Беседа о необходимости развития мелкой моторики рук. Необходимость развития мелкой моторики консультация (младшая группа) на тему

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме более внимательно.

Общее понятие

Моторика - это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности - бег или приседание.
  • Мелкая моторика - движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика - это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца - ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро - он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца - год - навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года - движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования - малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года - моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года - малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Низкий уровень развития моторики - чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом?

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, - 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, - «от большого к маленькому». В чем это выражается?

  • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу - можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
  • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
  • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж)

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже - сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

Игрушки

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами - для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, - отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы - пусть он их угадает.

Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное - слегка применить собственную фантазию.

В данной работе представлен сценарий родительского собрания, проведенного в нетрадиционной форме.

Тема родительского собрания: «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Предметная область :

  • логопедия.

Номинация :

  • «Сценарий родительского собрания».

Цель :

  • донести до родителей (законных представителей) необходимость применения пальчиковых игр и упражнений для наилучшего психического и интеллектуального развития ребенка.

Задачи:

  1. Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня и речевого развития детей.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
  3. Создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Форма проведения мероприятия :

  • нетрадиционная.

Время проведения мероприятия :

  • 40 минут.

Участники семинара – практикума :

  • учитель – логопед, воспитатели, родители (лица их замещающие), дети.

Предварительная работа:

  1. Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
  2. Оформление памятки для родителей: «Игры для развития мелкой моторики».
  3. Консультация для родителей: «Забавы для пальчиков».

Материал:

  • карандаши;
  • белый картон;
  • пластилин;
  • бусины;
  • крупа.

Ход семинара – практикума

(Родители (законные представители) присутствуют на семинаре — практикуме вместе с детьми).

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.

Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, как Вы считаете, для чего необходима пальчиковая гимнастика? И, вообще, нужна ли она?

(Ответы родителей).

Хорошо! А сейчас я немного расскажу Вам о том, для чего необходимо развивать ручки вашего ребенка.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со II в.до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

На кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний, которые стимулируют работу головного мозга.

Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с древних времен применяются специальные упражнения с каменными и железными шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Рифмованные пальчиковые и жестовые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.

Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Так же они развивают автоматизм движений, и очень пригодятся ребенку при развитии навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний; завязывания шнурков и т.д.).

Движения правой и левой рукой контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, необходимо научить его выполнять те же движения другой рукой.

Можно предложить ребенку пальчиковые игры с разнообразными мелкими подручными предметами – бусинами, карандашами, тканью, бумагой.

Я предлагаю Вам использовать в домашней обстановке следующие виды игр для пальчиков:
выкладывание букв из различных материалов.

  • игры с пластилином.
  • игры с бумагой.
  • игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
  • поделки из природного материала.
  • рисование.
  • графические упражнения.
  • шитье, вязание, плетение.
  • игры со счетными палочками.
  • игры на кухне. (приложение 1)

Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания и разгибания пальчиков. Она поможет разогреть ручки ребенка и ввести его в игровую ситуацию.

Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению.

В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук . Даже самый примитивный массаж заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

Существуют массажные движения, выполняющиеся с помощью простого предмета – карандаша. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

А сейчас Вы вместе со своими детьми попробуете выполнить некоторые виды массажа для рук с помощью карандаша.

Раздаются детям и родителям по одному карандашу и выдается памятка с видами массажа сопровождающимся веселыми стихами. (приложение 2)

Я очень медленно показываю правильность выполнения того или иного упражнения.

Родители по ходу действий задают свои вопросы. Обговариваем ошибки при выполнении упражнений, для того, чтобы родители вместе с детьми закрепляли правильность выполнения пальчикового массажа.

После выполнения массажа для пальчиков родители вместе с детьми приступили к выполнению следующих упражнений.

А сейчас мы Вам раздадим картон, на который Вы будете наклеивать разные фигурки или буквы из пластилина, а затем выкладывать на нем бусины, крупу. По вашему усмотрению.

(Совместная работа с родителями вызвала у детей бурю положительных эмоций).

Уважаемые родители! Помните, что только совместными усилиями мы сможем с Вами добиться положительных результатов в развитии наших детей.

Если у кого-то возникли вопросы – задавайте!

Большое спасибо Вам за сотрудничество!

Литература:

  1. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
  2. БелаяА.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999г.

Приложение 1

Сожми и пощупай!

Для игры необходимы твердые и мягкие мячики разной фактуры.

Силач.

Для игры понадобятся резиновые игрушки. Предложите ребёнку сначала сжимать игрушку двумя руками. А затем — одной.

Сборные матрешки.

Прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, это традиционная народная дидактическая игрушка.

Пирамидки.

Выбирая в магазине пирамидку, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьет не только пальчики Вашего малыша, но и логическое мышление. Можно построить пирамидку из стаканчиков от йогурта, надев их один на другой.

Обведи по контуру.

Игра проводится в два этапа. 1 этап — карандашом обводится фигура; 2 этап — контур выкладывается горохом или крупой.

Трафареты.

Это треугольники, прямоугольники, круги из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с Вашей помощью пальцем или карандашом должен водить по краям лежащей на столе фигурки. Так приучают чувствовать фиксированную линию.

Мозаика, конструктор.

Величина деталей зависит от навыков Вашего малыша. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора помогите построить башню, затем кукольную мебель и прочее.

Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (ёлочки, машинки, домики и т.д.) Соблюдайте правило — при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребёнком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос и уши!

Бусы.

Сейчас продаются готовые комплекты для игры, куда входят шнурок, разноцветные бусы разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру мамочка может сделать сама.

Шнуровки.

Рисуем пальцем.

Сейчас в продаже встречаются специальные краски для такого авангардного «искусства». Можно использовать любые другие (нетоксичные) краски. Рисуйте сначала линии прямые, кривые, волнистые, затем геометрические фигуры, простейшие узоры.

Шершавая неровная поверхность.

Маленькому ребёнку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Предложите ему вдобавок закрыть глаза, тогда тактильные ощущения обострятся. Не поленитесь и вырежьте для малыша буквы из наждачной бумаги: тогда каждую он действительно «почувствует», и Вы одним выстрелом двух зайцев «убьёте»: и буквы кроха узнает, и мелкую моторику разовьет.

Разноцветные прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок — глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Золушка.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут - будут из печи
булочки и калачи».

Пластилин.

В Вашем доме коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет, крутит колбаски, шарики — массирует точки на пальцах и ладонях.

Забавные картинки.

На листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребенок выкладывает различные картинки: цветы, море (волны), рыбки, и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.)

Солёное тесто.

Вместо пластилина для лепки можно использовать тесто. На 1 стакан муки: 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, фрукты, хлеб, булочки и т.д.

Узоры из счетных палочек.

Цветные пуговицы.

Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, машинку.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.

На странице представлены материалы специалистов по теме "Мелкая моторика". Информация о пальчиковой гимнастике, моторной координации у детей, развитие мелкой моторики и многое другое.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики - это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться - это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Материалы логопедов по теме "Мелкая моторика"

Важность развития мелкой моторики для детей

дошкольного возраста.

Шнуруя, фантазируя, играем,

Речь и мелкую моторику

Мы вместе развиваем.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики).

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

К старшему дошкольному возрасту работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором.

Складывание матрешек.

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и детских психологов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ. Это поможет быстрее достичь желаемых результатов. Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Играя с пуговкой твори

И непременно говори!

Друзьям своим ты покажи,

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговок собрать

И мелкую моторику успешно развивать.

Материал подготовлен воспитателем Варламовой Л.Ю.

Советы родителям по развитию мелкой моторики

Учитель-логопед

С.А. Галкина

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим интересным и полезным процессом.

Мелкая моторика (по определению Википедии) - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и реже встречается дисграфия (нарушение письма).

Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности.

Гимнастика для рук состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Можно перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под Вашим наблюдением!): бусы, фасолины. Также нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. К этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором.

Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.

Вот несколько подходящих упражнений:

    Колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.

    Домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).

    Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.

    Собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.

Ежедневное застегивание пуговиц, завязывание шнурков - нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно, таким образом, мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений. Дополнитеьно помочь добиться успехов в этом можно с помощью веревочки, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.В ход пойдут все подручные средства:

    Крупы: можно поручить сортировку и перебирание различных круп;

    Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки;

    Кухонная утварь;

    Различные ёмкости, пузырьки, коробочки;

    Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры;

    Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму;

    Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки;

    Мальчики особенно оценят болты и гайки, а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны, калькуляторы и т.п.)

Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

    Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;

    Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;

    Открывать дверь ключом;

    Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться.

    Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;

    Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;

    Отлеплять и прилеплять наклейки;

    Перелистывать страницы книги;

    Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;

Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.

    Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с ребенком, ведите диалог.

    Игры и занятия должны быть систематическими.

    Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.

    Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит удовольствие.

    Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально.

    Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

    Критика в этом деле не уместна - е забывайте хвалить ребенка даже за самый маленькие успехи!

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.