2 младшая конспект речевое развитие. Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию речи «В мире животных»

во второй младшей группе

Цель:

Закрепить знание детей о диких и домашних животных.

Задачи:

· учить детей в умении сравнивать, находить сходство и различие диких и домашних животных. Дать общее представление о строении, внешнем виде, передвижении, питании и детенышах. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

· Способствовать развитию связной речи. Подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу-мяу, му-му, гав-гав) с разной интонацией. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность.

· Учить детей проявлять заботу о животных их значимости в жизни человека.

Материалы и оборудование: игрушки животных, иллюстрации и наглядные пособия про животных, макеты леса и двора домашних животных, аудиозапись с голосами животных.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята сегодня мы с вами поговорим на нашем занятии про домашних и диких животных.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие игрушки вы видите на столе?

Дети: Игрушки животных.

Воспитатель: Какие это животные? Как их можно разделить?

Дети: Домашние и дикие животные.

Воспитатель: Дети, а домашние животные где живут?

Дети: Рядом с человеком.

Воспитатель: А дикие животные где живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Ребята, расставьте животных туда, где они живут.

(Дети диких животных ставят около макета леса, а домашних животных около макета двора.)

Воспитатель: Молодцы ребята правильно расставили животных. А сейчас я вам загадаю загадки и вы должны правильно на них ответить будьте внимательными.

1) Кто колючий, словно ёлка,

Носит на спине иголки(ёжик)

2) Без расчёски причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады (кот) .

3) Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней (лиса) .

4) У неё есть рога

И копыта на ногах,

Травушку она жуёт,

Деткам молоко даёт (корова) .

5) Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (белка)

6) Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит (собака) .

7) Панцирь каменный-

А в рубахе (черепаха) .

8) Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь) .

Воспитатель: Правильно молодцы, а теперь ребята давайте с вами отдохнём и немного поиграем с нашими ручками и ножками.

Дети: Да.

Пальчиковая игра «Ёжик, ёжик спрячь свои колючки»

«Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая»

Воспитатель: Молодцы. Ребята понравилась вам игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята а вы знаете что любят кушать домашние и дикие животные?

Дети: Да знаем.

Воспитатель: Тогда я вам буду называть животное а вы мне будете отвечать что это животное любит покушать.

Дети: Хорошо.

Дидактическая игра «Накорми животное»

Что любит корова? (траву, сено) .

Что любит заяц? (морковь, капусту) .

Что любит собака? (косточку) .

Что любит кошка? (молоко, мышку) .

Что любит белка? (орехи, жуков) .

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой а что это за писк ребята вы слышите?

Дети: Да –это пищит котёнок.

Воспитатель: Ребята он наверно потерял свою маму. Давайте вместе с котёночком позовём его маму, может она нас услышит и отзовётся.

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Ребята вы слышите кто – это нам отозвался

Дети: Это кошка, мама котёнка, и т. д.

Воспитатель: Правильно кошка. Ребята, сегодня мы с вами говорили о диких и домашних животных. Мы должны беречь, любить и охранять животных.

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

во 2 младшей группе

Тема: Развитие речи в семье и детском саду.

Задачи:

    Выступление воспитателя «Развитие речи младших дошкольников»

2. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.

3. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели, родители.

Материал: выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, подборка литературы для родителей.

Ход собрания:

«Развитие речи младших дошкольников».

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! как же ты красива!

Е.Щукина.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чему должны учить ребёнка?

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Отправляясь на прогулку, мы можем:

Поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.

Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.

Загадать загадку и найти отгадку.

Поискать приметы времени года.

Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами.

Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.

Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами, Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.

«Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

/На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями. /

1.Станция «Творческая».

Подберите эпитеты к словам:

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

Луна (яркая, растущая и т.д.).

    Станция «Сказочная».

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. (Памятки – см. приложение). А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она зам ной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.

    «Сказочная-2»

Придумайте продолжение сказок:

«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

4.Станция «ловкие пальчики»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

1 этап: Массаж.

Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Указательный – желудок;

Средний – печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

5.Станция «Игровая».

Игры для формирования звукопроизношения.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки

Итог родительского собрания:

Родители задают вопросы на уточнение;

Анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.


Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.

3.Решение текущих вопросов.

4. Подведение итогов.


Литература для подготовки к собранию:

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи детей у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду, М., «Вако», 2014.

4. Материалы интернета.

Приложение

Памятка для родителей

«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения»

Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.

Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.

Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.

ПОМНИТЕ!

Таланты воспитываются книгами и поощрением.

Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.

« Секреты успешного развития речи детей»

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок-холодок»

Цель
развитие речи детей, формирование словаря по теме.
Задачи:
1.Закреплять ранее полученные знания детей о зиме и весне.
2.Упражнять в звукоподражании таких природных явлений как вьюга, скрип снега, звон льда.
3. Развивать умение определять весенние цвета, что бывает весной определённого цвета и несоответствие нарисованного с действительностью. 4. Вызывать интерес к пробуждающей весной природе.
5.Помогать в решении проблемных ситуаций и средств её решения. 6.Обеспечить условия для развития художественного творчества детей.
Оборудование: Книги со сказками, костюм Весны, разноцветные атласные ленты, картины – путаницы, ткань, цветная бумага, кусочки пластмассы, картон, ножницы, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я принесла вам книги со сказками (показывает книги). Они вам знакомы? Назовите их (Мороз Иванович, Заюшкина избушка, Зимовье, Снегурочка). О каком времени года все эти сказки? (о зиме) А вам нравится зима? А чем? Я хочу вам показать театр картинок и рассказать новую сказку о зиме, которая называется «Теремок-холодок».
Рассказывание сказки «Теремок-холодок».
В конце сказки воспитатель спрашивает: «Что случилось с теремком-холодком? (он растаял) И во что он превратился? (в ручеек)
Да, в весенний ручеек. Давайте споем песенку про него.
Поют песня «Весенний ручеек».
Воспитатель: Когда заканчивается зима какое время года наступает?(весна)
Позовем весну к нам в гости? Как её будем звать? (аукать)
Закличка: Ау-аукаем весну приаукаем!
Март, март солнцу рад
Апрель, апрель отворяй дверь
Май, май сколько хочешь гуляй.
Воспитатель: Пойдемте, погуляем, может быть нам встретится весна (звучит музыка, слышится пение птиц)
Входит весна.
Весна: Здравствуйте дети, вы меня звали?
Дети: Здравствуй милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеет лес и луг – так красиво всё вокруг.
Весна – красна, ты с чем пришла?
Весна: С сохой, с бороной, с лошадкой вороной,
С рожью зернистою, с пшеницей колосистою,
С травкой зеленою, с водою ключевою.
Весна: А ещё я вам принесла вот такие ленты (показывает) Это мои любимые цвета! Назовите их, ребятки! (дети называют).
Весна: Скажите, а что весною бывает красное (солнышко), жёлтое(одуванчики в траве), синее(речка), голубое (небо), зелёное (трава, листья на деревьях)? Хотите поиграть с лентами? Когда будет звучать музыка, мы будем танцевать, как только она закончится, вы найдете пару своей ленте такого же цвета. Игра «Найди пару». А что ещё бывает весной? (гремит гром, гроза) Расскажите об этом.
Дети: Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
Весна: А что случится после того как загремел гром? (льет дождь) Расскажите о дожде.
Дети:
Дождик, дождик веселей!
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Лей в поле пуще
Станет травка гуще.
Весна: Дети, я шла сегодня к вам и встретила знакомого художника, который подарил мне картинки. Я смотрю на них и ничего не пойму. Он, по-моему, что - то напутал. Помогите найти эти путаницы. (дети находят на зимней картинке - цветы, на весенней- грибы, на летней- снег, на осенней - зелёные листья).
Весна: Дети, хотите я расскажу вам дальше историю про Машу из сказки «Теремок-холодок». Весной Маша тоже любила гулять. Пошла она с мамой в парк, чтобы полюбоваться деревьями и очень удивились. Посмотрите, (показываю) этот лес похож на весенний? (нет) А на какой? (зимний). Как помочь Маше увидеть весенний лес? Что можно сделать? (нарисовать, вырезать и приклеить и т.д.)
Весна: У меня в коробочках есть много разного материала: ткань, бумага, кусочки пластмассы, картон. Подумайте, из чего можно сделать траву, листья, цветы, солнце. Дети составляют «Весенний коллаж».
Весна: Вот молодцы! Вы дружно работали. Маша порадуется нашему весеннему лесу. Я хочу подарить вам необычные цветы (печенье в виде цветов). Что с ними можно делать? (любоваться, нюхать, танцевать) А ещё они вкусные и их можно кушать (прощается с детьми и уходит).
Воспитатель: Ребятки, а какие интересные игры с Весной вам понравились. Давайте вспомним и назовем.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель:

  • Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
  • Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му..
  • Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы обозначающие характерные действия животных. Познакомить с обобщающим понятием “домашние животные”.
  • Учить детей совместно со взрослым пересказывать русскую народную сказку “Репка”.
  • Закрепить классификацию овощей и фруктов.
  • Развивать связную речь детей.

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, ёлка, игрушки: кошка, собака, корова, заяц, изображение огорода, сада, символы, настольный театр “Репка”, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Подойдите все ко мне. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: “Доброе утро”, а теперь скажем шепотом. Ребята, подойдите к столу поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика “Пошли пальчики гулять”

Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Скажите в чем находится письмо?

Дети: в конверте.

Воспитатель: давайте посмотрим от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка. Давайте прочитаем что же она нам пишет.

"Ребята, дед никак не может вытащить репку на огороде. Давайте поможем им."

А сейчас поедим к бабушке в гости. А на чем мы поедим?

Дети: на поезде.

Воспитатель: я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.

  • слон большой, а собачка – маленькая
  • летом тепло, а зимой – холодно
  • я высокая, а Настя – низкая
  • мама молодая, а дедушка – старенький
  • дорога широкая, а тропинка – узкая
  • кресло мягкое, а стул – жесткий
  • днем светло, а ночью – темно (дети поочереди становятся в паровозик)

Посмотрите какой у нас поезд длинный получился.

  • Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)
  • На постовом (ч-ч-ч)
  • Выпускаем пар (с-с-с)
  • Тормозим (з-з-з)

Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат. Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”. (Подходят к дереву и садятся около него)

Воспитатель: ребята посмотрите, что-то здесь случилось.

Посмотрите, кто это сидит? (Воробей)
- А где он сидит? (На ёлке)
- Как чирикает воробей (Чик-чирик)
- А это кто? (Ворона)
- А ворона где сидит? (Под ёлкой)
- А как кричит ворона? (Кар-кар)
- Ребята, а сколько всего птиц? Давайте посчитаем (Одна, две).

Воспитатель: посмотрите воробей и ворона волнуются, крыльями машут. (Дети показывают движения птиц). Около дерева много животных, они потерялись, не знают где их дом. Давайте ребята, отгадаем какие животные заблудились.

  1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей (кошка). Как она мурлычет? (мур-мур) , а как она кричит? (мяу-мяу), а как она шипит? (ш-ш-ш).

Давайте ласково назовем кошку (Кошечка, кисонька).
- А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет)
- А какая кошка? (Мягкая, пушистая).

  1. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Короава)

Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
- Как мычит корова (Му-му)
- А что она делает? (Пасется на лугу)
- А что дает корова? (Молоко).

  1. Это домашнее животное, которое охраняет дом? (Собака)

Назовем собаку ласково (Собачка)
- Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
- Как она гавкает? (Гав-гав).

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать этих животных? (Домашние)

А почему домашние? (Потому что они живут дома)
- Ребята, посмотрите, а кто же здесь лишний? (Зайчик)
- А почему он лишний? (Он дикое животное, живет в лесу).

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

Ой ребята, набежала тучка (сидя на полу), закапал дождь (стучат пальцами по полу), засверкала молния (ладошками), загремел гром (кулачками) , дождь стал затихать и совсем прекратился.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабка: Ой спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята, помогите дедушке вытянуть репку из земли. (Дети садятся на стулья перед столом и используя настольный театр рассказывают совместно с воспитателем русскую народную сказку “Репка”).

Бабка: Спасибо ребятки, за помощь. Помогли вытянуть репку. Пойдемте на огород. Я угощу вас овощами и фруктами.

Ребята овощи и фрукты нужно разложить. (Раскладывают при помощи символов).
- Где растут овощи? (На земле, в земле, на огороде)
- А где растут фрукты? (На дереве).

(Дети раскладывают овощи и фрукты, рассказывая про свой овощ или фрукт).

Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение. (Бабушка передает корзину с угощениями).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли деду и бабе, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (Едут на поезде)

Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)
- А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой, вытаскивали репку из земли)
- А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колосок», п. Сергиевский»

Рассмотрена к утверждению

педагогическим советом

Утверждаю:

Заведующий МДОУ«Детский сад»

«Колосок» п. Сергиевский

---------------З.А Ботвина

Рабочая программа

по образовательной области «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи

Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)

Сведения о разработчиках:

Воспитатели Наконечная Н.А

Чеблукова Л.А

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рабочая программа по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колосок».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

1 раз в неделю

15 минут

групповая

Программой предусмотрено проведение:

    диагностических занятий - 2

    практических занятий - 34

Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

    практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные задачи по программе

Развивающая речевая среда

    Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

    Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).

    В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).

    Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

    Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

    Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Формирование словаря

    На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

    Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

    Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).

    Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

    Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).

    Развивать моторику речед-вигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

    Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

    Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

    Развивать диалогическую форму речи.

    Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

    Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

    Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

    Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

    В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

«Физическое развитие»

Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности

«Познавательное развитие»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2014 – 26.09.2014 г.,

Итоговая диагностика: 18.05.2015 – 29.05.2015 г.

Тематический план

Программное содержание

Количество занятий

а, у . Дидактическая игра «Не ошибись».

Звуковая культура речи: звук у .

Мониторинг

Звуковая культура речи: звук о . Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Звуковая культура речи: звук и .

Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?».

Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье»

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи: звуки м, мь . Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Звуковая культура речи: звуки п, пь . Дидактическая игра «Ярмарка»

Звуковая культура речи: звуки б, бь .

Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Звуковая культура речи: звук ф

Звуковая культура речи: звук с

Звуковая культура речи: звук з

Звуковая культура речи: звук ц

Рассматривание сюжетных картин.

Звуковая культура речи: звук т

Звуковая культура речи: звук п

Звуковая культура речи: звук к

Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки»

Чтения стихотворения И.Косякова «Всё она»

Звуковая культура речи: звук з

Рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди»

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи: звук ч

Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья»

Звуковая культура речи: звук с, сь

Звуковая культура речи: звук ш

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Мониторинг

Образовательная область: речевое развитие

месяц

Временной отрезок

Тема занятий

содержание

Сентябрь

1неделя

Занятие№1 Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя(игры);помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят

сентябрь

2неделя

Занятие №2 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. МБоголюбской)

сентябрь

3неделя

Занятие №3 Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

сентябрь

4неделя

Занятие №4Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в четкой артикуляции звука(изолированных, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выход; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию).

октябрь

1неделя

Занятие №1Дидактическая игра «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

октябрь

2неделя

Занятие №2Чтение русской народной сказки «Колобок» . Дидактическое упражнение «Играем в слова».

Познакомить со сказкой «Колобок»(обраб. К. Ушинского).Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

октябрь

3неделя

Занятие №3 Звуковая культура речи: звук о.Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, обьяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

октябрь

4неделя

Занятие №4 Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила».

Помочь детям запомнить стихотворения А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Ноябрь

1неделя

Занятие№1 чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ноябрь

2неделя

Занятие№2 Звуковая культура речи: звук и

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ноябрь

3неделя

Занятие №3 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

ноябрь

4неделя

Занятие №4 Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке».

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака.

декабрь

1неделя

Занятие№1Чтение сказки «Снегурочка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка и лиса»(обраб. М.Булатова), с образом лисы(отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка- причитание Снегурушки.

декабрь

2неделя

Занятие№2Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игры «Эхо», «Чудесный мешочик»

Помочь детям вспомнить сказку«Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»). В определении качеств предметов на ощупь (игра«Чудесный мешочик»)

декабрь

3неделя

Занятие№3 Чтение рассказов Л.Воронской «Снег идет», стихотворение А.Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л.Воронской «Снег идет», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое»(пер.с болг. В.Викторова)

декабрь

4неделя

Занятие№4 Игра- инсценировка «У матрешки -новоселье»

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвет.

январь

1неделя

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси- лебеди»

Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы высказывать предложения. Чтение русской народной сказки» Гуси- лебеди» познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

январь

2неделя

Рассматривание сюжетных картин

Учить рассматривать сюжетную картину, отрабатывать правильное произношение слов и звука (в), развивать умение имитировать движения животных в сопровождении художественного слова Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка». Познакомить со стихотворением З. Александровой. «Мой мишка»., воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, учить отгадывать звучаний предметов, передавать характер звука словом или звукоподражанием

январь

3неделя

Звуковая культура речи

Закреплять произношение звука(т) в словах и фразовой речи,учить отчетливо произносить звукоподражание со звуком(т) упражнять произношения звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.Чтение рассказов В.Бианки «Лис и мышонок». Дать детям представление о лисе и мышонке, образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека, воспитывать любовь к животным

январь

4неделя

Звуковая культура речи звук(к)

Учить отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком(к), закреплять произношение звука (к)в словах и фразовой речи, упражнять в произношении звукоподражания с разной скоростью и громкостью. Чтение русской народной сказки «Волк» познакомить со сказкой; вызвать желание послушать произведение еще раз и запомнить песенку козы, воспитать любовь к животным, сочувствие к детенышам

февраль

1неделя

Звуковая культура речи звук(п)

Тренировать отчетливо и правильно произносить изолированный звук(п) и звукоподражательные слова с этими звуками. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),

февраль

2неделя

Звуковая культура речи звук(ф)

Учить отчетливо и правильно произнасить изолированный звук(Ф) и звукоподражательные слова с этим звуком. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Февраль

3неделя

Звуковая культура речи звук(с)

Отрабатывать четкое произношение звука(с) упражнять в умении вести диалог. Русская народная сказка «Рукавичка» вызвать желание поиграть с героями сказки

Февраль

4неделя

Чтение русской народной сказки «Коза –Дереза»

Заучивать стихотворения В. Берестова помочь запомнить стихотворение, учить выразительно рассказывать стихи наизусть. Познакомить с русской народной сказкой «Коза –Дереза», вызвать желание запомнить песенку козы и петуха помочь понять смысл произведения(раскрытие обмана, мал удалец, да храбрец.

март

1неделя

Чтение стихотворения И.Косякова «Все она»

Познакомить с новыми стихотворениями, совершенствовать диалогическую речь. Чтение стихотворение о маме. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический вкус, навык точного интонирование.

март

2неделя

Звуковая культура речи звук(з)

Упражнять в произношении звука (з), учить видеть и выделять красивые предмета Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» напомнить известные народные сказки и познакомить с новой, помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Март

3неделя

Звуковая культура речи звук(ц)

Учить изменять темп речи, отрабатывать четкое произношение звука(ц), параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый –полосатый». Довести до сознания детей замысел автора, котенок –живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки, учить выразительно читать некоторые строки,доставляя детям удовольствие лт звонких, игровых, веселых стихов.

Март

4неделя

Упражнять в правильном произношении звука(ч) в словах, учить отчетливо проговаривать слова с этим звуком, Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»довести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду, в неволе птицы не поют» помочь запомнить рассказы, воспитывать доброе отношение ко всему живому, учить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события развивать активность, память мышление

Апрель

1неделя

Звуковая культура речи звук(ч)

Отрабатывать четкое произношение слов, упражнять в умении вести диалог. Чтение русской народной сказки «Теремок» вызвать желание поиграть запомнить слова персонажей, воспитывать на примере героев произведение готовности вместе трудится

Апрель

2неделя

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

Заучивать стихотворения С.И. Белоусова «Весенняя гостья» помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение, развивать мышление, творческие способности, фантазию

Апрель

3неделя

Звуковая культура речи звук(с), (с’)

Отрабатывать четкое произношение звуков (с),(с’). Упражнять в умении вести диалог,учить обсуждать стихотворение. Рассказывание русской народной сказки» Курочка ряба» познакомить с русской народной сказкой, вызвать у детей желание повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы.

Апрель

4неделя

Звуковая культура речи звук(с), (с’), (з)(з’),(ц).

Упражнять в правильном произношении звуков(с), (с’), (з)(з’),(ц). в словах. Чтение рассказа Я.Тайца «Праздник», создать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

Май

1неделя

Звуковая культура речи звук(ш)

Упражнять в правильном произношении звука(ш) в словах, учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек»), закреплять свои действия. Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама»! воспитывать у детей добрые чувства, любовь к маме, развивать навыки гудеть, как машина

Май

2неделя

Рассматривать сюжетные картины

Учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено, различать низкие и высокие звуки. Чтение сказки К.Чуковского «Цыпленок» расширить значение детей о жизни животных, учить детей сопровождать чтение(слушание) рассказа жестами, вызвать желание обыгрывать рассказ.

Май

3неделя

Заучивание стихотворения В.Берестова«Котенок»

Помочь запомнить стихотворение, выразительное читать его. Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца» воспитывать чувство сопереживание героям сказки.

Май

4 неделя

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим), грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Стихотворение В.В Маяковского ««Что такое хорошо и что такое плохо» учить различать хорошие и плохие поступки.

Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию

    Рассматривает сюжетные картинки.

    Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»:

задания

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1:

Сюжетные картинки.

Задание 2

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Задание 3

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Предметные и сюжетные картинки.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Оценка результатов :

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средн ий уровень – 7 – 9 баллов, н изкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

    Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Речевое развитие»

Группа Вторая младшая

Воспитатель Наконечная Н.А..

воспитатель Чеблукова Л.А

п/п

Фамилия,

имя

ребенка

Рассматривает сюжетные картинки

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Всего баллов

Суммар

ный

уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего баллов