Древние греки костюм. Женская одежда в Древней Греции

Древние греки – народ свободолюбивый, ценящий естественность и простоту во всем, в том числе и в костюме. У них существовала одежда на все случаи жизни: для спортивных состязаний, жертвоприношений, путешествий, театральных выступлений, сражений, – и, при всем своем разнообразии, она неизменно оставалась легкой, не сковывающей движений и на первый взгляд простой.

Особенности древнегреческого костюма

Древние греки редко сшивали свои одежды, вовсе их не кроили и чаще всего составляли из сложенных на разный манер прямоугольников ткани. Казалось бы, что трудного в том, чтобы сложить и красиво обернуть вокруг себя кусок ткани? А вы попробуйте на досуге. Разнообразная драпировка, скалывание и ношение одного и того же отреза ткани создавали многие элементы костюма, и в древнегреческих семьях считалось правильным тоном с самых ранних лет прививать детям эти навыки. Каждый костюм был индивидуален. Да что там индивидуален, он даже постоянной формы-то не имел и все время изменялся в процессе движения того, кто его носил.

Древнегреческий костюм различался в материковой Греции (дорийский костюм) и в малоазиатских территориях (ионийский костюм).

Дорийский отличался большей строгостью, склонностью к удобству и простоте. Дорийские шерстяные ткани, как правило, были ярких цветов: красные, фиолетовые, желтые и голубые. В доклассический период они часто украшались вышитыми растительными и геометрическими орнаментами, сценами охоты и битв, мифологическими сюжетами. Ионийский костюм испытал на себе влияние народов Востока, из-за чего отличался большей длиной и обилием орнаментов. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) короткий, часто выше колен, дорийский вариант костюма вытеснил ионийский. Отныне длинные одежды, помимо плаща, носили только жрецы, актеры во время представлений, некоторые участники священных игр и политики.

Как одевались мужчины в Древней Греции?

Основа мужского древнегреческого костюма – хитон, который складывался из куска ткани, и с одной стороны имел отверстие для руки, а с другой – закреплялся на плече при помощи застежки-фибулы. В период классики и расцвета культуры, в моде был однотонный хитон (белого или натурального цвета), к которому полагался один или два пояса. Для ремесленников, рабов и крестьян существовал еще более простой вариант одежды – короткий экзомис из грубой ткани, который они носили с остроконечным колпаком.

Очень популярен был длинный плащ – гиматий. Его можно было перекинуть через руку, в него можно было завернуться в непогоду или спрятать голову и лицо, чтобы не быть узнанным, а во время поединка убирать назад на спину. Короткий плащ – хламида, вместе с сандалиями или сапожками с отворотами и шляпой с загнутыми полями, представлял собой тип одежды для путешественников. Хламиду поверх легких доспехов также носили воины, а под доспех они надевали неизменный хитон с короткими рукавами.

Сами доспехи, на долгие столетия ставшие образцом для многих народов, состояли из кирасы – металлического панциря на спину и грудь, поножей, защищающих икры, сандалий на толстой подошве и шлема (каждая из областей Древней Греции имела свою форму шлема).

Шляпы были маленькие и узкие, большие и широкополые, войлочные и соломенные. Волосы древние греки отращивали только до наступления совершеннолетия, которое наступало в 16 лет, после чего их чаще всего коротко остригали. Бороду, напротив, не брили, и тщательно за ней ухаживали, придавали ту или иную форму и завивали. Интересно, что борода считалась признаком мужественности вплоть до середины IV в. до н.э., когда Александр Македонский ввел в моду бритье.

Женский костюм: искусство легкой драпировки

Основа женского костюма – тот же хитон, правда, более длинный, по сравнению с мужским. У него мог быть отворот, который было легко отогнуть и прикрыть им голову. К хитону носили один или два пояса, чуть выше и ниже талии. Поверх хитона часто носили перекинутый через плечо шарф или пеплос (изобретение дорийцев), представляющий собой кусок сложенной ткани, отогнутой по верхнему краю. Несшитые края пеплоса падали ровными монументальными складками и придавали костюму строгость и величественность античной архитектуры.

Девушка в греческом хитоне / JamesDeMers, pixabay.com

Верхней одеждой женщин, так же, как и мужчин, был гиматий, а на ногах гречанки носили сандалии на ремешках или шнурованные ботинки из красной кожи.

Прически древнегреческих модниц производят впечатление и по сей день. Замысловатые или, наоборот, простые, практически, всегда высокие, они подчеркивали длину и хрупкость женской шеи. Волосы завязывали узлом, прятали в сетки, завивали, украшали лентами и венцами.

Греки в совершенстве освоили искусство создания драпированного костюма. Легчайшие и тончайшие шерстяные, реже льняные, ткани создавались на вертикальных ткацких станках, снабженных специальными грузиками, которые и обеспечивали ту самую «рыхлость», эффект знаменитых мокрых складок. Драпированный костюм не только оставлял невероятный простор для творчества, но и выгодно подчеркивал достоинства женской и мужской фигуры, а ритм складок и пластические свойства ткани придавали древнегреческому костюму неповторимую художественность.

Пожалуй, ни одна коллекция одежды не обходится без использования элементов этнического костюма. Обычно это характерный крой, ткани, орнаменты, вышивка, цветовое решение, аксессуары. Приметы национальной принадлежности наполняют модные образы особой стильностью и разнообразием. Многогранное и неординарное этническое направление моды состоит из великого множества стилевых решений, связанных с определенными народностями. Не стала исключением и Греция – страна олимпийских богов и древней мифологии. Древние мотивы по-прежнему волнуют дизайнеров и восхищают поклонников моды. Чем характеризуется греческий стиль в одежде и как составить модный look? Разберемся в этом вместе.

Древние греки восхищались красотой физического тела. Они не просто воспевали его, а возвели до уровня культа. Отсюда стремление греческой одежды любым способом подчеркнуть силуэт человеческой фигуры.

Эталоном классических линий для древних эллинцев служила античная архитектура. Одежда не отличалась яркостью красок и экстравагантностью фасонов. Белые платья пеплосы и хитоны повторяли очертания величественных храмов. Мягкие драпировки и множественные вертикальные складки на ткани визуально удлиняли силуэт и стройнили фигуру.

Древние женщины в юности носили приталенную одежду. Только после замужества они переходили на модели, в которых линия пояса располагалась высоко под грудью, а юбка ниспадала волнующими складками. Такие платья тонко подчеркивали плавные линии силуэта, умело маскируя отдельные издержки фигуры в виде объемных бедер или округлого живота.

Еще одной характерной чертой античных нарядов была выраженная асимметрия. Смещение акцентов в отдельных предметах или всего образа в целом способствало созданию нетривиальных композиций.

Особенности греческого стиля в одежде (фото)

Современные дизайнеры не стремятся к слепому подражанию античным формам. Они лишь используют их в качестве базовой основы, украшая многочисленными деталями и разнообразными оттенками. Греческие платья и туники нередко имеют длинные рукава, глубокие фигурные декольте, обнаженные плечи.

Одежду шьют не только из традиционных шелка и льна, также широко используют атлас, ситец, шифон, муслин и прочие великолепные ткани. Вечерние наряды богато украшают многочисленными камнями, стразами, бусинами.

Характерные черты стиля в костюме для женщин:

  • Завышенная линия талии привлекает внимание к груди и визуально увеличивает ее размеры.
  • Свободно струящиеся вдоль тела ткани оттеняют простые линии силуэта и скрывают изъяны телосложения.
  • Длина изделий предпочтительна миди или макси.
  • Большое число драпировок, защипок, плиссированных складок умело создают изящные линии, мягко обтекающие женское тело.
  • Асимметричная пройма или неравномерная линия подола является эффектным элементом костюма.
  • Красочная палитра сформирована, в основном, из пастельных оттенков голубого, желтого, розового, белого цвета.
  • В качестве аксессуаров предлагаются золотые украшения или качественная сияющая бижутерия.

Для кого больше всего подходят греческие наряды?

Возможности античного кроя позволяют умело маскировать недостатки, что способствуют созданию практически идеальных женских фигур. По этой причине стильную одежду нередко используют многие категории людей:

  • Беременные женщины. Легкие ткани натурального происхождения, крой с высокой талией создают полный комфорт будущим мамочкам и малышам. Мягкие складки платья умело скрывают деликатное положение женщин.

  • Субтильные дамочки. Недостаток объемов и нарушение пропорций тела надежно скрывается под сборчатыми складочками платья.
  • Женщины-пышечки. Греческий стиль в одежде для полных – это идеальный вариант кроя, не заостряющий внимания на лишних сантиметрах в области талии и бедер.

  • Поклонницы светских раутов. Модели платьев в античном стиле концентрируют максимум внешнего внимания на области груди и зоне декольте. Это отличный выбор нарядов для торжественных мероприятий.
  • Невесты. Один из самых популярных фасонов свадебных платьев – наряд греческой Афродиты. В белоснежном одеянии девушка выглядит нежно и трепетно.

Древние греки мужчины также носили просторную одежду в виде накидок и плащей, надетых поверх свободных штанов и рубашек. В современной жизни такие вещи не представляются удобными и практичными. Греческий стиль в мужской одежде проявляется в национальных костюмах, надеваемых только лишь на праздники. В остальное время сильный пол предпочитает модели современных европейских дизайнеров.

Создание модного образа

Придумать и воплотить в жизнь наряд греческой богини не представляется трудным делом. Достаточно наполнить собственный гардероб характерными предметами туалета.

  • Платье. Предпочитайте модели свободного кроя со складками на груди, талии длиной в пол или ниже колена. Универсальность фасона позволяет надевать платье по любому поводу. Для пошива лучше всего подойдут однотонные ткани. Если на платье имеются принты в духе греческих мотивов, то число аксессуаров должно сводиться к минимальному значению.

  • Сарафан. Отличная альтернатива повседневному платью. Летний вариант шьют из легких воздушных тканей. Тонких бретелей допускается несколько штук на каждом плече. Они также могут полностью отсутствовать на одной стороне наряда. Зимний тип сарафана отлично подходит для создания делового офисного комплекта. Для такого случая хороши гладкие темноокрашенные ткани или рисунки в виде классической клетки, тонкой полоски, елочки.

  • Туника. Удобная модель одежды, не имеющая сезонной привязки. Тонкая летняя туника хорошо сочетается с брюками и шортами. Зимний вариант надевают с леггинсами, прямыми джинсами, обтягивающими лосинами. Под туникой органично смотрится тонкая водолазка с высоким воротом.

  • Юбка. Греческий стиль предусматривает возможность максимальной длины изделия. Юбка с мягкими складками, расширяющаяся книзу, сочетается с разнообразными кофточками, топами и блузками. Получается нежный романтический образ.

  • Обувь. Разнообразие моделей характеризуется золотыми красками и наличием множественных кожаных ремешков. Вариативность высоты каблука позволяет удовлетворить любой вкус. Уместными считаются сандалии на низком ходу, туфли на небольшой танкетке и сапожки на высокой шпильке.

  • Аксессуары. Завершающим штрихом греческого образа являются удлиненные серьги, крупное колье, цепочки в несколько рядов или браслеты разной ширины. Блеск и сияние объемных украшений не должны затмевать одежду, а только органично дополнять ансамбль. Поэтому для декора вполне достаточно одного-двух предметов.

Мода в современном мире постоянно стремится к разнообразию и совершенству. Стремительный темп жизни вытесняет свободу силуэтных линий и непринужденность фасонов. Только умелое вкрапление этнических мотивов греческого стиля способно мягко и ненавязчиво разбавить излишнюю строгость и лаконичность костюма.

Каждая из великих цивилизаций прошлого имела очаг. Где она зародилась, развивалась и достигнув расцвета, угасла. Очагом античной цивилизации было Средиземное море с его полуостровами и островами, которое в древности называли Внутренним. Значение этого водного пространства отражено в древнем латинском названии мира «круг земель» (orbis terraum), ибо эти земли античной культуры расположившись вокруг моря, на стыке трех частей света – Европы. Азии и Африки.

Вся историю Древней Греции принято разбивать на периоды:

  1. Дополисный (гомеровский) период (XI-VIIIвв. до н.э.),

  2. Архаический период (VIII-VI вв. до. н. э.),

  3. Классический период (конец VI – первая половина IV в. до н.э.),

  4. Эллинизм (IV-I вв. до н.э).

Дискобол

Как происходило развитие моды в Древней Греции, в стране, о которой до нас дошло такое большое количество сведений из письменных источников и произведений искусства и предметов повседневной культуры.

В ранний период своей истории, греки носили набедренные повязки. В холодное время года они надевали шерстяные плащи, называемые пеплосами. Это были грубые шерстяные четырехугольные полотнища, которые ночью использовались как одеяла. Их накидывали на плечи и закалывались булавками или пряжками. Плотное полотнище спадало широкими складками, иногда вокруг талии повязывали пояс. Пеплос сохранился и в позднее время, только приобрел более яркую расцветку, и дополнялся каймой.

Одежда древних греков

В теплое время и мужчины и женщины носили хитон из льняной ткани или тонкой шерстяной ткани. Хитон, как и вся одежда древних греков, не шился, а состоял из прямоугольного куска ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человека, скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался ремешком с напуском (колпосом). Хитон имел длину до щиколоток, и умело заложенные складки. Сверху женщины накидывали покрывало, когда выходили на улицу.

Грекам нравились одежды голубого, розового, лилового, желтого цветов. Самыми дорогими тканями считались – пурпурные. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это была мода времен архаики и ранней классики. Носили также хитоны из светлых тканей и натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Кора. 520 г. до н.э.

Греческие орнаменты используются в одежде по сию пору – это мепндр, «критская волна», ионики, пальметты.

Верхней одеждой был гиматий (его могли одеть как на хитон так и на пеплос) из шерстяной ткани. Он представлял собой прямоугольное полотнище обернутое разными способами вокруг тела.

Все эти одежды можно было скинуть одним движением руки. Сквозь их промежутки виднелось голое тело. Одежды снимались во время гимнастики, на аренах, и торжественных танцах.

Эллины передали и объяснили нам понятие гармонии. Гармония есть некий божественный порядок, который противостоит хаосу. Все в мире. По мнению древних греков. Обнаруживало гармонию – от устройства космоса, до произведений, созданных человеческим разумом. Идеал греков – прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Все чрезмерное – слишком громкое или тихое. Громоздкое или малюсенькое – вносило дисгармонию и вело к беспорядку и хаосу.

Древние греки были полностью убеждены в собственной красоте. Красивый человек это гармония души и тела. Красивым считалось овальное лицо с прямым носом, округлым подбородком, большими глазами. Оно должно делиться по высоте на равные три части: от места роста волос до бровей, от бровей до основания носа, и то основания носа до линии подбородка. Пропорции тела человека также должны соответствовать пропорциям «золотого сечения». Поликлет вычислил эти соотношения6 голова должна составлять 1/8 от всей длинны тела, ноги должны быть равны половине роста, руки, в выпрямленном положении должны достигать середины бедра.

Дорифор. Поликлет

Эллинское представление о прекрасном воплотилось и в костюме тоже.

Обычный мужской костюм представлял собой короткий до колен хитон. Знатные греки носили ионический хитон, он был длиной до пят, и драпировался по-другому. Выполнялся такой хитон из двух кусков ткани, скалывался на плечах несколькими заколками. Драпировался таким образом, что получались рукава, длинной до локтя и область лифа облегала. Довольно часто мужской хитон скреплялся на одном плече. Простой вариант такого хитона – экзомис носили рабы и бедняки. Философы, поэты и другие люди умственного труда предпочитали носить гиматий. Иногда его носили на голое тело, а в домашней обстановке драпировали вокруг бедер. Одежда путешественников и пастухов называлась хламида. Она также состояла из прямоугольного куска ткани скрепленного на плече фибулой. К хламиде полагалась шляпа, которая собой войлочную круглую шапочку с полями и без – называлась петас.

Женский хитон

Женщины носили длинный хитон, в дорическом наиболее древнем хитоне, они напоминали дорическую колонну. В архаическое время поверх хитона одевали юбку. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест. Спартанки носилии только пеплос (их называли «голобедрыми»). Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого был длиннее сзади, чем спереди, а его край можно набрасывать на голову. Поверх одевали гиматий, который еще назывался калиптра. Считается, что калиптра была меньше размерами и тоньше, чем пеплос. На голову женщины надевали круглую почти плоскую шляпу с остроконечным верхом.

Обувь греков была из кожи, представляла собой подошву и ряд прикрепленных ремешков к ней. Подобные сандалии носят и современные модницы. Парадная обувь была яркая, оделана золотом и серебром. Носили греки и мягкие полусапожки персикаи (заимствованные у персов) и высокие ремешковые сапоги эндромис и из мягкой кожи – крепиды. Обувь носили только на улице, приядя в дом ее снимали. Предпочитали ходить босиком.

До персидских войн, прически греков были похожи на восточные. Мужчины носили длинные волосы и бороду. Волосы заплетались в косы или укладывались локонами. В классическую эпоху распространилась прическа из коротких волос, бороды либо сбривали, либо носили короткие.

Женские прически были разнообразны. Наиболее популярной был греческий узел, и прически на ее основе – «лампадион», «каримбос» узел расположенный низко, почти на шее. Молодые девушки носили распущенные волосы. Аспасия (гетера и подруга Перикла) придумала прическу из волос, уложенных вертикальными дольками ото лба до затылкаи перевязанная двумя лентами. Женщины носили также «бант Апполона». Волосы красили, завивали, душили благовониями. Греки уделяли огромное внимание гигиене и косметике. Бани были популярным общественным местом. Древние гречанки охотно пользовались косметикой. Слово косметика пришло к нам из Греции, где существовали специальные рабы – косметы, чьей обязанностью было следить за внешним видом своих господ.

Античные прически

Ювелирные украшения, в основном носили женщины, мужчины могли себе позволить перстень-печатку. Помимо традиционных серег, браслетов, диадем, подвесок гречанки использовали фибулы, шпильки, ремешки, сеточки, цепочки, выполненные с таким мастерством и искусством, что они славились даже у скифов.

Вероятно, многие из вас слышали слово «хламида». Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.

Так что пополним наш раздел «Рукоделие » и подразделы « » и « » новыми материалами.

Основная задача этих предметов одежды — облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу «прикрыть наготу» в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью .

Замечали ли вы, что в древности у ряда «тёплых» (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь — для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:

Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда

  • а) красива
  • б) легко шьётся (а в ряде случаев шить нет необходимости вообще)
  • в) она недорогая, если браться за дело своими руками и с умом.

Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к древнегреческим и древнеримским одеяниям.

Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого — «одежда»). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона — обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани . Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.

Хитон мужской — это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут — пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо «раскалывали».

Ещё более простая форма одежды мужчин — это хламида . Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.

Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.

Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).

1,8 метра — это рост с учётом выпуска и отгиба.

Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.

Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.

Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Ионийский хитон — это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.

Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.

В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.

Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:

В Древнем Риме хитон развился в тунику.

Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами — цветом, орнаментом и так далее. Туника — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее 🙂 Туника — нижняя одежда:

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.

Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос .

В надетом виде он примерно выглядел так:

Или гиматион .

А также разнообразные плащи, накидки и так далее.

Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога — это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность — носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Вот как это происходило на практике:

Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):

Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:

Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.

Вот такие вот получаются древнегреческие одёжки…

По материалам Википедии

Греки во все времена были не то чтобы законодателями моды, но ярыми ее приверженцами и искусными изобретателями разнообразных нарядов, как для повседневности, таки для праздничных торжеств. Кстати, если подойти к рассмотрению древнегреческой одежды очень внимательно, можно сказать, что все наряды выглядели довольно незаурядно. Как одевались воины? Воин древней Греции - сплошь в доспехах, умеющий владеть разными типами оружия. На поясе, через плечо, на руках и ногах можно было наблюдать всевозможные приспособления для лука со стрелами, ножей, дротиков, меча, щита и др. Базовая одежда воина - это хитон (очень короткий тельник) и хламида. Ее надавали поверх доспехов.

Пару слов о нательной одежде воинов.


Хитон носили не только они, но и практически все население страны еще с 5 века до н.э. Классический период был ознаменован ношением мужчинами коротких хитонов без рукавов. Шить при этом надо было по минимуму. Брался кусок ткани прямоугольной формы, перегибался пополам и сшивался по краям. На плечах такая нательная одежда крепилась специальными скрепами - фибулами. Вся конструкция надевалась под пояс. Допускалось ношение нескольких поясов. По правилам требовалось подшить и подол. Неподшитую одежду надевали лишь рабы, очень бедные или обычный люд в период траура. Хитоны шили и с рукавом, но очень коротким.Хламида представляла собой своеобразный, коротковатый плащ, скрепленный на шее застежкой. Этот предмет одежды носили не только воины, но и охотники, а также путешественники. Доспехи, которые воинам приходилось носить постоянно, снимая лишь на ночь и то не всегда, были довольно легкими по весу. Они очень красиво декорировались и еще в древности считались произведениями искусства, а не только орудиями защиты или нападения в боях. Доспехи состояли из:

1. Металлической кирасы (руки при этом оставались открытыми). Часто она шилась из толстой ткани с подкладкой из фетра. У кавалерии кираса состояла еще и из бронзовых дисков, что напоминало чешуйки.

2. Поножей.

3. Сандалий на толстенной подошве, сшитых из очень плотной кожи.

Воины разных местностей Греции носили неодинаковой формы шлемы. У дорийцев низко спускалось забрало. У коринфов шлем сильно надвигался на глаза. Классический головной убор воина биотии защищал голову, щеки, нос.Особенности одежды и обуви древнегреческих воиновХитоны шили не только из льна, но и овечьей шерсти. Когда торговля развилась настолько, что в страну ввозилось огромное количество товаров, ткани для хитонов приобретали у иноземцев. Доставляли из колоний, Персии, Сирии, Финикии. Это были узорчатые, пурпурные, шелковые материалы.Хитоны были разной длины. У ионийцев она доходила до пят, а дорийцы носили хитоны до колен. Позже все стали надевать хитоны укороченного типа, поскольку и воинам, и представителям других профессий, было весьма трудно передвигаться в такой одежде. Особенно если нужно было делать это быстро.Что же касается обуви, воины без нее обходиться не могли. Наиболее распространенный вариант - сандалии. К ступням их крепили кожаными ремнями. Переплетали и красиво завязывали в районе икр. Слово «сандалии» в переводе с греческого - это просто подошва, прикрепленная к ногам. Кожаные шнуры называли «крепиды». Еще одна разновидность обуви воинов - эндромиды (сапоги из кожи). Они были высокими, шнурованными, очень удобными для езды верхом. Открытыми в эндромидах оставались лишь пальцы. В этой обуви было очень удобно бегать. Поэтому носили эндромиды не только воины, но и спортсмены, охотники. Кстати, это греки стали делать сандалии и иные типы обуви, для левой и правой ног. Это стало намного удобнее, что и оценили позже жители других государств, с которыми у греков была налажена торговля.

Амуниция

Копья у воинов древней Греции были либо очень длинными, либо укороченными, больше похожими на дротики. Чтобы совершать броски копий, при воине всегда были кожаные ремешки, которые он наматывал на стержень копья, делая петли для пальцев.Меч также был длинным. Таковой предпочитал видеть у своих бойцов афинский военный организатор Ификрат, живший в 400 гг. до н.э. В источниках часто упоминается и меч Лакедемон. Он отличался тем, что острая сторона была немного вогнутой, а тупая - широкой. Ножны такого орудия делались прямыми.Кроме этого, древнегреческие воины носили палицы. Более характерный период для применения такого вида оружия - Средневековье. Очень востребован у древнегреческих воинов был лук. Им владели легковооруженные отряды. Очень уважали луки воины крита, акаряне, ахеяне, жители Рода и Мела.Интересными были шлемы древнегреческих воинов. Мало того, что они защищали от ударов, но были настоящими произведениями искусства. Декор отличался изяществом и выпуклостью. На лбу, затылке, щеках изображались разные рисунки, среди которых были и животные, и птицы, и разнообразные орнаменты. Гребень шлема спускался к самой шее. Его чаще украшали разноцветными перьями. Панцирь. Это защита тела воина, которая надевалась в период боя. Панцирь старались делать облегченным. При этом доспех прекрасно декорировали, украшали различными орнаментами. Панцирь состоял из 2 половинок, которые скреплялись друг с другом при помощи крючков. Такой тип доспеха носили в основном офицеры высоких чинов. Воины в панцирях неоднократно изображались на памятниках архитектуры и упоминались письменности древней Греции.Нередко панцири изготавливали из плотной кожи. Именовали их фартуками. Половинки крепились посредством толстых ремней. Такой панцирь защищал не только плечи и туловище, но и руки. Большинство воинов поверх кожаного фартука крепили металлические пластины (чешуйки) или костяные слайсы. Такие защитные приспособления прилегали к основе по типу змеиной чешуи. Панцирь очень хорошо облегал тело древнегреческого бойца, смотрелся естественно, несмотря на то, что был выпуклым. Он выполнял главную защитную функцию торса и рук. По длине панцирь доходил до бедер. Нередко доспехи одного воина не мог носить никто другой, кроме него самого.

Щит.

Этот атрибут воинов не изменялся долгое время и в течение сотен лет сохранял свою форму, размер. Воинов разных местечек Греции отличал декор, которым украшали щиты. На них изображали птиц, змей, львов, кабанов. После персидских войн щиты начали маркировать буквами и наносили на них девизы войск.Щит изготавливался из дерева. У пехоты он был меньшего размера, чем у остальных воинов древней Греции. Иногда щиты делали из прутьев ивы, ловко сплетая их в круглый доспех. Нередко щиты были не округлой формы, а с выемками в виде полукругов или овальными, также с выемками.Окаймляли щиты металлическими ободами. Носили этот доспех на перевязи через плечо. Изнутри щит дополняли парой скобок, куда воины продевали руку. Это давало возможность легко управлять таким орудием в ходе боя и прекрасно защищаться от копий и ударов мечами. В более поздний период на щиты мостили металлические накладки. Их декорировали и натирали до блеска.Кстати, доспехами защищали не только воинов, но и их коней. На них надевали бляхи, вылитые из металла, налобники, нагрудники, набедренники. Сам же воин всегда имел при себе:

  1. Короткий меч с позолоченными ножнами
  2. Палицу
  3. Копье (часто пару штук)
  4. Секиру

В качестве оборонительных доспехов служили шлем, панцирь, щит, поножи. Все эти атрибуты воина делались исключительно по индивидуальным заказам или изготавливались ими самостоятельно. У царей и воинов элитного класса, доспехи были весьма дороги. Делались они из бронзы с вставками из серебра, а декорировались разными драгоценными металлами и камнями. Работа по изготовлению амуниции воинов считалась очень искусным делом. В более поздние времена воины защищали металлическими пластинами и ноги. Они крепили их к обуви. Такие чешуи закрывали икры, лодыжки древнегреческого бойца. Выше крепились наколенники. Амуниция для ног изготавливалась из бронзы и плотно прилегала к телу. Креплениями служили специальные пряжки, которые также делали в мастерских. Нередко пряжки были вылиты из серебра, а изнутри на них крепили мягкий материал, чтобы исключить давление на ноги в период сражений и походов.В качестве материалов, из которых изготавливали амуницию, древнегреческие воины выбирали не только бронзу, но и железо, медь. Искусство создавать одеждуГреки во все времена, при своей простоте вкусов, старались шить очень качественную и красивую одежду. Костюм воина, как и представителей разных профессий, не всегда выглядел просто. Складывать вокруг тела пару кусков ткани не приветствовалось. В почете были драпировка, изящные крепления. Очень хорошим тоном в древней Греции считалось ношение качественных и красивых вещей в течение долгого периода времени. Поначалу нательную одежду шили из льна, но позже дорийцы начали внедрять возможность использования шерстяных тканей. Их подкрашивали в желтый, фиолетовый, голубой цвета. Рисунки наносили нитками, вышивая. По кайме одежды всегда пускали орнамент. Он чаще был геометрического типа, но встречались и изображения птиц, животных. Хламида воина была однотонной - светлого или коричневого цветов. Кайма делалась по тону контрастному колору основной ткани. Для окантовки нередко использовали голубой, красный, желтый.

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    В V в. до н.э. по желанию царя Архелая столица Македонского царства была перенесена из предгорных Эг в находящуюся на равнине Пеллу. Несмотря на это, Эги еще долгое время сохраняли статус важного церемониального центра, хотя и уступали первенство Диону.

    Галереи в Греции

    Афины. Город великих поэтов и философов.

    Город Афины - столица Греции, сердце культуры, сохранившее множество памятников древних цивилизаций. Нам не известен другой город в мире, который имел бы историю и прежде всего славу города Афины. Благословлённый не только природой, но и богами, город Афины является тем городом, где в течении классического периода были созданы высокие идеалы, величество, красота и правдивость, являющиеся единственным правдивым лучом света человеческой мудрости и вдохновения.

    Спортивные мероприятия в Греции