Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика. Программа кружка «Ритмическая мозаика Составной частью программы является подпрограмма ритмическая мозаика

Программа по ритмической пластике, направленная па целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева СПб., 1996).

Ведущая идея - использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фанта­зию, нравственно-коммуникативные качества, способность к им­провизации в движении под музыку, что требует свободного и осо­знанного владения телом.

Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произве­дения в пластической импровизации.

В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.

По каждому возрастному периоду (3 - 4, 4-5, 5-7, 7-9 лет):

· рассматривается основное содержание;

· выделены показатели уровня развития;

При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.

Система работы предполагает вариативные игровые формы ор­ганизации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей - от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал - 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.

Программа «Топ-хлоп, малыши»

Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 - 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.

В программе формулируются цели и задачи музыкально-­ритмического воспитания:

· развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

· развивать музыкальные сенсорные способности;

· развивать слуховое внимание, двигательную сферу, вырази­тельность движений;

· воспитать общительность;

· развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.

Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последователь­ности и адаптированы для работы с детьми 2 - 3 лет.

В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.

Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необхо­димой последовательности.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой - содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию дошкольников.

Основные задачи программы:

· укреплять здоровье;

· развивать психомоторные и творческие способности, мышление, воображение и познавательную активность;

· расширять кругозор;

· формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;

· развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и тру­долюбия.

Основные разделы программы:

· танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;

· нетрадиционные виды упражнений: игропластика; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;

· креативная гимнастика.

В программе представлены характеристика каждого раздела, со­держание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков.

Программа «В мире бального танца»

Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.

Цель программы:

· приобщать ребенка к миру танца;

· формировать пластику, культуру выразительность движений;

· способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи программы:

· способствовать физическому развитию ребенка;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;

· учить понимать язык музыки и выражать его в танце;

· развивать умение применять элементы бального танца в импро­визации;

· обучать основам этикета.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.

Программа включена в пособие «Фольклор - музыка-театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.

Программа «Путешествие в страну “Хореография”» Ав тор А. А. Матяшина

Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя посредством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.

Цель программы:

· привить интерес к хореографическому искусству;

· развить творческие способности детей посредством танцеваль­ного искусства.

Задачи программы:

· овладеть основами классического экзерсиса;

· ознакомить детей с историей развития танца;

· снять мышечное и психологическое торможение.

Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), учитывающих особенности динамику развития годичного цикла ребен­ка и преследующих вначале обучающую цель, а затем - развитие творческих способностей.

По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.

Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается му­зыкальный материал и игры.

Программа включена в пособие «Фольклор музыка - театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.

Программа «В мире музыкальной драматургии» Автор Т. Ф. Коренева.

Цель программы:

· формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 - 7 лет через осознание драматургии музыкального произведения;

· воспитывать желание к передаче музыкальных образов сред­ствами ритмопластики.

Задачи программы:

· развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способ­ности, способность эстетически переживать музыку и передавать музыкальные образы в движениях;

· знать простейшие музыкальные понятия;

· формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.

Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей.

Весь репертуар представлен по следующим темам:

· характер музыки, средства музыкальной выразительности;

· музыкальная форма;

· комплексы ритмической гимнастики;

· танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;

· историко-бытовой танец, парные композиции, элементы баль­ного, народного и современного танца;

· игровое танцевальное творчество;

· инсценирование песен;

· постановка ритмопластических спектаклей.

В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.

Остановилась!

Программа по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Ее главная цель - научить детей творчески осмысливать и воплощать образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.

Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.

Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому а затем - к «композиционному» твор­честву в танце.

В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описыва­ются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.

Комплект пособий «От жеста - к танцу» состоит из трех книг. Первая - изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений); - приложения к первой.

ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ

МУЗИЦИРОВАНИИ

По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных на­правлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие.

В соответствии с этим важной задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку этот возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики, без которой будет ущербно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию интеллек­туальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребен­ку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства.

Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентиро­ваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами способствует развитию моторики (особенно мелкой).

Именно поэтому в практике современного музыкального воспи­тания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных и инструментах.


Программа «Звук-волшебник» 1

Образовательная программа но музыкальному воспитанию стар­ших дошкольников, предусматривающая изучение музыкальных и iк"музыкальных звуков, способов их распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит из­готовление детьми самодельных игрушек-инструментов и обучение игре па них.

Цель программы: развивать интерес к эстетической сторо­не дойствитещадосЖ потребности детей в творческом самовыраже­нии, инициативности и самостоятельности в воплощении художе­ственного замы ела.

Задачи программы:

· создать условия для экспериментирования ребенка со звуком;

· расширять кру! Шор;

· развивать творческое самовыражение, стремление к импрови­зации и др.

Курс рассчитан на 1 год и разделен на четыре этапа.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Программа разработана на стаюве сочетайия 11 ри i щт юв творче­ского импровизационного музицирования австрийского компози­тора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музы каль- ной педагогики. Программа рассчи тана на два года занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

В основе программы лежит элементарное музицирование, объ­единяющее пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкаль­ных инструментах, танец, импровизированное движение под музы­ку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализа цию.

Цель п р о г р а м м ы:

· привить первоначальные навыки творческого ансамблевого му­зицирования на основе развития импровизационного мышле­ния и первичного моделирования творческих процессов;

· развить природные способности ребенка.


Задачи программы:

· помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; пере­жить ее чувственно;

· воспитать потребности в музицировании;;

Утверждаю заведующий МДОУ

«Детский сад комбинированного вида №222»

И.А.Чернова

Рабочая программа

по ритмической пластике

дошкольников

«Ритмическая мозаика»

Выполнила: Е.И Ещеркина

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей с учетом ФГТ.

Кружок дополнительного образования «Озорной каблучок» работает по А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика» программе по ритмической пластике для детей 3–7 лет, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС. Программа направлена на целостное развитие личности детей от 3-х до 7-и лет. Новая редакция разработана в контексте ФГОС, включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально-ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.

Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы рассчитан на 1 год - проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Форма работы:

Групповая, работа с подгруппой/ индивидуально.

В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

    принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

    сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

    единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

    признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

    Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

    Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

    Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

    Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

    Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Цель:

развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Приоритетные задачи:

развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основные задачи:

I. Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

    обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы­кальными сочинениями;

    развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере­давая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм.

    развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

    Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо­кий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения

на различные группы мышц и различный ха­рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкос­ти движений, координации рук и ног;

имитационные движения

различные образно-игровые движения, раскрыва­ющие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настрое­ний, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим­метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви­жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере­менный шаг, шаг с притопом и др.

Ш. Развитие творческих способностей:

    развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно созда­вая пластический образ;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви­жения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

    тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изме­нять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музы­кального произведения - по фразам;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе ус­ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча­ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

    развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения,

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот­ным, игровым персонажам;

    воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

    воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

Технология развития танцевального творчества дошкольников.

(А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»)

Данная технология, в основе имеет – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Актуальность технологии. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... А приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д

Цель использования технологии : развивать танцевальное творчество дошкольников средствами музыкально-двигательной выразительности.

Задачи обучения и воспитания детей:

  1. Развитие музыкальности:

Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

Развитие творческого воображения и фантазии;

Развитие способности к импровизации;

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развития восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Педагогическая целесообразность использования технологии – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие принципы обучения :

Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности заданий;

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников;

Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок;

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий;

Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.

Используя музыкально- ритмические композиции, педагоги могут конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально – ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно – творческой деятельности (театральной, изобразительной и др.).

Отличительные особенности технологии :

1. Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми».

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков по 8,16 тактов, как принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, то детских песен к симфоническим произведениям композиторов -классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, обыгрывая своим телом сложный мир чувств и образов.

3. Акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних (сенсорных, мыслительных, эмоциональных) процессов и их подвижность.

Исполнитель: Буренина А. И.
Альбом: Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Год выпуска: 2009
Жанр: Детская

О музыке: Учебное пособие по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов и школ, так и коррекционных учреждений. Это программа по ритмической пластике для детей от 3 до 9 лет. Привлекательность данной программы в том, что она доступна для освоения детьми разного возраста. Система работы по ней очень удобна, а занятия способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.

Знаете ли вы

Издательство: СПб.: ЛОИРО
Буренина Анна Иосифовна,

Заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования,
кандидат педагогических наук,
доцент.

Имеет 20-летний опыт работы музыкальным руководителем в детских садах и специализированном детском доме, а также многолетний опыт преподавания теории и методики музыкального воспитания в системе ПК и высшей школе. С 1991 года постоянно работает в ЛОИРО, Результатом ее творческого поиска явилась разработка оригинальной методики музыкально-ритмического воспитания детей, а также создание разнообразного репертуара (более 100 пластических миниатюр), который лег в основу программ «Ритмическая мозаика» и «Топ, хлоп малыш», рекомендованные МО РФ.

В программах раскрывается технология, в основе которой - музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого. К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей - от подражания к самостоятельности и к творчеству. Особое внимание уделено реализации важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.

С 2000 года Анна Иосифовна Буренина является главным редактором нового журнала для педагогов-музыкантов – «Музыкальная палитра».

Нажмите чтобы закрыть спойлер: Знаете ли вы

Список песен

Диск 1:
01. Весёлые путешественники
02. Рыбачек
03. Чебурашка
04. Плющевый медвежонок
05. Куклы-Неваляшки
06. Разноцветная игра
07. Кузнечик
08. Белочка
09. Едем к бабушке в деревню
10. Лошадки
11. Поросята
12. Птички и ворона
13. Маленький танец
14. Белые кораблики
15. Марш
16. Цыплята
17. Чунга-чанга
18. Красная шапочка
19. игра «Козочка и волк»
20. Кот Леопольд
21. Три поросенка
22. Антошка
23. Вместе весело шагать
24. Мячик
25. Курляндия
26. Танец кукол и мишки
27. Полька (Кремена)

Диск 2:
01. Танцуйте сидя
02. Кошка и девочка
03. Весёлая пастушка
04. Всё мы делим пополам
05. Танец-игра «Найди себе пару»
06. Волшебный цветок
07. Упражнение с цветами
08. Песенка о лете
09. Упражнение с осенними листьями
10. Танец зонтиками
11. Осенний парк
12. Кукла
13. Кукла (исп.М.Родович)
14. Птичка польку танцевала
15. Игра с мячом
16. Пляска-игра с крокодилом Геной
17. Танец солдатиков и куколок
18. Карнавальное шествие
19. Танец колокольчиков
20. Какадурчик
21. Полонез
22. Старинная полька
23. Менуэт
24. Танец придворных
25. Танец мотыльков

Диск 3:
01. Танец Цветов и Бабочек
02. Лирический танец Танец месяц
03. Танец Снежинок и вьюги
04. Танец Троллей
05. Аквариум. Танец тройками. (См.
06. Дети и природа
07. Танец Богатырей
08. Домисолька
09. Парный танец (финская полька)
10. Полкис
11. Турецкий марш
12. Сиртаки
13. Кошки-Мышки
14. Два Барана
15. Упражнение с обручами (Француз
16. Пластический этюд с обручами
17. Озорники
18. Маляры
19. Птичий двор

Диск 4:
01. Аэробика
02. Воздушная кукуруза
03. Кавалеристы
04. Свежий ветер
05. Танец моряков
06. Красный сарафан
07. Светит месяц
08. Калинка
09. Цыганские напевы
10. «Дорогой длинной»
11. Под музыку Вивальди
12. Голубая вода
13. Жаворонок
14. Цирковые лошадки. (Утро)
15. «Осенний марафон»
16. Цыганочка


Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить дополнительное образование детей положительными эмоциями, увеличить их двигательную активность, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Ритмика помогают творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Программа дает возможность осуществлять развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движениях ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

С 1998 года педагогам предоставляется право выбора образовательной программы. Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике.

К одной из таких методик относится программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Еще одной современной программой является «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой. Данная программа включает репертуар для занятий музыкально - ритмическими движениями с детьми дошкольного возраста. Парные и круговые пляски, игры, упражнения собраны автором из разных источников: творческих разработок музыкальных руководителей детских садов, а также сборников, изданных ранее. Предлагаемый репертуар отличается доступностью для исполнения детьми и яркостью игрового образа.

В основе работы технология А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и репертуарные сборники Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика».

Нетрадиционные виды упражнений представлены: пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игру-путешествие (сюжетное занятие) предлагается взять за основу построения занятия, так как она включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы.

Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Программа дополнена такими разделами, как: элементы хореографии (С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика») и образно-игровые движения или по-другому упражнения с превращениями (М.А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»).

На основе современных диагностик («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева) разработана диагностика музыкально-двигательного развития детей дошкольного возраста

Данная программа дополнительного образования рассчитана на детей от 4-х лет. Учебные группы комплектуются по возрастному принципу. Численный состав групп 8-10 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 20 и 30 минут (в зависимости от возраста воспитанников). Таким образом, программа дополнительного образования по ритмике рассчитана на 64 учебных часа.

Занятия проходят в музыкальном зале. С детьми среднего возраста занятия проходят в игровой форме, а для детей старшего возраста в занятие добавляются строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные шаги, танцы и игры. В занятиях используются разнообразные пособия: мячи, шары, ленты, султанчики, обручи, гимнастические палки и др.

Творческие достижения детей реализуются на вечерах развлечений, праздничных утренниках, совместных мероприятиях детского сада и школы, районных конкурсах «Юные таланты», «Мы со спортом дружим» и пр..

Цели и задачи рабочей программы

Цель программы «Ритмическая мозаика» – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Технология нацелена на общее, психическое, духовное и физическое развитие детей от четырех лет.

Исходя из целей данной программы, педагогом ставится следующие задачи:

Развитие музыкальности.


    • Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;

    • Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);

    • Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:

    • Развитие ловкости, точности, координации движений;

    • Развитие гибкости и пластичности;

    • Формирование правильной осанки, красивой походки;

    • Воспитание выносливости, развитие силы;

    • Развитие умения ориентироваться в пространстве;

    • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    • Развитие творческого воображения и фантазии;

    • Развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:

    • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

    • Тренировка подвижности нервных процессов;

    • Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

    • Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

    • Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Содержание программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика».

Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.

Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с дошкольниками предполагают:


    • Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;

    • Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;

    • Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

    • Выбор оптимальной системы занятий;
Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:

    • игроритмика;

    • танцевально-ритмическая гимнастика;

    • пальчиковая гимнастика;

    • строевые упражнения;

    • игровой самомассаж;

    • музыкально-подвижные игры;

    • креативная гимнастика;

    • элементы хореографии;

    • образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
«Игроритмика » является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения

«Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мирвнутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются

«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике

«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

«Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений.

«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:


    • знакомые детям животные и птицы;

    • интересные предметы;

    • растения и явления природы;

    • люди, профессии.
Так же программа дополнена следующими разделами:

«Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж)

Подобные упражнения включаются в начало занятий, т.к. их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.

«Парные и круговые пляски».

Самый незаменимый материал для проведения развлечений, утренников, новогодних «елок» и т.п. Предлагаемый репертуар также отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную программу.

« Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры»

Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой. Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного репертуара детьми, важно обратить внимание на выразительность мимики и движений.

«Наше наследие».

Лучшие разработки по ритмике для дошкольников собраны в этом разделе. Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Они также нравятся детям, как и 20-30 лет назад и пользуются большим успехом у зрителей.

Музыкальные композиции Т.И. Суворовой отличаются высочайшим качеством отбора и аранжировки музыки, что особенно ценно, простотой танцевальных движений, что позволяет без напряжения, щадя психику и здоровье воспитанников, с удовольствием разучивать их и использовать на праздниках и в быту.

Этапы работы по разучиванию танцевальных композиций:

Подражание ребенка взрослому,

Имея опыт исполнения нескольких композиций по показу взрослого, у детей развивается умение самостоятельно исполнять выученные раннее композиции в целом;

Подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные.

Перспективное планирование для средней группы


Период прохождения материала

Тема и репертуар

Программное содержание

Октябрь

8 занятий



Мир игрушек

Какой чудесный день

Виноватая тучка

Марш с флажками

Кузнечик

Улыбка


Попугай

Развивать:

Умение двигаться в соответствии с характером и настроением музыки;

Выразительность танцевальных движений

Учить перевоплощению в игровые образы.



Ноябрь

8 занятий


Животные и птицы

Кот Леопольд

Танец медведей

Хрюшечки


Белка по лесу идёт

Игра «Птички и ворона»



Развитие быстроты реакции, памяти, умения сочетать движения с музыкой и словом

Декабрь

8 занятий



Зимняя сказка

Новогодние искорки

Вход на елку

Медведи на велосипедах

Красная Шапочка

Поросята


Развитие выразительности пластики, точности и ловкости движений, музыкального слуха

Январь

8 занятий


Маршируем и танцуем

Чик и Брик

Летка-Йенька

Мяч


Развивать умение замедлять и ускорять движение, обогащать двигательный опыт

Февраль

8 занятий



Мир ребёнка

Самолетик

Игра «Козочки и волк»

Разноцветная игра

Птичий двор

Кукляндия



Развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения

Март

8 занятий



Мои маленькие друзья

Барашек


Осьминожки

Кошки-мышки с под.гр.

День рожденья у мартышки

Развитие эмоций, выразительности, точности и координации движений



Апрель

8 занятий



Весна красна

Бабка-Ёжка

Светит солнышко

Дождик


Полька

Воспитывать положительное отношение к передаваемому образу, развивать образное восприятие музыки

Май

8 занятий



Мы любим веселиться
Чунга-Чанга

Калинка


Ни кола - ни двора

Ах, вы сени



Развитие выразительности движений, координации, умения сочетать движения с музыкой

Перспективное планирование для старшей группы


Период прохождения материала

Тема и репертуар

Программное содержание

Октябрь

8 занятий



Осенние музыкальные картинки

Танец листочков и цветов с.12 к 4

Танец с зонтиками

Сюжетные танцы

Яблочко


Если нравится тебе

Буги-вуги с.10 к 4

Вместе весело шагать

Развивать:

Ритмический слух,

Ориентировку в пространстве,

формировать:

Координацию движений,

Творческие способности

Развитие быстроты реакции, памяти, выразительности движений



Ноябрь

8 занятий


Игры и этюды

Тропинка


Песня про дворника

Озорники


Облака

Колыбельная медведицы


Развитие творческого воображения, музыкального слуха, образного мышления



Декабрь

8 занятий



В мире сказок

Дорога в сказку

Музыкальный Дед Мороз

Карнавальное шествие

Про Новый год


Развитие музыкальности, красивой осанки, способности к импровизации


Январь

8 занятий


Зимние музыкальные картинки

Игра в снежки

Конькобежцы

Три поросенка


Развивать умение замедлять и ускорять движение, обогащать двигательный опыт



Февраль

8 занятий



Любимые игрушки

Марш деревянных солдатиков

Упр. на выворачивание круга с.35 к.3

Песенка про Микки-Мауса


Развитие чувства ритма, выразительной пластики,

образного мышления


Март

8 занятий



Юмор и шутка

Дрессированные медведи

Канатоходка

Танец слонов

Всё мы делим пополам

Развитие эмоций, доверительного отношения между детьми



Апрель

8 занятий



Игры и этюды

Калинка Д1

Игра «Делай, как я»

Марш –перестроение

Солнышко

Дорога не тропинка


Воспитывать положительное отношение к передаваемому образу, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни



Май

8 занятий



Весенние музыкальные картинки

Калинка


Волшебный цветок

А кто там над лугом

Песенка о лете

Освоение элементов русской пляски, развитие артистичности


Ожидаемые результаты.

К концу учебного года дети 4-5 лет должны уметь:


    • Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;

    • Передавать основные средства музыкальной выразительности;

    • Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;

    • Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;

    • Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;

    • Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

    • Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;

    • Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;

    • Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;

    • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;

    • Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами;
Дети 5-6 лет должны уметь:

    • передать характер музыкального произведения в движении;

    • точно и правильно исполнять танцевальные постановки;

    • выражать в движении основные средства музыкальной выразительности;

    • выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;

    • импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинять элементы для танцев.

    • Владеть

    • основными танцевальными позициями рук и ног;

    • навыками ориентировки в пространстве;

    • основами хореографического искусства и упражнений.
Усвоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру, приобретать определенный «запас» движений в ритмических и танцевальных упражнениях.

Работа по программе дополнительного образования «Ритмическая мозаика» позволяет добиваться следующих результатов :


  • Укрепления здоровья;

  • Развития музыкальности;

  • Развития двигательных качеств и умений;

  • Развития творческих и созидательных способностей;

  • Развития и тренировки психических процессов;

  • Развития нравственно-коммуникативных качеств личности.

Программно-методическое обеспечение


  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

  3. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.

  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.

  5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.

  6. Е.Кутузова. С.Коваленко Танцевально-игровое пособие «Кукоша»

  7. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.

  8. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

  9. Затямина Т.А., Степетова Л.В. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009. – 110 с.

  10. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

  11. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2 частях. – М: Владос, 2001. -103 с.

  12. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

  13. Суворова Т.И. «Спортивные олимпийские танцы для детей»- СПб.: Музыкальная палитра, 2008. – 48 с.

  14. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

  15. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика малышам. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44с.

  16. Федорова Г.П. Весенний бал. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с.

  17. Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с.