Эпатажный поступок. Почему людям нравится эпатировать? Определение эпатажа или что может быть сложнее

Вызывающий, шокирующий, скандальный Словарь русских синонимов. эпатажный прил., кол во синонимов: 5 вызывающий (67) … Словарь синонимов

эпатажный - ая, ое. épatage m. Вызывающе скандальный. Оба предпочитают прозрачно скрывать свои качества за вычурными, эпатажными, нарочито грубыми или дурашливыми словами и поступками. ЛГ 2.12.1987. Немало удивляет откровенной эпатажная статья Джеймса Райса… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

эпатажный - эпат ажный … Русский орфографический словарь

- (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии

См. забиячливый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вызывающий дерзкий, забиячливый; воспламеняющий, наводящий, смелый, отзывающий, развязный, обусловливающий,… … Словарь синонимов

Бесславный, истерический, позорный, постыдный, лестничный, эпатажный, скандалезный Словарь русских синонимов. скандальный см. позорный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александро … Словарь синонимов

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Круглов. Борис Апрель (Борис Круглов) На презентации дебютного альбома Инкогнито Основная информация … Википедия

- (р. 1962) Рус. прозаик. Родился в Одессе (ныне Украина), окончил Ленинградск. Высш. Инженерно морск. Училище в 1983 г. Работал в системе Морск. Флота. С 1985 г. участвовал в работе семинара молодых фантастов под руководством Бориса Стругацкого.… … Большая биографическая энциклопедия

НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в … История Философии: Энциклопедия

- (или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт практик), ПОСТ культуры (см.: ПОСТ), в которых акцент переносится с результата арт деятельности на ее процесс. Первые А.… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Пьяный корабль , Артюр Рембо. Эпатажный французский поэт Артюр Рембо разрушил классические каноны стихосложения. Его сочное, хлесткое слово возвело в ранг художественного явления то, что раньше казалось низменным.…
  • Кэнди , Саутерн Терри, Хоффенберг Мейсон. Эпатажный, нарочито непристойный роман о сексуальных похождениях девушки-простушки, которая мечтает о большой любви, но на каждом шагу попадает в весьма пикантныеи даже опасные ситуации.…

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage , «подножка » из русского выражения «дать/подставить подножку» . Слово приводится в словарях арго , отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater - ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение - «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года ; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев »), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов . Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен , хотя, по мнению некоторых учёных , само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира , «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства - оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай - скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко :

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалевa рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределенного и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур . Эпатаж у Рогалевой - это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель ; в его понимании эпатаж - это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, А. Флакер использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажa, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями ».

Коммерческое использование

Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.

В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы .

Примеры эпатажа

В искусстве

Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма , который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы - историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама - он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек - это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Похожие настроения выражал Г. Грасс , повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм ».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» - Матисс, Дерен, Вламинк, др. - отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали . В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм - это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков ».

Эпатаж и молодёжные субкультуры

Субкультуры

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм. Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев , рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи - это вонь».

Примечания

Литература

  • Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. - 2001. - № 3. - С. 37-39.
  • И.К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда . // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2.

Из статьи Вовчаренко:

  • Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. - М., 2008. - С. 88-99.
  • Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. - 1990. - № 7. - С. 151-154.
  • Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. - СПб., 1998. - С. 41-46.

Философские эссе по вопросу:

Ссылки

  • Владимир Ляпоров. Оскорбление действием. Скандал и эпатаж в рекламе с точки зрения бизнеса // «Бизнес-журнал», 28 августа, 2003
  • Эрнест Марчуков -

Слово «эпатаж» имеет французское происхождение и означает поведение, не соответствующее общепринятым правилам и нормам. Однако в самой Франции это понятие имеет более нейтральный смысловой оттенок, нежели сегодня в России. Для современных людей попадание под определение «эпатажный» - это один из способов привлечения внимания общественности к своей персоне. Им часто пользуются звезды шоу-бизнеса, отличающиеся нестандартным и даже порой скандальным поведением, способным вызвать неоднозначную реакцию общества.

Эпатажный человек. Какой он?

В наше время заслуженным мастером эпатажа можно назвать Леди Гагу, которая называет себя мамой монстров. Начиная с 2008 года, когда первый же выпущенный певицей альбом сделал ее популярной во всем мире, многие пытаются найти разгадку ее феномена. В чем состоит секрет певицы? Возможно, в том, что для нее понятие «эпатажный» - это не просто слово, ее жизни, созвучный не только ее внутреннему миру, но и бешеным ритмам современности.

Можно сказать, что успех знаменитой певицы - это результат удачного сочетания хорошо просчитанного коммерческого подхода с уникальными свойствами ее характера. Публика, мгновенно раскупающая все билеты на ее концерты в любой стране мира, безумно обожает все, что предлагает экстравагантная дива: ее эпатажные платья, сюрреалистические шоу-постановки и бесконечный напор агрессивной сексуальности.

Эклектика в одежде и эпатаж

Что касается российских артистов, то еще задолго до появления на горизонте шоу-бизнеса Леди Гаги, на сцене в образе пришелицы из космоса блистала советская певица Жанна Агузарова.

Недаром она говорила, что все, что касается понятия «эпатажный» - этои есть она сама. Те образы, которые Агузарова примеряла в советское время и то, что она носит сейчас, практически невозможно ограничить какими-то стилистическими рамками. Она буквально изобрела собственную моду, соединяя в одном костюме несколько, казалось бы, несовместимых направлений. Сегодня такой стиль одежды называют эклектикой.

Кроме Жанны Агузаровой, не менее яркими и узнаваемыми фигурами на российской эстраде можно назвать Сергея Зверева, Бориса Моисеева, Филиппа Киркорова, Аллу Пугачеву, Лолиту Милявскую, Верку Сердючку, которые являются не только обладателями неувядающего творческого потенциала, но и поражают зрителей своими пестрыми нарядами, дерзостью и ярким бурным темпераментом.

Однако, как это ни странно, не всех скандалистов или ведущих себя наперекор общественному мнению индивидуумов можно причислить к разряду эпатажных личностей.

Участившиеся в последнее время акты вандализма и осквернения святынь, а также чувств верующих, изначальной целью которых является привлечение внимания общественности к исполнителям и их политическим взглядам, не могут претендовать на звание истинно эпатажного поведения. Все-таки понятие «эпатажный» - это что-то из разряда современного искусства, способного удивлять людей и приносить им

У ВСЕХ НАС НАКОПИЛАСЬ МАССА ВОПРОСОВ К СЕБЕ И МИРУ , с которыми вроде бы некогда или не стоит идти к психологу. Но убедительные ответы не рождаются ни при разговоре с собой, ни с друзьями, ни с родителями. Мы завели новую регулярную рубрику, где профессиональный психотерапевт Ольга Милорадова будет отвечать на насущные вопросы. Кстати, если они у вас есть, присылайте на .

Почему людям нравиться эпатировать и как отличить естественную оригинальность
от наигранности?

Прошедший в выходные финал «Евровидения» и победа Кончиты Вурст снова подняли важный вопрос: где проходит грань между спекуляцией на оригинальности и свободой выражения своего внутреннего мира? Как относиться к людям-котам, бородатым женщинам, неформалам и любителям шокирующих заявлений, и есть ли у них вообще что-то общее?

Ольга Милорадова
психотерапевт

Если не говорить о таких преходящих явлениях, как пубертат и подростковый протест, а также крайностях в виде психической болезни и ее проявлений, то постоянное стремление к эпатажу чаще всего связано с личностными характеристиками человека. Существует множество разнообразных классификаций типов личностей, придуманных разными авторами, но так или иначе каждый из них описывал индивидов, стремящихся быть в центре внимания, у всех на виду. Чаще всего такой тип личности называется демонстративным, гистрионным или попросту истероидным. Согласно психодинамической концепции, такая личность формируется у ребенка, выросшего в семье холодных и властных родителей, незнакомого с бескорыстной любовью. Так как и без того недолюбленный ребенок, помимо всего прочего, боялся, что его и вовсе отвергнут, он был вынужден придумывать кризисы, драматизировать ситуацию, устраивать своего рода представления. Поскольку такой человек не знает, как любить и быть любимым, то он попросту продолжает пытаться разыгрывать яркий и красочный спектакль, чтобы не потеряться, привлекать к себе поклонников и обожателей.

До недавнего времени поощрялось,
чтоб женщина была незрелой и зависимой

Существует и более социальное объяснение формирования подобного характера и поведения. Изначально слово «истерический« происходит от латинского «гистер» - матка. Во времена Фрейда, например, в принципе считалось, что подобным радикалом могут обладать только те, у кого есть данный орган, - соответственно, женщины. Хотя данную взаимосвязь непосредственно с органом в итоге отвергли, но в целом подобные личностные особенности продолжали приписывать преимущественно женщинам. Социокультурные теоретики предполагают-таки, что дело не в женском поле как таковом, а в нормах и ожиданиях общества. До недавнего времени поощрялось, чтоб женщина была незрелой и зависимой, непоследовательной и взбалмошной, то есть по сути черты такой личности - это гипертрофированные феминные черты. При этом даже если поведение таких людей может выглядеть весьма наигранным и вычурным, в силу чрезмерно бурных, порой не соответствующих происходящему реакций, оно не является фальшивым, как бы оно иногда ни раздражало.

Чтобы не сложилось ложного мнения, что подобные черты несут в себе один негатив, хотелось бы сказать в оправдание, что они являются просто незаменимыми в актерской карьере, да и во всякой деятельности, связанной с публичными выступлениями, что, кстати, как все убедились, неплохо удалось и бородатой женщине. Но я надеюсь, что вы все понимаете, что эпатаж эпатажем, стремление блистать на сцене - это всего лишь одна грань личности, а вопросы гендера гораздо сложнее и не каждый готов вписаться в сугубо феминную или маскулинную канву, пусть даже сменив одно на другое. Есть еще много оттенков посередине.

0 В людях заложена необходимость показать себя с наилучшей стороны, мужчины это делают для придания себе большего статуса в глазах окружающих, тогда как женщины таким образом "приманивают " себе того, кто сможет прокормить их потомство. Поэтому нет ничего удивительного, что модные вещи и аксессуары играют сегодня одну из важнейших ролей в нашем социуме. Однако для того, чтобы привлечь внимание других людей, этого мало, нужно "вытворять " поистине странные и часто нелепые вещи, чтобы о тебе заговорили СМИ и обратили внимание в интернете. Подобное поведение называется одним словом - Эпатаж , что значит вы можете прочесть немного ниже. Обратите внимание, что на нашем ресурсе вы сможете найти ещё множество интересной и познавательной информации. Поэтому обязательно добавьте данный сайт сайт к себе в закладки, чтобы "впитывать " только полезное, доброе, вечное.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось показать несколько любопытных публикаций по рандомной тематике . Например, что значит Отшельник , что такое Страна мёртвых , как понять слово Неглиже , что означает Тет-а-Тет и т. п.
Итак, продолжим, Эпатаж, значение ? Этот термин был заимствован из французского языка "épatage ", что переводится, как "шокирование ", "ошеломление ", далее от глагола "épater " (шокировать, отломить ножку, то есть выбить землю из-под ног).

Эпатаж - так говорят о шокирующих или необычных поступках, ошеломляющих высказываниях или странной внешности, то есть о том, что выходит за рамки общепринятых приличий, норм, устоявшихся представлений общества о поведении в социуме, литературе, живописи, искусстве и моды.


Синоним слова Эпатаж : вычурность, претенциозность, скандальность, нарочитость.

Эпатаж - это нарушение всех мыслимых норм и правил, переворачивание с ног на голову представление о морали, эстетике и нравственности.


В наше время довольно часто можно увидеть, прочесть или услышать слово "Эпатаж ", но не так много пользователей и зрителей знают его значение и смысл, ассоциируя его с модой и стилем. Если это слово упоминается в "разрезе" искусства, то здесь мы можем наблюдать нестандартное восприятие, ярко выраженную экспрессию, и другие жёсткие эффекты. Сейчас стало очень модно создавать картины, в которых заключены элементы, намеренно выводящие зрителя из спокойного состояния. Подобные провокационные работы включают в себя сценки из гомосексуальной любви, "обнажёнки ", изображений насилия или других мотивов, способных привести зрителя в страх и трепет.

Существуют разные мнения по поводу того, так ли уж необходим эпатаж в обществе. И если одни исследователи считают его совершенно новым направлением, раскрывающим незнакомые грани нашей реальности, то другие предполагают, что в итоге эпатаж приведёт к разрушению семейных ценностей и устоев, ведя общество к деградации и саморазрушению. Как вы понимаете, такое неординарное искусство всегда будет вызывать бурные прения и холивары .

Стоит отметить, что если в 60-е, когда по сути эпатаж и шокированные публики стал развиваться огромными темпами, он представлял собой хоть и необычное, но по сути милое и невинное искусство. Однако в наше время всё кардинально изменилось, и сейчас выступление западных звёзд превращается в некие сатанинские ритуалы. Причём, это уже не скрывается, и различные символы, цифры, образы, мелькают в самых разных клипах, начиная от Майли Сайрус (Miley Ray Cyrus ) и заканчивая рэпером Снуп Догом (Snoop Dogg ). Собственно наиболее известные и популярные западные исполнители поклоняются Бафомету , о чём имеется множество косвенных фактов и свидетельств очевидцев. Однако, это тема для отдельной публикации, поэтому я откланиваюсь, и всего вам доброго.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что такое Эпатаж , и теперь не попадёте в затруднительное положение, если вдруг снова обнаружите это красивое словечко в статьях или интернете.