Способы оздоровления ребенка летом советы врача. С чего начать оздоровление вашего малыша

В первую очередь это физические упражнения. Выполнять различные упражнения вы можете везде: дома, на прогулке, на детской площадке. Гуляя, вы вместе перешагиваете через камни, лужи или поваленное дерево. На детской или спортивной площадке малыш может ходить по бревну, подниматься по лесенке и спускаться с нее и т. д.

Когда ребенку исполнится два года, с ним можно заниматься утренней гимнастикой. Если вы будете выполнять упражнения вместе с малышом, занятия приобретут для него особую прелесть. Для маленьких детей утренняя гимнастика - средство, тонизирующее все органы и системы. Она помогает ребенку хорошо переносить дневную нагрузку. В утреннюю гимнастику можно включать такие упражнения:

  • ходьба по комнате в течение 1 минуты;
  • подтягивания с прогибами туловища - 3-4 раза;
  • приседания - 3-4 раза;
  • наклоны туловища влево и вправо - по 2-3 раза;
  • бег по комнате - 12-15 секунд;
  • спокойная ходьба в течение одной минуты. Обязательно нужно следить за осанкой ребенка. Двухлетний

ребенок с правильной осанкой голову держит прямо, плечи у него расположены на одном уровне и немного развернуты, грудь немного выдается вперед, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые. Для формирования правильной осанки у детей нужно выполнять упражнения на скамейке, горке, с мячом, обручем, палкой, веревкой.

Огромную пользу детям этого возраста приносят занятия на домашнем спортивном комплексе. Занятия эти необычайно увлекательны, развивают ловкость, сообразительность, укрепляют мышцы.

Условия для занятий физкультурой: хорошо проветренная комната, тихая, ритмичная музыка, отсутствие отвлекающих внимание ребенка предметов и звуков. В теплое время года занятия физкультурой лучше проводить на открытом воздухе. Одежда должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог легко двигаться не перегреваясь.

Очень полезной будет для двухлетнего (и даже полуторалетнего) ребенка езда на маленьком трехколесном велосипеде с педалями на переднем колесе. Во время нее укрепляются мышцы ног, тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, вырабатывается выносливость и координация движений.

Зимой очень полезны катания на санках. Ребенка нужно научить спускаться с небольших пологих горок. Это очень нравится детям. Причем, настолько, что если вы, устав, говорите: "Все! Хватит!", ребенок начинает таскать санки сам. Это упражнение также вырабатывает выносливость, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также формирует такую черту характера, как смелость.

Зимой во время активных игр за ребенком нужно внимательно следить. Если вы заметили, что малыш вспотел, сразу уводите его домой и переоденьте в сухую одежду. Иначе потный, разгоряченный ребенок начнет меньше двигаться и может переохладиться. А это чревато простудой. Поэтому, выходя зимой на улицу, спрогнозируйте - чем вы будете заниматься и где гулять. Зная это, вы можете одеть ребенка соответствующим образом.

Следующий метод оздоровления - закаливание. Закаливание воздухом проводится во время утренней и лечебной гимнастики, когда малыш занимается без верхней одежды или в одних трусиках. Можно использовать следующий прием: одну из комнат проветривают, чтобы температура в ней была 17-18 °С. Ребенок вбегает в нее и возвращается в теплую комнату, и так несколько раз. Полезно, чтобы малыш играл дома в одних колготках и рубашке. Разрешайте ему бегать по квартире босиком. Летом же (на даче или на море) пусть ваш ребенок не обувается или почти не пользуется обувью. Ходьба по траве или по земле является прекрасным средством закаливания и очень эффективным способом профилактики плоскостопия.

Очень хорошим методом закаливания являются водные процедуры. Вот что писал известный в прошлом врач В. Н. Жук о преимуществе крещения в холодной воде: "Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца, развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена. Кожа краснеет и приятна на вид: дитя выглядит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя четыре-шесть недель слабый ребенок неузнаваем".

Водными процедурами некоторые считают обычное купание. Но это лишь малюсенькая толика тех закаливающих водных процедур, которые авторы рекомендуют нам как "осторожное" закаливание детей. В таком закаливании есть серьезные недостатки. Во-первых, перепады температур в этом случае значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10-12 °С, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5-1 °С за 3-6 дней.

Во-вторых, закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин: "На закаливание отводят 5-6 минут, а на изнеживание - остальные 1434 минуты каждые сутки".

В начале второго года жизни к обычным водным процедурам можно добавить ванны для рук. Малыши обычно охотно играют в воде и с водой. Ребенку можно предложить пускать кораблики в тазу или искупать куклу. Первоначальная температура воды (28 °С), постепенно снижается до 20 °С. После процедуры ручки ребенка нужно вытереть насухо.

С полутора лет можно приступить к обливанию ног или ножным ваннам. Эти процедуры проводят после дневного или ночного сна. Исходная температура летом - 30-33 °С, зимой - 33-36 °С. Снижая ее на 2-3 °С в день, через 4-5 дней ее доводят до 20-22 °С. Продолжительность ванны от 1-й до 3-х мин. В этом же возрасте ребенок может принимать душ. Но это сильно возбуждающая процедура, и ее не стоит проводить детям с неустойчивой нервной системой. Таким малышам лучше продолжать влажные обтирания или обливания. Температура воды в душе и при обливании первоначально должна быть 35 °С летом и 36 °С - зимой. Постепенно ее снижают до 25 °С и 28 °С соответственно. Если ваш малыш хорошо переносит душ, можно использовать более сложную смену температур. Например, поставив ребенка под теплый душ, на 3-5 секунд снизить температуру воды до комнатной, а затем снова поднять ее. Постепенно разность температур увеличивают, а их смену доводят до 4-5 раз.

С двух лет ребенок может купаться в водоеме. Это наиболее сильное закаливающее средство. На малыша одновременно действует большая масса воды, солнце и воздух. Начинают купание с кратковременных погружений, затем продолжительность его увеличивают до 2-3-х минут. Рекомендуется, чтобы ребенок двух-трех лет купался не более одного раза в день при температуре воздуха 25-26 °С и температуре воды 25 °С.

Когда ребенок впервые встречается с большой массой воды, он может испугаться. В таком случае не заставляйте его заходить в воду. Лучше постарайтесь преодолеть его страх во время игры. Побегайте с ним по мокрому песку, поиграйте в "догонялки" с волнами, по собирайте камушки и ракушки, приносимые волнами. За это время малыш успокоится и привыкнет к обилию воды. Постепенно он начнет заходить в воду. Сначала по щиколотку, затем глубже.

Как и при других закаливающих процедурах, при первых же признаках переохлаждения купание прекращают и ребенка досуха вытирают махровым полотенцем и одевают.

Некоторые детки легко переносят простудные заболевания и болезни другой природы, а другие не успевают вылечить от одного недуга, как возникает новая напасть. Часто это связано с ослабленным иммунитетом, поэтому родителей очень волнует вопрос, как оздоровить ребенка. Это одна из самых животрепещущих тем, и мы постараемся подробно ее разобрать.

Для начала нужно определиться, действительно ли ваш малыш нуждается в укреплении здоровья. Понять это можно по следующим признакам:

  • ребенок часто более вирусными заболеваниями (более 4 раз в год);
  • период лечения и восстановления длительный и сложный;
  • у малыша часто возникают грибковые инфекции (учитывая, что он не мог подхватить грибок извне);
  • наличие у ребенка аллергических реакций разного рода (чихание, отек Квинке, дерматиты и др.);
  • малыш быстро утомляется при физических нагрузках или долгой прогулке, часто капризничает;
  • неспокойный сон с пробуждениями, трудное засыпание;
  • нередки проблемы с кишечником (диарея или запор).

Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы 2 признака, это значит, что его необходимо оздоровлять. Если же ничего такого не наблюдается, то нижеперечисленные действия все равно не будут лишними, потому что здоровья много не бывает.

Свежий воздух

Очень часто от педиатров можно слышать фразу: «Отвезите ребенка к морю». Почему? Потому что морской воздух очень полезен для детского организма. Также чистым считается воздух в горах, но не все родители могут позволить регулярно отправлять ребенка в санаторные курорты.
Возникает вопрос: где оздоровить ребенка в городских условиях? Найти свежий воздух можно в парке или лесополосе, куда следует вывозить малыша при любой возможности. Многие мамы и папы даже специально переезжают из центра мегаполиса в спальный район, где больше зелени и кислорода. Для часто болеющего ребенка это просто спасательный круг.

Активное движение

Сегодня, когда мир заполонили компьютеры, дети почти перестали проводить время на улице. И это негативно сказывается на здоровье, потому что чем больше ребенок двигается, тем лучше развивается. Запрещать любимые компьютерные игрушки, конечно, не стоит, но нужно постараться заинтересовать малыша активными играми на улице.
Некоторые люди, живущие в одном дворе, договариваются между собой и выходят с детьми гулять (либо отпускают их одних) в оговоренное время. Так, на улице оказывается сразу несколько ребят, которые обязательно придумывают подвижные игры. Вместе же веселей!
Это интересно: По статистике при прохождении детской медицинской комиссии самыми здоровыми оказываются ребята, которые родились и жили в деревне. Именно там идеально сочетаются два условия оздоровления: свежий воздух и активное движение. Причем родителям для этого ничего не надо делать.

Правильное питание

С этим, казалось бы, элементарным аспектом справляются далеко не все родители, покупая детям строго запрещенные врачами чипсы и газировку. Существует множество других лакомств, которые нравятся детям не меньше: йогурты, соки, печенье, фрукты, шоколад.
Вторая ошибка: кормление ребенка полуфабрикатами (котлеты, пельмени, быстрорастворимая лапша). В этих продуктах не то что бы нет пользы, они еще и вредны для нежных детских желудков. В рацион ребенка обязательно должны входить крупы (каши) и супы, овощи и фрукты.

Режим и периодичность

Три перечисленных условия для оздоровления ребенка просты и понятны, даже банальны. Но, к сожалению, часто родители не исполняют даже этих элементарных правил.

Помните, невозможно оздоровить ребенка мгновенно. Это процесс постепенный, поэтому перечисленные аспекты требуют регулярного соблюдения. По сути, это не так сложно: стараться ездить с ребенком на природу, научить его подвижным играм и кормить только здоровой пищей. Со временем все это войдет в привычку, и вы увидите, как малыш окреп и оздоровился.

С чего начать оздоровление вашего малыша

3.8 - Оценок: 89

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Другие интересные статьи:

  • Неадекватное поведение детей. Детские…

Проблема: Нас всех много лет поражала грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного и младшего школьного возраста: каждый 3-й имел отклонения в физическом развитии. А сейчас положение еще более ухудшилось: 50 - 80% детей в группах дошкольных учреждений нездоровы. Конечно, причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них - незначительное внимание взрослых к здоровью ребенка. То есть мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает, а в постоянной повседневности не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятель­ности. Мы сегодня не будем рассматривать модные но­вовведения. Они недостаточно проверены, их может рекомендовать лишь лечащий врач, знающий тою или иного малыша. Но считаем, что стоит обратить на них внима­ние и в дальнейшем изучить в специальной литературе.

1. Босохождение по земле, покрытой инеем, а затем по снегу;

2. Обливание водой на свежем воздухе;

3. Использование сауны;

4. Контрастный душ;

5. Использование замороженного полотенца для ходьбы;

6. Проведение релаксации и медитации;

7. Индивидуальный подход к ребенку, обеспе­чение щадящего режима в период магнитных бурь и т.д.

Решение проблемы. А мы видим оздоровление ребенка в реализации нижеследующих задач:

Необходимые условия. Сюда входит многое. Так, доктор медицинских наук Ю. Змоновский справедливо утверждает, что главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, надо постоянно сопоставлять температуру и одежду, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела малышей. Далее, важно создать детям условия для сна и приема пищи. К примеру, очень часто ребенок ест за общим взрослым столом, а в это время ноги не достают пола примерно на 30 - 50 см. Посадим сами себя в такое же положение каждый день. Кстати, это является одной из причин капризов детей. Очень важны для здо­ровья детей музыкотерапия и запахотерапия - как необходимые компоненты в создании фона, той обстановки, где ребенок живет.

Диагностика. На второе место мы бы поставили диагностику здоровья вашего ребенка. Не случайно существует славянская поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Мы мало, очень мало знаем о здоровье нашего малыша. Значит, периодически нам нужны заключения узких специалистов: как обстоит, к примеру, проблема развития слуха, зрения, деятельность кишечника, печени, как идет полоадекватное формирование и пр. Только диагностические данные обеспечат верный индивидуальный подход в семье.

Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено воспитателями детских садов - самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Наверное потому, что в субботу и в воскресенье ребята отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых: поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) укладываются спать. И мы еще удивляемся, почему же они так капризны - а потому, что нарушается весь устоявшийся стереотип детского организма.

Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику. С самых малых лет (с 2 и ранее) полезно приобщать детей к гимнастике в игровом плане. Вот несколько имитаций-подражаний для детей 3 - 4 лет:

1. «Киска потягивается» - поднимание рук вверх, вперед, вниз. Ноги чуть расставлены, руки с мячом опу­щены, подняться на носки, поднять руки, потянуться, посмотреть на поднятый МЯЧ, вернуться в исходное поло­жение, выдохнуть «п-ф-ф-ф» (6 раз).

2. «Где мышки?» - повороты в стороны. Стоя на коленях, спереди руками опереться на мяч. Один-два раза скатить мяч вправо, влево, посмотреть на него, сказать «мяу», вернуться в исходное положение (по три раза в каждую сторону, темп умеренный).

3. «Киска сердится» - прогибание спины. Стоя на коленях, спереди руками опереться на мяч, выгнуть спину, корпус чуть впереди, сказать «фур-р-р» и вернуться в исходное положение (6 раз).

4. «Острые коготки» - переступание с ноги на ногу с активным движением пальцев ног (лучше выполнять босиком). Исходное положение. Ноги вместе, руки с мячом над головой. Один, два, три, четыре - переступаем вправо. Энергично делаем загребающие движения пальцами ног. Пять-шесть - исходное положение (три раза в другую сторону).

5. «Догони хвостик» - бег вокруг мяча вправо и влево. «Дети-котята» катят мяч по земле, обводя его змейкой между пятью предметами, стоящими на расстоянии одного метра один от другого.

Уже в более старшем возрасте (5 и более лет) утренняя гимнастика проводится в виде ритмики, аэробики.

Прогулки. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок дошкольного возраста выполняет вдень 6 -13 тысяч движений. Причем замечено, что если меньше 6 тысяч, то наступает детский дискомфорт. В условиях гиподинамии, ограниченности двигательной деятельности малыш хуже развивается, капризничает. Существует неписаное правило - обеспечить дошкольнику двигательный комфорт, лучше на свежем воздухе. В ненастную погоду - ливень, снегопад, сильный мороз - дети, как правило, остаются дома, лишаясь кислорода, общения на прогулке. В этой связи сожалеем, что редко используются семьями так называемые «комнатные прогулки». Советуем их проводить так: всем тепло полуодеться (шерстяные носки, спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 - 40 мин. активно двигаться, весело играть. А на обычных прогулках практиковать сюрпризы, соревнования, походы для того, чтобы ваш малыш не только деятельно двигался, но и веселился. На каждодневной прогулке рекомен­дуем использовать бег, как универсальное средство ук­репления здоровья. Облюбуйте себе «дорожку здоровья», посоветуйтесь с детским врачом, оденьте своего ребенка и обуйте соответственно, но придерживайтесь, пожалуйста, следующего регламента. Начинать бегать нужно с 1 минуты и доводить до 3,5 минут детям 4 - 5 лет, а шестилетки могут начинать бегать с 1 минуты до 12 минут (речь идет о здоровых детях). Бег советуем начинать с разминки и заканчивать постепенно.

Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Это может быть «лапта», «классики», «третий лишний», «кот и мыши». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих рядом пап и мам, дедушек и бабушек. Думается, мы не в полной мере оцениваем зарубежные подвижные игры, которые могут быть полезны своей новизной и оригинальностью. В качестве примера приведем 3 за­рубежных игры. Возможно, они вам придутся по вкусу.

Японские салки

(Эту игру очень любят японские ребята)

Игроков может быть сколько угодно, но самое малое четверо. Тот, кто водит, преследует-догоняет остальных игроков. Если он коснется кого-то из них, тот начинает водить. Однако новому водящему будет намного труднее, чем первому, поскольку он должен бегать за другими, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся предыдущий водящий - пусть это будет или рука, или нога...

Именно так, не отрывая руки от «засаленного» места, он обязан догнать кого-либо другого. Лишь в этом случае он освобождается.

Если играет большое число детей, можно выбрать несколько водящих.

Буйволы в загоне

(Африканская игра)

Игроки становятся в большой круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят внутри круга. Те, кто стоит в кругу, - буйволы. Их задача - вырваться из круга они с разбегу стараются разорвать руки загона. При этом собственные руки они обязаны держать поднятыми вверх, то есть разрывать загон они должны только с помощью тела, используя лишь силу разбега.

Если не удалось прорваться в одном месте, буйволы стараются сделать это в другом. Когда же в конце концов это им удалось, буйволами становятся те игроки, которые не смогли сдержать буйволов.

Поймай за хвост дракона

(Китайская игра)

В игре участвует не менее десяти человек. Они выстраиваются друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо того, кто стоит впереди. Тот, кто стоит впереди всех, - самый первый в шеренге, - и есть голова дракона. Последний - его хвост.

Голова дракона старается поймать свой хвост. Шеренга пребывает в постоянном движении, «тело» дракона послушно движется за головой, а голова старается ухватить последнего игрока, то есть собственный хвост.

Если голове удастся ухватить себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед и становится головой, а хвостом становится игрок, который был в шеренге предпоследним.

Вот какие веселые и забавные игры!

А чтобы вам без споров выбрать водящего, предлагаю считалку:

Аза, дваза,

Триза, риза,

Чучик, бучик.

Жита, рита,

Девир, пастер,

На кого выпадет слово «Фью», тот и водит! Играйте - сил набирайтесь!

Есть игры, которые не требуют большой площади и могут быть проведены в домашней обстановке.

Домашний теннис

На пол кладут детский пластмассовый обруч или чертят круг диаметром 50 см. Соревнуются как в теннисе, 2 игрока, которые встают напротив друг друга в шаге (полутора шагах) от обруча. У одного из них (п. жребию) теннисный мяч. Подбросив одной рукой мяч, игрок ладонью другой руки посылает его в обруч, чтобы мяч отскочил к стоящему напротив. Тот, также ладонью, отбивает его обратно. и т.д. Перекидка длится до тех пор, пока один из членов семейного поединка не совершит одну из следующих ошибок: пошлет мяч мимо обруча, не сумеет правильно отбить посланный ему мяч, задержит мяч в руке, т.е. поймает его, а затем бросит. Ошибкой считается и слишком сильный, не рассчитанный удар в обруч, после которого мяч почти вертикально поднимается над головой соперника. Совершивший одну из таких ошибок получает штрафное очко. Набравший 5 штрафных очков уступает место другому участнику семейного соревнования.

Выражаясь спортивным языком, эта игра связана с бегом по виражу. На середину комнаты ставят стол, освобождая вокруг место, а члены семьи, желающие получить приз (например, конфету, лежащую в центре стола), встают вокруг него на одинаковом расстоянии друг от друга.

Один из членов семьи, не принимающий участия в игре, кладет на стол фигурки от шахмат, шашки, кубики или другие одинаковые предметы. Однако их должно быть на единицу меньше, чем участников соревнования. По сигналу ведущего. «Марш!» все идут (или бегут) вправо. вокруг стола, не касаясь его. По сигналу ведущего «Кругом!» игроки изменяют направление движения. Через 20-30 секунд руководитель дает свисток или громко произносит: «Взять!» По этой команде каждый старается схватить один из предметов. Ясно, что кому-то одному предмет не достанется. Игра продолжается да тех пор, пока останется два участника. Со стола снимают последний предмет, оставляя лишь конфету, которая и достается тому, кто сумеет ее взять.

Вокруг стульев (Спринтеры)

В середине комнаты ставят три стула вплотную один к другому. Важно, чтобы крайние стулья располагались спиной друг к другу. На них садятся два участника. Между ножками стульев на пол кладут детскую скакалку так, чтобы ее ручки выступали за пределы крайних стульев.

По сигналу «Марш!» оба участника поднимаются со своего стула и бегут влево к стулу соперника, обегают его, и, не останавливаясь, снова делают вираж вокруг своего стула и стула соперника. Только после этого нужно сесть на свой стул и дернуть за ручку скакалки так, чтобы ее не успел взять второй участник поединка. Выигравший забег соревнуется со следующим или ждет соперника, которым может быть победитель следующего семейного забега.

Перед началом соревнования в беге участники распределяются по силам, тогда интереснее будет проходить домашнее первенство, особенно его финал.

Вместо скакалки можно использовать обычную верев­ку, но в любом случае важна соблюдать два правила: обегая стулья, не хвататься за них руками и не дергать за веревочку, пока не сел на свой стул. Стул, стоящий посередине, не дает крайним стульям сдвигаться с места.

Гимнасты

Участники игры тянут жребий: кому какой номер достанется. Если, например, участников игры пятеро, то и цифры разыгрываются от 1 до 5.

Один игрок выходит на середину комнаты и показывает два разных движения (например, руки в стороны и наклон, вперед). Затем второй игрок занимает его место и тоже показывает два движения (например, руки вперед и прыжок на месте). После этого на середину выходит третий номер и то же демонстрирует два движения, непохожих на прежние. Когда последний продемонстрирует свои движения, игра не останавливается. Ее снова продолжает первый номер и т. д. Если одно из упражнений уже было выполнено, игрок получает штрафное очко. После второй ошибки участник семейного соревнования выбывает из игры. В итоге спор за звание « лучшего гимнаста» решается между двумя членами семьи, лучше запомнившими выполнение упражнения.

Пантомима. Немаловажную роль в развитии двигательной активности детей играет пантомима.

Упражнения выполняются как загадки в движениях.

Предлагаем ее примеры в разрезе возраста.

Дети 4-х лет могут показать:

На лугу. На лугу цветок. Кто прилетел к цветку? (Возле цветка собираются муха, пчела, бабочка, жук, светлячок).

Плечи говорят: – «я горжусь»

Палец говорит: - «Иди сюда»

Голова говорит: - «Да! Нет!»

Дети 5 - 6 лет проделывают следующее:

Лесная полянка. Мимические загадки, отгадывают зрители. К терему прибегают разные звери, петух кукарекает, мышка бежит, медведь переваливается, лисица крадется.

Различная ходьба. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, торопится женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок и т.д.

Вырвем репку . С помощью мимики и жестов воспроизвести сказку «Репка» (без слов), только тихо звучит соответствующая музыка.

Погода. Показать, что ты чувствуешь, когда:

На дворе очень холодно;

Идет теплый дождь и можно гулять под ним;

Светит солнце и очень жарко (показывают одни, а объясняют другие).

Покажи:

Ходьбу человека, который о чем-то размышляет;

Ходьбу человека, который чему-то радуется;

Ходьбу человека, который переходит по узкому мостику, а крутом вода.

Три медведя.

Показать, как:

Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка собирают ягоды;

Три медведя возвращаются домой;

Что они сделали, увидев съеденную кашу и скомканную постель.

Аналогично можно через пантомиму показать сказку «Три поросенка».

Кто я? Показать, как:

Мать баюкает ребенка;

Действия повара, швеи, столяра, доярки, птичницы, почтальона

Дружные зверята .

Показать проявления одинаковых чувств у различных зверей:

Грустного зайца пришли утешать медведь, волк, еж, лягушка, петух;

Радуются звери (лягушка, мышка, петух, заяц, еж) победе над сильными и злыми волками, медведями, ли­сицей;

Показать зверей, которые заблудились в лесу.

Профессии. Воспитатель предлагает показать в движениях и действиях людей различных профессий:

Библиотекаря;

Учителя;

Капитана теплохода;

Тракториста;

Милиционера.

Зимние развлечения. Показ отдельных сценок:

- «Играю в снежки»;

- «Снег попал за воротник, к шее»;

- «Снежок больно ударил по ноге»;

- «Катаю большой снежный ком;

- «Иду на лыжах»;

- «Катаюсь на коньках»;

- «Расчищаю дорожку от снега»;

- «Везу санки с малышом».

Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику по казать свои эмоции, что ребенок чувствует, когда он

увидит, что:

Щенок повредил себе ногу;

Навстречу бежит большой пес;

Если в жаркий день искупаться в речке;

Сильный бьет слабого.

Кроме двигательной активности, пантомима помогает входить в игровой образ, развивает воображение, положительные эмоции, воспитывает пластичность детского тела.

Спортивные игры. С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста? Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5 - 6 лет (и даже более раннего возраста). К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных досугов для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Бытует еще среди родителей мнение, будто игра с шайбой и клюшкой сложна и может привести к травмам и ушибам. К сведению, в Канаде существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполняется 3 года, а к 5-6 годам он уже «заправский» хоккеист. для тех семей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего малыша, небезынтересно будет узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.

Дети, как пищу, должны с самых ранних лет иметь свой спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона, настольного тенниса, малого тенниса, мячи, кегли, городки, шашки, шахматы и т.д. А теперь, уважаемые родители, позвольте дать вам ряд конкретных советов специалистов в разрезе каждой спортивной игры.

1. Начинать учить скольжению детей с 3-4 лет.

2. Вначале с поддержкой взрослого.

3. Скользить дети будут вначале по прямой дорожке, затем переходят на накатанную.

4. Детям 6 лет можно разрешать скатываться с деревянных горок.

5. Не следует разрешать детям кататься на ледяных горках более 20-30 минут.

Катание на санках.

1. Санки входят в обиход уже с 3-х лет.

3. Если на санках находится двое детей, то управляет сидящий сзади.

4. Разнообразные катания с горок можно, съезжая с горки, попадать снежком в горизонтальную цель или доставать до какого-либо предмета.

Ходьба на лыжах.

1. Обучение можно начинать с 2 - 3 лет.

2. Вначале учат устойчиво стоять на лыжах.

3. Начальный этап - обучение ступающему шагу.

4. Одновременно обучайте правильно делать вдох-выдох

5. Палки следует ставить в снег на расстояние 8-10 см от лыжи под небольшим наклоном.

6. Важно обучить способам торможения: обе лыжи ставятся носками вместе, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи помещаются на внутреннее ребро.

Катание на коньках.

1. Катание начинается не ранее 5 лет.

2. Лучше прикручивать коньки не к валенкам, а к ботинкам.

3. Важно своевременно натачивать коньки.

4. Первоначально катание на коньках не должно занимать более 10 минут и не чаще 3-х раз в неделю.

Хоккей с шайбой.

1. Мальчики должны начинать играть с 5 - 6 лет.

2. В первое время игра проходит без коньков.

3. Клюшка для дошкольника должна доходить ему до подбородка.

4. Каток для игры может быть размером 10 х 10 м и обнесен 50-сантиметровым снежным валом.

5. Хоккей - игра коллективная. Она, как правило, хорошо сплачивает сверстников.

Шахматы . Цепкая память и любознательность дошкольников позволяют увлечь их игрой в шахматы.

1. Обучение надо начинать с 5 - 6 лет.

2. Метод обучения - только игровой.

3. для обучения лучше приобрести шахматы с размером доски 40 х 40см.

4. Не очень часто, но нарочно проигрывайте ребенку. Не приучайте его к легким победам.

5. После игры разбирайте со своим ребенком ошибки и просчеты.

Роликовые коньки.

2. Вначале приобретите 4-роликовые коньки – они более устойчивы, а затем переходите на двухроликовые.

3. Длительность катания: 10 - 15 минут, 2 - 3 раза в неделю.

Велосипеды.

1. На 3-колесном велосипеде малышам можно начинать кататься с 2 - 3 лет, на самокатах и 2-колесном велосипеде с 4 - 5 лет.

2. Познакомьте дошкольников со всеми частями велосипеда.

3. Важно подогнать сиденье под рост ребенка.

4. Вначале езда на велосипеде не должна превышать 5 минут.

5. Научите ребенка держать равновесие, особенно при поворотах (при повороте влево тело отклоняется вправо и наоборот).

Бадминтон.

1. 5 - 6 лет - наиболее подходящий возраст для обучения игре в бадминтон.

2.-вес ракетки для малыша не должен превышать 135 г, длина - 46 см, длина обода - 26 см, его ширина - 14,5 см.

3. Игра в бадминтон длится, как правило, 20 – 30 минут.

Городки.

1. Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более 2-х партий подряд.

2. В зависимости от возраста детей длина городков может составлять 10, 12, 14 см, а бит 40, 45 и 50 см, соответственно вес 400, 430, 450 г. Сечение бит и город­ков соответственно 3, 4 и 5 см.

3. Городошные квадраты (в зависимости от возраста и подготовленности игроков) делают размером 1 х 1 м, 1,2 х 1,2 м, 1,5 х 1,5 м.

4. Обучая дошкольников игре в городки, не следует придерживаться определенного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.

5. В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрослого.

Малый теннис.

1. Начинать играть в малый теннис можно с 5 лет.

2. Играть можно повсюду, где есть площадка 10 х 5 м или 8 х 4 м.

3. Специальных теннисных ракеток для малышей не бывает, поэтому их можно сделать самостоятельно из 5-7-слойной фанеры или б-8-миллиметровой доски. В палке толщиной 2 - 2,5 см, шириной 3 - 3,5 см и длиной 20 см выпиливается с одного конца - ровно посередине - уг­лубление, в которое вставляют фанеру или дощечку, имеющую соответствующий отросток длиной 4 - 5 см, концы палки заостряют и сажают на клей.

5. Продолжительность игры - 20 - 30 минут.

Малый баскетбол.

1. Малый баскетбол вполне доступен детям 6 - 7 лет.

2. Дошкольники играют на площадке вдвое меньше по сравнению со взрослой, длина - 13 м, ширина - 7 м.

3. Сетка баскетбольной корзины укорачивается до 30 - 40 см.

4. Для игры вполне пригодны большие детские резиновые и синтетические мячи, а также волейбольные мячи окружностью 40 - 50 см, весом 300 - 350 г, обладающие хорошим отскоком.

Плавание.

1. Приучать к воде можно малышей в возрасте 1,5 - 2 лет.

2. Прежде чем приступить к занятиям в воде, приучите малышей обтираться по пояс теплой, а затем холодной водой.

3. Для занятий нужно подыскать водоем с чистой водой, ровным и плотным песчаным дном, постепенно понижающимся до 90 см. Скорость течения не должна превышать 10 м в минуту.

4. Первые занятия длятся всего несколько минут.

5. Ребенок 4 - 6 лет может находиться в воде от 3 до 15 минут.

Гребля на лодке.

1. Данный вид спортивных игр доступен детям 6-7 лет.

2. Не прыгайте сами и не разрешайте детям прыгать в воду с лодки.

3. Желательно, чтобы весла были облегченными. Если этого сделать невозможно, то хотя бы сделайте ручку потоньше.

4. Гребля связана с большой физической нагрузкой на организм ребенка. При обучении обязательно давайте ребенку чаще отдыхать.

Отвлекаясь от разговора о спортивных играх, обращаем внимание на следующую деталь в сохранении здоровья малышей - умение близких взрослых увидеть своевременно первые признаки утомления детей. Оно проявляется в вялом поведении, бледности, снижении аппетита, нервозности и т.д. для снятия утомления важен свежий воздух, витамины и смена деятельности. Кроме этого; мы советуем чаще прибегать к физкультминуткам. Особенно хороши и увлекательны для малышей физкультминутки со словами:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 раз)

Дошкольникам нравится выполнять Физкультминутки вместе со взрослыми.

Валеологuя. В заключение остановимся на таком понятии, как валеология. Иными словами, «забочусь о себе сам». Здоровый образ жизни формируется с детства. И мы, близкие, помогаем ребенку с самых ранних лет осваивать следующее:

1. Учим оказывать самому себе первую медицинскую помощь;

2. Даем первые сведения о полезных и вредных растениях;

3. Знакомим с правилами обработки овощей, фруктов и других продуктов питания;

4. Преподносим азы о гигиене жилища, об уходе за одеждой, постелью, своим телом, своим игровым и рабочим уголком;

5. Подводим детей к релаксации и медитации и т.д.

Таким образом, физическая культура - понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья ваших детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как можно оздоровить ребенка дома

Проблема: Нас всех много лет поражала грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного и младшего школьного возраста: каждый 3-й имел отклонения в физическом развитии. А сейчас положение еще более ухудшилось: 50 - 80% детей в группах дошкольных учреждений нездоровы. Конечно, причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них - незначительное внимание взрослых к здоровью ребенка. То есть мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает, а в постоянной повседневности не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности. Мы сегодня не будем рассматривать модные нововведения. Они недостаточно проверены, их может рекомендовать лишь лечащий врач, знающий тою или иного малыша. Но считаем, что стоит обратить на них внимание и в дальнейшем изучить в специальной литературе.

Поэтому перечисляем современные оздоровительные мероприятия:

1. Босохождение по земле, покрытой инеем, а затем по снегу;

2. Обливание водой на свежем воздухе;

3. Использование сауны;

4. Контрастный душ;

5. Использование замороженного полотенца для ходьбы;

6. Проведение релаксации и медитации;

7. Индивидуальный подход к ребенку, обеспечение щадящего режима в период магнитных бурь и т.д.

Решение проблемы. А мы видим оздоровление ребенка в реализации нижеследующих задач:

Необходимые условия. Сюда входит многое. Так, доктор медицинских наук Ю. Змоновский справедливо утверждает, что главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, надо постоянно сопоставлять температуру и одежду, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела малышей. Далее, важно создать детям условия для сна и приема пищи. К примеру, очень часто ребенок ест за общим взрослым столом, а в это время ноги не достают пола примерно на 30 - 50 см. Посадим сами себя в такое же положение каждый день. Кстати, это является одной из причин капризов детей. Очень важны для здоровья детей музыкотерапия и запахотерапия - как необходимые компоненты в создании фона, той обстановки, где ребенок живет.

Диагностика. На второе место мы бы поставили диагностику здоровья вашего ребенка. Не случайно существует славянская поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Мы мало, очень мало знаем о здоровье нашего малыша. Значит, периодически нам нужны заключения узких специалистов: как обстоит, к примеру, проблема развития слуха, зрения, деятельность кишечника, печени, как идет полоадекватное формирование и пр. Только диагностические данные обеспечат верный индивидуальный подход в семье.

Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено воспитателями детских садов - самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Наверное потому, что в субботу и в воскресенье ребята отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых: поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) укладываются спать. И мы еще удивляемся, почему же они так капризны - а потому, что нарушается весь устоявшийся стереотип детского организма.

Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику. С самых малых лет (с 2 и ранее) полезно приобщать детей к гимнастике в игровом плане. Вот несколько имитаций-подражаний для детей 3 - 4 лет:

1. «Киска потягивается» - поднимание рук вверх, вперед, вниз. Ноги чуть расставлены, руки с мячом опущены, подняться на носки, поднять руки, потянуться, посмотреть на поднятый МЯЧ, вернуться в исходное положение, выдохнуть «п-ф-ф-ф» (6 раз).

2. «Где мышки?» - повороты в стороны. Стоя на коленях, спереди руками опереться на мяч. Один-два раза скатить мяч вправо, влево, посмотреть на него, сказать «мяу», вернуться в исходное положение (по три раза в каждую сторону, темп умеренный).

3. «Киска сердится» - прогибание спины. Стоя на коленях, спереди руками опереться на мяч, выгнуть спину, корпус чуть впереди, сказать «фур-р-р» и вернуться в исходное положение (6 раз).

4. «Острые коготки» - переступание с ноги на ногу с активным движением пальцев ног (лучше выполнять босиком). Исходное положение. Ноги вместе, руки с мячом над головой. Один, два, три, четыре - переступаем вправо. Энергично делаем загребающие движения пальцами ног. Пять-шесть - исходное положение (три раза в другую сторону).

5. «Догони хвостик» - бег вокруг мяча вправо и влево. «Дети-котята» катят мяч по земле, обводя его змейкой между пятью предметами, стоящими на расстоянии одного метра один от другого.

Уже в более старшем возрасте (5 и более лет) утренняя гимнастика проводится в виде ритмики, аэробики.

Прогулки. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок дошкольного возраста выполняет вдень 6 -13 тысяч движений. Причем замечено, что если меньше 6 тысяч, то наступает детский дискомфорт. В условиях гиподинамии, ограниченности двигательной деятельности малыш хуже развивается, капризничает. Существует неписаное правило - обеспечить дошкольнику двигательный комфорт, лучше на свежем воздухе. В ненастную погоду - ливень, снегопад, сильный мороз - дети, как правило, остаются дома, лишаясь кислорода, общения на прогулке. В этой связи сожалеем, что редко используются семьями так называемые «комнатные прогулки». Советуем их проводить так: всем тепло полуодеться (шерстяные носки, спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 - 40 мин. активно двигаться, весело играть. А на обычных прогулках практиковать сюрпризы, соревнования, походы для того, чтобы ваш малыш не только деятельно двигался, но и веселился. На каждодневной прогулке рекомендуем использовать бег, как универсальное средство укрепления здоровья. Облюбуйте себе «дорожку здоровья», посоветуйтесь с детским врачом, оденьте своего ребенка и обуйте соответственно, но придерживайтесь, пожалуйста, следующего регламента. Начинать бегать нужно с 1 минуты и доводить до 3,5 минут детям 4 - 5 лет, а шестилетки могут начинать бегать с 1 минуты до 12 минут (речь идет о здоровых детях). Бег советуем начинать с разминки и заканчивать постепенно.

Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Это может быть «лапта», «классики», «третий лишний», «кот и мыши». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих рядом пап и мам, дедушек и бабушек. Думается, мы не в полной мере оцениваем зарубежные подвижные игры, которые могут быть полезны своей новизной и оригинальностью. В качестве примера приведем 3 зарубежных игры. Возможно, они вам придутся по вкусу.

Японские салки

(Эту игру очень любят японские ребята)

Игроков может быть сколько угодно, но самое малое четверо. Тот, кто водит, преследует-догоняет остальных игроков. Если он коснется кого-то из них, тот начинает водить. Однако новому водящему будет намного труднее, чем первому, поскольку он должен бегать за другими, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся предыдущий водящий - пусть это будет или рука, или нога...

Именно так, не отрывая руки от «засаленного» места, он обязан догнать кого-либо другого. Лишь в этом случае он освобождается.

Если играет большое число детей, можно выбрать несколько водящих.

Буйволы в загоне

(Африканская игра)

Игроки становятся в большой круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят внутри круга. Те, кто стоит в кругу, - буйволы. Их задача - вырваться из круга они с разбегу стараются разорвать руки загона. При этом собственные руки они обязаны держать поднятыми вверх, то есть разрывать загон они должны только с помощью тела, используя лишь силу разбега.

Если не удалось прорваться в одном месте, буйволы стараются сделать это в другом. Когда же в конце концов это им удалось, буйволами становятся те игроки, которые не смогли сдержать буйволов.

Поймай за хвост дракона

(Китайская игра)

В игре участвует не менее десяти человек. Они выстраиваются друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо того, кто стоит впереди. Тот, кто стоит впереди всех, - самый первый в шеренге, - и есть голова дракона. Последний - его хвост.

Голова дракона старается поймать свой хвост. Шеренга пребывает в постоянном движении, «тело» дракона послушно движется за головой, а голова старается ухватить последнего игрока, то есть собственный хвост.

Если голове удастся ухватить себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед и становится головой, а хвостом становится игрок, который был в шеренге предпоследним.

Вот какие веселые и забавные игры!

А чтобы вам без споров выбрать водящего, предлагаю считалку:

Аза, дваза,

Триза, риза,

Чучик, бучик.

Жита, рита,

Девир, пастер,

Фью!

На кого выпадет слово «Фью», тот и водит! Играйте - сил набирайтесь!

Есть игры, которые не требуют большой площади и могут быть проведены в домашней обстановке.

Домашний теннис

На пол кладут детский пластмассовый обруч или чертят круг диаметром 50 см. Соревнуются как в теннисе, 2 игрока, которые встают напротив друг друга в шаге (полутора шагах) от обруча. У одного из них (п. жребию) теннисный мяч. Подбросив одной рукой мяч, игрок ладонью другой руки посылает его в обруч, чтобы мяч отскочил к стоящему напротив. Тот, также ладонью, отбивает его обратно. и т.д. Перекидка длится до тех пор, пока один из членов семейного поединка не совершит одну из следующих ошибок: пошлет мяч мимо обруча, не сумеет правильно отбить посланный ему мяч, задержит мяч в руке, т.е. поймает его, а затем бросит. Ошибкой считается и слишком сильный, не рассчитанный удар в обруч, после которого мяч почти вертикально поднимается над головой соперника. Совершивший одну из таких ошибок получает штрафное очко. Набравший 5 штрафных очков уступает место другому участнику семейного соревнования.

Вокруг стола, или гонки по кругу

Выражаясь спортивным языком, эта игра связана с бегом по виражу. На середину комнаты ставят стол, освобождая вокруг место, а члены семьи, желающие получить приз (например, конфету, лежащую в центре стола), встают вокруг него на одинаковом расстоянии друг от друга.

Один из членов семьи, не принимающий участия в игре, кладет на стол фигурки от шахмат, шашки, кубики или другие одинаковые предметы. Однако их должно быть на единицу меньше, чем участников соревнования. По сигналу ведущего. «Марш!» все идут (или бегут) вправо. вокруг стола, не касаясь его. По сигналу ведущего «Кругом!» игроки изменяют направление движения. Через 20-30 секунд руководитель дает свисток или громко произносит: «Взять!» По этой команде каждый старается схватить один из предметов. Ясно, что кому-то одному предмет не достанется. Игра продолжается да тех пор, пока останется два участника. Со стола снимают последний предмет, оставляя лишь конфету, которая и достается тому, кто сумеет ее взять.

Вокруг стульев (Спринтеры)

В середине комнаты ставят три стула вплотную один к другому. Важно, чтобы крайние стулья располагались спиной друг к другу. На них садятся два участника. Между ножками стульев на пол кладут детскую скакалку так, чтобы ее ручки выступали за пределы крайних стульев.

По сигналу «Марш!» оба участника поднимаются со своего стула и бегут влево к стулу соперника, обегают его, и, не останавливаясь, снова делают вираж вокруг своего стула и стула соперника. Только после этого нужно сесть на свой стул и дернуть за ручку скакалки так, чтобы ее не успел взять второй участник поединка. Выигравший забег соревнуется со следующим или ждет соперника, которым может быть победитель следующего семейного забега.

Перед началом соревнования в беге участники распределяются по силам, тогда интереснее будет проходить домашнее первенство, особенно его финал.

Вместо скакалки можно использовать обычную веревку, но в любом случае важна соблюдать два правила: обегая стулья, не хвататься за них руками и не дергать за веревочку, пока не сел на свой стул. Стул, стоящий посередине, не дает крайним стульям сдвигаться с места.

Гимнасты

Участники игры тянут жребий: кому какой номер достанется. Если, например, участников игры пятеро, то и цифры разыгрываются от 1 до 5.

Один игрок выходит на середину комнаты и показывает два разных движения (например, руки в стороны и наклон, вперед). Затем второй игрок занимает его место и тоже показывает два движения (например, руки вперед и прыжок на месте). После этого на середину выходит третий номер и то же демонстрирует два движения, непохожих на прежние. Когда последний продемонстрирует свои движения, игра не останавливается. Ее снова продолжает первый номер и т. д. Если одно из упражнений уже было выполнено, игрок получает штрафное очко. После второй ошибки участник семейного соревнования выбывает из игры. В итоге спор за звание « лучшего гимнаста» решается между двумя членами семьи, лучше запомнившими выполнение упражнения.

Пантомима. Немаловажную роль в развитии двигательной активности детей играет пантомима.

Упражнения выполняются как загадки в движениях.

Предлагаем ее примеры в разрезе возраста.

Дети 4-х лет могут показать:

На лугу. На лугу цветок. Кто прилетел к цветку? (Возле цветка собираются муха, пчела, бабочка, жук, светлячок).

Плечи говорят: – «я горжусь»

Спина говорит: - «Я очень старый»

Палец говорит: - «Иди сюда»

Голова говорит: - «Да! Нет!»

Что делает ухо? – «Я слышу птичку»

Что делает нос? - «Нюхает цветок»

Как рот говорит? - «М-М-М, я люблю это варенье»

Дети 5 - 6 лет проделывают следующее:

Лесная полянка. Мимические загадки, отгадывают зрители. К терему прибегают разные звери, петух кукарекает, мышка бежит, медведь переваливается, лисица крадется.

Различная ходьба. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, торопится женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок и т.д.

Вырвем репку . С помощью мимики и жестов воспроизвести сказку «Репка» (без слов), только тихо звучит соответствующая музыка.

Погода. Показать, что ты чувствуешь, когда:

На дворе очень холодно;

Идет теплый дождь и можно гулять под ним;

Светит солнце и очень жарко (показывают одни, а объясняют другие).

Покажи:

Ходьбу человека, который о чем-то размышляет;

Ходьбу человека, который чему-то радуется;

Ходьбу человека, который переходит по узкому мостику, а крутом вода.

Три медведя.

Показать, как:

Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка собирают ягоды;

Три медведя возвращаются домой;

Что они сделали, увидев съеденную кашу и скомканную постель.

Аналогично можно через пантомиму показать сказку «Три поросенка».

Кто я? Показать, как:

Мать баюкает ребенка;

Действия повара, швеи, столяра, доярки, птичницы, почтальона

Дружные зверята .

Показать проявления одинаковых чувств у различных зверей:

Грустного зайца пришли утешать медведь, волк, еж, лягушка, петух;

Радуются звери (лягушка, мышка, петух, заяц, еж) победе над сильными и злыми волками, медведями, лисицей;

Показать зверей, которые заблудились в лесу.

Профессии. Воспитатель предлагает показать в движениях и действиях людей различных профессий:

Библиотекаря;

Учителя;

Капитана теплохода;

Тракториста;

Милиционера.

Зимние развлечения. Показ отдельных сценок:

- «Играю в снежки»;

- «Снег попал за воротник, к шее»;

- «Снежок больно ударил по ноге»;

- «Катаю большой снежный ком;

- «Иду на лыжах»;

- «Катаюсь на коньках»;

- «Расчищаю дорожку от снега»;

- «Везу санки с малышом».

Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику по казать свои эмоции, что ребенок чувствует, когда он

Увидит, что:

Щенок повредил себе ногу;

Навстречу бежит большой пес;

Если в жаркий день искупаться в речке;

Сильный бьет слабого.

Кроме двигательной активности, пантомима помогает входить в игровой образ, развивает воображение, положительные эмоции, воспитывает пластичность детского тела.

Спортивные игры. С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста? Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5 - 6 лет (и даже более раннего возраста). К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных досугов для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Бытует еще среди родителей мнение, будто игра с шайбой и клюшкой сложна и может привести к травмам и ушибам. К сведению, в Канаде существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполняется 3 года, а к 5-6 годам он уже «заправский» хоккеист. для тех семей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего малыша, небезынтересно будет узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.

Дети, как пищу, должны с самых ранних лет иметь свой спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона, настольного тенниса, малого тенниса, мячи, кегли, городки, шашки, шахматы и т.д. А теперь, уважаемые родители, позвольте дать вам ряд конкретных советов специалистов в разрезе каждой спортивной игры.

Скольжение по ледяной дорожке.

1. Начинать учить скольжению детей с 3-4 лет.

2. Вначале с поддержкой взрослого.

3. Скользить дети будут вначале по прямой дорожке, затем переходят на накатанную.

4. Детям 6 лет можно разрешать скатываться с деревянных горок.

5. Не следует разрешать детям кататься на ледяных горках более 20-30 минут.

Катание на санках.

1. Санки входят в обиход уже с 3-х лет.

3. Если на санках находится двое детей, то управляет сидящий сзади.

4. Разнообразные катания с горок можно, съезжая с горки, попадать снежком в горизонтальную цель или доставать до какого-либо предмета.

Ходьба на лыжах.

1. Обучение можно начинать с 2 - 3 лет.

2. Вначале учат устойчиво стоять на лыжах.

3. Начальный этап - обучение ступающему шагу.

4. Одновременно обучайте правильно делать вдох-выдох

5. Палки следует ставить в снег на расстояние 8-10 см от лыжи под небольшим наклоном.

6. Важно обучить способам торможения: обе лыжи ставятся носками вместе, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи помещаются на внутреннее ребро.

Катание на коньках.

1. Катание начинается не ранее 5 лет.

2. Лучше прикручивать коньки не к валенкам, а к ботинкам.

3. Важно своевременно натачивать коньки.

4. Первоначально катание на коньках не должно занимать более 10 минут и не чаще 3-х раз в неделю.

Хоккей с шайбой.

1. Мальчики должны начинать играть с 5 - 6 лет.

2. В первое время игра проходит без коньков.

3. Клюшка для дошкольника должна доходить ему до подбородка.

4. Каток для игры может быть размером 10 х 10 м и обнесен 50-сантиметровым снежным валом.

5. Хоккей - игра коллективная. Она, как правило, хорошо сплачивает сверстников.

Шахматы . Цепкая память и любознательность дошкольников позволяют увлечь их игрой в шахматы.

1. Обучение надо начинать с 5 - 6 лет.

2. Метод обучения - только игровой.

3. для обучения лучше приобрести шахматы с размером доски 40 х 40см.

4. Не очень часто, но нарочно проигрывайте ребенку. Не приучайте его к легким победам.

5. После игры разбирайте со своим ребенком ошибки и просчеты.

Роликовые коньки.

2. Вначале приобретите 4-роликовые коньки – они более устойчивы, а затем переходите на двухроликовые.

3. Длительность катания: 10 - 15 минут, 2 - 3 раза в неделю.

Велосипеды.

1. На 3-колесном велосипеде малышам можно начинать кататься с 2 - 3 лет, на самокатах и 2-колесном велосипеде с 4 - 5 лет.

2. Познакомьте дошкольников со всеми частями велосипеда.

3. Важно подогнать сиденье под рост ребенка.

4. Вначале езда на велосипеде не должна превышать 5 минут.

5. Научите ребенка держать равновесие, особенно при поворотах (при повороте влево тело отклоняется вправо и наоборот).

Бадминтон.

1. 5 - 6 лет - наиболее подходящий возраст для обучения игре в бадминтон.

2.-вес ракетки для малыша не должен превышать 135 г, длина - 46 см, длина обода - 26 см, его ширина - 14,5 см.

3. Игра в бадминтон длится, как правило, 20 – 30 минут.

Городки.

1. Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более 2-х партий подряд.

2. В зависимости от возраста детей длина городков может составлять 10, 12, 14 см, а бит 40, 45 и 50 см, соответственно вес 400, 430, 450 г. Сечение бит и городков соответственно 3, 4 и 5 см.

3. Городошные квадраты (в зависимости от возраста и подготовленности игроков) делают размером 1 х 1 м, 1,2 х 1,2 м, 1,5 х 1,5 м.

4. Обучая дошкольников игре в городки, не следует придерживаться определенного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.

5. В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрослого.

Малый теннис.

1. Начинать играть в малый теннис можно с 5 лет.

2. Играть можно повсюду, где есть площадка 10 х 5 м или 8 х 4 м.

3. Специальных теннисных ракеток для малышей не бывает, поэтому их можно сделать самостоятельно из 5-7-слойной фанеры или б-8-миллиметровой доски. В палке толщиной 2 - 2,5 см, шириной 3 - 3,5 см и длиной 20 см выпиливается с одного конца - ровно посередине - углубление, в которое вставляют фанеру или дощечку, имеющую соответствующий отросток длиной 4 - 5 см, концы палки заостряют и сажают на клей.

5. Продолжительность игры - 20 - 30 минут.

Малый баскетбол.

1. Малый баскетбол вполне доступен детям 6 - 7 лет.

2. Дошкольники играют на площадке вдвое меньше по сравнению со взрослой, длина - 13 м, ширина - 7 м.

3. Сетка баскетбольной корзины укорачивается до 30 - 40 см.

4. Для игры вполне пригодны большие детские резиновые и синтетические мячи, а также волейбольные мячи окружностью 40 - 50 см, весом 300 - 350 г, обладающие хорошим отскоком.

Плавание.

1. Приучать к воде можно малышей в возрасте 1,5 - 2 лет.

2. Прежде чем приступить к занятиям в воде, приучите малышей обтираться по пояс теплой, а затем холодной водой.

3. Для занятий нужно подыскать водоем с чистой водой, ровным и плотным песчаным дном, постепенно понижающимся до 90 см. Скорость течения не должна превышать 10 м в минуту.

4. Первые занятия длятся всего несколько минут.

5. Ребенок 4 - 6 лет может находиться в воде от 3 до 15 минут.

Гребля на лодке.

1. Данный вид спортивных игр доступен детям 6-7 лет.

2. Не прыгайте сами и не разрешайте детям прыгать в воду с лодки.

3. Желательно, чтобы весла были облегченными. Если этого сделать невозможно, то хотя бы сделайте ручку потоньше.

4. Гребля связана с большой физической нагрузкой на организм ребенка. При обучении обязательно давайте ребенку чаще отдыхать.

Отвлекаясь от разговора о спортивных играх, обращаем внимание на следующую деталь в сохранении здоровья малышей - умение близких взрослых увидеть своевременно первые признаки утомления детей. Оно проявляется в вялом поведении, бледности, снижении аппетита, нервозности и т.д. для снятия утомления важен свежий воздух, витамины и смена деятельности. Кроме этого; мы советуем чаще прибегать к физкультминуткам. Особенно хороши и увлекательны для малышей физкультминутки со словами:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 раз)

Дошкольникам нравится выполнять Физкультминутки вместе со взрослыми.

Валеологuя. В заключение остановимся на таком понятии, как валеология. Иными словами, «забочусь о себе сам». Здоровый образ жизни формируется с детства. И мы, близкие, помогаем ребенку с самых ранних лет осваивать следующее:

1. Учим оказывать самому себе первую медицинскую помощь;

2. Даем первые сведения о полезных и вредных растениях;

3. Знакомим с правилами обработки овощей, фруктов и других продуктов питания;

4. Преподносим азы о гигиене жилища, об уходе за одеждой, постелью, своим телом, своим игровым и рабочим уголком;

5. Подводим детей к релаксации и медитации и т.д.

Таким образом, физическая культура - понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья ваших детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.


К группе часто болеющих относятся дети, болеющие острыми респираторными вирусными инфекциями до 4 и более раз в году. Выяснено, что к факторам, вызывающим повышенную заболеваемость, относятся загрязнение окружающей среды промышленными выбросами, выхлопными газами, а продуктов - пестицидами и другими пищевыми аллергенами, курение в помещении, где находится ребенок, поездки на городском транспорте. Чаще болеют дети, рожденные от больных матерей (пороки сердца, ревматизм, сахарный диабет), от матерей, чья беременность протекала с осложнениями, а также дети, которые с первых месяцев жизни находились на искусственном вскармливании, лишаясь самого ценного продукта - материнского молока. Причиной частых заболеваний ребенка может служить наличие в семье хронически больных взрослых (с хроническим тонзиллитом, хроническим бронхитом и др.), которые являются постоянными источниками заражения малыша.

Дети с хроническими заболеваниями, особенно такими, как хронический тонзиллит, аденоидит, гайморит, отит, нелеченый кариес зубов, рахит, гипотрофия, экзема и др., также часто болеют повторными острыми респираторными заболеваниями в результате измененной реактивности организма, сниженной сопротивляемости, нарушенного обмена веществ на фоне одного из перечисленных хронических заболеваний.

Успех оздоровления часто болеющих детей может быть достигнут при соблюдении некоторых требований:

Систематичность проведения необходимых оздоровительных мероприятий в течение всего года;

Постепенность оздоровления организма ребенка с применением сначала средств профилактического характера, а затем специально оздоровительного и лечебного, в том числе с использованием медикаментозной терапии.

Каковы же особенности воспитания и оздоровления часто болеющих детей?

В первую очередь следует отметить, что часто болеющие дети не всегда справляются с возрастным режимом, и врач часто назначает им щадящий режим, т. е. укорочение периода бодрствования и более частый или более длительный сон. Так, многие дети в возрасте старше 1,5 лет могут продолжать спать днем 2 раза, а не 1, как это положено. Некоторым детям будет гораздо полезнее раньше укладываться на ночной сон и позднее подниматься утром.

Серьезного внимания требует питание часто болеющих детей. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество таких биологически ценных продуктов, как творог, мясо, яйца, сыр, содержащих полноценный белок животного происхождения, а также растительного масла как источника необходимых ребенку полиненасыщенных жирных кислот. Для обогащения рациона витаминами и минеральными веществами следует широко использовать разнообразные овощи и фрукты, а также свежую зелень. Часто болеющие дети нередко испытывают дефицит калия, поэтому им рекомендуются такие богатые калием продукты, как гречневая крупа, картофель, курага, чернослив, кабачки, зеленый горошек, бананы.

Очень полезны массаж и гимнастика, комплексы физических упражнений, но при этом надо обязательно ориентироваться на самочувствие малыша. Помимо обычных занятий, часто болеющим детям необходимы специальные упражнения, направленные на восстановление нарушенной дыхательной функции, улучшение крово- и лимфообращения, укрепление и развитие дыхательной мускулатуры. Детям очень нравятся такие упражнения, как надувание шариков, пускание мыльных пузырей, сдувание ватки или бумажки с ладони, дыхание через одну ноздрю (вторая прижата пальцем), массаж крыльев носа. С методикой их проведения можно ознакомиться в кабинете лечебной физкультуры детской поликлиники. Для улучшения местного крово- и лимфообращения применяется массаж грудной клетки.

Закаливание, как система мероприятий, повышающая устойчивость организма к неблагоприятным факторам, особенно необходимо часто болеющим детям. Крайне важно систематически проветривать помещение, обеспечивать достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе. Специальные закаливающие мероприятия таким детям назначает врач.

Быстрая утомляемость характерна для часто болеющих, ослабленных детей. Родителям надо обратить особое внимание на правильную организацию их бодрствования, следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, был спокоен, не капризничал, находился в положительном эмоциональном состоянии, позаботиться, чтобы у него были игрушки и развлечения. Желательно больше общаться с ребенком, заниматься с ним, играть, читать книжки и т. п.

Назначаемое врачом медикаментозное лечение включает применение различных препаратов, в том числе витаминов, которые способствуют правильному течению обменных процессов, нормализуют состояние нервной системы, процессы кроветворения, укрепляют защитные силы организма (витамины С, В], Вб, Bi2 и др.). Кроме того, врач нередко назначает препараты калия, средства, улучшающие аппетит и общее состояние ребёнка. Хороший результат дает применение лечебных коктейлей из различных трав.

Для приготовления коктейлей лечебные травы смешивают в равных количествах (по 1 чайной ложке), заливают 0,5 л горячей воды и настаивают в течение 2 ч в термосе. Детям в возрасте до 3 лет лечебные коктейли из трав применяют курсами по 1 чайной ложке 3 раза в день.

В таблице даны рецепты некоторых лечебных коктейлей, рекомендуемых часто болеющим детям.

Укрепляющее действие оказывают такие витаминные добавки, как отвар шиповника и дрожжевая паста.

В зависимости от исходного состояния ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, течения болезни, наличия сопутствующих заболеваний- в лечении часто болеющих детей по назначению врача используются физиотерапевтические процедуры: общее облучение кварцем (повышает иммунитет, улучшает защитные функции организма, восстанавливает окислительно-восстановительные процессы в области воспалительного очага); аэрозоль-терапия (способствует лечебному эффекту в области воздействия - на слизистых оболочках дыхательных путей); гидропроцедуры - общие ванны с морской солью, хвоей, травами (повышают общий тонус, сопротивляемость организма).

Особой заботы требует оздоровление детей, имеющих хронические и так называемые фоновые заболевания (рахит, анемию, экссудативный диатез, отклонения в физическом развитии и др.). При наличии у часто болеющего ребенка какого-либо хронического заболевания оздоровление должно начинаться с лечения именно этой болезни, например с консервативного или оперативного лечения хронического тонзиллита, оперативного лечении аденоидита, своевременного лечения кариеса зубов и др.

Лечение фоновых заболеваний требует большого терпения и последовательности, так как без ликвидации неблагоприятного фона эффективность всех оздоровительных мероприятий будет минимальной. Здесь многое зависит от родителей, от того, насколько четко они будут выполнять назначения и рекомендации врача.

Каждый ребенок имеет определенные особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход к детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, часто болеющим, в период выздоровления после острых заболеваний крайне необходим. Под индивидуальным подходом понимается назначение особого режима дня, питания, физического воспитания, проведения оздоровительных мероприятий и др.

Известно, что нормализация температуры тела и ослабление других симптомов болезни не являются показателями полного выздоровления. Наблюдения за детьми после перенесенных ими заболеваний (острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, ангины, пневмонии, обострения хронического тонзиллита и др.) выявили определенные изменения в состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также в показателях крови, сохраняющиеся в среднем от 3 до 6 нед после возвращения в детское учреждение.

У таких детей можно отметить большую утомляемость, бледность кожи, потливость, снижение аппетита, ухудшение сна и др. Продолжительность этих нарушений зависит от многих причин: от тяжести перенесенного заболевания, состояния ребенка до болезни, характера лечения, индивидуальных особенностей малыша.

Основой индивидуальной работы в этих случаях является назначение щадяще-оздоровительного режима как дома, так и в дошкольном учреждении, во время которого ребенок должен получать специальные лечебно-оздоровительные процедуры, а в ряде случаев и медикаментозное лечение.

Сроки соблюдения щадящего режима зависят от перенесенного заболевания:

острые респираторные вирусные инфекции, острый бронхит, ангина, обострение хронического тонзиллита - 20-25 дней;

грипп, острый отит, обострение хронического отита, бронхиальная астма после обострения - 25-30 дней;

На самом деле врождённые нарушения иммунитета (так называемые первичные иммунодефициты) встречаются крайне редко. И проявляются они не частыми ОРВИ, а очень тяжёлыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врождённый иммунодефицит — состояние смертельно опасное, и оно не имеет никакого отношения к постоянному насморку.

Сопливый нос, красное горло — не беда. Бить тревогу нужно, только если после ОРВИ стабильно возникает бактериальная инфекция: осложнение на уши, бронхит... Но и инфекции, даже тяжёлые и осложнённые, необязательно связаны с иммунодефицитом. Частые болезни могут возникать из-за особенностей строения бронхов, например. С годами это выправляется. Могут быть очаги невыявленной инфекции — тонзиллит или банальный кариес, которые «стреляют» по всему организму.

Важно

Подумайте вместе с врачом, почему ваш ребёнок часто болеет.

Возможно, у него было внутриутробное инфицирование, например вирусом герпеса?

Может, у него увеличена вилочковая железа?

Не рано ли вы перевели малыша с грудного кормления на смесь?

Проверьте, возможно, ребёнок страдает дисбактериозом, авитаминозом, рахитом, глистной инвазией?

А может, он перенёс тяжёлое заболевание или сложную операцию?

Или иммунитет снизился в результате прививок на фоне неполного здоровья?

В зависимости от причины простуд вы вместе с врачом выработаете тактику оздоровления.

Простуды обязательно нужно лечить.

Да, но это не значит давать лекарства. Это значит создавать такие условия, чтобы организм ребёнка быстро и с минимальными потерями для здоровья справился с вирусом. «Лечить ОРВИ, — считает детский доктор, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский, — значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела — вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований, — от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе».

Дети болеют, потому что плохо едят. Простуженным детям необходимо усиленное питание, убеждены многие мамы и бабушки.

Голландские учёные провели исследование, согласно которому выяснилось, что воздержание от еды увеличивает выработку интерлейкина‑4 — вещества, необходимого для сопротивления инфекциям. А вот обильная еда лишь усугубляет болезненное состояние. Хорошо питаться, конечно, надо. Но во время болезни полезнее есть мало.

Горячий чай при ОРВИ лучше заменить прохладным витаминным морсом.

Горячее питьё приносит быстрое и значительное облегчение при насморке, чихании, боли в горле, ознобе.

Раз у ребёнка спала температура, прошёл насморк, его уже можно вести в школу или сад.

Улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что иммунитет восстановился. У нас часто ребёнок идёт в школу или сад буквально на следующий день после снижения температуры. В детском коллективе он наверняка встретится с новым вирусом — и начнётся новая болезнь.

Разорвать этот замкнутый круг можно, только если хотя бы ещё на неделю после болезни остаться дома. И в это время много гулять, хорошо спать и максимально ограничивать контакты с людьми, особенно в помещениях.

Часто болеющие дети обязательно должны завтракать. Утренний приём пищи увеличивает производство сильного противовирусного компонента - гамма-интерферона. Это вполовину сокращает риск заболеть.

Лучший способ укрепить иммунитет — пить кефир и простоквашу.

30% иммунных клеток действительно находятся в кишечнике. И уже научно объяснено и доказано влияние полезных бактерий, которые содержатся в кисломолочных продуктах, на работу иммунитета. Но не стоит забывать, что другие 30% иммунных клеток находятся в дыхательной системе, а ещё 30% — в коже. Это наши барьерные органы, через них мы взаимодействуем с внешним миром. Так что кисломолочные продукты и здоровый кишечник для иммунитета, безусловно, важны, но не только они.

В доме, где живут часто болеющие дети, должна быть стерильная чистота.

Эксперименты учёных показали, что животные, которые были выращены в стерильных условиях, оказались нежизнеспособными. Микроорганизмы, которые нас окружают, делают много полезной работы: развивают наш иммунитет, улучшают обмен веществ, способствуют пищеварению, конкурируют с вредоносными бактериями, внедряющимися извне. Поэтому делать влажную уборку в квартире, конечно, надо, но усердствовать с дезраствором не стоит.