Гиперопека - чрезмерная забота, что подавляет личность ребенка. Виды гиперпротекции и ее роль в формировании личностных расстройств у подростков (доминирующая гиперпротекция) Тип воспитания доминирующая гиперпротекция определяет такие

Одной из самых существенных проблем современного (да и не только современного) российского общества часто называют инфантилизм. Особенно это касается поколения, чье детство прошло в 90-х - разруха, неорганизованность общества породили пассивность и фатализм. Исторические условия, конечно, имеют большое значение, однако куда более серьезную роль играет тип воспитания в семье. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве. Гиперопека, или гиперпротекция - чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Традиционно выделяют два типа гиперопротекции - потворствующая и доминирующая.

Потворствующая гиперпротекция

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ошибкой в формировании детской психологии
заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребенка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям - когда ребенок попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка. Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче, оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте. Такого ребенка тяготит не недостаток любви, а её излишек. Свобода ребенка при таком типе взаимоотношений мнимая - развивают и поощряют те виды активности ребенка, за которые он получит похвалу от родителя. При потворствующей гиперпротекции все потребности ребенка реализуются, но в пределах узкой группы - членов семьи, в то время как в прочих коллективах он испытывает серьезные трудности.

Этот тип отношений соотносится с либеральным типом воспитания - попустительство в поведении ребенка и идеализация его черт.

Доминирующая гиперпротекция

Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю. Доминирующая гиперпротекция играет
главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами и все это - серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются - в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так». Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении. Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон. Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире. Родители данного типа нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности. Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка к себе - например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребенку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться. В итоге такой ребенок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты коммуникативные способности, а порой заметен и регресс в когнитивной сфере, так как для обеспечения симбиоза с родителями не требуется серьезных умственных усилий, нужна лишь привязанность и послушание.

Последствия гиперопеки

В своей практике педагоги часто встречаются с такими проблемами, когда мама или папа и сами не осознают, насколько их поведение нелепо смотрится со стороны и сколько проблем оно доставляет ребенку. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад - ибо в самом желании опекать и заботиться о ребенке нет ничего плохого. Плохо, когда опека превращается в самоцель и парализует всю активность растущего человека.

Каковы же причины такого типа отношений в семье? Всё кроется в психологических проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются, игнорируются. Бывает так, что один из родителей, как правило мама, сублимирует вытесненные переживания по поводу несостоявшейся семейной жизни, компенсирует собственные неудачи на личном фронте, выражая это в излишней ласке и заботе о ребенке. Причинами гиперопеки также могут быть неудачи на работе, в общении, страх одиночества, страх несчастья. Есть особый класс родителей, которые не реализовались в какой-то сфере деятельности (в спорте, в профессии и пр.), и они воспитывают ребенка в духе мести за свои неудачи - заставляют его заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребенку это может быть безразлично или даже противно. Немногие дети могут взбунтоваться, потому что их с пеленок приучают к жалости к родителю фразами типа «мне будет очень плохо, если ты так сделаешь». Ребенок выступает в роли средства реализации амбиций родителей, хотя порой они сами этого не сознают (человек не может самоутвердиться в иной сфере, кроме как в семье, будучи «верховным главнокомандующим» своего ребенка). Таким образом зачастую гиперопека -проявление чувства вины, испытываемого родителем. Причин для этого великое множество, от несчастливого детства мамы или папы до неудач в личной жизни. Иногда гиперопека связана с традициями воспитания в семье, влиянием других членов семьи (например бабушек) на воспитательный процесс. В результате такого влияния извне часто возникают конфликты в воспитании, ребенку предъявляются противоречивые требования - один родитель ждет одних действия, второй - иных. В итоге тревожность и ребенка только усиливается.

Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все вышеперечисленное - робость, закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии - тормозит нормальную социализацию ребенка. Особенно остро эта проблема может проявиться в пубертатный период (половое созревание). Возможны два варианта. Первый - личность созреет для бунта и попробует переломить ситуацию, и тогда нервно и хлопотно будет всем - и родителям и ребенку. Либо человек может смириться с ситуацией и так и остаться «маменькиным сынком», человеком инфантильным, с заниженной самооценкой, неприспособленным к тяжелой действительности и её трудностям. В этом случае слом может произойти внешне незаметно, но внутренне человек уже навсегда останется таким, и даже если он будет пытаться переломить заложенные в детстве модели поведения, любое действие ему будет даваться с большим трудом, нежели человеку, с детства знакомому с самостоятельностью и ответственностью.

Как победить гиперопеку

Способ победить гиперопеку - это дать детям советы и
идеи, с помощью которых они смогут справиться со своими проблемами. Не стоит уводить и ограждать их от трудностей.
Как показывает опыт, у уверенных в себе детей есть родители, которые в первую очередь учат и поддерживают, а не защищают и ограждают от физических, социальных или интеллектуальных проблем. Задача родителей - дать ребенку абсолютную и непоколебимую уверенность в своих силах и, в тоже время, протянуть руку помощи в тот момент, когда ребенок действительно в ней нуждается.
Трудно найти равновесие между развитием реальной независимости и возложением слишком большого количества обязанностей и ответственности детей. Ведь важно обеспечить ребенку защищенное детство, и даже в чем-то продлить его. Но это не означает, что детей нужно баловать и давать им все, что они хотят.

Эффективное воспитание - это равновесие между головой и сердцем, между предоставлением возможностей для изобретательности и состраданием, между поддержкой и абсолютной защитой.

Материал подготовил

воспитатель Сергухина И.А.

Понятие гиперпротекция представляет собой чрезмерную заботу о детях, по значению ему близок термин – гиперопека, фактически они являются синонимами. Термин гиперпротекция буквально переводится как избыточная забота, поэтому при описании явления кажется предпочтительнее использовать второй вариант термина, который благодаря своей греческой приставке может удовлетворить приверженцев иноязычной терминологии, и при этом быть близким к родному языку.

Общая информация

Сущность гиперпротекции заключена в стремлении родителей окружить малыша повышенным вниманием, защитить его, даже если отсутствует реальная опасность, постоянно удерживать подле себя, «привязывать» ребенка к своим чувствам и настроению, обязывать его поступать таким способом, который является самым безопасным для родителей.

При этом ребенка избавляют от необходимости разрешать проблемные ситуации, поскольку решения ему предлагают либо готовые, либо их достигают без его участия. Как следствие, малыш не способен самостоятельно разрешать проблемы и бороться с трудностями, трезво оценивать их. Он лишается способности мобилизовать свою энергию в трудных ситуациях, он ожидает помощи от взрослых, от родителей. Происходит развитие так называемой выученной беспомощности — условно-рефлекторной реакции на любое препятствие как непреодолимое.

Гиперопека в разных семьях

Как правило, чрезмерную заботу родители проявляют к малышам в первые годы жизни, если у тех имеются какие-либо заболевания, физические и нервно-психические дефекты. Вне действия названных факторов гиперопека свойственна необщительным матерям, с ограниченным кругом контактов. Недостаточная общительность у них компенсируется отношениями с детьми. Очень выражена связь между типом темперамента мамы и характером заботы: гиперпротекция чаще встречается у женщин с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

Зачастую гиперопека присуща матерям, которые доминируют в семье, этим отражается их непроизвольная установка на создание зависимости у детей. Здесь как бы работает психологический механизм «обязать» ребенка действовать определенным заданным образом. Нередко такие мамы пытаются образовать с дочками изолированную пару в семье для общения, они чрезмерно опекают дочерей и не допускают отца участвовать в воспитании.
Если дочка похожа на отца и нуждается в эмоциональном контакте с ним, подобные конфликтные семейные отношения могут неблагоприятно отразиться на формировании характера ребенка и ее отношений в браке.

Особая разновидность чрезмерной опеки встречается у мамочек с истерическим характером, претенциозных, которые добиваются признания любой ценой. В качестве средства они используют ребенка, всячески подчеркивая его достижения, создавая вокруг него ореол исключительности. Фактически же забота и любовь в этом случае носят демонстративный характер, который рассчитан скорее на восхищение окружающих, чем на реальный учет эмоциональных и возрастных нужд детей. Этот вариант гиперопеки встречается чаще в отношении единственного ребенка и в неполной семье. Гиперпротекция зачастую восполняет заостренную потребность в любви у самих родителей.

Причины

В основе гиперопеки лежит желание матери «привязать» к себе дите, не отпускать его от себя, причиной чего часто является чувство беспокойства и тревоги. Мать испытывает потребность в том, чтобы ребенок постоянно был рядом, это перерастает в своего рода ритуал, что уменьшает беспокойство матери и страх одиночества, лишения поддержки и признания. А потому тревожные и часто пожилые мамы склонны к сильно выраженной опеке. Неблагополучные семейные отношения, когда расстроена эмоциональная сплоченность родителей, также выливается в избыточное внимание одного из супругов к детям — как компенсация утраченной близости.

Еще одна распространенная причина гиперопеки – присущее родителям постоянное чувство страха за ребенка, навязчивые опасения за его жизнь и здоровье. Им кажется, что с их чадом обязательно случиться что-то нехорошее, что они нуждаются в опеке, хотя зачастую это оказывается плодом мнительного воображения взрослых. Гиперопеку, которая обусловлена страхом одиночества или беды с ребенком, следует расценить как навязчивую потребность в психологической защите самого родителя. В известной мере беспокойство оправдано из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств у детей, особенно при наличии физической или нервной слабости. Однако у ребенка появляется ответное чувство тревоги и зависимости от родителей.

Очередным мотивом гиперопеки является инертность родительского отношения к своему чаду, которое уже подросло. Ведь к нему необходимо предъявлять более строгие требования, а родители относятся все еще как к маленькому. Подобная ситуация возникает тогда, когда превосходство над неопытным, беззащитным малышом, возможность его опекать выступает едва ли не единственной возможностью самоутверждения самих родителей. Взросление ребенка, его независимость пугает родителей, лишая их главного источника самоутверждения. Они не могут по-другому поддерживать свой высокий статус, бессознательно удерживая растущего ребенка в позиции малого дитя, в сравнении с которым можно проявить свои достоинства. Любые проявления личности малыша такие родители оценивают как вызов и пытаются дать им отпор. Подобная проблема часто возникает у подростков, когда отношение родителей не соответствует выросшим возможностям отпрыска, что приводит к острым конфликтам. Положение усугубляет тот факт, что с малых лет опекаемый ребенок не ориентируется в жизненных ситуациях, плохо представляет себе способы своего самоутверждения, что выливается порой в принятие им извращенных способов, что снабжает родителей аргументами в пользу его незрелости. В тяжелых случаях это затягивается на годы и препятствует самореализации родителей и их выросшего ребенка.

Как быть?

Гиперопека неблагоприятна тем, что детям передается избыточное беспокойство, они психологически заражаются тревогой, которая несвойственна их возрасту. Это приводит к зависимости, несамостоятельности, инфантилизму, неуверенности в себе, избеганию риска, противоречивым тенденциям в формировании личности, отсутствию своевременно развитых правил общения.

В основу классификации типов негармоничного воспитания подростка (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 1987) положены следующие параметры: Уровень протекции в процессе воспитания, то есть сколько сил, внимания уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются чрезмерный (гиперпротекция) или недостаточный (гипопротекция) уровень протекции. Степень удовлетворения потребностей ребенка, в которой возможны два отклонения: потворствование – максимальное, некритичное удовлетворение любых потребностей ребенка и игнорирование потребностей ребенка. Количество требований к ребенку и его обязанностей в семье, включая обязанности по дому, по учебе, требования личной гигиены, помощь другим членам семьи и др.

1.Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. В результате данного типа воспитания формируется непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству с недостаточным упорством и опорой на собственные психологические ресурсы. Когда ребенок сталкивается с реальной действительностью, он часто не находит подтверждения своим завышенным ожиданиям, что ведет к конфликту между реальным и идеальным Я. С одной стороны, это приводит к формированию агрессивности, недоверчивости, подозрительности, упрямству, обидчивости, с другой – противоречие между стремлением детей к контактам с другими людьми и отсутствие средств для установления этих контактов приводит к глобальной зависимости от микросоциального окружения. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

2.Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции «экстрапунктивного» (направленного вовне) типа. При тревожно мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

3.Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Он стимулирует развитие черт тревожно мнительной (психастенической) акцентуации личности. В условиях такого воспитания подростки с психастенической и сенситивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций или декомпенсаций по психастеническому типу. У гипертимов такое отношение вызывает чувство протеста против неуважения к его Я и резко усиливает реакцию эмансипации. 4.Эмоциональное отвержение. Крайний вариант этого типа - воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими либо отрицательными моментами в жизни родителей. Характерно неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения; игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним; глобальное недовольство ребенком. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально лабильной и астенической акцентуациями. При гипертимной и инертно импульсивной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; демонтративно гиперкомпенсаторные личности утрируют детские реакции оппозиции, интроверты замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, «неустойчивые» находят отдушину в подростковых компаниях. При жестоком обращении родителей с детьми на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, наказывают, избивая и истязая. При гипопротекции ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, чаще проявляется как недостаток заботы о физическом, духовном благополучии ребенка, внимания к его делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле и реальной невключенности в жизнь ребенка. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни, враждебность, неуступчивость, максимальную агрессию .