Стробыкина игры и упражнения для самых маленьких. Татьяна стробыкина - игры и упражнения для самых маленьких

Некоторые родители иногда боятся даже лишний раз взять свое чадо на руки. Это продиктовано безотчетным страхом причинить своему ребенку боль и установкой на то, что он очень хрупок.

Но поверьте, если ваш малыш выдержал роды с их сжатием и давлением, то гимнастика не станет для него непомерной нагрузкой.

Напротив, физические упражнения только помогут новорожденному реабилитироваться после этого нелегкого испытания. Поэтому еще раз оговоримся: малышам гимнастика очень и очень полезна.. .

В чем польза гимнастики для новорожденного?

Находясь в утробе матери, малыш постоянно выравнивал положение своего тела относительно положения тела мамы. А в условиях гравитации управление своим телом для него — занятие непривычное, и на первый взгляд может показаться, что у малыша нарушена координация движений. Хотя даже космонавту после трех месяцев пребывания в космосе приходится заново учиться ходить по земле и попадать ложкой в рот. И это при том, что мозг его уже давно сформировался. У новорожденного же мозг сформировался только 30%, и даже по достижении годовалого возраста эта цифра не достигает ста, составляя лишь 70%. Другими словами, период от зачатия до года, к окончанию которого маленький человек уже готов ходить и говорить, — самый интенсивный в процессе роста мозга. В это время у малыша активно развиваются те отделы мозга, которые отвечают за движение и восприятие. И лишь потом, после созревания этих так называемых древних отделов мозга, начинается развитие коры больших полушарий и, соответственно, интеллекта.

Именно поэтому в младенческом возрасте движение имеет первостепенное значение для развития ребенка. Недаром грудные африканские аборигены, до девяти месяцев свободно барахтающиеся в самодельном тканевом при-способлении для ношения ребенка, значительно опережают в развитии своих европейских сверстников, которые большую часть времени пассивно лежат в кроватках. Во время занятий гимнастикой малыш получает температурные и тактильные сигналы, необходимую мышечную нагрузку, развивается его вестибулярный аппарат, улучшаются координация движений, работа внутренних органов, укрепляются суставы.

Кому лучше доверить занятия гимнастикой с малышом?

Безусловно, идеальным вариантом является инструктор, который обучит родителей правилам проведения статической и динамической гимнастики, а малыша — навыку держаться на воде и плавать. Ведь с помощью гимнастики грамотный специалист способен даже скорректировать ряд отклонений: различные асимметрии, косолапие, пупочную грыжу и т.д. К тому же, бесспорно, при освоении некоторых упражнении родителям малыша без помощи инструктора не обойтись. Но многие полезные навыки молодые мама и папа вполне в состоянии освоить самостоятельно.

➢ И. п. малыша — лежа на спине. Сгибая в колене по очереди правую и левую ножки малыша, подводите их к груди и с небольшим усилием нажимайте его коленями и бедрами на животик, таким образом массируя его.

➢ И. п. — то же. Подведите оба колена малыша к груди и разведите их в стороны, задержав на короткое время в крайнем положении. И. п. — то же. Одной рукой взяв выпрямленные ножки малыша за голени, поднимите их вертикально, затем опустите их в сторону, свободной рукой при этом придерживая противоположное движению плечо.

➢ И. п. — то же. Двумя руками возьмите малыша за прямые ножки, поднимите их вер-тикально, а затем опустите к его голове.

➢ И. п. — то же. Удерживая одной рукой в вертикальном положении выпрямленные ножки малыша, другой возьмите его за правую ручку и немного потяните ее на себя и к центру тела, одновременно опуская ножки за одноименное плечо. С левой ручкой сделайте то же самое.

➢ И. п. — то же. Возьмите одной рукой ножку малыша, согнутую в колене, другой — противоположную ей ручку, соедините их так, чтобы колено коснулось локтя малыша. Повторите то же самое и с другой ножкой и ручкой.

➢ И. п. — то же. Возьмите малыша за прямые ручки и разведите их в стороны до касания поверхности, на которой он лежит. Затем сведите ручки так, чтобы малыш себя крепко обнял.

➢ И. п. — то же, руки вдоль туловища. Поочередно поднимайте ручки малыша вверх, прилагая легкое растягивающее усилие. Если малыш сильно зажимает руки в локтях, выпрямлять их не обязательно.

➢ И. п. — то же. Потяните малыша за поднятую ручку вверх и вытянутую одноименную ножку вниз. Другой вариант — диагональная растяжка.

➢ И. п. — то же. Согните ножки малыша в ко-ленях, поставив стопы у ягодиц на ширине плеч. Поочередно уложите каждую голень на плоскость, опуская колено к противоположной стопе. Вторая нога стоит неподвижно.

➢ И.п — лежа на животе. Правую ножку со-гните в колене так, чтобы пятка касалась ягодицы. Бедро слегка отводится в сторону перпендикулярно туловищу. Свободной рукой придерживайте малыша за плечи.

➢ И. п. — то же. Согните ручки малыша в локтях и разведите их в стороны так, чтобы они оказались перпендикулярны туловищу. Кисти рук лежат в области шеи. Приподнимайте верхнюю часть тела, держа малыша под руки.

➢ И. п. — малыш прижимается спиной к вашей груди. Ножки ребенка складываются стопа к стопе, прижаты к туловищу и направлены носками вверх. Одной ладонью поддерживайте ягодицы и ножки малыша, а второй ладонью придерживайте его под грудь, оставляя его ручки свободными. Это для него поза отдыха и спокойствия, близкая к внутриутробному состоянию. Она помогает успокоить малыша и поэтому должна стать завершающим этапом занятий. Приведенный комплекс подходит для большинства здоровых грудных детей, но все же лучше предварительно проконсультироваться с педиатром.

Какие правила следует соблюдать, делая «зарядку» с малышом?

❧ Занятия должны проводиться при достаточном доступе воздуха, в предварительно проветренном помещении, а в жаркое время года — утром, когда еще прохладно и малыш не рискует перегреться.

❧ Если малыш заболел, отмените занятия, пока он не выздоровеет. То же самое рекомендуется, если малыш расстроен или плачет. Занятия в таком состоянии не принесут ни радости, ни пользы.

❧ Гимнастикой не стоит заниматься, когда малыш голоден или только-только поел, хочет спать или совсем недавно проснулся.

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по-другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Движения рук: ручки преимущественно сжаты в кулак, он разжимает их постепенно. Хватательный рефлекс по-разному выражен. Большинство малышей не могут «найти» свои ручки до тех пор, пока не начнут их разжимать, хотя некоторые из них с первых дней сосут пальцы.

До возраста шести недель младенец инстинктивно не знает, где его руки, он находит их сначала с помощью осязания, потом с помощью зрения. При этом на первых порах он обращается со своей рукой, как с любым другим объектом хватания.

Зрение: до двух месяцев происходит развитие первой формы общения - зрительного. К концу этого периода ребенок хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями. Острота зрения младенца достигает уровня взрослого человека лишь к концу первого года жизни.

В первую неделю жизни ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете. Должно быть сужение зрачка при освещении. Считается, что острота зрения новорожденного рассчитана на фиксацию и опознание материнского лица во время кормления грудью: лучше всего он воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Все, что находится ближе или дальше этого расстояния, кажется ему расплывчатым.

В возрасте около 18–20 дней новорожденный ребенок фиксирует взглядом неподвижный предмет (лицо взрослого) на расстоянии 40–50 см в течение 5-10 секунд.

Слух: первые реакции на звуки примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже - замирание. Отличает голос матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, так же как и зрение, функционирует уже у семимесячного плода). Знакомый голос матери равнозначен безопасности. В возрасте трех недель ребенок прислушивается к звукам. Успокаивается при сильном звуке.

Развитие речи: считается, что оно начинается с крика, когда малыш в ответ на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль) и снаружи (свет, громкие звуки, касание), сигнализирует различными голосовыми модуляциями. Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому.

Чуть позже, через 18–20 дней после рождения, ребенок в спокойном состоянии произносит звук «а».

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по- другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Движения рук: ручки преимущественно сжаты в кулак, он разжимает их

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по-другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.