Что такое эмансипация. Проблемы и последствия эмансипации женщин Эмансипированная женщина четкое определение

Понятие «эмансипация» хорошо знакомо практически каждому современному человеку, однако, далеко не все могут четко сформулировать, что же именно скрывается за этим словом. Рассуждая об эмансипации, почти всегда подразумеваются определенные процессы, в ходе которых происходит раскрепощение человека, его освобождение от многочисленных ограничений, обретение равных прав, возможностей и обязанностей.

Что такое эмансипация

Термин «эмансипация» пришел в русский язык из латыни, поскольку впервые это слово прозвучало еще в эпоху античности, когда словом «emancipatio» граждане Древнего Рима обозначали «освобождение».

Как следует из прямого перевода, понятие «эмансипация» изначально подразумевало освобождение от чрезмерной родительской опеки, но со временем этот термин начал приобретать все большую политическую окраску. Особенно широкое распространение подобные процессы получили в европейских странах. Эмансипация стала своеобразным лозунгом, который активно использовали различные социальные группы, в особенности лишенные свободы самовыражения женщины и представители рабочего класса. Для этих категорий понятие эмансипации стало фактически синонимом борьбы за равноправие и возможность свободно принимать решения во всех сферах - начиная от экономической и вплоть до участия в политической жизни.

Общественное движение за женскую эмансипацию ведет отсчет своей истории со времен французской буржуазной революции. Во Франции представительницы, так называемого, слабого пола, в буквальном смысле этого слова отвоевывали свои права, участвовали в кружках, протестовали, иной раз переодеваясь в костюмы мужчин и отстаивая свои взгляды. Надо сказать, что истории с переодеванием не могли не вызвать возмущения среди мужчин. Желаемый эффект не был достигнут, скорее наоборот - вызвал сопротивление остальной части общества, и в результате власти ввели запрет на организацию и проведение женских кружков и сообществ. Однако эти меры не имели воздействия, а наоборот - подстегнули француженок к еще более активной борьбе.

Упорство и нежелание идти на уступки принесли свои плоды. Один из главных результатов этой борьбы заключался в том, что женщины получили свободу и некоторые права. Но настойчивые дамы не прекратили попыток и продолжили бороться, заявляя о необходимости введения полного равенства и таких же прав, как у мужчин. В этот момент произошло некоторое смешение эмансипации с феминизмом, что нередко вызывает путаницу. Но различия вполне определенные - первое направление подразумевает избавление от давления и гнета, а второе декларирует политические цели и лежит в области гражданских прав.

В нашей стране эмансипация женщин имеет не такую длинную историю, как в других странах. Фактически она началась в ХХ веке, а тенденция к этому зародилась в период революционных волнений 1917 года. В рядах большевиков было немало женщин, которые наглядно продемонстрировали возможности русских женщин к участию в серьезных политических процессах. С последующим развитием промышленности и появлением целого ряда новых профессий женщины получили новые возможности, начали работать и выходить за рамки привычного уклада. Работающие женщины начали более отчетливо осознавать, насколько угнетен и чего лишен слабый пол. Так, с распространением новых знаний, начало развиваться и стремление к защите собственных прав.

За многовековую историю борьбы женщин за свои права слово «эмансипация» приобрело вполне определенный оттенок и стало восприниматься исключительно в контексте равноправия для женщин. В общепринятом понимании эмансипации женщина перестает быть «обслуживающим персоналом» для мужчины, а становится активным участником общественных процессов.

С развитием культуры и эволюцией общества женщины получили практически безграничные возможности, свобода их действий больше не подлежит сомнению, а право самостоятельно определять свои приоритеты и планировать жизнь никто не может отнять. Современные женщины могут свободно распоряжаться финансами, о чем прежде было нельзя даже подумать, имеют возможность сделать карьеру, состояться в науке, занимать высокопоставленные должности.

Женщина теперь не только домохозяйка и мать, но и лидер, руководитель - это и есть эмансипация. Конечно, многие прежние стереотипы еще существуют в сознании людей, но с развитием общества они все больше будут отходить на второй план.

Типы эмансипированных женщин

Встречается мнение о том, что эмансипированные женщины всего лишь прикрываются громкими формулировками, для привлечения внимания и разжигания интереса со стороны мужчин. Якобы это делается специально для того, чтобы мужчины ощутили забытый инстинкт охотника, к тому же наслаждаться внутренней свободой и быть хозяйкой положения всегда приятно.

Так ли это? Если вдуматься, то современная женщина находится под огромным давлением со стороны общества. Помимо того, что она с ранних лет она должна быть примером в учебе, строить карьеру, стремиться к самореализации, над ней постоянно довлеет необходимость вовремя создать семью, родить детей, чтобы не выделяться из общей массы. Стереотипы сильны, и никто не хочет быть «старой девой», поэтому женщины из последних сил надрываются, чтобы во всем соответствовать идеалу. Иногда силы заканчиваются. И в этот момент очень кстати приходится понятие «эмансипация», которое позволяет не просто отказаться от некоторых обязанностей, но и насладиться собственным свободным временем.

Что значит эмансипированная женщина - однозначно сказать довольно трудно. Выражаясь кратко, можно назвать 3 основных типа эмансипированных женщин. Разделение, разумеется, весьма условное, но мы постарались выделить главные черты каждого типа.

  • «Женщина-мужчина» , или выражаясь иначе - очень сильная и самостоятельная дама, нацеленная на карьерный рост. Слово такой женщины равно закону и перечить ей бессмысленно. Им присущ выдержанный деловой стиль с налетом сексуальности и магнетизма. Эти женщины независимы и не нуждаются в помощи, на короткой ноге с техникой и автомобилем, очень требовательны и свободолюбивы.
  • «Женщина-кошка» , уверенная в себе и независимая. Из названия можно понять, что они более кокетливы, но при этом не будут особенно держаться за мужчину. Такие дамы прекрасно умеют пользоваться своей сексуальностью, но главное для них - они сами, их красота и удовольствия. Они слишком заняты, чтобы распыляться на других.
  • «Женщина-феминистка» , которая независима до такой степени, что любые попытки помощи или заботы со стороны мужчин будет воспринимать негативно. Они не зациклены на своей внешности, не особенно следят за внешним видом, предпочитая удобство и функциональность. Домохозяйки из них не получится, можно даже не пытаться.

Преимущества эмансипации

  • Главное преимущество - это возможность самостоятельно определять, на что тратить свое драгоценное время и принимать необходимые решения.
  • Несомненный плюс эмансипированности - финансовая независимость.
  • Возможностью перемещаться по миру в любом направлении.
  • Возможность развивать свои способности и таланты.
  • Широкий круг общения, когда женщины вышли за рамки привычной домашней обстановки и получили возможность вести активную общественную жизнь, завести подруг и общаться с ними. Следствием регулярного общения является развитие интеллекта, преодоление комплексов.
  • Более низкий уровень насилия в семье, чем во времена, когда заключались неравные браки без согласия женщины. В таких союзах почти всегда женщины оказывались в роли униженной стороны, лишенной права высказать свое возмущение и несогласие, и обязанной выполнять фактически функции служанки и няни.
  • Возможность самостоятельно выбирать партнера, начинать и прекращать отношения, в том числе и подавать на развод в случае неверности или жестокости супруга.
  • Возможность развития и получения качественного образования. В современном обществе все реже профессии делятся на мужские и женские, а представительницы прекрасного пола могут свободно занимать руководящие должности и оказываются даже более успешными.
  • Возможность участвовать в политической жизни, право голоса и свобода мнения.
  • Изменения затронули и женскую одежду, которая по мере развития движения за эмансипацию, становилась все более удобной и комфортной - постепенно менялась длина платья, в моду входили блузки и узкие юбки, кроме того, в какой-то момент женщины посягнули на такой истинно мужской атрибут, как брюки, без которых сейчас сложно представить наш гардероб.
  • Женщина больше не «вещь» и не «приложение» к мужчине, а самостоятельная личность.

Недостатки

При очевидных плюсах эмансипации никуда не делись традиционные женские обязанности, такие как воспитание потомства и ведение домашнего хозяйства. И нередко возникают ситуации, когда женщина оказывается обременена массой хлопот, помимо работы и общественной жизни.

Главные недостатки женской эмансипации:

  • Нехватка времени, когда женщине не под силу самостоятельно справиться с бытовыми проблемами и профессиональными обязанностями. Из-за того, что приходится разрываться, женщины испытывают стресс и, как следствие, раннее старение. Иногда удается разделить обязанности с мужчиной, но это пока еще скорее исключение.
  • Одиночество и нежелание строить семью, когда женщина успешна в работе и становится все более независимой. Обретая уверенность в своих силах, она все чаще задумывается о том, что вполне способна позаботиться о себе без постороннего участия. В современном обществе эта проблема становится все более актуальной и ведет к появлению неполных семей.
  • Женский алкоголизм и другие зависимости, когда в силу чрезмерных нагрузок женщина пытается найти успокоение при помощи спиртного. Такие антидепрессанты, конечно, не могут привести ни к чему хорошему.

Говоря о проблемах, связанных с эмансипацией, конечно, бессмысленно рассуждать о том, что все должно вернуться к прежним установкам. Невозможно изменить то, что развивалось несколько столетий, как бы ни хотелось мужчинам вновь обрести власть. Остается лишь искать способы преодолеть негативные последствия и не забывать о том, что женщины, прежде всего - это прекрасная половина человечества.

Феминизм и эмансипация – что это за понятия, чем они отличаются и в какой взаимосвязи они находятся, и есть ли она вообще? То, каким на сегодняшний день сложилось общество и отношения между представителями разного пола, формировалось историей всего мира. Мысль, озвученная когда-то давно о том, что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами породила такое явление, как эмансипация. Об этом подробнее и поговорим.

Франция

Возникновение женского движения за освобождение от угнетений, какой-либо зависимости и ограничений берет свое начало в далекой и своенравной Франции. В 1830 году в разгар июльской революции появился и сам термин «émancipation de la femme». Во времена развития эмансипации создавались особые женские клубы, где участницы движения защищали свои права в особых печатных органах. Лидеры женского движения даже предложили представительницам своего пола надеть мужские костюмы, чтобы избавиться от внешних различий полов. Подобным жестом женщины в брюках окончательно ввели мужчин в полное негодование, чем и спровоцировали принятие постановления лишить женщин права иметь свои собрания. Вскоре и женские клубы были закрыты. Казалось бы, стоило поутихомирить свой пыл, но француженки решили продолжить сей неравный бой.

После того, как женщинам предоставили свободу и «право голоса» они потребовали полное уравнение в правах. В дальнейшем можно предположить, что эмансипация рождает такое понятие, как «феминизм». Если процесс эмансипации предполагает освобождение от гнета и зависимости, то феминизм – это общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Вот такая история.

Россия

Несколько позже движение за свободу и права женщин почтило своим присутствием и Россию. Революция 1917 года стала самым крупным событием для эмансипации русских женщин. Опыт борьбы большевичек показывает эффективный пример преодоления притеснения представительниц «слабого» пола. Индустриальное развитие общества радикально изменило взгляды на семью и сознание российских женщин.

Старая семейная экономическая модель базировалась, прежде всего, на производстве благ для семейного потребления. Дамы проводили свою жизнь в пределах дома. Единственное общество, с которым им приходилось общаться, была семья. Однако в дальнейшем машинная индустрия полностью разрушает отдельное домашнее производство, чем вынуждает женщин искать работу уже вне дома. Вот здесь они начинают осознавать и ощущать всю степень угнетения, которая не ощущалась в семье. Раскрывается правда о наличии меньшего перечня прав, чем у мужчин. Все это заставляет их стремиться защищать свои интересы. Надо отметить, им это удалось.

Подведем итоги

Если представить себе такой вариант, что все женщины работоспособного возраста оставят свои места на работе и приступят к "исконно женской" работе - рожать детей, стирать, готовить и т.д. то что случится? В больницах и клиниках пациенты останутся без врачей и медсестёр, т.к. около 80% медработников - женщины. Школы останутся без учителей, т.к. более 70% учителей - женщины. И, даже в такой профессии, как инженер, на долю женщин приходится более 55% работников.

И, конечно же, эмансипация женщины не могла пройти без ряда семейно - психологических последствий, относящихся к современному браку. Эмансипация изменила её психологический и духовный склад женщины, круг её интересов расширился, материальные и духовные потребности возросли. Женская эмансипация сделала женщину в семье экономически самостоятельным человеком, очень часто не зависящим от мужа экономически (в 25% случаев женщина зарабатывает даже больше мужа). Вот сейчас относительно легко, ведь они имеют возможность самостоятельно обеспечить себя и своего ребёнка. Ведь не случайно почти в 70% случаев - инициатива женщины. Большая роль женщины и в . Бюджет семьи, а, следовательно и её материальное состояние в большой степени определяются вкладом женщины о общую кассу.

Эмансипация женщины зависит, во многом, от . Если с раннего детства родители воспитывают в дочери гордость, независимость, требовательность, внушают получить образование и искать интересную престижную работу. Всё вроде бы правильно. Только они дают не полное воспитание своей дочери, не готовят её к , к тому, что придётся стать женой, матерью, хозяйкой. Об этом часто забывается. А не следовало бы.

Результат такого "однобокого" воспитания налицо. Ни готовить ни убираться женщина не любит и не умеет. И очень повезёт, если ей попадётся мудрый, понимающий и помогающий во всех делах муж. Ведь такая "чересчур эмансипированная женщина" является "профессионалом только на работе", а дома просто неумеха.

"У меня дочери, девочки. И я хочу, чтобы они были счастливы в своей профессии, также, как и я. Но, также я желаю, чтобы они помнили, что они ещё и женщины" - эти слова сказаны полковником, лётчиком испытателем первого класса, кандидатом технических наук и обладателем нескольких мировых рекордов и... матерью, Мариной Попович.

И многие работающие женщины забыли, что равенство с мужчиной не является тождеством. Эмансипация женщин даёт права, но не снимает с них женских обязанностей, ведь только стараниями матери пелёнка у малыша будет мягкой, обед вкусным, а , хотя вклад мужчины в семейное счастье должен быть никик не меньше, чем вклад женщины.

Отменять самостоятельность женщин и оспаривать их права на бурную творческую или профессиональную деятельность не надо, отнюдь! Тем более, что это невозможно не только потому, что будут противиться этому, а ещё и потому, что многие сферы деятельности, такие как медицина, образование, торговля (продавцы, кассиры и т.д.) представлены преимущественно женщинами. И отказаться от этих сфер мы не можем.

Речь о другом. Полная свобода женщины и её отдача профессиональной и общественной жизни нередко становятся , также, как и полная свобода мужчины. И между супругами часто возникает дух соперничества, который приводит к своеобразной ревности мужа и жены к успехам друг друга. И успехи эти воспринимаются не как общие, а только как свои. Отсюда и желание высмеять успехи другого супруга, принизить его старания.

Необходимо чётко разделять понятия равноправия и равенства. Женщина равноправна с мужчиной и это правильно. Но женщина не равна мужчине, нельзя между ними поставить знак равенства. И материнство - это функция сугубо женская, с этим никто поспорить не сможет, нельзя оторвать материнство от женской природы. Мужчина не может быть матерью, ею может быть только женщина. Роль матери в семье мужчина исполнить никак не сможет. Также как и женщина не сможет исполнить роль отца в воспитании ребёнка. И остаётся по-прежнему, как бы мы не спорили об этом, и как-бы не пытались уйти от этого.

Так что, говоря слова "эмансипация женщины", имеется ввиду равноправие и равные возможности, но не равенство с мужчиной. На самом деле, формула семейного счастья проста. И выглядит она следующим образом: "Мужчина + Женщина = Семейное счастье" . Не надо ставить знак равенства между мужчиной и женщиной. И не надо ставить между ними знаки "больше" или "меньше" и пытаться быть лидером во всём. У каждого свои обязанности. Единственный верный знак между мужчиной и женщиной, который позволяет получить в итоге счастливую семью - это знак "плюс". Т.е. мужчина и женщина должны дополнить друг друга, идти в одном направлении, а не в разных, объединить свои сильные навыки и качества, а не противопоставлять их друг другу. И только, сложив вместе свои усилия, они станут счастливой семьёй и на своём примере воспитают счастливых детей.


8 марта 2005 года президент Путин провел, как и положено, встречу с российскими женщинами. Симптоматично, что в Кремль к президенту были приглашены не секретарши и домохозяйки, а бойцы морской пехоты и спецназа, летчицы, фронтовые разведчицы - ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, а также дамы, проходящие сейчас службу в Чеченской республике. Таким образом, к началу XXI века в России, как и на Западе, женское равноправие стало суровой реальностью. Правда, последствия "освобождения женщин" для всего общества оказались гораздо более масштабными, чем это можно было предполагать.

Во всем виноват Джон Милль

Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам равного с мужчинами права на участие в выборах всех уровней. Не путать с "феминистками", круг требований которых гораздо шире.

Когда первые женские движения начинали свою деятельность, ничто не предвещало потрясений, которыми современный мир обязан феминизму. В конце XVIII - начале XIX века требования дам были весьма скромны - они всего лишь добивались права на получение образования, продуктивный труд и участие в политическом процессе.

Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля "Порабощение женщин", автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы.

Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин.

О сексуальной революции - для одних она является символом долгожданного освобождения женщин от пут патриархальной морали, для других - придуманным мужчинами способом добиваться сексуальной близости с большим, чем прежде, количеством лиц противоположного пола.
О месте женщины в мире - часть феминисток уверена, что женщины ничем не отличаются от мужчин, часть считает, что различия полов существуют объективно, но вовсе не говорят о мужском превосходстве.

Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень. С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании. Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.

Клепальщица Рози

Плакат с изображением "клепальщицы Рози" и надписью "Мы это можем!", иллюстрация с сайта www.samesexmarriage.ca

Так или иначе, но к началу 1920-х годов женщины в США и многих странах Европы получили избирательные и имущественные права. Первая и Вторая мировые войны также дали им возможность попробовать себя на традиционно мужских рабочих местах. В сороковые годы в США огромной популярность пользовался образ "клепальщицы Рози" - женщины, вышедшей на производство, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Годы Второй мировой войны также стали в США временем появления Женской бейсбольной лиги. Правда, в сороковые и пятидесятые бейсболистки выходили на поле в юбках и были обязаны красить губы помадой.

Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей. Этим и занялись феминистки "второй волны", благодаря которым феминизм стал одиозным понятием.

В 1960-е годы широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар. Одна из радикальных феминисток - Андреа Дворкин - даже стала героиней порнографических комиксов, опубликованных журналом "Хастлер" в отместку за поданный ею судебный иск. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968-м году знаменитую демонстрацию против проведения конкурса "Мисс Америка", во время которой они выбрасывали в мусорные баки бюстгалтеры, шелковые чулки и косметику.

В это время в России

Количество работающих женщин в США и Европе в среднем увеличилось на 113 процентов с 1970-х годов, а к 2010 году женщины будут составлять в развитых странах 48 процентов рабочей силы. За прошедшие годы снизилась и разница в средних мужских и женских зарплатах - в США она сейчас составляет всего 33 цента с доллара.

На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе. Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой "Общества дешевых квартир". О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых. Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности.

Если вы читали роман Чернышевского "Что делать?", то примерно представляете себе деятельность "Общества дешевых квартир". Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой они получили возможность посещать Высшие женские курсы. К 1878 году в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы. Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце XIX века из 1200 иностранных студенток Цюрихского университета 700 имели российский паспорт.

Уже в конце позапрошлого века российское женское движение (а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками") заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя "помощницами мужчин" и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением "женского вопроса", в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин "доброй воли" скорее союзниками, чем противниками.

В 1917 году после Февральской революции женщины впервые получили право на участие в выборах и составили 12 процентов кандидатов в Учредительное собрание от кадетов и 10 процентов - от большевиков. После Октябрьской революции большевики объявили, что все женские вопросы будут решены в ближайшее время и запретили феминистские организации. Действительно, в 1918 году был принят декрет "О гражданском браке", впервые в Европе давший женщинам право сохранять девичью фамилию, в 1920 году советская власть легализовала аборты, в 1926 году для развода одному из супругов стало достаточно отправить открытку в ЗАГС.

Однако к 1930-м годам ситуация с рождаемостью стала настолько критической, что процесс пошел в обратную сторону. К 1948 году развестись можно было только через суд, 12 годами ранее были запрещены аборты (вновь разрешены в 1955-м году), в 1935-м году в СССР полностью прекратилось производство контрацептивов. При этом начиная с 1935 года женщины были обязаны наравне с мужчинами работать на заводах и в шахтах. Зато доля женщин в советских руководящих органах к началу восьмидесятых годов достигала всего 5 процентов, а в Политбюро ЦК КПСС вообще не было ни одной дамы, за исключением Екатерины Фурцевой. Кстати, как гласит легенда, и эта советская леди стала жертвой полового неравенства - рядом с кабинетом, где заседало Политбюро, не было женского туалета, и ей приходилось надолго покидать заседания, чтобы дойти до женской уборной, расположенной в другом крыле здания.

В 1980-х годах, на пике диссидентского движения, в СССР появились первые феминистские организации, скроенные по западному образцу. Их основали участницы правозащитного движения после того, как поняли, что их соратников-мужчин совершенно не интересует "женский вопрос". В 1979 году состоялась попытка издания независимого журнала "Женщины и Россия", весь тираж которого был арестован, в 1981-м -1982-м годах в РФ издавался еще один феминистский журнал под названием "Мария".

Самым значительным событием в женской политической истории постсоветской России стала победа движения "Женщины России" на выборах в Госдуму в 1993 году. Однако впоследствии женские вопросы были вытеснены из сознания россиян проблемами выживания.

Издержки равноправия

Хотя большинство женщин в США и Европе не последовали примеру радикальных феминисток, почти все они получили возможность воспользоваться плодами полного равноправия полов. В период с начала шестидесятых по конец восьмидесятых годов женщины добились разрешения широкой продажи противозачаточных таблеток (в США соответствующий закон вступил в силу в 1960-м году, а во Франции - в 1967-м году) и абортов, введения в употребление понятия "развод по обоюдному согласию" (в первой половине двадцатого века при любом расторжении брака суд был обязан найти виновника происходящего) и признания обществом того факта, что у женщины, как и мужчины, может быть несколько половых партнеров.

Современные американские феминистки настаивают на том, что в основе неравенства полов лежит язык, в котором слово "мужчина" часто употребляется вместо слова "человек". Некоторые из них даже настаивают на введении нового термина - "womyn" - в отношении как мужчин, так и женщин. Феминистская цензура не обошла даже Библию - в 1975 году свет увидела первая феминистская версия Священного Писания, в котором после слов "Бог-отец" в скобках было написано - "и мать".

Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. В недавно опубликованном социологическом исследовании Лии Мако и Керри Рубин "Кризис 30 лет" рассказывается о том, какое множество беременных или недавно родивших женщин страдают по вине своих начальниц, презирающих их за решение стать матерью несмотря на успешную карьеру. Современные женщины знают, что обязаны "получить все сполна" (то есть - и создать семью, и сделать не менее удачную, чем муж, карьеру). Поэтому средний возраст рождения первого ребенка в развитых странах колеблется от 26 лет в Канаде до 30 лет во Франции, а падение рождаемости давно стало одной из главных проблем ЕС.

Борьба против превращения женской любви в товар привела к появлению таких экзотических понятий, как "сексуальные домогательства на рабочем месте". 8 февраля 2005 года компания FedEx заплатила 1 миллион долларов женщине, пожаловавшейся суду на отказ менеджера наказать сотрудника, несколько раз предлагавшего ей романтические отношения. Под угрозой исков мужчины не рискуют заниматься поиском любви на работе, что не оставляет тысячам проводящих в офисе по 12 часов в день Бриджит Джонс ничего лучшего, чем писать тоскливые дневники.

Женщиной не рождаются, ею становятся

Тем временем феминистки "третьей волны" разрабатывают теории, в которых слово "пол" заменяется словом "гендер" и указывает уже не на врожденные биологические признаки, а лишь на установки, навязанные ему обществом. Согласно вошедшей в моду в 90-х годах прошлого века Queer Theory, в мире вообще не существует мужчин и женщин. Просто людям, рожденным с одним типом гениталий, общество предписывает думать о себе как о "женщинах", а людям, рожденным с другим типом гениталий - как о "мужчинах". Стоит избавиться от этой обидной ошибки, и вопрос равноправия исчезнет вместе с самими гендерами. Правда, вместе с ними канут в лету семья, секс, модные журналы, родильные отделения больниц и публичные дома.

Зато жители РФ могут не беспокоиться: благодаря своебразной форме женского равноправия, принятой в СССР, и суровым реалиям постсовесткой жизни для большинства современных россиянок ненавидимый западными феминистками патриархат стал скорее сулящей благополучие мечтой, чем системой, с которой надо бороться.

Эмансипация означает выход человека из-под чьего-либо контроля, приобретение равных прав, снятие ограничений. Это понятие происходит от латинского слова «emancipatio», что означает «освобождение».

Изначально под эмансипацией подразумевался выход детей из-под опеки родителей. Но несколько столетий назад данный термин начал употребляться в политическом значении. Эмансипацией стали называть равноправие различных групп общества. В то же время помимо понятия «эмансипация рабочих» появился и термин «эмансипированная женщина».

Виды

1. Женская эмансипация. Эмансипация женщин означает предоставление им равных прав с мужчинами во всех сферах жизни общества. До сих пор считается, что для прекрасного пола главное — семья, и часто женщина зарабатывает меньше мужчины на одной и той же должности, и ей гораздо сложнее строить карьеру. Эмансипированная женщина – сильная, современная и яркая, она чувствует пульс времени. Она полноправная хозяйка своего счастья, способная делать счастливыми и других.

2. Эмансипация подростков. Объявление человека с 16 лет дееспособным тоже называют эмансипацией. Это закреплено в законодательстве РФ (статья 27 ГК). Согласно этой статье, несовершеннолетний признается полностью дееспособным при вступлении в брак, поступлении на работу (по контракту или договору), осуществлении предпринимательства. Данная статья позволяет законно распоряжаться имуществом. Эмансипация дает человеку возможность полностью социализироваться и почувствовать ответственность.

3. Эмансипация мужчин Эмансипированный мужчина уверен, что женщина должна работать и обеспечивать себя. В то же время он считает собственную свободу приоритетной по отношению к семейным обязанностям.

Свобода женщин

Термин «émancipation de la femme» («женская эмансипация») возник в 1830 году во Франции во время Июльской революции. Женщины пытались отстоять свои права, создавая кружки, проводя забастовки и даже одеваясь в мужские костюмы. Вначале такое поведение вызвало возмущение мужского пола, и кружки были запрещены, но это не остановило протестующих. Женщинам удалось отстоять собственные права и свободы.

В России появление эмансипации можно отнести к периоду революции 1917 года, когда среди большевиков активно действовали и женщины. В то же время появились новые отрасли индустрии, где требовалась рабочая сила, и женщины оказались в тех же производственных условиях, что и мужчины.

Женщины, покинувшие свои дома, понимали, насколько угнетенными они являются, и у них пробуждалось стремление защищать свои права. Разница между эмансипацией и заключается в том, что первая относится к освобождению от гнета, а второй ближе к общественной и политической сферам и ставит целью предоставить женщинам всю полноту гражданских прав.

Достоинства:

  • Свободно распоряжаясь временем, делая то, что считает важным и полезным именно она, эмансипированная женщина полностью самостоятельна в принятии своих решений.
  • Материальная независимость дает возможность жить по своему усмотрению, без страха оказаться на улице по чужой прихоти.
  • Расширение круга общения. Активное общение с разными людьми, а не только с теми, кто приходит в дом, позволили женщине расширить кругозор и стать более раскрепощенной и интеллектуально развитой.
  • Снижение уровня насилия. Времена, когда женщина считалась вещью и прислугой, безвозвратно прошли. Неравные браки также остались в прошлом, появилась возможность строить семью по взаимному согласию, без унижений. Это не могло не снизить уровень преступности и жестокости по отношению к женщинам.

  • Образование и карьерный рост. Больше ничто не мешает женщинам выбирать профессию по своему усмотрению, учиться в университетах и даже занимать руководящие должности.
  • Женщины получили право голоса и собственное мнение, что изменило общество в целом.
  • Эмансипация подарила женщине возможность путешествовать и познавать мир наравне с мужчинами.
  • Возможность добиться высокого социального статуса и шансы проявить себя теперь есть и у прекрасной половины человечества.
  • Саморазвитие – ценнейший внутренний ресурс, позволяющий стать лучше и выйти на новый уровень, он делает качественно полнее и жизнь женщины, и мир вокруг.
  • Несомненным плюсом являются изменения в одежде, отказ от неудобных длинных платьев, скрывающих фигуру и сковывающих движения. Появление у дам брюк, без которых сегодня не обходится ни один гардероб, было символом эмансипации.

Таким образом, основной чертой эмансипации можно считать свободу выбора. То, чем заниматься – воспитывать детей, отправиться в путешествие или уйти с головой в карьеру – личное дело каждой. Более того, никто не запрещает совмещать эти занятия.

Эмансипированных женщин можно условно разделить на три типа:

1. Сильные и самодостаточные личности, карьеристки, которым присущ деловой стиль и свободолюбие, способные самостоятельно решать все проблемы, не теряя женской привлекательности.

2. Уверенные в себе дамы, кокетливые, сосредоточенные на своей внешности, красоте и удовольствиях, больше всего ценящие независимость. Они думают прежде всего о себе и не пытаются удержать мужчину.

3. Особы, негативно воспринимающие любые знаки внимания со стороны мужчин. Совершенно не следят за тем, как они выглядят, предпочитая внешнему лоску комфорт и удобство. От такой женщины невозможно добиться ведения рутинных домашних дел, ее не поставишь в положение служанки.

Очевидно, что женская эмансипация – явление в большей степени положительное (если, конечно, не принимать во внимание недовольство мужчин). Однако следует помнить, что в наши дни в отношениях очень часто происходит подмена понятий.

Целью женской эмансипации было достижение равных прав с мужчиной, а не буквальное равенство с сильным полом. Эмансипированная женщина обязательно должна понимать, что в счастливых отношениях важны мягкость и взаимопонимание, а стальной характер лучше проявлять на работе. Автор: Анастасия Дзенгелевская