Инновационные работы с родителями в доу. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо."

Жукова Лилия Абузяровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ "ЛИК" "Детский сад №17"
Населённый пункт: г.о.Отрадный, Самарская область
Наименование материала: Электронная презентация
Тема: "Инновационные формы работы с родителями"
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК» «Детский сад №17»

г.о.Отрадный 2017

«Инновационные формы

работы с родителями

в ДОУ»

Подготовила: Жукова Л.А.

ИДЕЯ

Главная идея взаимодействия педагога с

родителями – это сотрудничество!

Сотрудничество предполагает не только

взаимные действия, но и взаимопонимание,

взаимоуважение, взаимодоверие,

взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и

родителей позволяет лучше узнать друг

друга, способствует усилению

взаимоотношений.

ЦЕЛЬ

Создание условий для благоприятного

климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и

партнерских отношений с

родителями.

Вовлечение семьи в единое

образовательное пространство.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

* Родительские собрания.

* Консультации.

* Анкетирование, опросы.

* Информационные стенды, папки.

* Дни открытых дверей.

* Индивидуальные беседы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

* Семейная игротека (семейное чтение, играем

* Участие в проектах («Моя

семья», «Путешествие одного

слова и др.).

* Уют руками родителей.

* Инновационный подход – создание

электронной страницы группы в

интернете.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

* Тренинги.

* Семейные гостиные.

* Мастер-классы.

* Ведение сайта ДОУ.

* День добрых дел.

* Круглый стол.

* Семейные вернисажи.

* День открытых дверей.

* Устный педагогический журнал.

* Кафедра семейных традиций.

* Вечер вопросов и ответов.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

ЗАКОН ПЕДАГОГА:

«УЛЫБКА»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

Создание комфорта в группе

Легкое общение

Взаимопонимание

Активное участие родителей в жизни группы

Мотивация педагогов к новым идеям

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНТЯБРЬ: - родительское собрание на тему

«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»;

Выставка совместного творчества на тему

«Осенние фантазии» (поделки, рисунки);

Педагогическая лаборатория (обсуждение

участия родителей в совместных мероприятиях

на текущий учебный год);

Социальный проект на тему «Моя город – моя

Продолжение работы в интернет - группе Viber;

ОКТЯБРЬ: - читательская конференция для детей

(мама Воронцова Т.А. проводит досуг чтения по

мотивам произведения С.Маршака «Сказка о

глупом мышонке», затем сказка обсуждается и

проигрываются отдельные эпизоды);

Совместное спортивное развлечение «Папа,

мама, я – спортивная семья!» (совместно с

инструктором по физкультуре);

Создание «Книжкиной копилки» (совместная

работа по пополнению содержания «Книжкиной

копилки» по теме недели);

Подготовка и проведение осеннего утренника;

Акция «Сбор макулатуры»

НОЯБРЬ: - день добрых дел (совместное «лечение» книг);

Маршрут выходного дня к памятным местам города;

Встреча с логопедом Бураковой А.В. На тему

«Артикуляционная гимнастика как средство развития

артикуляционного аппарата;

Творческая выставка «Волшебные руки наших мам!»;

День открытых дверей, посвященный Всероссийскому дню

ДЕКАБРЬ: игровое моделирование (ролевое проигрывание

проблемных ситуаций семейного воспитания)4

Мини-эксперимент (включение родителей в

исследовательскую деятельность);

Подготовка и проведение новогоднего утренника

ЯНВАРЬ: - создание медиатеки;

Уют руками родителей (создание из фанеры

ширмы, мобильных стеллажей);

Семинар-практикум (взаимодействие в триаде

родитель-психолог-педагог);

ФЕВРАЛЬ: - посещение семей;

Семейная игротека «Играем и

экспериментируем» (игры на кухне, игры на

природе);

Совместный досуг;

Семейный клуб «Активисты нашей семьи»

МАРТ: - мастер-класс по экспериментальной

деятельности для родителей;

Педагогическая ширма (вопрос-ответ, практические

советы по узкой теме);

Экологическая тропа;

Совместная подготовка и проведение утренника,

АПРЕЛЬ: - родительский клуб(взаимный обмен опыта

знаний по проблемам воспитания детей,

способствующий углублению понимания и изменению

некоторых жизненных представлений участников);

Деловая игра;

Встреча с интересными людьми

МАЙ: - бюро педагогических услуг;

Семейный вернисаж на тему…..;

Практический семинар «Знания ПДД родителями»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Родительское собрание на тему

«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»

с использованием электронной

презентации

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Уют руками родителей (оформление кукольного уголка из подручных средств)

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Совместная творческая выставка поделок и рисунков на тему «Осенние

фантазии»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Акция «Сбор макулатуры»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТ

Мастер - класс

В ПЛАНАХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОВМЕСТНОЙ

РАБОТЫ

* Внедрение родительского опыта через

форумы, родительские клубы, создание

медиатеки, организацию

тематических вечеров,

организацию совместных

театральных постановок,

маршрутов выходного дня,

коммуникативные тренинги

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

УСПЕШНОЙ РАБОТЫ

Дюсупова К.К.

Воспитатель , КГКП ясли – детский сад « Дәншік »

Кокпектинский район

ДОКЛАД

Тема: «Инновационные методы работы с родителями»

Всем сотрудникам дошкольных учреждений хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательную – образовательную микросферу. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом. Они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Вне сомнения, информативный компонент общения с родителями – вещь неизбежная и естественная. Эмоциональная бедность общения, не затрагивающая сознания и чувств родителей, оставляет их равнодушными к работе детского сада.

Задачи:

Поиск новых путей и подходов к работе с родителями.

Ребёнок – главная точка отчёта работы с родителями.

Изучение возможностей родителей.

Соблюдение индивидуальности и конкретности в работе с родителями.

Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.

В начале учебного года нужно провести тестовый опрос педагогов и родителей, как партнеров по общению.

Педагоги и родители заполняют бланки.

Бланки опроса родителей; Бланки опроса педагогов;

Затем провести обработку данных тестирования. Данные тестирования позволяют выявить: - единодушия мнений; наличие противоречивых точек зрения; наличие уклончивых точек зрения, т.е. мнений, лишенных искренности.

Проблема дефицита взаимного доверия педагогов и родителей и поиск способов его роста является наиболее актуальной задачей. Провести опросник для воспитателей, например Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями. Изучения мнения родителей о профессиональных качествах воспитателя во взаимоотношениях с ребенком. Анализ опросника помогает в определении тематики консультативной помощи.

При осуществлении консультативной помощи педагогам в общении с родителями используем активные методы обучения. Это тренинговые упражнения, игровые задания и другие.

Нужно заполнять бланк анкет для родителей по изучению «Социального семейного воспитания».

Обязательно провести анкеты для отца.

Тесты для родителей такие, как:

Стиль воспитания ребенка в семье; готовы ли мы отдать своего ребенка в школу; Памятки для родителей, памятки для педагогов и.др., например:

Чтобы это у меня получалось «Я не забуду»; «Наши принципы общения с родителями».

Дошкольные учреждения – это первый опыт пребывания ребенка вне семьи, а члены семьи хотят быть в курсе его успехов. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества. В основу программы взяты такие формы: письменные, формы общения, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки, личные блокноты, ящик предложений, творческие отчёты. В записках отмечаются успехи ребёнка, изменения в его поведении или желания…Записки называются «счастьеграммы», их получают и взрослые – «Благодарим!». Также можно о каждой семье, о каждом ребенке сказать что-то хорошее. Важно найти и отметить это. Формы работы с родителями очень разные. Можно использовать формы радиостанция – радиогазеты. Особенно в дни праздники много слушателей. Родители слышат о себе слова благодарности за помощь воспитателям, или принимают поздравления от детей, которые желают им счастья, добра, здоровья (запись на магнитофоне).

Следующая форма работы индивидуальная. Известно, что индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, которые удается воспитателю завоевать, подчас оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей. Своеобразие влияния семьи на ребёнка может определяться не только непосредственным отношением к нему родных, но и, косвенными факторами: количественным составом семьи, степенью родственных отношений, традициями и даже возрастом её членов. Поэтому работа воспитателя с родителями должна строиться на индивидуальном, дифференцированном подходе его как к разным семьям, так и отдельным их членам. Противоречия во взглядах на воспитание отца, матери и бабушки часто создают условия, пагубно влияющие на формирования личности ребёнка. В таком случае воспитателю нужно поговорить с каждым из них в отдельности, подобрав для этого соответствующие ситуацию и слова. Только при систематической, продуманной индивидуальной работе с семьями между воспитателями и родителями устанавливаются взаимоуважительные отношения. Это дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи семье.

Очень важна форма проведения беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. При знакомстве с родителями особенно необходимо соблюдать. Рассказывая о требованиях, предъявляемых к ребенку в детском саду, о тех новых условиях, в которых предстоит ему находиться, нужно обязательно подчеркнуть, что все это будет входить в жизнь детей постепенно, а сотрудники детского сада постараются учесть индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников.

Важным этапом в работе с родителями является знакомство воспитателя с условиями, в котором живёт ребёнок, в общей среде, в доме. Учитывая это, воспитатель даст родителям более обоснованные рекомендации, сумеет найти оптимальные пути и средства построения единого мнения воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по инициативе педагога.

Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждения сына или дочери воспримется правильно. Например: Миша – воспитанный, хорошо развитой мальчик. Но он избалован дома, ленив. Всегда старается переложить свои обязанности, трудиться с большим нежеланием. Стремясь остановить на этом внимание родителей, воспитатель в присутствии мальчика рассказывает им о том, что, как Миша не захотел убрать пособие после занятия, разбросал игрушек: «Ну, это еще не самое страшное, потрудиться он ещё успеет. Пусть немножко пошалит. Уж вы его не ругайте слишком, он у нас хороший мальчик. Правда «Мишенька, говорит мама». Слыша такой ответ, ребенок лишний раз убеждается в том, что ему всё можно. В индивидуальных беседах воспитатель не только учит, подсказывает, как, например, поднять авторитет родителей или членов семьи, но и сам активно помогает этому, влияя на ребенка в группе.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференций по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний. Эти разнообразные формы работы при умелом сочетании дополняют друг друга.

Программы лекторий продумываются воспитателями и заведующим детским садом. Содержание их может быть различными в зависимости от потребности. Осветить родителям тот или иной вопрос в воспитании детей. Поэтому ставятся задачи, в плане работы на данный год. Например:

«Как подготовить ребенка к школе» (Консультации. Музыка в жизни детей)

Тематика проведения лектория для молодых родителей особая. Система занятий в таком лектории носит несколько своеобразный характер. Молодым папам и мамам следует дать не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Как успокоить ребенка, если он капризничает. Как привить мальчику культурно-гигиенические навыки, правильно убрать комнаты.

Занятия в педагогических кружках имеют основной целью вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитаний детей. Интересно проходят занятия, на которых родители узнают, как следуют читать детям, разучивать с ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения. Все эти знания преподносятся родителям с практическим показом и приемом.

Эффективной формой работы с родителями, является организация тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с различными вопросами воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи в доступной и привлекательной форме, представлять демонстрационный материал. Содержание выставок обуславливается «Программой воспитания», «Материалами по защите прав и достоинств маленького человечка», планом работы с родителями, специальной организации воспитательно – образовательного процесса по данной группе, уровнем развития детей, условиями их жизни в семье. Материалы тематических выставок могут освещать широкие педагогические проблемы:

«Пример родителей в воспитании детей», «Воспитания детей – главная обязанность родителей», «Отец в семье».

Оформление тематических выставок зависит от условий жизни группы, детского сада. Материал тематических выставок тщательно отбирается. Он должен быть краток, четко сформирован, точно соответствовать выбранной теме.

Кроме тематических положений, родители должны найти в нём практические советы, рекомендации. Текст иллюстрируется фотографиями зарисовками, подделками детей. Групповые выставки целесообразно оформлять на стендах. Можно привлечь родителей не только к оформлению выставок, но и к обсуждению их содержания, отбору интересных материалов. Например: «Выставки», рассказывающие о необходимости правильно и красиво одевать детей, поручить мамам или бабушкам смыть образцы одежды. Написать советы о правильном выборе одежды и обуви, чтобы детям было удобно, комфортно и главное не вредно для здоровья. Хорошо разнообразить представленный материал фотографиями.

Посещения родителями детского сада «дни открытых дверей», непосредственное знакомства с работой детского сада в процессе посещений и наблюдение за детьми в отдельные отрезки времени, привлекают родителей, является действенной формой педагогической пропаганды. Дни открытых дверей – не только средство удовлетворения естественного интереса и любопытства родителей к тому, как живут их дети в детском саду. Это прежде всего знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами, воспитательно – образовательной работы, а также преодоление иногда очень стойкого, участия родителей, поверхностного суждения о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организаций педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми, тоном, речью, обращенной к ребенку, многому может научить родителей.

Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители увидели всю сложность и многогранность работы педагогического коллектива, обратили внимание на главное, выделили из всей суммы впечатлений именно, то, что необходимо. Прежде всего, следует тщательно продумать и наметить содержание работы на этот день.

В младших группах это прежде всего режимные процессы, закаливающие процедуры. Родителей детей этого возраста волнует, как их ребенок справляется с новыми многочисленными обязанностями, как он самостоятельно себе обслуживает. Таким внимание родителей нужно обратить на то, что с детьми проводятся занятия.

В средних группах показать как дети осваивают трудовые навыки, как учиться помогать и уступать друг другу, как постепенно приучаются трудится в коллективе и для коллектива.

В старших группах показать, как дети готовятся к школе, в процессе занятий, труда и повседневной жизни. Остановить их внимание на особенностях, характеризующих детей этого возраста.

Заранее продумывается, кто встретит родителей, проводит их по группам, где они разместятся во время занятий, приема детьми пищи. Очень важно, чтобы в процессе предварительной беседы родителям рассказали, что во время работы воспитателя с детьми ему нельзя задавать вопросы, делать замечания, что нельзя отвлекать детей, нарушать установленный в группе порядок и.т.д.

Все родители должны прийти в назначенное время, иначе они будут нарушать обычный распорядок жизни детского сада.

После просмотра с родителями проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнением об увиденном, получают советы и рекомендации, как использовать опыт воспитателей в семье.

Родители должны быть частыми гостями в детскому саду.

Это также должны быть такие формы работы:

Круглые столы; совместный досуг взрослых и детей; семейные вечера; тренинг, КВН; телефон доверия; группы поддержки; чаепития; пикники; видеоролики; караоке; распродажи. Родители становятся доброжелательными, помощниками на постоянной основе. Родители принимают участие в принятии решении, помогают определить основные направления работы в группах.

Наша задача быть всегда готовыми оказать поддержку родителям, независимо от того, на каком этапе родители или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в процессе работы в группе.

Поэтому родители являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса в детскому саду.

Литература:

    «Воспитателю о работе с семьей» О.Н.Урбанская, М.Пр.1977г.

    Детский сад и родители. Е.И.Колоярцевой, М.Пр. 1969г.

    Отбасы және балабақша № 5, 2007ж.

Н.А. Киселёва, Н.Р. Мусина, воспитатели

МБДОУ № 67 «Берёзка»,

Г. Нижнекамск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНОВАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является работа с родителями.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

Индивидуальные (беседы, консультации);

Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:

Познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, брейн-ринг);

Информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);

Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

Наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).

Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.

Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.

Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.

Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.

«В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие)

«Путешествуйте с нами, путешествуйте сами» (познавательное развитие)

«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей)

«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие)

Основными целями работы семейных клубов являются:

Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

Повышение педагогической компетентности родителей;

Обмен опытом семейного воспитания;

Укрепление детско-родительских отношений;

Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, видиопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и взрослых. Проектная деятельность участников клуба имеет определенную тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба.

«Школа молодой семьи» решает следующие задачи:

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;

Выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

Способствовать сплочению родительского коллектива.

Дни сотрудничества . Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС. Тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Делаем вместе» и так далее.

Встречи за «круглым столом » расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы для встреч могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Онлайн общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.

В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течении некоторого времени получить на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д.

Оформление летописи . Данная форма работы носит информационный характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Образ мамы» и др.

Такая работы является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот, педагог узнает каким бывает воспитанник дома.

Дискуссионные качели . Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против».В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.

Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Ожидаемые результаты введения инноваций в работу с родителями в ДОУ:

– повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,

– рост родительской активности,

– установление тесного контакта с каждой семьей,

– согласование воспитательного воздействия на ребенка,

– обобщение положительного опыта семейного воспитания.

Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателю.

Список литературы

1.Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов. – М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с

2. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72

3.Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.

4.Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.


«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Кадочникова Наталья Алексеевна

Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

    Информационно-аналитическое направление

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

    Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

    Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному процессу относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Родительские уголки, папки – передвижки; семейный и групповые альбомы; библиотека – передвижка, фотомонтаж; фотовыставки; семейный вернисаж.

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде».

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей.

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в детском саду. Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

ЗАЯВКА

На участие в семинаре для педагогов и воспитателей детских садов

Ф.И.О . : Кадочникова Наталья Алексеевна

Направление 1 : « Инновационные образовательные технологии в ДОУ».

Место работы : Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Должность : Воспитатель Дошкольных Учреждений

Почтовый адрес : 140000, г.Павлодар, ул.Ак.Сатпаева 251

Телефон домашний : 61-71-96

Телефон мобильный : 87471274207

Е- mail :