Развивающая игра для детей "часы". Организация и проведение игрового часа в детском саду

Цель: уточнять представления детей о зимнем сезоне, развивать связную речь у них, ; укреплять доброжелательные отношения между детьми в группе, поощрять способность к взаимовыручке, формировать убеждения детей о значимости каждого ребенка для коллектива группы.

Игра « Верно - неверно »

Оборудование: карточки со словами «ДА» и «НЕТ», опросник, счетные палочки.

Ход игры

Ведущий произносит фразу, а дети должны поднять соответствующую карточку со словом-ответом. За правильный ответ ребенок получает одну счетную палочку.

  •  Мы встречаем Новый год осенью. (Нет.)
  •  Некоторые птицы прилетают к нам весной. (Да.)
  •  Все дети осенью идут в школу. (Нет.)
  •  Зимой всегда холоднее, чем летом. (Да.)
  •  Зимой всегда сильные морозы. (Нет.)
  •  Лед - это растаявший снег. (Нет.)
  •  Лед - это замерзшая вода. (Да.)
  •  Мороз - это дикое животное. (Нет.)
  •  Все звери зимой спят в берлоге. (Нет.)
  •  Зимой люди надевают шапки и шубы. (Да.)
  •  Летом идет снег. (Нет.)
  •  Если снег принести в дом, то он растает. (Да.)
  •  Зимой люди собирают фрукты и овощи. (Нет.)
  •  Зимой люди посыпают дороги песком и солью. (Да.)
  •  Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы. (Да.)
  •  В январе сильно кусаются комары. (Нет.)
  •  Зимой солнце светит, но не греет. (Да.)
  •  Все люди любят купаться в проруби. (Нет.)
  •  Зимой можно ловить рыбу. (Да.)
  •  Зайчик зимой серый, а летом - белый. (Нет.)
  •  Весной люди наряжают новогоднюю елку. (Нет.)
  •  Зимой никогда не увидишь ласточку. (Да.)
  •  После зимы будет лето. (Нет.)
  •  Снегирь и синица - зимующие птицы. (Да.)
  •  Зимой день долгий, а ночь - короткая. (Нет.)
  •  Зимой у нас празднуют Рождество и Коляды. (Да.)

В конце игры подсчитываются баллы по количеству палочек. По количеству баллов определяется очередность участников в следующем конкурсе. Начинает тот, у кого больше баллов (палочек).

« Назови предложение ».

(В игре участвует 10 детей.)

Оборудование: схема «Времена года», мешочек с карандашами

4-х цветов (по 2 карандаша на каждого участника игры), таблица-список участников для подсчета количества полных предложений, составленных с опорой на схему.

Ход игры

Каждый участник игры по очереди вытаскивает из «Волшебного мешочка» цветной карандаш - символ времени года. Красный - лето, желтый - осень, белый - зима, зеленый - весна. Затем нужно с опорой на схему или самостоятельно придумать одно простое полное предложение об этом времени года.

После ответа сообща определяется, полное ли было предложение, а в схеме отмечается один ответ. Затем «Волшебный мешочек» переходит к следующему игроку.

В конце игры подсчитываются баллы по количеству полных ответов плюс прошлые баллы.

« Сравнения снежинки ».

(Участвует 8 детей.)

Оборудование: у каждого участника игры по 4 карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; таблицы из четырех пронумерованных картинок, мяч.

Ход игры

Каждому участнику ведущий бросает мяч и просит назвать любой цвет. Ребенок ловит мяч, называет любой цвет и возвращает мяч ведущему. В зависимости от количества игроков провести 1-2 круга.

Ведущий показывает первую таблицу из 4-х картинок. Все хором называет картинки, чтобы они были понятны всем до игры. Например: разноцветный воздушный шар, белый гусь, черный жук, разноцветная бабочка.

Затем ведущий задает вопрос: «На что из этих предметов похожа снежинка по цвету?»

Участники игры молча должны поднять карточку с цифрой, соответствующей картинке на таблице. При правильном ответе участник игры делает шаг вперед.

Игра с мячом: «Какие вы знаете формы предметов?» (Круглые, треугольные, квадратные, овальные и т. д.)

Воспитатель показывает вторую таблицу и называет картинки: пчела, ладонь, пуговица, дубовый листок. Или: мяч, шарик воздушный, звезда, капля воды.

В. На что из этих предметов снежинка похожа по форме?

Игра с мячом: «Какие предметы бывают по размеру?» (Маленькие, очень маленькие, средней величины, большие, очень большие.)

Воспитатель показывает третью таблицу и называет картинки на ней (все белые): комар, кот, мышь, снеговик.

В. На что из этих предметов снежинка похожа по величине? (Самая маленькая.)

Игра с мячом: «Какие бывают предметы по качеству, на ощупь?» (Мохнатые, колючие, пушистые, мокрые, холодные и т. д.)

Воспитатель показывает четвертую таблицу и называет картинки: ладошка, ромашка, ель, комар. Или: парашют, одуванчик белый, капля воды, воздушный шарик.

В. На что из этих предметов снежинка похожа на ощупь? (Колючая или мокрая.)

Игра с мячом: «Из чего делают предметы? Назовите, из каких материалов изготавливаются предметы!» (Бумажные, кожаные, стеклянные, деревянные и т. д.)

В. Назовите картинки на пятой таблице. (Книга, перо, вата, сок в стакане.)

На что из этих предметов снежинка похожа по материалу?

Шесть детей, победивших в предыдущих турах, выходят в 1/4 финала игры.

« Телевизор ».

Оборудование: схема телевизора, предметные картинки, наборное полотно букв алфавита.

В этом конкурсе участник может один раз взять помощь зрительного зала (родителей или воспитателя).

Ход игры

Каждому ребенку даются предметные картинки, первые звуки названия которых составляют название спрятанного в телевизоре изображения. Надо выбрать из кассы букв первые звуки каждой картинки и прочитать слово.

Например: собака, апельсин, нож, курица, иголка (САНКИ).

Четверо первых участников выходят в полуфинал игры.

« Умозаключения ».

Оборудование: бланк с вопросами.

  •  Когда идет дождь, деревья мокрые. Дождя нет, а деревья все мокрые. Почему?
  •  Летом цветут цветы. На улице зима, цветы цветут. Где такое может быть?
  •  Каждое утро летом хозяйка сама поливает капусту. Однажды утром она приходит на огород, а капуста уже полита. Почему?
  • Зимой скользко, и люди падают. Человек упал на ровной дороге летом. Почему?
  • Ночью дети спят. На улице темно, а детей ведут в детский сад. Почему?
  • Что случится, если не очищать зимой улицы от снега?
  • Что будет, если летом пойдет сильный град?
  • Что случится, если после зимы сразу наступит жаркое лето?
  • Что случится, если после лета сразу наступит очень морозная зима?
  • Три дня без перерыва идет сильный снегопад. Каковы последствия этого события?

В финал выходят двое детей.

« Определения ».

Оборудование: предметная картинка с изображением снежинки, счетные палочки.

Ход игры

Надо по очереди (начиная с детей с меньшим количеством баллов) называть определения к слову снежинка. Ответы не должны повторяться. За каждый ответ участник получает одну счетную палочку.

Выигрывает участник с большим количеством баллов либо тот, кто последним назвал определение к слову.

Победитель получает приз (конфеты) и свой «Звездный час». Он имеет возможность высказать свои пожелания перед всеми зрителями и получить поздравления.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Консультация для родителей. Знакомство ребенка с часами.


Описание: консультация может быть полезна для педагогов детей старшего дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребенка с часами и как развивать у него чувство времени.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1 класса.
Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения. В школе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, управлять своими действиями во времени. Первоклассники должны научиться: не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать. А для этого необходимо уметь определять время по часам. Но ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтому овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.

Итак, с чего начать?
- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.

Устройте вечер загадок про часы и время, например:

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(часы)

Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах, авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», например, стихотворение Н. Уманской:

А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали...
Видно - ноженьки устали!

- Рассмотрите с ребенком книги про часы.


- Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).



- Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12.


- Сделайте с ребенком самодельные часы.





- Предложите ребенку нарисовать разные виды часов.


- Предложите ребенку сконструировать часики из бумаги.


- Научите ребенка узнавать, сколько времени (с точностью до часа, до получаса, до четверти часа) с помощью дидактических игр: «Что показывают часы?», «Какие часы правильные?», «Часы и минуты»; «Каждой цифре свое место».


- Закрепите полученные знания ребенка с помощью игр «Учим часики» и «Мои первые часы».



- Научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут). Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.


- Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.



- Научите ребенка контролировать время по песочным часам; определять время без песочных часов (учите планировать объем работы на минутный, двухминутный, трехминутный интервалы времени).
Например, Вы предлагаете ребенку:
- Нарисуй палочки высотой «одна клетка» с интервалом в одну клетку. Как только ты почувствуешь, что минута заканчивается, закончи задание (переворачиваете одноминутные песочные часы так, чтобы ребенок их не видел).




Благодаря проведенным методам и приемам Ваш ребенок научится:
- понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, до получаса, до четверти часа);
- принимать решение и использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.

Результат:
- у Вашего ребенка уточняются и конкретизируются представления о необратимости, ценности времени;
- Ваш ребенок получит положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.

В подготовительной группе

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

2. Закрепить счет в пределах 10, представления о цифре 10 и составе числа 10.

3. Закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.

4. Развивать умственные способности детей, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.

5. Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблица для закрепления знания состава числа 10; цифры 1-10; 9 жёлтых и 9 синих квадратов; картинки с различными часами.

Раздаточный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; 9 жёлтых и 9 синих квадратов, листы с часами без цифр.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Назови скорее», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи соседей» или «Кто внимательный?».

Ход занятия:

Организационный момент:

Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.

1. Какое сейчас время года?

2. Какой сейчас день недели?

3. Назови первый месяц года?

4. Какой день недели наступит после воскресенья?

5. Сколько месяцев году?

6. Сколько дней в неделе?

7. Какой сейчас месяц?

8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?

9. В какое время суток мы идем в детский сад?

10. Назови последний месяц года?

11. Назови второй день недели?

12. Назови части суток по порядку?

Воспитатель : Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Давайте присядем на стульчики.

Стук в дверь. Входит Никита – часики.

Здравствуйте, ребята! А, вы узнали меня?

Дети: Да, ты Никита!

Никита: Я Никита – часики. Я вам хочу загадать загадку:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

Дети : Часы.

Никита : Правильно! А ещё у меня есть две помощницы. Угадайте, кто это?

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час.

Дети: Стрелки часов.

Воспитатель : Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

Дети: Солнечные, водяные, песочные, настенные, ручные.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие есть часы. Я вам приготовила картинки.

Демонстрация по телевизору различные виды часов.

Никита: Ребята, а для чего нужны часы?

Дети: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

Воспитатель: Правильно, чтобы знать, когда идти на прогулку, завтракать. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах как называется? Кто знает?

Дети: Циферблат.

Воспитатель : Молодцы! Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

Дети : Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

Воспитатель : Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Сядем за столы. Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

Воспитатель : Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов. Как поставили стрелки на часах?

Дети : Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

(Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске).

II. Физкультминутка: «Часы».

Сабрина показывает движения.

Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Дети раскачиваются в такт мятника:

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так,

Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом к левому, как часы и т.д.:

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так,

III. Закрепление счетных умений в пределах 10.

Воспитатель : Ребята, я знаю, что многие из вас увлекаются собирательством. Кто-то собирает марки, кто-то фишки, волчки.

Я решила вам показать свои сокровища. Посмотрите в мою корзинку, в ней драгоценные камни двух цветов. Фианиты и топазы. Я люблю порядок во всём. Поэтому прошу вас собрать мои драгоценности так, чтобы получилось 10 разноцветных камней.

Вызываю 4 -5 детей и прошу собрать камни так, чтобы их получилось 10.

Ребёнок : На 1 синий и 9 жёлтых.

Воспитатель : Верно. А, вы ребята на столах тоже сложите ваши камни, чтобы получилось 10.

Дети : 1+9.

Воспитатель : Сколько получилось камней?

Дети : 10.

Воспитатель : А ещё?

Дети вспоминают все возможные варианты. В случаи затруднения воспитатель позволяет им пользоваться «волшебным домиком» - опорной таблицей для закрепления знания состава числа 10.

Дети : 3 синих и 7 жёлтых. 3+7=10.

Дети : 4 синих и 6 жёлтых. 4+6=10.

Дети : 5 синих и 5 жёлтых. 5+5=10.

Дети : 6 синих и 4 жёлтых. 6+4=10.

Дети : 7 синих и 3 жёлтых. 7+3=10.

Дети: 8 синих и 2 жёлтых. 8+2=10.

Дети : 9 синих и 1 жёлтый. 9+1=10.

Воспитатель : Проверьте друг у друга, правильно ли собрали камни? Правильно? У всех так получилось? Молодцы!

IV. Итог занятия.

Воспитатель : Что нового сегодня интересного вы узнали?

Для чего нужны часы?

Ответы детей.

Воспитатель: А можно прожить без часов? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята! Вы любите получать подарки? Тогда сделайте подарки друг другу. На столах у вас лежат листы с циферблатом. Но на этих часах нет цифр. Нарисуйте цифры.

Дети рисуют цифры на часах. И дарят нарисованные часы друг другу.

Воспитатель: Молодцы! Все справились!

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ВЕЧЕРОМ (14 СПОКОЙНЫХ ИГР)

Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… «Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!». А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или: «Такая тихая, спокойная девочка!». Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и «негромкий» человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

Если же ребенок и в садике - «ураган», и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию «в мирное русло». Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок - «тихоня», а вечером - «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля».

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является «Грибник». Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - «грибы» - в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру… К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: «Давай почитаем?» или «Поможешь мне на кухне?».

Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на «перед сном», - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для «Спокойной ночи, малыши!», - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий. Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

1) ЮНЫЙ МЕТАЛЛИСТ

Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.

2) ЗОЛУШКА

Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием. Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.

3) ГДЕ БУДИЛЬНИК

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

4) ОБМЕН ОДЕЖДОЙ

Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.

5) ОБУВНОЙ САЛАТ

Вам понадобится много пар обуви, полотенца. Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.
Вариант: Для детей постарше - искать свою обувь на столе всем одновременно. Угадай по голосу. Дети садятся в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом помощник (лучше взрослый). Помощник подзывает детей по одному, не называя имён. Дети за спиной водящего голосом изображают какого-нибудь животного. Водящий должен угадать, кто это. Если угадал – меняется с ним местами.

6) ЗЕМЛЯ. ВОЗДУХ, ВОДА

Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» - того, кто летает.

7) ЧТО В СУНДУКЕ?

Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает - для проверки.

8) РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ

Для любого количества играющих. Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.
Что за рисунок получится в конце концов?

9) ОСТРЫЙ ГЛАЗ

Участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

10) НРАВЯТСЯ ЛИ ТЕБЕ ТВОИ СОСЕДИ?

Все сидят в кругу, водящий-в центре. Он спрашивает всех по очереди: «Нравятся ли тебе твои соседи?». Если кому-то не нравятся, следует вопрос: «Какие соседи тебе нужны?». Игрок должен назвать либо имена, либо какой-то признак, который должен присутствовать у новых его соседей. Например: «Мне нужны соседи в джинсах»-тогда все, кто в джинсах, меняются местами, двое из них садятся на места бывших соседей. Водящий также может занимать освободившееся место. Кому стула не хватило, тот становится водящим, и все начинается с начала.

11) 1-2-ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «добрый день». Т. е. первый говорит «один», второй-«два», третий-«добрый день», четвертый-«четыре», пятый-«пять», шестой-«добрый день», и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

12) БАБУШКА ПОШЛА НА БАЗАР И КУПИЛА...

Играют стоя в кругу. Ведущий начинает: «Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку» и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: «Бабушка пошла на базар и купила старый утюг» (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой («Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,»). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно.

13) КОРОЛЬ ТИШИНЫ

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. Во время этого перемещения игрок внимательно слушает. Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки.
Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место).

14) ЭТО - МОЙ НОС

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это--мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это-мой подбородок», показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это-моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и т.д. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят

В последнее время в педагогической литературе много внимания уделяется детской игре. Рассматривая её с различных позиций, авторы говорят о непреходящем значении игры в жизни ребёнка-дошкольника.

В 1997 году, проведя у себя в ДОУ глубокий анализ состояния игровой деятельности, мы пришли к выводу, что игра уходит из детского сада, становится способом переработки полученных на занятиях знаний. Основной причиной этого мы увидели то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается утром с 7.00 до 8.30, (основная масса детей приходит в детсад с 8.30 до 9.00) и вечером после ужина.

Как же быть? Мы решили посвятить игре время после завтрака. Таким образом, у нас в режиме дня появился игровой час. Конечно, это понятие условное. Длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от возраста, желания детей. Это время полностью посвящено самостоятельным играм. Основная задача воспитателя – создать оптимальные условия для игровой деятельности.

Каковы цели игрового часа?

  • Дать ребёнку наиграться, предоставить возможности для самореализации. В каждом ребёнке живёт страсть к игре и её надо удовлетворить – это так же естественно, как потребность в пище, отдыхе и т.д.
  • Коррекция эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
  • Коррекция социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь всё происходит гораздо легче, чем в жизни. Возьмём для примера сюжетно-ролевую игру “Школа” – любой ребёнок может взять на себя роль “хорошего” ученика, или “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны – как на исполнителя роли, как на человека, который знает, как следует себя вести на самом деле.
  • Развитие коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.
  • Обучение конкретным игровым навыкам. Наши дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов. В то же время здесь найдут место и будут приняты любые творческие находки воспитателя.

В старшем дошкольном возрасте возможны специфичные моменты при проведении игрового часа – ребёнок может отказаться от предложения поиграть как с взрослым, так и со сверстником. В таком случае воспитателю надо проявить тактичность, внимание и понимание, предложить ребёнку выбрать себе занятие по душе. Такая ситуация объяснима: у детей начинает меняться форма общения со сверстниками и с взрослыми.

Теперь необходимо определить позицию воспитателя во время проведения игрового часа. Мы исходим из того, что взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. А “вторжение” в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих.

Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета).

Воспитатель активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих)

Переход к другим видам деятельности.

После завершения игрового часа целесообразно заняться организованными видами деятельности, в том числе и учебной.

Как правило, дети к концу отведённого времени уже сворачивают игру. Воспитатель может сообщить ненавязчиво каждой группе играющих, что времени для игры осталось немного. Можно использовать песочные или обычные часы. При интересном, захватывающем сюжете возможен перенос его на занятие или прогулку.

В адаптационный период есть смысл отказаться от занятий в пользу игрового часа. Это позволит детям мягче войти в коллектив, довериться взрослому, а взрослому увидеть ребёнка с иных позиций.

План развития сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада "Автопарк"

  1. обогащать содержание сюжетно-ролевой игры "Автопарк" за счёт расширения представлений детей об окружающем мире (экскурсии, художественная литература, дидактические игры и пр.);
  2. продолжать формировать умения менять в ходе игры роль и ролевое поведение при необходимости введения в сюжет новых персонажей, развивать у детей умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль;
  3. продолжать учить разворачивать самостоятельно сюжет, учить детей готовить обстановку для игры, самостоятельно и с помощью воспитателя изготавливать необходимые атрибуты.

Подготовительный этап

Изменение игровой среды

Кусты ролей

  • Экскурсия к проезжей части
  • Целевые прогулки по улицам района, наблюдение за движением транспорта с целью закрепления ПДД, названий марок машин, их назначение
  • Стихи, загадки о транспорте
  • Дидактические игры "Виды транспорта", "Узнай по описанию", "Подбери гараж для машины"
  • Совместное изгототовление атрибутов: "ключи" от машин, вывеска, шапочки таксистов
  • Внесение оборудования: крупный конструктор, огнетушитель, телефон

Радиатор, фары, кабина, кузов, автомобильный транспорт, скорость, маршрут

В – начальник гаража
Р– водитель
Р– диспетчер

P – начальник гаража
В – водитель 1
Р – водитель 2
Р – диспетчер

  • Целевая прогулка к АЗС
  • Просмотр отрывков из х/ф "Королева бензоколонки" и т.п.
  • Дидактические игры: "Найди символ вида транспорта", "Узнай машину", "Найди безопасный маршрут"
  • Художественная литература: Н. Калинина "Как ребята переходили улицу", сборник "Едет, плавает, летает", "Три сигнала светофора"
  • Работа с плакатами серии "ПДД – малышам"
  • Работа с родителями – поездка на личном автотранспорте на АЗС
  • Совместное изготовление атрибутов: "форма" работников АЗС, вывеска, чеки, талоны
  • Внесение оборудования: бензоколонка, пульт оператора, огнетушитель, телефон

Автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин

Р– водитель 1
В – оператор АЗС
Р – водитель2
Р – автозаправщик

Р – оператор АЗС
В – водитель 1
Р – водитель2
Р – автозаправщик

Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель2
В – автозаправщик

Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель 2
Р – автозаправщик

  • Экскурсия в шиномонтажную мастерскую
  • Встреча с мастером-автослесарем
  • Дидактические игры: "Собери автомобиль", "Узнай автомобиль по силуэту", "Кому что нужно для работы, "Диспетчер автопарка"
  • Художественная литература: Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла?", "Какого цвета ремёсла?", сборник "Едет, плавает, летает"
  • Совместное изготовление атрибутов: чертежи деталей, чертежи машин, "технические заготовки", журнал заявок, регистраций
  • Внесение оборудования: игровой центр "мастерская", вывеска, диспетчерский пульт, машины, заместители

Автослесарь, ремонтные работы, оборудование, двигатель, запасные части, сервисные услуги

В – мастер
Р – автослесарь
Р – водитель

В – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель

Р – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель

МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского саде, беседа с врачом
  • Экскурсия в поликлинику (доврачебный кабинет)
  • Дидактические игры: "Подбери вывеску", "Угадай профессию по движению", "Кому что нужно для работы"
  • Художественная литература: отрывок из произведения В. Маяковского "Кем быть?", С. Михалков "Прививка", Янис "Кукла заболела", Куприн отрывок из произведения "Слон", К.Чуковский "Доктор Айболит"
  • Совместное изготовление атрибутов: бланки "допуск к работе", печати, медицинские карты
  • Внесение оборудования: медицинский центр, вывеска

Медпункт, медосмотр, допуск к работе, состояние здоровья, самочуствие

В – врач
Р – медсестра
Р – водитель
Р – диспетчер

Р – медсестра
В – водитель 1
Р – водитель 2

Р – диспетчер
Р – водитель
Р – медсестра

КАФЕ "У ДОРОГИ"

  • кскурсия на кухню
  • Работа с родителями: семейный выход в детское кафе
  • Встреча с работником кафе, рассказ о работе бармена
  • Дидактические игры: "Сервируем стол", "Кому что нужно для работы", "Скатерть-самобранка", "Угощение", "Готовим обед"
  • Художественная литература: Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла?", С. Михалков "А что у вас?"
  • Совместное изготовление атрибутов: "выпечка", меню, салфетки для сервировки, вывеска
  • Внесение оборудования: фартуки, наколки для официантов, центры "кухня", "кафе", касса

Меню, шеф-повар, официант, посетитель

В – официант
Р – повар
Р – посетитель

В – официант
Р – повар
Р – посетитель 1
Р – посетитель 2

Р – официант
В – повар
Р – посетитель 1
Р – посетитель 2