Выставка аслана ахмадова моя люся. Выставка фотографий «Моя Люся» памяти Людмилы Гурченко

К 80-летию великой актрисы Людмилы Марковны Гурченко в московской «Галерее классической фотографии» открылась фотовыставка работ Аслана Ахмадова «Моя Люся».

Проект «Моя Люся» - это свободный взгляд фотографа Аслана Ахмадова на творчество Людмилы Марковны - синтез совместно созданных образов, короткометражных сюжетов, документальных съемок. 6 лет назад Гурченко и Ахмадов начали совместную работу над фотоальбомом к 75-летнему юбилею актрисы. Они подружились и впоследствии Аслан помогал Гурченко в создании её ярких образов для фильмов «Пестрые сумерки», «Марковна - перезагрузка» и «Я - легенда». За это время было накоплено много снимков . Большинство из них никто не видел.

В проекте « Моя Люся» более ста пятидесяти фотографий большого формата. Площадь экспозиции составляет около тысячи квадратных метров.

«Нас об ъ единяла любовь к кинематографу, джазу и фотографии. Этот проект - наша совместная идея. Наша дружба это бе с ценный дар, который я буду бережно хранить в своей памяти всю жизнь! Я искренне надеюсь, что фотографии, представленные на выставке, хоть немного отобразят какой на самом деле была «Моя Люся», - поделился своими впечатлениями от знакомства с Людмилой Марковной Аслан Ахмадов.

Выставка разместилась в « «Г алерее классической фотографии» на Саввинской набережной в Москве. Экспозиция будет доступна для посещения до 10 января 2016 года.

Выставка "Моя Люся", посвященная Людмиле Гурченко , открывается 11 ноября в Москве в Галерее классической фотографии. Накануне состоялась презентация выставки, на которой побывала корреспондент .

Фото Александры Черданцевой

12 ноября великой актрисе исполнилось бы 80 лет. Этому событию и посвящена выставка. Фотографии представляет ее друг – режиссёр и фотохудожник Аслан Ахмадов.

Всего на выставке будут представлены около 200 работ, ранее не опубликованных. Но часть снимков будет доступна только для совершеннолетних - присутствует обнаженная натура.

По словам художника, съемки проекта начались в 2007 году. "Мне хотелось снять несколько известных актеров и актрис в образах героев древних мифов", — рассказал Аслан Ахмадов.

Фото Александры Черданцевой

По словам Аслана, у Людмилы Гурченко была невероятная любовь и привязанность к отцу. И если бы они разлучились в детстве, а потом встретились, не зная, кем приходятся друг другу, то между ними была бы сильная любовь, роман. Именно поэтому родилась идея использовать образы Эдипа и Иокасты.

Гурченко была в восторге от этой идеи. На съемку проекта про Эдипа были привезены сотни платьев, тысячи пар обуви и ювелирные украшения на несколько миллионов долларов.

Были и очень откровенные фото, на которых партнер актрисы по съемкам был полностью обнажен. Оба стеснялись, но вышло прекрасно, говорит фотограф.

Фото Александры Черданцевой

"Мы очень сблизились, сдружились. Много времени проводили вместе. Виделись почти каждый день, — говорит Аслан Ахмадов. — Люся научила меня очень важной вещи: говори только в тот момент, когда действительно есть что сказать. Этой выставкой мне есть что сказать".

Ахмадов уверен, что Гурченко бы одобрила создание этой выставки уже после ее смерти — она трудилась над проектом самоотверженно.

Фотохудожник объяснил, что выставку не получалось сделать раньше из-за того, что не могли найти финансирование для проекта. "Мы живем в такой стране... Ушла из жизни великая актриса, которая до последнего дня, до 75 лет работала не потому, что ей этого очень сильно хотелось. А потому, что нужно было зарабатывать деньги на жизнь. И даже когда она ушла, государство даже не выделило деньги на похороны", — сказал Ахмадов.

Фото Александры Черданцевой

Эта выставка организована на личные средства фотографа и его партнера. "Мы пять лет искали деньги. К кому бы мы ни обращались, это никому не было нужно — ни государству, ни частным компаниям", — говорит художник.

На вопрос корреспондента , соглашалась ли Людмила Гурченко на все предложения Ахмадова по совместным проектам, художник ответил: "Люся бесконечно мне доверяла. Иногда даже становилось страшно — тебе доверяет человек такого масштаба, который спорил с величайшими режиссерами, и разница в возрасте... Это доверие произошло мгновенно, с первой же съемки".

Аслан Ахмадов надеется выпустить книгу с фотографиями Людмилы Гурченко. Проект уже готов, но нет денег.


Фото Александры Черданцевой

Что еще сказал Аслан:

"Мы с ней часто катались на моем "Хаммере". Она его называла коровой".

"Я учил ее пользоваться айфоном, ей его Киркоров подарил. Ей было сложно, она не могла привыкнуть к сенсорному экрану".

"Когда мы познакомились, она была для меня живым памятником великой актрисы. А она вела себя очень естественно, шутила, иногда вплетала в речь ненормативное слово".

"Люся мгновенно оценивала людей. Обмануть ее было невозможно".

"Я видел, как она работает. Это человек, который с одного дубля записывал песню так, что тебя сшибает... Это даже не мастерство и профессионализм, это одаренность божья".

К 80-летию актрисы впервые будут представлены последние фотосессии Людмилы Гурченко, сделанные Асланом Ахмадовым.

Проект «Моя Люся» - это свободный взгляд фотографа Аслана Ахмадова на творчество великой актрисы – синтез совместно созданных образов, короткометражных сюжетов, документальных съемок. Это дань памяти национальной героини.

В 2009 году Аслан и Людмила начали совместную работу над книгой-альбомом фотографий к 75 -летнему юбилею актрисы. С этой совместной работы началась их дружба. Впоследствии, работа Аслана продолжилась в совместных проектах с участием Гурченко. Фотохудожник помогал актрисе в создании её ярких образов для таких фильмов как «Пестрые сумерки», «Марковна – перезагрузка», «Я – легенда». За короткое время было накоплено большое количество материала: отсняты сотни фотографий, видео. Большинство из них никто не видел. В этих работах заключается послание народной артистки своим поклонникам и последующим поколениям зрителей.


«Когда ты очень близко и часто общаешься с человеком такого необъятного масштаба личности как Людмила Марковна Гурченко, то сначала испытываешь перед ним трепет, просто от степени его величия. Тебе кажется что ты говоришь с живым памятником. Причем сам он для этого ничего может и не делать – за него уже все сделало его творчество, так сильно на тебя повлиявшее. Однако, через какое-то, очень непродолжительное время, ты начинаешь видеть обычного человека, со всеми особенностями его характера. Узнавая Люсю, её человеческие качества, помимо её бесспорного выдающегося актерского и музыкального дарования, я увидел неподдельно честного, часто во вред себе, очень ранимого, искреннего и доброго человека. Люся – так называли её самые близкие люди, умела быть другом. Преданным, настоящим. Нас обединяла любовь к кинематографу, джазу и фотографии. Этот проект – наша совместная идея. Наша дружба это беценный дар, который я буду бережно хранить в своей памяти всю жизнь! Я искренне надеюсь, что фотографии, представленные на выставке, хоть немного отобразят какой на самом деле была «Моя Люся» – комментирует Аслан Ахмадов.


Творчество Людмилы Марковны Гурченко, внесло неоценимый вклад в историю отечественной культуры. На её фильмах выросло несколько поколений зрителей. Множество людей воспринимает её как кумира и безусловную икону стиля. Для всех почитателей таланта Людмилы Гурченко эта выставка станет драгоценным подарком, продляющим творческую жизнь великой актрисы.

*Часть представленных работ содержит снимки, запрещенные к просмотру несовершеннолетним лицам.

Время работы галереи с 12.00 до 21.00, кроме пн. и вт.

Место проведения: Галерея классической фотографии, Саввинская набережная, дом 23, стр.1 Тел: +7 495 510 7713

Это, действительно, была другая Гурченко! Гурченко-рукодельница, Гурченко-дизайнер, Гурченко-стилист. Эта выставка прошла, как мастер-класс звезды: "как создавать свой уникальный и неповторимый стиль".

Причём создавать своими руками и практически из ничего. Создавать в тот период, когда нет ни тканей, ни модных громких дизайнеров, ни финансовых возможностей для покупки изделий дорогих зарубежных модельеров.

И этот уникальный мастер-класс получился очень наглядным, с реальными фотографиями и вещами, а, главное, с той атмосферой, которая сопровождала творческую жизнь нашей отечественной кинодивы, и с той атмосферой, которую она сама создавала с помощью рук, фантазии и желаний. Всё это я и приглашаю Вас увидеть своими глазами.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ: 1 ЭТАЖ ДОМА-МУЗЕЯ Ф.И.ШАЛЯПИНА - ПОМЕЩЕНИЕ "ЛОФТ"

Довольно странно было увидеть выставку, посвящённую Людмиле Гурченко, именно здесь - в тёмном помещении, лишённом какого-либо оформления и состоящем из кирпича и бетона.


Но чем больше я в нём находилась, тем больше проникалась мыслью авторов: фабричный красный кирпич как нельзя удачно задавал тон этой выставке: именно в рамках советского фабричного подхода к моде Людмиле Гурченко приходилось создавать и отстаивать свой необычайно женственный и воздушно-феерический образ в духе Кристиана Диора. Кружево женской красоты против советской номенклатурной машины - это была очень сильная метафора! И лофт её замечательно воплотил.

Выставка "Другая Гурченко" открылась в доме-музее Фёдора Шаляпина (филиале Музея театрального и музыкального искусства) 17 ноября 2016 года - как раз близко к дате дня рождения актрисы - 12 ноября. В 2015 году Людмиле Марковне исполнилось бы 80 лет, но она ушла 30 марта 2011 года, отметив свой 75-летний юбилей.

Я попала на выставку в последний день её проведения - 20 января 2017 года. Цена билета была смехотворна мала - всего 100 рублей.

Главным организатором выставки выступил Музей театрального и музыкального искусства - наш петербургский "клондайк" всевозможных раритетов со дня основания театра в России и до наших дней.

Другой организатор - это, конечно, Музей-Мастерская Людмилы Гурченко , открытый мужем актрисы Сергеем Сениным в её квартире на Патриарших прудах. Именно там, в Москве, хранится огромная коллекция платьев-костюмов и многочисленных аксессуаров, принадлежавших всенародно любимой актрисе.

К нам же, в Петербург, приехала лишь малая часть этого собрания - те платья и аксессуары, к созданию которых приложила руку сама Людмила Марковна и которые наиболее полно раскрывают, какой путь она прошла в совершенствовании своего рукодельного мастерства.

Экспонатов было не очень много, и они заняли всего один зал-лофт музея Фёдора Ивановича Шаляпина:




Несколько манекенов с нарядами, репродукции, полумрак и огромный экран, на котором транслировались видеозаписи с интервью Людмилы Гурченко и фрагментами её ролей в кинофильмах.


И это тоже оказалось очень удачной находкой организаторов! Потому что присутствие самой "хозяйки салона" очень тактично и уместно настраивало на нужную волну.

А уж её природный артистизм заряжал такой бодростью, что возникало неотступное желание подробнейшим образом изучить каждый выставленный экспонат.


Ну что же, этим мы сейчас и займёмся. И для начала ознакомимся с аннотацией к выставке:


Я воспользуюсь выдержками из этой аннотации для комментирования некоторых фотографий. И начну с тех, которые задают самый мощный психологический фон не только этой выставке, но и вообще понятию "модная жизнь" в Советском Союзе и России.

"МОДНЫЙ ДЕСАНТ" ДОМА CHRISTIAN DIOR (ПОД РУКОВОДСТВОМ ИВ СЕН-ЛОРАНА) НА УЛИЦАХ МОСКВЫ 1959 ГОДА

Из аннотации к выставке "Другая Гурченко":

"Послевоенная жизнь постепенно налаживалась, но была бедна и аскетична. Мода в СССР безнадежно отставала от западной. Фотографии из журнала LIFE представлены на этой выставке не случайно. Они были сделаны в 1959 году, когда в Москву приехал Модный дом Кристиана Диора с показом своих моделей. "Десант" элегантных французских манекенщиц высыпал на улицы столицы, их сопровождали толпы москвичей. Эти фотографии - документальное свидетельство того, как бедно и незатейливо были одеты простые советские люди, им было не до моды, приходилось восстанавливать разрушенные города, приводить свою землю в порядок после почти пяти страшных, прожитых в войне лет".



"Но, тем не менее, в моде начинали появляться новые веяния. На смену цветастым ситцевым платьям, поверх которых надевались мужеподобные пиджаки с прямыми плечами, начал внедряться новый женственный силуэт. Такой мы видим Леночку Крылову из "Карнавальной ночи" в исполнении Людмилы Гурченко (фильм вышел на экраны в 1956 году)".

И ведь, действительно, фильм вышел на три года раньше, и не модный десант Диора оказал влияние на юную восходящую звезду отечественной киноиндустрии. Своё вдохновение Людмила-Леночка черпала в совершенно других источниках.

Самую знаковую роль в своей жизни Людмила Гурченко получила после пробы, на которой использовала образ Лолиты Торрес:



"На роль Леночки Крыловой в фильме "Карнавальная ночь" пробовалось много актрис. На пробе я исполнила песню Лолиты Торрес из фильма "Возраст любви". Все говорили, что я на неё похожа, и мне это нравилось. Я так её копировала, что если закроешь глаза, не отличишь, кто поёт - Лолита Торрес или я. Это всех приводило в восторг, а меня ещё больше".

Чтобы прочувствовать это сходство, предлагаю послушать ту самую песню в исполнении Лолиты Торрес, с которой, возможно, и выступала на прослушивании Людмила Гурченко (по крайней мере, именно эта запись демонстрировалась проектором на выставке "Другая Гурченко"):


Спасибо автору Вере Серегиной, которая выложила на Ютубе именно этот отрывок из фильма "Возраст любви" (1953 года выпуска).

Согласитесь, некоторое сходство с манерой исполнения, поведения и внешнего вида Людмилы Гурченко - Леночки Крыловой определённо есть. А, главное, присутствует фирменный знак Гурченко - осиная талия в сочетании с женственным силуэтом. И, что самое интересное, этот знак появился у Люси гораздо раньше, чем её ожидал творческий успех.

ПЛАТЬЕ № 1. КОСТЮМ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ВО ВГИК

Когда Людмила Гурченко в 1953 году приехала покорять Москву из родного Харькова и поступала во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), на ней был собственноручно сшитый костюм с тонко затянутой талией и модельной юбкой с воланами:





Костюм, конечно, сильно потрепало со временем, но даже сейчас заметно, что он был призван очень аппетитно облегать формы своей обладательницы и максимально подчёркивать её достоинства. Множество вытачек, осиная талия, волан, скроенный по косой. Но откуда у 18-летней девушки такие мастерские навыки в шитье?

Ответ находим в аннотации к выставке "Другая Гурченко":

"Начало этого дара надо искать в далеком детстве, когда в оккупированном немцами Харькове у них с матерью появилась соседка по квартире Валентина Сергеевна Радченко. "У тети Вали я научилась кроить "на глаз". Без выкроек. Тетя Валя положит перед собой "материю", чик-чик - и уже через пятнадцать минут идет примерка. A я тут наготове. Держу ножницы, мел, сантиметр. Готова предвосхитить и выполнить малейшее ее желание. И мы обе в упоении мурлыкали "Большой вальс".

И у Валентины Радченко, вполне возможно, Людмила Гурченко переняла ещё одну занятную особенность - любовь к пуговицам (из аннотации к выставке):

"К пуговицам у Людмилы Марковны было особое отношение: когда костюм или платье становились ей неинтересны, она обычно раздавала их, но предварительно обязательно срезала пуговицы. Пуговицы были для нее, как краски для художника, они являлись материалом для её дальнейших фантазий".

Поэтому костюм для поступления во ВГИК тоже пострадал: у него не осталось своих пуговиц, и те, что демонстрируются сейчас, пришивались уже сотрудницами Музея театрального и музыкального искусства.

И рядом с этим первым костюмом хочу показать, какое интересное решение сотрудницы выбрали для оформления музейного пространства выставки: все аннотации и фоторепродукции они разместили на больших подвесных лекалах выкроек:


Тем самым аккуратно подчеркнув основную тематику выставки - моделирование и пошив модного гардероба.

Именно с этих лекал я и буду приводить цитаты самой Людмилы Марковны:


Из интервью с Людмилой Гурченко. "Московский комсомолец" 12 сентября 1998 года:

"После "Карнавальной ночи" за мной ходили толпы поклонников. У меня было одно серенькое платье - от него буквально отрывали кусочки на память. Посыпались приглашения на концерты. А у меня чулок не было. Я брала у пианистки чулки, и она разворачивала пианино так, чтобы не видели ног".

Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Сметали с прилавков капроновые блузки, крахмалили юбки на всю ширину коридора, завивали на пиво волосы колечками".


Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Весной вышла пластинка с песнями из фильма ("Карнавальная ночь"), из открытых окон полились знакомые мелодии. В песнях сочиняли новые слова на злобу дня, оригинальные, "свои слова", как и полагается популярным песням, полюбившимся массовому зрителю. И острили, и шутили. Всё было. Популярность картины росла и росла. Девушки шили себе платья, точь-в-точь как у меня в фильме, худели, затягивали талии, отпускали чёлки на лбы, закручивали волосы колечками. Иногда я замирала, как сеттер в стойке: навстречу мне шла я сама! И только потом переводила дыхание: "слава богу, меня не узнали".

Не Диор стал предметом для подражания всех советских женщин, а своя, доморощенная кинодива, блеснувшая в культовом фильме на весь Советский Союз. И этому статусу Людмиле Гурченко пришлось соответствовать всю свою жизнь. Не имея голливудских гонораров и еле-еле перебиваясь случайными заработками, она обратилась к тем навыкам, которыми владела мастерски и виртуозно, - шить наряды самой или вносить "дивные" изменения в уже готовые платья и костюмы.

ПЛАТЬЕ № 2. КРАСНОЕ ПЛАТЬЕ С ВОРОТНИЧКОМ И АТЛАСНЫМ ПОЯСОМ


Это платье, по словам экскурсовода музея Ф.И. Шаляпина, по всей видимости, шилось не самой Людмилой Марковной, а в ателье. Но особые детали сразу же выдают, какие изменения она вносила и каким образом превращала обычную выкройку женского платья во что-то своё - индивидуальное и "с изюминкой".

Это, конечно, множество вытачек, утончающих талию, аккуратные пуговички в большом количестве (и на рукавах тоже), атласный поясок, повторяющийся вставками на плечах:


И тонкое витиеватое шитьё на карманах и отложном воротничке:


Интересные замысловатые детали, не характерные для чопорной фабрично-заводской послевоенной Москвы. Но откуда такие истоки?

Конечно, с родины - из Харькова, с украинской стороны.

АЛЬБОМ СЕМЕЙНЫХ ФОТОГРАФИЙ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО


Семья очень много значила для Людмилы Гурченко. И больше всего её отец - Марк Гаврилович Гурченко (на фото с мамой Людмилы - Еленой Александровной Симоновой-Гурченко).

В большинстве своих мемуаров и интервью Людмила Марковна обязательно подчёркивала, что это именно папа заложил в свою дочурку и характер-"кремень", и умение себя показать, и абсолютную и безоговорочную уверенность в её звёздном будущем. Никогда в этом не сомневался, и вернувшись домой с войны живым и невредимым, всё сделал, чтобы в 1953 году отправить Люсю в Москву на покорение тяжёлых вершин.


Так непривычно было увидеть такие фотографии. Спасибо организаторам выставки, что именно их привезли. Не глянцево миловидные, а "свои", домашние. Они очень хорошо подходили к тематике выставки, связанной с домашним, ручным делом - шитьём и вышиванием.

И они очень хорошо перекликались с воспоминаниями Людмилы Гурченко о своём детстве:


Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"...Я смотрю на фотографии мамы, папы, свои. И невольно улыбаюсь, и чувствую острую щемящую ностальгию по тому неповторимому времени. Мне никогда не было скучно и неинтересно дома с моими родителями. В нашем доме была удивительная здоровая атмосфера. Всё - и плохое, и хорошее, и страшное - всё открыто! Никто не стеснялся быть слабым, если кому-то плохо - прекращались шутки, и все силы, вся нежность и любовь переносились на того, кому тяжело. Я выросла в странной, сумбурной, бессистемной и, может, неразумной, но чистой, доброй, широкой и абсолютно иррациональной семье. Огромная моя страсть, стать актрисой, непрестанно подогревалась папой. Он в меня верил. Я к своей мечте шла прямо, без сомнений и раздумий, вбирая в себя всё необходимое".

И, к слову, умение вбирать в себя всё необходимое отражалось не только в страсти стать актрисой, но и во многих других страстях Людмилы Марковны. В том числе, в её любви к коллекционированию.

ЭКСПОНАТЫ КОЛЛЕКЦИИ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО

Из аннотации к выставке "Другая Гурченко":

"Страсть к коллекционированию обозначилась в характере Людмилы Гурченко тоже очень рано. "В дорогом антикварном магазине стоит часами двадцатилетняя девушка. В кармане ни гроша, a она млеет, умирает от красивых вещей. Так вот, на вторую зарплату я купила петровскую жирандоль с многочисленными бусинками, висюльками и лампочками".

Людмила Гурченко любила собирать предметы декоративно-прикладного искусства, в ее коллекции - старинные вышивки, фарфор, картины, предметы из уранового стекла (ее гордость). На этой выставке представлена эта знаменитая жирандоль, несколько старинных вышивок, a также подарки ее друзей и почитателей таланта. Среди них брошь с приложенным письмом - подарок от M.Л. Ростроповича, кубок рубинового стекла от E.P Рождественской, поясок с золотой и серебряной нитями от Ф. Киркорова и трогательная вышивка "крестиком" от одной из многочисленных поклонниц".

Кубок из рубинового стекла с росписью эмалями - подарок от Е.Р. Рождественской, и здесь же кокошник с искусственными цветами - наверняка, сценический атрибут:



Старинные вышивки бисером в рамах из карельского дерева:




И та самая петровская жирандоль Гурченко из молочного голубого стекла, хрусталя, мрамора, бронзы, металла и дерева:






Кажется сейчас наивным приобретением, а в то время, наверняка, было самым настоящим богатством.

Подарки от Ростроповича, Киркорова и благодарной поклонницы расположились на выставке чуть дальше, и я их ниже покажу, а пока возвращаюсь к основной теме повествования.

ПЛАТЬЕ № 3. ПЛАТЬЕ С ЯРКИМИ ДИАГОНАЛЬНЫМИ ПОЛОСАМИ ОТ КРИСТИАНА ДИОРА

Из аннотации к выставке "Другая Гурченко":

"Среди экспонатов, предоставленных на выставку, - семейные фотографии, платья, которые Людмила Марковна шила собственноручно, a также платья от известных модельеров Кристиана Диора, Валентина Юдашкина, их модели Гурченко смело видоизменяла, не преклоняясь перед авторитетами. Своими добавлениями она, как правило, "обостряла" костюм, делая его более экстравагантным, приспосабливая к своему темпераменту. Часто костюм становился для актрисы своеобразной маской. Это была мастерская-лаборатория актрисы, в которой выстраивался тот или иной образ. Большое значение для Людмилы Гурченко имели украшения и всевозможные дополнения к костюму. Они также представлены на выставке: пуговицы всех видов, превращенные ею в оригинальные броши, серьги, пояса, украшенные бисером, вышивкой, перьями".

Платье от Кристиана Диора на этой выставке стало первым платьем, продемонстрировавшим, как смело Людмила Гурченко заносила иголку и вносила изменения в авторитетные творения:


К сожалению, создатели выставки не указали хотя бы примерный год рождения того или иного платья, и мне не известно точно, когда они были куплены и видоизменены. Зато на некоторых табличках было написано, какие именно изменения вносились.

В платье от Диора Людмила Гурченко привнесла красные банты на манжетах:


Но я соглашусь с экскурсоводом, что помимо рукавов она привнесла ещё и воротничок-стоечку и пуговички по диагонали полочки:


Потому что ткани этих деталей очень похожи, а пуговички своим цветом поддерживают это предположение. Но доподлинная история пока остаётся тайной, покрытой мраком.

К слову, в аннотации к выставке сказано, что Людмила Гурченко "обостряла" изначальные костюмы. Но обилие дополнительной вышивки, стразов, бисера, оборочек, бантиков, каких-то маленьких женских штучек, на мой взгляд, скорее, наоборот - "смягчало", наполняло вещи более женской энергетикой. Наполняло формы и материалы округлостями, "пушистостями", теплотой, изяществом, чем-то таким, что громко заявляло: "Я - настоящая женщина! Женщина каждой клеточкой своего организма"!

Да, это заявление порой звучало слишком громко и выглядело очень экстравагантно. Но на то она и звезда, чтобы всё делать "на грани".

ПЛАТЬЕ № 4. ТРИКОТАЖНОЕ ИЗ ДВУХ ДЕТСКИХ ПЛАТЬЕВ

Это платье очень хорошо иллюстрирует воспоминания Гурченко, которые приводятся в аннотации к выставке "Другая Гурченко":

"Молодой актрисе надо было выглядеть красивой и привлекательной. Здесь и пригодился ее азартный дар экспериментировать. "Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера. Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь - все ахают! Где купила? Да, так, говорю, случайно досталось, заморское... И все верили. A потом, через время, - хвать от него рукава, a вместо складок - юбку "дудочкой". И идешь, как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! A одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный".

Так вот и это платье, которое на Людмиле Марковне смотрелось как заморское, было сшито ею из двух трикотажных детских платьишек:


Здесь на фотографии не видно линий, по которым сшивались отрезы платьев, но это как раз демонстрирует, как хорошо актриса представляла в голове будущий образ готового платья и удачно угадывала фасон и способ его шитья.

И, конечно, материалы подбирала "свои" - удачные, позволяющие выигрышно подать и фигуру, и идею самого платья:



Чтобы получить интересный вырез-глазок на спине, она использовала обе горловины - и основного платья, и второго, - просто вшив одну под другую. Просто и со вкусом.

И у организаторов выставки с этим платьем прошла своя ассоциация с определённым текстом в мемуарах Людмилы Гурченко, - там, где она ужаснулась своему быстрому успеху и навалившейся ответственности и захотела вернуться обратно в детство, к папе и маме:


Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Подошла к микрофону - зал поплыл. Я абсолютно точно помню, что в тот момент мне - до крика! - больше всего захотелось домой к папе и маме. Вот исполнилось то, о чём я мечтала. Но эта ноша мне не по силам, не по плечу. Для того, чтобы её нести, соответствовать тому, что произошло со мной и чего от меня ждут, - для этого у меня нет никаких возможностей: ни моральных, ни материальных, ни физических. В самую радостную, казалось бы, минуту - апогей популярности - я почувствовала одиночество и испуг, желание спрятаться у родителей от всего, что на меня навалилось, измотало, унесло сон, покой и радость".

Но дочурка у папы была кремень! И собравшись с силами, оперевшись на множество полюбивших её поклонников и на небольшое число друзей, она своими руками начала создавать из себя ту звезду, которую мы знаем сегодня.

И вот здесь пришло время показать подарки от Мстислава Ростроповича и неизвестной поклонницы:


Сопроводительное письмо Мстислава Ростроповича к подарку Людмиле Гурченко - броши в форме цветка (пунктуация автора сохранена):

"Дорогая Людмилочка, Я надеюсь, что Вы получили из Вашингтона 100 роз, которые я Вам послал года три назад, и просил мою секретаршу Надю вложить туда моё письмо. Она позже мне сообщила, что цветы послала, но письмо получила слишком поздно (!?). В этом письме было столько огня любви к Вам, что если оно и осталось у неё в столе, то прожжёт все... перекрытия Кеннеди центра и... автомобили в нижнем гараже, упокоится в земле дожидаясь нас.

Вы конечно понимаете, что смелость личного обращения к Вам, мне придала Ваша статья в русской газете несколько лет назад, всвязи с путчем.

Для меня Ваши слова были великой наградой.

Если моя секретарша обманув меня не послала Вам розы, я посылаю с этим письмом один цветок, веря в то, что он не завянет!

Брошь-четырёхлистник из золота, перламутра и бриллианта Людмила Гурченко часто использовала в своём гардеробе, придумывая ей различные вариации оформления. На выставке её показали в самом эффектном виде - на контрастном фоне из чёрной атласной ленты и кружев.

А подарок от поклонницы - это льняная салфетка с ручной вышивкой в виде Людмилы Гурченко в её первой звёздной роли в той самой "Карнавальной ночи":


И вот на этой странице мы закрываем книгу с историей о юной Людмиле Гурченко, которая делала первые шаги в кинотворчестве и в творчестве рукодельном, и переходим ко второй книге - о Гурченко зрелой, уверенной в себе и закалённой годами невостребованности в кино.

А какое яркое отличительное свойство появилось тогда у Людмилы Марковны? Да, любовь к эффектным головным уборам:


Их она умела создавать в любом количестве и качестве, но, главное - умела их украшать! Украшать ярко, блестяще и так, как могла носить только она.

А создавала это всё у себя дома - в своей домашней лаборатории-мастерской.

МАСТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО

Конечно, на выставке это был придуманный антураж. Но составляющие были абсолютно одинаковыми у всех советских рукодельниц: большой стол, газетные выкройки и модные журналы:




Обратите внимание: сотрудницами музея были прикреплены не какие-нибудь выкройки, а именно диоровские силуэты. Конкретно на фотографии выше показаны детали полочек клубного пиджака, который в середине XX века популяризировал именно Кристиан Диор. Он призывал затягивать узкую талию, а от неё опускать вниз короткую оборку-баску, чтобы создавать любимый им женственный силуэт "песочные часы".






Как ни крути, а мода в СССР всё-таки была. Конечно, своя и очень своеобразная, но всё-таки была. Главным было - иметь руки и голову, чтобы модную одежду для себя создавать. У Гурченко было и то, и другое.

Святая святых любой швеи - инструменты:


Металлическая коробка из-под шоколадных конфет, использовавшаяся для хранения бисера, стекляруса и пайеток:


Шкатулка, ножницы, игольница и, конечно, такие драгоценные для актрисы пуговицы:


И с помощью всего этого получалась вот такая красота:

Декоративная шляпка:


Пояс:


Театральная сумочка:


Или бутоньерка:


А умение "впитывать в себя всё" пригождалось при создании сценических образов: увиденные в журналах детали актриса легко могла превратить в часть какого-нибудь театрального костюма.

Как, например, этот головной убор из зарубежного журнала стал украшением образа Мадлен в исполнении Людмилы Гурченко в постановке Романа Козака 2001 года:


Но совершенное удивление и восхищение мастерством Людмилы Гурченко как рукодельницы вызывает пятое платье на этой выставке.

ПЛАТЬЕ № 5. ПЛАТЬЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ТКАНЕЙ С РУКОТВОРНОЙ ВЫШИВКОЙ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО






Вот честно, я не знаю, сколько времени могло уйти на такую кропотливую работу? И это при условии постоянных репетиций, съёмок и выступлений.

Как рассказал в интервью её последний муж - Сергей Сенин, она очень трудолюбиво, терпеливо и монотонно вышивала все свои изделия в своей собственной кровати. И он просыпался в кровати, наполненной бисером.

Кстати, это пока единственное платье, которое я нашла в интернете на самой Людмиле Гурченко. На сайте "КИНО-ТЕАТР.РУ" есть её фото рядом с Ириной Мирошниченко - http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/1164/foto/i6/176738/ . Жалко только, что фотография там в чёрно-белом варианте, и на ней не видно, как вживую играла эта трудоёмкая вышивка.

ЭКСПОНАТ № 6. БЛУЗА ИЗ КРУЖЕВА И АТЛАСА, УКРАШЕННАЯ СТРАЗАМИ


Что может быть женственнее кружев? Только кружево, украшенное камнями:)))

И здесь, на патриотическо-кружевной волне организаторы, конечно, привели любимый эпитет российских историков моды, когда речь заходит о наших самобытных и великолепных звёздах - "Selfmade":


Газета "Экран и сцена". 23 ноября 1995 года:

"Людмила Гурченко в отличие от западных, звезда по-российски. Самодельная. Selfmade. Невероятным своим артистическим и выдающимся женским чутьём открыла она и эту небесную механику".

Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Я замечала: если я одета в длинное - у меня и походка, и голос, и рост, и улыбка, и возраст, и строй мысли - одни. Если я одета в строгий деловой костюм - другие. Если на мне широкое и бесформенное - третье. Если в узком и коротком - четвёртое. Иногда главное в костюме, в поведении решает периферическая деталь - ну... ширина проймы рукава, например".

Конечно, испытывая такую сильную зависимость от формы и вида одежды, актриса была вынуждена очень много внимания уделять соответствию внешней формы своему внутреннему мироощущению и тем задачам, для которых костюм или платье создавались.

И, на мой взгляд, седьмой экспонат выставки - концертный костюм от Юдашкина - наиболее ярко и удачно демонстрирует, как Людмила Гурченко могла одной периферической деталью полностью изменить всю сущность и эффект своего костюма.

ПЛАТЬЕ № 7. КОНЦЕРТНЫЙ КОСТЮМ ОТ ВАЛЕНТИНА ЮДАШКИНА, ДЕКОРИРОВАННЫЙ ЛЮДМИЛОЙ ГУРЧЕНКО БОА И МАНЖЕТАМИ ИЗ ПЕРЬЕВ


Птица дивная, птица райская! Вот, честно, никогда бы не додумалась, что такие "тяжёлые" материалы, как замшу-бархат и атлас, можно смягчить и сделать воздушными с помощью перьев! Всего один элемент - перо, а какой яркий и летящий получился сценический образ!


И расцветка у перьев подобрана идеально, и прокрас цветом в тон костюма очень точен. И, да, весь костюм в целом получился очень "по-Гурченко": с блеском, с шиком, с налётом притягательного ретро времён "великого немого" и старого Голливуда.



Вот убери перья - и превратится жар-птица в деловую леди, и даже яркий цвет ситуацию не спасёт. Нет уж, играть, так играть!

И раз речь зашла о сцене, самое время почитать, что Людмила Гурченко говорила о своей главной страсти и о своей же муке:


Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Раньше в фильме видела только свою роль. Она мне казалась небольшим заливом, который врезается в сушу со стороны океана. И я думала, что мой залив живёт сам по себе. И вот с какой-то поры я ощутила, что моя роль - это часть огромного бассейна. И самое главное - она подвержена законам и капризам жизни океана - т.е. фильмов в целом. Это ощущение появляется, когда играешь большие роли. Играешь "не выходя из кадра". Когда шаг за шагом чувствуешь, что движение роли - это движение фильма. И теперь от этого ощущения мучаюсь".

Эта большая ответственность за движение кинематографического океана, мне кажется, отразилась и на её отношении к сценическим образам: она тщательнейшим образом продумывала каждую деталь, добавляя нужные нюансы, расставляя точные акценты, завершая образ такими элементами, которые направляли волны в правильном русле.

К примеру, перчатками, декорированными ею стеклярусом и пайетками:


Простые трикотажные перчатки были бы слишком заурядной деталью гардероба для актрисы, которая руками подчас говорила больше, чем губами. И, возможно, здесь она добавила такой же эффект крыльев, как и в костюме от Юдашкина.

Бархатный кокошник с декором перьев, выполненный на основе из обручей для головы:



"Модель от кутюр" производства Людмилы Гурченко! Удивительно в её стиле. Очень узнаваемый аксессуар и очень точно создающий нужное настроение у каждого, кто на него взглянет.

А вот следующий экспонат, наверное, не такой узнаваемый, но зато прекрасно иллюстрирующий и уровень мастерства, и уровень той ответственности, которую ощущала и несла актриса в своём образе. Это декоративный воротник-оплечье, выполненный Людмилой Гурченко целиком из бисера:


Бисер сам по себе - это не очень дорогой материал, но эффект, который он производит в готовом изделии, может быть феноменальным. А уж в сочетании с точно подобранным узором, как у Людмилы Гурченко, он вполне может произвести фурор и стать музейным экспонатом. Отличный урок от великой актрисы!


На стенде рядом с вышепоказанными экспонатами были выставлены и другие экземпляры ручной работы Людмилы Гурченко.


Аксессуары, смонтированные из пуговиц, брошек, цепочек и т.д.:



Декоративный пояс из старинных фрагментов:


И рядом с ним немного странный аксессуар в виде шнурочка - декоративный пояс из золотых и серебряных нитей - это щедрый подарок от Филиппа Киркорова:


На мой взгляд, лучше бы он так не позорился. Подарить такой шикарной женщине удавку - не самый красивый шаг для мужчины.

Забываем об этом недоразумении и переносимся в новую зону выставки "Другая Гурченко".

ПЛАТЬЕ № 8. БАРХАТНОЕ


Мне показалось, что это женственное и мягкое платье появилось на выставке в качестве мостика между эпохой советского времени, в котором ей довелось жить, и той эпохой, в котором она черпала вдохновение при создании своего модного гардероба - это с конца XIX - по середину XX веков.



Именно в этом углу организаторы выставки расположили стенд с работами русских актрис той эпохи, позволяющими провести параллели и показать преемственность рукодельного мастерства от столетия к столетию.

Из аннотации к выставке "Другая Гурченко":

"У Людмилы Гурченко были знаменитые предшественницы, актрисы - звезды своего времени, такие как В. Асенкова, A. Вяльцева, О. Спесивцева, E. Тиме. Их рукотворные работы также представлены на выставке".


Первой в этом списке идёт актриса Александринского театра:

"Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841) , актриса Александринского театра. Одна из любимых актрис Государя Императора Николая I. Среди ролей: Керубино ("Женитьба Фигаро" П.О. Бомарше, 1835), Марья Антоновна ("Ревизор" H.В. Гоголя, 1836, первая исполнительница), Офелия ("Гамлет" Шекспира), Эсмеральда ("Эсмеральда, или Четыре рода любви" по роману Гюго "Собор Парижской Богоматери", Корделия ("Король Лир" Шекспира, 1838) и др.".

Её, наверняка, тончайшие пальцы выполнили эту чудесную вышивку, расположившуюся в центре деревянной столешницы:


Слава Богу, она у меня более-менее на фотографии получилась, а вот саму столешницу я уже снять не смогла - слишком тусклое было освещение.

Кстати, обратите внимание, что этот экспонат и три последующих были предоставлены Музеем театрального и музыкального искусства, а не Музеем-мастерской Людмилы Гурченко. Это очень удачный симбиоз организаторов выставки, когда один может предоставить очень много полезных исторических экспонатов, поддерживающих основную тему экспонатов другого организатора.


Второй экспонат исторического уголка принадлежит руке Анастасии Вяльцевой:

"Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871-1913) , певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты. Служила в опереточной антрепризе И. Я. Сетова и A. Э. Блюменталь-Тамарина, в театре "Аквариум", в труппе С. A. Пальма. С 1897 года начала сольную концертную деятельность. Концерты Вяльцевой всегда вызывали шумный успех, a граммофонные пластинки с ее записями выходили огромными тиражами".

Анастасия Вяльцева оставила нам в наследство салфетку, вышитую цветочным узором не позднее 1913 года:



Прекрасная сохранность и материалов, и цветовой гаммы. И, конечно, прекрасный подбор рисунка и оттенков, не говоря уже о тонкости и мастерстве работы.

Следующий образец будет несколько неожиданным в этой рукодельной последовательности, и принадлежал он звезде русского балета:

"Ольга Александровна Спесивцева (1895-1991) , артистка балета. Служила в Мариинском театре, участвовала в спектаклях "Русских сезонов" С.П. Дягилева, выступала в Гранд-Опера, в различных театрах Европы и Америки. Сотрудничала с M. Фокиным и Дж. Баланчиным. Коронной партией Спесивцевой на балетной сцене считается Жизель из одноименного балета A. Адана".

Это плетёная туфелька, выполненная руками балерины:


По словам экскурсовода, эту обувь она, скорее всего, использовала в качестве домашней. А вот в нынешнюю эпоху её вполне бы уже можно было использовать и в качестве выходной на улицу.

И, наконец, последний исторический образец - это, скорее, целый исторический памятник. Был создан и принадлежал больше не актрисе, а именитому педагогу актёрского мастерства:

"Елизавета Ивановна Тиме (1884-1968) , драматическая актриса, педагог. Актриca Александринского театра. Выступала в оперетте, с чтецкими программами на эстраде. Известна как исполнительница художественного слова. В чтецком репертуаре артистки были "Анна Каренина" Л. Толстого, "Хождение по мукам" A. Толстого, "Клим Самгин" M. Горького, произведения A. Пушкина, H. Некрасова, Ги де Мопассана. Народная артистка РСФСР".

Она оставила нам потрясающую идею и вещь - скатерть с автографами деятелей культуры её времени:


Каждого приходящего в дом друга Елизавета Ивановна Тиме просила расписаться на скатерти, а потом вышивала эту роспись нитями. Результатом стало вот такое масштабное полотно, имеющее и декоративное, и историческое значение.

Что-то мне подсказывает, что если бы Людмила Гурченко узнала о такой идее, в её доме обязательно появилась бы подобная скатерть! Но она бы выглядела несоизмеримо богаче, роскошнее и отражала её деятельный темперамент.

Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Есть женщины, актрисы - всегда ровные, приятные, красивые. От того, что они надевают красивый, необычный наряд, они становятся ещё красивее, но остаются узнаваемыми. У меня всё труднее. Я совершенно, тотально меняюсь. Становлюсь новой сама для себя. И это новое вводит меня в азартную игру. Я вдруг боюсь себя. И мне нужно огромное напряжение всего организма, максимальный контроль за собой, чтобы это новое не "занесло".


Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Кто сказал, что женщине трудно одеваться модно? Я этого не понимала никогда. В самые бедные институтские времена 3-4 рубля на ситец находились всегда. А копеечные ленточки и кружева для отделки? Ей богу, мне все завидовали! "Ну, у неё столько нарядов!". А позже, когда не было ничего - ни зарплаты, ни работы в кино... Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера. А фантазия, фантазия-то на что? Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь - все ахают! Где купила? Да так, говорю, случайно досталось, заморское... И все верили. А потом, через время, - хвать от него рукава, а вместо складок - юбку "дудочкой". И идёшь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! А одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный".

И вот на этой ноте мы переходим к последнему костюму Людмилы Гурченко на этой выставке:

ПЛАТЬЕ № 9. КОСТЮМ ОТ ВАЛЕНТИНА ЮДАШКИНА, РАСШИТЫЙ НИТЯМИ, СТРАЗАМИ, ПАЙЕТКАМИ И БИСЕРОМ




Звезда должна светить! Иначе какая же она звезда?

Только вот смотришь на всё это великолепие и задаёшься одним единственным вопросом: почему такой огромный творческий потенциал Людмилы Гурченко как дизайнера и рукодельницы не был воплощён ни в одной модной линии одежды? Начиная с того времени, когда полстраны шило платья точь-в-точь, как у Леночки Крыловой из "Карнавальной ночи", и заканчивая нашими днями, когда с развалом СССР в стране появились безграничные возможности для производства одежды, а вкуса в её создании у женщин так и не появилось.

Так получилось, что на меня к окончанию знакомства с выставкой накатили очень грустные размышления, а последние слова Людмилы Гурченко ещё больше их подкрепили:


Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":

"Крутится машина - идёт съёмочный период - так будь добра, вертись, успевай, будь здоровой, бодрой и красивой. Вот что от тебя требуется. Как ты достигаешь этого - твоё дело. Работай! Когда в детстве смотришь на экран, то менее всего к лучезарному видению применимо такое прозаическое слово "ра-бо-та". А этот труд - самая настоящая чёрная работа. Идёшь по улице (во время съёмки) в атласном чёрном пальто. В чёрной шляпе с перьями, обёрнутая трёхметровой лисой, а в гостинице чистишься и отмываешься от пыли, грима и грязи, как заправский кочегар".

Ну что же, урок усвоен: "Не расслабляться, дамочки! Грудь вперёд, голову прямо, шаг от бедра. Быть красивой - это работа! И это личная работа каждой из нас! Не ждать милостей от производителей моды, создавать её самим. Своими руками, потом и временем. Для этого не нужны университеты и дорогие швейные машинки. Только руки, голова и фантазия, фантазия-то на что?!"

Жаль лишь, что этот мастер-класс от Людмилы Гурченко прозвучал уже после её смерти. Как много интересного и полезного она могла бы рассказать своим поклонницам о тонкостях этого хитрого дела - создании своего самого выигрышного, самого счастливого платья. Как многому могла бы научить и как многих могла бы вдохновить! Как жаль, что так поздно...

С другой стороны, большое спасибо организаторам выставки, что они собрали и выставили весь этот материал. И, конечно, большое спасибо тем, кто занимался каталогизацией, изучением и анализом того большого гардероба, что находится в музее-квартире Людмилы Гурченко. Занимался с тем, чтобы сохранить и познакомить нас с этим наследием, а не предать забвению в пыльных шкафах и ящиках. Спасибо за эту работу!

Мастер-класс Влада Лисовца "Модные тренды сезона "осень-зима 2016-2017" . Как раз очень удачно современная мода отсылает нас к ретро-образам 80-90-х годов 20 века, и некоторые находки Людмилы Гурченко могут пригодиться тем, кто хочет примерить на себя похожий на неё образ в современных условиях.