Делаем декупаж своими руками. Секреты декупажа, материалы и порядок работ

Оформление элементов интерьера в восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки.

Секреты декупажа для начинающих

Декупаж – искусство декорирования интерьера, разных предметов, а также аксессуаров с помощью вырезанных орнаментов из бумаги, ткани или кожи. Начало его развития положено в XV веке в Германии. В средневековье умельцы применяли этот вид техники в мебельном деле.


Декорирование мебели при помощи декупажа

Он стремительно развивался и распространялся по миру, и уже в Викторианскую эпоху многие самостоятельно освоили это необычное искусство декорирования. Теперь декупаж своими руками может создать каждый.


Декупаж мебели своими руками — недорогой и эффектный способ обновить мебель

Стили и виды декупажа

Декупаж имеет большое количество стилей, множество из которых появились не так давно.


Техника декупаж часто используются при декоре небольших предметов

Самыми популярными являются:

  • Шебби — шик. Возник в конце прошлого века. Его особенности: цвета светлых нежных оттенков, цветочный орнамент, наличие эффекта потертости;
  • Прованс. Используют этот стиль при декорировании предмета под французскую старину;
  • Винтажный стиль. Характерными чертами является: эффект состаривания, использование в совокупности новых и старых предметов;
  • Этностили: японский, индийский, африканский и т.д. Украшение предметов в технике «этнический декупаж” опирается на традиционные мотивы каждой отдельной страны. Для индийского, например, характерны геометрические орнаменты, насыщенные и яркие цвета;
  • Симпл-сити. Стиль доступный всем, так как его особенность заключается в использовании всевозможных подручных средств: журналов, газет, детских рисунков и т. п;
  • Викторианский. Вещи декорируются под классический английский стиль эпохи королевы Виктории;

Старую или некрасивую мебель можно преобразить кардинальным образом, своими руками, применив технику декупажа
Техника декупаж – это стильные предметы интерьера без затрат, сделанные своими руками, и с удовольствием

Время не стоит на месте, поэтому многие виды декупажа сейчас уже не актуальны.

Самыми востребованными являются:

  • Классический. Именно с этого вида зародился декупаж. Его техника заключается в наклеивании бумажных орнаментов на поверхность;
  • Декопатч. Предмет украшается с помощью небольших кусочков бумаги;
  • Объемный. Для декорирования применяются объемные предметы;
  • Художественный. Особенность вида заключается в стремлении создать целостное изображение;
  • Обратный. Такой декупаж делается на прозрачные стеклянные предметы. Отличается от классического тем, что орнамент прикрепляется с внутренней стороны;
  • . Отличная альтернатива классическому виду. Такое декорирование делается лишь на вещах из материи, которые не нужно стирать при температуре выше 40 градусов.

Что и где приобрести для декупажа

Первые вопросы, которые встают перед начинающим творить в технике декупаж: что подготовить для работы и где все это приобрести.


Проблем с ассортиментом специальных средств для данного рукоделия в магазинах современности, как правило, не бывает. Но, если все же чего-то в них не хватает, то есть еще и многочисленные интернет-сервисы, торгующие необходимыми аксессуарами.


К самым необходимым материалам и инструментам при любом виде и стиле декупажа относятся:

  • заготовка – предмет или поверхность, выбранные для декора;
  • кисточки различной толщины и материалов, подбирающиеся в зависимости от вида работ;
  • акриловые краски и лак;
  • специальные декупажные аппликации, вырезанные самостоятельно фигурки и изображения либо другие элементы украшения;
  • клей;
  • бумага наждачная для затирки.

Декупаж — это техника декорирования предметов обихода, интерьера, мебели с помощью вырезанных мотивов

Техника декупаж позволяет преобразить поверхности и предметы, созданные из самых различных материалов. Это может быть: стена, кожаный кошелек или сумочка, стеклянная вазочка, металлическая или деревянная заготовка, тканевый мешочек для хранения трав и многое другое.

Материал, а также цветовая гамма будущего изделия подбираются в зависимости о того, какой стиль выбран для декорирования. Краски и лак берутся акриловые по причине их неприхотливости. А это очень важно, так как именно с них, как правило, начинаются все работы. Клей можно использовать как специализированный, так и универсальный ПВА.


Украшение предметов с использованием техники декупаж является одной из форм художественного выражения нашей идентичности, предпочтений и интересов

Все необходимые материалы доступны практически каждому, а технология не так сложна, поэтому декупаж вполне доступен для начинающих.

Можно, например, освоить несколько несложных приемов декорирования мебели либо бутылок и свечей.

Декупаж мебели

Мебель, умело декорированная в технике декупаж, выглядит очень богато и изысканно в независимости от того какой стиль для этого выбран.


Своими руками выполняется декупаж мебели двумя способами:

  1. С использованием всей поверхности предмета, в технике декопатч.
  2. С использованием части предмета – украшение делается с использованием одной или двух картинок.

Газетный декопатч на стульях

Очень легко и просто, к примеру, можно украсить старый комод.


Комод в технике декопатч из газет

Для этого подготавливаются следующие инструменты:

  • бумажные вырезки;
  • спирт;
  • ненужные тряпки;
  • герметик;
  • кисточка и губка;
  • полиуретановый лак;
  • кожаные полоски для ручек;
  • клей;
  • бумага наждачная.

Для декопатча подойдет комод любой формы и размера

Комод очищается тоненькой наждачной бумагой, затем протирается пропитанной спиртом тканью и хорошо вытирается ветошью. Подготовленная поверхность покрывается при помощи кисточки или губки клеем. Нарезанные газеты тщательно смачиваются водой, наносятся на поверхность. Очень важно при этом хорошо разгладить наклеенный материал так, чтобы не осталось пузырьков воздуха под ним. Делается это по направлению от центра к краям комода. После чего вся поверхность покрывается несколькими слоями лака, высыхание каждого слоя занимает час.


Декопатч — одна из техник, близкая к декупажу и часто использующаяся вместе с ним

На готовую высохшую поверхность к краям ящиков прикручиваются ручки, заранее задекорированные кожей и креативно украшенный комод готов.

Декупаж комода

Отличным поводом освоить технику декупаж может стать день рождения, свадьба, новогодние праздники или любое другое торжественное мероприятия.


Оригинальным подарком станут декорированные бутылки или свечи.


Декупаж бутылок — простой способ стильного декора дома

Прелесть таких презентов в том, что они всегда уникальны.


Несколько советов по декупажу праздничных аксессуаров:

  • Для выделения мелких деталей и контура лучше использовать контурные краски, для заполнения изображения – витражные, акриловыми хорошо работать на стеклянных и керамических изделиях;
  • Ткани лучше брать такие как шелк, атлас, велюр или бархат;
  • Гофрированная бумага не используется в декупаже бутылок, свечей и бокалов, так как быстро портится;
  • Перед украшением бутылки необходимо ее тщательно очистить и загрунтовать;
  • Для того чтобы декорированная бутылка хорошо открывалась, горлышко под пробкой обматывается тонкой проволокой;
  • На этот участок лучше не наносить много слоев лака, клея, фольги и салфеток;
  • Не стоит оставлять не задекорированным дно бутылки;
  • Для свечей отлично подходят орнаменты, вырезанные из салфеток.

Заготовка прикладывается к свече и с легкостью утапливается в нее с помощью горячей ложки. Но не стоит держать ложечку на свече слишком долго, чтоб не деформировать изделие. Освоив такой вид искусства, как декупаж, современные любители рукоделия могут не только преобразить старую мебель, аксессуары, но и хоть немного ощутить себя венецианскими мастерами.

Декупаж свечи

Все о декупаже.
Предлагаем Вашему вниманию статью для начинающих мастеров декупажа.
В ней мы рассмотрим самые разные и волнующие темы. Дадим полезные и интересные советы по работе и материалам.
Сейчас в интернете можно найти много информации о декупаже, а так же различные мастер-классы. Но на нашем сайте вся нужная информация будет в одном месте! И не надо будет долго мучатся, чтоб найти ответ на интересующий вопрос!
Мы подробно остановимся на каждом этапе, поэтому Вы получите много сведений. Но не стоит пугаться 🙂 Прочтение всех советов приведет Вас к наилучшим результатам Ваших работ!

Начнем с того, что поделим советы на своеобразные части, а именно так:
1. Что такое декупаж (немного истории)
2. Инструменты и материалы (грунтовка, клей, кисти, лак)
3. Салфетки, декупажные карты и распечатки
4. Работа на темном и светлом фоне и процесс окрашивание поверхности
5. Поверхности для работы (пластик, картон, дерево, керамика, ткань и прочее…)
6. Поговорим о кракелюрах

Часть 1.
Что же такое ?
Декупаж (фр. decouper - вырезать) - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.
Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.
В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.
Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.
Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.
Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор.
В настоящее время в декупаже популярны такие стили, как: прованс, викторианский стиль, шебби-шик, этно и много других течений. Это обусловлено в первую очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.
(Источник: wikipedia.org)
Часть 2 (Инструменты и материалы (грунтовка, клей, кисти )
Для того, чтоб приступить к работе в технике декупаж Вам понадобится инструменты. А именно у Вас должны быть обязательно острые небольшие ножницы ! Это могут быть как маникюрные, так и медицинские, или пинцетные ножницы. Для более плотной бумаги понадобятся ножницы покрепче, можно еще использовать скальпель , или специальный нож для декупажа с вращающимся лезвием.
Также нужны будут кисти . Лучше всего при приклеивании салфеток на небольшие поверхности использовать веерную кисть. Еще Вам будет удобно использовать плоскую синтетическую кисть № 12-14 м. Если же надо работать с более крупным предметом, то тогда лучше использовать кисти большей ширины или валик. При нанесении красок или лака очень удобно покрывать поверхность поролоновой губкой.
Иногда рисунок из салфетки вырывают пальцами. Это удобно когда на рисунке все элементы крупные. Если же в Вашем мотиве есть очень мелкие элементы, то их лучше прорисовать тонкой кистью.
Кисти для декупажа имеют большое значение, и со временем вы научитесь подбирать именно те, которые удобны Вам.Для того, чтоб все слои краски и лака легли хорошо, декорируемую поверхность надо обработать, а именно зашлифовать, обезжирить и загрунтовать. Если Вы начинающий мастер, то Вам лучше всего использовать ровную и гладкую поверхность в работе.
Для шлифовки используется два вида наждачной бумаги . Начинаете работать с крупной, а затем надо проработать поверхность мелкой наждачной бумагой. Можно также использовать шлифовальную губку разной зернистости.Обезжиривать поверхность можно либо спиртом, либо самым обычным средством для мытья окон. Но, еще раз повторюсь – все зависит от декорируемой поверхности!
Для грунтовки можно использовать специальный грунт для декупажа, или акриловую краску, или клей ПВА.
Более подробно на каждом материале мы остановимся в другой части (№5).

Для приклеивания чаще всего используется клей ПВА (разбавленный или неразбавленный), либо же специальный декупажный клей .
Готовый мотив из салфетки прикладываем на поверхность и плоской или веерной кистью начинаем приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает немного растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра узора.А теперь про лак . Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.
Работа, выполнена в технике декупажа, хорошо смотрится только тогда, когда выбранный Вами мотив сливается с фоном, и не видно никаких излишек, комочков, складок. Также достичь нужного эффекта помогает финишное покрытие лаком! Количество слоев варьируется от самой работы.
Выбор лаков очень велик! Вы можете использовать глянцевый или матовый лак, лак с тройным блеском и с сильным глянцевым блеском, на основе акрила. Какой лак использовать зависит от того, какого эффекта Вы хотите добиться. Есть специальный глянцевый лак на водной основе для того, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки для декупажа не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти.Часть 3 (Салфетки, декупажные карты и распечатки )
Что же можно использовать в качестве картинки для приклеивания? В этой части мы остановимся на всех возможных вариантах.
Чаще всего используют обычные трехслойные салфетки , вырывая или вырезая нужный узор (мотив), и затем отделяют нижние два слоя. Используется только один слой – самый верхний, с рисунком. А для того, чтоб нужный элемент рисунка легче вырвать, его края можно немного смочить влажной кисточкой.
Если Вы новичок – то Вам проще всего начать с салфеток, т.к. для их подготовки нужно очень мало действий.

Можно использовать декупажные карты . Это такая бумага, которая специально разрабатывается для техники декупажа: чтобы лучше прилегала при приклеивании, получалось меньше складок, не выгорала со временем.

Как приготовить мотив из декупажной карты?
Для начала нужный фрагмент надо вырезать, а затем замочить в воде. Но если фрагмент маленький, то просто покрываем место, куда будем клеить мотив, лаком. Затем приклеиваем мотив и сверху опять промазываем лаком.
Если же мотив большой, то предварительно мы его опускаем в мисочку с водой, и немного ждем, чтобы весь рисунок промок (в это время он будет скручиваться), затем вынимаем и промокаем бумажными полотенцами излишки воды. Данный фрагмент узора можно положить на файл, так с ним проще будет работать. Равномерно наносим клей на оборотную сторону мотива и на поверхность предмета, с которым работаем. Клеим мотив на поверхность и разглаживаем, выгоняя лишний воздух.
Существует такой способ декупажа – как обратный декупаж на тарелке. В этом случае будет полезно использовать однотонную рисовую бумагу . Приклеивается она также, как обычная салфетка.А еще можно использовать разные распечатки . Лучше всего распечатывать на одном из белых слоев салфетки, но подложить под нее обычный лист бумаги. Принтер при этом должен быть настроен на ручную подачу. Надо загнуть салфетку вокруг бумаги с трех сторон, тщательно пригладить сгибы и проклеить широким скотчем. Сделать все так аккуратно, чтобы принтеру просто не было за что зацепиться. Класть бумагу соответственно надо таким образом, чтобы первой принтер съедал ту сторону, где салфетка завернута и прихвачена скотчем.
Распечатывать надо обязательно на лазерном принтере! Если Вы распечатаете рисунок на струйном принтере, при работе он у Вас «потечет» (краска смоется с рисунка).
Еще некоторые мастера декупажа используют мотивы из самых обычных открыток . Для этого требуется с обратной стороны открытки, пользуясь нулевой шкуркой, на сухую, очень осторожно, ошкурить нижний слой бумаги, особенно края делая их очень тонкими. Чтоб на декорируемой поверхности не было видно границы перехода.
Есть еще один способ как убрать нижний слой распечатки. Придумала его Инна Шоколадница. Способ очень прост в исполнении. Для этого надо распечатку хорошо прогладить. С обратной стороны клеим скотч широкий и легким движением руки, как при депиляции, снимаем пленку, а вместе с ней и один слой бумаги. Вот так
И еще один оригинальный способ декупажа – это использование старых фотографий. Перед наклеиванием фото, покрываем его лаком с лицевой стороны, даем высохнуть, замачиваем в воде и осторожно снимаем нижний слой, как бы скатываем его.

Часть 4 (Работа на темном и светлом фоне )
Итак, поговорим о том, на каком же фоне лучше делать декупаж. И еще важно учитывать не только цвет, но и технику выполнения.
На белом фоне работа будет очень яркой и насыщенной! Особенно это важно если Вы работаете с салфеткой для декупажа.
Но если Вам надо сделать декупаж на темном фоне – над этим надо хорошенько подумать. Поскольку рисунок салфетки потеряется на темном фоне. То же самое относится к мотивам, нанесенным на рисовую бумагу.
Но это правило не относится к плотной бумаге для декупажа, поскольку она не просвечивает ни при каких обстоятельствах.
А для того, чтоб Ваша работа стала идеальной на темном фоне есть несколько способов как это сделать:
1. -для начала окрасьте поверхность белой краской ;
-приклейте салфетку (нужный мотив)и просушите ее;
-затем покройте этот элемент акриловым лаком;
-и теперь можно аккуратно окрашивать фон вокруг рисунка. Для этого можно использовать или губку или кисть. Ваш мотив останется ярким. И даже если Вы случайно испачкаете рисунок краской, ее можно очистить влажным ватным диском, рисунок защищен лаком и не пострадает.
2. Можно сделать по-другому. Делаем основной фон. А затем покрываем белой краской тот участок фона, где будет расположена салфетка. Но это способ немного не удобен тем, что салфетка при наклеивании немного растягивается и края рисунка (мотива) будут темными. Пользоваться таким способом желательно в редких случаях.
3. И еще один способ состоит в том, что Вы можете приклеить на готовый фон не нужные слои салфетки. А именно так:
-возьмите один из слоев салфетки, от вырезанного мотива, приклейте его и просушите;
-покройте этот фрагмент белой краской, и опять просушите;
-и уже сверху приклеивайте нужный рисунок.
Но, опять таки не забывайте, что салфетка немного растягивается. Постарайтесь, чтоб совпадение было максимальным!
Хотя есть такие моменты в работе, что не стоит сильно волноваться за темный фон изделий. Например, если Вы хотите создать изделие под старину или под металлизированные оттенки типа медь, бронза, приклеенный мотив может напоминать гравюру. Не бойтесь пробовать и экспериментировать!

Окрашивание
Для окрашиваниядекорируемой поверхности чаще все используются акриловые краски . Они очень быстро сохнут, легко накладываются, после высыхания не растворяются в вод. Любая фирма производитель имеет широкую цветовую гамму, а также краски с и различными эффектами (с блестками, металлическим эффектом, глянцевые, т.д.)
Процесс работы таков — окрасьте Ваш предмет. Если Вы работаете с досточкой – ее нужно окрасить с двух сторон, чтоб работа выглядела эстетично и красиво. Если же это шкатулка или цветочный горшочек – то ее не обязательно окрашивать внутри. Но все зависит о того, какого эффекта Вы хотите достичь и как в дальнейшем будете использовать свою работу.
Поверхность работы можно просто окрасить белой краской, или получить любой желаемый оттенок. Смешайте краски в палитре. Если же у Вас таковой нет, можно использовать любую одноразовую посуду. Акриловые краски очень хорошо смешиваются между собой, поэтому достичь нужного оттенка будет очень легко. Наноситься краска плоской синтетической кистью. Мазки старайтесь делать аккуратными, не оставлять подтеков и жирных полос краски. Также для окрашивания еще можно использовать поролоновую губку. При ее помощи создается слегка шероховатая поверхность. Сразу после окрашивания вымойте кисть, иначе она засохнет и придет в негодность! Губку можно выбросить. Она больше Вам не пригодиться.
Просушите работу. Акриловая краска высыхает в течении 20-30 минут. Чтобы ускорить процесс высыхания можно воспользоваться обычным феном.
Постарайтесь окрасить декорируемую поверхность очень хорошо, чтоб не осталось неокрашенных участков. Обычно, одного слоя не достаточно, лучше нанесите два слоя краски.
Затем просушите работу и приступайте к приклеиванию салфетки!
На нашем сайте есть маленькая, познавательная по акриловым краскам.
Часть 5 (Поверхности для работы )
Приступая к декупажной работе надо определиться с рабочей поверхность, с чем Вы хотите работать – с металлом, деревом, тканью, пластиком, стеклом и т.д. Любую поверхность перед началом работы надо подготовить, и как это сделать мы подробно расскажем в этой части.
Работа с деревянными поверхностями.
Дерево может быть либо ранее окрашенным, либо не обработанным, либо дерево может быть с пропиткой.
Если выбранная Вами поверхность дерева не обработана , шероховата — то для начала ее нужно зашкурить наждачной бумагой. Если есть какие-либо сколы, выемки, то их надо зашпаклевать или шпаклевкой, или художественным грунтом. И затем, высохшую поверхность зашкурить мелкой наждачной бумагой.
Дерево перед работой грунтуют акриловой краской или грунтом . Цвет грунта зависит от Вашего рисунка, мотива на досточке. Чем лучше грунт –тем, что покрытая им поверхность значительно сокращает расход краски, и это снижается ее впитываемость. Вы можете использовать как специальный грунт по дереву и картону, так и универсальный.Если же Вы хотите работать с деревом на котором есть пропитка (это могут быть разные разделочные досточки), то для того чтоб чтобы обеспечить хорошее сцепление грунта или красок с поверхностью ее нужно зашкурить! А дальше загрунтовать любым возможным для Вас способом описанным выше.
Теперь поговорим об окрашенном дереве. Перед началом работы хорошенько осмотрите поверхность – есть ли какие-либо повреждения, трещины, в каком состоянии дерево.
Если рабочая поверхность в отличном состоянии, то ее надо только зашкурить (для лучшего сцепления краски) и загрунтовать.
Если же на поверхности видны изъяны –ее нужно полностью очистить. Делать такую работу лучше на улице или в хорошо проветриваемом помещении, поскольку будет много пыли! Нужно использовать шлифовальную машинку или специальное средство для удаления старой краски. Она продается в хозяйственных магазинах.
После подготовки таким образом поверхности, ее также грунтуют, шкурят самой мелкой наждачной бумагой для ровной поверхности, и она готова к дальнейшим действиям.Если Вы хотите работать с металлическими поверхностями надо удалить ржавчину (если такова иметься), а затем грунтовать. Для этого лучше использовать специальный грунт, который обеспечивает хорошую адгезию (сцепление) оболочкового состава к основанию. Он наноситься в два-три слоя с промежуточным шлифованием. После того, как грунт хорошо просох, поверхность готова к дальнейшей работе.Допустим, Вы захотели работать с картоном . И это вызовет у Вас некоторые трудности, поскольку картон деформируется под воздействием воды. А для того, чтоб этого не случилось картонную поверхность тоже нужно загрунтовать! Это может быть гипс (разведенный до кремообразного состояния), или же специальный грунт для дерева и картона, или же Вы можете загрунтовать поверхность лаком.
Все ямки и дырочки можно заделать массой для папье-маше. А затем всю поверхность загрунтовать. И дальше покрывать краской и работать.С пластиковой поверхность легче работать. Но перед тем, как с ней работать ее надо сначала обезжирить. При надобности – ошкурить. Затем покрыть грунтом (в два слоя) и дальше работать как и со всеми декорируемыми поверхностями.
Декупаж на стеклянных предметах можно разделить на прямой (когда мотив наклеивается на лицевую, наружную сторону стекла), и обратный (когда мотив приклеивается на внутреннюю сторону предмета, например, тарелки).
При обратном декупаже салфетки приклеиваются лицевой стороной к стеклу. Перед началом работы стеклянный предмет нужно обезжирить спиртом (водкой) или ацетоном. Приклеить мотив на стекло можно на ПВА, акриловый клей, специальный клей для декупажа на стекле.
Для того, чтоб создать фон на стекле используют обычные акриловые краски, краски для росписи по стеклу, бумагу ручной работы или рисовую, витражные контуры, маркеры для стекла.
Для финального покрытия работы используются акриловые лаки, специальные лаки-спреи для стекла и декупажа. Если Вы хотите, чтобы сделанная вещь использовалась в декоративных целях, то тогда можете использовать те же лаки, клеи и краски, что и для прямого декупажа на стекле. Очень гладкую поверхность желательно обработать наждачной бумагой.
Но для того, чтобы Вашу керамику (например, чайную посуд) можно было использовать по прямому назначению, надо использовать специальные клея для керамики и фарфора Porzellan Potch.
И изделие после окончания работы нужно запечь. Температура и время запекания у каждой фирмы разная, поэтому внимательно читайте инструцкциюПри декупаже на ткани тоже нужно использовать специальные лаки . Ткань должна быть чистой, выстиранной и высушенной. На тот участок, на который будете наносить рисунок, надо обильно нанести клей и разместить мотив. Чтобы салфетка полностью пропиталась, сразу сверху необходимо покрыть слоем клея, используя мягкую кисть. Просушить в течение суток.
Для закрепления работы ее нужно прогладить с изнанки утюгом 5 минут. Стирать такое изделие необходимо вручную, используя щадящие моющие средства.
А проще всего делать декупаж на свечи . Но надо учитывать все меры предосторожности! Салфетку надо клеить проглаживая ее на свече изнаночной стороной ложки, которая предварительно нагревается над огнем, другой стороной. При декупаже на свече расплавленный воск проступает сквозь салфетку, образуя восковый слой сверху рисунка. И салфетка будет сгорать вместе со свечой.

Часть 6 (Кракелюры )
А это, наверно, самая интересующая часть нашей статьи. Кракелюры!
Что же такое кракелюр?
Кракелю́р (фр. craquelure) - трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.
Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.
Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв (например, когда в масляной живописи наносится новый слой по непросохшему внутри слою).
Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения. В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.
Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.
Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путём, часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.

В современном мире, где большинство вещей однообразны, хочется иметь что-нибудь индивидуальное и неповторимое. Сегодня существует множество разнообразных техник и видов рукоделия, способных преобразить любую типовую и стандартную вещь в неповторимое произведение ручного творчества.

Многим нравится такая старинная и довольно простая техника декорирования, как декупаж. Это особый способ украшения поверхности предметов, выполненных практически из любых материалов, позволяющий имитировать художественную роспись.

Украшательство или искусство?

Само слово «декупаж» (découpage) является французским и в переводе на русский язык значит «вырезать». Таким образом, это одна из разновидностей аппликации, выполняемая практически на любой поверхности: пластике, дереве, стекле, ткани или металле. Работы, выполненные в этой технике, вы, скорее всего, видели, но только не догадывались, что изящно расписанные рамки для фотографий, декоративные фигурки или мебель украшены вырезковой или салфеточной росписью, что это все великолепие позволил создать декупаж.

Это практически универсальный способ декорирования, позволяющий любому, даже совсем не умеющему рисовать человеку создавать уникальные предметы. Выбрав понравившийся рисунок со специальных бумажных салфеток или из журналов, а также доработав его особыми приемами, такими, как кракелюр, раскрашивание и подкрашивание, патинирование и другие, в итоге можно получить вещь, украшенную очень правдоподобной имитацией инкрустации или художественной росписи.

Немного истории

Технику украшения бумажными аппликациями предметов быта и своего жилища использовали уже в XII веке китайские крестьяне. Но пика популярности подобный способ декорирования достиг в европейских странах в XVII-XVIII веках, когда в моду вошли лаковая мебель и предметы быта, изготовленные в Японии и Китае. Из-за редкости и сложности транспортировки стоила она очень дорого, но местные умельцы смогли наладить выпуск более дешевой мебели. Для этого они использовали восточные мотивы и узоры, а также наклеивая их на поверхность того или иного предмета.

Чтобы все выглядело как настоящая японская или китайская вещь, ее поверхность многократно лакировали. Подобная техника довольно быстро распространилась по Европе, а в Великобритании появились мастера декупажа, декорировавшие стены обычных комнат изображениями архитектурных элементов, различных пейзажей и другими. Этому явлению даже придумали особое название — print rooms.

В викторианской Англии меняется - вместо изображений европейских городов и архитектурных шедевров в моду входят хаотично совмещенные рисунки цветов, фигурки купидонов и ангелочков. Впервые начинается промышленный выпуск напечатанных на недорогой бумаге специальных коллекций картинок для вырезания, благодаря чему в самых разных социальных слоях общества становится популярен декупаж. Это увлечение довольно скоро становится модным и в других европейских странах.

Что можно декорировать?

Если в прежние времена такую технику аппликации использовали в большинстве случаев для декорирования деревянных шкатулок, альбомов, подарочных коробок и различных милых женскому сердцу штучек, то сегодня можно украсить практически любую вещь в технике декупаж. Идеи для творчества подбрасывает сама жизнь: скучная мебель в детской или на даче; однотонные разделочные доски и подносы, тарелки и вазы без изюминки, разнообразные предметы из пластика.

В этой технике можно также украсить абажур для ночной лампы, любимые туфли или сумку. Можно использовать технику декупаж для дома, создав уникальные предметы и вещи, которые не только сделают интерьер неповторимым, но и послужат :

  • зеркала, расчески, комодики для безделушек;
  • альбомы, обложки для документов, ежедневники, кошельки и купюрницы, блокноты и карандашницы, сами письменные приборы и подставки под них;
  • фляжки, фужеры и бутылки;
  • вазы, декоративные рамки, фигурки и подставки, часы, абажуры;
  • различные кухонные предметы: чайники и самовары, конфетницы, разделочные доски и подносы, чайные домики, емкости для специй, подставки под горячее, хлебницы.
  • бижутерию - сережки, кулоны, кольца и браслеты;
  • разнообразный текстиль, начиная от занавесок и скатертей и заканчивая покрывалами и декоративными подушками;
  • одежду, сумки и обувь.

Таким образом, можно практически любую вещь украсить в технике декупаж. Идеи будут сами появляться, стоит только увлечься этим видом декоративного искусства.

Виды салфеточной росписи

В современном прикладном искусстве принято выделять следующие основные виды декупажной техники:

  1. Классический (прямой).
  2. Обратный.
  3. Объемный.
  4. Художественный.
  5. Декопатч.

Несмотря на то, что все перечисленные виды декупажа основываются на общей базовой технике, между собой они очень сильно различаются. Вкратце рассмотрим особенности каждого.

Классический, или прямой декупаж

При выполнении такого декорирования картинка, вырезанная или вырванная из салфетки для декупажа или специальной карты, ровно и гладко наклеивается на заранее подготовленную поверхность предмета.

После наклеивания поверхность изделия покрывают лаком и шлифуют до тех пор, пока не получится гладкая и однородная текстура. В зависимости от творческого замысла мотив может быть дополнительно доработан, например, колирован, тонирован или состарен.

Обратная техника

Обратный декупаж - это способ декорирования любых прозрачных поверхностей, как правило, стеклянных. При выполнении этой техники мотив наклеивают не на внешнюю, а на внутреннюю поверхность изделия, поэтому последовательность всех действий обратна тем, что выполняются при классическом.

Объемный декупаж

Эта техника соединяет в себе элементы имитации росписи и создания на поверхности объемных элементов, близка она к скульптурному барельефу. Ткани, структурные пасты и другие материалы позволяют создать объем на плоскости.

Художественная (дымчатая) техника

Благодаря тому, что в этом виде декупажа используются различные приемы и методы полного соединения нанесенного мотива и фона, получают полноценную и качественную имитацию настоящей художественной росписи.

Декопатч

Эту разновидность салфеточной росписи также называют лоскутным или пэчворковым декупажем. Обусловлено это тем, что декорируемую поверхность полностью заполняют различными бумажными фрагментами, используя для этого салфетки для декупажа. В результате получается имитация лоскутного одеяла.

Можно воспользоваться специальной бумагой для декопатча, но и из обычных салфеток получится не менее интересно.

Если вас заинтересовала эта несложная, но, несомненно, увлекательная техника, давайте разберемся в том, какие материалы нужно подготовить, чтобы сделать свой первый декупаж. Пошагово как он выполняется, мы тоже рассмотрим.

Необходимые материалы

Прежде всего, понадобятся:

  1. Предметы или заготовки для декорирования.
  2. Изображения, которыми мы планируем украсить вещь. Это могут быть специальные карты для декупажа, фотографии, вырезки из журналов и газет, красивые мотивы из бумажных салфеток.
  3. Ножницы, кисти и губки нескольких размеров, наждачная бумага разной зернистости.
  4. Клей для фиксации изображений. Подойдет как обычный строительный ПВА, так и более дорогой декупажный.
  5. Акриловые грунты, клеи и краски.

Как же он делается?

Несмотря на то, что техника довольно проста, расскажем подробно, как же выполнить декупаж. Для начинающих пошагово будет все описано далее.

  • Нужно очистить поверхность, на которую планируется нанести мотив. Если поверхность деревянная или металлическая, то лучше ее загрунтовать.
  • Понравившуюся картинку нужно аккуратно вырезать или вырвать из салфетки или карты.

  • Когда мотив вырывается, края у него получаются менее четкими, благодаря чему легче добиться его слияния с фоном. Следует помнить, что вырывать легче из отделенного от других красочного слоя салфетки, предварительно смочив вокруг нужного фрагмента водой.
  • Если планируется использовать несколько сюжетов, то прежде чем приступить к наклеиванию, следует их все приготовить и разложить на поверхности. Получив желаемую картину размещения, приступаем к приклеиванию.
  • лучше немного разбавить водой, а затем промазать им место, куда будем наклеивать, и мотив с изнаночной стороны.
  • Очень осторожно переносим картинку на поверхность, а затем, аккуратно прижимая, приклеиваем. Для того чтобы убрать образовавшиеся складочки и пузырьки воздуха, бережно проглаживаем изображение чуть влажной салфеткой или пальцами, от середины к краям.
  • Удаляем излишки клея салфеткой и оставляем картинку высыхать.
  • Если границы между фоном и нанесенным мотивом очень выделяются, то воспользуйтесь самой тонкой, так называемой нулевой и очень аккуратно пройдитесь по краю.
  • В том случае, если хотите дополнительно украсить изображение красками или добавить блеск, покройте ее одним слоем лака. После того как он высохнет, можно наносить и другие декоративные элементы.
  • Затем необходимо покрыть предмет несколькими слоями лака, дожидаясь полного высыхания каждого из них.

Техника декупажа (от фр. слова decoupage обозначает «вырезать») — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название — салфеточная техника.

Украсить можно горшки для цветов, посуду, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель и т. д. Даже одежда и обувь могут быть украшены. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон — любые поверхности поддаются переменам. Однако надо учитывать, что поверхности должны быть однотонными и не слишком темными, чтобы просвечивающий рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.

Инструменты и материалы: трехслойные салфетки для декупажа (классический вариант, можно использовать и другие рисунки), плоская полужесткую кисть шириной 1—2 см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины.

Классические правила декупажа предполагают сначала приклеивание салфетки, для чего пользуются специальным клеем для салфеток. Затем аппликацию можно дополнительно обрабатывать красками с различными эффектами, после чего поверхность покрывают защитным лаком, но если не предполагается создание специальных эффектов, то можно воспользоваться клеящими свойствами самого лака или особой бесцветной краски. Рукодельницы же клеят: на неразбавленный ПВА, на разбавленный ПВА, на яичный белок, на клеящий карандаш и т.п. Это определяется опытом и склонностью к эксперименту.

Между специальным клеем и обычным нет разницы, если только узор не приклеивается на стекло или ткань.

Существует специальный состав для приклеивания салфеток путем проглаживания. Необходимо нанести состав на декорируемую поверхность (плоскую, поскольку предполагается приглаживать к ней салфетку утюгом; идеально использовать на бумаге, дереве и подобных поверхностях), оставить на некоторое время, чтобы состав чуть-чуть подсох, затем приложить салфетку и лист бумаги, через который прогладить еще влажную поверхность не слишком горячим утюгом так, чтобы не оставалось никаких складочек и аппликация хорошо закрепилась.

Также можно купить бесцветную акриловую краску Patio Paint на водной основе. Она может заменить клей для салфеток, и тогда работа не будет бояться влаги, солнечного света и прочих капризов природы, даже если ее не покрывать лаком.

Можно сначала нанести клей на подготовленную поверхность, сверху осторожно накладывать салфетку, аккуратно ее разглаживая кисточкой или пальчиками. Можно, наоборот, на сухую поверхность наложить салфетку, и уже на нее мазать осторожно клей. Следует учитывать, что слой с рисунком очень тонкий, он быстро намокает от клея и может порваться.

Если клеить на яичный белок, то изображения не расплываются, он подходит для больших поверхностей," получается мало складок и гораздо дешевле, чем по сравнению со специальным клеем. Можно клеить лаком для ногтей или на лак, которым покрывается поверхность. Покрывать изделие можно прозрачным, матовым или блестящим лаком кисточкой из банки или из баллончика. Если узор клеится на пластмассовую поверхность, то сначала лучше покрыть слоем ПВА и дать высохнуть полностью и только потом клеить на белок или клей.

Можно использовать для декупажа специальные лаки: глянцевый, матовый, лак с тройным блеском, с алмазным блеском, на основе акрила, в зависимости от эффекта, которого хочется добиться. А есть специальный глянцевый лак на водной основе, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти.

Если покрыть вещь несколькими слоями лака с алмазным блеском, создается впечатление, что она сделана из фарфора.

Вспомогательные материалы для обработки поверхности: шкурка для обработки шероховатостей деревянной поверхности, грунтовка и т.п. (если требуется).

Не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность предмета, выбранного для декупажа, лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

Грунтовку лучше делать светлую, потому что при накладывании на темный фон рисунок получится бледным или темный фон проступит через тонкий слой салфетки, и работа будет выглядеть некрасиво. Кроме того, если салфетка клеится на поверхность не белого цвета, то фон салфетки (ее цвет) теряется, не будет таким отчетливым и ярким.

Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется в процессе работы. Вырезают его аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезают только крупные элементы, а мелкие подрисовывают тонкой кисточкой. При желании узор с салфетки можно наклеивать и целиком, но следует учитывать, что большой узор трудно аккуратно разгладить, и могут остаться морщинки или он может порваться. Складок обычно удается избежать, если работать плоской синтетической кистью и быстро.

Мотив из салфетки прикладывают на оформляемую поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива.

Далее выкладывают отдельные элементы композиции на поднос, прикидывая положение разных персонажей и предметов. Если в процессе промазывания какой-то элемент пострадал или оторвался, то, воспользовавшись макетным или цанговым ножом, можно аккуратно отделить пострадавший элемент и вырезать его заново из другой салфетки.

После этого при необходимости дорисовывают красками мелкие элементы.

Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки. Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть его несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.

Если у трехслойной салфетки отделить от цветного слоя лишь один белый слой, а наклеивать на поверхность сразу два оставшихся слоя (с рисунком и монотонный), то слишком толсто не будет, а рисунок будет ярче. Так можно клеить узор на прозрачные банки.

После нанесения лака рисунок становится ярче. Сколько слоев лака наносить, лучше решать в процессе. Зависит от того, как ляжет первый слой. На некоторых поверхностях лак впитывается, и нужно несколько слоев. На других хватает и одного слоя.

После нанесения лака салфетка может местами вздуться, появятся морщинки, которых не было. После высыхания лака их можно разгладить пальцами, будет незаметно. Главное дождаться высыхания.

Кисти после акрилового лака (на водной основе) рекомендуется мыть скипидаром, но он отлично смывается простой водой.

Если узор клеится разбавленным ПВА, лучше наливать его побольше. Пусть мотив (или целая салфетка) практически плавают, тогда мокрыми пальцами очень легко разглаживаются все складки. И всегда под рукой пусть будут простые салфетки, которыми можно промокнуть излишний клей. Однако при этом салфетка размокает, и требуется очень много сноровки, чтобы аккуратно расправить салфетку и она не порвалась.

Еще вариант: ровную поверхность покрыть слоем клея; когда клей высохнет, приложить сверху салфетку и через бумагу для выпечки прогладить утюгом. И сверху покрыть еще слоем клея.

Если делается декупаж на деревянную поверхность, которая ничем не покрыта, просто чистое дерево, ПВА можно заменить акриловым или специальным лаком для дерева. Если лак густой, его разводят водой (эти лаки в большинстве водорастворимы, а после высыхания становятся водостойкими). Потом декупаж покрывают лаком — матовым или глянцевым, но лучше делать это на следующий день после высыхания картинки, чтобы при лакировании картинка не пошла складками.

Можно клеить вообще без кисточки — пальцами. Тогда после работы и тщательного смывания клея руки мажут жирным детским кремом для профилактики сухости кожи.

При работе пальцами намазывают поверхность разбавленным ПВА. Если фрагмент небольшой, то кладут его сразу весь. А потом пальцем наносят ПВА сверху на салфетку, капельками. Для этого нужно развести клей до такой консистенции, чтобы он был не густой, но и не срывалась с пальца капля. И разравнивают подушечками пальцев. Разглаживают, как бы выгоняя клей к краям.

Если салфетка клеится целиком, то прикладывают один край, потом постепенно кладут салфетку одной рукой, а второй щедро капают сверху ПВА. Вытягивают ее, укладывают и ровняют пальцами. Потом обычными салфетками убирают излишки клея.

Если при наклеивании больших фрагментов все-таки образовались складочки, их можно зашкурить маленькой шкуркой после полного высыхания, аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Потом наносят несколько слоев лака, и каждому слою давать высохнуть.

Чтобы большие фрагменты или целые салфетки приклеивались легче, нужно сначала слегка побрызгать на вырезанный фрагмент или салфетку немного воды и немного подсушить, а потом приклеивать. Можно для этого использовать распылитель для воды.

Вариант: нанести на поверхность тонким слоем клей, причем не на всю поверхность вообще, а на ту часть, куда приклеивается фрагмент в данный момент, аккуратно (не прижимая) наложить салфетку сверху и осторожно от центра ее прижимать, разглаживать к краям. Когда салфеточка наложена и ровно держится, быстро, но аккуратно, чтоб не порвать, наносить на нее клей. В данном случае лучше, чтобы клей был густой, тогда салфетка не сильно намокнет и, следовательно, меньше растянется. Наносить верхний слой лучше так: если мотив квадратный или прямоугольный — провести кистью полосу по центру, а затем от нее к краям, сначала в одну сторону, потом в другую. Если вырезан фрагмент — начинать с большей его части. Здесь важно клеить быстро, иначе морщинок не избежать.

Также можно, вырезав мотив и отделив лишние слои, нужный слой опрыскать лаком для волос, а потом прогладить утюгом. Тогда мотив не будет расползаться и тянутся.

Не обязательно пользоваться при декупаже салфетками. Можно распечатать на цветном принтере любую понравившуюся картинку, фотографию, мотив на обычной белой или цветной бумаге для копировально- множительной техники, потом вырезать клеить. Отличие в том, что салфетки выглядят так, как будто это рисунок на предмете, а картинки обычной бумаги выглядят как аппликация.

Можно использовать рисунки на кальке, на тонкой упаковочной бумаге или на цветочном фетре. Также можно из тонкой ткани вырезать разные мотивы и наклеивать на предметы, открытки. Декупаж из довольно плотного рисунка, типа открытки, можно сделать, предварительно обработав с обратной стороны (т.е. там, где рисунка нет) шкуркой нулевкой. Открытка становиться тоненькой, как салфеточка, и с ней можно работать. Или можно обратную сторону открытки намочить в блюдце с водой, а потом несколько слоев бумаги обдирается. Остается только верхний слой с рисунком, и он клеится. Рисовая бумага прекрасно, без складок ложится даже на изогнутую поверхность тарелки.

Чтобы самому создать салфетку с понравившимся рисунком, надо белую салфетку приклеить по краям скотчем к листу бумаги А4 и напечатать на цветном струйном или лазерном принтере. Салфетка должна быть хорошо натянута на бумаге, чтобы при печати не получились складки. Если распечатанный рисунок прогладить горячим утюгом или сбрызнуть лаком для волос, то при наклеивании рисунок не «поплывет».

Для работы на стеклянных поверхностях надо брать многослойные и яркие салфетки с отчетливым рисунком. Нежные тона и полутона на стекле будут теряться.

Можно сначала положить картинку на стекло и обвести маркером контур. Потом его и закрасить, вместе с этой обводкой.

Можно сначала стекло на месте декупажа закрасить белой красной (под основу), а можно наклеивать салфетку с прослойкой.

При работе с прозрачными тарелками лучше всего подходит разведенный клей ПВА. Специальный для декупажа по стеклу и фарфору и специальный для разных поверхностей, высыхая, дают блики с лицевой стороны. А на ПВА все разглаживается и он не дает блестящих фрагментов, видных с лицевой стороны. Однако у специальных клеев есть свои достоинства: клей для декупажа по стеклу и фарфору запекается в духовке, и рисунок становится практически вечным. Его хорошо наносить на белую поверхность (фаянс), тогда никаких бликов не будет. Клей для разных поверхностей более прочно приклеивает. Это клей-лак. Если салфетку, приклеенную на ПВА, легко сковырнуть случайно пальцем, то этот клей после высыхания дает прочную поверхность.

При декупаже на ткани технология та же самая, только ткань должна очень хорошо пропитаться клеем, чтобы впоследствии изображение и ткань стали одним целым. При работе под ткань подкладываюг клеенку. После полного высыхания ткань проглаживают утюгом около 3-х минут, без отпаривания (!), с изнанки и лица через тонкую тряпочку. После этого изделие выдержит ручную стирку при 40 градусах, отжимать аккуратно, расправить и высушить. Лучше всего декупаж делать на хлопке и льне.

Если планируется текстиль с нанесенным рисунком стирать и гладить, то лучше использовать специальный текстильный клей для декупажа, а если нет, то подойдет ПВА. Работать надо быстро и аккуратно хорошей плоской кистью. После полного высыхания надо пройтись по приклеенной картинке акриловым лаком, можно даже в один слой. Это защитит картинку от влаги, но такое изображение лучше не стирать, а протирать влажной тряпочкой при загрязнении.

Ткань перед работой лучше постирать и отгладить. Хлопчатобумажная ткань имеет обыкновение «садиться» при наклеивании салфетки даже после стирки, поэтому лучше выкроить с запасом. Чем больше салфетка, тем сложнее ее наклеить, так как салфетка при контакте с клеем начинает деформироваться (может растягиваться или сжиматься). В идеале перед наклейкой целой салфетки лучше сначала пропитать клеем ткань, потом наложить салфетку и аккуратно ее пригладить плоской широкой синтетической полумягкой кистью и пройтись еще клеем. После полного высыхания клея (этот процесс занимает сутки) ткань с приклеенным мотивом гладят сначала с изнанки в температурном режиме, который подходит для выбранной ткани, без отпаривания, несколько минут, тем самым закрепляя клей, что позволит в дальнейшем стирать эту ткань вручную при 40 градусах с мягким средством.

Пластмассу можно грунтовать клеем ПВА. А потом красить и делать декупаж, как обычно.

Особенности работы с пластмассой . Пластик под покраску лучше грунтовать. Можно ПВА, можно специальным праймером. Использование материалов зависит от применения вещи. На декоративный поднос можно наносить акриловую краску и лак без всякого опасения. Если же он предполагается как поднос для еды, то в верхнем покрытии акрила быть не должно. Если акриловую краску, нанесенную на пластик, не покрыть лаком, то она сходит той же пленкой при цеплянии любым острым предметом, от удара и пр. То есть покрывать лаком надо в любом случае. Акриловая краска скрывается под словами водоэмульсионной и аквакраски.

Декупаж на свечи кроме специального состава можно клеить горячей ложкой или клеем ПВА. Берется свечка и вырезанный мотив. Чайная ложка нагревается на плите и аккуратно круговыми движениями впаивается декор.

При нанесении краски можно пользоваться плоской кистью. Ее обмакивают в воду, стряхивают, а потом уже опускают в краску. Так краска ложится ровнее, нет «полосатости». Лак же лучше наносить «пушистой» кисточкой, можно самой обыкновенной, из детского набора. Ее обмакивают в лак (лака побольше) и разгоняют его по поверхности изделия в разные стороны, тогда лак хорошо покрывает и поверхность без рисунка, и с рисунком, следов от кисти не остается. Кисть тоже можно намочить, а можно и не мочить, в зависимости от густоты лака.

Чтобы хорошо нанести краску на стеклянную поверхность, нужно красить тонкими слоями краски несколько раз. Можно использовать кусочек губки — посудной или косметической, зажатый прищепкой, и промакивать поверхность. Чем мелкопористей губка, тем лучше. Можно (если поверхность ровная) прокатать краску валиком. И обязательно предварительно обезжирить поверхность средством для мытья посуды с горячей водой или спиртом.

Для того чтобы создать цветной фон сначала делают белый фон, затем приклеивают салфетку, потом как бы промакивают губкой с цветной краской. Сначала поплотнее, а потом все легче и легче, в конце почти не весомо, чтобы не осталось пузырьков от краски. Можно совсем слегка заходить на границы рисунка для большей естественности.

Если краска густая, то ее можно развести водой, но добавляют буквально по капелькам и тщательно размешивают.

Чтобы сделать на декупаж золотое напыление, нужно купить лак для стекла и в него насыпать золотой или серебряной пыли для дизайна ногтей, самой мелкой. Этим лаком покрыть изделие.

Можно также налить в ненужную посуду немного лака, потом насыпать туда золотой пудры, тщательно перемешать и покрывать кистью.

Чтобы кайму на изделии сделать ровной, нужно приклеить малярный скотч, а вдоль него нанести резиновый клей. Потом удаляют скотч, красят (можно даже залезать на клей кисточкой), а потом аккуратно скатывают пальцами клей. Он к поверхности не липнет, а образует толстую пленку. Все манипуляции надо делать после высыхания краски. Предварительно надо проверить клей где-нибудь на задней стороне — не вступит ли он в реакцию с покрытием дерева. Такое редко, но бывает.

Чтобы контурная линия была аккуратной, не получалось жирных точек в начале линии, надо подставить кусочек бумажки к началу, где должна начинаться линия, первая капля падает на нее, а потом уже идет ровная линия.

Припорох . Это техника перевода картинок с одного места на место нужное. Рисуется на бумаге картинка и толстой иглой прокалывается по контуру и по контуру всех фрагментов, находящихся внутри крыльев. Лист с нарисованным и проколотым эскизом кладется на нужную поверхность. Затем ведется кисточка с краской (можно использовать тени для век) по дырочкам. Можно использовать уголь или мягкий карандаш. Получается готовый оттиск. Можно раскрашивать.

Как старить бумагу (салфетки). Можно вымачивать ее в чае и отваре луковой шелухи. Можно бумагу помять и затонировать чем угодно, например акварелью, краска в жатые морщины зальется больше. Если декупаж делается на дереве, то его можно покрыть водорастворимой морилкой, тогда и салфетка «состарится» при наклеивании.

Иметь хобби из разряда «Сделай сам» для девушек и женщин в наше время стало не столько модно, сколько необходимо: занятие дает возможность расслабиться, развивает женскую энергетику, даже помогает заработать! Одно из направлений в огромном мире hand-made занимает декупаж. Мастер-класс по этому направлению можно посетить во многих местах, но можно и сэкономить, самому научившись преображать вещи.

Декупаж. Что это, откуда это, зачем это?

Само слово «декупаж» - французский глагол «разрезать» (почувствуйте прованский акцент, когда произносите Сейчас же это целое модное направление украшения, оформления или декорирования предметов красивыми картинками и аппликациями. Покрытые лаком после наклейки вырезанных из бумаги красот, вещи и поверхности преображаются так, что их эстетическая ценность увеличивается на порядок.

Несмотря на иностранные корни названия этой техники, сам способ украшения родился на востоке Сибири, после чего перекочевал в Китай, где, подхватив модную тенденцию, стали украшать мебель и собственноручно оформлять подарки, делать открытки. Там же стали массово производить заготовки для декупажа - бумагу, цветные детали.

Европа встретилась с декупажем по необходимости: при большом спросе на модную тогда восточную мебель местные мастера-краснодеревщики не могли обеспечить весь объем заказов. Поэтому возникло целое направление производства подделок, которые выглядели не хуже оригинала. Имитация мастерской росписи, якобы тщательно прописанные узоры - это стало модным даже среди известных то время персон, вплоть до Пикассо и мадам де Помпадур.

Распространенные техники

Самые популярные способы украшения развились в отдельные направления, и даже приобрели своих адептов. Каждый хорош по-своему и каждый подходит для определенного типа предметов или поверхностей: потертый шик и этно, прованс и симплисити, и самый модный - 3D декупаж. Мастер-класс одной из техник будет приведен ниже.

Начинаем декупаж. Выбираем поверхность, подбираем материалы

Украсить и декорировать можно практически все, имеющее гладкую поверхность и подходящую площадь для вашей картинки. Конечно, когда вы наберетесь опыта, можно попробовать силы и в более сложных формах вещей. А для начала подойдут обложки блокнотов, открытки, мебель, одежда и обувь, вазы, цветочные горшки, свечи, коробочки, часть стен, задняя панель гаджета.

Самый распространенный и, пожалуй, самый простой материал для украшения - это были и остаются салфетки. Благодаря популярности декупажа, стали специально выпускаться яркие, разноцветные, интересные по рисунку и дизайну салфетки. Но можно использовать и остальную бумажную продукцию: фотографии, газеты, картинки из журналов, календари, цветные распечатки. Оптимальны будут бумага для декупажа, и оберточная упаковка. Для стиля черно-белый декупаж подойдут минималистичные, но яркие черные распечатки.

Из дополнительных материалов понадобятся те, которые наверняка уже есть дома: ножницы, губка, зубочистки, линейка, ватные палочки. Отдельно предстоит докупить клей и акриловые краски, наждачную бумагу и фен.

Тяжело в учении - красиво в итоге. Начинаем и выигрываем

Если руки просят какое-нибудь занятие, а разум говорит, что это должно быть полезно, то для начинающих - в самый раз. Для первых работ лучше выбрать не слишком ценную и памятную вещь. Может быть, сначала попробуем на обыкновенной тарелке?

После того как материалы подготовлены, картинки выбраны, а поверхность будущего шедевра обезжирена, приступаем непосредственно к процессу декорирования в технике декупаж. Мастер класс начался.

Самое важное - грунтование

Если пока нет специальной грунтовки, можно воспользоваться самой простой акриловой краской белого цвета. Затем придется подождать, пока поверхность высохнет, после чего нанести еще 1-3 слоя, в зависимости от поверхности. На это может уйти несколько часов, так как этот первый слой очень важный. Для нетерпеливых есть совет - воспользуйтесь феном. Грунтовка - это не просто начальный слой, это фундамент и база, и она должна быть максимально гладкой.

Готовим картинки

Если это салфетка (обычно они имеют два или три слоя)- то нужно снять самый верхний тончайший слой - аккуратно, чтобы картинка осталась целой. Если это распечатка или картинка из журнала, то нужно маленькими ножницами аккуратно вырезать изображение. Бывает, что для стилизации и дополнительного эффекта картинки нарочно вырезают не совсем аккуратно либо вырывают отдельные кусочки по краю - для этого подойдет мокрая кисть, которой проводят по контуру рисунка.

Итак, грунтовка высохла, и поверхность идеально подходит для наклеивания. Теперь рисунок можно наклеивать. Профессионально занимающиеся этим мастерицы используют специальный лак либо прозрачный гель из акрила на водной основе. На начальном же этапе можно использовать более доступный во всех смыслах состав - разбавленный водой Консистенция такой смеси должна быть, как у жидкого йогурта, и перед использованием его тоже необходимо взболтать, чтобы избежать неоднородности, которая помешает ровному нанесению и без того хрупкой картинки.

Приклеить картинку - это и есть самое сложное в декупаже, ведь это надо сделать аккуратно, чтобы не порвать и не сморщить изображение. Чтобы закрепить картинку на плоскости предмета, можно использовать клей-карандаш, предварительно промазав поверхность, а уже потом приложить картинку. Еще один способ - это положить изображение на подготовленную грунтовкой поверхность, а уже потом, нанеся ровно на середину клей, аккуратно распределить его по всему остальному рисунку.

Если используете разбавленный ПВА, потребуется определенная скорость, ведь он сохнет довольно быстро. Можно делать так: кисточку обмакивать сначала в воду, а потом в клей. Действуйте осторожно, чтобы не появились пузырьки. Если попадания воздуха избежать не удалось, то резиновым роликом или пальцами выгоните пузырьки из-под картинки. Наносите несколько слоев клея/лака, для быстроты пользуясь феном. Лишний клей, стекающий по краям, лучше убирать влажной губкой или тканью.

Итак, картинка покрыта, и слои лака высохли. Теперь нужно довести творение до ума. Чтобы предмет выглядел гармонично, можно добавить фону оттенка, применяя акриловые краски. Старайтесь наносить самый тонкий слой, чтобы избежать в будущем растрескивания. Если хочется явить миру якобы старинную вещь, то используйте специальные составы. Например, наша тарелка в технике декупаж, фото которой представлено ниже, дополнительно покрыта слоем кракелюрового лака.

Чем больше слоев лака защищает поверхность, тем лучше - профессионалы могут покрыть свое изделие несколькими десятками слоев, но для начинающих подойдет от 2 до 6.

Дополнительные средства и материалы

Мастера, достигнувшие высот в декупаже, используют множество дополнительных средств для придания специальных эффектов своим изделиям. Это может быть ранее упомянутый лак для кракелюра, различные эмали, битум, фацентный лак, смола - для «состаривания». Для дополнительного объема применяют структурные объемные клеи, гели, силиконы. Восковая паста, серебро и золото, патина - средств дополнительного декора не перечесть!

Нюансы

Если вы полюбили декупаж, мастер-класс оказался вам полезным, и вы хотели бы продолжить создание необыкновенных, оригинальных предметов, то прочитайте еще несколько советов:

Лак можно найти и в строительном магазине - паркетный, акриловый, мебельный.

Тщательно выбирайте кисти - они не должны оставлять на поверхности выпавших волосков и полос.

Для предметов, которые будут использоваться в воде, понадобится водостойкий лак.

Чтобы распечатанная фотокопия не растеклась, разбавьте ПВА и нанесите его на картинку в два слоя.

Картинки из журналов лучше подержать в воде или распылить на них воду сверху, чтобы снять верхний тонкий слой.

Чтобы картинка не "потерялась", не используйте темный фон.

Когда декорируются предметы (вазы, тарелки, бокалы) из темного стекла, то можно порекомендовать под рисунок подклеить белый фон, подкрасив белилами.

Не бойтесь экспериментов, ведь именно личный опыт помогает найти новые идеи и решения, которые помогают приобрести свой стиль.

Итак, как показал наш МК, декупаж не такой сложный процесс, и путем проб, экспериментов, с помощью вдохновения и фантазии вы можете создать настоящий шедевр, который будет украшением вашего дома, станет замечательным подарком друзьям или, возможно, желанным приобретением какого-нибудь ценителя прекрасного.