с вами должны изобрести. Особенность этого транспорта заключается в том, что в нем одновременно можно заниматься занятиями и путешествовать. На доске у меня вы видите две составляющие этого транспорта – парта и автомобиль.

Давайте мы с вами изобретём этот транспорт и дадим ему название (дети собирают транспорт и дают ему название – партомобиль, автопарта) ».

В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а освобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают в облаках.

Пример : возьмем два слова : “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин : жираф с котенком; жираф у котенка; котенок жирафа и т. д. Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. Использую данный метод на занятиях, что позволяет нам придумывать новые истории с неожиданными персонажами.

Метод проб и ошибок - суть : выдвижение и рассмотрение всех вариантов решения. Выдвигается любая идея. Ставится задача, и фраза «А что если.» помогает путем перебора самых невероятных предположений решить задачу. «А что если» - верная спутница эксперимента.

Для дошкольников этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.

В процессе работы с детьми использую данный метод в игровой деятельности , к примеру, играя в больницу у вас нет шприца. Чем можно заменить шприц. Дети начинают свои ответы со слов «а что если использовать… » .

Методы активизации перебора вариантов доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся : метод фокальных объектов; морфологический анализ; мозговой штурм, синектика, оператор РВС, системный оператор и др.

Метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову) .

интеллектуальных способностей развитие воображения и мышления. Во второй главе «Основные направления совершенствования использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников » была разработана программа по работе экспериментальной площадки на базе ГУ школы-сада №14 «Чайка» отдела образования г. Кокшетау Акмолинской области на период сентябрь 2012 - декабрь 2014 года.

Творческой группой школы - сада определены следующие актуальные вопросы с целью реализации программы с использованием технологии ТРИЗ в образовательный процесс :

– формирование условий для интеллектуальной самореализации ребенка;

развитие индивидуальных способностей , положительной мотивации и умений;

– воспитание культуры поведения дошкольника , необходимой для последующего освоения образовательных программ школы;

– пути развития и совершенствования познавательного интереса участников педагогического профессиональных компетенций педагогов по теме исследования;

Обеспечение образовательного процесса учебно-методическим материалом по теме.

Работа по программе экспериментальной площадки «Использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников » имеет практическую направленность, так как способствует достижению конечного результата – развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и повышению профессиональных навыков педагогов дошкольного учреждения .

База эксперимента : экспериментальная старшая группа - №5 ; контрольная старшая группа №8 .

Разработаны и апробированы пути использования ТРИЗ– технологии в ДОУ , как фактора , определяющего интеллектуальное развитие старших дошкольников . Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс любого учебного и воспитательного учреждения связано с определенными педагогическими путями, позволяющими не только внедриться в процесс, но и качественно отслеживать его результаты.

Цель создание путей использования ТРИЗ- технологии заключается в повышении эффективности интеллектуального развития старших дошкольников . Участниками являются : дети, педагоги, родители.

Как известно, дошкольные учреждения в Республике Казахстан проводят работу по следующим образовательных областях : здоровье, коммуникация, творчество, познание, социум.

Нами для исследования развития интеллектуальных способностей у детей были выбраны две образовательные области :

- «Познание» (основы экологии, ФЭМП, конструирование, ознакомление с окружающим миром, т. к. в данной области лучше всего отследить развитие мышления .

Творчество, т. к. в данной области происходит развитие воображения .

Достижение конечного результата в каждой из указанных областей непосредственно связано с созданием специальных педагогических путей, требующих поэтапного, последовательного и научно – обоснованного подхода.

К путям внедрения технологии ТРИЗ мы относим :

Подготовка педагогов к овладению методикой на необходимом уровне;

Организация поэтапной работы внедрения ТРИЗ– технологии в образовательную деятельность ДОУ ;

Постепенное усложнение заданий и упражнений в рамках использования ТРИЗ , проблематизация содержания, новизна методов, средств и форм проведения;

Создание положительного эмоционального фона у детей при использовании ТРИЗ - технологии ;

Разнообразие практической деятельности детей , стимулирование активности и самостоятельности в ней;

Создание возможности для взаимодействия детей в ходе выполнения заданий ТРИЗ ;

Адаптация содержания образования к методам ТРИЗ ;

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми при выполнении заданий ТРИЗ .

Была проведена опытно–экспериментальная работа по использованию ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников .

В эксперименте участвовали 2 группы (49 детей) в возрасте от 4 до 6 лет. Экспериментальная старшая группа № 5 . Контрольная старшая группа № 8 .

Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на констатирующем этапе исследования, в конце формирующего и на контрольном этапах эксперимента, нами использовались , исследовательские методики и диагностики :

Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик «Развитие ;

- «Развитие ассоциативного воображения» А. И. Савенкова;

- «Развитие творческого воображения» автор О. М. Дьяченко;

- «Развитие вербального воображения» Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик;

- «Развитие интеллекта »

Были выявлены критерии показателей сформированности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников .

На формирующем этапе эксперимента – январь 2013 г – январь 2014 г. мы начали с работы с родителями в экспериментальной группе №5.

Было проведено собрание с родителями «ТРИЗ в детском саду и дома» , консультация для родителей на тему : «Хотите ли вы умного ребенка?» . Был проведён тренинг для родителей «Умный ребенок» .

Была разработана памятка для родителей «Как вести себя с почемучкой» ? Было проведено анкетирование родителей группы № 5 «Что я знаю о детском воображении» ? В анкетировании приняли участие 30 родителей.

Результаты анкетирования показали, что в работе с родителями необходима целенаправленная, продуманная просветительская работа, с целью разъяснения необходимости развития воображения , как одного из факторов формирования познавательных интересов ребенка .

В феврале 2013 г. была проведена интеллектуальная игра с использованием ТРИЗ элементов с участием родителей и детей «Калейдоскоп здоровья» в экспериментальной группе №5. С детьми экспериментальной группы № 5 были проведены разные формы обучения и методики ТРИЗ технологии для развития интеллектуальных способностей .

Есть разнообразные подходы к построению занятий с использованием элементов ТРИЗ : построение занятия на одной алгоритмической цепочки (основное содержание является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных элементов. Мы изготовили Круги Луллия по теме : «Берегите природу» .

В старшем дошкольном возрасте организуются игры с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

В течение всего дошкольного периода мы вычленяли приемы оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

В конце формирующего этапа эксперимента были проведены диагностики, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Работа по использованию технологии ТРИЗ в детском саду продолжалась. Проводились занятия, использовались элементы и приёмы ТРИЗ в игровой деятельности . Мы еженедельно устраивали выставку работ детей - рисунков, аппликаций.

На контрольном этапе эксперимента – февраль 2014 г. - май 2014 г. были использованы те же диагностики , что и на констатирующем и формирующем этапах исследования. Покажем лишь сравнительные результаты исследования в двух группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Диагностика Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик «Развитие наглядно-схематического мышления» .

развития наглядно–схематического мышления в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Высокий 0 % 4 чел - 16 % 0 % 1 чел - 4 %

Выше среднего 10 чел - 42 % 11 чел - 46 % 9 чел - 38 % 10 чел - 42 %

Средний 11 – чел 46 % 9 чел - 38 % 13 чел - 54 % 13 чел - 54 %

Ниже среднего 0 % 0 % 0 % 0 %

Низкий 3 чел - 12 % 0 % 2 чел - 8 % 0 %

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях и в игровой деятельности в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления намного повысился, в контрольной группе № 8 на контрольном этапе эксперимента произошло незначительное повышение результатов уровней развития наглядно–схематического мышления. Это свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников развитие наглядно–схематического мышления.

Диагностика О. М. Дьяченко «Развитие творческого воображения» .

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития творческого воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 3. Сравнительные результаты исследования в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровни развития творческого воображения Первичная диагностика группа № 5 на сентябрь 2012г. Итоговая диагностика группа № 5 на март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на сентябрь 2012г. Итоговая диагностика группа № 8 на март 2014 г.

Высокий 6 чел - 24 % 18 чел - 72 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 %

Средний 14 чел - 56 % 7 чел - 28 % 12 чел - 48 % 13 чел - 52 %

Низкий 5 чел - 20 % 0 % 5 чел - 20 % 2 чел - 8 %

Анализ диаграммы показывает, что в экспериментальной группе № 5 уровень творческого воображения значительно повысился на контрольном этапе исследования, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей (воображения) . В контрольной группе № 8 технология ТРИЗ не использовалась - произошло незначительное повышение результатов.

Диагностика Г. Н. Матвеева, В. Н. Выбойщика уровень развития вербального воображения дошкольников .

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития вербального воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 4. Сравнительные результаты уровней развития вербального воображения в группах № 5 и № 8 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни развития вербального воображения Первичная диагностика группа № 5 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 5 март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 8 март 2014 г.

Высокий 10 чел - 40 % 17 чел - 68 % 10 чел - 40 % 11 чел - 44 %

Средний 9 чел - 36 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 % 11 чел - 44 %

Низкий 6 чел - 24 % 0 % 5 чел - 20 % 3 чел - 12 %

Анализ диаграммы итоговой диагностики показывает, что в контрольной группе № 8 произошло незначительное повышение результатов.

А в экспериментальной группе № 5 уровень вербального воображения значительно повысился, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников .

Диагностика уровня развития ассоциативного воображения у старших дошкольников по методике А . И. Савенкова.

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития ассоциативного воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 5. Сравнительные результаты уровней развития ассоциативного воображения в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровни развития ассоциативного воображения Первичная диагностика группа № 5 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 5 март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 8 март 2014 г.

Высокий 10 чел - 40 % 14 чел - 56 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 %

Средний 13 чел - 52 % 11 чел - 44 % 15 чел - 60 % 14 чел - 56 %

Низкий 2 чел - 8 % 0 % 2 чел - 8 % 1 чел - 4 %

Анализ диаграммы итоговой диагностики показывает, что в контрольной группе № 8 произошло незначительное повышение результатов. А в экспериментальной группе № 5 уровень ассоциативного воображения значительно повысился, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников .

Диагностика «Развитие интеллекта » с помощью теста Гудинаф–Харриса.

Сравнительный анализ диаграммы показывает, что в экспериментальной группе №5 на контрольном этапе эксперимента, норму результатов развития интеллекта по балльной системе имеют все 21 ребёнок. Не соответствие норме баллов в группе отсутствует. А в контрольной группе №8 на контрольном этапе исследования норму результатов развития интеллекта по балльной системе имеют 18 человек. Не соответствие норме баллов в группе составляет 3 человека.

Результаты диагностики говорят о том, что использование технологии ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников , направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие мышления и воображения.

Заключение

1. Анализ теоретической литературы по проблеме использования ТРИЗ– технологии в деятельности ДОУ показал , что эта технология эффективно развивает интеллектуальные способности у старших дошкольников ;

Из 5 областей дошкольного образования , наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество» , потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей .

Использование методов и приёмов ТРИЗ– технологии оказывает воздействие на формирование всех интеллектуальных способностей , однако наиболее эффективно они влияют на развитие воображения и мышления.

2. Работу по формированию интеллектуальных способностей необходимо осуществлять на модельной основе. Для этого была разработана модель развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях применения ТРИЗ– технологии в ДОУ .

Модель это графическое отражение структуры педагогической системы формирования интеллектуальных способностей дошкольников .

3. Опытно – экспериментальная работа показала важность разработки специальной программы использования ТРИЗ– технологии для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста .

4. На основе выше изложенного были разработаны научно - методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей , в условиях использования ТРИЗ– технологии в ДОУ .

Анастасия Гостева
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.

Актуальность

Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и образования, стимулирует поиски новых, более эффективных подходов к этому процессу. В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога . Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.

Общество испытывает потребность в творческих личностях , способных активно действовать , нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача- помочь дошкольникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Но это возможно лишь в том случае, если педагоги помогут воспитанникам научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать свои собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом . Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей , развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми , замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий .

В результате рефлексии выявила, что мне не хватает компетентности в области применения технологии ТРИЗ .

Все вышеизложенное определило тему самообразования «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»

Использование данной технологии в детском саду позволит создать условия для развития у дошкольников , с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение .

Работа по теме саморазвития рассчитана на 2года , в период с 2016 по 2018 г.

Цель :

Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Освоение современных психолого-педагогических технологий ,

Задачи саморазвития :

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Изучить и внедрить технологию ТРИЗ , ее формы, методы и приемы обучения в педагогический процесс.

Проанализировать опыт работы других педагогов – новаторов по использованию технологии ТРИЗ .

Создать психолого-педагогические условия для развития способностей , компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ .

Разработать перспективное планирование детьми 3-7 лет в соответствии с тематическими неделями ДОУ.

Перечень вопросов саморазвития :

Изучение психолого-педагогической литературы;

Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

Изучение педагогического опыта других педагогов по теме «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников» ;

Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса с использованием технологии ТРИЗ .

Предполагаемый результат саморазвития :

Знание методик и форм работы, использование ТРИЗ технологии в ДОУ .

Создание образовательной среды , центр «Игры для детей по технологии

-ТРИЗ ».

Положительная динамика показателей интеллектуального развития детей .

Развитие фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях

Умение провести рефлексию опыта работы по теме;

Разработка индивидуальную программу профессионального саморазвития ;

Ведение мониторинга своего профессионального роста;

Обобщение и распространение опыта на различных уровнях;

Умение организовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.

Этапы педагогического саморазвития

Этапы само-развития Содержание работы Сроки Практическая деятельность

Диагности-ческий Изучение образовательной технологии – ТРИЗ

Использование интернет источников

Обновление методической и практической литературы, наглядного материала по вопросам использования ТРИЗ- технологии в ДОУ .

Изучение методических и практических новинок литературы по вопросам реализации ТРИЗ – технологии в ДОУ 2016-2017г .

Сентябрь-октябрь

Сентябрь-май Утверждение плана саморазвития .

Пройти курсы повышения квалификации по использованию ТРИЗ – технологии в ДОО

Изучение литературы :1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск : Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Ардашева Н. И., Гуткович И. Я, Костракова И. М., Сидорчук Т. А. Истории про. -Ульяновск, 1993г. - 46с.

4. Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М. 1996 г.

5. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

6. Мурашковска И. Н. Развивающие игры . Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

7. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

8. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления . \сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с. 10. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества . - М.: Просвещение, 1990 г.

11. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

12. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

13. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.

14. Сидорчук Т. А. Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа : традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.

15. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск : ООО "Росток", 1998. -64 с.

16. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи . -Ульяновск, 1996г. -152с.

Прогности-ческий Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий , отслеживание результатов работы) Октябрь-ноябрь

Сентябрь-декабрь

Апрель-май -Выступление на педагогическом совете по теме «ТРИЗ как инновационная технология развития творческого мышления »

Семинар –практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников»

Подбор пакета диагностических методик отслеживания результативности целей и задач по внедрению технологии

Работа над сбором и оформлением дидактического материала : Изготовление картотеки

игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ

технологий .

Показ открытого методического мероприятия в ДОО с использованием ТИРЗ технологий .

Показ открытого педагогического мероприятия на районном семинаре

Психолого-педагогическая диагностика.

Практи-ческий Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса

Корректировка работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.

Результаты работы

Октябрь-ноябрь

Сентябрь-май.

Апрель-май -Разработка проекта «Внедрение в образовательное пространство ДОУ методов и приёмов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Разработка сборников практического игрового материала и конспектов НОД в соответствии с «Календарём жизни ДОУ»

Обогащение РППС развивающими играми и пособиями по ТРИЗ – технологии

Посещение вебинаров,семинаров

Ведение мониторинга эффективности выбранных методов и приемов работы.

Открытые показы для воспитателей

.

Участие конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года»

Представление опыта работы на районном методическом семинаре.

Ведение персонального сайта

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

Обобщаю-щий Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы Апрель май -Демонстрация пособий, дидактических игр по ТРИЗ – педагогики (изготовленых педагом)

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования : «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников»

Публикация материалов в СМИ

Размещение материала по теме на сайте ДОУ, в электронном портфолио в социальной сети.

Распространение опыта работы на муниципальном региональном, уровне.

Создание на официальном сайте МБДОУ страницы, отражающей деятельность по реализации методов и приёмов ТРИЗ – технологии

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей) .

Примерная смета расходов на саморазвитие :

№ Наименование затрат на саморазвитие Сумма затрат (руб.)

1 Курсы повышения квалификации 6000.

2 Приобретение методической литературы 2550.00

3 Участие в интернет-конкурсах : 400.00

Итого : 8950.00

Cоздание уcловий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий.

Проблема интеллектуального развития дошкольников уже давно и целенаправленно изучается педагогами и психологами.

В дошкольном возрасте вырабатывается мотивация предметно - операционной, игровой, творчеcкой, учебной деятельности и общения, формируется познавательный потенциал мыcлительных операций. Исследования пcихологов А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина говорят о том, что применяемые в дошкольном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в дальнейшем. Исследования зарубежных и отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.П. Блонcкого, Ж. Пиаже, Л.С. Выготcкого, Г. Хемли, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и Политкиной В.П. свидетельствуют, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь высоких результатов в обучении детей, систематизации его учебных навыков, знаний и умений..

Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) . Автор ТРИЗ - Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

При использовании технологии занятия с дошкольниками проводились нетрадиционными методами. Детям было интересно, они искали вместе истину. Упражнения и проведение игр с использованием ТРИЗ развивали у детей интеллектуальные способности: воображение и творчество, диалектическое и наглядно - схематическое мышление.

Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения .

Принципы ТРИЗ: «Разрешение противоречий - ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми - педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины» .

Одной из важных и повседневных проблем в дошкольном образовании, является проявление творчества педагогов в работе с детьми, формирование системного, многослойного педагогического мышления.

Для того чтобы ребёнок овладел не только определенной суммой умений и знаний, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно приобщить детей к ТРИЗ

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников - это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В рамках исследования, проводимых дошкольным отделом ИПК и ПРО, детский сад №14 «Чайка» г. Кокшетау Акмолинской области заключил договор по экспериментальной работе «Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников» . Согласно которому была разработана пошаговая программа мероприятий по внедрению данной экспериментальной технологии в детском саду. Этот эксперимент в детском саду длится более года.

Автор, настоящей статьи входит в исследовательскую группу по внедрению технологии ТРИЗ в ДОУ. Нами с другими членами группы была проведена часть элементов этой технологии по внедрению ТРИЗ в образовательный процесс.

Под развитием интеллектуальных способностей детей в процессе использования технологии ТРИЗ мы понимаем достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также и степень усвоения знаний, умений и навыков, и интеллектуальных умений.

Нами была проведена диагностика на выявление уровня сформированности интеллектуального развития у детей старшегодошкольного возраста, а точнее на изучение наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. В исследовании использовалась диагностика Матвеева и Выбойщика «Четвёртый лишний» . Цель исследования - выявить уровень развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе. Стимульный материал представлял собой пять карточек с рисунками. Ребёнку показывались карточки, на каждой из которых были изображены четыре предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой по какому-либо признаку. Испытуемый должен был указать, какой из этих четырёх предметов лишний, и обосновать свой ответ. Диагностика проводилась в подготовительных группах № 5 (экспериментальная) и № 7 (контрольная) . В опросе участвовало 48 детей. Дети были увлечены. Им было интересно отгадывать и называть рисунки. Ответы детей были полными, но приходилось концентрировать их внимание на условии задач, помогать наводящими вопросами. Дошкольники правильно выделяли группы предметов, продемонстрировав умение обобщать и анализировать, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом - термином. Практически всегда эта была либо функциональная характеристика (шкаф и комод - «то, во что вещи складывают» ) , или сужение понятия до одного элемента (ручка, карандаш - «это ручка» ) . Невозможность подбора словесного обобщения объясняется в частности, бедным словарным запасом у этих детей.

На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены контрольная и экспериментальная группа по 24 человека в каждой. Уровень развития наглядно-схематического мышления у дошкольников был примерно одинаков. Исследование по констатирующему этапу проводилось в ноябре 2012г.

В ходе эксперимента в экспериментальной группе проводились занятия по технологии ТРИЗ. Где использовались упражнения и задачи на развитие воображения и фантазии, на обобщение информации, классификации и анализа.

В январе 2013г. была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в таблице 1.

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления выше среднего больше, чем в контрольной группе, в которой ТРИЗ не использовался. Низкий уровень развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной группе. Что свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие наглядно - схематического мышления, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.

Итак, сравним результаты исследований, которые свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ, в том числе и по развитию наглядно - схематических и логических приемов мышления дошкольников.

Вся экспериментальная работа детского сада «Чайка» Акмолинской области г. Кокшетау сопровождается диагностическими процедурами и мониторинговыми измерениями. Нами уже составлены методические рекомендации по их осуществлению в ходе дальнейшего процесса апробирования и внедрения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере.

Предположим, что у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?

Пример применения методики в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду


Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся : красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление : вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.


"Маша-Растеряша"

Цель : тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"

Вступление : рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.

  1. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

Что случилось?

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Роль игры в развитии ребенка

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

С какого возраста начинать

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора:

Мама, свет!

Оля, стул!

Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы.

Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?

Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные.

Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.

Выбор за каждым

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!