Часто болеющие дети: проблемы диагностики, патогенеза и терапии. Клиническая характеристика часто болеющих детей

Вы прилагаете все усилия, чтобы ребенок не болел, но все равно, это случается несколько раз в год. Что же делать? Во-первых, определить - это вариант нормы или отклонение от нее. Во-вторых, если речь идет об отклонении, то предпринять все меры, чтобы укрепить иммунитет ребенка. Мы поможем разобраться в этих двух вопросах.

Что такое часто болеющий ребенок

Дети и подростки в 6 раз чаще, чем взрослые, переносят острые инфекции, поражающие дыхательные пути. Доля часто болеющих детей составляет от 15 до 75% 1 .

Часто болеющие дети - это не диагноз, а особая категория детей. Она характеризуется частым развитием инфекционных заболеваний со стороны дыхательных путей. Это связано с отклонениями в иммунном статусе ребенка, причем они носят функциональный (временный), а не органический (постоянный) характер. Поэтому такие дети нуждаются в динамическом (диспансерном) наблюдении и своевременном принятии должных мер по укреплению иммунитета.

Еще в 1986 году были разработаны четкие критерии, по которым ребенка относят в категорию часто болеющего. Они зависят от возраста:

  • до 1 года - это 4 и более эпизода ОРЗ;
  • от 1 года до 3 лет - 6 и более;
  • от 4 до 5 лет - 5 и более;
  • старше 5 лет - 4 и более.

Все, что меньше указанных параметров, расценивается как вариант нормы. Дети должны болеть, т.к. каждая новая встреча с микроорганизмом формирует иммунную память. В будущем это позволит быстро и эффективно реагировать на внедрение различных возбудителей в организм, а значит, предотвращать многие инфекции. Но не всегда естественный процесс выработки иммунной памяти в детском возрасте проходит гладко. Иногда он дает сбой, еще более ослабляя неокрепший организм, что в итоге и выливается в состояние частой болезненности.

Следует сказать, что в настоящее время, в мире существует несколько стандартов отнесения детей к группе частоболеющих; в некоторых из них количество эпизодов ОРИ больше, в некоторых меньше.

Существует несколько причин, обуславливающих частые болезни. Во-первых, следует понимать, что иммунная система ребенка формируется постепенно; ее становление завершается к 15-16 годам. Так же, постепенно, к 6-7 годам завершается формирование дыхательной системы и лимфоэпителиальной ткани глоточного кольца, участвующих в функционировании местного иммунитета и обеспечивающих очистку слизистой от микроорганизмов, чужеродных частиц и т.д.

Основной патологический механизм, который обуславливает частую болезненность - это функциональные неполадки в иммунной системе. Такое состояние предопределяет, что даже небольшое количество вирусов (меньше стандартной инфицирующей дозы), проникших в дыхательные пути, приводит к развитию заболевания.

N.B. Инфицирующая доза - это минимальное количество вирусных частиц, которое требуется для начала инфекционного процесса. У разных возбудителей оно разное, поэтому выделяют высококонтагиозные (легко передающиеся от человека к человеку) штаммы и низко контагиозные (которыми заразиться трудно).

Вирусы нарушают естественный механизм очищения дыхательных путей и местный иммунитет. А так как в носо- и ротоглотке даже в норме содержатся бактерии (они называются условно-патогенные), то создаются условия для их проникновения в те отделы, где их не должно быть (среднее ухо, околоносовые пазухи и легкие). Там развивается воспалительный процесс - , гайморит, фронтит, пневмония и т.д. Это еще больше угнетает иммунитет, поэтому с легкостью развиваются новые инфекции, а ребенок переходит в категорию часто болеющего. Наиболее распространенными возбудителями этих заболеваний являются:

  • стафилококк золотистый и гемолитический;
  • вирус ;
  • стрептококк гемолитический;
  • нейссерия;
  • коринебактерия;
  • кандида;

Частые респираторные инфекции (ОРИ) не безобидны. Помимо того, что они изматывают и ребенка, и родителей, они еще приводят к различным осложнениям.

  • Нарушают развитие всех систем организма. Так формируются хронические воспалительные процессы, которые переходят с ребенком во взрослое состояние (хронический гайморит, хронический отит и т.д.).
  • Снижают иммунологический статус.
  • Приводят к отставанию ребенка в физическом и психическом развитии, т.к. у часто болеющих детей заметно снижена двигательная активность и ограничено общение со сверстниками. Это дополнительно нарушает его адаптацию в социуме.
  • Способствуют формированию фоновых заболеваний из-за недостаточного пребывания на свежем воздухе. Так появляется рахит, дистрофические процессы, анемия и т.д.
  • Повышается склонность к аллергическим реакциям, т.к. таким детям зачастую назначается необоснованно большое количество малоэффективных медикаментов вместо одного-двух, но наиболее результативных в данной ситуации. Это приводит к развитию аллергического ринита, бронхиальной астмы и др.
  • Снижается репродуктивный потенциал в будущем, особенно если формируется аутоиммунный процесс (т.е. когда иммунная система начинает повреждать собственные клетки организма).
Все эти опасные последствия и диктуют необходимость проведения эффективных профилактических и лечебных мер. Время терять нельзя - потом, когда сформируются стойкие отклонения, уже будет поздно!

Что делать - 5 правил

Проблема часто болеющих детей - это проблема всего организма, поэтому она требует комплексного решения. Его финальная цель - это формирование собственного полноценного иммунитета. Для этого необходимо соблюдать 5 правил:

  1. Вести здоровый образ жизни - регулярно проветривать помещения, гулять на свежем воздухе, промывать нос водой, обязательно мыть руки после пребывания на улице или посещения мероприятий.
  2. Рационально составить режим дня, чтобы исключить переутомления.
  3. Полноценно питаться - в рационе должно быть достаточное количество белка, свежих овощей и фруктов.
  4. Одеваться соответственно погоде, чтобы не было переохлаждения или, наоборот, перегревания.
  5. Проводить иммунореабилитацию 2 .

Так как у 80% часто болеющих детей нарушена выработка , то и проводить иммунореабилитацию необходимо препаратами на основе этого биологического вещества. В качестве действующего компонента оно входит в состав Виферона (рекомбинантный интерферон?, разновидность 2В). Препарат также дополнительно обогащен антиоксидантами (токоферолом - витамином Е и аскорбиновой кислотой - витамином С). Это позволяет повышать противовирусную активность препарата в 10-14 раз. Таким образом, происходит двойная ребенка. По результатам все того же исследования доказано, что клиническая эффективность препарата в предотвращении ОРВИ составляет 92%.Другими преимуществами Виферон, который существует на российском фармацевтическом рынке, являются:

  • возможность применения с момента рождения, в т.ч. и у недоношенных детей, родившихся в сроке 34 недели и более 4 ;
  • клинически доказанная эффективность и высокая безопасность, продемонстрированная в крупных рандомизированных исследованиях 5 (современный стандарт оценки качества лекарственного препарата);
  • удобство применения - наличие местных (мазь, гель) и системных (суппозитории) форм.

Гель имеет разные показания к применению и назначаетсякак средство иммунной реабилитации часто болеющего ребенка:

  • для профилактики в период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппа в период межсезонья (октябрь-март);
  • в адаптационный период к дошкольному и школьному учреждению, когда организм ребенка встречается с новыми микробами, которые ранее ему были неизвестны.

Такой подход помогает не только активировать местный иммунитет в борьбе с микроорганизмами, но и поддерживать его на должном уровне длительное время.

Суппозитории Виферон в отличие от мази назначаются при уже развившейся инфекции у часто болеющего ребенка. Ему требуется экстренная мобилизация и подкрепление иммунитета, поэтому местными формами в такой ситуации не обойтись. В большинстве случаев инфекция у часто болеющего ребенка смешанная - и вирусная, и бактериальная, поэтому здесь Виферон особенно незаменим. Помимо противовирусной активности, он проявляет и противобактериальную 6 за счет влияния на фагоциты и цитотоксические лимфоциты. Эти клетки напрямую уничтожают бактерии. Доказано, что Виферон защищает от потенциальных респираторных инфекций и снижает заболеваемость в группе риска среди детей в 2-2,5 раза 7 .

Суппозитории Виферон выпускаются в 4 дозировках. Каждый из них содержит разную дозу интерферона, рекомендованную для группы заболеваний. У детей, в основном, используются суппозитории с содержанием 150 000 МЕ (Виферон-1) и 500 000 МЕ (Виферон-2) интерферона.

При развившихся инфекциях у часто болеющих детей требуется ступенчатое назначение препарата, которое повысит и поддержит иммунитет. Схему лечения назначает врач по итогам проведенного консилиума и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Поэтапный подход в терапии с последующей плавной отменой позволит:

  • восстановить иммунный статус ребенка, который только что перенес инфекцию;
  • естественным образом стимулировать выработку собственных интерферонов .

Главный вывод: часто болеющий ребенок - не приговор, а призыв к действию. Если ваше чадо болеет чаще, чем должно, то начинайте укреплять его иммунитет. В этом вам помогут 5 основных правил, выполнять которые не составит труда. Так вы защитите его от респираторных инфекций сейчас и от серьезных проблем в будущем.

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

Серьезной современной медицинской и социальной проблемой является проблема оздоровления детей, которых врачи называют “часто болеющими”.

Кого считают “часто болеющим”:

  • малышей с частыми острыми респираторными заболеваниями на протяжении года,
  • в возрасте до 1 года ребенка считают часто болеющим при частоте ОРЗ 4 и более в году,
  • от 1 до 3 лет - 6 и более ОРЗ в год,
  • в возрасте от 3 до 5 лет - 5 и более,
  • старше 5 лет - 4 и более острых респираторных заболеваний на протяжении года.

Бывают ситуации, когда ребенок болеет не только часто, но и длительно - более 10-14 дней в каждый период ОРЗ.
Инфекционные заболевания органов дыхания являются самой распространенной инфекционной патологией у детей. У ребенка, находящегося в организованном коллективе, ОРЗ могут возникать в среднем 8 раз на первом году посещения, 5-6 раз на втором, 3-4 раза на третьем году.
У часто болеющих детей острые респираторные заболевания возникают, как правило, ежемесячно . Особенно часто ОРЗ болеют дети в возрасте 1-5 лет, что объясняется утратой материнского и еще недостаточно активным приобретенным иммунитетом.
Многие родители обеспокоены таким состоянием здоровья ребенка и сразу списывают частую заболеваемость ОРЗ на слабость иммунитета.

От чего зависит активность иммунной системы ребенка :

  • от правильно организованного питания ребенка,
  • его окружения (курение родителей),
  • режима дня,
  • элементов воспитания.

Поэтому и решать проблему предупреждения частых повторных заболеваний у детей следует начинать именно с этих вопросов. Как ни банально звучит, но в семье, где есть часто болеющий ребенок, во главу угла должен быть поставлен вопрос о здоровом образе жизни .

Этапы профилактики частых заболеваний у детей:

  • период внутриутробного развития . Это правильный режим дня будущей мамы, полный отказ ее от курения, прием поливитаминных препаратов. Обязательно систематическое посещение врача и оздоровление всех очагов хронической инфекции у беременной женщины, если они есть.
  • После рождения - грудное вскармливание . Самой лучшей защитой его от инфекций является грудное молоко, а в первые несколько суток после рождения - молозиво, которое очень багато иммуноглобулинами, то есть готовыми антителами против микробов и вирусов.
  • Очень важно оградить новорожденного ребенка от контактов с приходящими людьми, так как взрослые всегда имеют определенный “набор” микрорганизмов в органах дыхания, на коже, которые могут быть небезопасны для маленького ребенка.
  • Провести курс оздоровления членам семьи . Часто приходится выслушивать сетования родителей, что у ребенка выделяется золотистый стафилококк из зева или кишечника, хотя он уже неоднократно получал терапию по этому поводу. А при обследовании родителей медики выявляют тот же стафилококк из их органов дыхания или кишечника. Чтобы избежать подобной ситуации и не допустить инфицирования новорожденного болезнетворной микрофлорой от членов семьи, желательно заранее обследоваться и пролечиться.
  • Отказ от курения в помещении, где находится малыш. Табачный дым приводит к пересушиванию слизистой оболочки верхних дыхательных путей, при этом снижается количество защитной слизи на ее поверхности и “облегчается” проникновение микроорганизмов в более глубокие слои слизистой оболочки. В состав защитной слизи входят вещества, которые вырабатывают клетками крови - лизоцим и интерферон. Они выполняют роль первого барьера на пути проникновения инфекции. Кроме этого, в полости носа происходит согревание и механическая очистка воздуха. Дальнейшая очистка воздуха продолжается в бронхах. На слизистой оболочке трахеи и бронхов есть мельшайшие реснички, которые ритмично движутся и способствуют механическому удалению микробов и инородных частичек. В бронхо-легочной системе расположены участки лимфоидной ткани, в которой активно функционируют основные факторы иммунитета - фагоциты (клетки “пожиратели” бактерий, Т- и В-лимфоциты). В том случае, если малыш находится на искусственном вскармливании, если родители курят или в окружении ребенка есть вирусо- и бактерионосители, постепенно возможно снижение активности факторов естественного иммунитета и развитие ОРЗ.
  • Восстановление нормального баланса микрофлоры кишечника . В обычных условиях мы сталкиваемся с огромных числом микроорганизмов, поступающих в желудок и кишечник. Но ребенка на грудном вскармливании защищают факторы грудного молока. У детей более старшего возраста такую роль выполняет кислое содержимое желудка и сохраненный баланс естественной микрофлоры кишечника. В том случае, если у ребенка снижена кислотность желудочного сока или есть дисбактериоз кишечника с нарушением его функции (запоры), то наступает своеобразное снижение активности работы этих биологических “фильтров”.
  • Подбор индивидуальной диеты.
  • По назначению врача-гастроэнтеролога применение медикаментозных средств. Не следует забывать и об отрицательной роли глистов на общее состояние ребенка. Целесообразно осенью проводить противоглистную терапию с использованием растительных, гомеопатических или медикаментозных средств, которые назначит лечащий врач.
  • В том случае, если у ребенка произошло увеличение аденоидов или есть уже хронический гнойный процесс в миндалинах (родители называют их гландами), то ЛОР-врач даст рекомендации по консервативному или оперативному их лечению. Не следует “сохранять” аденоиды или миндалины, если они полностью изменены хроническим воспалением и не позволяют ребенку избавиться от повторных ОРЗ.
  • Часто болеющие дети нуждаются в своевременной вакцинации даже в большей степени, чем другие категории детей. Не следует делать прививку в острый период ОРЗ, если есть температура и интоксикация. Но через 7-14 дней вакцинацию уже можно проводить. С октября-ноября таких детей желательно вакцинировать от гриппа.

Частые ОРЗ способствуют формированию хронической бронхолегочной патологии, гайморита, тонзиллита, отита, предрасполагают к формированию аллергической патологии и задержке психомоторного и физического развития. С другой стороны, очаги хронической инфекции в ЛОР-органах, кишечнике, желчевыводящих путях, почках способствуют более частым острым респираторным инфекциям. Другими словами, создается своеобразный порочный круг: повторные ОРЗ приводят к хроническому течению воспалительного процесса, а на фоне этих процессов повторные ОРЗ развиваются значительно чаще и тяжелее протекают .

Дети начинают посещать детский коллектив обычно с 3-х лет. Родителям нужно быть готовыми к тому, что малыш может заболеть ОРЗ после 1-2-х недель посещения садика. Это закономерная реакция организма на контакт с новыми видами вирусов и бактерий. Главное постараться не допустить, чтобы эти ОРЗ повторялись каждые 2-4 недели. Желательно, чтобы мама не выходила на работу в тот же день, когда ребенок начал посещать садик. Оформление больничного листа и сложности с посещением работы у молодой мамы могут приводить к нарастанию нервозной обстановки в семье и к тому, что малыш возвращается в детский коллектив с небольшими остаточными явлениями ОРЗ. Безусловно, неоценимую помощь в таких ситуациях оказывают родственники, бабушки, няни.

Часто возникают вопросы у родителей, как закаливать маленького ребенка . Методик по закаливанию детей очень много. Важно соблюдать некоторые правила при их использовании:

  • ребенок должен выполнять закаливающие процедуры с удовольствием (без сопротивления и плача),
  • если малыш заболел и нарушена этапность закаливающих процедур, то их следует начинать заново после выздоровления.
  • Выбор определенного метода закаливания ребенка следует согласовывать с педиатром, который наблюдает малыша.

Большое значение для укрепления защитных сил организма ребенка играет пребывание его на свежем воздухе, но не в крупном промышленном центре вблизи автомагистралей, а за городом или в лесопарках. Прогулки должны быть с активными играми. Родители часто болеющих детей могут не бояться контактов с другими детьми и взрослыми на свежем воздухе. Однако недопустимо гулять с малышами, если взрослые в их окружении курят . К сожалению, очень часто мы видим, как папа гуляет с детьми, держит их за руку и беседует со своими коллегами или друзьями, выкуривая одну сигарету за другой.

Социальный аспект проблемы часто болеющих детей заключается еще и в том, что ребята постепенно отвыкают от посещения детского коллектива. У них может появиться ощущение неуверенности в собственных силах. Иногда это приводит к отчужденности и отстраненности от других детей и сверстников. В таких случаях не следует откладывать визит к детскому психологу , который значительно квалифицированнее родителей сможет оказать ребенку психологическую помощь и поможет мамам и папам понять “трудности” характера их детей.

Частые ОРЗ в раннем возрасте сменяются формированием рецидивирующего или астматического бронхита, повторных воспалений легких у школьников. Это приводит к тому, что дети в школе пропускают уже не 1-2 недели, а больше месяца. Поэтому очень важно разобраться в причинах частых ОРЗ у малышей еще до посещения школы и принять меры совместно с лечащим врачом для их профилактики.

Сапа Ирина Юрьевна

Детей, подверженных частым респираторным заболеваниям, принято называют часто болеющими. К этой категории относят детей с частыми ОРЗ (10-12 случаев в год), возникающими из-за транзиторных, плохо корригируемых отклонений в защитных системах организма. На долю часто болеющих детей приходится от 67 до 75% всех случаев ОРЗ. ОРЗ относятся к наиболее распространенным заболеваниям у детей, способствуя формированию хронической патологии.

По мнению З.С. Макаровой (2004), часто болеющих детей от 75 до 15% в детской популяции в зависимости от возраста. Наибольшее число часто болеющих детей выявляется в раннем и дошкольном возрасте. В.К. Таточенко считает, что доля часто болеющих детей составляет от 1/7 до 1/3 - 1/2 всего численного состава.

В.В. Бережной (2005) предлагает часто и длительно болеющих детей выделять в отдельную группу диспансерного наблюдения; это дети 2-й группы здоровья с функциональными отклонениями различных органов и систем. Наиболее достоверными признаками нарушений иммунной системы у этих детей служат высокая подверженность инфекциям и снижение показателей иммунного статуса, дисбаланс которых указывает на необходимость иммунокоррекции.

К часто болеющим относят детей в соответствии с инфекционным индексом (ИИ), определяемым как отношение суммы всех случаев ОРЗ (в течение года) к возрасту ребенка. У детей часто болеющих ИИ составляет от 1,1 до 3,5, а у редко болеющих детей он колеблется от 0,2 до 0,3. Если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, то рассчитывают индекс резистентности (I). Это отношение числа перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдения. В соответствии с этим часто болеющим можно считать ребенка, если его I составляет 0,33 и более.

В настоящее время выделяют 5 групп часто болеющих детей, достоверно различающихся по многим параметрам.

1-я группа. В нее входят дети с преобладающими явлениями аллергии и аллергической патологией в анамнезе как по материнской, так и по отцовской линии. У родственников часто выявляют заболевания органов пищеварения, патологию носоглотки и органов дыхания, у матерей гестозы первой и второй половины беременности и ОРЗ в периоде беременности.

У детей 1-й группы при рождении выявляют паратрофический статус, свидетельствующий о склонности к аллергии. Повторные заболевания у детей связаны с переводом на искусственное вскармливание и началом посещения детских дошкольных учреждений.

2-я группа. В эту группу относят преимущественно детей с неврологической патологией. Дисбаланс центральных регуляторных механизмов создает условия для проявления разнообразных органотипических диатезов, на фоне которых развиваются вирусные, бактериальные инфекции, глистно-протозойные инвазии. Эти дети болеют с рождения, детские дошкольные учреждения, как правило, не посещают. Родители этих детей (особенно матери) чаще нездоровы. Наблюдаются эндокринопатии, патология иммунной системы, ЦНС, у матерей обострения хронических заболеваний, часто возникают ОРЗ и воспалительные заболевания гениталий, стрессы и депрессивный синдром.

Беременность сопровождается угрозой прерывания и/или кровотечениями, определяется большое количество травмирующих факторов в родах (преждевременные и/или запоздалые роды, стремительные роды, слабость родовой деятельности, роды с кесаревым сечением, тазовое предлежание плода), что приводит к острой травме ЦНС новорожденного.

3-я группа. Ее составляют дети с первичными вегетососудистыми дистониями, обусловленными наследственным характером. Все матери этих детей страдают различными формами вегетососудистой дистонии. ОРЗ проявляется длительным субфебрилитетом и периодами длительного (до нескольких месяцев) кашля. Часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта.

4-я группа. В нее входят дети с преимущественным поражением лимфатической системы с рождения, что обусловливает возможность большой частоты различных болезней с выраженной клинической симптоматикой, гипертермией, сменяющейся субфебрилитетом. Аллергозы у этих детей проявляются дерматореспираторным синдромом. Подобная патология выявляется у отцов детей и родственников по отцовской линии.

Беременность таких матерей сопровождается угрозой прерывания с маточными кровотечениями во II триместре. Роды стремительные. Дети рождаются с признаками лимфатизма, болеют с рождения, частота повторных ОРЗ нарастает при встрече с антигенной нагрузкой.

5-я группа. Включает детей с преимущественными обменно-конституциональными нарушениями. У детей наблюдаются заболевания инфекционной природы, чаще бактериальной, на фоне обменно-конституциональных нарушений с вовлечением в патологический процесс мочевых органов. Заболевания непрерывно рецидивируют. ОРЗ затяжные, продолжительностью до 5 нед, отмечается гипертермия с субфебрилитетом. Дети начинают болеть при переводе на искусственное вскармливание и посещении детских дошкольных учреждений. Во всех семьях у родителей выявляются обменные заболевания и хроническая патология мочевых органов. Беременность у матерей сопровождается гестозом первой половины и обострением хронического пиелонефрита. Роды патологические.

Выделяют также «условно» и «истинно» часто болеющих детей. «Условно» часто болеющие дети болеют не более 4-5 раз в год, их I составляет 0,33-0,49. У «истинно» часто болеющих детей I выше 0,5. У этих детей отмечаются:

¦ выраженная наследственная отягощенность;

¦ высокая частота острых заболеваний в течение года (от 6-7 раз, при I 0,5 и выше) с продолжительным и осложненным течением;

¦ сопутствующие морфофункциональные отклонения различных органов и систем;

¦ быстрое формирование хронических заболеваний и хронических очагов инфекции.

«Истинно» часто болеющие дети представляют собой группу высокого риска по формированию хронических форм патологии. По клиническим особенностям выделяют 3 основных клинических типа истинно часто болеющих детей.

Соматический тип. Формирование данного типа происходит на фоне перинатальной энцефалопатии, аллергического диатеза. Частота острых заболеваний высокая (до 8 раз и более в течение года, I 0,67 и выше). Заболевания сопровождаются выраженной интоксикацией, высокой температурой, фебрильными судорогами. В периоде реконвалесценции отмечается длительный затяжной кашель. Осложнения проявляются в виде бронхитов, обструктивных бронхитов, пневмоний.

Оториноларингологический тип. Формирование данного типа происходит на фоне лимфатического диатеза. Часто отмечается длительный, затяжной, волнообразный характер заболевания (4-6 раз в год).

Смешанный тип. К этому клиническому типу относится наиболее тяжелый контингент «истинно» часто болеющих детей с полисистемными и полиорганными отклонениями в состоянии здоровья. Наиболее часто у детей этого клинического типа выявляются неврологические нарушения вследствие перенесенного перинатального поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром повышенной возбудимости). Часто выявляются отклонения функции сердечно-сосудистой системы (систолический шум, пролапсы митрального и трикуспидального клапанов и т. д.), нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, верхних отделов дыхательных путей. Обращает на себя внимание высокая частота поведенческих нарушений (повышенная тревожность, преобладание отрицательных эмоций, неадекватная внутренняя картина заболевания, нарушение сна, аппетита, двигательная расторможенность), а также нервно-психические нарушения, преимущественно невротического уровня. Число отклонений возрастает на 3-м и 7-м году жизни, совпадая с возрастными кризисами.

Нервно-психическое развитие «истинно» часто болеющих детей замедлено. Наблюдается задержка активной речи, сенсорики, конструирования как основы формирования логического и наглядно-образного мышления, нарушена моторика мелких мышц, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков.

К наиболее характерным клиническим симптомам обострения ОРЗ у «истинно» часто болеющих детей следует отнести:

¦ катаральные явления;

¦ увеличение и сочность регионарных периферических лимфатических узлов;

¦ значительное снижение мышечного тонуса и тургора тканей;

¦ изменения сердечно-сосудистой системы (приглушенность сердечных тонов, тахи-, брадикардия, дыхательная аритмия);

¦ кожные проявления аллергического диатеза;

¦ вегетососудистые нарушения (бледность, синева под глазами, холодные конечности).

Пики нарастания негативной клинической симптоматики условно соответствуют 8-му, 64-му, 128-му дням от начала посещения детского дошкольного учреждения. Эти дни считают критическими в плане возможной манифестации острых заболеваний.

Аутофлора, приобретенная на ранних этапах жизни, существенно влияет на морфологический и физиологический статус. С иммунологических позиций формирование микробиоценоза начинается задолго до рождения ребенка с развития иммунной толерантности, т. е. снижения ответа иммунной системы плода на микрофлору организма матери. Иммунная толерантность неизбежно приводит к ослаблению барьерной и детоксицирующей функции организма и как следствие - к относительному повышению патогенного потенциала для условно-патогенных (слабовирулентных) агентов. Дисбактериоз кишечника является одним из самых частых патологических состояний у детей: он встречается у 70-90% детей в возрасте до 1 года, у 60-70% детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Дисбактериоз разной тяжести определяется у 93-98% детей с кожными проявлениями пищевой аллергии. Любые заболевания с дисбактериозом, начинаясь в раннем возрасте, могут принимать затяжное, хроническое, рецидивирующее течение, избирательно поражая дыхательную, пищеварительную, мочевую и другие системы и приводя к тяжелым последствиям.

У детей первых 3 лет жизни к дисбактериозу в основном предрасполагают патология анте- и интранатального периода, перинатальная энцефалопатия, преимущественно гнойно-воспалительные, острые инфекционно-воспалительные заболевания и антибактериальная терапия.

В кишечнике снижены лакто-, бифидобактерии. Повышено представительство кокковой флоры. Отмечаются ассоциированные нарушения кишечного микробиоценоза.

Одной из причин повторной респираторной заболеваемости считают обилие и строгую специфичность респираторных вирусов, незрелость системы терморегуляции, снижение иммунной реактивности, а также сниженную устойчивость детского организма к меняющимся климатическим факторам.

Как известно, эпидемии гриппа возникают на фоне сезонных подъемов и снижений заболеваемости ОРЗ, вызываемыми более чем 150 вирусами (парамиксовирусы, аденовирусы, риновирусы, коронавирусы, реовирусы и др.). Ежегодно ОРЗ болеют десятки миллионов человек. Высказываются соображения о целесообразности создания вакцин против некоторых респираторных заболеваний, вызываемых аденовирусами, парамиксовирусами, но в целом для группы ОРЗ вакцинопрофилактика и химиопрофилактика не имеют больших перспектив, так как вряд ли возможны введение более сотни вакцин и применение десятков химиотерапевтических средств. Здесь нужны новые подходы, одним из которых является активизация естественного иммунитета с помощью индукторов интерферона и иммуномодуляторов. Последние приобретают особую значимость в защите от развивающихся и длительно протекающих иммунодефицитов с резким снижением антибактериальной резистентности организма. Особое место среди осложнений занимает так называемый синдром послевирусной астении (СПА), который развивается у 65% больных в течение 1 мес от начала инфекции. СПА имеет пеструю клиническую картину, ведущими симптомами которой являются усталость, разбитость, слабость, недомогание, эмоциональные расстройства.

Результаты эпидемиологических и вирусологических наблюдений во всём мире показывают, что ведущую роль в эпидемическом процессе играет вирус гриппа А(Ы3К2) и А(Ы1К1), вирус гриппа В ему сопутствует.

Заболеваемость ОРЗ обусловлена аденовирусом (22,3%), респираторно-синцитиальным вирусом (15,8%). Участие вирусов гриппа А и В колеблется от 3,9 до 11,8% случаев, вирус парагриппа 1-го и 3-го типа встречается соответственно у 3,3-6,6% соответственно. Одновременное выявление титров антител к двум и более вирусам встречается более чем в 52,2% случаев. На фоне снижения заболеваемости гриппом общий уровень заболеваемости ОРЗ в РФ остается высоким и не имеет выраженной тенденции к снижению. Кроме того, наблюдается рост числа осложнений, особенно у детей. Грипп и ОРЗ значительно влияют на фон соматической патологии и структуру заболеваемости населения в целом.

Грипп характеризуется системными и респираторными симптомами: повышенной температурой тела, усталостью, головной болью, кашлем, насморком, миалгией. Катаральные явления, особенно в первые дни болезни, могут быть нерезко выражены, ведущим симптомом бывает интоксикация. Сочетание повышенной температуры и других системных и местных симптомов в периоды активности гриппа позволяют достаточно эффективно диагностировать это заболевание.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - это группа наиболее распространенных заболеваний, близких по клиническим и эпидемиологическим характеристикам. Этиология ОРЗ чрезвычайно разнообразна: их вызывают более 200 различных представителей 4 семейств РНК-содержащих вирусов (ортомиксо-, парамиксо-, корона-, пикорнавирусы) и 2 семейств ДНК-содержащих вирусов (адено- и герпес-вирусы) (табл. 1.1). Полиэтиологичность ОРЗ создает серьезные трудности для профилактики и терапии (табл. 1.2).

Табл. 1.1.

Наибольшее место в структуре ОРЗ, безусловно, принадлежит гриппу, так как только вирусы гриппа вызывают эпидемии и пандемии.

Табл. 1.2.

В России число ежегодно болеющих гриппом достигает 30 млн, а в Москве ежегодно болеют гриппом около 2 млн. В России ежегодный суммарный экономический ущерб от ОРЗ оценивается экспертами в 40 млрд руб., составляя около 80% ущерба от всех инфекционных болезней. Ежегодный анализ заболеваемости гриппом и ОРЗ в нашей стране выявил ряд существенных изменений в их этиологической структуре. На протяжении последних лет отмечается тенденция роста заболеваемости ОРЗ при отсутствии роста заболеваемости собственно гриппом. В результате в настоящее время менее четверти респираторных заболеваний приходится на грипп (15,7-16,4%), а основную часть ОРЗ составляют респираторные вирусные заболевания (до 33,0%) негриппозной этиологии.

Многие вирусы вызывают более или менее характерные симптомы (табл.1.3), позволяющие определить по клинической картине этиологию респираторного заболевания, что важно для терапии. Так, аденовирусы вызывают обострение хронического тонзиллита; энтеровирусы - герпетическую ангину; парагриппозные вирусы - ларингит, а в детском возрасте являются причиной крупа. У маленьких детей бронхит чаще всего обусловлен риновирусом, РС-вирусом и/или вирусом парагриппа 3-го типа. Диффузное поражение мелких бронхов и легочной паренхимы вызывает вирус гриппа, респираторно-синцитиальный, аденовирус (на рентгенограмме определяется как усиление легочного рисунка). Очаговые изменения в легких обычно возникают при пневмонии (геморрагическая пневмония), вызываемой вирусом гриппа и аденовирусом (облитерирующий бронхиолит); при этом, как правило, в воспалении участвует и микробная флора.

Табл. 1.3.

Разнесение по типам респираторных вирусов детей с заболеваниями дыхательных путей выявило у 11,9% гриппозную инфекцию типа А, в 3,1% случаев - типа В; вирус парагриппа обнаружен у 48,4%, аденовирус и респираторно-синцитиальный вирус составили соответственно 5,1% и 4,0%. Респираторно-синцитиальный вирус, аденовирус, вирус парагриппа создают основу для развития аллергии. В 2,7% и 1,2% случаев респираторные заболевания индуцировались микоплазмой пневмонии, энтеровирусами. Смешанная вирусная инфекция отмечена в 22,8% случаев.

Клинические проявления ОРЗ у часто болеющих детей такие же, как и у редко болеющих детей: повышение температуры, ринит, катаральные явления в ротоглотке. В целом клинические проявления зависят от возбудителя, который вызвал очередной эпизод ОРЗ. Так, при ОРЗ гриппозной этиологии в клинической картине доминируют инфекционный токсикоз, менингеальные знаки, обусловленные острым отеком (набуханием) головного мозга. Заболевание, вызванное вирусом парагриппа, сопровождается умеренным повышением температуры тела, обильными выделениями из носа, отчетливо выраженной гиперемией ротоглотки. При аденовирусной инфекции наряду с выраженными катаральными явлениями в верхних дыхательных путях отмечаются конъюнктивит, лимфоаденопатия, возможна спленомегалия. Инфицирование цитомегаловирусом наряду с катаральными явлениями может вызывать клинические проявления паротита, а при инфицировании Mycoplasma pneumoniae возможно возникновение тонзиллита. Основным клиническим синдромом респираторного заболевания является поражение дыхательных путей на фоне лихорадочного состояния. Особенностями ОРЗ у часто болеющих детей являются лишь высокая частота их возникновения и склонность к затяжному и рецидивирующему течению вплоть до непрерывно рецидивирующего. У определенного числа часто болеющих детей ОРЗ осложняется синуситом, отитом, бронхитом, приступами бронхиальной астмы. Пневмония возникает относительно редко и только у детей первых 3 лет жизни. Важнейшими входными воротами для патогенных микроорганизмов являются верхние дыхательные пути, но они оснащены комплексной эффективной системой защиты, препятствующей колонизации слизистой оболочки микроорганизмами, их размножению, нарушению целостности эпителиального слоя и попаданию патогенов в подлежащие ткани и кровь.

Даже если этот защитный механизм эффективно препятствует проникновению возбудителя, все равно остается относительно большая опасность возникновения ограниченных местных инфекций дыхательных путей. Если проследить путь возбудителя (от момента его попадания в организм до возникновения заболевания), то можно выделить фазу проникновения возбудителя в дыхательные пути, фазу фиксации на поверхности слизистой оболочки, а также стадию размножения на слизистой оболочке (организм отвечает защитной воспалительной реакцией и созданием средств иммунной защиты) и стадию возникновения инфекционного заболевания. После проникновения возбудителей последовательно «срабатывает» мукоцилиарная и иммунная защита.

Слизистая оболочка дыхательных путей покрыта секретом, содержащим вещества с антибактериальной активностью. Колебания ресничек эпителия лежат в основе мукоцилиарного транспорта, который обеспечивает удаление с поверхности слизистой оболочки секрета, содержащего проникшие в дыхательные пути патогены. В состав секрета входят различные вещества, препятствующие адгезии бактерий и вирусов к клеткам эпителия; этот секрет постоянно транспортируется наружу. В результате выводятся и попавшие в дыхательные пути возбудители. Если возбудителям удается преодолеть мукоцилиарную защиту, закрепиться на поверхности слизистой оболочки и начать размножаться, мобилизуются защитные силы естественного/врожденного и адаптивного/приобретенного иммунитета.

Естественная защита «срабатывает» очень быстро (в течение нескольких часов) и осуществляется главным образом фагоцитирующими нейтрофилами и интерфероном. Специфическая защита исходит от локально образующихся антител класса IgA, препятствующих фиксации и размножению возбудителей. Эффективность муколитической защитной системы может быть снижена в силу внешних и внутренних воздействий.

К внешним факторам относятся вредные вещества в воздухе, его низкая влажность, холод. Особое значение имеют хронические поражения слизистой оболочки, возникающие в ходе рецидивирующих воспалительных процессов. В области зарубцевавшегося эпителия слизистой оболочки происходит застой секрета, что дает толчок развитию местной инфекции. Секрет с измененной вязкостью хуже транспортируется, поэтому хронические заболевания дыхательных путей всегда связаны с высокой предрасположенностью к инфекциям.

С наступлением холодов заболеваемость среди детей резко возрастает, но некоторые дети болеют нечасто или относительно легко, а часть из них – практически не вылезают из простуд, каждый эпизод длится по несколько недель, и болезни, по сути, плавно перетекают из одной в другую. И нередко те родители, которые практически не видят в межсезонье и зимой своих детей здоровыми, сильно переживают по поводу того, можно ли вообще прервать череду этих бесконечных болезней. Они ищут врачей и препараты, которые могут помочь в устранении постоянного и , непрерывных и их осложнений. Именно эти семьи и становятся постоянными посетителями педиатров и иммунологов, ЛОР-врачей и специалистов других отраслей. Возникает закономерный вопрос – почему дети часто болеют, почему некоторых малышей относят к категории «ЧБД» – «часто болеющих детей»?

Оглавление:

Как часто болеет ребенок?

В категорию ЧБД можно, в зависимости от возраста, отнести детей, которые болеют простудными и иными инфекциями от 6 до 20 и более раз за год . Если же говорить о детях разных возрастов, категориями ЧБД считают:

  • В возрасте до 1 года детей, болеющих более четырех эпизодов за год,
  • В возрасте 1-3 лет тех малышей, которые болеют более 6-7 раз за год,
  • После 4-5 лет детей, которые болеют простудами более пяти эпизодов за год, а у школьников более трех раз в году.

Причем простуды у таких детей обычно протекают тяжело или длительно, более 7-10 дней, и зачастую требуют приема антибиотиков, а также имеют различные осложнения простуд.

Данный факт создает серьезные проблемы для всей семьи, отражаясь как на физическом развитии малышей, так и на их нервно-психическом статусе, но важно подчеркнуть, что категория ЧБД – это не заболевания детей, подобное состояние не выставляется диагнозом.

Эта группа детей включает тех малышей, которые намного чаще чем в среднем в популяции, болеют , причем они не связаны с определенными врожденными особенностями, наследственными болезнями или приобретенными соматическими патологиями (то есть это относительно здоровые при рождении дети, которые просто часто простужаются).

Наиболее часто такие дети страдают (насморки), назофарингитами (сочетание насморка с поражением глотки), и (поражения гортани и трахеи), . Кроме того, у таких детей могут быть частые или , а также имеются такие ЛОР-осложнения как , или иные проблемы.

В чем опасность частых простуд?

Как таковые, простуды тренируют иммунную систему, но если это частые и повторяющиеся патологии, они могут приводить к нарушениям в функционировании и созревании различных тканей и органов. Это не только бронхолегочная система, но и пищеварительный тракт и нервная система (особенно вегетативный ее отдел). Частые простуды подрывают иммунную резистентность детского организма, формируют срывы в адаптационных и компенсационных механизмах тела. Другими словами, у таких детей хуже функционируют и менее тренированы все органы и системы тела . Из-за постоянных простуд и нахождения дома на больничном, такие дети меньше бывают на свежем воздухе, у них органичен двигательный режим, что может приводить еще и к развитию дополнительных обменных заболеваний, и , дистрофическим проявлениям.

Поэтому у таких малышей достаточно заметны отставания физического развития – по росту и весу, а также психомоторные навыки . У детей с частыми простудами нередко применятся большое количество лекарственных препаратов ( , противовоспалительные, ), которые могут также обладать иммуносупрессивными эффектами – они в определенной мере могут подавлять естественный иммунитет.

Причины простуд у детей

Если говорить о причинных факторах, которые лидируют в генезе детских простуд, то можно на первое место, несомненно, поставить вирусные инфекции. Но нередко начинаясь как вирусные, инфекции зачастую осложняются микробными поражениями, что усугубляет тяжесть заболеваний и резко повышает риски формирования различных вторичных осложнений – это , . Если верить исследованиям, насчитывают около 60-ти различных причинных факторов, которые ответственны за высокую заболеваемость. Все эти группы факторов можно объединить в разделы:

Внимание! Немалую роль играет наличие у ребенка особого вида инфекции – скрытых вирусных, к которым могут относиться – герпесная группа – , или . Хотя мало еще изучены вирусы , восьмого, но они также могут иметь значение.

Если говорить о микробной инфекции, то важными для детей могут становиться , гемофильная инфекция, клебсиелла и некоторые другие микробы. Нередко дополнительным фактором может стать и наличие кишечных инфекций.

Роль иммунитета в частой заболеваемости

Зачастую в частых или длительных заболеваниях детей винят ослабление иммунитета, но далеко не все родители могут оценить все те факторы, которые могут приводить к ослаблению иммунной защиты их малыша. Так, функционирование иммунной системы начинает формироваться еще в утробе матери, поэтому такие факторы как развитие внутриутробной инфекции, резкая недоношенность детей или их незрелость в результате влияния различных факторов могут грозить тем, что дети затем, после рождения, могут часто болеть и длительно переносить каждый эпизод инфекции.

Важно для полноценного становления иммунитета ребенка кормление его грудным молоком . В нем содержатся иммуноглобулины и иные иммунные факторы, которые помогают незрелой иммунной системе младенца более адекватно реагировать на внешние стимулы и раздражители. С материнским молоком передается и часть готовых антител, которые защищают его на протяжении первых месяцев жизни от простуд и инфекционных болезней. При раннем переводе детей на смеси или отказе от ГВ, дети могут болеть простудами с раннего возраста, что ослабляет иммунную защиту . Кроме того, негативно могут влиять на иммунную систему такие обменные патологии и дефицитные состояния как гипотрофия, анемии различного типа или рахит, .

Выраженным негативным влиянием на иммунитет обладают:

Обследования часто болеющих детей: какие анализы сдавать?

Если ребенок часто болеет, каждый эпизод простуды длится более 2 недель или часто формируются осложнения, требующие лечения серьезными препаратами, важно провести полноценное обследование ребенка и прицельный анализ его образа жизни, чтобы выяснить наличие проблем с иммунной системой или же те факторы, которые ведут к подобным проблемам в отношении ОРВИ.

Первое, что нужно сделать – обратиться к педиатру с просьбой о направлении для консультации к иммунологу. Для посещения этого специалиста предварительно нужно прохождение обследования:

  • сдается , в котором оценивается функционирование иммунной системы в целом по количеству лейкоцитов и составу формулы. Сдвиг в ней в сторону лимфоцитоза или лейкоцитоза (особенно до юных форм) покажет – вирусные или же микробные.
  • исследование крови на наличие скрытых инфекций (герпесной группы), микоплазменного или хламидийного инфицирования, РС-инфицирования.
  • посев отделяемого с носа и глотки на флору.
  • аллергологическая диагностика с изучением уровня иммуноглобулинов Е (общей и специфических фракций).
  • иммунограмма с изучением иммуноглобулинового спектра и активности фагоцитоза.
  • рентгенография грудной клетки, а при подозрении на ЛОР-патологии – черепа и придаточных носовых пазух.

Обратите внимание

При наличии определенных симптомов необходимы консультации невролога и гастроэнтеролога, эндокринолога, ЛОРа и других специалистов.

Чем опасны частые болезни детей?

Если ребенок практически постоянно болеет – это проблема не только самой семьи, лечащего врача, но и общества в целом. Такие дети обычно не могут прививаться по графику вакцинации, имеют проблемы с посещением сначала дошкольных учреждений, а потом и со школьным обучением – они пропускают занятия и имеют сниженную успеваемость. Родители таких детей вынуждены пропускать работу или уволиться с нее, что отражается на материальном достатке семьи. Государство тратит на реабилитацию и лечение таких детей большие средства в масштабах всей страны. И, кроме того, у ребенка, относимого к категории ЧБД, формируются своеобразные порочные круги в отношении здоровья, которые делают решение проблемы затрудненным.

На фоне слабого иммунитета ребенок часто болеет, частые болезни ослабляют иммунитет, и на фоне ослабления иммунитета ребенок опять болеет. В результате образуется повышенная чувствительность тела ребенка к различным микробным и вирусным агентам, у него снижаются защитные резервы и истощаются механизмы резистентности, нередко формируются вялотекущие или хронические инфекции, а также развивается неблагоприятный фон для соматической патологии – аллергизации организма, развития пищеварительных расстройств, поражения желез внутренней секреции. В свою очередь «букет» из инфекционных и соматических заболеваний приводит и развитию значительного отставания как физического развития, так и нервно-психического.

Обратите внимание

По мере взросления формируются и психологические проблемы – комплекс неполноценности, робость и нерешительность в силу гиперопеки родителей, неуверенность в себе, физическая слабость. В силу невозможности ведения привычного для детей образа жизни, это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, может стать отшельником.

Это тоже важный факт в пользу того, чтобы родители активно занимались профилактикой частых болезней и укреплением иммунитета детей.

Методы реабилитации часто болеющих детей

Дети, которые достоверно чаще и дольше болеют, требуют от врача и родителей планомерной работы в плане их лечения, становления иммунитета и закаливания. И хотя родители считают эти факторы маловажными, уповая исключительно на лекарства, но именно правильное питание, строгий режим дня и процедуры закаливания, активная физическая нагрузка и частое пребывание на свежем воздухе – это ключевые факторы борьбы с болезнями. А вот медикаментозными методами коррекции иммунитета, лечением простуд и их осложнений должны заниматься специалисты – иммунологи или педиатры.

Нет единого универсального подхода к терапии детей из категории ЧДБ, их реабилитации и к профилактике частой заболеваемости. Все это связано с тем, что организм каждого ребенка индивидуален, и в каждом клиническом случае и ситуации, у каждого конкретного малыша нужно подбирать свои, индивидуально подходящие под возраст и состояние здоровья методики.

Но важно остановиться на общих методах и принципах реабилитации детей, часто страдающих от простудных заболеваний. Основная цель такого лечения болеющих детишек – это снижение заболеваемости до физиологически допустимой и воздействие на причинные факторы, которые приводят к простудам и болезням. Принципы терапии подобны таковым, как и у здоровых детей, сюда будет входить воздействие на причины ( , ), а также препараты, направленные на механизмы и симптомы патологии.

Если говорить о лечении вирусных инфекций , для категории ЧБД применяют около 10-ти различных групп средств, они направлены на подавление размножения вирусов. Ели речь идет о лечении гриппа, в детском возрасте применяют препараты, подавляющие активность вирусов – (сегодня считается уже не очень эффективным), тамифлю и реленза. При тяжелых вирусных инфекциях для этиологической терапии показано применение серьезных препаратов (рибавирин, ганцикловир, ацикловир). Их применяют только по строгим показаниям, только выверяя дозировку и под контролем врача.

Также показано применение препаратов – индукторов , их применяют по схемам, которые используют для укрепления иммунной системы, поддержания клеточного и гуморального звена, активизации резистентности.

При необходимости борьбы с вторичной инфекцией применяют только по показаниям, с учетом чувствительности к ним микробной флоры. Также показано применение физиотерапии, лечебной физкультуры, методов закаливания и препаратов, обладающих иммуностимулирующим эффектом.

Все препараты применяет только врач, и любые препараты нужно обсуждать с ним, а самостоятельно можно применять только немедикаментозные средства и профилактические мероприятия.

Профилактика частых простуд у детей

Важно думать о последующем здоровье ребенка еще при беременности, начиная с периода зачатия и даже ранее. Так, если женщина планирует беременность, важно немедленно отказаться от всех вредных привычек - не только приема алкоголя и курения, но и пищевых излишеств, приема вредных продуктов и много чего еще. Важно провести санацию очагов хронической инфекции, пролечить все хронические патологии и скорректировать эндокринные расстройства, устранить обменные нарушения.

Роль грудного кормления

Еще перед родами стоит готовиться к грудному вскармливанию, а после рождения крохи сразу же приложить его к груди, чтобы он получил первые же капли молозива, которое помогает запуску иммунитета. Важно, чтобы кроха получил молозиво в первые же минуты жизни, оно богато иммуноглобулинами, которые защищают кроху от инфекций и стимулируют иммунитет. Не менее важно естественное вскармливание и в последующем, когда кроха будет расти и развиваться. В составе грудного молока содержится большое количество иммуноглобулинов, защитных факторов и белков, витаминов и биологических веществ, которые приводят к тому, что иммунитет активно формируется и стимулируется. В среднем, до введения прикорма нужно кормить кроху только грудью около полугода. Если же есть необходимость в докорме, нужно тщательно подбирать смеси, чтобы они не провоцировали аллергию и не влияли на иммунитет.

Соблюдение режима дня

Практически для всех малышей из этой группы типично расстройство в работе вегетативной нервной системы и ее центральных отделов, за счет чего им нужны строгие режимные мероприятия, настраивающие на слаженную работу все системы и органы. Кроме того, эти дети должны дольше спать примерно на час-полтора в сравнении с ровесниками , чтобы они могли восстанавливать силы. Детям, которые часто болеют, важно длительно ежедневно пребывать на свежем воздухе, но продолжительность будет варьировать от погоды и состояния малыша. Отказаться от прогулок можно только при сильных ливнях или снегопадах, сильном штормовом ветре . Остальные дни вполне можно использовать для прогулок при походах со школы или из детского сада. Длительное пребывание в закрытых помещениях негативно влияет на иммунную систему.

Профилактические прививки

Часто болеющим детям профилактическая вакцинация даже более важна, чем здоровым, от многих инфекционных заболевания можно защитить их за счет прививок . Так, им проводят все те же вакцинации – против и , все остальные, что положены по календарю и дополнительные, . Если говорить именно о гриппе, детей прививают заранее, до начала сезона так, чтобы иммунитет успел выработаться. Запрещено делать прививки больным детям или в период эпидемии – они не помогут, а только навредят.

Рекомендуем прочитать:

Полноценные меры гигиены

Важно у часто болеющих малышей обращать внимание на питание, которое обогащается белками и витаминами, минеральными компонентами, в то время как количество быстрых углеводов (это сладости, конфеты, сахар) стоит уменьшить в рационе . За счет злоупотребления данными продуктами происходят колебания глюкозы крови, что ведет к перевозбуждению нервной системы. Не менее важным моментом будет отказ от приема аллергенных продуктов, особенно если в роду есть аллергики и необходимо профилактировать аллергию. Особенно важно исключать из рациона детей продукты с пищевой химией. Все питание детей стоит подбирать максимально натуральным, чтобы оно легко усваивалось и подходило по возрасту. Это важно для полноценной работы ферментов и стимуляции аппетита.

Как сделать, чтобы ребенок меньше болел?

Помимо заботы о физическом здоровье ребенка, важно также активно заботиться о его психологическом комфорте и проводить активную профилактику проблем и расстройств психики.

Обратите внимание

Нередко родителям просто незаметно серьезное психологическое состояние, проблемы психики ребенка, и изменения его поведения они списывают на характер или перевозбужденность, избалованность родными. Но если у детей формируются неврозы или депрессии, которые возможны даже в годовалом возрасте, это крайне отрицательно влияет на психику.

Причинами для подобных расстройств могут стать проблемы семьи или общения с ровесниками, конфликты между родителями, гибель или болезни близких людей. Они могут приводить к постоянной подавленности, замкнутости и переживаниям, ведущим к проблемам нервной системы. Могут влиять на психику проблемы в общении со взрослыми в детских коллективах, рождение еще детей в семье, отношения с друзьями и много что еще.

Нередко подобные проблемы приводят к тому, что запускают патологические программы – стремление заболеть, чтобы обратить на себя внимание, получив порции заботы и любви. Важно тщательно проанализировать окружение ребенка и его общение, в чем могут быть проблемы его общения, поведения. Иногда может помочь только психолог или психотерапевт.

В укреплении иммунной защиты и профилактике частой и длительной заболеваемости важна физическая культура и спорт, массажи и дыхательные практики, а также процедуры регулярного закаливания. Необходимо проведение курсов массажа до 4 раз в год, а проведение дыхательных упражнений возможно ежедневно, что помогает увеличить вентиляцию легких, а также реактивность слизистых, активизирует местный иммунитет.

Важно обратить внимание на которое проводят с раннего возраста, соблюдая главные принципы – систематичность процедур и постепенное нарастание интенсивности. Наиболее оптимальными для детей любого возраста станут контрастные души, с началом процедур в периоды полного здоровья и наращиванием интенсивности крайне медленно и осторожно. В периоды болезней процедуры нужно приостановить, а затем приступить к ним снова, с менее активных воздействий и более высоких температур, чем это было ранее. Подобные методики позволяют тренировать резистентность тканей и сосудов к перепадам температуры, влажности, помогают защищаться от вирусных атак.

Можно дополнить данные методики укрепления иммунной защиты фитотерапией под руководством врача. У большинства детей она дает выраженные и активные результаты, за исключением детей аллергиков, у которых нужно применять ее крайне осторожно. Применимы настои и отвары трав, чаи и сборы в местной форме – для ингаляций и промывания полостей тела, а также применяя внутрь.