Редкие фотографии прошлого, которые вы наверняка еще не видели. История ретуши или "советский фотошоп" Когда появилась ретушь фотографий история

Первым, коммерчески успешным и получившим большое распространение, способом фотографии была дагеротипия. Первая ретушь такого позитива приписывается «дагеротиписту» и граверу по меди швейцарцу Изенрингу (1841). Чтобы придать блеск глазам и подчеркнуть блики на драгоценностях, он выскребал серебряное покрытие на дагеротипе до медной подложки.

С началом использования негативно-позитивного способа фотографии возможности ретуши значительно расширились. С 1850г. получил большое распространение живописный метод ретуши. Заключался он в следующем. На бумажном негативе фотограф «заделывал» задний план таким образом, что объекты съемки оказывались на абсолютно белом фоне. В дальнейшем на позитиве вместо фона рисовался пейзаж или архитектурный ансамбль.

Жюль Жанен. "Актриса Рашель"

В 1855г. на Всемирной выставке в Париже получили высокую оценку работы немецкого фотографа Ханфштенгеля, который продемонстрировал публике возможности ретуши негатива, а не позитива. В России такой тип ретуши ввел в практику фотограф Левицкий.

Методика ретуши Левицкого была быстро подхвачена такими известными фотографами и художниками того времени, как А. О. Карелин, И. Н. Крамской, А. И. Деньер, А. И. Куинджи и другими.

Вначале фотомастера на негативах мягкими карандашами устраняли лишь пятна. Затем фотографы по требованию заказчиков начали ретушировать на портретах дефекты кожи лица. Чрезмерное приукрашивание лиц на портретах приводило к нарушению естественного соотношения света и тени. По этому поводу в 1855г. во Французском обществе фотографии вспыхнули яростные споры. Так, критик Поль Перье считал, что фотограф может ретушировать свои негативы так, как он сам захочет, а его противник, фотограф Дюрье утверждал, что любое вмешательство в «застывшее мгновение» будет это мгновение уничтожать, и поэтому в фотографии нет места для ретуши.

«Воевал» с ретушью и Левицкий, критикуя с журнальных страниц фотографов, которые идут на поводу у заказчиков и приукрашают реальные портреты. Эх, посмотрел бы он, как нынче готовят к редакции «гламурный глянец»!

Но, как говаривал дедушка Крылов, «…а Васька слушает, да ест!» Пока критики спорили - фотографы продолжали работать, разрабатывая и внедряя в практику новые методы ретуши.

Этот всемирно известный портрет президента США Авраама Линкольна на самом деле - продукт неизвестного ретушера. Голова Линкольна «имплантирована» Джону Калхуну - видному политику южан (Фотография около 1860г).

К концу 19 века ретушь уже победоносно шагала по негативам и позитивам фотографов, не щадя ни портретов, ни пейзажей. Многие фотографы стали со временем выдающимися ретушерами. Они исправляли дефекты негативов столь искусно, что снимки плоских оригиналов, например, гравюр или картин почти не отличались от оригинала. Так были выполнены репродукции картин берлинским художником и фотографом Эрнстом Мильстером (1835 – 1908гг) и большим мастером ретуши берлинским фотографом Иоганнесом Грасхофом, который еще в 1869г. возражал против утверждения, что ретушь - это временный каприз фотографии.

Новый виток своего развития ретушь получила с появлением такого супер-инструмента, как аэрограф. С его помощью оказалось возможным очень аккуратно наносить краску на позитивы, регулируя не только ширину «мазка», но и его прозрачность, и растушевку края. Появилась возможность также, повышать или уменьшать контрастность изображения.

Аэрограф был изобретен американцем Абнером Пилером в 1879г. Свою конструкцию Пилер удачно продал братьям Уолкап, которые и начали производить пульверизаторы серийно. Первая партия аэрографов (63 штук) была продана объединению фотографов в Индианополисе (1882г.), в котором были организованы первые курсы ретуши и раскрашивания фотографий при помощи аэрографа.

Говоря об успехах фотографов в ретушерном деле, нельзя не упомянуть советских фотографов, которым в тридцатых годах прошлого века особенно усердно приходилось трудиться на ретушерном поприще. Уж очень часто приходилось проводить ретушь официальных фотографий, убирая «провинившихся» членов партии. Вызывает, скажем, редактор газеты «Правда» фотографа и говорит: «Подготовьте эти фотоснимки для публикации, только Бухарина надо убрать». «А что вместо него?» - спрашивает фотограф. «Не знаю, впечатай пальму в кадке!». Вот так и пошло выражение среди фоторепортеров – «пальмировать». Куда деть со снимка того или иного «врага народа»? Как куда, «пальмировать»!

На первом снимке - Ворошилов, Молотов, Сталин и Николай Ежов. На втором снимке Ежов уже отсутствует.

Не отставали от Советских политических ретушеров и китайские товарищи.

На фотографии ниже Мао Цзэдун (первый справа) велел убрать со снимка По Ку (первый слева) после того, как тот попал в немилость Великому Кормчему (1936).

Чем обидел фюрера товарищ по партии Йозеф Геббельс (второй справа) непонятно, но на фотографии 1937г. он убран с оригинала по приказу Адольфа Гитлера.

Представляете, какие хлопоты доставляли такие фотографии ретушерам?. Попробуй схалтурить - самого «пальмируют».

Политическими подчистками грешили редакции и в застойные времена. Фотографии дружеских обедов Брежнева с заграничными товарищами на страницы газет попадали, например, с зачищенными бутылками, т.е., без бутылок. Типа - партийное руководство обедало всухомятку.

Вы спросите, а когда же появились первые цифровые редакторы изображений? Трудно сказать. Вот интересный видеосюжет 1987года. За три года до презентации первой версии фотошопа советские специалисты проводят ретушь фотографий в цифровом графическом редакторе изображений.

На импортном аппаратном комплексе типа «Pericolor 1000» советская программа редактирует архивные фото времен гражданской войны. Для чего была предназначена эта программа? Да не для того, конечно, чтобы улучшить фотографии «старика Крупского», или папанинцев на льдине. Программа предназначена была для обработки данных фоторазведки и спутниковой фотограмметрии, перехваченной у противника. Но, тем не менее, результат налицо - «советский фотошоп» в действии!

Ну вот, собственно, и все…Пока все.

Всегда с вами, Валерий Пичко.

Старые черно-белые фотографии привлекательны прежде всего своей исторической ценностью, как слепок эпохи. Всегда интересно посмотреть, как жили люди 50 или 100 лет назад, на их быт, моду, работу, особенно если это реальные жизненные снимки, а не что-то художественное. Ну а если речь заходит об известных событиях или выдающихся личностях, то такие фотографии вызывают не только праздный интерес, но и исторический и научный.

(Всего 25 фото)

1. Фотография, иллюстрирующая классовое расслоение в довоенной Англии, 1937 год.

2. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг отдыхают с друзьями после бани, 1907 год.

3. Советский солдат делится сигаретами с немецкими военнопленными, 1943 год.

4. Фотография из журнала PlayBoy 1975 года, посвященная историческому событию - стыковке в космосе советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлона».

5. Человек-обезьяна, найденный в джунглях Бразилии, 1937 год.

6. Эволюция женского купальника с 1875 по 1927 год.

7. Школа вождения, 1953 год.

8. Аэрофотосъемка сборного пункта советских военнопленных в поле под Харьковом, 1942 год.

9. Всего несколько десятилетий назад дети именно так летали на самолетах. 1950-е годы.

10. Мальчик и его «транспорт». США, начало XX века.

11. Учения в полицейской академии.

12. Комсомольская стройка. Надым, 1971 год.

13. Арнольд Шварценеггер в детстве.

14. Алиса Лидделл - прототип персонажа Алисы из книг Льюиса Кэрролла.

15. Пиренеи. Франция, 1956 год.

16. Опиумная вечеринка, 1918 год.

17. Первый хоккейный вратарь, надевший маску во время игры регулярного чемпионата НХЛ, - Жак Плант. 1 ноября 1959 года.

18. Череп, принадлежавший римскому солдату, который погиб во время Галльской войны, 52 год до н.э.

19. BMW на службе ГАИ СССР. 1980-е годы.

Обработка фотографий – привычное явление современной жизни. Но и задолго до появления фотошопа, болeе 170 лет назад, уже редактировали изображение: разглаживали кожу, уменьшали талию, удаляли или добавляли людей. Желание доработать снимок существовало с тех же времен, как и сама фотография, изменились только методы.

В ранний период фотографии технологии были не такими продвинутыми, как сейчас. До появления компьютера фото редактировали с помощью многократной экспозиции, комбинации негативов в темной комнате, рисования на негативах и бумажных снимках. Достичь такого же результата, как с помощью компьютерных программ, было трудно или невозможно.

Часто даже неуловимые и скромные изменения влияют на восприятие и оценку фотографии. В 19 веке снимки редактировали с теми же целями, что и сегодня: художественными, политическими или коммерческими. Обработкой фотографий пользовались и мошенники: так, некоторые предприимчивые фотографы конца 19-начала 20 века зарабатывали на .

Политические фотоподделки.

Из первых примеров можно привести знаменитый портрет Авраама Линкольна в 1860 г, сделанный Мэтью Брэди, где соединили тело Джона Калхоуна и голову Линкольна. Этот портрет послужил основой для пятидолларовой купюры.

Сталин прибегал к ретуши фотографий, удаляя неугодных людей. В 1920 году на выступлении Ленина перед советскими войсками присутствовал Троцкий, но с фотографии он исчез. Другой хорошо известный случай ретуши – удаление с фотографии Николая Ежова.

Художественная обработка.

Не всегда целью манипуляций с фотографиями был обман, некоторые приемы наоборот помогали добавить правдоподобности изображению, если техника не могла передать его реалистично. Например, с помощью комбинации негативов облака из одного снимка переносились на другой, когда ранние технологии не могли передать небо правильно.

Чтобы заснять основной объект, требовалась долгая экспозиция, во время которой пропадали детали на небе, из-за чего оно получалось абсолютно белым и невыразительным. Французский фотограф Ипполит Байярд первым предложил объединять два негатива, один из которых был с основным объектом, а другой с правильно заснятым облачным небом.

В 1856-57 году фотография Густава Ле Грея с видом морского пейзажа была выставлена в Лондоне и Париже и сразу стала сенсацией. Во времена, когда экспозиция длилась несколько секунд, зрители были поражены способностью Ле Грея зафиксировать бегущие волны. Облака на фоне усиливали ощущение спонтанности. Облака и волны были напечатаны с двух разных негативов, что оставалось секретом фотографа до конца его жизни.

Чтобы заполнить невыразительное белое небо на пейзаже, некоторые фотографы рисовали пушистые облака прямо на негативах. Пример — фотография 1855 года «Лодки на отливе» Эдуарда Балдуса. Между искусственными облаками и размытыми контурами гавани естественный плавный переход.

Одна из самых известных комбинированных фотографий — «Два жизненных пути» Оскара Рейландера 1857 года, которая была показана на выставке искусств в Манчестере. Это аллегория с двумя юношами, стоящих перед выбором: с одной стороны показаны греховные удовольствия, с другой – добродетели. Фотокартина отличается выдающейся техникой исполнения, для нее было сделано 32 негатива, а работа заняла 6 недель, размер оригинала около 40*80 см.

Один из шедевров Генри Пич Робинсона — «Угасание» 1858 года. Фотография умирающей девушки в окружении скорбящих родственников сделана из пяти негативов.

Произведение «Осень» напечатано в 1863 году. Сначала Робинсон сделал набросок картины, пробуя и подбирая разные композиции. Когда он нашел самую удачную, то сделал несколько отдельных снимков и соединил негативы при печати.

Чтобы у идущих в светлое будущее советских граждан не возникало вопросов относительно советского прошлого, пропагандистам была дана четкая установка сделать все так, будто в истории ненужных людей не было, врагов народа никогда не существовало. Все, что могло дискредитировать светлый образ советского рая, уничтожалось. Постулат «нет человека - нет проблемы» работал только частично, так как после смерти нежелательного элемента оставались его фотографии, письма и даже картины. Коммунистам пришлось открывать борьбу на очередном фронте, вытравливая с изображений память о своих врагах и переписывая сомнительные страницы своей истории. Давайте взглянем на то, как они это делали.

Над этой фотографией большевистский фотошоп поработал много и не один раз. На первоначальном снимке присутствуют: Спандарян, Сталин, Каменев, Петровский, Свердлов, Голощекин, Самойлов, Швейцер, Бадаев и Шагов. Фотография сделана в селе, куда сослали Сталина и где большевики собрались на конференцию своих ссыльных однопартийцев. Первая измененная версия фотографии появилась между 1915 и 1916 годами: люди переставлены местами, некоторым приделали новые тела (у Бадаева, Шагова и Свердлова они не прижились), неизвестная женщина на переднем плане исчезла, а ребенок уже под другим ракурсом. Вторая версия фотографии появляется позже, предположительно, в 1935–1936 годах. Здесь ретушер показал все свое отвращение к личности Каменева и просто заменил его черной могильной пустотой. Сам Каменев постарался соответствовать и слег в могилу с простреленным затылком в августе 1936 после судебного процесса. Третья версия появляется в альбоме с говорящим названием «Сталин» в 1939 году. Пропадают еще 5 человек. Умелый ретушер поправляет недостатки предыдущих фотографий, хотя голове Бадаева это не помогает. Картинка завершена: свежий сибирский воздух, деревенский домик на заднем плане, дружная компания и Сталин. Похожий на Бората.







Сталина явно вклеили из другой фотографии с нарушением перспективы, а некоторые «ударники» вообще клонированы. Читатели могут поиграть в своеобразное коммунистическое Пексесо, отыскивая повторяющиеся лица. Чтобы удобнее было играть, можете выцарапывать их гвоздем. Или травить кислотой. Или расстреливать. Главное - погрузиться в атмосферу.




Верхний ряд слева направо: А. Мальченко, П. Запорожец, А. Ванеев. Нижний ряд: В. Старков, Г. Кржижановский, В. Ленин, Ю. Мартов. Измененная версия датируется 1939 годом. Мальченко после революции служил в госучреждениях, занимая руководящие инженерные должности. В 1929 его арестовали как колорада вредителя и расстреляли. В 1958 реабилитирован и снова стал появляться на фото.




Верхний ряд слева направо: В. Базаров, М. Горький, З. Пешков, Н. Богданова. Сидят: И. Ладыжников, В. Ленин, А. Богданов. На фото 1939 года заретушированы Базаров и Пешков. Первый попал под суд в 1931 по делу о заговоре меньшевиков и отправлен в ссылку. Используя природный ум и изворотливость, избежал расстрела в 37-м. Умер от легочной инфекции в 1939. Второй, Пешков, - крещеный еврей и страстный фанат Горького (настолько, что взял его настоящую фамилию; Горький не возражал). Эмигрировал во Францию, потерял руку под Верденом, служил в иностранном легионе. Скончался во Франции генералом в отставке. На фотографии 1960 года вновь присутствует, как и непонятно откуда взявшаяся призрачная колонна слева. Также неясно, почему на фото 1908 года в правом нижнем углу видно женское колено в юбке, в 1939 его нет, а в 1960 оно снова есть.





Владелец альбома расковырял лицо на фотографии, предположительно, ледорубом, чтобы больше никогда не смотреть на лицо предателя Великой Революции. На самом деле такой бытовой вандализм был продиктован вопросами личной безопасности: если чекисты находили у вас дома фотографии врагов народа, то дело кончалось, в лучшем случае, тюрьмой.

Любопытно, что газета «Правда» была создана именно Бронштейном-Троцким совместно с группой украинских социалистов в Вене (вы только вдумайтесь), откуда ее тайно ввозили в Россию. В 1912 году большевики вероломно нарушают интеллектуальное право Троцкого, начав издавать газету «Правда» у себя в Санкт-Петербурге, содрав все элементы фирменного стиля (при Джобсе такого не было!). В редакцию новой газеты устроили Сталина, тогда еще Джугашвили. Троцкий остался недоволен, но виду не подал. А в 1922, когда газета отмечала свой 10-летний юбилей, он даже принял участие в праздновании и написал хвалебную статью, где не было и намека на происхождение самой газеты.


Пропагандистская машина большевиков в действии: вывеска ювелирного магазина на заднем плане заменена на лозунг, нарисованный явно в спешке прямо поверх снимка (ретушированную версию печатали открытками в этот же год). С черным флагом интересней: он поменялся по форме, но не по содержанию. На исходной фотографии текста на флаге нет, но под другим углом его видно.






7. «Кровавое воскресенье». В данном случае большевики утверждали, что на снимке - то самое «кровавое воскресенье», когда многотысячную мирную демонстрацию с Гапоном во главе расстреляли кровавые приспешники кровавого царя-тряпки у кровавого Зимнего дворца. На самом деле это всего лишь кадр из фильма В. Вышковского «9 января», снятого в 1925 году.



Ретушированная версия появляется лишь в 1967 в книге «В.И. Ленин в фотоискусстве». Со снимка пропадает Троцкий (справа от Ленина) и Каменев (в кожаной кепке и очках слева от Ленина). Пропал и мужчина, стоящий под Троцким, - Арташес Халатов. Примкнув к большевикам, он руководил советским книгоиздательством. В 30-е годы сгинул в огне сталинских чисток. А вот мужчина на переднем плане с руками в карманах - Максим Литвинов (настоящее имя Меер-Генох Моисеевич Валлах) - будто списан с заметок Галковского. Судите сами: еврей, женат на англичанке, руководит советским представительством в Лондоне. Там его арестовывают по подозрению в шпионаже и высылают в РСФСР в обмен на британского шпиона Брюса Локкарта. Через десять лет уже нарком иностранных дел. Умирает сам в 1951 от инфаркта. Чудеса да и только.




Когда ретушь или переименование фотографии не помогают, на помощь приходит обрезание. В 1936 выходит биография Кирова, где используется эта фотография, но уже без Мехоношина. Учитывая, что он был арестован в чудесный 37-й и расстрелян годом позднее, зуб на него Сталин мог точить намного раньше. Скорее всего, за то, что его назначили командующим Северокавказским фронтом в 1920 году, тогда как самого Сталина не взяли в Реввоенсовет даже на должность полотера. По этой же причине судьбу Мехоношина разделил и Левандовский: он был ответственным организатором Красной гвардии в Грозном, а затем стал командующим войсками Кавказской Краснознамённой армии. Такого потенциального противника Коба в живых оставить не мог.



В первом ряду: С. Киров (второй слева), рядом - С. Орджоникидзе. Справа А. Микоян (с усами и бородкой в белой рубашке и черной шапке). С выходом журнала «СССР на стройке» в 1939 году от фотографии осталось 20%: вырезали всех, кроме Кирова и Орджоникидзе. Однако в другом номере этого же журнала к ним возвращают Микояна, изменив, правда, фон: вместо вокзальной толпы теперь «революционные массы».



Данная фотография была опубликована в издании «Ленин. Альбом - сто фотографических снимков» (какой выспренный канцелярит). Хотя альбом был издан десятитысячным тиражом в 1927 году, к 70-м годам его уже нельзя было найти. Виной всему содержание: на снимках Ленин чаще всего находился в окружении противников Сталина, поэтому вскоре после появления альбом был изъят из продажи. Первая ретушированная версия появляется в 1967 году в другом альбоме - «В.И. Ленин в фотоискусстве». Стоит сказать, что это не видоизмененный оригинал, скорее снимок, сделанный тем же фотографом, но на пару минут раньше. Однако прямо в альбоме лицо одного из делегатов закрыто, чего нет на фото 1927 года. Жертвой неумелой цензуры пал Д. Ефимов по невыясненной причине. Вполне возможно, что он наступил Сталину на башмак. Или по ошибке взял с крючка его шапку. Азиаты - они ведь мстительные. Причем настолько, что на третьей версии снимка в 1970 году даже после всех этапов всесоветских посмертных реабилитаций Ефимова все равно нет.






12. На фотографии, предположительно, 1920 года Ленин на коммунистическом субботнике тащит бревно (крайний справа). Когда реальность казалась слишком серой, и тогда в бой вступали советские художники. В 1927 году художник М. Соколов создал жанровую картину на основе этой фотографии. Репродукцию картины распространили по всему Союзу, и скоро она стала известна под названием … «Резиновое бревно».




Рядом с Лениным на деревянной трибуне его соратники: Троцкий (пониже) и Каменев (повыше). Фотография в ее первоначальном виде стала известной еще при жизни Ленина. После того как Троцкий был низвержен с советского Олимпа, данная фотография нигде не публиковалась. Дата появления ретушированного варианта неизвестна. С уверенностью можно сказать, что это произошло после 1927 года, когда Троцкого исключили из большевистской партии. Вместе с ним со снимка исчезает и Каменев, открыто критиковавший Сталина. Эту версию фотографии печатают и перепечатывают по всему Союзу, на ее основе делают коллажи и открытки. Но этого мало. Градус торжественности не тот. Поэтому в 1933 году большевики поручают увековечить эту сцену художнику И. Бродскому, мастеру социалистического реализма. К этому времени Троцкого уже лишили советского гражданства и он живет во Франции, а Каменева два раза успевают выгнать из партии и снова принять на какие-то второстепенные посты. Бродский же удачно исправляет перспективу (там, где ступеньки), попутно вписывая туда двух журналистов, меняет позу Ленина и всячески добавляет картине драйва. И что вы думаете? Через год он уже директор Всероссийской Академии художеств! Правда, увлечение коллекционированием живописи русских художников довело его до уголовного преследования. Но это уже совсем другая история.






Снимок был опубликован в 1920 году в альбоме, специально изданном для иностранных делегатов 2-го конгресса III Интернационала. В сталинское время за владение таким снимком могли, что называется, и бритвой полоснуть. В 1936 году художник-график П. Староносов создает гравюру для альбома «Ленин» уже без Троцкого и Каменева, зато в стиле обложек сатанинских метал-групп. Такое ощущение, что Ленин поднимает мертвецов из могил, а на фоне вовсе не Большой театр, а исполинский склеп хтонического ужаса. Ох уж этот советский культ смерти!



На снимке, помимо известных большевиков, представлены члены Польревкома (Временного Польского революционного комитета). Эти польские революционеры, выписанные из Москвы, должны были построить у себя на родине свое казино свою советскую республику, но задание провалили. Поэтому в журнале «Огонек» от 25 октября 1928 года их на фотографии уже нет. Зато есть ретушь не самого лучшего качества: рука Дзержинского выглядит как деревянная. Сам снимок был переименован, став «На Западном фронте». Слева направо: И. Скворцов-Степанов, Ф. Дзержинский, Ю. Мархлевский, Ф. Кон, М. Шипов (второе фото). В 1951 году в Москве и Варшаве издаются мемориальные альбомы, посвященные памяти Дзержинского. В русском варианте (третье фото) убрали Шипова, в польском (четвертое фото) - Скворцова-Степанова.








Исходный снимок взят из альбома, предназначенного для иностранных делегатов конгресса (как и фото 14). На фотографии слева направо: Л. Карахан (с бородкой, в шляпе), К. Радек (с папиросой во рту), Н. Бухарин (с папиросой в руке), М. Лашевич (в форме), М. Пешков (сын Горького, выглядывает из-за колонны), В. Ленин, М. Горький, С. Зорни (в шляпе), Г. Зиновьев (в белом галстуке), М. Рой (в черном галстуке и пиджаке), М. Ульянова (сестра Ленина) и А. Беленький (впереди, в летней шляпе). Уже в 1924 году фотографию подвергли обработке, оставив только Ленина и Горького, хотя последний в это время жил вообще в Италии. Остальные либо умерли физически, либо политически (физических больше). Если бы не покровительство Сталина, Горького, возможно, тоже бы вырезали. В 80-е годы снимок вновь был отретуширован, правда, к Ленину и Горькому вернули Лашевича, Зорина и Пешкова. Мотивы этого поступка неясны: Лашевич и Зорин поддерживали Зиновьева (противника Сталина), а Пешков вообще оказался не у дел: его отравил тогдашний шеф НКВД Г. Ягода, страстно влюбившись в жену Пешкова. Тянет на сюжет мыльной оперы сезонов эдак на 10. Хотя может потребоваться и больше, ведь «при обыске у Ягоды, согласно протоколу, были найдены фильмы, открытки, фотографии порнографического характера, резиновый искусственный половой член, троцкистская литература и др.» Большевики такое простить не могли (троцкистскую литературу, вы о чем подумали?) - и Ягоду расстреляли. Как бы комично это ни звучало.




Данный фотомонтаж большевистских руководителей появился в парадном альбоме «Октябрь», изданном огромным тиражом по случаю уже памятного нам 2-го конгресса Коминтерна в 1920 году. В альбоме, повествующем о сражениях бравых большевиков с кровавым царизмом, имя Иосифа Джугашвили в принципе не упоминается. То есть товарищ Сталин значимого участия в революции не принимал.


Снимок сделан в день открытия 2-го конгресса Коминтерна. Здесь вся суть Революции: трудящиеся, флаги (один почему-то вообще корейский), оцепление, трибуна с партийной номенклатурой и Вождь, произносящий пламенную речь. В феврале 1924 года, через две с лишним недели после смерти Ленина, редакция журнала «Красная нива» решила сделать памятный номер. Поскольку культ личности Ильича уже сформировался, взяли самую эпичную с ним фотографию и добавили еще эпичности. Интересно то, что толпу, взятую с другого снимка, дополнительно размножили. Я бы добавил еще падающий вертолет. И кота.






В 1939 году фотография была вновь опубликована, только с учетом последствий чисток: большевики раскулачили почти всех взрослых жителей деревни Кашино, не щадя, впрочем, и подростков. От жуткого темного фона за спиной Ленина веет могильным холодом.



Слева направо: Е. Ярославский, М. Калинин, И. Сталин, Г. Петровский и С. Орджоникидзе. Сталин здесь выглядит самодовольным. Еще бы, ведь его только что избрали Генсеком по предложению Каменева. На 60-летний юбилей вождя в 1939 году выходит альбом, в котором представлен уже измененный вариант фотографии. Петровский, обвиненный в связях с врагами народа и снятый со всех постов, чудом избежал расстрела, чего нельзя сказать о его семье: до зятя и сына большевики все-таки дотянулись. В этом же году фотографию урезают еще сильнее. На ней остается только усатый «Д’Артаньян».




Эта фотография - подделка, что особенно видно по положению руки Сталина и общему углу его освещения. Да и сам Ленин в действительности выглядел намного хуже после перенесенных ударов. Зачем вообще надо было делать такой кривой монтаж? Дело в том, что как только здоровье Ленина стало ухудшаться, в Политбюро стали искать преемника и им должен был стать Сталин. Чтобы как-то обосновать этот выбор для простых трудящихся, пропагандистская машина большевиков работала как часы: необходимо было создать видимость тесной дружбы между Вождем и Преемником. Настоящая политтехнология, которая, кстати, сработала. Сейчас большинство россиян либо вообще ничего не знают о Ленине, либо только в связке со Сталиным. Сам Ленин с опаской смотрел на возвышающуюся фигуру Сталина, дав ему нелестную характеристику в своих письмах. По мотивам этой безвкусной подделки была создана скульптура (фото 2), где Сталин выглядит старше, а Ленин так вообще живее всех живых. Затем свою лепту внес уже упомянутый художник П. Староносов, создав в 1936 году гравюру, где сияющий Сталин кажется исполином на фоне тщедушного старичка (фото 3). А в 1949 году для выставки «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве» В. Пинчуком была сделана очередная скульптура под названием «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Горках» (фото 4).





Метаморфозы, произошедшие с этой фотографией, являются обычным делом для модных глянцевых журналов. Речь идет о портретной ретуши. Говоря языком современной рекламы косметики, лицо Сталина было полно несовершенств. И это не какие-то черные точки - тут язвы от оспин. Именно поэтому одной из его кличек была «Рябόй». Это видно на первоначальном снимке 1924 года, хотя некая доля ретуши присутствует. В 1939 году фотографию перепечатывают в альбоме к 60-летию Сталина, серьезно поработав над ней. Теперь Коба выглядит как киногерой с идеальной стрижкой и гладкой кожей. На обложку «Эскваера», впрочем, не взяли бы.



Слева направо: М. Лашевич, М. Фрунзе, И. Смирнов, А. Рыков, К. Ворошилов, И. Сталин, Н. Скрыпник, А. Бубнов, С. Орджоникидзе и И. Уншлихт. Если кратко, то трое покончили с собой, пятеро умерли не своей смертью, а Ворошилов, друг Сталина, дожил до старости. На сильно измененном варианте этой фотографии 1939 года остались только Фрунзе (умер на хирургическом столе из-за «врачебной ошибки»), Ворошилов и Орджоникидзе (застрелился).




Судите сами: дата появления первой фотографии неизвестна. На ней Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции» Зиновьева. Всего пять человек. Первый вариант фотографии появляется в 1926 году без Комарова (расстрелян) - уже четыре. В издании «История СССР» от 1940 года вырезан Антипов (тоже расстрелян) - три. В 1949 году выходит «Иосиф Сталин. Краткая биография», где фотографию аккуратно ретушируют, теперь убрав Шверника, - двое. Причина этого неясна, так как Шверник никаким образом дорогу Сталину не переходил и умер своей смертью. Наверное, все дело опять в «английском следе»: Шверник был инициатором создания англо-советского профсоюзного комитета, может, почитателям Галковского это о чем-то да скажет. Финальным аккордом становится портрет Сталина, написанный И. Бродским с фотографии. Картина, правда, была закончена в 1929 году, то есть когда на официальном снимке не было только Комарова. Но это так, случайность. Ну или дурное предзнаменование, если вы смотрите битву экстрасенсов.







Тот вроде как жестом говорит спасибо, но на мужчину не смотрит. Как настоящий советский человек, пробившийся к успеху и власти с самых низов, Сталин недолюбливал себе подобных (простых трудящихся). Советские редакторы журнала «Прожектор» включили режим параноидального поиска глубинных смыслов (прямо как современные маркетологи) и поняли, что акт указания дороги вождю - это, мягко говоря, нехорошо. Мужичка на фотографии грязновато заретушировали, а столб за его спиной передвинули. Теперь жест Сталина адресован в пустоту.



26. В 1934 году журнал «Прожектор» пишет статью о прибытии в Москву трех болгарских коммунистов: Г. Димитрова, Б. Попова и В. Танева. По такому случаю сделали групповое фото. Слева направо: С. Орджоникидзе, Д. Мануильский, В. Кнорин, В. Молотов, Л. Каганович, К. Ворошилов, Г. Димитров, В. Куйбышев, И. Сталин, Б. Попов и В. Танев. В конце 30-х выходит первая ретушированная версия - без двух болгар, Попова и Танева, и латыша Кнорина. Болгары, получившие советское гражданство, будучи уже осужденными в Европе, теперь попадают под советский суд. Попова закрывают на 17 лет, а Таневу удается договориться и даже занять руководящие должности в ТНР (Тувинской Народной Республике). Латыша допрашивают с пристрастием, включая каленое железо, и выбивают из него «участие в заговоре против Сталина», после чего бросают в тюрьму. В 1949 году болгарские коммунисты в издании, посвященном 70-летию Сталина, ретушируют уже измененную версию, убирая вдобавок Орджоникидзе и Мануильского. Нетронутый советами Димитров, став премьер-министром родной Болгарии, мог лично приказать вырезать Мануильского. Все из-за борьбы за благосклонность Сталина в период «большого террора».





На снимке сидят слева направо: А. Бабаев, В. Молотов, А. Енукидзе. Стоят: О. Блан-Бирликда, З. Авезов и Ф. Ходжаев. В 1935 году выходит узбекский вариант альбома с этой фотографией, но с пропавшим Енукидзе (по совместительству крестным отцом жены Сталина). В 1937 году его расстреливают за «активное участие в антисоветском правотроцкистском центре», хотя на деле за разногласия с вождем. На месте Енукидзе ретушеру пришлось дорисовать пиджак Ходжаеву, но результат, честно говоря, топорный. В 1937 году А. Родченко, автор альбома с фотографией, замазывает лица Блан-Бирклиды, Ходжаева и Енукидзе от греха подальше.






Нас интересует Н. Ежов, пятый справа, стоящий рядом с молодым Н. Хрущевым, и Я. Боярский, стоящий за Ежовым. В 1949 году на 70-летний юбилей Сталина эту фотографию ретушируют, вытравив Ежова и Боярского. Ежова, бывшего наркома внутренних дел, лично арестовал его преемник Л. Берия. В 1940 году Ежова казнили. Боярского, директора МХАТа, расстреляли годом ранее.




29. Многим известна другая фотография с Ежовым, где он прогуливается по берегу канала «Москва-Волга» со Сталиным, Ворошиловым и Молотовым. Ирония заключается в том, что Ежов, помимо поста наркома внутренних дел, занимал еще и пост наркома водного транспорта. Здесь, опять-таки, вся суть советчины: у тебя есть гениальная, как тебе кажется, идея, но нет денег и средств на ее реализацию. Ты арестовываешь кучу людей, шлешь их на бесплатные исправительные работы, они мрут там как мухи, но задачу худо-бедно выполняют. Ты торжественно прогуливаешься мимо своего детища с начальником всех начальников… А потом тебя расстреливают и даже колхозник Хрущев клеймит тебя алкоголиком и наркоманом, который «получил то, что заслуживал».




Советская делегация состоит из 11 человек. Нас интересуют И. Майский и Н. Кузнецов, второй и третий справа соответственно. Их фигуры пропадают со снимка в 1949 году. Майский, советский дипломат, служил послом в Великобритании и был арестован по подозрению в шпионаже. Работа в Туманном Альбионе сказочным образом уберегла его от расстрела, но не от тюрьмы. После годичного заключения он был восстановлен в партии и реабилитирован. Кузнецову так не повезло. Преданный делу адмирал советского флота если и видел берега Соединенного Королевства, то только в бинокль. В 1947 году его обвиняют в передаче англичанам образца изобретенной им же парашютной торпеды и карт советских морских гаваней вдовесок, лишают звания и преследуют вплоть до времен Хрущева. Бывший адмирал умирает от инфаркта.




. На первой фотографии в парадной форме и при медали Героя Социалистического Труда. Нагрудный знак, кстати, выглядит довольно чужеродно. У этого снимка есть альтернативная версия, где форма заменена на штатский костюм. Неизвестно, с какой целью была выполнена ретушь, но точно не от скромности шефа тайной полиции.



На полотне, удостоенном Сталинской премии, привычно изображен Ленин, возвышающийся над толпой. За его спиной Сталин, Дзержинский и Свердлов. Серов удачно поработал над деталями, придав моменту торжественности и облагородив его: революционеры не выглядят обезумевшими от крови фанатиками, в люстре ярко горят электрические лампочки. Все выглядит как театральная постановка с хорошей массовкой. А теперь взгляните на эту же картину, которую Серов написал в 1962 году под влиянием всеобщей десталинизации. Освещение поблекло, цвета стали грязнее, театральная массовка превратилась в неуправляемую привокзальную толпу (мужчина на переднем плане вообще курит). Ленин как-то одеревенел, а всесильные партийные аппаратчики за его спиной попросту исчезли. Социалистический реализм 2.0.



33. «Приём в комсомол», С. Григорьев, 1949 год. Великий момент в жизни каждого юного коммуниста - единение с партией. В Советском Союзе очень любили эту картину за бутафорию всего происходящего: здесь тебе и кумачовая скатерть, и ландыши, и лето, и девочка только с уроков пришла, и бюст Вождя у стены. Репродукцию картины перепечатывали по всей стране, особенно в школьных учебниках. Как только закрутился маховик десталинизации, Григорьева настойчиво попросили картину изменить. Художник не возражал и в 1958 году слил бюст Сталина со стеной, за что в этом же году получил членство в Академии художеств СССР.




Картина была написана в 1949 году в том же духе социалистической бутафории. Тут, правда, вместо ландышей веточка березки, но тоже считается. Через год художник получил за свою работу Сталинскую премию 3-й степени. Во время десталинизации Мариупольский решает перестраховаться и меняет Кобу на Ленина, а карту рядом с ним - на абстрактный плакатик.



Сцена излучает грандиозность: Ленин встает пожать руку Дзержинскому, тот орлом смотрит на Ленина, Сталин монументально стоит позади, на все это добродушно взирает Свердлов. Позже на саму картину совсем недобродушно посмотрел Хрущев и повелел Сталина убрать. После этого в углу вырастает менее монументальный столик для бумаг.



Момент победы революционного дела: Ленин провозглашает власть Советов, за его спиной Антонов-Овсеенко, под ним летающая голова Дзержинского, Каменев (в пенсне), четвертый справа Сталин, рядом с ним Троцкий, левее через одного Рыков (высунулся посмотреть на Ленина). Картина исполнена довольно небрежно, зато правдоподобно: в люстре свечи, а не лампочки, много людей в толпе курит, у кого-то на лямках вещмешка висит кружка, а белая антисоветская шляпа мужчины в нижнем правом углу выдает в нем, скорее всего, английского шпиона. Хотя, может, это Горький оделся по моде. В 1935 году на всеобщей волне установления культа Сталина Юон решает картину осовременить. К этому времени многие аппаратчики-тяжеловесы уже пали жертвами репрессий: Каменев расстрелян с женой, Рыков тоже с женой, как, собственно, и Антонов-Овсеенко. Троцкого тоже убили, но жену пощадили. На полотне бросается в глаза резкое увеличение количества папах и лиц сами-знаете-какой национальности: художник явно старался угодить Сталину.




Англичанин Девид Кинг, по книге которого составлен материал, потратил на исследование вопроса 30 лет, собрав внушительное количество изрезанных фотографий, залитых тушью альбомов и снимков, которые вообще никогда не публиковались. Конечно, в 17-м году большевики вышли победителями, которые, как известно, пишут историю. Только, начав ее писать, в своей мелочной азиатской злобе они не заметили, как сами пали ее жертвами. Поэтому, если вы раз ступили на путь деструктивного вмешательства в собственное прошлое, берегитесь, не то вам лопнувший трос глаз выбьет.

Слева направо: Е. Ярославский, М. Калинин, И. Сталин, Г. Петровский и С. Орджоникидзе. Сталин здесь выглядит самодовольным. Еще бы, ведь его только что избрали Генсеком по предложению Каменева. На 60-летний юбилей вождя в 1939 году выходит альбом, в котором представлен уже измененный вариант фотографии. Петровский, обвиненный в связях с врагами народа и снятый со всех постов, чудом избежал расстрела, чего нельзя сказать о его семье: до зятя и сына большевики все-таки дотянулись. В этом же году фотографию урезают еще сильнее. На ней остается только усатый «Д’Артаньян».


Эта фотография — подделка, что особенно видно по положению руки Сталина и общему углу его освещения. Да и сам Ленин в действительности выглядел намного хуже после перенесенных ударов. Зачем вообще надо было делать такой кривой монтаж? Дело в том, что как только здоровье Ленина стало ухудшаться, в Политбюро стали искать преемника и им должен был стать Сталин. Чтобы как-то обосновать этот выбор для простых трудящихся, пропагандистская машина большевиков работала как часы: необходимо было создать видимость тесной дружбы между Вождем и Преемником. Настоящая политтехнология, которая, кстати, сработала. Сейчас большинство россиян либо вообще ничего не знают о Ленине, либо только в связке со Сталиным. Сам Ленин с опаской смотрел на возвышающуюся фигуру Сталина, дав ему нелестную характеристику в своих письмах. По мотивам этой безвкусной подделки была создана скульптура (фото 2), где Сталин выглядит старше, а Ленин так вообще живее всех живых. Затем свою лепту внес уже упомянутый художник П. Староносов, создав в 1936 году гравюру, где сияющий Сталин кажется исполином на фоне тщедушного старичка (фото 3). А в 1949 году для выставки «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве» В. Пинчуком была сделана очередная скульптура под названием «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Горках» (фото 4).
Метаморфозы, произошедшие с этой фотографией, являются обычным делом для модных глянцевых журналов. Речь идет о портретной ретуши. Говоря языком современной рекламы косметики, лицо Сталина было полно несовершенств. И это не какие-то черные точки — тут язвы от оспин. Именно поэтому одной из его кличек была «Рябόй». Это видно на первоначальном снимке 1924 года, хотя некая доля ретуши присутствует. В 1939 году фотографию перепечатывают в альбоме к 60-летию Сталина, серьезно поработав над ней. Теперь Коба выглядит как киногерой с идеальной стрижкой и гладкой кожей. На обложку «Эскваера», впрочем, не взяли бы.
Слева направо: М. Лашевич, М. Фрунзе, И. Смирнов, А. Рыков, К. Ворошилов, И. Сталин, Н. Скрыпник, А. Бубнов, С. Орджоникидзе и И. Уншлихт. Если кратко, то трое покончили с собой, пятеро умерли не своей смертью, а Ворошилов, друг Сталина, дожил до старости. На сильно измененном варианте этой фотографии 1939 года остались только Фрунзе (умер на хирургическом столе из-за «врачебной ошибки»), Ворошилов и Орджоникидзе (застрелился).
Судите сами: дата появления первой фотографии неизвестна. На ней Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции» Зиновьева. Всего пять человек. Первый вариант фотографии появляется в 1926 году без Комарова (расстрелян) — уже четыре. В издании «История СССР» от 1940 года вырезан Антипов (тоже расстрелян) — три. В 1949 году выходит «Иосиф Сталин. Краткая биография», где фотографию аккуратно ретушируют, теперь убрав Шверника, — двое. Причина этого неясна, так как Шверник никаким образом дорогу Сталину не переходил и умер своей смертью. Наверное, все дело опять в «английском следе»: Шверник был инициатором создания англо-советского профсоюзного комитета, может, почитателям Галковского это о чем-то да скажет. Финальным аккордом становится портрет Сталина, написанный И. Бродским с фотографии. Картина, правда, была закончена в 1929 году, то есть когда на официальном снимке не было только Комарова. Но это так, случайность. Ну или дурное предзнаменование, если вы смотрите битву экстрасенсов.
Тот вроде как жестом говорит спасибо, но на мужчину не смотрит. Как настоящий советский человек, пробившийся к успеху и власти с самых низов, Сталин недолюбливал себе подобных (простых трудящихся). Советские редакторы журнала «Прожектор» включили режим параноидального поиска глубинных смыслов (прямо как современные маркетологи) и поняли, что акт указания дороги вождю — это, мягко говоря, нехорошо. Мужичка на фотографии грязновато заретушировали, а столб за его спиной передвинули. Теперь жест Сталина адресован в пустоту.
26. В 1934 году журнал «Прожектор» пишет статью о прибытии в Москву трех болгарских коммунистов: Г. Димитрова, Б. Попова и В. Танева. По такому случаю сделали групповое фото. Слева направо: С. Орджоникидзе, Д. Мануильский, В. Кнорин, В. Молотов, Л. Каганович, К. Ворошилов, Г. Димитров, В. Куйбышев, И. Сталин, Б. Попов и В. Танев. В конце 30-х выходит первая ретушированная версия — без двух болгар, Попова и Танева, и латыша Кнорина. Болгары, получившие советское гражданство, будучи уже осужденными в Европе, теперь попадают под советский суд. Попова закрывают на 17 лет, а Таневу удается договориться и даже занять руководящие должности в ТНР (Тувинской Народной Республике). Латыша допрашивают с пристрастием, включая каленое железо, и выбивают из него «участие в заговоре против Сталина», после чего бросают в тюрьму. В 1949 году болгарские коммунисты в издании, посвященном 70-летию Сталина, ретушируют уже измененную версию, убирая вдобавок Орджоникидзе и Мануильского. Нетронутый советами Димитров, став премьер-министром родной Болгарии, мог лично приказать вырезать Мануильского. Все из-за борьбы за благосклонность Сталина в период «большого террора».
На снимке сидят слева направо: А. Бабаев, В. Молотов, А. Енукидзе. Стоят: О. Блан-Бирликда, З. Авезов и Ф. Ходжаев. В 1935 году выходит узбекский вариант альбома с этой фотографией, но с пропавшим Енукидзе (по совместительству крестным отцом жены Сталина). В 1937 году его расстреливают за «активное участие в антисоветском правотроцкистском центре», хотя на деле за разногласия с вождем. На месте Енукидзе ретушеру пришлось дорисовать пиджак Ходжаеву, но результат, честно говоря, топорный. В 1937 году А. Родченко, автор альбома с фотографией, замазывает лица Блан-Бирклиды, Ходжаева и Енукидзе от греха подальше.
Нас интересует Н. Ежов, пятый справа, стоящий рядом с молодым Н. Хрущевым, и Я. Боярский, стоящий за Ежовым. В 1949 году на 70-летний юбилей Сталина эту фотографию ретушируют, вытравив Ежова и Боярского. Ежова, бывшего наркома внутренних дел, лично арестовал его преемник Л. Берия. В 1940 году Ежова казнили. Боярского, директора МХАТа, расстреляли годом ранее.
29. Многим известна другая фотография с Ежовым, где он прогуливается по берегу канала «Москва—Волга» со Сталиным, Ворошиловым и Молотовым. Ирония заключается в том, что Ежов, помимо поста наркома внутренних дел, занимал еще и пост наркома водного транспорта. Здесь, опять-таки, вся суть советчины: у тебя есть гениальная, как тебе кажется, идея, но нет денег и средств на ее реализацию. Ты арестовываешь кучу людей, шлешь их на бесплатные исправительные работы, они мрут там как мухи, но задачу худо-бедно выполняют. Ты торжественно прогуливаешься мимо своего детища с начальником всех начальников… А потом тебя расстреливают и даже колхозник Хрущев клеймит тебя алкоголиком и наркоманом, который «получил то, что заслуживал».
Советская делегация состоит из 11 человек. Нас интересуют И. Майский и Н. Кузнецов, второй и третий справа соответственно. Их фигуры пропадают со снимка в 1949 году. Майский, советский дипломат, служил послом в Великобритании и был арестован по подозрению в шпионаже. Работа в Туманном Альбионе сказочным образом уберегла его от расстрела, но не от тюрьмы. После годичного заключения он был восстановлен в партии и реабилитирован. Кузнецову так не повезло. Преданный делу адмирал советского флота если и видел берега Соединенного Королевства, то только в бинокль. В 1947 году его обвиняют в передаче англичанам образца изобретенной им же парашютной торпеды и карт советских морских гаваней вдовесок, лишают звания и преследуют вплоть до времен Хрущева. Бывший адмирал умирает от инфаркта.
. На первой фотографии в парадной форме и при медали Героя Социалистического Труда. Нагрудный знак, кстати, выглядит довольно чужеродно. У этого снимка есть альтернативная версия, где форма заменена на штатский костюм. Неизвестно, с какой целью была выполнена ретушь, но точно не от скромности шефа тайной полиции.
На полотне, удостоенном Сталинской премии, привычно изображен Ленин, возвышающийся над толпой. За его спиной Сталин, Дзержинский и Свердлов. Серов удачно поработал над деталями, придав моменту торжественности и облагородив его: революционеры не выглядят обезумевшими от крови фанатиками, в люстре ярко горят электрические лампочки. Все выглядит как театральная постановка с хорошей массовкой. А теперь взгляните на эту же картину, которую Серов написал в 1962 году под влиянием всеобщей десталинизации. Освещение поблекло, цвета стали грязнее, театральная массовка превратилась в неуправляемую привокзальную толпу (мужчина на переднем плане вообще курит). Ленин как-то одеревенел, а всесильные партийные аппаратчики за его спиной попросту исчезли. Социалистический реализм 2.0.
33. «Приём в комсомол», С. Григорьев, 1949 год. Великий момент в жизни каждого юного коммуниста — единение с партией. В Советском Союзе очень любили эту картину за бутафорию всего происходящего: здесь тебе и кумачовая скатерть, и ландыши, и лето, и девочка только с уроков пришла, и бюст Вождя у стены. Репродукцию картины перепечатывали по всей стране, особенно в школьных учебниках. Как только закрутился маховик десталинизации, Григорьева настойчиво попросили картину изменить. Художник не возражал и в 1958 году слил бюст Сталина со стеной, за что в этом же году получил членство в Академии художеств СССР.
Картина была написана в 1949 году в том же духе социалистической бутафории. Тут, правда, вместо ландышей веточка березки, но тоже считается. Через год художник получил за свою работу Сталинскую премию 3-й степени. Во время десталинизации Мариупольский решает перестраховаться и меняет Кобу на Ленина, а карту рядом с ним — на абстрактный плакатик.
Сцена излучает грандиозность: Ленин встает пожать руку Дзержинскому, тот орлом смотрит на Ленина, Сталин монументально стоит позади, на все это добродушно взирает Свердлов. Позже на саму картину совсем недобродушно посмотрел Хрущев и повелел Сталина убрать. После этого в углу вырастает менее монументальный столик для бумаг.
Момент победы революционного дела: Ленин провозглашает власть Советов, за его спиной Антонов-Овсеенко, под ним летающая голова Дзержинского, Каменев (в пенсне), четвертый справа Сталин, рядом с ним Троцкий, левее через одного Рыков (высунулся посмотреть на Ленина). Картина исполнена довольно небрежно, зато правдоподобно: в люстре свечи, а не лампочки, много людей в толпе курит, у кого-то на лямках вещмешка висит кружка, а белая антисоветская шляпа мужчины в нижнем правом углу выдает в нем, скорее всего, английского шпиона. Хотя, может, это Горький оделся по моде. В 1935 году на всеобщей волне установления культа Сталина Юон решает картину осовременить. К этому времени многие аппаратчики-тяжеловесы уже пали жертвами репрессий: Каменев расстрелян с женой, Рыков тоже с женой, как, собственно, и Антонов-Овсеенко. Троцкого тоже убили, но жену пощадили. На полотне бросается в глаза резкое увеличение количества папах и лиц сами-знаете-какой национальности: художник явно старался угодить Сталину.
Англичанин Девид Кинг, по книге которого составлен материал, потратил на исследование вопроса 30 лет, собрав внушительное количество изрезанных фотографий, залитых тушью альбомов и снимков, которые вообще никогда не публиковались. Конечно, в 17-м году большевики вышли победителями, которые, как известно, пишут историю. Только, начав ее писать, в своей мелочной азиатской злобе они не заметили, как сами пали ее жертвами. Поэтому, если вы раз ступили на путь деструктивного вмешательства в собственное прошлое, берегитесь, не то вам лопнувший трос глаз выбьет.