«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста. Как воспитать творческие способности у ребенка и возможно ли это

ФОТО Getty Images

Горькая правда заключается в том, что вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, способными изменить мир. Посмотрим, к примеру, на лауреатов STS (поиска научных талантов) – самой престижной американской премии, отмечающей одаренных школьников. За первые 52 года ее существования (с 1942 по 1994 год) в качестве финалистов были отобраны около двух тысяч вундеркиндов, но лишь один процент из них в дальнейшем связал свою деятельность с национальной академией наук. Восемь человек из упомянутых обладателей награды получили Нобелевские премии, но остальные десятки и сотни юных гениев, став взрослыми, так и не реализовали свой потенциал.

Ранее считалось, что одаренным детям не хватает социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной социализации. Однако такое объяснение было признано недостаточным, так как менее четверти всех вундеркиндов в действительности сталкивается с какими-либо социальными или эмоциональными затруднениями. Подавляющее большинство из них хорошо подготовлено и имеет такой же успех на коктейльной вечеринке, как и на уроке правописания.

Что же мешает вундеркиндам стать оригинальными и творческими личностями? Дело в том, что одаренные дети стремятся заслужить одобрение родителей и восхищение учителей. Ради этого они могут упорно работать и становиться, к примеру, шахматными чемпионами, но процесс обучения не дает им стимула создавать новое. Такие ребята способны сыграть великолепные мелодии Моцарта, но редко сочиняют свои собственные. Они сосредотачивают всю энергию на потреблении существующих научных знаний, не производя новых идей. Юные таланты предпочитают соответствовать давно заведенному порядку, а не изобретать велосипед. Если же в классе появляется творческий ребенок, то он, вероятнее всего, не захочет неукоснительно выполнять все требования учителя, а будет отстаивать собственные взгляды.

Вырастая, многие вундеркинды становятся экспертами в том, что знают и умеют лучше всего. И лишь небольшая часть одаренных детей в конечном итоге вырастает в новаторов и творцов. Большинство же предпочитает не выходить за рамки любимой деятельности, только там применяя свои выдающиеся мыслительные способности. Из гениальных детей получаются врачи, которые борются за жизнь пациентов, не пытаясь исправить огрехи медицинской системы в целом, или, например, юристы, защищающие клиентов от несправедливых обвинений, но не пытающиеся корректировать сами законы.

Так что же нужно сделать, чтобы вырастить ребенка творческой личностью? В недавнем исследовании специалисты сравнили между собой несколько семьей: с креативными и обычными детьми. Как оказалось, родители «обычных» детей устанавливали для них как минимум пять-шесть правил, которыми те должны руководствоваться в жизни: сон по расписанию, особый распорядок дня. Воспитатели же творческих детей предлагали им не больше одного правила. Вместо этого родители поощряли своих детей думать самостоятельно, акцентируя их внимание на моральных ценностях.

Кое-что уникальное есть и в самих родителях малышей, из которых вырастают творческие личности: они уделяют особое внимание разработке собственного «этического кодекса». Старшее поколение, разумеется, объясняет младшему, что успешность и востребованность – это важные элементы жизни, но при этом поощряет юных гениев в стремлении разобраться в собственных ценностях и обнаружить свои интересы. Все это создает хорошие предпосылки для развития творческой личности.

Американский психолог Бенджамин Блум пристально изучал особенности раннего развития известных музыкантов, художников, спортсменов и ученых. Ему удалось выяснить, что их родители вовсе не мечтали о карьере суперзвезд для своих детей, не выступали в семье в роли строгих надсмотрщиков, а, напротив, чутко откликались на внутреннюю мотивацию своих сыновей и дочерей. Когда малыши проявляли интерес к чему-либо, готовы были с энтузиазмом взяться за дело, родители безоговорочно их поддерживали. К примеру, Моцарт проявил интерес к музыке, прежде чем начал брать уроки, а не наоборот, а джазовая пианистка и композитор Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепьяно и вовсе самостоятельно.

Малкольм Гладуэлл Новая книга Малкольма Гладуэлла посвящена теме успеха. Однако по своему обыкновению он подходит к ней весьма нетривиально: Гладуэлл убежден, что личные усилия и способности, сколь бы бесспорными они ни были, не играют ключевой роли в достижении выдающегося результата.

В своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл сформулировал так называемое «правило 10 тысяч часов» 1 . Основываясь на ряде исследований, Гладуэлл утверждал, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных тренировок. По его мнению, для достижения некоего выдающегося результата в большинстве сфер деятельности необходимо посвятить практике и обучению 10 тысяч часов. Не слишком понятно, каким образом количество времени варьируется в зависимости от области применения сил и особенностей конкретной личности, но это не самый главный вопрос, который ставит перед нами данная теория. Во-первых, чем больше мы тренируемся, тем чаще попадаем в ловушку привычных способов мышления и решения задач. Эксперт зачастую не может справиться с внедрением в практику каких-либо нововведений, тогда как для новичка, сознание которого свободно от всяческих клише, такая задача не кажется сложной. Во-вторых, именно внутренняя предрасположенность вызывает в человеке любопытство и побуждает тренировать навык в течение 10 тысяч часов или даже более. Именно природная склонность к чему-либо определяет также и получение удовольствия от процесса этой тренировки.

Опыт показывает, что успешность творческой самореализации зависит от широты интересов, а не только от глубины наших знаний и опыта. Ученые, получившие Нобелевскую премию, в 22 раза чаще своих «неодаренных» сверстников становятся актерами, танцорами или даже иллюзионистами, в 12 раз чаще начинают писать стихи или романы, в 7 раз чаще обращаются к декоративно-прикладному искусству и в 2 раза охотнее приступают к игре на музыкальных инструментах или сочинению музыки. Никто не заставляет выдающихся ученых выбирать себе творческое хобби. Оно становится отражением их любопытства. Как писал Альберт Эйнштейн, любовь является лучшим учителем, чем чувство долга. Мама записала его в музыкальную школу в пятилетнем возрасте, мечтая, что сын освоит игру на скрипке, однако из этой затеи ничего не вышло. Будущий физик воспринимал уроки как скучную обязанность, но однажды услышал сонаты Моцарта, которые покорили его. «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в 13 лет, главным образом после того, как влюбился в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно тогда я и добился успеха», – пишет Альберт Эйнштейн.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы - тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос.
Время механических навыков, привычных действий и традиционных решений закончилось. Все это за нас с успехом выполняют машины. Человек же, получив наконец возможность решить множество бытовых и производственных проблем «чужими» руками, обязан эту возможность оправдать. Его призвание сегодня - творчество. Во всех областях знаний, искусстве и технике. Все остальное сделают за него умные, но лишенные способности мыслить и творить приборы - для того они и создавались.
Основные направления раннего творческого развития детей - воспитание навыков изобразительного характера, развитие музыкальных способностей и привитие умения правильно строить речь, то есть владеть искусством доступно, логично и последовательно выражать собственные мысли и чувства в словесной форме. Основа для каждой из очерченных здесь сторон личностного роста закладывается в раннем детстве - от трех до пяти-шести лет: в этот период детский мозг наиболее гибок и раскрыть творческий потенциал, выявить характер способностей ребенка удается по максимуму.

Как вырастить из ребенка художника

Не все дети в зрелом возрасте проявят себя как гениальные живописцы, скульпторы и архитекторы. Но рисовать нравится каждому малышу. Желание выразить свое отношение к миру в красках и зрительных формах полезно всем: художественное творчество развивает всесторонне. Рисование - прекрасный способ скоординировать связь между рукой и глазом, синхронизировать действие всех сторон чувственного восприятия мира, улучшить мелкую моторику и развить воображение. Фантазируя, большинство детей совершенствует и речь - внутреннюю и внешнюю.

Какое из занятий по рисованию-лепке дает наибольший эффект? Все вместе взятые. Так что если сегодня вы занимаетесь с сынишкой или дочкой рисованием красками на листе бумаги, завтра - раскрашиванием или составлением коллажей, послезавтра - лепкой фигурок из пластилина или продавливанием узоров на фольге, будьте уверены: все эти занятия полезны, а смена вида деятельности увлекательна, не надоедает и разнообразит художественные навыки.

Маленькому человечку интересно все: и рисовать смешные картины разноцветными кляксами, выдувая краску через соломинку, и заполнять пустое пространство следами своих пальчиков, ладошек и ножек, и изобретать штампованные узоры, используя самодельные печати из пластилина. Есть множество оригинальных видов развивающего творчества, о содержании которых любому родителю несложно узнать из компьютерных программ. Существуют пошаговые уроки рисования, пластических упражнений - все они они доступны и эффективны.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Помня о том, что дети учатся говорить и петь почти одновременно, при попытке решить задачу развития у малыша навыков вокала (музицирования), взрослые сталкиваются с тем, что сам процесс обучения музыке требует больших затрат и времени, чем рисование, и к тому же далеко не всегда осуществим в семейной обстановке. Рисовать и лепить из пластилина способен едва ли не каждый взрослый (абстрагируемся от уровня мастерства) - петь способны лишь некоторые, а играть на инструментах учились единицы из нас.

Как поступить в таком случае? Есть несколько способов развить у ребенка слух и заложить основы музыкальной культуры. Первый - использовать аудио-видеозаписи, компьютерные уроки музыки или обратиться к заочному репетитору (в том числе в интернете). Второй - сдать ребенка в музыкальную школу лет в пять-шесть (раньше туда не берут). Третий - обратиться в детский клуб или центр развития: в таких организациях есть кружки по интересам, и работают там талантливые педагоги-музыканты.

Даже если ни один из этих путей стимуляции музыкальных данных не заинтересовал родителей, расстраиваться не стоит: в любом детском саду уроки музыкального развития детей проводятся, они - обязательная часть воспитательного процесса. Окажется ваш мальчик или девочка одаренным ребенком (это рано становится заметно) - внимательные воспитатели дошкольного учреждения обратят на это внимание взрослых. И если возможность развить то, что заложено в человеке от рождения, у вас есть - отдавайте дитя в музыкальный класс.

Как развивать речь и стимулировать сценические навыки

В большинстве случаев родители способны создать своему малышу неплохие условия для развития речи. Если есть желание помочь ребенку адаптироваться в мире детей и взрослых, используя умение легко общаться с окружающими, родители не лишат кроху внимания и начнут заниматься расширением его кругозора с пеленок. Работа над речью именно тогда и начинается. Ваше стремление приучить грудного ребенка к звукам голосов близких, интонациям, оттенкам, постоянное комментирование своих и его действий, приглашение к участию в разговоре - вот те первые вехи, с помощью которых дитя начнет осваивать процесс говорения, экспериментируя с собственным речевым аппаратом. И неважно, какое слово или фразу маленький человек произнесет первым - главное, чтобы желание высказывать мысли и соображения вслух не покидало его: в жизни умение построить разговор очень ценно.

Как научить малыша общаться правильно: строить фразу, интонировать ее, хорошо выговаривать слова, не спешить, но и не «тормозить» в беседе - задача, в решении которой участвуют не только мама, папа и бабушки с дедушками, но и педагоги, методисты детского дошкольного учреждения либо развивающего центра. Здесь в ход должно идти все - и непрерывное комментирование мамой во время прогулок того, что происходит во внешнем мире, и чтение сказок на ночь, и обучение скороговоркам, считалочкам, шуткам, и разгадывание загадок.
В формировании речевых навыков нет мелочей - здесь все важно. Ибо говорить в жизни человеку придется постоянно: в школе, институте, на работе и в собственной семье. Чем лучше он искусство красноречия освоит, тем легче будут складываться отношения с окружающими во взрослой жизни. Поэтому развивайте желание ребенка говорить постоянно - занимаясь ли рисованием, разучивая ли с ним песенку на утренник в садике, декламируя ли стихотворение, устраивая ли домашние театрализованные представления, прибегая ли к помощи компьютерных аудиовидеоуроков или просматривая детские мультики. Также важно обратить внимание при развитии красноречия на чтение, а именно на
И помните: если проблему творческого развития ребенка решать комплексно, результат не замедлит сказаться. Вы воспитаете незаурядную личность.

Творчество, как важный элемент в воспитании ребенка.

Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души…»

В.А. Сухомлинский

Творческий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач эстетического и трудового воспитания. Склонность к эстетическому воспитанию у детей проявляется довольно рано. И важно вовремя приобщить ребенка к творчеству. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у детей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту. Работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её, а в дальнейшем восполнит интересным творческим трудом свободное время. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей, Природой, - огромное счастье!

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Уроки по декоративно-прикладному искусству позволяют успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы детей. Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественного развития учащихся, может быть занятия по созданию картин и поделок из природных материалов, используя сухие листья деревьев, травы, мхи, цветы, различные веточки, коренья, семена и плоды растений, кусочки коры деревьев. Флористика - это такой вид искусства, который мало известен и редко кто занимался ей в школах, в центрах творчества.

Работа с природным материалом вполне доступна учащимся, т. к. его не надо искать где-то. Разнообразные формы листьев, цветов, корешков, веточек растений зачастую прямо-таки подсказывают интересные сюжеты. Это может быть пейзаж, натюрморт, сказочная композиция. Фантазируя, воображая, комбинируя природные материалы можно создать своими руками удивительный мир!

Зимой, когда за окном пасмурно и холодно, приятно порадовать друзей и близких композициями из растений, которые таят в себе тепло, аромат и цвет лета. Но для этого летом и ранней осенью нужно позаботиться об исходном материале, собрать и сохранить цветы, травы листья, шишки, семена, веточки многое другое.

В одном из разделов моей рабочей программы по ДПИ отводится несколько уроков для работы с природным материалом. В ней предусмотрено изучение правильного сбора природного материала и видов его подготовки (сушки) к использованию в аппликациях,построения композиций из цветов и листьев.

Здесь ребята приносят с собой засушенные осенние листочки,цветы, травинки и пытаются составить, например, какого-либо зверька, выбирая детали по формам листьев (березовый листок похож на голову цыпленка). Задачей такого урока является целенаправленное наблюдение детьми природы, помочь им увидеть и оценить своеобразие и красоту осени, её необычность: осыпающиеся деревья, устланную листьями землю и т.д.

Сравнивая листья ивы или ясеня с листьями березы или сирени, дети могут заметить разницу между ними: одни листья узкие, вытянутые, а другие -широкие и с заостренными концами. У одних листьев края ровные, у других - с зубчиками. Цвет их также различается. Работая с дарами природы, ребенок не только узнает признаки осени в природе, красоту форм и окраску растений, но и тем самым как бы подготавливает себя к восприятию окружающего мира. И этот этап является подготовительным в процессе дальнейшего обучения.

В дальнейшем проводятся более сложные упражнения. Знакомятся со способом набрызга, где ребята кладут на белый альбомный лист листик какого-либо дерева, а затем с помощью губки или щетки делают набрызг. Полученный результат очень нравится детям, и от этой работы они получают удовольствие.

Также можно работать на выявление форм с помощью трафарета. Когда гуашью или акварелью покрывают одну из сторон листа и отпечатывают на бумаге.

Все эти упражнения позволяют наиболее эффективно развивать как творческие способности детей, так и вырабатывать наблюдательность, умение анализировать формы.

Нередки случаи, когда детские увлечения становятся профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им по любому направлению. Недаром многие взрослые возвращаются к увлечениям детства.

Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материала, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно - выразительные средства других видов изобразительного искусства.

Творческая работа в заключительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

На каждом занятии преподаватель встречается со своими учащимися и порой дети бывают неусидчивыми, рассеянными, невнимательными. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности, они были интересными?

Планируя занятие, преподаватель учитывает общий уровень подготовки и способностей детей, наличие материалов и инструментов. На уроках по выполнению флористики я рекомендую проводить по следующему плану:

1. Выбрать тему урока и провести беседу с детьми.

2. Провести небольшую экскурсию по паркам, скверам, лесу в целях ознакомления с природными материалами.

3. Сбор разнообразных природных материалов.

4. Сушка природного материала вместе с детьми (с помощью утюга, или закладыванием листьев в книгу.

5. Анализ формы объекта труда, выбранного для украшения.

6. Показ и обсуждение сюжетов, мотивов для аппликаций.

7. Составление плана работы.

8. Самостоятельная работа учащихся:

А) составление эскиза композиции;

Б) подбор колорита;

В) разрезание необходимых фигур;

Г) склеивание;

Д) обсуждение готовых работ. Подведение итогов.

Структура занятия.

I этап - сообщение и постановка цели: чему дети должны научиться на данном занятии, что нового узнать, что закрепить.

II этап - подготовка к выполнению занятия. Она включает в себя анализ образца, сравнение, сопоставление, показ приемов работы, постановку простейшего опыта, составление плана предстоящей работы.

III этап - исполнение трудовых действий (самостоятельная работа учащихся).

IV этап - проверка правильности выполненных работ.

V этап - подведение итогов занятия: чему научились, что нового узнали.

    Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта г. 2012 №156

    «Природный материал и фантазия»Программа,рекомендации,разработки занятий /авт.-сост.Л.И.Трепетунова.-Волгоград:Учитель, 2009-255с. ISBN 978-5-7057-1724-8

    «Поделки из природного материала» «своими рукам». Л.В. Бакланова Тула,Родничок, Москва Астрель АСТ 2008г.УДК 372.3/4 ББК 74.200.54. Б19.

    Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

    Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. – 2012. – №10 (Октябрь). – ART 12144. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12144.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения 17.11.2013]

    Интернет источник ped-kopilka.ru

Творческое развитие ребёнка.

Творческое развитие ребёнка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание. Кроме того, это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Развитие творческого потенциала ребёнка, как и любых других, подчиняется закону содействия ребёнка и взрослого. Это, в первую очередь, развитие души ребёнка. И в школьные годы развития надо помнить, что у ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство – единство личности.

Как же вырастить и воспитать творческую, талантливую личность в своём ребёнке? Нужно сначала разобраться из чего же складывается или формируется творческая личность? Основная составляющая этой формулы – это энергопотенциал человека или другими словами его жизненная сила. Благодаря ему человек движется по жизни более или менее активно. Так же энергопотенциал делает зрячими глаза таланта, другими словами даёт возможность правильно оценивать свои силы и способности. Энергопотенциал строит душу и тело, а так же защищает жизнь. Из чего же формируется энергопотенциал в человеке?

Энергопотенциал состоит из двух частей: первый – полученный от матери и второй – заработанный самостоятельно. Когда человек родился, у него существует только энергопотенциал, полученный от матери. Если мама здорова, не страдает хроническими недугами, не болела во время беременности, полноценно питалась, и никто ей не портил нервы, – ребёнок рождается вовремя, он энергичен и красив. Если мама часто болела, лежала на сохранении, чтобы выносить ребёнка, если её питание скудно и однообразно, если у неё мал собственный энергопотенциал, и потому она нервничает по любому поводу; и, наконец, если она во время беременности продолжала принимать алкоголь, курила или употребляла наркотики, - ребёнок рождается преждевременно, он слаб и некрасив, и первый день на этом свете у него начинается с болезней, которые станут его неразлучными спутниками до последнего дня его жизни. А какова же роль отца в формировании энергопотенциала ребёнка? Пока ребёнок находится в утробе матери, папино слово оказывается первым которое он слышит. В его семени заложен код, в котором запрограммированы базовый энергопотенциал ребёнка и опыт, который, как принято говорить, передаётся по наследству. От папы – код; от мамы – шифр. И чем совершеннее будет программа, закодированная в семени (а это зависит от энергопотенциала отца и его образа жизни), чем точнее в маминой яйцеклетке эта программа будет расшифрована (а это зависит от энергопотенциала мамы и её образа жизни), – тем удачней будет новорожденный.

Каким же будет базовый энергопотенциал ребёнка? Не меньше, чем у папы (при нормальной расшифровке), и, во всех случаях жизни, больше, чем у мамы. Не меньше, чем у папы – значит, может быть больше? За счёт чего?

Код не идеален: он всего лишь отпечаток энергопотенциала папы на данный момент; какие-то функциональные дефекты энергопотенциала оставят на нём след. К счастью, им вовсе не обязательно перейти к ребёнку. Природа мудрей человека, у неё всегда есть, как минимум, одна запасная линия обороны, в данном случае – код энергопотенциала мамы. При расшифровке отцовского код мамы пассивен, но пассивен лишь до тех пор, пока не наталкивается на дефект, – тогда в дело идут соответствующие элементы материнского кода. Если всё нормально у обоих родителей – ребёнок должен уйти дальше, чем они. Если получается наоборот, слабая ветка засыхает. Это закон природы.

Наш базовый энергопотенциал начинается с клетки. Если родители были здоровы, если беременность протекала нормально – каждая клеточка новорожденного находится в состоянии гармонии, а потому несёт в себе максимально возможный энергопотенциал:

  • Тело новорождённого находится в состоянии гармонии – и потому базовый энергопотенциал обеспечивает их развитие и функционирование без потерь;
  • Тело новорожденного находится в состоянии гармонии – и потому его базовый энергопотенциал может жить в окружающем энергетическом океане не рассеиваясь.

А откуда берётся энергия, обеспечивающая и здоровье, и бодрость, и работоспособность, и ясный ум? От мамы. Как в год, как в пять лет – так и в сто. Рождённые дети имеют только базовый энергопотенциал, который достался им от мамы, но стоит им сделать первое движение, первый крик, они начинают накапливать оперативный энергопотенциал.

В раннем детстве (до 3-4 лет) оперативный энергопотенциал идёт на создание минимально необходимого защитного поля и на строительство тела.

С 4 до 8 лет жизни основное русло растущего оперативного энергопотенциала передвигается на формирование процессов мышления.

С 8 до 12 лет растущий оперативный энергопотенциал начинает формировать задачи вокруг себя. И только если рост оперативного энергопотенциала не прекратился, то к 13 годам из ребёнка получается творческая личность – созидатель.

Природное призвание человеческой души – созидать. Что же толкает человека на созидание, на творчество? Духовность! Духовность, счастье, свобода, покой – это вершина человеческой жизни. Они достижимы лишь огромным трудом, огромным терпением и самоограничением. Но они стоят этой цены, потому что, даже однажды побывав на этих вершинах, человек осознаёт, что жил не зря.

Душа немыслима без энергопотенциала, потому что без него её просто нет (чувство нечем наполнить, память нечем оживить, совесть нечем очертить). Душа немыслима без критичности, потому что именно критичность превращает говорящее животное в человека, а значит, пробуждает в душе потребность творить.

Как же помочь ребёнку научиться творить? Что могут для этого сделать педагоги и родители? Как музыка способствует развитию творчества?

Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его понимания, близкую и интересную по тематике, а также музыку, рассчитанную на взрослых, поэтому весь процесс музыкального воспитания и, в частности, слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки, что, в свою очередь, невозможно без систематического музыкально-слухового развития ребёнка.

Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведённых исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и, таким образом, эмоциональный опыт прошлых поколений передаётся последующим.

Жизнь современного ребёнка подчинена очень жёсткому графику. С самого утра ребёнка поднимают, кормят, одевают, ведут в детский сад, в котором он находится целый день до вечера. Постоянный режим и невозможность уединиться от коллектива очень рано истощают психику ребёнка, приводя его к болезням нервной системы. Поэтому так важно со стороны педагогов и родителей создать ребёнку нишу для отдыха среди бесконечной жизненной суеты. Изучая работы современных психологов и психотерапевтов понимаешь, что классическая музыка, как нельзя лучше, подходит для снятия стрессовых ситуаций и нормализации психического состояния человека. Богатая по содержанию и профессионально исполненная симфоническим оркестром, классическая музыка приносит умиротворение и покой, ощущение гармонии с окружающим. Так, доказано, что некоторые из классических произведений влияют на человека следующим образом:

Расслабляющее воздействие

  1. П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Баркаролла».
  2. К. Сен-Санс «Лебедь»
  3. С.В. Рахманинов «Ноктюрн» Фа мажор, «Ноктюрн» Ре-бемоль и другие.

Снятие подавленного угнетённого состояния

  1. Ф. Шуберт «Аве-Мария»
  2. Л.В. Бетховен «К радости»
  3. Ф. Шопен «Прелюдия» До минор
  4. Х. Глюк «Мелодия» и другие.

Бодрое радостное настроение от произведений

  1. Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра»
  2. Ф. Лист «Финал Венгерской рапсодии» № 6, № 10, № 11, № 12.
  3. К. Монти – «Чародеи» и другие.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Богатство и красота родной природы, запечатлённые в произведениях искусства, – прекрасное средство воспитания детской души, поэтому уже в младшей группе, и даже в яслях, можно слушать небольшие произведения о природе и временах года таких композиторов, как П.И. Чайковский (Альбом «Времена года»), С.С. Прокофьев (вариации фей из времён года из балета «Золушка»), Г.В. Свиридов (музыка к кинофильму «Метель»).

Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности.

Как же научить ребёнка 3-4 лет слушать непрерывно звучащую музыку устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течение 5-7 минут.

Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния. Как организовать прослушивание? Заранее приготовить магнитофон и кассету с записью. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко. Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и, чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласив ребёнка слушать музыку, можно позвать так же кого-нибудь из членов семьи. И детям, и взрослым лучше слушать музыку сидя. По возможности объясните ребёнку, о чём рассказывает эта музыка. Для прослушивания музыки, выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня, когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует. Лучше всего после завтрака или после дневного сна. Чтобы дети постепенно привыкли к классической музыке, можно в течение всего дня на короткие промежутки времени включать классическую музыку, занимаясь при этом своими домашними делами.

  1. П.И. Чайковский: альбом «Времена года», «Детский альбом», фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие пьесы.
  2. М.И. Глинка: пьесы для детей, фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»,
  3. Бородин; «Богатырская симфония», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
  4. Н.А. Римский-Корсаков: фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», сюита «Шахерезада».
  5. К. Сен-Санс: альбом «Карнавал животных».
  6. А. Вивальди: альбом «Времена года», концерты .
  7. Г.В. Свиридов – музыка к кинофильму «Метель».
  8. М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки», вступление к опере «Хованщина» (Рассвет на Москве-реке).
  9. С.С. Прокофьев: музыкальная сюита «Петя и волк».
  10. Э. Григ: фрагменты из сюиты «Пер-Гюнт » («Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Танец эльфов», «Утро»).
  11. И.С. Бах « Бранденбургские концерты»
  12. Ф. Шопен: вальсы, ноктюрны.
  13. Ф. Шуберт: «Аве-Мария», ноктюрны.
  14. Д.Д. Шостакович: альбом «Танцы кукол»
  15. И. Штраус вальсы
  16. Л.В. Бетховен : «Лунная соната», «Патетическая соната», «Апоссионата».

Другой способ общения с музыкой – это активный. Движение под музыку напрямую способствует физическому развитию детей. Вспомним, как улучшается осанка ребёнка, когда он шагает под звуки марша, каким полётным становится его бег под лёгкую, акцентированную пьесу. Активизируя деятельность всего организма, музыка повышает жизненный тонус, как бы управляя настроением ребёнка. У детей появляется стремление к самостоятельным поискам, радостное ощущение того, что и они могут выполнить что-то важное, красивое и полезное, как-то по-особому выразить свои чувства. Для этого очень важно настроить ребёнка. Например , можно поиграть с ребёнком, пригласив его под марш отправиться в гости к сказке, предупредив, что попасть туда можно только внимательно слушая музыку и смело, шагая по волшебной дороге вперёд навстречу приключениям». И можете поставить марш, например, из балета «Щелкунчик». Ребёнок с радостью отправится вместе с вами. А кого вы повстречаете в этой сказке, зависит от того, что вы хотели послушать со своим ребёнком. В пути может пойти дождь, и вы дадите ребёнку ленточки, чтобы показать, как льётся дождик и падают капли. Представив, что вы на цветочном лугу, дайте ребёнку в руки цветы и покажите, как радуются и танцуют цветы от встречи с вами («Вальс цветов» П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик »). В пути вы можете повстречать зверей или сказочных героев. Это зависит от музыки, которая у вас имеется, от вашего желания и фантазии. Придумывайте свои музыкально-сказочные путешествия вместе с ребёнком, дети любят сказки и с радостью откликнутся на ваши предложения.

Музыкальное развитие ребёнка идёт от простого к сложному: от непроизвольных откликов на музыку - к эстетическому отношению к ней, от импульсных стремлений петь, ритмически двигаться – к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений в связи с восприятием музыкальных звуков – к эмоциональному и сознательному слушанию музыки.

Человек, входящий в мир музыки, и затем выходящий из него, становится, по своему психологическому состоянию, качественно другим: успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким человеком. Научитесь сами любить и слушать музыку, научите своих детей слушать и любить музыку, и она раскрасит вашу жизнь чудесными красками, наполнит вашу душу прекрасными звуками, и вы поймёте, что жизнь прекрасна!

М.А.Булыгина

музыкальный руководитель,